Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

ЭВЛИЯ ЧЕЛЕБИ

КНИГА ПУТЕШЕСТВИЙ

СЕЙАХАТНАМЕ

Глава о замечательном городе, древней столице, прочном оплоте и твердыне, крепости Кефе - украшении чистой земли крымского государства

По достоверным словам греческих, латинских и франкских летописцев, в эпоху святого Дауда, мир ему, король Джанэвэ, то есть Дженевиз Второй присягнул святому Дауду. Но три его нечестивых сына не присягнули святому Дауду и отвернулись от отца. Все трое покинули страну. Первый обустроил город ... генуэзской страны, которая находится рядом с Испанией, и стал там править. Его брат проплыл на ста кораблях по Белому морю 1, и ему понравился остров Сакыз 2 из-за чистого воздуха, воды и земли, подобной амбре. Он сделал его своей столицей. Другой брат с флотилией кораблей [прибыл] к королю страны под названием Бузанта. Старое название города Костантиния - Пузанта. Потом ей дали имя Великий Македон. Затем, когда Костантин обустроил [город], его стали называть Костантиния. Короче говоря, сын генуэзского короля прибыл к византийскому королю и много лет был его гостем. [По велению] Премудрого Господа византийский император умер, и сын генуэзского короля стал самодержавным королем над греками города Пузанта. Он едва не достиг такого же могущества, как Янку, сын Мадиана 3. Этот король по имени ..., сын генуэзского короля, построил крепость Галата в четыре этажа, которая теперь находится в Истанбуле.

Затем он с тысячей кораблей пришел в Черное море, и сколько ни есть слева и справа от Черного моря сильных крепостей и больших городов, он каждый из них покорил. Затем он бросил якорь в гавани этой крепости Кефе, и увидел, что вода и воздух здесь приятны, что здешние места богаты растительностью и здесь протекают реки, имеется прекрасная гавань. Он сказал: "Быстро в этом месте постройте мне крепость!" И подобное морю [число] воинов, много тысяч мастеров и строителей сложили за семь месяцев крепость с семью воротами. Король дал ей свое имя, то есть "Ян". В ошибочном произношении она звучит как "Кефе". Но некоторые историки говорят, что "Кефе" - это неправильное произношение слова "Кафа". "Кафа" означает "хватит". Так написано. Короче говоря, причина ее построения и наименования - вроде тех, что описаны выше.

В ... году, в эпоху султана Баязида при помощи Менгли Герай-хана и десницей великого полководца Гедик Ахмед-паши [эта крепость] была захвачена из рук генуэзских франков мощной дланью [рода Османов]. На дату завоевания сложен красивый тарих. Так как захват Кефе был милосердием Истины для народа Кефе, то тарихом завоевания является слово "милосердие". Год 880 4. После завоевания бейлербеем здесь был шахзаде Селим-хан 5. И шахзаде Сулейман 6 также был здесь бейлербеем, сделал [город] своей столицей, и здесь билась монета с именем рода Османов. Сейчас здесь есть монетный двор и тронный дворец [Сулеймана].

Как пишут, при султане Баязиде Вели это был эйялет, и его жаловали двухбунчужным и трехбунчужным везирям 7. Жалованье здешнему паше от падишаха составляет хасс [с доходом] в 508 866 акче. Однако здесь нет ни тимаров, ни зеаметов, потому что вся земля принадлежит деревням татарских ханов. Здесь нет ни алайбея, ни черибаши 8. Есть только дефтердар по имуществу и халифе дивана 9. Но когда [Кефе] была столицей шахзаде, здесь находились кетхуда чавушей и писарь чавушей, короче говоря, 12 секретарей - служителей дивана. Теперь их упразднили, но комнаты, в которых они жили, стоят. Сейчас имеется один управляющий - эмин таможни. Он располагается у ворот порта с 50-ю подчиненными, которые собирают султанский налог с приходящих и уходящих судов, что приносит огромный доход. Еще один управляющий - ага одного ода янычар, а также ага одного ода джебеджи и ага одного ода пушкарей. Они прибыли от падишахского двора и защищают крепость. Еще есть кефинский капудан, у него 200 человек и 5 фрегатов, он постоянно выходит в море. Есть начальник крепости из янычарского оджака 10 и 300 стражников крепости. А всего в крепости 8 аг, обладающих бунчуками. Это странный закон и древний обычай. Здесь есть мухтесиб-ага, ага-сборщик налогов, городской эмин, эмин хараджа, городской субаши, рыбный эмин, строительный ага, глава пороховщиков, глава ремонтников, мюселлем и каймакам, кетхуда сипахиев ..., короче говоря, сорок военных начальников.

Перечисление шариатских правителей. Имеется шейх-уль-ислам ханафитского толка, он обладает статусом мевлевиййе 11, его доход - 500 акче. Но нет муфтиев шафиитского, маликитского и ханбалитского толков, да они и не требуются. А если они понадобятся, это трудное дело разбирает ханафитский муфти 12. Есть еще один шариатский правитель - это накыб-уль-ашраф из потомков Мух(ммеда. И еще один шариатский правитель с доходом в 300 акче, подобном мевлевиййе - это кади. Ежегодно для кади из ... деревень округа по справедливости приходит к подножию трона 3000 курушей. Небольшой доход паши составляет 16 тысяч курушей, а с другими доходами - от базарных налогов, (штрафов( за преступления и проступки, повешаний и казней - всего ежегодно 26 тысяч курушей. Однако Монлагани-паша, Ак-Мехмед-паша и Сархош Ибрахим-паша получают по 40 тысяч и 50 тысяч курушей. И еще один правитель шариатский - это наиб городских ворот, а также заместитель мухтесиба, и еще - наиб внешней [крепости].

Перечисление лива 13 Кефинского эйялета. Всего имеется 7 начальников лива. Во-первых, санджак крепости Керш, санджак острова Шахи 14 и крепости Тамань, санджак Татского иля, находящийся внутри Азовского моря санджак Балысыра 15. Так как у бея этого лива нет деревень, а он охраняет Азовское море с 20-ю фрегатами, по закону он получает годовое содержание в 10 кошельков с кефинской таможни. И бей санджака Адахун 16, так как защищает с 10-ю фрегатами проливы Чучке и Илишке, пролив Азовского моря, устье реки Кубань, пролив крепости Темрюк 17, получает 10 кошельков годового содержания из кефинского имущества. А санджак крепости Азак получает имущество в 20 кошельков с рыбных садков Азака. Но кефинский санджак - это столица пашей. С 1067 года 18 столицей кефинских везирей стала крепость Азак, и азаксий бей был упразднен, а такой огромный город, как Кефе, стал каймакамством. Кёпрюлю Мехмед-паша 19 укреплял веру и государство, но для везирей, оборонявших Азак, это стало горьким мучением. Тогда Кефинский эйялет по закону разделили на 7 санджаков.

Сообщение о подчиненности беев черкесских государств Кефе

В эпоху Селим-хана Второго Осман-паша, сын Оздемира, в 991 году 20 пошел на Ширван и Шемаху через Черкесстан 21 и подчинил местных беев Кефинскому эйялету, взяв у них заложников. И сам он оставил в залог кабардинскому бею своего сына с рабыней, взял [в жены] девушку из Кабарды и за месяц стал добрым родственником в Черкесстане. С 70-ю тысячами черкесских батыров он завоевал Гянджу и Ширван, Шемаху и Тифлис, Туманис и Демир-капу, Ширван и город Серир-Алани, город Араши и город Ниязабад, и город Шабурни 22. Короче говоря, он взял 76 великих городов вместе с черкесскими беями и беями падишаха Дагестана. Он сделал Искендер-бея из беев Кабарды пашой Кефе, заселил остров Тамань черкесским народом, и казаки, азовские неверные, потеряли возможность выходить в Черное море. Всего от острова Тамань на восток, на 70 дней пути вплоть до горы Эль-Бурз 23 [располагаются владения] черкесских беев с ежегодным жалованием. Если род Османов идет в поход, они идут в поход с кефинским пашой. Вместо ежегодного жалования они берут одежду и войлок, луки и ружья, порох и свинец, астар 24, парчу и саржу. Они под рукой османцев. Их назначение и отстранение во власти Османов. Если какой-нибудь бей умрет, его место занимает его сын или кто-нибудь достойный из его родственников. Но у них нет бунчука, санджака, байрака и барабана со знаменем. Хотя барабанщики имеются. Со времен Османа-паши, сына Оздемира, они очень послушны и покорны роду Османов.

В 1031 году 25, во время похода на Хотин 26 султана Османа из рода Османов 27, вышеупомянутым черкесским беям кефинские дефтердары прекратили выплачивать жалование. С тех пор они, хотя и не бунтуют, но и не проявляют покорности, службы военной не несут, но иногда приходят к крымским ханам и по некоторым делам обращаются. Однако по доброй памяти это войско Черкесстана без фуража следовало бы содержать. Они не принадлежат к мусульманской, и ни к какой другой вере. Но да сделает Бог их многочисленными, эти горцы обладают прекрасными сердцами. Они не знают, что такое мусульманство, и что такое неверие, однако не препятствуют распространению [мусульманства]. Вот такие это странные люди.

Описание каза Кефинского эйялета

Вместе с Кефе каза всего 7. Во-первых, Татский иль, [затем] Балаклава, Судак, Мангуп, Керш, Тамань, Темрюк, Азак. И всего 8 воеводств в этих каза. Налоги с этих воеводств собирает паша. Он ходит в поход с 3 тысячами воинов. А если черкесские беи будут подчиняться древним законам, получится 20 тысяч воинов, да увеличит Бог их число.

Описание вида наземных построек крепости Кефе

Это крепость, всегда готовая начать сражение, место безопасное. Она сложена из по-шаддадовски отесанных камней в форме дуги, на берегу Черного моря, на большом заливе, и тянется между западной и южной его сторонами от берега моря до высокой горы под названием Япраклы 28. По окружности длина ее составляет 8 тысяч шагов. Как по количеству шагов [в длину], так и по заполненности людьми [эта крепость] в точности походит на крепость Салоники. Длина стороны Кефе, выходящей на сушу - 6 тысяч шагов, а морская сторона - 2 тысячи шагов. Я трижды измерил ее собственными шагами.

Сторона, выходящая на сушу - это два слоя стен, один за другим - мощная твердыня, подобная валу Искендера. Внутренний слой крепости - стена в 50 аршинов в высоту и в 5 аршинов в толщину. Стена, что перед ней - в 30 аршинов высотой и в 7 аршинов в толщину, подобна укреплению Яджудж 29. Там есть огромные камни, величиной с тело слона. Перед [стеной] находится также ров, подобный глубокому ущелью, вырубленный в скале на 20 аршинов в глубину и 50 аршинов в ширину.

Перед воротами имеются мосты. Во время осады эти мосты поднимают и прислоняют к железным воротам крепости. На этой двухслойной стене крепости, выходящей на сушу, имеется всего 117 разнообразных башен и укреплений. А на обеих стенах есть 2 тысячи и 600 зубцов.

С морской стороны стена однослойная. Она в 20 аршинов высотой и в 5 шагов шириной. Так как эта сторона выходит на море, там совсем нет рва. Но имеется много башен и зубцов. А сколько там башен и зубцов, мне не известно.

В вышеописанной крепости со всех сторон имеется 12 огромных и мощно отстроенных железных ворот. Четверо мощных железных ворот выходят в сторону земли. Во-первых, ворота Куле-капу, выходящие в сторону [Полярной] звезды. Затем, поднявшись вверх - ворота Якуб-ата-капу, открытые в сторону юга. Затем в сторону кыблы открываются ворота Юсуф-хан-капу. Затем опять в сторону кыблы открываются ворота Арслан-капу.

Упомянутые ворота имеют двойные железные створки. Стражники и таможенники постоянно охраняют эти ворота и на закате запирают их. Ключи каждую ночь сдают янычарскому аге, а утром их снова берут, и с молитвой, мухаммеданским прославлением и восхвалением, открывают ворота. А когда правителями Кефе были шахзаде Селим и шахзаде Сулейман-хан, каждое утро перед каждыми воротами с молитвой приносилась жертва, и ворота открывались. Но теперь и курицы не зарежут. Об этом я узнал у двухсотлетних стариков-татар и записал обстоятельства жертвоприношения.

В стене, что выходит на морское побережье, 8 ворот. Двое из них - портовые ворота. Это очень мощные, прочные и красивые ворота. Одни ворота - [ворота] пристани. Здесь пристают все суда. И эмин таможни располагается за этими воротами в большом помещении таможни. [Здание таможни] выходит на море, оно роскошное и имеет окна. Этот дом эмина прекрасно отделан и украшен.

Перед этими же воротами пристани находится двухэтажный дворец кефинских пашей - мировой дворец. Диван-хане и все комнаты там роскошные и светлые, выходят на залив. За воротами пристани, если выйти из них, справа на крепостной стене, близко к земле есть железные кольца, шириной в три человеческих руки. В эти кольца может пролезть человек. Суда, останавливающиеся в порту, привязывают за корму к этим железным кольцам.

Затем - ворота Ялык-базар-капу 30. Это однослойные железные ворота. Далее - ворота Бояджи-капу, это также однослойные маленькие железные ворота. Затем - ворота Орта-капу, это маленькие железные ворота. Затем - ворота Кучук-капу, это также железные ворота. Далее - ворота Лонджа-капу, которые называют также воротами Огран-капу. Они все время стоят запертыми, их редко открывают. Все вышеназванные 8 ворот выходят на залив, это очень оживленное место. А все места к северу, по берегу моря - песчаные. Всего 117 высоких башен. А рядом с крепостью, ни внутри, ни вне, совсем нет построек. Кроме таможен и дворца паши. Все цеховые здания располагаются на некотором удалении от крепости. По правде говоря, стены со стороны моря низковаты. Но очень густо расположены башни, зубцы и караульные помещения. Местами море подступает к самым стенам, и по этому в той стороне рва нет.

Описание цитадели крепости Кефе. Эту цитадель местные жители зовут Франкской крепостью. Это сильная крепость, располагающаяся в восточной стороне внешней крепости, с одним рядом стен. Однако она не столь важна, как внешняя крепость. Потому что эта внутренняя крепость находится посреди города. [По окружности] ее стены составляют 2 тысячи шагов. Стены сложены из по-шаддадовски отесанных камней и не имеют рва. В стороне моря стенами цитадели являются стены внешней крепости. Эти франкские стены теперь находятся внутри города, они толстые и высокие.

В этих стенах всего 5 ворот. Все 5 открываются в город, они сделаны из дерева. В прежние времена они были крыты железом. Во-первых, на нижней рыночной дороге, у подножия Деде-Фурун (?) - ворота Атлы-капу 31. Причина такого их названия следующая. На высоком своде этих ворот, на сделанном из белого мрамора каменном коне сидит каменный всадник. Под ногами коня - опять же каменный дракон. Поэтому эти ворота называют воротами Всадника. Поистине, это изображение сделано мастером с удивительным и поразительным искусством. Мраморный конь стоит, как живой.

Затем - ворота Хамам-капу. Затем ...

А выше этой Франкской крепости -

Восхваление изящной крепости. Эта крепость находится вне большой крепости, на ее восточном углу, на неприступной скалистой возвышенности, на мысу, на ужасной скале, выдающейся в море. Эта изящная крепость подобна валу Искендера. Из этой высокой крепости видны не только все окрестности, но и все здания города, когда здесь правили Селим-хан, Сулейман-хан и другие шахзаде, здесь находились их дворцы, монетные дворы и полные света тюрбе. Так как вокруг этой крепости голые скалы, то рва нет. Да рва и быть не может. Есть одни ворота, открывающиеся в сторону Франкской крепости. Имеется 40-50 домов, 1 мечеть, зерновой амбар, оружейный склад, комнаты и резиденция начальника крепости. Это очень сильная укрепленная крепость.

Описание соборных мечетей, о, султаны, благочестивые отшельники! Всего насчитывается 60 михрабов единобожников. В 10 из них произносят соборную молитву. Они обладают зеркальными крышами. Лучшая из султанских мечетей находится внутри крепости.

Соборная мечеть шахзаде Сулейман-хана. Он построил ее, когда здесь правил. Все купола его строений внутри и снаружи особым образом покрыты свинцом, это светлая, полная света мечеть. Ее длина от кыбловых дверей до михраба - 150 аяков, а от одной стороны до другой - все 100 аяков. Есть двери с двух сторон и кыбловые двери. Над внешней софой 32 на 6-ти колоннах - 5 отстроенных куполов. Внутри мечеть очень просторная, занимает 10 тысяч шагов. Но она находится на рынке, на узком куске земли, и внешний харам ее маленький. Он не соответствует величине мечети. Ее минареты, минбар и михраб построены в старой форме.

Затем - мечеть Муфтия. Это тоже крытая свинцом мечеть с выстроенным из камня минаретом. На внутренней стороне красивых дверей этой мечети четким почерком написан такой тарих:

Начал строительство своим старанием
С помощью Владыки Помогающего
Муфтий - слуга Шариата, -
У мевлеви руководитель в вопросах веры.
А он тот, имя которого - ничтожный Муса аш-Шериф.
Это богоугодное сооружение будет в благоденствии,
Ибо построил он его для верующих.
Бог милостиво принял службу его светлому Шариату.
Он заложил фундамент и написал дату его основания:
"Воистину благоденствовать будет обитель благочестивых!"
год ...  33

Этот тарих начертан прекрасным сульсом 34, золотом на четырехугольной мраморной плите. А на внешней стороне дверей этой же мечети всем сразу виден тарих:

О мусульманин, приди совершить намаз!
Боже спаси от принуждения тебя к этому!
Подумай о времени создания этой молельни.
Дата его заключена в "желании молиться".
год ...  35

Затем - мечеть Ени - прекрасное место поклонения. Ее называют Ени-джами, потому что она построена недавно. Она без свинца, крыта черепицей. Затем - мечеть Гуль-баши, также крытая черепицей и благоустроенная. Далее, с внутренней стороны от ворот Ени-капу -мечеть Таджир Хаджи Наби, крытая свинцом, отстроенная и древняя, большая мечеть. Над ее дверьми следующий тарих:

"Нет никакого другого божества, кроме Бога и Мухаммед - пророк Бога! Во имя Бога, Всемилостивого, Всемилосердного!" и после этого:

Построил слабый Хаджи Наби Таджир
Мечеть Аль-Аксу 36 -
Сказал почтенный народ о дате:
"И заложил он Каабу, да продлится благоденствие".
год ...

Затем мечеть Куле-капу. Это мечеть без свинцового покрытия, но достаточно благоустроенная. Створки ее больших кыбловых дверей украшены мелким хамелеоньим узором, отличной резьбой и различными цветами, с которыми не сравнятся подобные узоры мастера Бурсалы Фахри Челеби, которые он вырезает из бумаги. Видит Бог, с этим согласны и образованные господа. На этих высоких воротах такая искусная резьба, что это похоже на дозволенное волшебство. В действительности это генуэзская резьба. Но глаза человеческие до сих пор не видели подобного совершенства. Над этими воротами следующий тарих:

Эта благородная молельня -
Дом Божий, построенный вновь.
Дата закладки ее фундамента:
"Мечеть основана на благочестии".
Затем слагаю исчисление
Окончания мечети - "Аль Акса".
год 888 37.

Описанные мечети благоустроены. Я обошел вышеуказанные мечети, и, не лицемеря, помолился в них. [Во имя] Благодатного и Несравненного я прочитал Фатиху 38.

Описание квартальных мечетей, о, благочестивые и отшельники! Всего имеется 30 квартальных мечетей. Во-первых, мечеть Хаджи Идриса, над ее кыбловыми дверями такой тарих: "Во имя Бога, Всемилостивого, Всемилосердного! Раб Бога, Властелина властителей, заим Эль-Хаджи Идрис". Эта изящная мечеть с высоким, крытым свинцом куполом, достойна быть соборной.

Затем, недалеко от ее кыбловых дверей, мечеть Кёпрюлю-баши. Далее мечеть Орта Капу. Затем обитель Капу-ага. Затем молельня Азабов. Затем пятничная мечеть Хатуние. Далее, около Муфти-джами - мечеть Чаклы 39. Затем - обитель Бала-Хатуние. Затем, около Франкской крепости, молельня Ахмеда-аги. Затем - мечеть Муфти. Затем - мечеть Чин-эли. Далее - мечеть Хисар-намазгях. И множество других отстроенных мечетей, обителей и молелен. Это мечети о которых я узнал и которые обошел.

В этом городе в 20 местах есть строения, крытые свинцом. И всего 40 минаретов каменной кладки. И бессчетное число низких минаретов. Я осмотрел все эти строения с вершины башни Байраклы и описал их.

Счет учебных заведений ученых-толкователей. Всего 5 медресе - убежищ науки. Во-первых, медресе Хаджи Фархада. Оно самое превосходное из всех ... Но дар-уль-хадис и дар-уль-караа нет.

Упоминание о текке шейхов - мужей Пути. Всего их девять ханака влюбленных дервишей, сирот из рода [носящих] рубище.

Лучшее из них - за западной стороной Кефе, в пригороде под названием Топраклык, - текке Ахмеда-эфенди. Приходящие получают там в изобилии милости с кухни. Там более 200 нищих Врат Божиих, пребывающих в уединении Пути, с обнаженными ногами и головой, в бедности и нищете растворившихся в Боге.

Затем - текке Дамада-эфенди. Это также большое убежище для влюбленных дервишей. И тут утром и вечером оказываются изобильные благодеяния богачам и нищим, старикам и юношам. Но практикуемого здесь зикра Божьего и единства пилы 40 нет больше нигде. Потому что святой Дамад-эфенди был таким вождем-руководителем рода [носящих] рубище, что от его духовного воздействия влюбленные друзья пьянели и выходили из себя от любви к Богу. Вот такое это удивительное текке.

Затем, с внутренней стороны Топ-капу Кефе опять же есть текке Дамада-эфенди. И это отстроенное ханака. Короче говоря, так как народ Кефе весь - народ единобожников, то здесь имеются текке братств хальвети, джальвети, кадири и гольшени. Однако текке братства Мевляны или мевлеви-хане здесь нет 41.

Перечисление школ, о, читающие азбуку мальчики, частицы печени! Всего 45 домов науки возлюбленных юношей. Природным качеством не достигших зрелости детей является острый ум, они в высшей степени благородны, праведны и умны, так что выучили наизусть и усвоили множество книг.

Восхваление бань - чистой услады души. Всего здесь 10 светлых бань. Во-первых, баня Хаджи Мурада во Франкской крепости. Затем баня Татлы. Она во внешней крепости, ее заложили, когда здесь правил шахзаде Сулейман-хан Гази, а потом при его преемниках она была завершена. Это просторная, доставляющая радость и удовольствие баня с хорошим воздухом и зданием. Сравниться с ней может разве что баня Мухаммед Герай-хана в Бахчисарае. Это отстроенная баня с куполами, сверху до низу покрытыми особым лазурным свинцом. Здесь собраны пленники-гулямы, возлюбленные кефинского народа. Они любую службу выполняют с радостью и расторопно. Однако они вовсе не являются педерастами. Короче говоря, это прекрасная баня с шестью кабинами, отделанная разнообразным неотполированным мрамором.

Баня Чомлек, что не далеко от нее, не столь похвальна. Хорошая старая баня есть за воротами Куле-капу. Банщики и прислужники здесь хороши собой. Есть еще 2 бани, но имен их я не знаю и не записал.

Описание особых бань в домах благородных людей. По словам моих возлюбленных друзей, в городе Кефе есть 600 домашних бань. Они говорят об этом с гордостью. Слова их достоверны. Я же, бедняк, знаю более 50 бань во дворцах. Госпожи той земли не ходят в базарные бани, и даже на улицу не выходят. У них считается, что для женщин выходить на улицу - очень позорно.

Заметка о ханах купцов-торговцев. Всего 43 представительства купцов. Во-первых, самый лучший хан - Коджа Касым-паши. Он самый старый. Над его дверью тарих:

Его превосходительство, милостивый паша
Полнолуние Касым, благодетельный и милостивый,
Который истратил огромные богатства на добрые дела,
Построил этот прекрасный хан.
Тарих его, вдохновляющий ум,
Говорится так: "завершение дворца наслаждения"
год 981 42.

Затем - хан Сычанлы. Оба эти хана во Франкской крепости. Затем, вне крепости хан Везиря. Далее, над дверью хана Сефер Гази-аги написан тарих:

Сказал Селями тарих на его завершение:
Браво! Хан украшенный, слава Богу!
год 1069 43.

Далее - хан Эсир. Затем - хан на базаре ... Там есть еще много красивых ханов, которые подобны крепостям и имеют огромные здания.

Описание дома иноземцев-холостяков. Здесь примерно 9 комнат для холостяков, живут в них мастера-иноземцы.

Перечисление рынков, базаров и безестанов. Барысы, что по-татарски означает "всего", 1000 и 10 лавок, считая и лавки внешнего пригорода Топраклык. Имеются рынки Узун-чаршу, рынок площади Орта, базар Шаме-хане, рынок Хаффаф-хане. Там, в 23-х превосходных, украшенных и роскошных двухэтажных кофейнях, буза-хане и мей-хане находятся музыканты, поэты и меддахи 44. Однако здесь нет безестана с куполами, выложенными из камня.

Описание источников - услады сердца. Всего 20 источников журчащей воды. Но вода в них соленая.

О чудесных придорожных источниках для жаждущих. В 105 местах есть придорожные источники - услада души. В каждом углу на рынках построены большие чудесные источники - в память о душах шехидов Кербельской степи.

Тетрадь-перечисление кварталов правоверных. Внутри и снаружи Кефе, согласно списку, 80 кварталов мусульман. Но с домами армян, греков, иудеев и с цыганскими шатрами и кибитками, всего насчитывается 120 кварталов разных общин. А около пригорода под названием Топраклык - множество кварталов из кибиток бедных татар. Но внутри города все большие дворцы и древние здания крыты рубиново-красной черепицей.

Перечисление домов знатных людей. Всего здесь 9060 высоких дворцов. Во-первых, самый лучший - дворец Сабит Ибрахима-эфенди, и дворец каймакама, дворец паши и дворец братьев Ягджи-заде, дворец Дамада-эфенди, дворец Муфти-эфенди - все это известные дворцы. А все дороги, ведущие к дворцам, к рынкам и базарам, - чистые, белые, вымощенные камнем мостовые. Всего насчитывается 70 улиц. Все это чистые улицы. Некоторые дороги идут на спуск или на подъем. Большинство балконов и окон, встречающихся на крымской земле, выходят на север, в сторону порта. Дома украшены.

Описание внешнего пригорода Топраклык. С западной стороны от крепости Кефе, за стенами, есть большой пригород, который называется Топраклык. Его называют Топраклык, потому что много тысяч его домов крыты чистым дерном 45. Но много сот больших зданий крыты красной черепицей. Здесь есть 3 соборных мечети, медресе и текке, о многих зданиях упоминалось выше.

Относительно крепости пригорода Топраклык. Здесь на холме для защиты этого земляного города, в направлении города [Кефе] построена круглая по форме башня каменной кладки. Окружность ее составляет все 200 шагов. На западе, на высоком месте, есть единственные железные ворота. Имеются бойницы для пушек с железными дверцами. Но в той стороне нет рва. У самого берега моря на насыпи есть высокая неприступная башня. Там имеется начальник крепости с 10 людьми, а также изрядный оружейный склад. В ... году, когда против рода Османов восстал Кан Тимур-хан 46, в ту эпоху капудан-паша ... бросил якорь здесь и построил эту высокую башню. И действительно, он соорудил незаменимую крепкую башню. Однако днем и ночью ворота ее заперты. А со всех сторон от этой башни теперь располагается кладбище. Рядом с ним вышеупомянутое текке Ахмеда-эфенди.

Описание колодцев с водой в домах. Согласно списку, в городе Кефе всего в 4060-ти домах имеются колодцы. В колодцах, находящихся у подножия холмов, увитых плющом, [вода] вкусная, а в нижних колодцах вода солоноватая. Большинство домов испытывают нужду в колодцах.

Описание мельниц. Имеется 160 мучных мельниц. Все они вращаются лошадями, потому что через этот город реки не протекают. Но многие бедняки вращают ручные мельницы.

Описание братьев-друзей, коих я удостоился посетить. Во-первых, Хусам-эфенди, заместитель каймакама Ак Мехмед-паши Дурмуш-ага, Абд-эль-Бакы Челеби, шейх-уль-ислам-эфенди, братья Ягджи-заде, Эмир-эфенди и его сын Сейид Челеби. Все это знающие, остроумные люди и хорошие хозяева, с красивой речью и приятным выражением лица, легкие в общении и благородные - действительно достойные челеби 47.

Наиб Ибрахим-эфенди совершенен в науке "кяфа" 48, хитроумен, он среди наместников Пророка в шариатском суде. Изобильны его благодеяния ханам, калге и нуреддину, и другим султанам, и всем везирям, и векилям, и беднякам и слабым. Этот бедняк к тому времени уже 41 год был путешественником, объехав весь свет, стал обладателем мира, но не видел такого мастера в науке химии, хотя встречался со многими тысячами шарлатанов, но считал, что у этой науки нет ни основы, ни подразделов, и отрицал науку "кяфа". Но, слава Богу, в этом городе Кефе я встретил этого наиба Ибрахима-эфенди, и я убедился, что это несомненная наука и несомненная истина, и несомненный источник [познания]. Этот бедняк слиток золота, который [Ибрахим-эфенди мне] подарил, разминал в руке, как медовую свечу. Ибрахим-эфенди сделал из этого золота крупинки, и одну из них утром, и три вечером проглотил, и в тот день и ночь больше совсем ничего не ел. Этот человек достиг такой степени [совершенства] и такой заплаты бедности, как мужи озарения, которые много занимаются аскезой и джихадом, становятся хранителями тайн, удаляются от людей, короче говоря, становятся великими святыми, и это становится их судьбой. Мир ему!

Описание вечных воды и воздуха. Воздух здесь довольно приятный и мягкий, потому что находится на морском побережье. Но вода солоноватая, и потому садов и виноградников мало. Все сады - в вышеописанных Судаксих горах. Эти сады принадлежат кефинцам.

Восхваление пищи - великого дара растений. Во-первых, кефинское сливочное масло и желтое масло мияк благоухают, как мускус и сырая амбра. Здесь растут жасмин и кефинский тюльпан. А в заливе водятся рыбы тезкез, камбала, рыба текер, рыбы яхуд 49 и скумбрия. Стольких не может быть и в 12-ти морях. Такой рыбы, как в Кефе, я не видел ни в океане, ни в море Мелюнан , ни в море Океанус, ни в Хазарском море, ни в море Оман, ни в море Кулзум 50. Рыбу беркер 51 ловят в зимние месяцы. Много сотен судов засаливают эту [рыбу]. Ее увозят купцы со всех климатов. Это удивительное рыбное предприятие, владение эмина. Если нет согласия эмина, ни один человек не может ловить рыбу. Однако в ночной темноте мальчишки ловят ушастую кефаль и едят ее. Рыбный эмин ничего им на это не говорит. Но если услышит городской субаши, его гулямы налагают штраф.

Белый хлеб и баранина стоят по 1 акче за окка. Пол-окка говядины и варблюжатины стоят 1 акче. А 1 окка конины и ослятины стоят 2 акче. В городе много черных тутовых деревьев, а других деревьев мало.

О климате этой страны по науке астролябии. Этот город Кефе располагается в 6-м климате. Земля страны ... Протяженность рек ... градус и минута. Продолжительность ночей ...

Слово о гороскопе и восходящих созвездиях Кефе. Она располагается под созвездием Тельца во владении Венеры, в стихии земли. Поэтому здешние люди под воздействием Венеры радостные и милые. А так как [Венера] соединена со стихией земли, то люди здесь и по нраву - чистая земля - кроткие и здоровые. Благодаря влиянию созвездия Тельца все быки здесь жирные и крупные, и коров множество.

Восхваление качеств любовников и возлюбленных. Благодаря приятному воздуху гулямы, женщины и девушки здесь очень красивые, прелестные и хорошо сложенные. Речи их красивые, а зубы их - как несравненные потайные двери. У молодых женщин мускусные косы, и влюбленные устремляют к ним свои сердца. Там есть удивительные чистые светила - как будто уникальные произведения, которых не коснулась рука гравера. А к их одеяниям не прикасалась игла - такие это луноподобные красавицы.

А все гулямы там - красавцы с печатью солнца и луны на лице. Они из стран черкесов, абхазов, грузинов и ляхов - с серебряными телами, тонкими и свежими, мягкими, как мочка уха, нежные, послушные и утонченные гулямы, возлюбленные друзья-педерасты. Когда наши братья видят эти частицы луны, они сами распадаются на части.

Около обувного базара каждое утро собирается невольничий рынок. Такого собрания красавцев не может быть даже в Исламбуле, в текке Оглан Шейхи. Множество бедных, разорившихся и отвратительных влюбленных довольствуются здесь прелюбодеянием глазами, и отправляются домой, в тягостный угол, идут, как будто тащат на плечах гору ...

Описание занятий и ремесел, производства мастеров. Здесь есть очень искусные мастера 167-ми ремесел. Очень искусны ткачи, ювелиры, башмачники и изготовители молитвенных ковриков. Большинство народа - купцы. Торгуют медом, маслом, пленниками. Это целый полк базарного люда.

Непохвала церквам монахов и священников. Есть 3 храма греческих и армянских неверных. Там они проводят свои тщетные церемонии. Есть также одна иудейская синагога.

Общий свод сведений о городе Кефе. Этот древний город - собрание ученых и источник знаний, и так как климат здесь удивительный, то и ученые занимаются удивительными науками и обладают множеством знаний. Искусные мудрецы - хирурги-кровопускатели - не знают себе равных. А находящиеся вокруг города чистые земли очень плодородны. Несравненны различные здешние виды ячменя, пшеницы, ржи, бобов и гороха. Однако садов и виноградников мало. Но много огородов на большой площади земли. Это такая земля, что больше такой нет в Крымской земле.

Достойны похвалы драгоценные дары, которые здесь жалуют во время бесед в домах зимними ночами, а также 10 видов мускусных компотов.

Описание мест паломничества шехидов малодушного города Кефе. Во-первых, находящийся на вершине вышеупомянутого пригорода Топраклык зиярет Топчи Баба-султан, и рядом с ним Шейх Эфенди-султан. Они похоронены под высокими куполами вместе со своими родными и близкими. Около их счастливых голов - Дамад Эфенди-султан. Затем, у него в головах на плите белого мрамора написан следующий тарих:

Полюс мира переселился из этого, бренного, в мир высший.
О, брат! Днем и ночью огонь разлуки сжигает грудь.
Аян составил тарих убежища Дамада-эфенди:
Спит жаждущее сердце, посмотри в горний Рай!
год ...  52

В верхней внутренней крепости находятся мраморные сундуки - зиярет шахзаде рода Османов. Это шахзаде Мейманди и шахзаде Алемшах, а также шахзаде Али-хан, сын шахзаде Сулейман-шаха. Рядом с этими сундуками в слегка разрушенном состоянии мраморный сундук - зиярет шахзаде Кубад-шаха, шахзаде Баязид-шаха, госпожи Мерьем и госпожи Несильхан. Эти шахзаде - сыновья и драгоценные [дочери] Сулейман-хана. Внизу большой крепости, перед харемными дверями мечети Сулейман-хана - зиярет Мустафы-паши. На его каменном надгробии тарих:

Эмир эмиров отправился в путь в мир иной.
Дай Бог ему прекрасного завершения.
Вот такой тарих с прибавкой единицы:
Духу Мустафы - Фатиха.
год 1070 53.

И еще зиярет Шехид-баба. Он похоронен с внутренней стороны ворот Ат-капу. И зиярет шейха Абу Бакра ...

Мы осмотрели город Кефе, взяли у каймакама Ак Мехмед-паши Дурмуша-аги фирманы и ихсаны 54 на 15 дней и отправились на восток от города Кефе, проехали множество селений, и, напившись соленой воды, проехали через татарскую страну. Через 5 часов [следует]

Стоянка селение Юзмак. Затем опять в 5-ти часах езды на восток по пустынным татарским землям, напившись горькой воды, [следует]

Комментарии

1 Белое море - Средиземное море.

2 Сакыз - о.Хиос.

3 Янку, сын Мадиана. Мы не нашли других упоминаний этого персонажа.

4 880 г.Х. = 1475/76 г.

5 Селим - будущий султан Турции Селим I (1512-1520).

6 Сулейман - будущий султан Турции Сулейман I (1520-1566).

7 Ранги высших чиновников османской бюрократии отмечались числом бунчуков, от одного до четырех.

8 Черибаши (перс.-тур.) - то же, что субаши.

9 Халифе дивана - служащий государственного совета.

10 Оджак (тур. "очаг") - название янычарского корпуса, а также других частей придворного войска.

11 Мевлевиййе - богословско-судейская степень, в которую шейх-уль-ислам возводил видных и опытных кадиев крупных городов, как лиц, достигших высокой степени учености.

12 В Османской империи кадии и муфтии могли по собственным убеждениям примыкать к любому из четырех суннитских мазхабов, но судить и выносить фетвы (юридические заключения) обязаны были согласно ханафитскому праву.

13 Лива (араб. "знамя") - то же, что санджак.

14 Остров Шахи - название Таманского полуострова или какой-то его части.

15 См пр. 33. (к прим. 33 в этих комментариях никакого отношения не имеет. Сет. ред.)

16 Ахадун - крепость на Таманском полуострове и залив, Кизилташский лиман на юге Таманского полуострова.

17 Проливы Чучке и Илишке - какие-то части Керченского пролива. Темрюк - крепость на Кавказском побережье Черного моря.

18 1067 г.Х. = 1656/57 г.

19 Кёпрюлю Мехмед-паша - великий везирь Османской империи 1656-1661 гг.

20 991 г.Х. = 1586/87 г. Описываемые события относятся к правлению следующего турецкого султана, Мурада III (1574-1595). Речь идет о турецко-персидской войне 1577-1590 гг., во время которой Османы завоевали Кавказ и получили выход к Каспийскому морю. Осман-паша действительно взял в жены дочь правителя Дагестана.

21 Ширван и Шемаха - города на побережье Каспийского моря, в совр. Азербайджане. Черкесстан - страны, населенные черкесами, т.е. Северный Кавказ, т.к. черкесами называли все кавказские народы.

22 Гянджа - город в совр. Азербайджане. Тифлис - Тбилиси. Туманис - крепость Дманиси в Грузии. Демир-капу - Дербенд. Серир-Алани (Серираллан) - город в Дарьяльском ущелье на Кавказе. Араши, Ниязабад, Шабуран - города в Иране.

23 Эль-Бурз - гора Эльбрус.

24 Астар - коричневая ткань, наматывающаяся на головной убор офицера.

25 1031 г.Х. = 1621/22 г.

26 Хотин - город на Украине.

27 Осман из рода Османов - турецкий султан Осман III (1618-1622).

28 Япраклы - возможно, описка. В других списках "Сейяхатнаме" - Байраклы.

29 Укрепление Яджудж - то же, что вал Искендера. Стена, воздвигнутая кораническим персонажем Искендером Зю-ль-Карнейном, чтобы отгородить мир от народов Яджудж и Маджудж (библейские Гог и Магог).

30 Возможно, название следует читать как Балык-базар-капу.

31 Атлы-капу - ворота Всадника.

32 Софа - здесь: навес перед мечетью, место отдыха и благочестивых бесед мусульман.

33 1032 г.Х. = 1622/23 г. Нами использован перевод этого тариха, выполненный А.П.Григорьевым и О.Б.Фроловой. См.: "О достоверности культурно-исторических деталей в "Книге путешествия" Эвлии Челеби" // Вестник Ленинградского университета. Вып. 1. Л., 1968.

34 Сульс - один из наиболее распространенных каллиграфических почерков.

35 1048 г.Х. = 1638/39 г.

36 Аль-Акса (ар. "удаленнейшая") - мечеть в Иерусалиме, первая кыбла мусульман.

37 888 г.Х. = 1483 г. Дата вычислена с ошибкой. В действительности тарих соответствует 885 г.Х. = 1480/81 г.

38 Фатиха - 1-я сура Корана, самая популярная молитва мусульман.

39 М.б. "Чанлы".

40 Единство пилы, зикр пилы - зикр, практиковавшийся братством ясавиййя. Особая дыхательная техника, на слух напоминающая звук пилы.

41 Кадири - братство последователей Абд-уль-Кадира Джиляни (1077-1166). Входит в число 12 материнских братств. Самое распространенное братство в мусульманском мире. Гюльшени - братство последователей Ибрахима Гюльшени. Ибрахим Гюльшени - египетский шейх, происходивший из Азербайджана. Переселился в Стамбул из Каира по приглашению султана Сулеймана I. Братство было распространено в Египте и Турции. Мевляна - великий шейх Джелаледдин Руми (1207-1273 ), основатель братства мевлеви. Мевлеви-хане - обитель братства мевлеви.

42 981 г.Х. = 1573/74 г.

43 1069 г.Х. = 1658/59 г.

44 Меддах (араб. "рассказчик") - профессиональный рассказчик сказок и историй.

45 Топраклык (тур., татар.) - "земляной".

46 Кан Тимур - один из беев ногайского рода Мансур. Отличился при осаде Хотина, за что получил от Османов титул эмира эмиров (1621 г.). Выказывал неповиновение крымским ханам, погиб в 1637 г.

47 Челеби - многозначный термин неустановленного происхождения. В данном случае означает образованного человека.

48 Наука "кяфа" - по-видимому, имеется в виду алхимия.

49 Нам не удалось установить, какие виды рыбы носили названия тезкез, текер и яхуд.

50 Море Мелюнан - "проклятое" (?). Кузлум и Хазарское - названия Каспийского моря.

51 Какая рыба носила название "беркер", нам не удалось установить.

52 1031 г.Х. = 1621/22 г.

53 1070 г.Х. = 1658/59 г.

54 Ихсан - грамота о льготах.

Текст воспроизведен по изданию: Книга путешествий. Турецкий автор Эвлия Челеби о Крыме (1666-1667 гг.). Симферополь. Дар. 1999

Еще больше интересных материалов на нашем телеграм-канале ⏳Вперед в прошлое | Документы и факты⏳

<<-Вернуться назад

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2024  All Rights Reserved.