Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

16. Епископу (Тирскому) Иринею.

По-видимому, нельзя ожидать ничего хорошего. Церковная буря не только не утихает, но, – можно сказать, – с каждым днем еще вздымается. Уже пришли собирающие собор и раздали некоторым другим из митрополитов, а также и нашему, пригласительные грамоты. Копию этих грамот я послал и твоему преподобию (όσιότητι), чтобы ты знал, как, – по слову поэта 1, – „беда за бедой восставала" и как нужно нам надеяться исключительно на благость Владыки, что буря утихнет: для Него легко и это, но мы сами не достойны тишины. Впрочем, нам достаточно благодати терпения, чтобы препобедить воюющих. И божественный Апостол научил нас искать этого: сотворит, – говорит он (1 Кор. X, 13), – со искушением и избытие, яко возмощи понести. Прошу твое боголюбие заграждать уста насмешникам [17] и убеждать, что остающимся, – как говорится, – вне стрел 2 не следует надсмехаться, – как они это делают, – над находящимися как бы в строю, подвергающимися нападениями нападающими. Разве дело в том, тем или другим оружием поражает противника борющийся? И великий Давид без вооружения ниспроверг борца иноплеменников (1 Цар. XVII, 38-39), а Сампсон ослиною челюстью побил тысячи своих врагов (Суд. XV, 16). И никто не порицает за победу и не обвиняет храбреца за то, что он без копий, щита, дротиков и лука победил противников. Посему и борющимся за благочестие так же нужно тщательно исследовать и не гоняться за словами, возбуждающими спор, но за доводами, ясно выражающими истину и приводящими в стыд всех, которые осмеливаются сопротивляться ей. Что за важность в том, именовать ли Святую Деву „человекородицею" и вместе „Богородицею", или называть ее материю Рожденного и рабою, присовокупляя, что она матерь Господа нашего Иисуса Христа, как человека, и раба Его, как Бога, и – для избежания поводов к клевете – предлагать ту же самую мысль под другим наименованием? Сверх сего, нужно рассудить и то, какое имя общее и какое есть собственное имя Девы: ведь об этом возник и весь спор, который не принес никакой пользы. Большинство древних отцов прилагали к Деве такое почетнейшее наименование (Богородицы); это сделало и твое благочестие в двух-трех речах. Я имею некоторые из них, которые присланы твоим боголюбием, где ты, владыко, хотя не соединил с (наименованием) „Богородица" (наименование) „человекородица", но, впрочем, выразил [18] ту же мысль другими словами 3. [А так как вы обвиняете меня, что в счислении учителей я опустил святых и блаженных отцов Диодора и Феодора, то я почел необходимым сказать кратко и об этом. Ибо, во-первых, любезнейший для меня человек (любезный мой друг), (мы опустили) и многих других знаменитых и сделавшихся весьма славными мужей. Затем, нужно рассудить еще и то, что кто обвиняется, тот должен представить несомненных свидетелей, которых никто из обвинителей упрекнуть не может. Если же преследуемый призовет во свидетельство лиц, обвиняемых преследующими, то и сам судья не дозволит принять их. Вот если бы я, пиша похвалу отцам, опустил тех святых, то, – признаюсь, – поступил бы несправедливо и был бы неблагодарен в отношении к учителям. Если же, будучи обвиняем, я привел в свое оправдание несомнительных свидетелей, то в чем обвиняют бес причине те, которые не хотят видеть ничего этого? Α как я почитаю тех мужей, – свидетелем служит мое сочинение, которое написано мною за них и в котором я разрушил поднятое против них обвинение, не боясь ни могущества обвинителей, ни бывших против нас козней]. Итак: любящие болтовню пусть изыщут другое средство морочить людей. У меня цель – все говорить и делать не в угоду тому или другому, но созидать Церковь Божию и угождать ее Жениху и Господу. Α что я не ради временных выгод и много [19] заботливой чести, которую привык называть жалкою, делаю это, – свидетельствует мне совесть. Давно уже я добровольно перестал бы (делать это), если бы только не боялся суда божественного. И ныне знай, владыко, что жду насилия. Думаю, что оно близко: в этом убеждают направленные против меня козни.


Комментарии

1. Ср. в письме 241 (гл. 88).

2. Ср. в письме 241 (гл. 88).

3. Следующие слова, заключенные в квадратные скобки [ ], были читаны в пятом собрании V-го вселенского собора в качестве выдержки из письма Феодорита к епископу Иеренату (Деян. вселенских соборов в русском переводе, изд. второе, Казань 1871, стр. 149-150, 3-е изд., Казань 1889, стр 79-80). Там речь идет об одном Феодоре, но в некоторых местах употребляется множественное число, а это показывает, что имя Диодора было в подлиннике и опущено нотарием или кем-нибудь другим.

Еще больше интересных материалов на нашем телеграм-канале ⏳Вперед в прошлое | Документы и факты⏳

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2024  All Rights Reserved.