17. Диакониссе Касиане.
Если бы я обращал внимание только на чрезмерность скорби, я и теперь, может быть, отложил бы письма, чтобы время иметь своим помощником врачевания. Но так как я знаю любомудрие твоего боголюбия (θεоφιλίας), то и дерзнул предложить слова утешения, которым научен частью самою природой, частью же божественным Писанием. Природа подвержена превратностям и всякая жизнь полна подобных бедствий. Устроитель же всего и Правитель вселенной, мудро руководящий делами нашими Владыка подает нам всяческое утешение в божественных словах, какими полны книги священных Евангелий, писания святых Апостолов и предречения треблаженных пророков. Считаю излишним приводить их твоему благочестию (θεоσεβεία), поелику ты из начала вскормлена божественными словесами, расположила соответственно им собственную жизнь и не нуждаешься в других наставлениях. Посему прошу вспомнить те изречения, которые повелевают нам господствовать над страстями, обещают вечную жизнь, провозглашают разрушение смерти и возвещают наше всеобщее воскресение; а еще – и даже предпочтительно пред вышеизложенным – (прошу вспомнить) то, что Владыка, повелевший так быть сему, премудр и всеблаг: Он знает, что полезно, и к тому всячески направляет дела. Ибо смерть лучше жизни, и что кажется печальным, [20] оказывается приятнейшим того, что почитается радостным. Итак, да приимет твое богочестие утешение нашего смирения (ταπεινώσεως), служа Владыке всяческих, мужественно перенося печали и подавая образец любомудрия мужам и женам. Все удивляются крепости разума, поелику ты мужественно принимаешь нападения страдания и великою силой духа побеждаешь тягчайший его натиск. Мы имеем достаточное утешение в живых отобразах покойного отрока, так как он оставил достолюбезные плоды, могущие укротить неумеренную скорбь. Кроме сего, прошу сдерживать печаль в виду слабости тела и чрезмерностью скорби не увеличивать страданий. Я же молю премудрого Владыку, чтобы Он подал твоему богочестию поводы к утешению.
|