Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

СИМЕОН ЕРЕВАНЦИ

ДЖАМБР

ГЛАВА 20

в которой перечислены хранящиеся в св. Престоле рагамы персидских царей и всех властителей-насильников, шахам подобных, и важные бумаги других подобных лиц, с указанием, как и когда они даны и на какой предмет

Что касается всего этого, то знай, любезный читатель, что когда я приступил к этому делу, то часто вздыхал и впадал в отчаяние, пока писал, ибо то, что я желал и надеялся найти, и даже был уверен, что это наверное находится в св. Престоле, — многое из того я не нашел. Я не знаю, как эти [документы] исчезли: была ли здесь причиной зависть коварных людей и врагов, или беспечность тех, кто занимал этот престол, или частая смена [властей] и наступавшие при этом смуты и волнения в стране, отразившиеся и на св. Престоле и его обитателях. Пропали не только древние [документы], но и новые, относившиеся к близким нам временам.

Итак, не найдя многого, я ограничился тем малым, что мог добыть; пересмотрел все, познакомился с содержанием и значением этих [бумаг] и описал их в этой книге, чтобы не исчезли и они. Ибо хотя лица, выдавшие [эти документы], чужды нам и враги нашей религии, однако их деяния и приказы в мирском отношении полезны и предохраняют [от бед]. Вот ведь от ядовитых змей получаем мы териак для исцеления различных болезней. Я потому так долго говорю об этом, чтобы ты бережно сохранял то, что у тебя осталось. Ты не говори, что тот или другой рагам бесполезен или что самих-то шахов нет больше и их указы ни на что не пригодны. Ибо они часто оказываются полезными, каждый имеет ценность в известное время, как мы в том убеждались много раз. Особенно надо иметь в виду, что чем больше царских указав будет находиться в св. Престоле, тем больше ему чести. Оказанного достаточно, если ты благоразумен.

Итак, все, что я имел под рукой и рассмотрел, я поместил [284] здесь, начиная с [грамот] шаха Тахмаспа I до [грамот] последнего шаха Тахмаспа и после них [документы], поступившие от турок и других властителей, подобных шахам. Я составил реестр, в котором указаны номер, содержание и дата каждой [бумаги]. Но те [документы], которые раньше упомянуты, здесь отмечены кратко, те же, о которых раньше не было сказано, приведены обстоятельно, более подробно.

Вторая династия Персидского царства, называемая Шех-Оджах, началась в 940 (1491) году нашей и в 897 году мусульманской эры, и первым воцарился шах Исмаил. От него у нас не имеется рагамов. Ему в 977 (1528) году нашей и в 933 году мусульманской эры наследовал шах Тахмасп. Этот шах Тахмасп дает католикосу Микаэлу в 955 году мусульманской и 995 (1546) нашей эры рагам о том, что Нахичеван, Гегаркуни, Капан, Хой, Салмаст, Гянджа, Барда, Акстафа, Закамы и Лори, согласно древнему порядку, входят в область Эчмиадзина и подчиняются его католикосам. Ибо, когда св. Престол находился в упадке, частью этих областей завладел Гандзасар, а другой частью — Ахтамар. Указ найдешь по реестру под № ... Есть еще копия этой [бумаги]; ее тоже найдешь под № ... Об этом было упомянуто в главе 10 о Гандзасаре.

Есть в св. Престоле рагам шаха Аббаса Великого, который он написал Амиргуне-хану по поводу прошения католикоса Давида в 1019 году мусульманской эры; он приказал отобрать мощи св. Рипсиме и других дев у похитителей-патриков 171 и передать Эчмиадзину, а патриков изгнать из страны. Найдешь по реестру под № ...

Есть в св. Престоле еще и другой рагам шаха Аббаса, написанный в 1022 году мусульманской эры, когда католикосом был Меликсет. В нем поименно перечислены все пахотные земли св. Престола и приказано, чтобы никто на них не покушался. Эту грамоту найдешь по реестру под № ... Она упомянута в главе 15 о пахотных землях. В ней сперва шейх-уль-ислам описывает пахотные земли св. Престола, а затем наверху шах пишет постановление.

В ответ на прошение католикоса Меликсета шах Аббас Великий пишет на имя св. Престола еще другой рагам, в котором приказывает всем армянам, где бы они ни находились, повиноваться эчмиадзинскому католикосу, как это установлено издревле. [Указ] написан в ... мусульманской эры. Его найдешь по реестру под № ...

Есть в св. Престоле еще одна грамота шаха Аббаса Великого, которой вардапет Мовсес Сюнеци в соответствии с его просьбой называется ключарем св. Престола (впоследствии он стал католикосом). Она написана в 1036 году мусульманской эры. Ее найдешь по реестру под № ... [285]

Есть также заверенная печатью копия рагама шаха Сефи, которым он по просьбе католикоса Мовсеса отменяет налог муката в размере 100 туманов, наложенный на св. Престол шахом Аббасом Великим при католикосе Меликсете. Написан в 1038 году мусульманской эры. Найдешь по реестру под № ...

Есть еще рагам шаха Сефи. Жители Хачена и всей Агванской земли подают прошение, что они искони составляют область Эчмиадзина, не хотят над собой власти гандзасарского католикоса. Шах пишет указ, чтобы было так, чтобы они повиновались лишь Эчмиадзину и ему платили нвиракские повинности. Указ написан в 1044 году мусульманской эры. Имеется также его копия. Найдешь по реестру под № ... [Указ этот] упомянут нами в главе 10 о Гандзасаре.

Есть еще рагам шаха Сефи, написанный в ответ на прошение католикоса Пилипоса и запрещающий кому бы то ни было препятствовать [действиям] нвираков Эчмиадзина или людей халифы [католикоса], вмешиваться в их речи и дела и требовать от них чего-либо, когда они разъезжают по разным местам. Написан в 1048 году мусульманской эры. Найдешь по реестру под № ...

Есть также рагам шаха Аббаса-младшего, на одной стороне которого шейх-уль-ислам пишет фетву, а на другой стороне шах пишет указ, в котором говорится: “Как нам заявлено в прошении, некоторые лица в Азербайджане требуют у армян денег без всякого на то основания; чтоб впредь этого не было. А также, если они захотят восстанавливать церкви, разрушенные землетрясением во время владычества турок, никто не смеет препятствовать этому, ибо они — наши подданные. Пусть никто не вмешивается в дела их религии”. Написан во времена католикоса Пилипоса, в 1053 году мусульманской эры. Найдешь по реестру под № ...

Имеется также рагам шаха Аббаса-младшего, где на одной странице шейх-уль-ислам перечисляет все пахотные земли св. Престола и свидетельствует, что они составляют вакфы св. Эчмиадзина; на другой стороне шах пишет указ, чтобы никто не касался этих земель. Написан в 1054 году мусульманской эры. Найдешь по реестру под № ... Подобного же содержания грамота имеется и от шаха Аббаса Великого. Найдешь по реестру под № ... [Оба документа] упомянуты нами в главе 15 о пашнях.

Есть рагам шаха Аббаса-младшего. написанный в 1055 году мусульманской эры, которым по просьбе католикоса Пилипоса один плуг св. Престола признан магафом, ибо злой Махмад-Кули-хан хотел брать бахру [с этого плуга]. Этот рагам упомянут в главе 14 о магафстве [Эчмиадзина и других монастырей]. Найдешь по реестру под № ... [286]

Есть рагам шаха Аббаса-младшего от 1055 года мусульманской эры, в котором приказывается, чтобы Махмад-Кули-хан брал с ереванских монастырей столико, сколько брал Амиргуне-хан, но не больше. Найдешь по реестру под № ...

Есть рагам шаха Аббаса-младшего, написанный в 1055 году мусульманской эры, в котором он в ответ на прошение католикоса Пилипоса строго приказывает, чтобы ханы и другие должностные лица не трогали эчмиадзинских нвираков. Тут же он упоминает, что в 1048 году и шах Сефи написал указ в этом смысле (что мы указали выше). Найдешь по реестру под № ...

Есть рагам шаха Аббаса-младшего, написанный в 1055 году мусульманской эры по прошению католикоса Пилипоса, относительно постройки и восстановления церквей в Ереванской стране. Найдешь по реестру под № ...

Есть рагам шаха Аббаса-младшего, написанный в 1060 году мусульманской эры по прошению католикоса Пилипоса, о том, что, если армяне, чтобы разрешить между собою спор, обратятся к своему халифе [католикосу] или вардапетам 172, мусульмане не должны этому препятствовать или вмешиваться в такие дела; кроме того, если армяне дадут что-нибудь в вакф Эчмиадзину, мусульмане не должны препятствовать этому. На оборотной стороне [этой бумаги] шариатский суд пишет фетву. Найдешь по реестру под № ...

Есть грамота шаха Аббаса-младшего, написанная в 1060 году мусульманской эры в ответ на прошение католикоса Пилипоса. Католикос пишет, что у св. Престола имеются в Вагаршапате и других местах мульки, виноградники и мельницы, бывшие издавна вакфами Престола, но в настоящее время ханы и другие власть имущие не дают пользоваться ими. В прошении Хосров-хан, властитель страны, со своей стороны свидетельствует, что у Престола девять виноградников и девять мельниц. На основании этого шах строго приказывает, чтобы никто не касался их. Этот [документ] упомянут нами в главе 14 о магафстве. Найдешь по реестру под № ....

Есть грамота шаха Аббаса-младшего, написанная в 1060 году мусульманской эры по прошению католикоса Пилипоса. Католикос в прошении говорит: “Я провел воду Гёзал-дары, [которой достаточно для работы] девяти мельниц, и присоединил к реке [Касах], отчего получилась большая польза для страны; но нам от этого пользы нет, ибо наш мульк — село, искони принадлежавшее Престолу, Тахмасп-Кули-хан, сын Амиргуне-хана, присвоил как казенное содержание и пользовался им, а за ним и другие до сих пор [пользуются им]; прошу мульк нашего села отдать нам”. Властитель страны Хосров-хан в прошении свидетельствует о благодеяниях [287] католикоса и просит исполнить его просьбу. Вследствие этого шах пишет этот рагам, которым не только дарит Престолу шесть дангов мулька нашего села, но и все его пахотные земли на 190 халваров и 5 литров. Этот документ упомянут нами в 15-й главе о мульке нашего села. Его найдешь по реестру под № ... Он очень важен, особенно тем, что признает за св. Престолом право не только на половину воды нашей реки, но и право на такое количество воды, которого достаточно для работы девяти мельниц.

Есть рагам шаха Аббаса-младшего от 1060 года мусульманской эры, [написанный] в ответ на прошение католикоса Пилипоса. Католикос, напоминая в прошении, что oн провел [в реку Касах] воду Гёзал-дары, которой достаточно для девяти мельниц, что он вернул назад Муртаза-пашу, дав ему 200 туманов, и другие свои полезные дела, обращается к шаху с тремя просьбами: “Во-первых, — говорит он, — мульки св. Престола: виноградники, мельницы, пахотные земли, скот и прочее — объяви магафом, чтобы мы пользовались ими и молились за тебя; во-вторых, чтобы никто не касался вакуфного имущества Престола, коим он владел издавна и владеет в настоящее время; в-третьих, разреши мне отправиться в Иерусалим”. Перед каждой просьбой отдельно шах пишет указ об исполнении и ставит печать. Грамота эта упомянута в 14-й главе о магафстве. Найдешь по реестру под № ... [Она] очень важна, и ее надо бережно хранить.

Есть рагам шаха Аббаса-младшего от 1060 года мусульманской эры. Жители Шемахи и Ширвана подают шаху прошение о том, что они искони составляли область Эчмиадзина,. свою нвиракскую повинность платили Эчмиадзину и желают, чтобы так было и впредь, а власти гандзасарских католикосов над собой не хотят. Шах пишет в этом рагаме: “Быть по сему”. Этот документ упомянут нами в главе 10 о Гандзасаре. У нас есть и его копия. Найдешь по реестру под №...

Есть рагам шаха Аббаса-младшего от 1060 года мусульманской эры. Векиль св. Престола Туман отправляется в Исфаган и подает шаху прошение, в котором говорится, что село Батриндж является мульком Эчмиадзина и покосом для его скота; но теперь пришли мусульмане из [племени] кёчари и поселились там, причиняя убыток стране и Эчмиадзину. Шах пишет строгое приказание, чтобы эти кочевники там более не жили. [Этот указ] упомянут в 13-й главе о селе Батриндж. Найдешь по реестру под № ...

Есть рагам шаха Аббаса-младшего от 1060 года мусульманской эры о том, что на время поездки католикоса Пилипоса в Иерусалим им назначен заместителем его векиль: этому никто не должен сопротивляться. Найдешь по реестру, № ... [288]

Есть рагам [шаха Аббаса II] 173 от 1060 года мусульманской эры, в котором он выражает благодарность католикосу Пилипосу за присланные дары. Найдешь по реестру под № ...

Есть рагам шаха Аббаса-младшего от 1062 года мусульманской эры. Сын ереванского жителя Сета ходжа Акоп, которого мы упомянули в главе о Норагюге и в других местах, владел четырьмя с половиной дангами мулька села Егвард, на что имел надежную купчую. Некоторые мусульмане незаконно захватили эти мульки. Акоп подает шаху жалобу, получает их обратно и отдает вместе с мульками Норагюга и других мест в вакф св. Престолу. Шах дает св. Престолу эту грамоту, которой утверждает эти вакфы. [Она] упомянута нами в главе 13 об Егварде. Найдешь по реестру под № ...

Есть рагам шаха Аббаса-младшего от 1062 года мусульманской эры, в котором он пишет в ответ на прошение католикоса Пилипоса и вардапета Акопа, чтобы забиты 174, ханы и таможенные служащие не трогали нвираков Эчмиадзина, куда бы они ни направлялись, и не требовали бы у них ничего. Если же у нвираков окажется что-либо, подлежащее обложению пошлиной, то чтобы ее взимали по закону. Найдешь по реестру под № ...

Есть рагам шаха Аббаса-младшего от 1067 года мусульманской эры, изданный в ответ на прошение католикоса Акопа [Джугаеци] и жителей окрестных сел, в котором они жалуются, что мусульмане [племени] кёчари явились в село Батриндж и наносят им ущерб. Шах строго приказывает, чтобы [эти кочевники] не вступали больше в Батриндж. Найдешь по реестру под № ...

Есть указ шаха Аббаса-младшего от 1068 года мусульманской эры. Шариатский суд сперва постановляет: если какой-нибудь мусульманин продает христианину мульк при посредстве суда и по купчей крепости, то он больше не имеет права возбуждать иск и требовать проданного обратно. Равным образом, если родственник продавца возбудит иск против покупателя по поводу проданного мулька, то [иск] считается недействительным и не принимается во внимание. В заголовке этой фетвы шах пишет: “Быть по сему”. Найдешь по реестру под № ...

Есть рагам шаха Аббаса-младшего от 1069 года мусульманской эры. Наджаф-хан потребовал у св. Престола бахру. Католикос Акоп [Джугаеци] подает шаху прошение, в котором говорит: “Ты дал католикосу Пилипосу магафство на один плуг; теперь здесь не исполняют твоего приказания”. Шах пишет строгий приказ Наджаф-хану, чтобы он не требовал бахру. [Этот указ] упомянут в главе 14 о магафстве. Найдешь по реестру под № ... [289]

Есть рагам шаха Аббаса-младшего от 1069 года мусульманской эры. Этот рагам, подобно рагамам ..., предписывает всем властям [следить], чтобы никто не препятствовал эчмиадзинскому католикосу и его людям, куда бы они ни отправлялись, ничего от них не требовал и в дела религии не вмешивался. Найдешь по реестру под № ...

Есть рагам шаха Аббаса-младшего от 1069 года мусульманской эры. Сперва шейх-уль-ислам пишет постановление, что за крепостного, купленного на деньги, не следует брать джизью и харадж. Затем шах утверждает это постановление, написав: “Быть по сему”. Найдешь по реестру под № ... Есть рагам шаха Аббаса-младшего от 1069 года мусульманской эры. Сперва шейх-уль-ислам постановляет: “Если умрет какой-нибудь армянин и кто-нибудь явится к близким умершего и скажет, что покойник был должен столько-то или что у него остался такой-то мой залог, то этот [человек] не получит удовлетворения до тех пор, пока не докажет [свою правоту], представив суду многих свидетелей”. Затем шах пишет указ: “Быть по сему”. Найдешь по реестру под № ... Есть рагам шаха Аббаса-младшего от 1069 года мусульманской эры, данный в ответ на прошения жителей Еревана и Нахичевана. В нем говорится о том, что если они захотят восстановить разрушенные церкви, то никто не должен этому препятствовать. Найдешь по реестру под № ...

Есть рагам шаха Аббаса-младшего от 1069 года мусульманской эры. Сперва шариатский суд постановляет: “Если армянин владеет где-нибудь бесспорными мульками и пахотными землями, он имеет право ими владеть и засевать их, где и когда захочет, и никто не имеет права препятствовать [ему в этом] или захватывать их”. Потом шах пишет: “Быть по сему”. Найдешь по реестру под № ...

Есть рагам шаха Аббаса-младшего от 1071 года мусульманской эры. Сперва шейх-уль-ислам пишет постановление по трем вопросам: “Во-первых, если кто-нибудь какой-либо мульк отдает в вакф, то не имеет права взять его обратно. Во-вторых, если кто-нибудь перед смертью сделает какое-нибудь завещание, то его сын не вправе это оспаривать. В-третьих, если кто-нибудь перед смертью назначает душе приказчика для исполнения своего завещания, то сын умирающего не вправе этому воспрепятствовать”. Шах в заголовке постановления пишет приказ: “Быть по сему”. Найдешь по реестру под № ...

Есть рагам шаха Сулеймана от 1077 года мусульманской эры, данный в ответ на прошение жителей Канакера. В нем [290] повелевается: “Если кто-нибудь из армян переходит в наш закон, [т. е. религию], тот не имеет права требовать чего-либо от своих родственников или предъявлять им иск”. Пишет также приказание ереванскому хану Сефи-Кули, чтобы он не допускал этого. Найдешь по реестру под № ...

Есть рагам шаха Сулеймана от 1078 года мусульманской ары о восстановлении мугнинского монастыря св. Георга. Сперва шариатский суд постановляет: “Монастырь существовал издревле, но теперь пришел в ветхость; нет никаких препятствий, чтобы восстановить его и облицевать камнем, скрепленным известью”. Шах пишет приказание: “Быть по сему”. Найдешь по реестру под №...

Есть рагам шаха Сулеймана от 1079 года мусульманской эры о восстановлении церквей. Сперва шариатский суд постановляет: “Поскольку армяне находятся в повиновении шаху и платят подати, нет препятствий к тому, чтобы они восстанавливали свои разрушенные церкви”. Шах пишет приказание: “Быть по сему”. Найдешь по реестру под № ...

Есть рагам шаха Сулеймана от 1079 года мусульманской эры. Сперва шариатский суд постановляет: “Когда [армяне] в Эчмиадзине, монастырях и различных армянских церквах, согласно своим законам, открыто хоронят своих покойников, совершают венчания, громогласно поют в церквах, звонят в колокола и наполняют подобные обряды, не следует этого запрещать, ибо они платят шаху подати”. Шах утверждает это постановление. Найдешь по реестру под № ...

Есть указ шаха Сулеймана от 1079 года мусульманской эры, данный в ответ на прошение всех армян Азербайджанской страны, в котором они жалуются, говоря: “Мы — подданные шаха; но мусульмане не разрешают нам звонить в колокола и созывать в церковь, открыто совершать церковные службы и чинят препятствия всему нашему закону”. На это шариатский суд 175 пишет постановление, что не следует мусульманам так поступать, а [затем] и шах на обороте [этой же бумага] пишет приказ, чтоб не делали этого. Найдешь по реестру под №...

Есть рагам шаха Сулеймана от 1079 года мусульманской эры. Сперва шариатский суд постановляет: “Все армяне, проживающие в нашем царстве, состоят в повиновении и платят подати шаху; никто не смеет их обращать в мусульманство и принуждать к этому. Кроме того, никто не вправе препятствовать им восстанавливать свои разрушенные церкви, [используя] камень, известь, кирпич и дерево”. Шах пишет указ: “Быть по сему”. Найдешь по реестру под № ...

Есть копия рагама шаха Сулеймана от 1079 года мусульманской эры, заверенная печатью шариатского суда. Сперва [291] суд постановляет: “В Азербайджане некоторые мусульмане притесняют армян, незаконно требуют у них денег, препятствуют восстановлению старых церквей, вмешиваются в их религиозные дела. Следует приказать, чтобы всего этого не было”. Шах на обороте [этой же бумаги] пишет строгий приказ не делать этого. Найдешь по реестру под № ... Такой же указ дает шах Аббас-младший в 1053 году мусульманской эры. Найдешь по реестру под № ... В 1071 году мусульманской эры шах Аббас-младший опять дает рагам относительно восстановления церквей в Азербайджане. У нас есть копия [этого указа], заверенная печатью суда. Найдешь по реестру под № ...

Есть весьма ценная, очень важная и полезная грамота шаха Сулеймана от 1082 года мусульманской эры. Католикос Акоп Джугаеци, терпя много притеснений и неприятностей со стороны ханов и других мусульман из-за шести дангов мулька нашего села Эчмиадзина, с великой мудростью совершил большое и благое дело. Он отправился в Исфаган, взяв с собой различные документы. Во-первых, хранящееся в св. Престоле большое вакуфное свидетельство, по которому католикос Григор Маквеци приобрел все наше село в полных границах. Во-вторых, удостоверение хана Амиргуне, который, завладев нашим селом, некоторое время пользовался им, но затем, увидев упомянутое вакуфное свидетельство, убедился, что это село — вакф св. Престола; тогда он дал удостоверение, в котором говорится, что это село действительно принадлежит Эчмиадзину: “Никто из моих родственников не должен касаться его”. Удостоверение это написано в 1029 году мусульманской эры, В св. Престоле имеются также две копии, заверенные печатями шариатского суда. В-третьих, удостоверение Аббас-Кули-хана, сына Амиргуне-хана, который, еще не будучи ханом, предъявил католикосу Акопу иск на это село, утверждая, что оно принадлежит ему, так как его отец столько-то лет пользовался его доходами. Католикос Акоп, предъявив суду вышеупомянутое большое вакуфное свидетельство и удостоверение, данное отцом истца, заставляет его замолчать и в 1073 году мусульманской эры отбирает у него удостоверение, в котором записано, что это село действительно принадлежит Эчмиадзину. У нас есть копия этого документа. В-четвертых, другое удостоверение и свидетельское показание, составленное в 1079 году мусульманской эры.

Католикос [берет] эти четыре документа в Исфаган, предъявляет шейх-уль-исламу и другим судейским должностным лицам и подробно объясняет положение дел с нашим селом. Рассмотрев эти документы и удостоверившись [в их правильности], шейх-уль-ислам пишет строгий и решительный худжет, ставит на “ем свою печать, а также предлагает поставить свои [292] печати знатным лицам, читавшим [эти бумаги]. В этой грамоте говорится: “Мы видели большое вакуфное свидетельство, грамоту Амиргуне-хана и другие бумаги и твердо убедились, что не только шесть дангов мулька этого села, но и весь хасил, мутахил 176 и бахра 177 издревле принадлежат Эчмиадзину. Посему всякий, кто начнет об этом тяжбу, будет неправ и иск его неприемлем”. Затем католикос Акоп обращается с прошением к шаху Сулейману и предъявляет ему этот документ. Шах, увидев решение суда и других знатных лиц, на оборотной стороне этой же бумаги пишет указ: “То, что написано на другой стороне этого удостоверения и засвидетельствовано судом шариата, я утверждаю и приказываю, чтобы было так”. Тут же он пишет наказ ереванскому хану, чтобы никто не поступал против написанного. Эту грамоту найдешь по реестру под № ... Она упомянута нами в 13-й главе о мульке нашего села. Есть еще две копии этой [бумаги], заверенные печатями шариатского суда: одна имеет такую же форму [как подлинник], то есть в ней на одной стороне записано свидетельство суда, а на другой — шахский указ; во второй же есть только решение суда, а шахского [указа] нет. Их найдешь по реестру под №...

Имеется еще другой рагам шаха Сулеймана от 1085 года мусульманской эры, совершенно сходный с предыдущим. Между ними есть лишь небольшая разница. В первой [грамоте] в решении суда подтверждается, что хасил, мутахил и бахра эчмиадзинского села целиком принадлежат Эчмиадзину, но шах на оборотной стороне не называет их по отдельности, а пишет: “То, что удостоверяет суд, я утверждаю и приказываю, чтобы было так”. Во второй же грамоте шах в указе на обороте [бумаги] дословно повторяет решение суда. Его найдешь по реестру под № ... Оба эти рагама очень полезны и их надо особенно бережно хранить.

Есть указ шаха Сулеймана от 1085 года мусульманской эры, данный по просьбе жителей нашего села. В прошении говорится: “У нас есть [оросительный] канал под названием Шахи-арх (канал шаха), который искони принадлежит нам; но теперь жители [села] Хаджигара хотят насильственно отнять у нас этот канал с водой”. В заголовке прошения шах пишет указ на имя сардара Азербайджана и властителя Еревана: “Расследуйте дело; если вода принадлежит Эчмиадзину, отдайте ему, и пусть жители Хаджигары не касаются ее”. Найдешь по реестру под №... [293]

Рагам шаха Сулеймана от 1085 года мусульманской эры на имя властвующих в нашей стране, [изданный] по просьбе заместителя [католикоса] в Престоле вардапета Оноприоса. Шах приказывает не требовать от монастырей ничего лишнего сверх обычной платы. Найдешь по реестру под № ...

Рагам шаха Сулеймана от 1086 года мусульманской эры утверждает Акопа Джугаеци в сане католикоса. Найдешь по реестру под № ...

Рагам шаха Сулеймана от 1091 года мусульманской эры на имя ереванского хана в ответ на прошение католикоса Акопа. [В этом указе] он приказывает хану: “Отбери мульки Эчмиадзина у того, кто насильственно завладел ими и верни Престолу”. Ибо когда-то проклятый лезгин Сефи-Кули-хан завладел некоторыми мульками св. Престола. Найдешь по реестру под №...

Рагам шаха Сулеймана от 1095 года мусульманской эры. Некто по имени Халдар, приняв мусульманство, берет обратно какой-то мульк, который его родственники отдали в вакф св. Престолу. Католикос Егиазар подает шаху жалобу, и шах пишет указ, коим приказывает, чтобы Халдар вернул мульк. Под прошением шариатский суд также пишет фетву. Найдешь по реестру под № ...

Грамота шаха Сулеймана от 1099 года мусульманской эры об [утверждении] католикосом Нахапета. Найдешь по реестру под № ...

Грамота шаха Сулеймана от 1102 года мусульманской эры об [утверждении] католикосом Нахапета. Найдешь по реестру под № ...

Грамота шаха Хусейна от 1106 года мусульманской эры об [утверждении] католикосом Нахапета. Найдешь по реестру под № ...

Грамота шаха Хусейна от 1111 года мусульманской эры об [утверждении] Нахапета католикосом вторично (после Степаноса). Найдешь по реестру под № ...

Рагам шаха Хусейна от 1111 года мусульманской эры на имя властителей Азербайджана, в котором приказывается, чтобы никто не препятствовал армянам хоронить своих усопших открыто и торжественно, восстанавливать разрушенные церкви, чтобы никто не стеснял их в религиозных делах и не требовал денег. Найдешь по реестру под № ... Есть еще копия этого [документа], заверенная печатью шариатского суда. Найдешь по реестру под №...

Рагам шаха Хусейна от 1116 года мусульманской эры. Некто по имени Даниэл оклеветал католикоса Нахапета перед шахом. Тогда хан Аблгасум, друг католикоса, ходатайствует за него. Шах пишет этот рагам, успокаивает католикоса и [294] требует, чтобы братия повиновалась ему по закону. Найдешь по реестру под № …

Грамота шаха Хусейна от 1118 года мусульманской эры об [утверждении] католикосом Александра Джугаеци. Найдешь по реестру под № ...

Указ шаха Хусейна о франках от 1122 года мусульманской эры, данный в ответ на прошение католикоса Александра Джугаеци. [Он приказывает], чтобы франки никогда больше не появлялись в его государстве, не вовлекали “иного в свою ересь и не обучали бы [своему вероучению] детей, не женились на армянках и прочее. Найдешь по реестру под № ...

Важный рагам шаха Хусейна от 1124 года мусульманской эры, в котором, согласно прошению католикоса Александра Джугаеци, он объявляет магафом два плуга и пятьсот голов овец, принадлежащих cв. Престолу. Найдешь по реестру под № ... Эта [грамота] упомянута нами в главе 14 о магафстве св. Престола.

Рагам шаха Хусейна от 1124 года мусульманской эры, в котором, согласно прошению католикоса Александра Джугаеци, он приказывает, чтобы франки-патрики не осмеливались обращать армян в свою религию, а также делает другие рас поражения. Напоминает также, что подобного содержания указ он дал еще в 1122 году (о чем мы упомянули выше), но в настоящем [указе] пишет гораздо строже. Найдешь по реестру под № ... Есть и копия этого [рагама], заверенная печатью шариатского суда. Найдешь по реестру под № ...

Рагам шаха Хусейна от 1124 года мусульманской эры, данный по прошению католикоса Александра Джугаеци. Шах разрешает ему отправиться в. Румелию 178, а хану пишет приказание, чтобы он охранял заместителя католикоса и Престол. Найдешь по реестру под № ...

Рагам шаха Хусейна от 1124 года мусульманской эры, в котором по просьбе католикоса Александра Джугаеци приказывает, чтобы даруги, тифилдары 179 и другие мусульмане не останавливались в монастырях и церквах. Найдешь по реестру под № ... Есть еще копия этого [указа], заверенная печатью шариатского суда. Найдешь по реестру под № ...

Есть рагам шаха Хусейна от 1124 года мусульманской эры. Католикос Александр Джугаеци представляет шаху шесть рагамов прежних шахов и просит их подтвердить. Во-первых, [грамота] шаха Аббаса Великого от 1022 года мусульманской эры, в которой перечислены все пахотные земли св. Престола. Найдешь по реестру под № ...; во-вторых, [указ] шаха Аббаса-младшего от 1068 года мусульманской эры, в котором приказывается, чтобы шариатский суд признавал законными торговые сделки армян. Найдешь по реестру под № ...; [295] в-третьих, [грамота] шаха Сулеймана от 1085 года мусульманской эры, которая подтверждает, что наше село платит мульк св. Престолу, а св. Престол — магаф. Найдешь по реестру под № ...; в-четвертых, [указ] шаха Аббаса-младшего от 1069 года мусульманской эры, в котором приказывается, чтобы никто не препятствовал нвиракам св. Престола отправляться, куда они пожелают, и не вмешивался в дела нашей религии. Найдешь по реестру под № ...; в-пятых, [указ] шаха Аббаса-младшего от 1071 года мусульманской эры, в котором постановлено, что если кто-нибудь отдал что-либо в вакф, его родственники не вправе требовать это обратно. Найдешь по реестру под № ..; в-шестых, [указ] шаха Сулеймана от 1079 года мусульманской эры, в котором говорится: “Пока армяне состоят в нашем подданстве, никто не смеет запрещать им совершать свои религиозные обряды, никто не смеет принуждать их принять мусульманскую веру или препятствовать восстановлению церквей”. Найдешь по реестру под № ... Увидев все это, шах со своей стороны перечисляет эти рагамы в отдельности и внизу пишет строгий указ, чтобы никто не поступал против этих приказаний и не противился им. Найдешь по реестру под № ... Этот [документ] упомянут нами в главе 13 о мульке нашего села.

Рагам шаха Хусейна от 1124 года мусульманской эры, данный по прошению католикоса Александра. Он приказывает всем властям: “Когда католикос или его люди разъезжают где-либо, никто не должен препятствовать этому, никто не должен вмешиваться в их духовные дела”. Кроме того, он запрещает чапарам (гонец) отнимать в пути лошадей у людей Эчмиадзина. Найдешь по реестру под № ... Есть еще копия этого [документа], заверенная печатью шариатского суда: Найдешь по реестру под №...

Рагам шаха Хусейна от 1124 года мусульманской эры, в котором он приказывает всем властям страны, чтобы армянам было разрешено жить согласно своему закону и обычаям; чтобы никто не вмешивался в их закон и не возводил бы на них ложные обвинения. Найдешь по реестру под № ... Тут же упоминается, что и шах Сулейман дал указ в таком же смысле в 1089 году.

Рагам шаха Хусейна от 1124 года мусульманской эры, данный в ответ на прошение католикоса Александра. Шах приказывает, чтобы монастыри Еревана платили лишь то, что установлено издревле, и чтобы никто не требовал от них лишнего. Найдешь по реестру под № ... Он упоминает также, что в этом же смысле дан рагам шахом Сулейманом в 1085 году по просьбе вардапета Оноприоса, о чем мы сказали выше. [296]

Рагам шаха Хусейна от 1124 года мусульманской эры, данный в ответ на прошение католикоса Александра. В нем он приказывает, чтобы монастыри Еревана платили столько сколько платили во времена хана Амиргуне, и чтобы никто не требовал от них лишнего. Найдешь по реестру под № ... Есть еще копия этого [указа], заверенная печатью шариатского суда. Найдешь по реестру под № ...

Указ шаха Хусейна от 1124 года мусульманской эры, данный в ответ на прошение католикоса Александра. Он адресован ереванскому хану и предписывает ему: “Если кто насильственно захватил мульк Эчмиадзина, отними и верни [владельцу], а впредь не допускай этого”. Найдешь по реестру под №...

Рагам шаха Хусейна от 1124 года мусульманской эры, данный в ответ на прошение жителей округа Карпи относительно мусульман Таракяма из Кюраканлу, которые поселились в Батриндже и наносили стране вред. Он строго приказывает, чтобы они больше не оставались там. Найдешь по реестру под № ... Этот рагам мы упомянули в главе 13 о Батриндже.

Рагам шаха Хусейна от 1124 года мусульманской эры. Жители Ширвана подали шаху прошение, в котором говорится, что они искони составляли область Эчмиадзина и не хотят над собой власти Гандзасара. Шах приказывает: “Быть по сему”. Найдешь по реестру под № ... Есть еще копия этого [указа], найдешь по реестру под № ... [Указ] упомянут в 10-й главе о Гандзасаре.

Грамота шаха Хусейна от 1128 года об утверждении католикосом Аствацатура. Найдешь по реестру под № ...

Рагам шаха Хусейна от 1130 года мусульманской эры, данный в ответ на прошение католикоса Аствацатура о франках-патриках 180, запрещающий им пребывать в пределах государства и обращать людей в свою ересь. Тут же упоминается что подобный рагам дан шахом Хусейном еще католикосу Александру в 1122 году. Найдешь по реестру под №...

Рагам шаха Хусейна от 1133 года мусульманской эры, вместе с которым шах послал католикосу Аствацатуру халат. Найдешь по реестру под № ...

Рагам шаха Тахмаспа от 1136 года мусульманской эры, данный в ответ на прошение католикоса Аствацатура и подтверждающий, что принявшие мусульманство армяне не имеют права требовать что-нибудь от своих родственников. Найдешь по реестру под №...

Рагам шаха Тахмаспа от 1136 года мусульманской эры. Католикос Аствацатур подает шаху прошение, в котором говорится: “Мои предшественники не платили бахру с посевов Эчмиадзина, а теперь нас притесняют и [требуют бахру”]. Шах [297] приказывает не делать этого. Найдешь по реестру под № ... [Указ] нами упомянут в главе 14 о магафстве.

Указ шаха Тахмаспа от 1136 года мусульманской эры. Католикос Аствацатур подает шаху прошение, в котором говорится о том, что сверх установленной законом подати, которую монастыри платят ежегодно, с них требуют лишнее. Шах приказывает не делать этого. Найдешь по реестру под № ...

Грамота шаха Тахмаспа от 1143 года об утверждении католикосом Абраама Мшеци. Найдешь по реестру под № ...

Рагам шаха Тахмаспа от 1143 года мусульманской эры, подтверждающий, что [армяне], принявшие мусульманство, не имеют права требовать что-либо от своих родственников. Найдешь по реестру под №...

Рагам шаха Тахмаспа от 1143 года мусульманской эры, данный в ответ на прошение католикоса Абраама Мшеци. В нем подтверждается, что все указы, данные прежними нашими царями Эчмиадзину и армянам, имеют силу и должны быть исполнены: “Никто да не посмеет поступать против них”. Найдешь по реестру под № ...

Рагам шаха Тахмаспа от 1143 года, который он написал во время своего изгнания, когда кончалось уже его царствование. Он пишет католикосу Абрааму Мшеци: “Помолись за нас, ибо, подобно нашим предкам, заботившимся о Престоле, мы тоже пеклись о нем”.

Здесь прекращается царство Персидское царей из рода Шех: власть насильственно захватывает Надир и воцаряется в Персии.

Рагам Надир-шаха от 1148 года 181 мусульманской эры, данный в ответ на прошение католикоса Абраама Кретаци и запрещающий кому бы то ни было беспокоить наших людей и [трогать] наш скот на дороге к виноградникам Тавриза. Найдешь по реестру под № ...

Рагам Надир-шаха от 1148 года мусульманской эры, данный в ответ на прошение католикоса Абраама Кретаци относительно семи сел, платящих мульк св. Престолу, то есть эчмиадзинского, Ошакана, Франканоца, Мастары, Кирашлу, Дибаклу и Чалабикянда: “Пусть никто не касается [этих сел]”. Найдешь по реестру под № ... Этот [указ] был упомянут нами в главе 13 о Чалабикянде.

Рагам Надир-шаха от 1148 года мусульманской эры, данный в ответ на прошение католикоса Абраама Кретаци, повелевающий, чтобы никто не притеснял св. Престол и не описывал его посевы и тока. Найдешь по реестру под № ... [Указ] этот упомянут нами в главе 14 о магафстве св. Престола. [298]

Рагам Надир-шаха от 1148 года мусульманской эры относительно монастырей Ереванской области, данный в ответ на прошение католикоса Абраама Кретаци. В нем приказано, чтобы сверх установленной подати никто лишнего от них не требовал. Найдешь по реестру под №:.... Есть еще две копии этого рагама.

Два рагама Надир-шаха, соединенные вместе, в форме треугольника, данные в ответ на прошение католикоса Абраама Кретаци. В них шах признает магафами св. Престол и ереванские монастыри. Найдешь по реестру под № ... Упомянуты в главе 14 о магафстве.

Рагам Надир-шаха от 1148 года мусульманской эры, данный в ответ на прошение католикоса Абраама Кретаци, чтобы гонцы, рахдары 182 и другие [царские люди] ничего не требовали от людей Эчмиадзина, где бы ни встречали их. Найдешь по реестру под № ... Есть еще копия этого указа, заверенная печатью шариатского суда. Найдешь по реестру под № ...

Рагам Надир-шаха от 1154 года мусульманской эры, данный в ответ на прошение католикоса Казара Джахкеци, который пишет: “Мы ничего не даем просителям, пока не будет указа от шаха или берата от дивана”. Найдешь по реестру под №...

Рагам Надир-шаха от 1154 года мусульманской эры, данный в ответ на прошение католикоса Казара, повелевающий, чтобы в эчмиадзинском селе не было рахдара. Найдешь по реестру под № ...

Рагам Надир-шаха от 1154 года, данный по прошению католикоса Казара. В нем приказано, чтобы хаким, ахунд и другие мусульмане не вмешивались в дела и религиозные порядки монахов. Найдешь по реестру под № ... Есть еще копия этого [указа].

Рагам Надир-шаха (“Указ сына Надир-шаха” (?)) от 1152 года мусульманской эры, данный в ответ на прошение католикоса Казара, приказывающий, чтобы никто не притеснял нвираков св. Престола во время их поездок и ничего от них не требовал, чтобы ни хан, ни гонцы, ни рахдары и никто другой не требовал чего-либо насильственно у Престола; в случае же, если шах потребует от нашей страны лошадей, верблюдов и прочее, эти требования не будут касаться [Престола]. Найдешь по реестру под № ...

После Надир-шаха царствует его племянник Ибрагим-шах.

Рагам Ибрагим-шаха от 1161 года мусульманской эры, данный в ответ на прошение католикоса Казара, [299] приказывающий, чтобы ханы и другие власть имущие не требовали ничего от Престола. Найдешь по реестру под № ,..

Рагам Ибрагим-шаха от 1161 года мусульманской эры, данный в ответ на прошение католикоса Казара, [приказывающий], чтобы от четырех сел, платящих мульк св. Престолу, то есть от эчмиадзинского, Ошакана, Франканоца и Мастары (ибо Кирашлу, Дибаклу и Чалабикянд были разорены), никто ничего не требовал без ведома католикоса. Найдешь по реестру под №...

Рагам Ибрагим-шаха от 1161 года мусульманской эры, данный в ответ на прошение католикоса Казара [и приказывающий], чтобы мусульмане не похищали армянских мальчиков и девушек 183. Найдешь по реестру под № ...

Рагам Ибрагим-шаха от 1161 года мусульманской эры, данный в ответ на прошение католикоса Казара, [приказывающий], чтобы гонцы и рахдары не требовали ничего от братии Престола. Найдешь по реестру под № ...

Рагам Ибрагим-шаха от 1161 года мусульманской эры, данный в ответ на прошение католикоса Казара. Этим [указом] он по примеру бывших шахов снова подтверждает магафство св. Престола. Найдешь по реестру под № ...

Рагам Ибрагим-шаха от 1161 года мусульманской эры, данный в ответ на прошение католикоса Казара, [повелевающий], чтобы шейх-уль-ислам и другие мусульмане не вмешивались в наши религиозные дела. Найдешь по реестру под № ...

Рагам Ибрагим-шаха от 1161 года мусульманской эры, данный в ответ на прошение католикоса Казара, [требующий], чтобы христиане, принявшие мусульманство, не предъявляли имущественных исков своим родственникам. Найдешь по реестру под № ...

Рагам Ибрагим-шаха от 1162 года мусульманской эры, данный в ответ на прошение католикоса Казара [и повелевающий], чтобы забиты и диванагиры без ведома католикоса не требовали ничего от сел, платящих мульк св. Престолу, то есть от Эчмиадзина, Ошакана, Франканоца и Мастары (ибо Кирашлу, Дибаклу и Чалабикянд были разорены). Найдешь по реестру под № ... Рагам этот был упомянут нами в главе 14 о магафстве св. Престола.

С Ибрагим-шахом прекратилось царство рода Надира и вообще царство персов. Некоторое время на персидской земле властвовал как царь афганец Азат-хан, военачальник Надир-шаха. От него у нас есть следующие рагамы.

Рагам Азат-хана от 1164 года мусульманской эры, данный в ответ на прошение католикоса Минаса Акнеци. [В этом рагаме] он разрешает армянам свободно исповедовать свою [300] веру и католикосу управлять своим народом согласно его закону [то есть религии], а также запрещает кому бы то ни было препятствовать им и вмешиваться в их дела. Найдешь по реестру под №...

Рагам Азат-хана от 1164 года мусульманской эры, данный в ответ на прошение католикоса Минаса, целиком подтверждает магафство св. Престола. Найдешь по реестру под № ...

Рагам Азат-хана от 1165 года мусульманской эры, которым он признает св. Престол магафом во всех отношениях. Найдешь по реестру под № ...

Рагам Азат-хана от 1165 года мусульманской эры, данный в ответ на прошение католикоса Минаса и приказывающий, чтобы те люди, которые брали у Престола в долг чалтык [т. е. неочищенный рис], этот долг вернули. Найдешь по реестру под № ...

Рагам Азат-хана от 1165 года мусульманской эры, данный в ответ на прошение католикоса Александра. В этом рагаме он пишет: “Так как монастыри опустели, то причитающийся с них [налог] в размере 17 туманов дарю тебе”. Эти пять указов мы упомянули в главе 14 о магафстве.

Рагам Азат-хана от 1167 года мусульманской эры, данный по прошению католикоса Александра властям нашей страны [и подтверждающий], что все грамоты, данные Эчмиадзину бывшими шахами, имеют силу. Найдешь по реестру под № .....

Рагам Азат-хана от 1168 года мусульманской эры, данный в ответ на прошение католикоса Александра Константинопольского. В этом [указе] он пишет: “Так как издревле шахскими указами Эчмиадзин признан магафом, то и я его признал таковым; следовательно, никто не имеет права требовать от него бахру, багат 184, малуджихат, харадж с овец, рогатого скота, караван-сарая, мельниц, крупорушек, маслодавилен, бани и другого подобного [имущества]”. Найдешь по реестру под № ...

Рагам Азат-хана от 1168 года мусульманской эры, данный в ответ на прошение католикоса Александра Константинопольского. В этом [указе] он пишет: “Как во время Надир-шаха магафство Эчмиадзина определялось в 10 туманов и 7 тысяч дианов нагда и в 6 халваров джинса, так и я приказываю считать. А существующий в твое время излишек сверх первоначальной суммы [магафа], составляющий 10 туманов нагда и 41 халвар джинса, я дарю тебе”. Найдешь по реестру под № ...

Рагам Азат-хана от 1168 года мусульманской эры, данный в ответ на прошение католикоса Александра, [повелевает], чтобы рахдары не трогали посетителей Эчмиадзина, монахов [301] и паломников и не требовали с них ничего. Найдешь по реестру под №...

Рагам Азат-хана от 1168 года мусульманской эры, данный в ответ на прошение католикоса Александра, [приказывает], чтобы с Престола не взыскивали [малуджихат в размере] 17 туманов за покинутые [братией] монастыри. Найдешь по реестру под № ... Этот [указ] был упомянут нами в главе 14 о магафстве.

Рагам Керим-хана, сияющего теперь, в наше время. Это рагам об [утверждении] нас католикосом; издан в 1177 году.

Рагам Керим-хана от 1177 года мусульманской эры. Мы отправили ему копию той грамоты в 14 главах, которую католикос Акоп Шемахеци и я получили от Хусейн-Али-хана (об этом сказано в главе о магафстве). Мы попросили у него подобную же бумагу. И он написал [ее], поименно перечислив все главы и строго приказав властям точно исполнять это. Рагам очень важен и полезен. Его найдешь по реестру под №... Относительно же содержания упомянутых 14 глав смотри главу 21 о ханских документах. [302]

ГЛАВА 21

где перечислены важные и полезные бумаги персидских ханов, удостоверения и постановления диванагиров, шейх-уль-исламов и других подобных должностных лиц и указано, каким образом и на какой предмет они выданы

[1.] Когда персидский шах Аббас Великий в 1112 году мусульманской и в 1052 (1603) нашей эры, во времена католикоса Меликсета, завоевал у турок страну Азербайджан, он: поставил ханом над нашей Ереванской страной Амиргуне. Благодаря перемене властей и беззащитности Престола Амиргуне на долгое время завладел мульком нашего села Эчмиадзина и пользовался им. Когда же люди Престола показывают ему вакуфное свидетельство католикоса Григора Маквеци, которое мы упомянули в главе 13 о мульке нашего села, Амиргуне-хан дает бумагу, в которой заявляет, что он, не зная о том, что это село принадлежит Эчмиадзину, некоторое время насильственно пользовался eго мульком, но когда узнал об этом, то опять вернул его Престолу: “Следовательно, никто из моих родственников или посторонних лиц не имеет права касаться мулька этого села”. Написано в 1029 году мусульманской эры. Имеются еще две копии этой бумаги, заверенные печатью шариатского суда. Найдешь по реестру под № ....

2. Аббас-Кули-хан, сын Амиргуне-хана, возбуждает иск против католикоса Акопа Джугаеци о мульке нашего села, утверждая, что мульк эчмиадзинского села принадлежит ему, так как его отец пользовался им такое-то время. Это упомянуто нами в главе 13. Когда же с помощью вакуфного свидетельства, а также и другими способами доказывают, что этот мульк издревле принадлежал Престолу, то он дает подписку, заверенную судом, в которой заявляет: “Я удостоверился, что мульк этого села действительно принадлежит Эчмиадзину”. Написано в 1072 году мусульманской эры. Найдешь по реестру. [303]

3 — 4. Хосров-хан, четвертый после Амиргуне-хана, по просьбе католикоса Пилипоса пишет два постановления в 1057 и 1059 годах мусульманской эры, которыми св. Престол объявляется магафом. Их найдешь по реестру. Эти документы упомянуты нами в главе 14 о магафстве. Там объявлены магафами девять виноградников, девять мельниц и 850 овец.

5. Упомянутый Аббас-Кули, ереванский хан, был в большой дружбе с католикосом Акопом Джугаеци и подарил ему виноградник, который еще его отец разбил близ монастыря св. Шогакат, как мы рассказали в 15-й главе о пашнях. К этому Аббас-Кули-хану католикос Акоп обращается с просьбой, говоря: “Подобно тому как твой отец Амиргуне-хан и твой брат Тахмасп-Кули-хан относились дружелюбно к св. Престолу, так должен относиться и ты”. Дальше говорит: “Ты знаешь, что село Батриндж принадлежит св. Престолу и его земли используются им как покос. Раньше с него мы платили 1 туман налога, а теперь платим 7 туманов; если потребуете еще больше, то село разорится”. В-третьих, говорит: “[Прорыв] в Эчмиадзине канкан, я добыл воду, что принесло селу большую пользу; если по течению этого канала мы произведем посевы, пусть с них не берут бахру”. Хан по этим трем просьбам пишет отдельные приказы на одном большом листе бумаги и ставит свою печать. Найдешь по реестру.

6. Когда этот католикос Акоп отправился в Константинополь (где и скончался), его заместитель и ключарь св. Престола вардапет Степанос подает грузину Сефи-Кули-хану прошение, в котором говорится: “Тебе известно, что село Батриндж принадлежит св. Престолу и составляет его покос; мы по приказанию шаха удалили оттуда курдов из Кюраканлу, но теперь это село хотят у нас отнять. Во-вторых, пользуясь, тем, что католикос отсутствует, откуда-то являются спорщики и требуют, [чтобы им предъявили] купчие. Прошу у тебя защиты”. Хан по каждой просьбе отдельно пишет приказание и [скрепляет] своей печатью. [Оба решения написаны] на одной бумаге, которую найдешь по реестру. Упомянута в 13-й главе о Батриндже.

7. Во времена шаха Сулеймана и католикоса Егиазара, в. 1098 году мусульманской эры, царские диванагиры дают св. Престолу бумагу о магафстве, в которой за св. Престолом записывают 12 виноградников, 8 мельниц, 5 крупорушек, 3 кркра, а за 14 монастырями — 24 виноградника и 23 мельницы. Найдешь по реестру. Об этом подробно написано в главе 14 о магафстве.

8. Подобного же рода бумагу дают диванагиры во времена шаха Хусейна и католикоса Аствацатура в 1131 году [304] мусульманской эры и в ней записывают: 34 виноградника, из коих 11 [числятся] за св. Престолом, а 23 — за монастырями; 39 мельниц, из коих 12 — за св. Престолом, а 27 — за монастырями; 20 маслодавилен, из коих 2 — за св. Престолом, а 18 — за монастырями; 9 крупорушек, из коих 5 — за св. Престолом, а 4 — за монастырями. Найдешь по реестру. Подробные сведения приведены в главе 13 о магафстве. Имеется еще копия этой бумаги.

9. Во времена шаха Хусейна и католикоса Александра Джугаеци, в 1121 году мусульманской эры, ереванский хан Мехр-Али дает св. Престолу талгу [постановление] с печатями трех свидетелей-мусульман; также во времена католикоса Аствацатура, в 1134 году мусульманской эры, ереванский хан Аллах-Кули дает талгу св. Престолу с печатью одного свидетеля-мусульманина. А во времена католикоса Александра Константинопольского, в 1168 году мусульманской эры, афганец Азат-хан дает св. Престолу указ. В этих трех документах подтверждается, что приказами шахов издавна установлено, что половина реки Касах принадлежит Эчмиадзину, а половина — остальным селам, и приказывается, чтобы было так впредь. Эти три документа соединены вместе. Найдешь по реестру под № 9. Упомянуты нами в 18-й главе о водах.

10. Диванагиры Надир-шаха по просьбе католикоса Абраама Кретаци дают св. Престолу в 1148 году мусульманской эры свидетельство, в котором говорится: “Мы вполне удостоверились, что нижепоименованные семь сел, то есть Эчмиадзин, Ошакан, Франканоц, Мастара, Кирашлу, Дибаклу и Чалабикянд, искони являются мульком Эчмиадзина”. Этот документ найдешь по реестру. Он упомянут нами в 13-й главе о мульке села Эчмиадзина.

11. Удостоверение шейх-уль-ислама с многочисленными печатями свидетелей о том, что жители Куль-тапы не имеют доли в воде Эчмиадзина и не должны поливать ею свои посевы. Написано в 1155 году мусульманской эры. Найдешь по реестру.

12. Также и ереванский хан по просьбе католикоса Казара дает св. Престолу бумагу о том, что жители Куль-тапы не имеют никакого права на воду Эчмиадзина и не должны ее касаться. Написано в 1155 году мусульманской эры. Найдешь по реестру. Ее мы упоминали в главе 18 о водах.

13. Удостоверение шейх-уль-ислама со множеством печатей мусульман о пастбищах для нашего скота, находящихся в пре делах местности, называемой Куль-тапа. Оно написано в ... году мусульманской эры. Найдешь по реестру. Упомянуто нами в главе 15 о пашнях. Есть и другие документы [305] касательно этих культапинских [пастбищ]; их найдешь в надлежащих местах.

14. В нашем караван-сарае и селе никогда не сидел рахдар. Но во времена католикоса Казара один рахдар по имени Ибрагим-ага, приходит к католикосу Казару и просит разрешить ему временно проживать в нашем селе, так как он не может жить в других селах из-за беспорядков. Католикос Казар берет у него подписку, в которой говорится, что до этого времени ни один рахдар не жил в этом селе: “Я просил допустить меня на время жить здесь с условием, что, когда спокойствие восстановится, я уйду отсюда в свои места”. Написано в 1157 году мусульманской эры. Найди [подписку] по реестру: она при случае пригодится.

15. Халил-хан по просьбе братии св. Престола приказывает диванагирам проверить магафство св. Престола. Трое лиц проверяют и [свое заключение] скрепляют печатями, после чего хан в заголовке прошения подтверждает магафство св. Престола. Написано в 1166 году мусульманской эры. Найдешь по реестру. Упомянуто в главе 14 о магафстве.

16. Тот же Халил-хан в том же году дает св. Престолу бумагу, в которой говорится: “Так как вы являетесь магафами, то ваш урожай зерновых не подлежит обмеру”. Найдешь по реестру. Упомянуто в 14-й главе о магафстве.

17. Тот же Халил-хан по просьбе католикоса Александра дает св. Престолу еще одну бумагу, в которой пишет, что рахдар не имеет права касаться братии св. Престола и паломников. Написано в 1167 году мусульманской эры. Найдешь по реестру.

18. Тот же Халил-хан по просьбе католикоса Александра дает св. Престолу еще одну бумагу, в которой пишет, что половина реки [Касах, протекающей возле] Ошакана, принадлежит Эчмиадзину, а половина — остальным селам. Написано в 1168 году мусульманской эры. Найдешь по реестру. Она упомянута в главе 18 о водах.

19. Тот же Халил-хан дает другую бумагу св. Престолу относительно нашего караван-сарая. [В ней говорится] о том, что, как издревле установлено, купцы имеют право развязывать и связывать свои тюки товаров и ереванские торговцы тканями не могут этого [права] оспаривать. Написано в 1169 году мусульманской эры. Найдешь по реестру.

20. Хасан-Али-хан каджар, бывший когда-то ереванским ханом, у которого впоследствии Надир-шах выколол оба глаза, дает св. Престолу по просьбе вардапета Акопа Шемахеци бумагу относительно нашего караван-сарая. В ней говорится, что занимающие караван-сарай купцы государственный на лог вносят монастырю, а монастырь вносит в казну; [305] ереванские торговцы тканями не имеют права вмешиваться в торговые дела этих купцов. Написано в 1168 году мусульманской эры. Найдешь по реестру.

21. Этому же Хасан-Али-хану католикос Александр подает прошение, в котором говорится: “Как тебе известно, монастыри нашей страны (перечисляет поименно) пустуют, однако диванагиры иногда требуют у нас налог с этих монастырей. Кроме того, как ты знаешь, наш Престол — магаф, но нас иногда притесняют. Прошу выдать нам бумагу, чтобы [она осталась у нас] как вечная память о тебе”. Тогда по приказанию хана все знатные мусульмане пишут и удостоверяют своими печатями, что все монастыри, которые они знают, пустуют; они также свидетельствуют, что Эчмиадзин искони во всех отношениях магаф. Затем хан в заголовке прошения пишет приказ: “Так как монастыри пустуют, то никто не имеет права требовать за них от Эчмиадзина что-либо. Кроме того, так как Эчмиадзин искони был магафом, то он должен остаться магафом и впредь”. Написано в 1163 году мусульманской эры, найдешь по реестру. Это очень ценный и важный документ; его следует бережно хранить, ибо в нем много лиц свидетельствует о магафстве св. Престола. Он упомянут в 14-й главе о магафстве.

22. После этого Хасан-Али-хана в Ереване садится его брат Хусейн-Али, который почти независимо властвует вплоть до настоящего времени. В его время в 1208 году нашей и в 1173 году мусульманской эры католикосский престол занимает католикос Акоп Шемахеци, упомянутый нами много раз. Этот католикос Акоп, будучи человеком мудрым, умным и сведущим во всех делах, замечает, что так как в его время нет всеми признанного шаха, то и указов прежних шахов не выполняют как должно. Поэтому он собрал воедино все ранее изданные указы шахов, данные св. Престолу по прошениям прежних католикосов и касающиеся различных вопросов, выбрал из них главное, прибавил от себя еще новые просьбы и, изложив все в одном прошении, подал упомянутому Хусейн-Али-хану. [В этой бумаге] говорится: “Так как в настоящее время ты являешься нашим властителем, то в заголовке настоящего прошения напиши указ, чтобы изложенные здесь просьбы исполнялись по твоему приказанию. Этим ты оставишь в Престоле вечную память о себе”. Прошение содержало 14 пунктов и по ним написано 14 приказаний, а именно:

1) Эчмиадзинский халифа, все люди Престола и его братия и все его имущество являются магафом во всем; никто не смеет требовать от них ни одного динара, все пашни [Эчмиадзина] и урожаи зерновых не должны обмеряться. Так было и так должно быть и впредь. [307]

2) Если армяне или мусульмане из Ереванской области засеют земли, [принадлежащие] Эчмиадзину, то мульк они должны платить халифе, как полагается по закону.

3) Армяне как в Эчмиадзине, так и в монастырях и во всех церквах могут свободно бить в колокола и в клепала, хоронить своих усопших, созывать в церковь, громогласно совершать богослужения в монастырях и в церквах, как это издревле установлено по приказаниям царей, и никто этому не должен препятствовать.

4) Если кто-нибудь незаконно (“противный шариату, беззаконный”) завладел мульками Эчмиадзина, вакуфными или покупными, то он должен их вернуть.

5) Никто не имеет права сопротивляться верховным правам 185 и действиям халифы [католикоса]: ни вардапеты, ни священники, ни миряне, будь то армяне или мусульмане.

6) В смутное время некоторые лица принесли свои вещи в Эчмиадзин и отдали нам на хранение. Позднее часть [этих вещей] хозяева взяли обратно, частью завладели властители страны, а некоторые из них пришли в негодность, и вот владельцы этого имущества, как те, которые его взяли обратно, так и те, которые не взяли, приходят и затевают тяжбы. “Приказываю, чтобы этого не было”.

7) Если кто-нибудь продал Эчмиадзину мульк или отдал ему в вакф, то после его смерти его родственники не имеют права предъявлять иск ни на проданный, ни на вакуфный мульк.

8) Если мусульмане по долговому обязательству должны платить Эчмиадзину деньги или что-нибудь другое, но не платят, то беглербек обязан взыскивать и отдавать Эчмиадзину.

9) Мусульмане не имеют права насильственно обращать армян в мусульманство.

10) Когда нвираки Эчмиадзина или другие члены его братии по своим обязанностям разъезжают по стране, таможенные чиновники — гёмрукчи, баджлики и рахдары не имеют права касаться их имущества и имеющихся при них вещей и требовать от них что-либо; также они ничего не должны требовать и от паломников, отправляющихся в Эчмиадзин.

11) Гонцы не смеют отнимать лошадей у людей Эчмиадзина.

12) Ни мусульмане, ни армяне не должны засевать эчмиадзинские поля, виноградники или другие земли или присваивать их.

13) Половина реки Ошакана [Касах] принадлежит Эчмиадзину, а половина — остальным селам; так установлено [308] издревле шахскими указами, так должно оставаться и впредь.

14) Члены эчмиадзинской братии шахскими указами искони признаны магафами. Посему они изъяты из описи и ничего не должны платить кому бы то ни было.

Хусейн-Али-хан под каждым из этих 14 пунктов пишет отдельно строгий приказ властителям и другим должностным лицам, чтобы они неукоснительно исполняли все это. Особенно важно, что каждый раз он пишет: “Согласно имеющимся у них шахским указам”. Это происходит в 1173 году мусульманской эры. Найдешь по реестру. Пойми теперь всю важность и полезность этого документа и особенно его береги. Ибо если давший этот документ и не является шахом, то все же он свидетельствует, что так было издревле и что на все это существуют шахские указы. Наконец, если бог даст нам шаха, то можешь по этому [документу] получить [указ] и от шаха, как мы получили [его] от Керим-хана, властвовавшего подобно шаху; об этом увидишь ниже.

23. Мы тоже, заняв Престол после католикоса Акопа, получили в 1176 году мусульманской эры от того же Хусейн- Али-хана документ в 14 пунктах, совершенно сходный с предыдущим. Найдешь по реестру. Когда же власть захватил насильник Керим-хан по прозвищу Зенд и приехал в Тавриз и в Урмию, мы у него тоже попросили подобный документ, послав ему один экземпляр этой бумаги. Он написал [такой документ] и в 1176 году мусульманской эры дал его нам (найди по реестру). Этот данный Керим-ханом [документ] имеет более внушительный вид и более важен по содержанию, [чем грамота Хусейн-Али]. Здесь он тоже под каждым пунктом строго пишет хану и другим должностным лицам, что таковы были издревле шахские указы. Все три [документа] полезны, их надо тщательно хранить. Они упомянуты нами в главе 14 о магафстве и в 20 о шахских документах.

24. Вышеупомянутый Хусейн-Али-хан по нашей просьбе дает св. Престолу талгу о том, что Имамарх — наша земля и принадлежит Эчмиадзину, о чем упомянуто нами в 15-й главе о пашнях. “Никто не имеет права касаться ее или требовать с нее мульк”. Написано в 1176 году мусульманской эры. Найдешь по реестру. Об Имамархе есть еще другие документы, их найдешь в той же главе о пашнях.

25. Тот же Хусейн-Али-хан по нашей просьбе дает св. Престолу грамоту в форме удостоверения и свидетельства о том, что села Аштарак, Егвард, Мугни и Кирашлу искони платят мульк св. Престолу; там упомянуто большое вакуфное свидетельство католикоса Григора. [Документ] этот, написанный в 1182 году мусульманской эры, он скрепляет печатью, а также [309] дает поставить печати шейх-уль-исламу, диванагирам и знатным лицам. Его найдешь по реестру. Упомянут в 13-й главе о мульках этих сел.

Этот хан в ответ на наше прошение дает св. Престолу в 1182 году мусульманской эры еще другую бумагу о том, что три данга мулька села Франканоц принадлежит св. Престолу. Найдешь по реестру. Содержание ее подробно изложено в 14-й главе о мульке этого села.

Комментарии

171. Патриками (от латинского "pater") назывались духовные лица католического вероисповедания, особенно миссионеры.

172. В тексте *** — “чтецам”, “книжникам”. Так называли обыкновенно мусульманских богословов. Очевидно, имеются в виду соответствующие лица из христианского духовенства, т. е. вардапеты.

173. В тексте не упоминается имя шаха (Аббаса II). Мы его поставили, руководствуясь датой указа.

174. Забит (араб.)—полицейский.

175. В тексте стоит “***” — “на это шах пишет”. Это очевидная опечатка. Мы исправили: “***” — “на это шариатский суд пишет”. Подобное же исправление мы сделали немного ниже: “...во второй же есть только решение суда” (стр. 290), где в тексте напечатано “***” — “только свидетельство шаха”.

176. Мутахил (перс. ***) — всякий доход от земли, построек и пр. Кроме того, означает случайную выручку.

177. Это значит, что Эчмиадзинский престол получал от села Вагаршапат не только частновладельческий мульк-десятину, но и все государственные налоги, между прочим, и бахру.

178. Александр Джугаеци отправился в Константинополь.

179. Тифилдар ***, (перс. ***) — казначей.

180. В тексте (стр. 223) “***” (“патрич”) вместо “***” (“патрик”). Автор, может быть, нарочно употребляет это слово в форме “патрич” (“обманщик”, “соблазнитель”). Употребление этой формы у автора повторяется несколько раз. То же самое замечается часто и в “Дневнике” католикоса Симеона.

181. В тексте по ошибке напечатано *** (1128) вместо “***” (1148).

182. Рахдар (перс. ***) — таможенный служащий.

183. В тексте *** — букв: “чтобы не таскали”.

184. Багат (***) — налог на виноградники.

185. В тексте стоит “***” — “саришта” (перс.) — “самостоятельность”, “компетенция”. См. прим 58, где это слово применено в смысле закона или казуистики.

Текст воспроизведен по изданию: Cимеон Ереванци. Джамбр. Памятная книга, зерцало и сборник всех обстоятельств Святого престола Эчмиадзина и окрестных монастырей. Изд. восточной литературы. М. 1958

Еще больше интересных материалов на нашем телеграм-канале ⏳Вперед в прошлое | Документы и факты⏳

<<-Вернуться назад

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2024  All Rights Reserved.