Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

Е ЛУН-ЛИ

ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА КИДАНЕЙ

ЦИДАНЬ ГО ЧЖИ

ГЛАВА ТРИНАДЦАТАЯ.

ЖИЗНЕОПИСАНИЯ ИМПЕРАТРИЦ И НАЛОЖНИЦ

ИМПЕРАТРИЦА ШУЛЮИ, ЖЕНА ИМПЕРАТОРА ТАЙ-ЦЗУ 1

Жена императора Тай-цзу, происходившая из рода Шулюй, была киданькой, родившейся в киданьских землях. Отличалась смелостью и гибкостью в решениях сообразно с обстановкой. Всегда принимала участие в обсуждении планов Тай-цзу, связанных с военными походами и управлением народом.

Однажды, когда Тай-цзу пересек пустыню для нападения на [племя] дансян, он оставил императрицу охранять его юрту. Два шивэйских племени, хуантоу и сюбо, воспользовавшись отсутствием Тай-цзу, объединили поиска для нападения на его юрту. Узнав об этом, императрица встала во главе войск, ожидая неприятеля. Когда противник подошел, она яростно напала на него и разбила наголову. После этого случая слава императрицы прогремела среди всех восточных инородцев.

У императрицы были мать и свекровь, которые сели на лежанку, ожидая, когда она совершит перед ними поклон. Однако императрица сказала: «Я кланяюсь только Небу, но не кланяюсь людям».

Когда Цзинь-ван 2 управлял землями к северу от Хуанхэ, он хотел завязать дружбу с киданями в расчете на их помощь, а поэтому относился к Тай-цзу как к дяде, а к императрице — как к тете.

В последние годы жизяи Лю Шоу-гуан 3, лишившийся былого могущества, отправил к киданям за помощью военного советника Хань Янь-хуэя. Тай-цзу разгневался на Хань Янь-хуэя за отказ совершить поклон, задержал его у себя и послал пасти лошадей в степи. Императрица сказала Тай-цзу: «Хань Янь-хуэй непоколебимо выполняет долг верности. Это достойный человек нашего времени. Разве можно бесчестить его пастбищами и конюшнями? Его следует с почетом пригласить на службу».

Тай-цзу вызвал Хань Янь-хуэя, поговорив с ним, полюбил и сделал главным советником. Впоследствии Хань Янь-хуэй стал известным сановником.

Правитель владения У 4 отправил послов, которые поднесли Тай-цзу горящее сильным огнем масло и сказали;

«Если при штурме города зажечь этим маслом дозорные башни, чем больше противник будет лить воды, тем огонь будет сильнее». Обрадованный Тай-цзу сразу же отобрал тридцать тысяч всадников и хотел напасть на Ючжоу.

Императрица, усмехнувшись, сказала: «Разве кто-нибудь нападал на другое государство из-за желания испытать масло?!» Затем, указав на дерево перед юртой, она обратилась к Тай-цзу: «Может ли расти это дерево без коры?» — «Нет», —ответил Тай-цзу. Тогда императрица сказала: «Город Ючжоу похож на это дерево. Если мы укроем в засаде около города три тысячи всадников, которые разграбят окрестности и лишат город продовольствия, не пройдет и нескольких лет, как город сам придет в упадок. Для чего предпринимать такие поспешные и легкомысленные действия! Ведь в случае неудачи Китай станет смеяться над нами, а наши кочевья отшатнутся от нас». Тай-цзу отказался от своего намерения.

После кончины Тай-цзу императрица несколько раз хотела лишить себя жизни, чтобы последовать за ним в могилу, но, так как все сыновья горько плакали, она отрубила себе только кисть правой руки и положила ее в гроб Тай-цзу. После этого как при дворе, так и в народе императрицу стали называть «вдовствующая императрица с отрубленной кистью руки». В Верхней столице был построен храм Ицзесы (храм Верности мужу. —В. Т.), воздвигнута башня Дуаньваньлоу (башня Отрубленной кисти руки. —В. Т.) и поставлен памятник.

Следует сказать, что императрица, с умом воспользовавшись властью, возвела на императорский престол среднего сына Дэ-гуана, и в его правление ее называли вдовствующей императрицей.

Если среди приближенных оказывались жестокие и коварные лица, императрица говорила им: «Доложите за меня [о своих действиях] покойному императору», после чего подводила их к могиле и убивала. Количество убитых в разное время исчислялось сотнями. Наконец, для доклада должен был идти уроженец области Пинчжоу Чжао Сы-вэнь.

Поскольку Чжао Сы-вэнь не хотел идти, вдовствующая императрица сказала: «Ты служил покойному императору и был близок к нему, так почему же ты не идешь к нему?» Чжао Сы-вэнь возразил: «Если говорить о близких, то нет никого ближе вас. Если пойдете вы, я последую за вами».

Вдовствующая императрица ответила: «Я не отказываюсь сопровождать императора под землей, но я не могу пойти за ним, так как вижу, что дети еще малы и у государства нет главы». Затем она отрубила кисть руки и положила ее в могилу. Таким образом Чжао Сы-вэнь избежал смерти.

В дальнейшем между Тай-цзуном и императором Поздней династии Цзинь возникла вражда. Император Поздней династии Цзинь несколько лет подряд вел войны, которые утомили Китай, но и кидане также потеряли много людей и скота, а поэтому испытывали отвращение к войне.

Вдовствующая императрица сказала Тай-цзуну: «Может ли китаец быть государем хусцев?» —«Нет, не может», —ответил Тай-цзун. Тогда вдовствующая императрица спросила:

«Если так, почему же ты хочешь быть государем китайцев?» Император сказал: «Род Ши ответил неблагодарностью намои милости, что недопустимо».

Вдовствующая императрица сказала: «Хотя сейчас ты и приобретешь китайские земли, жить на них не сможешь, а если, против ожидания, потерпишь неудачу, раскаиваться будет поздно». Затем она добавила: «Как китайцы добивались покоя на короткое время? Я слышала только, что начиная с глубокой древности китайцы заключили мир с иноплеменниками, но не слышала, чтобы иноплеменники заключали мир с китайцами. Если китайцы вспомнят об этом, разве нам жалко заключить с ними мир?»

В дальнейшем от Поздней династии Цзинь снова прибыли послы с просьбой о мире, которые смиренно извинялись за допущенные ошибки. Однако ответ Тай-цзуна показался позднецзиньскому императору подозрительным, и он в гневезаявил, что у того нет мирных намерений. Поэтому переговоры прекратились.

Возвращаясь с войсками из Даляна, Тай-цзун умер в пути, в городе Луаньчэн. Все военачальники возвели на императорский престол Уюя, сына Туюя, носившего титул Дундань-вана.

После прибытия колесницы с телом Тай-цзуна в государство киданей вдовствующая императрица не плакала, а только сказала: «Когда все кочевья будут успокоены и объединены, как раньше, тогда похороню тебя».

Следует сказать, что в прошлом, после того как император Тай-цзу скончался в Бохае, вдовствующая императрица убила несколько сот военачальников. Поэтому, когда Тай-цзун скончался, военачальники, страшась смерти, задумали возвести на императорский престол Уюя и во главе войск вернуться на север. Узнав об этом, разгневанная вдовствующая императрица отправила войска преградить им путь.Уюй, имевший в авангарде Вэй-вана, встретился с войсками императрицы у Шицяло.

Ли Янь-тао, который был отправлен на север вместе с императором Поздней династии Цзинь, а в момент описываемых событий служил вдовствующей императрице в должности командующего войскам.и, сдался Вэй-вану, и связи с чем войска вдовствующей императрицы потерпели полное поражение.

Уюй заточил вдовствующую императрицу, поселив ее на берегу реки Модахэ, около могилы Тай-цзу.

ИМПЕРАТРИЦА СЯО, ЖЕНА ИМПЕРАТОРА ТАЙ-ЦЗУНА 5

Императрица, жена императора Тай-цзуна, уроженка области Чжочжоу, была дочерью Сяо Янь-сы, генерал-губернатора округа Ляосин.

Кидане относились с уважением только к двум фамилиям, Елюй и Ояо, поэтому, как только императрица вошла во дворец и заняла главное место в перечных покоях, весь род императрицы принял фамилию Сяо.

Рождение императрицы сопровождалось необычными явлениями. Выросши, она отличалась умом и красивой внешностью. Император Тай-цзун относился к ней с большой любовью и уважением.

У императрицы родилось два сына. Старший, по имени Шулюй, впоследствии стал императором Му-цзуном. Он был выдвинут на престол и поддержан всеми, после того как Шуя, поднявший бунт, убил императора Ши-цзуна 6. Имя второго сына было Мэнъу.

Когда император Тай-цзун находился на юге в Даляне, вдовствующая императрица Шулюй сосредоточила в своих руках управление государственными делами, и императрица Сяо ни во что не вмешивалась.

Младший брат императрицы, Сяо Ханъ 7, отличался жестоким характером, поэтому императрица Сяо постоянно. предостерегала его от совершения убийств.

В момент кончины императора Тай-цзуна в Луаньчэне императрица находилась на родине. Впоследствии, когда она умерла, ее похоронили вместе с императором. Вступив на престол, император Му-цзун построил кладбище и храм, а также поставил памятник, восхваляющий добродетели императрицы.

ИМПЕРАТРИЦА ЧЖЭНЬ, ЖЕНА ИМПЕРАТОРА ШИ-ЦЗУНА8

Императрица Чжэнь, жена императора Ши-цзуна, родилась в китайских землях. При Лу-ване, правителе Поздней династии Тан, она была простой служанкой во дворце. Ши-цзун добыл ее, когда, сопровождая императора Тай-цзуна в походе на юг, вступил вместе с [армией] в Далян. В это время императрице был сорок один год, но Ши-цзун полюбил ее.

Императрица родила шесть сыновей. Старший, по имени Мин-цзи, впоследствии вступил на престол под титулом императора Цзин-цзуна. Следующие сыновья носили титулы: Пин-ван, Цзин-ван, У-ван, Нин-ван и Хэцзянь-ван.

Когда император Ши-цзун вступил на престол, он возвел жену в достоинство императрицы. С молодых лет императрица держалась с уверенностью и отличалась изящными манерами. Заняв главное место и перечных покоях, она умело управляла ими.

Начинаяя с императоров Тай-цзу и Тай-цзуна, непрерывно шли воины, скакали военные лошади и не было ни одного спокойного года. Когда престол унаследовал Ши-цзун (его выдвинули все племена и роды), не отличавшийся способностями и очень ленивый, то кидане смотрели на него как на спящего правителя. Однако из-за решительности и ума императрицы никто во дворце не смел использовать создавшееся положение в корыстных целях.

В это время в Китае происходили смуты. Там один за другим возвысились Лю Чжи-юань и Го Вэй, которые объявили себя императорами. Однако Ши-цзун, полагаясь на остатки былого могущества, только возмущался и не мог принять твердого решения.

Императрица, участвовавшая в совещаниях по обсуждению военных дел, тайно поддерживала великий план, но осуществление его затянулось, и в конце концов император был убит в Хошэньдяне, а вместе с ним погибла и императрица.

Впоследствии кидане возвели на императорский престол Мин-цзи, сына императрицы, который похоронил ее на горе Иулюй, устроив там кладбище. Рядом с кладбищем был построен храм и поставлен памятник (текст памятника составил ученый из числа выдающихся литераторов Ли Бин. — Е Лун-ли).

ИМПЕРАТРИЦА СЯО, ЖЕНА ИМПЕРАТОРА МУ-ЦЗУНА

Императрица, жена императора Му-цзуна, происходившая из рода Сяо, родилась в уезде Яньцы области Ючжоу. Ее отец Чжи-фань занимал должности чиновника дворца и председателя ученой палаты. В день рождения императрицы появились облака, и в воздухе долго носился аромат.

Уже с детства императрица имела внушительную осанку и соблюдала правила поведения. Когда император жил в своем владении, он взял ее а жены, а вступив на престол, объявил императрицей.

К этому времени кидане в течение нескольких поколений наслаждались спокойствием, и их военная мощь немного ослабла. В связи с этим, когда генерал-губернаторы, подчинявшиеся правящей династии (например, Южной династии Тан, Северной династии Хань), Ли Шоу-чжэнь и другие, считая императора могущественным, отправляли ему закатанные в воск письма с просьбой о помощи, он не мог в полной мере удовлетворить их просьб.

Отличаясь мягким характером, императрица не могла направлять мужа на правильный путь, и убийство императора у горы Хэйшань было вызвано его собственной жестокостью. Так как у императрицы не было сыновей, после убийства императора Му-цзуна на престол возвели Мин-цзи, известного под титулом Цзин-цзуна.

ИМПЕРАТРИЦА СЯО, ЖЕНА ИМПЕРАТОРА ЦЗИН-ЦЗУНА 9

Императрица, жена императора Цзин-цзуна, происходившая из рода Сяо, носила имя Яньянь и была дочерью окольничего Сяо Шоу-сина, занимавшего должность начальника государственной канцелярии. Некоторые считают, что Яньянь была дочерью канцлера северного управления Сяо Сы-вэня.

Когда император Цзин-цзун был ребенком, произошел мятеж в Хошэньдяне, во время которого были убиты император Ши-цзун и его жена. Цзин-цзун [во время мятежа] спрятался в куче хвороста, но происшедшие события так повлияли на него, что он лишился здоровья. В связи с этим после его вступления на престол все государственные дела решались Яньянь.

Сяо Шоу-син, как отец императрицы, получил через ступень титул Вэй-вана и вместе с дочерью принимал участие в управлении.

После кончины императора Цзин-цзуна императрица взяла в свои руки государственные дела, объявив себя вдовствующей императрицей.

У императрицы было четыре сына. Старший, Лун-сюй, стал императором Шэн-цзуном. Второй, Лун-цин, носивший киданьское имя Пусану, имел титул Циньцзинь-вана, Третий, Лун-юй, носивший киданьское имя Гаоци, имел титул Циго-вана. Четвертый, Чжэнгэ, умер в возрасте восьми месяцев.

Кроме того, у императрицы было три дочери. Старшая, Яньгэ, была замужем за Лючжугэ, младшим братом императрицы, занимавшим должность канцлера северного управления и имевшим звание «воевода — зять императора». Вторая, Чаншоуну, была замужем за племянником императрицы Бое, занимавшим должность наместника Восточной столицы. Третья, Яньшоуну, была замужем за Кэньтоу, младшим братом матери Бое. Однажды на охоте Яньшоуну была насмерть забодана оленем. Императрица немедленно удавила Кэньтоу и похоронила его вместе с дочерью.

У императрицы было две старших сестры. Одна была замужем за Ци-ваном. После смерти Ци-вана она объявила себя Ци-фэй и расположилась на западной границе по реке Люйцзюйэрхэ во главе тридцатитысячного войска. Однажды, осматривая лошадей, она увидела Далань Або, раба из тангутов. Он отличался красивой внешностью, и она вызвала его прислуживать ей во дворце. Услышав об этом, императрица схватила Далань Або, наказала четырьмястами ударами мешком, набитым песком, и удалила из дворца.

Через год Ци-фэй обратилась к императрице с просьбой разрешить ей сделать Далань Або своим мужем. Императрица дала согласие и отправила Ци-фэй на запад в поход против племени дадань, которое было приведено к покорности. После этого Ци-фэй задумала бежать во главе своего народа во владение Гуличжа, заключить с ним военный союз и отнять престол у императрицы. Узнав об этом, императрица отобрала у Ци-фэй войска и 'приказала управлять областью Ючжоу.

Вторая сестра императрицы была замужем за Чжао-ваном. После смерти вана Чжао-фэй устроила пиршество, на котором хотела отравить императрицу, но об этом рассказала служанка. Тогда императрица сама отравила свою сестру.

По характеру императрица была завистлива, коварна, склонна к убийствам, отличалась гибкостью ума и большой сообразительностью. Искусно руководила приближенными и сановниками и добилась того, что большинство из них прилагало все силы к выполнению долга.

В эру правления Тун-хэ, когда кидане силами всего государства выступили в поход на юг, императрица верхом на коне приняла личное участие в походе, командуя войсками вместе с юным императором. Вначале она устремилась на военные округа Вэйлу и Шуньань, а затем, повернув на восток, напала па область Баочжоу. Далее вместе с юным императором, соединившись с командующим войсками Даланем, носившим титул Шуньго-вана, напала на Динчжоу, в то время как остальные войска подошли к пунктам, расположенным к востоку от областных городов Шэнь и Ци. Затем, выступив из Янчэндяня и следуя по берегу реки Хулухэ, она прошла через заставу и подошла на юге к городу Инчжоу. Военная мощь киданей была весьма значительной. Императрица вместе с юным императором лично воодушевляли воинов, которые яростно напали на город, осыпая стены стрелами, как дождем. Затем от Инчжоу императрица подошла к воротам Бэй и Цзи.

Южносунские войска, находившиеся в военном округе Тянь-сюн, растерялась, в связи с чем сунский император лично прибыл в Шаньюань, Императрица выступала как главный инициатор всех действий. Посылка Ван Цзи-чжуна, приведшая к установлению дружественных отношений, и получение киданями ежегодных подарков были осуществлены по плану, разработанному императрицей.

Китайские войска в контролируемой киданями области Ючжоу, известные под названиями отрядов Шэнь-у, Кунхао, Юйлинь, Сяо-у и т. д., находились под личным командованием императрицы. Военачальниками были командиры южного и северного отрядов пиши, дежурные командиры отрядов шэли и другие.

В это время император Шэн-цзун был малолетним, поэтому, когда для ведения мирных переговоров приезжали сунские послы Цао Ли-юн и Чжан Хао, императрица вместе с юным императором принимали их перед юртой, выражала благодарность за прибытие и устраивала для них подворье.

Когда начальник конюшен быстроногих лошадей Хань Ци прибыл к сунскому двору, он сначала вручил письмо от юного императора, а затем поднялся во дворец, встал на колени и доложил: «Вдовствующая императрица приказала мне справиться о состоянии вашего императорского величества». Отсюда можно видеть, что власть находилась, в руках вдовствующей императрицы, а малолетнего императора совершенно не боялись.

В этом году император поднес вдовствующей императрице почетный титул Жуй-дэ шэнь-люэ ин-юнь ци-хуа фа-дао хун-жэнь шэн-у кай-тун чэн-тянь хуантай-хоу 10.

После установления дружественных отношений между югом и севером киданьский император большую часть времени проводил в Средней столице. Шэн-цзун жил во дворце Угундянь, а вдовствующая императрица — во дворце Вэнь-хуадянь. Вдовствующая императрица любила китайский этикет, но отличалась невыдержанным характером, поэтому на каждом пиру случалось, что она или не совершала поклона, или не складывала рук в виде приветствия.

Вдовствующая императрица стремилась к укреплению дружественных отношений с Китаем, но она постепенно старела, поэтому власть сосредоточилась в руках канцлера Елюй Лун-юня. Он пользовался такой же любовью вдовствующей императрицы, как и Пиян-хоу, и никому из придворных сановников не выказывалось такого расположения, как ему. В дальнейшем вдовствующая императрица передала власть императору, но не прошло и месяца, как она скончалась. Всего она находилась у власти двадцать семь лет. Умерла в возрасте пятидесяти семи лет. Ее посмертный титул — Сюань-сянь.

ИМПЕРАТРИЦА СЯО, ЖЕНА ИМПЕРАТОРА ШЭН-ЦЗУНА 11

Отцом императрицы Сяо, жены императора Шэн-цзуна, был Туху, которому посмертно был пожалован титул Чэнь-вана. По характеру императрица была осторожной и молчаливой. После того как Щэн-цзун ввел ее во дворец, она родила Мубугу, будущего императора Син-цзуна. Ее второго сына звали Дадали. Кроме того, у императрицы было две дочери-принцессы, носившие титулы Шунь юаньфэй и Шэн юаньфэй.

Три брата императрицы получили титулы ванов, а сестры —титулы Го фу-жэнь. Младший брат, Тугуса, был женат на принцессе Янь-го, старший брат, Сели, —на принцессе Пинъян, а Чэньлю — на принцессе Наньян. Все они носили звание «воевода —зять императора».

Дочь Сяо-му, старшего брата императрицы, была женой императора Син-цзуна, а дочь младшего брата, Гао-цзю, — наложницей младшего брата императора. Невозможно перечислить количество милостей, которые в разное время сыпались на род императрицы. Все его представители были связаны путем браков узами родства с императором и назначены на должности высших сановников.

Императрица Ци-тянь, происходившая из рода Сяо, была старшей женой императора. У нее родилось несколько сыновей, ни один из которых не выжил. Шэн-цзун щедро осыпал ее своими милостями. Старшая наложница, завидовавшая милостям и ревниво относившаяся к расположению императора, всячески стремилась оклеветать императрицу, но Шэн-цзун не верил ей.

После кончины Шэн-цзуна старшая наложница объявила себя вдовствующей императрицей и убила императрицу Ци-тянь, о чем подробно рассказано в записях о деяниях императоров.

Вдовствующая императрица отличалась жестокостью и коварством. Не прошло и года ношения траура по покойному императору, как она почти полностью изменила все действовавшие при нем законы. Не дожидаясь окончания трехгодичного траура по Шэн-цзуну, она приняла почетный титул «вдовствующая императрица Фа-тянь».

У зятя императора Сяо Кэня был сын Пиди, который начиная со [времени правления] императора Цзин-цзуна воспитывался императрицей Чэн-тянь. Когда он вырос, император Шэн-цзун относился к нему как к своему сыну и женил на принцессе Хань-го. В дальнейшем Пиди добился выдающихся заслуг во время усмирения Бохая, за что получил титул Ланьлин-вана. Завидуя Пиди, братья вдовствующей императрицы убили его. Вместе с ним была казнена группа заслуженных сановников в количестве более десяти человек, в том числе старший учитель Мудоли, старший учитель Милэ и другие, что вызвало возмущение как при дворе, так и среди народа.

Лица, занимавшиеся взяточничеством в правление нескольких императоров, скрежетали зубами от негодования на то, что, несмотря на объявлявшиеся амнистии, никто из них не используется на службе. Однако вдовствующая императрица, когда еще не была закончена постройка кладбища покойного императора, оправдала всех и использовала на службе, как будто они не совершили ничего дурного.

Сорок человек, в том числе Мао Кэ-хэ, являвшиеся рабами вдовствующей императрицы и не имевшие никаких заслуг, были назначены на должности командующих обороной областей, командующих отрядами самообороны областей и генерал-губернаторов. Они свободно входили во дворец, клеветали на придворных сановников, продавали должности и титулы, причиняли вред киданям и китайцам. С этого времени в областях Ю и Янь появилось много лиц, не имевших определенных занятий, которые хотели стать рабами.

Старшая сестра вдовствующей императрицы, носившая титул Циньго фу-жэнь, овдовела в молодые годы и жила одна в своем доме. Вдовствующая императрица, увидев, что Чанша-ван, по имени Сецзяну, отличается необыкновенными способностями и прекрасной наружностью, убила его жену и женила Чанша-вана на Циньго фу-жэнь.

Младшей сестре вдовствующей императрицы, носившей титул Цзиньго фу-жэнь, правился за прекрасную наружность Гэн Юань-цзи, глава ведомства финансов. Вдовствующая императрица, удовлетворял просьбу Цзиньго фу-жэнь, тайно убила его жену, а затем выдала за него замуж Цзиньго фу-жэнь.

Вот насколько широко был распространен разврат, в то время как законы о наказаниях ослабли. Все государственные дела, решавшиеся киданьскими и китайскими чиновниками северного и южного управлений, находились в руках братьев вдовствующей императрицы. Каждый поступающий доклад обсуждался ее братьями, которые, злоупотребляя своей властью, создавали из придворных сановников группировки и всегда знали о каждом деле.

Всего вдовствующая императрица управляла делами четыре года, а затем была низложена и заточена Син-цзуном. В это время кидане уже устали от ее действий.

В момент низложения вдовствующей императрицы двор был наполнен ее братьями, обладавшими большой властью. Император опасался внутренних смут, а поэтому вместе с главнокомандующим императорской гвардией Елюй Сисунем, старшим пестуном стражи при дворцовых воротах Елюй Люсанем и другими лицами выработал сначала план низложения вдовствующей императрицы, после чего вызвал более пятисот пеших воинов, несших охрану у частокола вокруг императорской юрты 12. Сам император верхом на коне остановился на небольшом холме в двух ли к востоку от походного дворца, а Елюй Сисунь ворвался во дворец вдовствующей императрицы, заставил ее сесть в повозку, обтянутуюжелтой тканью, и отвез в заточение в область Цинчжоу. Братья императрицы были по очереди схвачены посланными воинами. Некоторых из них убили, других сослали, а остальных сообщников казнили. Это произошло на втором году эры правления Чжун-си.

После низложения императрицы Фа-тянь император приказал Ван Цзи-эню, генерал-губернатору области Линчжоу, главному управляющему дворцовой кладовой, вместе с [Чжао Ань-жэнем], занимавшим должности главного евнуха и старшего военачальника отряда, охраняющего ворота императорского двора, проверить киданьских и китайских чиновников, занятых в северном и южном управлениях. Они обнаружили более тридцати решений, невыгодных для войск и народа, которые были немедленно изменены.

Через несколько лет, прослушав объяснение книги Бао-дэцзин —[«Воздаяние за добро»], император уразумел ее содержание и вернул вдовствующую императрицу из заточения.

ИМПЕРАТРИЦА СЯО, ЖЕНА ИМПЕРАТОРА СИН-ЦЗУНА 13

Императрица Сяо, жена императора Син-цзуна, родившаяся в области Инчжоу, была дочерью Сяо Сяо-му, младшего брата императрицы Фа-тянь, занимавшего должность начальника управления важнейших секретных дел и носившего титул Чу-вана. Отличалась высокими добродетелями и прекрасной наружностью. Хорошо пела.

У императрицы родилось три сына: старший, Хун-цзи, будущий император Дао-цзун; второй, Гэтэнь, по имени Хун-дао, носил титул Янь-вана, и третий, Шоуцянь, по имени Хун-дэ, носил титул Цзинь-вана.

Император увлекался буддизмом и считался только со своими желаниями. Императрица, всегда находившаяся при императоре, урезонивала его, когда он совершал какой-нибудь промах, что приносило большую пользу.

Хун-цзи, вступив на престол, пожаловал императрице почетный титул «вдовствующая императрица Жуй-шэн хун-цы шунь-тянь хуантай-хоу».

В пятом году эры правления Цин-нин императрица скончалась и была похоронена вместе с императором.

ИМПЕРАТРИЦА СЯО, ЖЕНА ИМПЕРАТОРА ДАО-ЦЗУНА 14

Императрица Сяо, жена императора Дао-цзуна, родилась в области Пинчжоу. Ей была пожалована почетная должность государственного советника и титул «целомудренная Сяо Сянь».

При рождении императрицы появился необыкновенный свет. В дальнейшем она попала во дворец, где сначала носила ранг фан-и, а затем была повышена в ранг чжао-и 15.

У императрицы родился сын Кунгули, носивший титул Цинь-вана, который впоследствии принял имя Юань-цзи. Остальные сыновья умерли в детстве.

После вступления Дао-цзуна на престол императрица заняла главное место в женском дворце. Характер ее был спокойный, и у нее не было больших желаний.

Во время мятежа Цзун-юаня, носившего титул Лу-вана, Дао-цзун вместе с императрицей был на охоте. Когда все, как при дворе, так и вне его, были объяты страхом, не имея никаких сведении о мятеже, императрица, встав во главе воинов, подавила мятеж, заслужив этим повсюду громкую славу.

После кончины была похоронена в области Цзучжоу.

ИМПЕРАТРИЦА СЯО, ЖЕНА ХАЙБИНЬ-ВАНА

Императрица Сяо, жена Хайбинь-вана, родившаяся в области Пинчжоу, была дочерью генерал-губернатора Сяо Гао-ла. Из-за того что императрица пользовалась любовью императора, ее старший брат, Сяо Фын-сянь, и младший, Сяо Бао-сянь, занимали важные должности и стояли во главе управления.

По характеру императрица была кроткой и соблюдала правила поведения. Когда начались бедствия от нюйчжэней, Тянь-цзо продолжал заниматься пьянством и развратом, но императрица не могла идти вопреки его желаниям, в результате чего государство постигла беда и оно оказалось уничтоженным.

Во время несчастья, случившегося с Тянь-цзо в управлении, к северу от гор Цзиньшань, императрица 'была захвачена вместе с ним в плен, и Няньхань сделал ее своей второй женой. В дальнейшем, когда Елюй Юйду поднял восстание в Юньчжуне, Уши убил Юйду вместе с императрицей 16. Вернувшись в Яньцзин, Уши, прося прощения у Нянь-ханя, сказал: «Урожденная Сяо была старшей женой киданьского императора Тянь-цзо. К вам она на самом деле относилась с ненавистью и вышла за вас замуж, только оказавшись в безвыходном положении. Она не покончила жизнь самоубийством и стала служить вам, желая дождаться происшедших ныне событий. Поскольку мятеж не удался, я боялся, что в дальнейшем она сможет причинить вам зло. Ведь вы прошли всю Поднебесную, вас не могли задержать многочисленные воины противника, но эта женщина, находясь при вашей юрте, могла убить вас кинжалом, когда вы совершенно этого не ожидали. Обстоятельства требовали принять меры предосторожности, поэтому, руководствуясь чувством любви к вам, я самовольно убил ее».

Няньхань встал и поблагодарил Уши. Через некоторое время из его глаз полились слезы.

ВЭНЬ-ФЭЙ, ВТОРАЯ ЖЕНА ХАЙБИНЬ-ВАНА

Вэнь-фэй, вторая жена Хайбинь-вана, происходила из бохайского рода Даши. В детстве ее выбрали во дворец. Отличалась умом, спокойствием, серьезностью и молчаливостью. Тянь-цзо, вступив на престол, возвел ее в ранг Вэнь-фэй. У нее родился сын, [получивший при рождении] титул Цзинь-вана.

С юности Вэнь-фэй занималась литературой, хорошо писала песни и стихи. Когда она увидела, что бедствия от нюйчжэней возрастают с каждым днем, а Тянь-цзо увлекается охотой, не обращая на это внимания, и что большинство преданных сановников либо отстранены, либо изгнаны, она написала несколько песен и стихов, чтобы вразумить Тянь-цзо. В одной из песен говорилось:

Не вздыхайте, что на границах темно от поднятой пыли,

Не скорбите, что нючжэни причиняют многочисленные

бедствия, Лучше преградите дорогу коварным и выберите мудрых

чиновников, Лучше спите на валежнике и ешьте желчь 17,

Побуждая смелых воинов отдать свои жизни.

Тогда утром на севере вы очистите земля от нюйчжэней,

А вечером будете спать в областях Янь и Юнь.

Песня состояла из многих слов, которые не приведены полностью, но так она увещевала императора, невзирая на его власть и высокое положение.

Как-то Вэнь-фэй написала следующее стихотворение, выражая скорбь по поводу происходивших событий:

Главный помощник 18 пришел ко двору,

гремит на нем меч, Тысячи чиновников украдкой бросают на него взгляды,

стоит полная тишина. Своими действиями он вызвал вторжение врага,

к чему теперь вздыхать, Беда постигла преданных сановников, наказанных им несправедливо.

Все его родственники занимают высокие должности,

А влиятельные чиновники собирают верные себе войска.

Бедный император династии Цинь, живший в древности,

Он также надеялся найти спокойствие во дворце.

Вот какие горячие чувства выражала она в стихотворении. Услышав стихотворение, Тянь-цзо растрогался. В это время кидане из-за нападения цзиньцев лишились почти всех округов и уездов, но Тянь-цзо не переставал охотиться и не имел желания заниматься делами.

Среди его сыновей наиболее достойным был Цзинь-ван. Сяо Фэн-сянь, старший брат жены Тянь-цзо, завидовал ему. Следует оказать, что старшая сестра Вэнь-фэй была замужем за Елюй Тахэли, а младшая — за Елюй Юйду. Сяо Фэн-сянь ложно обвинил Елюй Юйду в том, что он хочет возвести Цзинь-вана на престол, а Тянь-цзо поднести титул Тайшан хуанди (отец императора. —В. Т.). Тахэли был убит вместе со своей женой. Следом за ними был убит и Цзинь-ван.

Рассуждая о происходивших событиях, скажу: когда порочная императрица Люй захватила власть, «человек-свинья» лишился красоты 19; когда страной в качестве регентши управляла красавица из рода У, ваны, запутавшись в расставленных сетях, лишались жизни 20. В Поднебесной существуют подозрения, жестокость, коварство, но эти качества достались не смелым мужам и отважным воинам, а, увы, были проявлены женщинами. К таким женщинам относятся Шулюй, первая императрица киданей при их возвышении, и две последовавшие за ней императрицы Сяо 21.

Однако, хотя императрица Шулюй смогла истребить [многих] вождей 22, она не смогла избежать слез на кладбище Чанлин 23; хотя императрица Сяо (жена Цзин-цзуна. —В. Т.) могла проявить смелость в трудном походе на юг, она не смогла отказать в милостях Елюй Лун-юню, пользовавшемуся, такой же любовью, как и Пиян-хоу 24.

Разве убийство императрицы Ци-тянь, [на которое пошла вдовствующая императрица], не явилось проявлением слишком большого своеволия? Разве путь войны, который искала императрица, [жена Цзин-цзуна], не навлек бед? Если это так, понятно, почему, когда Тянь-цзо был низведен в титул Хайбинь-вана, не нашлось жен, подобных женам Шуня, от горьких слез которых на стволе бамбука появились крапинки, и почему скорбь, наполнявшая песни-стихи, говорящие, что император сам навлек на себя гибель, оказалась напрасной. Все это связано с неустройством семьи, и с этим ничего нельзя было поделать 25.

Комментарий

1. Жизнеописания императриц и наложниц приводятся в Ляо-ши и содержат некоторый дополнительный материал. В связи с этим отсутствующие в Цидань го чжи данные приводятся в примечаниях.

Жена Тай-цзу носила детское имя Юэлидо. У ее далекого предка Носы, уйгура по происхождению, родился Вэйнин, носивший звание шэли. У Вэйнина родился мэйли Шэньсы, у Шэньсы родился мэйли Погу. Погу, по имени Юэвань, служил Яоняню в должности ачжаеэчжи (ключник, см. ИКОЛ, с. 432). Он женился на дочери князя Юньдэцзя. Она родила императрицу в землях правого большого кочевья.

Императрица отличалась сдержанностью, решительностью, обладала военными талантами. Как-то она прибыла на место слияния рек Ляохэ и Тухэ и увидела женщину, ехавшую на повозке, запряженной серым быком. Женщина поспешно уступила императрице дорогу и внезапно исчезла из виду. Вскоре появилась детская песенка:

Старуха с серым быком

Уступила в свое время дорогу.

В этой песенке под старухой с серым быком имели в виду духа Земли.

После вступления Тай-цзу на престол сановники поднесли императрице почетный титул ди хуанхоу, т. е. «императрица, поставленная по воле Земли». В 917 г. она получила новый титул —Ин-тянь да-мин ди хуанхоу.

После смерти Тай-цзу императрица приняла управление государством в качестве регентши, получив почетное звание «вдовствующая императрица».

Когда Тай-цзун скончался, вдовствующая императрица хотела поставить императором младшего сына Ли Ху, но престол самовольно занял Ши-цзун, находившийся в Китае, в городе Чжэньян. Разгорелась борьба, в ходе которой вдовствующая императрица потерпела поражение и была сослана в область Цзучжоу, где и умерла в 953 г. в возрасте семидесяти пяти лет.

Ей был пожалован посмертный титул «императрица Чжэнь-ле», измененный в 1052 г. на титул «императрица Чунь-цинь» (ЛШ, гл. 71, л. 2а —3б).

2. Цзинь-ван —титул Ли Цунь-сюя, см. гл. 1, коммент. 15.

3.Лю Шоу-гуан — см. гл. 2, коммент. 34.

4. Имеется в виду Ли Бянь — основатель Южной династии Тан (ЛШ, гл. 71, л. 26).

5. Жена императора Тай-цзуна, носившая детское имя Вэнь, была дочерью Шилу, младшего брата императрицы Чунь-цинь. Она стала женой Тай-цзуна, когда он носил титул главнокомандующего, и родила будущего императора Му-цзуна. После вступления Тай-цзуна на престол была объявлена императрицей. Участвовала во всех военных походах и охотах.

Скончалась в 935 г. Ей был поднесен посмертный титул «императрица Чжан-дэ», измененный в 1052 г. на титул «императрица Цзин-ань» (ЛШ, гл. 71, л. 36).

6. См. пер., гл. 4.

7. См. пер., гл. 17.

8. В жизнеописании императрицы Чжэнь Е Лун-ли допускает крупные неточности. В Ляо-ши она названа не императрицей, а второй женой императора —фэй, и, хотя в последующем тексте и говорится, что Ши-цзун, вступив на престол, объявил ее императрицей, это, скорее всего, ошибка. Характерно, что из всех киданьских императриц только она одна не имеет посмертного титула,

Кроме того, будущий император Цзин-цзун родился не от Чжэнь, а от императрицы Хуай-цзе, о которой Е Лун-ли не упоминает.

Императрица Хуай-цзе, из рода Сяо, носившая детское имя Сагэчжи, была дочерью Атучжи, младшего брата императрицы Чунь-цинь. Ши-цзун взял ее в жены, когда носил еще титул Юнкан-вана. От нее родился будущий император Цзин-цзун. В конце эры правления Тянь-лу была объявлена императрицей. Погибла в 951 г., во время мятежа Чагэ (см. гл. 4, коммент. 25). Ей был поднесен посмертный титул «императрица Сяо-ле», измененный в 1052 г. на титул «императрица Хуай-цзе».

Как императрица Хуай-цзе, так и вторая жена Ши-цзуна были похоронены Цзин-цзуном на горе Иулюй. Рядом с усыпальницами был построен храм (ЛШ, гл. 71, л. 36, 4а).

9. Жена Цзин-цзуна, из рода Сяо, носившая табуированное имя Чо и детское имя Яньянь, — дочь канцлера северного управления Сяо Сы-вэня. Когда Цзин-цзун вступил на престол, она вскоре была объявлена императрицей.

После кончины Цзин-цзуна, как вдовствующая императрица, взяла на себя управление государственными делами. Ее главными советниками были Елюй Сечжэнь и Хань Дэ-жан. О роли Яньянь в делах государства киданей можно судить по такому высказыванию: «Шэн-цзуна называют могущественным правителем государства Ляо, но он во многом обязан наставлениям императрицы».

Скончалась в 1009 г. Ей поднесли посмертный титул «императрица Шэн-шэнь сюань-сянь хуан-хоу», измененный в 1051 г. на титул «императрица Жуйчжи хуан-хоу» (ЛШ, гл. 71, л. 4а-4б).

10. Почетный титул Жуй-дэ шэнь-люэ ин-юнь ци-хуа фа-дао хун-жэнь шэн-у кай-тун чэн-тянь хуантай-хоу может быть переведен как «глубоко добродетельная, божественно мудрая, пользующаяся милостями судьбы, просвещающая невежественных, сообразующаяся с высшими законами, высокогуманная, дивно воинственная, положившая начало правления, правящая по воле Неба вдовствующая императрица».

11. В жизнеописании жены императора Шэн-цзуна Е Лун-ли рассказывает как об императрице Жэнь-дэ (императрица Ци-тянь), так и об императрице Цинь-ай (императрица Фя-тянь).

Императрица Жэнь-дэ, из рода Сяо, носившая детское имя Пусагэ, — дочь Вэйиня, младшего брата императрицы Жуйчжи. В возрасте двенадцати лет попала во дворец, а в 1001 г. была возведена в титул императрицы Ци-тянь.

Отличалась большим вкусом и хитростью на различные выдумки. Однажды из стеблей травы сделала макеты дворцовых зданий и приказала чиновникам построить по ним три зала, названных Цин-фэн, Тянь-сян и Ба-фан. Свою повозку она украсила золотом, головой дракона и хвостом мифической птицы чи. Кроме того, она сделала еще несколько повозок, на которых стояли серебряные пагоды. Повозки были сделаны настолько искусно, что, когда императрица ехала на них по цветущим долинам, казалось, что едет сама небожительница.

У императрицы Ци-тянь было два сына, умерших в раннем возрасте, поэтому, когда у дворцовой женщины Ноуцзинь родился ребенок, будущий император Син-цзун, она воспитывала его как своего сына.

Когда Шэн-цзун серьезно заболел, Ноуцзинь выгнала императрицу из дворца, заявив: «Старая тварь, благосклонности императора тоже приходит конец!». После смерти императора Ноуцзинь объявила себя вдовствующей императрицей. Затем она обвинила императрицу Ци-тянь в желании поднять мятеж и хотела убить ее. Услышав об этом, Син-цзун сказал:

«Императрица сорок лет служила покойному императору и воспитала меня. Она должна быть вдовствующей императрицей, и если мы не возводим ее в этот ранг, как же можно обвинять ее в преступлении!»

Ноуцзинь ответила: «Если она будет жить, то в будущем явится для нас источником бедствий». Син-цзун возразил: «У императрицы нет сьновей, к тому же она в преклонном возрасте. Если она и будет жить, все равно не сможет ничего сделать». Не послушав доводов императора, Ноуцзинь переселила императрицу в Верхнюю столицу.

Однажды, когда Син-цзун выехал на весеннюю охоту, Ноуцзинь приказала убить императрицу  Ци-тянь. Посланные люди явились к императрице, и она сказала: «Я поистине ни в чем невиновата, и это знают все в Поднебесной. Подождите, я вымоюсь, а затем убейте меня». Посланные вышли, а когда вернулись, перед ними лежал труп.

Императрица скончалась в возрасте пятидесяти лет. В день ее смерти видели, как она ехала по северному склону горы Муешань в повозке с серым тентом в сопровождении пышной свиты. Посмертно ей был поднесен титул «императрица Жэнь-дэ».

Став вдовствующей императрицей, Ноуцзинь, главная виновница смерти императрицы Ци-тянь, объявила день своего рождения праздником Иншэнцзе. В 1035 г. она вызвала братьев, чтобы обсудить с ними вопрос о низложении Син-цзуна и возведении на престол младшего сына — Чжун-юаня. Чжун-юань рассказал о готовящемся перевороте императору, который изгнал мать и поселил ее в области Цинчжоу для присмотра за могилой Шэн-цзуна. В 1038 г. Ноуцзинь возвратилась из ссылки.

Отношения между сыном и матерью продолжали оставаться натянутыми. Когда Син-цзун умер, Ноуцзинь нисколько не горевала, а увидев, как плачет его жена, заметила: «Ты еще молода, к чему так убиваться!»

После смерти Ноуцзинь был поднесен титул «императрица Цинь-ай» (ЛШ, гл. 71, л. 4б-6а).

12. Пешие воины, несшие охрану у частокола вокруг императорской юрты (инчжай ила хувэй).

Под инчжай (букв. «крепкий частокол») имеется в виду частокол из копий, связанных волосяными веревками, которым окружали юрту императора. Под каждым копьем имелся черный войлочный зонт для защиты охранников от ветра и снега. За копьями стоял ряд небольших войлочных юрт. В каждой юрте находилось пять вооруженных людей, к они вместе с охранниками составляли окружение запретного места (ЛШ, гл. 31, л. 3а).

Ила означало на киданьском языке воина-пехотинца (ЛШ, гл. 46, л. 12а).

Таким образом, пешие воины, несшие охрану частокола вокруг императорской юрты, являлись личной охраной императора.

13. Жена императора Син-цзуна, из рода Сяо, носившая детское имя Дали, — старшая дочь Сяо Сяо-му, младшего брата императрицы Цинь-ай. В 1036 г. была объявлена императрицей, а после вступления на престол Дао-цзуна получила звание вдовствующей императрицы. Принимала активное участие в подавлении мятежа Чжун-юаня (ЛШ, гл. 71, л. 66).

14. Совершенно другие сведения приводятся в Ляо-ши. Жена императора Дао-цзуна, из рода Сяо, носившая детское имя Гуаньинь, была дочерью Сяо Хуэя, младшего брата императрицы Цинь-ай, занимавшего должность начальника управления важнейших секретных дел. Обладала красивой наружностью, писала стихи и песни, по особенно хорошо играла на четырехструнной гитаре.

Увлекаясь музыкой, приблизила к себе музыканта Чжао Вэй-и. В начале эры правления Да-кан поступил донос, что императрица находится с Чжао Вэй-и и незаконной связи. Император приказал произвести расследование и, когда донос подтвердился, казнил Чжао Вэй-и вместе со всем родом, а императрице велел покончить жизнь самоубийством.

В первые годы эры правления Цянь-тун императрице был поднесен почетный титул «императрица Сюань-и» (ЛШ, гл. 71, л. 7а).

15. Чжао-и —высший ранг наложницы при династии Тан (СТШ, гл. 76, л. 2а). Ранг фан-и не упоминается в источниках, но, по-видимому, он присваивался наложницам, занимавшим более низкое положение, чем чжао-и.

16. В Ляо-ши рассказывается, что жена Тянь-цзо скончалась от болезни. По-видимому, авторы нашли неудобным писать, что ей пришлось стать второй женой Няньханя.

17. Спать на валежнике и есть желчь — т. е. испытывать лишения. Отсюда — более широкий образный смысл: быть всегда готовым к совершению подвига, чтобы отомстить за поруганную честь.

18. Имеется в виду Сяо Фэн-сянь.

19. Имеется в виду жена ханьского императора Гао-цзу, самодержавно управлявшая страной в качестве регентши со 187 по 179 г. до и. э. Отличалась коварством и жестокостью, в подтверждение чего Е Луп-ли приводит исторический эпизод, связанный с «человеком-свиньей».

Помимо жены, императрицы Люй, у Гао-цзу имелась любимая наложница Ци, у которой родился сын Жу-и, носивший титул Чжао-вана. Гао-цзу хотел передать престол Жу-и, но, не сумев осуществить это намерение, умер. После его смерти императрица Люй убила Жу-и, а наложнице Ци отрубила руки и ноги, вырвала глаза, прижгла уши, напоила зельем, вызывающим немоту, и бросила в отхожее место. По приказу императрицы это подобие человека было названо «человек-свинья» (ШЦ, гл. 9, л. 26. 3а).

20. Красавица из рода У — танская императрица Цзэ-тянь. Стремясь упрочить положение регентши, вступила в борьбу с представителями императорского рода. Главный удар былнаправлен против Юань-цзя, носившего титул Хань-вана, Юань-гуя, носившего титул Хо-вана, Линкуя, носившего титул Лу-вана, Чжэня, носившего титул Юэ-вана, и их сыновей, также имевших титулы ванов. Цзэ-тянь вызвала всех перечисленных ваное на аудиенцию, по они, страшась смерти, предпочли не являться.

Вслед за этим Чун, сын Чжэня, носивший титул Ланъе-вана, и его отец Юэ-ван открыто выступили против императрицы Цзэ-тянь, но потерпели неудачу и погибли. Остальным императрица либо приказала покончить. жизнь самоубийством, либо отправила в ссылку (ЦТШ, гл. 6, л. 3а).

21. Под двумя императрицами Сяо имеются в виду жена императора Цзин-цзуна и жена императора Шэн-цзуна, носившая титул «императрица Фа-тянь».

22. См. пер., гл. 1.

23. Кладбище Чанлин — кладбище ханьского императора Гао-цзу. В данном случае имеется в виду кладбище Абаоцзи, куда в 947 г. была сослана императрица Шулюй (см. пер., гл. 4). .

24. Пиян-хоу — см. гл. 7, коммент. 42.

25. Жизнеописания императриц интересны тем, что они показывают совершенно особое положение киданьской женщины по сравнению с женщинами Китая. Если за всю долгую китайскую историю количество императриц, игравших видную роль в политической жизни страны, можно пересчитать по пальцам, то за сравнительно короткое существование империи Ляо, имевшей всего девять императоров, почти при каждом из них императрицы играли большую роль в делах государства.

Например, жена Абаоцзи, императрица Шулюй, «всегда принимала участие в обсуждении планов Тай-цзу, связанных с военными походами и управлением народам» (см. пер., гл. 13). Она предложила мужу план убийства племенных вождей. Успешное осуществление этого плана позволило Абаоцзи объединить киданьские племена и создать единое государство (см. пер., гл. 23).

По ее совету Абаоцзи приблизил китайца Хань Янь-хуэя, который в дальнейшем помог киданям в создании государственного аппарата, научил постройке городов, обнесенных внешними и внутренними стенами, способствовал развитию земледелия и торговли (см. пер., гл. 13).

Когда Ли Вянь, правитель Южной династии Тан, прислал киданям горящее сильным огнем масло, Абаоцзи хотел сразу же напасть на город Ючжоу, рассчитывая спалить дозорные башни. Однако императрица Шулюй отговорила его от этой затеи. Она остроумно сравнила Ючжоу с деревом, сказав, что, как дерево не может расти без коры, так и Ючжоу не сможет долго продержаться, если разграбить окрестности и лишить город продовольствия (см. пер., гл. 13).

Во время похода против дансянов Абаоцзи оставил императрицу охранять его юрту. Два шивэйских племени решили внезапно напасть на киданей, пользуясь отсутствием их государя. Узнав об этом, императрица Шулюй встала во главе войск и наголову разбила противника (см. пер., гл. 13).

Императрица Шулюй имела собственную орду, называвшуюся по-китайски «дворец Чаннин» и по-киданьски «Пусувань олудо», насчитывавшую семь тысяч киданьских семей и шесть тысяч семей переселенных варваров и китайцев. Орда выставляла пять тысяч всадников (ЛШ, гл. 31, л. 4а). Кроме того, она распоряжалась армией Шушань, численность которой составляла двадцать тысяч воинов (см. пер., гл. 23).

Количество примеров, показывающих большую роль императрицы Шулюй в жизни киданьского государства, можно легко увеличить, причем такую же, если не еще большую, роль играли многие из последующих императриц.

Особое положение женщины не только в киданьском, но и во всяком другом кочевом обществе хорошо известно. А. Ю. Якубовский, отмечая самостоятельное положение монгольской женщины, указывал: «Восточные авторы XIII —XIV вв., а также европейские путешественники оставили немало интересных сведений об этом. Известный арабский путешественник, происходивший из Танджа (Танжера), Ибн-Батута, проехавший в 30-х годах XIV в. в Дешт-и-Кыпчак, в своих заметках пишет: "В этом крае я увидел чудеса по части великого почета, в каком у них (татар. —А. Я.) женщины. Они пользуются большим уважением, чем мужчины". И действительно, Ибн-Батуте, привыкшему к другим порядкам, было чему удивляться. В системе кочевого хозяйства женщина не могла быть, конечно, совершенно изолирована от процесса общественного производства. Вспомним, что говорит о роли женщины п хозяйстве В. Рубрук: "Обязанность женщин состоит в том, чтобы править повозками, ставить на них жилища и снимать их, доить коров, делать масло и грут, приготовлять шкуры и сшивать их, а сшивают их они ниткой из жил. Именно они разделяют жилы на тонкие нитки и после сплетают их в одну длинную нить. Они шьют также сандалии (sotulanes), башмаки и другое платье"» (ЗОП, с. 119).

По-видимому, эта домашняя работа монгольской женщины входила и в обязанность киданьской женщины, но В. Рубрук забыл упомянуть, пожалуй, о самом важном моменте. В условиях кочевого общества, когда мужчины часто и на долгое время отлучались на войну или охоту, женщина помимо домашней работы была вынуждена брать на себя присмотр за стадами, представлявшими главное богатство кочевника.

Хозяйственная самостоятельность киданьских женщин позволяла им занимать положение, почти равное с мужчинами.

Е Лун-ли, выросшему в среде, в которой начиная с глубокой древности считалось, что «курица не должна возвещать рассвет» (ШШЧИ, гл. 11, с. 378), так как это ведет к гибели семьи и государства, подобные порядки казались дикими, и он вполне чистосердечно считает, что причина бедствий, выпавших на долю киданей, в какой-то степени «связана с неустройством семьи» (см. пер., гл. 13).

 

Текст воспроизведен по изданию: Е Лун-ли. История государства киданей. М. Наука. 1979

Еще больше интересных материалов на нашем телеграм-канале ⏳Вперед в прошлое | Документы и факты⏳

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2024  All Rights Reserved.