|
13. Киру 1. Я слыхал об острове Лесбосе и о тамошних городах Митилене и Мефимне, а равно и о других, но не имел понятия о плодах растущего там винограда. Ныне же, благодаря твоему трудолюбию, узнал и это, – и удивляюсь чистоте вида и тонкости вкуса 2. Что касается приятности, то, может быть, ее доставит время, если только не произведет в нем кислоты, ибо оно (время) губительно для вин столько же, сколько и для тел, растений, зданий и других произведений рук человеческих. Впрочем, для меня совершенно неважно, будто оно (вино), – по твоим словам, – делает пьющих его долголетними. Я не стремлюсь к долголетию, так как в этой жизни много тяжких бурь. Я больше возрадовался, узнав о здоровье монаха, поелику я действительно был весьма озабочен этим и несправедливо обвинял врачей: ибо болезнь требовала именно такого лечения. Я послал твоему благородию сосуд меда, какой производят Киликийские пчелы, обирая цветы стираксы 3. Комментарии1. См. письмо 136-е на стр. 174-176. 2. Нужно заметить, что и в Кирской области выделывалось хорошее виноградное вино, о чем см. письмо 188-е. 3. Кустарник или дерево, из которого добывается тягучий бальзам (styrax), с запахом ванили. Ср., напр., у Страбона, География XII, 7: 3 (по переводу † проф. Ф. Г. Мищенка, Москва 1879, стр. 581-582), что „у Селгиев растет больше всего стуракс, – невысокое, прямое дерево, из которого делают стураковые копья, похожие на дерновые. На стволах плодится вид червей, поедающих дерево; они прогрызают его до поверхности и прежде всего выбрасывают древесную муку, похожую на отруби или опилки, так что у корня образуется насыпь, потом из червя течет какой-то сок, легко сгущающийся подобно гумми; часть его ниспадает на муку у корня дерева, смешиваясь с нею и с землею, – исключая, конечно, того количества, которое задерживается на поверхности и остается чистым; другая часть сока сгущается на поверхности ствола, по которому он стекает, и эта часть остается чистою. Впрочем, и из нечистой части, смешанной с древесною мукой или землей, также делают массу, которая пахнет приятнее, чем чистый сок, хотя уступает последнему в другом отношении, но большинство не знает этого; массу эту люди суеверные употребляют большею частью для курений". Ср. еще у Μ. Μ. Хвостова, История восточной торговли греко-римского Египта (Казань 1907), стр. 89-174. |
|