8. Евграфие.
Считаю излишним снова предлагать духовные врачевания против печали, так как достаточно одного воспоминания о спасительных страданиях, чтобы побороть даже и самую великую скорбь, поелику они были ради человеческого естества. Господь упразднил смерть не для того, чтобы показать неподвластным смерти только одно Свое тело, но чтобы чрез него уготовать общее воскресение и подать твердую надежду на это. Если же и тогда, когда божественные праздники подают всякое утешение, ты не побораешь страдания своей печали, то я прошу твое почтение прочитать, что значится в свадебной записи при приданом (τоν πρоικψоυ γραμματείоν τα μετά την επίδωσιν) 1, и ясно познать отсюда, что мысль о смерти предшествует браку. Зная смертность естества и заботясь о спокойствии живых, здесь выставляют так называемые условия и нисколько не тяготятся тем, что напоминается о смерти раньше брачного союза; напротив того, – определенно провозглашают: если умрет прежде муж, то должно быть так, а если смерть постигнет прежде жену, то – этак. Зачем же нам печалиться теперь, когда это было известно нам еще до брака и когда мы ждали этого, так сказать, со дня на день? Ведь неизбежно, что всякий союз разрушится вследствие более ранней смерти или мужа или жены: – таков ход природы. Посему, ясно познав и божественное и человеческое, да разгонит твоя дивность (ή θαυμασιότης) печаль, ожидая общей надежды благочестивых.
Комментарии
1. Подобного рода брачные договоры с распоряжениями на случай смерти одного из брачующихся нередко встречаются в папирусах, о чем см. у проф. А. М. Придика, Греческие папирусы (Варшава, 1907), стр. 46.
|