|
ЭВЛИЯ ЧЕЛЕБИКНИГА ПУТЕШЕСТВИЙСЕЙАХАТНАМЕ Описание законов рода Чингизидов. Этот народ подобен молнии. К примеру, если оказывается, что неверные находятся на расстоянии одного-двух переходов, то татарам отдается приказ пуститься в набег, то есть скакать галопом. Тогда татары садятся на своих коней, заблаговременно откормленных овсом, уже облегчившихся и почищенных, и скачут. Да удалит от нас Бог такую участь! Если в это время кто-нибудь свалится с коня - спастись для него нет никакой возможности. Тот человек будет растоптан ногами лошадей и погибнет. И потому у татарского народа нет обычая смотреть назад и оглядываться на свои следы во время движения. Поэтому их кони связываются за хвосты веревкой, по 10-15 в ряд, и все кони вынуждены идти голова к голове, подтягивая друг друга. А во времена наших предков бывало так, что если лошадь свалится, то она уже не могла подняться и погибала под копытами других коней, и не могло случиться так, чтобы человек, упав с коня, спасся. И конь, и человек под ногами коней превращались в кашу, в месиво, в давленное мясо. Бог мой, ты смилостивился над нами, и сей недостойный и смиренный, из страха перед этой опасностью отъезжал в сторону вместе с кошами хана, калги и нуреддин-султана. Короче говоря, высшим благоразумием является решение идти не в гуще этого народа, когда он находится в движении, а с краю, ибо, как говорят, "кто стремится к безопасности, тот находится с краю". И если время летнее, то спокойнее находиться вне гущи войска, но в зимние дни идущий посреди этой толпы воинов погружается в тепло крови и пота коней и людей, и холод совершенно не оказывает на него никакого воздействия. Но у татарского войска со времен рода Чингиза есть еще один закон, который состоит в том, что если ханы отправляются в поход, то впереди становятся 12 от-аг в качестве ведущих, и войско выстраивается по 12 лошадиных подпруг в ряд. Таким образом воины образуют строй в 12 колонн, и что бы им ни встретилось на пути - долины, горы или брод, - все 12 колонн воинов держатся сомкнутым строем. А когда в поход идет калга-султан, 50 тысяч человек его войска образуют 8 колонн. Если же в поход идет нуреддин-султан со своим войском, то идет 40 тысяч воинов 6-ю колоннами. А если в поход отправляется ханский везирь, казак-султаны, прибрежные аги или аги ширинли, мансурлу или седжевутов, то бывает 30 тысяч воинов, которые образуют строй в 5 колонн. Кроме того, когда в набег идут мурзы и беи племен, то бывает по 10 тысяч воинов, и они образуют 4 колонны. Однако такие набеги не называют походами. Если раз в месяц или раз в неделю ходят в набеги всего лишь с 10-ю тысячами человек, то эти 10 тысяч идут без строя. Это называется беш-баш. В течение одной-двух недель они бьют и грабят и, объехав небольшие пространства земель неверных, захватывают добычу и возвращаются в Крым. А еще строем беш-баш ходят карачи с каким-то удивительным мурзой во главе, вместе с 2-3 тысячами батыров и джигитов. Сколько их ни есть, столько и идет. Счета по колоннам у них нет. Они ходят, собираясь полным войском, сколько имеется в данное время. Однако неверные очень боятся этого войска и всегда предпринимают предосторожности по отношению к нему, ибо такое войско совершенно не дает врагу пощады или передышки. Если у них не случается своевременного похода, то они отдельными отрядами беспрестанно ходят строем беш-баш на страну неверных. При этом другой отряд может в тоже самое время идти по другой дороге. Потому неверные и боятся этого народа. Они никогда не могут быть спокойны, ни в горах, ни в лесах при рубке дров, ни в полях на посеве, ни тогда, когда они просто находятся в своих деревнях. Для неверных татарский народ - словно чума. Короче говоря, вышеупомянутое построение колоннами установлено предками ханов таким образом, что в походе все идут строгим порядком, и если человек или конь падает, то они не погибают, и поистине, это разумно. Но когда они пускаются в набег, у них нет ни колонн, ни рядов, ни порядка, и все это напоминает день Страшного Суда. Да сохранит Всевышний Господь всех татарских воинов! Крепость Феррах-керман, или прочная крепость Ор, [находящаяся] на земле [Крымского] острова [...] Я, ничтожный, низко поклонился хану и сказал: "О мой падишах! Сколько раз я приходил в страну Крымскую и вкушал горя от походных невзгод, а область Крыма я по-настоящему не осмотрел. Бью челом хану". Тут достославный хан взял в руку драгоценное перо, и я получил грамоту, гласившую: "О крымские старейшины, сановники, аталыки и кождалыки 1, все начальники горных проходов и городов! Вот мой брат, друг в ратных делах и спутник в походах, мой близкий товарищ Эвлия-эфенди. Куда бы он ни пришел, наделяйте его милостями из уважения ко мне самому, отправляйте его от себя как подобает, снаряжайте в дорогу и снабжайте алтунами. А когда мой достойный друг поедет и будет осматривать мои владения, то с подобающим почтением снабдите всякими припасами лошадей его, самого владельца грамоты и его спутников. А ты, ага крепости Гёзлёв 2 - Ахмед-ага, когда к тебе прибудет Эвлия Челеби - мой брат и родня, ты размести его во дворце, дай ему всевозможные яства и напитки и на каждый день выдавай алтуны. А когда он пожелает уехать, ты дашь ему соболью шубу и сто алтунов, и пусть мой высокочтимый друг направится куда ему будет угодно. И да будет над ним благословение Божие!" И я простился с ханом. После крепости Ор [следует] описание путешествий, которые мы совершили по селениям, крепостям и городам Крымской страны В сторону кыблы от крепости Ор в 5 часах езды 3 по ровной степи [находится] стоянка селение Тузла 4. Оно расположено на берегу горького озера, в нем 300 домов, крытых дерном, стены которых сложены из досок и бычьего навоза. Весь народ здесь - бедняки. Они глыбами добывают соль из озера и отдают ее своему эмину. Всего получается на 10 тысяч курушей. Эмин, увидев в наших руках ярлык, выразил уважение и почтение, дал нам превосходный фураж, товарищей, ехавших с нами, отправил назад и приготовил других секбанов. Эмин пообещал мне, что с этих пор на каждой стоянке таким вот образом нас будут снабжать фуражом и давать провожатых. Эмин этот остался в нашей памяти. На следующий день снова в сторону кыблы в 3-х часах езды - селение Кышкара 5. Затем - селение Кенекес 6. Затем - селение Джеляирли 7. Если мы будем описывать все постройки этих селений, этот сборник превратится в непомерный верблюжий груз. Лишь упомянув названия этих селений, мы проезжаем мимо них на cтоянку селение Коджамак 8. Все вышеупомянутые селения находятся в степи без деревьев, без садов и виноградников. Весь народ здесь топит [печи] бычьим, верблюжьим и лошадиным навозом, и они всё время пахнут навозом. Они собирают довольно большие урожаи. Одно киле дает 50-60 киле. Все стены их домов сложены из земляного кирпича и из широкого кирпича из навоза. А украшением их является грязная солома. Зато какие прочные это стены. Эти поселения находятся в степи и не имеют воды. Воду достают лошади бурдюками из колодцев в 100, 70 или 50 куладжей [в глубину], и [местные жители] поят скот и пьют сами. Проехав в сторону кыблы от этой деревни 5 часов [мы проехали] селение Беш-Эвли 9, затем селение Элькесен, затем селение Коджалак 10, затем [следует] Стоянка Буташ 11. Эти поселения обустроены ханскими знаменосцами. Дома здесь крыты дерном, но стены их выложены из камня. Здесь всего 3 больших ивы. Это дерево известно на Крымском острове. И здесь тоже топят навозом, но за гостем ухаживают хорошо. Угощают щедро, разумеется, кониной, похлебкой ляхсе, талканом и куртом, а также сладкой, как мед, бузой, которая называется тарма и максума. Далее, в 5 часах езды в сторону кыблы - селение Соганлы, затем - селение Яйшили 12. Народ здесь зовется яйшили, то есть "лучники", потому что с удивительным мастерством они делают татарские луки. Затем - селение Шанике 13. Затем - стоянка селение Бузъяйши 14. И здесь делают странные луки. Все их дома выстроены из камня, потому что это селение близко от каменистого места. Далее, проехав мимо множества благоустроенных селений, через 6 часов [пути следует] Чифтлик Ибрахима-эфенди. Здесь мы удобно отдохнули и подкрепились. Затем ... часов проехав в сторону кыблы, на углу озера, которое образовалось из Черного моря, мы пересекли каменный мост в четыре пролета. Описание города Гёзлю-эв, или прекрасной крепости Гёзлёв Причина такого ее названия следующая. В ... году на этот морской берег приехал один человек из татар Тохтамыш Герай-хана 15 и построил вместо кибитки дом с отверстием для света наверху, как в кибитке. Благодаря хорошему свежему воздуху род хозяина дома размножился, было построено множество домов "с глазами", и появилась деревня огромных размеров, а назвали ее Гёзлю-Эв. Из-за домов с глазами она стала довольно известной и теперь ее называют Гёзлёв. Потом, в ... году в эпоху султана Баязида Вели 16 Гедик Ахмед-паша 17 захватил из рук генуэзских франков большие крепости, находящиеся вокруг Крымского острова. Он заключил с Менгли Герай-ханом 18 договор, [по которому]: "Пусть морское побережье Крымского острова будет [принадлежать] роду Османов, а степи, находящиеся внутри острова, будут народа татарского". Менгли Герай-хан по соглашению послал одного из братьев в качестве заложника в город Ямболи 19, и вследствие этого Крымский остров получил устройство и порядок. Затем в том же году бывший везирем Кефе Сандживан-паша приехал на этот гёзлёвский залив и увидел, что это место - пристань, на которой будет порт, и сразу обратился [с предложением] в [Османское] государство. Пришел султанский ферман. На углу этого гёзлёвского порта построили крепость на тысячу аршинов в окружности. Когда ее построили на два человеческих роста от фундамента, Сандживан-паша умер, и крепость Гёзлёв осталась незавершенной. Потом, в ... году, по падишахскому ферману, ее строил Сахиб Герай-хан, но и он переселился в вечную страну, и крепость достроили другие ханы 20. В крепости имеется со всех сторон 24 четырехугольные башни, высокие и крытые красной черепицей. В промежутках между башнями по 150 шагов. Считая таким образом, окружность крепости Гёзлёв составляет 3400 шагов. Это пятиугольная боевая крепость, благоустроенная и укрепленная, сложенная из по-шаддадовски отесанного камня. Стоит она на морском берегу, на плоском месте, со всех сторон от нее - море. Она расположена на мысе, подобном острову. Там имеется пять крепких, мощных, новых железных ворот. На востоке - ворота Искеле-капу. С этой стороны крепость окружает морской залив и тут нет рва. На таможне здесь сидит ханский эмин Ахмед-ага, он берет со всех приходящих судов падишахский таможенный сбор. Это большой порт Крыма, он принимает по тысяче судов. Это отличный порт-стоянка, на дне его прекрасно держатся якоря. Однако он не защищен от южных ветров со стороны кыблы и с востока, потому что с тех сторон порт открыт. В углу порта находится мясная лавка, там забивают в день по 100 быков и по 10 лошадей. Невольничий рынок находится за воротами порта. Каждый день там продается много сотен невольниц и возлюбленных красавцев. В стороне восхода солнца - ворота Одун-базар-капу. Доски, бревна и дрова продаются за этими воротами на площади. Это большой базар. Здесь находится два мусульманских квартала. У одной красивой соборной мечети есть симметричный каменный минарет. Еще там есть 2 квартала цыганского народа и 1 квартал армянских неверных, у них имеется одна красивая церковь. А кварталов греческого, франкского и никакого другого народа нет. В предместье имеется 100 выгодных лавок, а также среднего достатка и бедняцких лавок. Вокруг этого предместья нет ни рва, ни паланки. На берегу озера, которое есть бывшая часть моря, находятся мирные и безопасные кварталы. Во втором предместье, в сторону северо-востока, за воротами Топрак-капу, есть мусульманский квартал с квартальной мечетью, там также есть 25 буза-хане и публичных домов, в каждом из которых теснится по 5-6 сотен пьяниц-татар. Потому что здесь делают чистейшую, прошедшую через искусные руки, темную и вкусную, как костный мозг, бузу. Три окка бузы продают за 1 крымское акче. Татарин, сидя на коне, сразу выпивает бузы на 5 акче и уходит пьяный. За монету в 5 акче идет 15 окка бузы. За раз вдвоем выпивают 15 окка бузы и уходят пьяные. Бессчетное число татар на спор выпивают за день по 100 окка бузы и съедают по [целому] барану. Они одновременно пьют и мочатся. В стороне этих буза-хане, на вершинах десяти каменных башен есть ветряные мельницы странного вида, похожие на водяные мельницы. Таких ветряных мельниц я ни в одной стране не видел. Далее, на север - ворота Ак-монла-капу. Всю воду жизни в этот город ввозят через эти ворота Ак-монла-капу на больших повозках в бочках. В той стороне есть 50 прекрасных домов с садами и виноградниками. В 300 шагах от этого квартала на восток - ворота Ат-капу. В них не может проехать арба. Это маленькие ворота, но туда могут пройти и пешие, и конные люди. Похвала внутренним постройкам крепости Гёзлёв В этой огромной крепости всего 24 михраба. Двенадцать из них - султанские соборные мечети, а остальные - мечети, [построенные на средства] благородных людей. Это не считая квартальных мечетей. Изящных каменных минаретов - 12. А самой прекрасной, высокой и восхитительной является соборная мечеть Бехадыр Герай-хана 21. В длину и в ширину, от кыбловых дверей 22 до михраба - 150 шагов. С левой стороны в этой мечети есть отстроенное место, где намаз совершают достопочтенные ханы. Там есть 2 высоких минарета. Один из них разрушен землетрясением. Но на сохранившийся минарет с правой стороны я, недостойный, поднимался. Я пятикратно осмотрел все строения города, их вид и конструкцию. Спускаясь с минарета я насчитал 105 шагов. Действительно, это высокий, отстроенный минарет. Потому что это строение Коджа Мимар Синана-аги ибн Абд ал-Маннана 23, который построил в Исламбуле 24 мечеть султана Сулеймана. Поистине, это строение привлекательное и радующее душу. Но [внешний] хaрам 25 у этой мечети маленький, потому что она находится в многолюдном месте города, посреди базара. У этой мечети маленький приход, у нее счастливый султанский жребий. В этом городе нет другой такой мечети, крытой чистым свинцом, светлой, украшенной и благоустроенной. На целый фарсах сверкает свинец ее куполов. Перед ее михрабом - место захоронения султанов, их жен и дочерей. Напротив харама, над дорогой расположено замечательное здание светлой бани, подобными которой являются, разве что, баня Дефтердара в Шаме 26 да баня Синание. Вся утварь там чистая, а все банщики расторопные и ловкие красавцы с печатью солнца на лицах, они прислуживают при пожелании и приказе. Опять же слева от харама этой мечети над дорогой находится цитадель города. Это прекрасная изящная крепость, безо рва, четырехугольная и выстроенная из камня. Окружность ее составляет целых 300 шагов. Там есть начальник крепости, тюрьма и, кроме складов, больше ничего нет. Внутри - площадь. А на восточной стороне этой цитадели есть прекрасная башня. Она удивительно высокая. Все пушки смотрят в сторону порта. Каждую пятницу ага, начальник крепости, украшает зубцы этой крепости флагами и знаменами. После молитвы ворота крепости закрываются. Во внешнюю крепость открываются только железные ворота внутренней крепости. А около нижнего склада оружия есть пушки бал емез, опять же нацеленные в сторону порта, потому что много раз казаки приходили на чайках, захватывали корабли и уходили. Со стороны моря у этой внутренней крепости совсем нет рва, потому что это низенькое песчаное место. Но стороны крепости, выходящие на сушу, окружены вырубленным в скале рвом, который Мухаммед Герай-хан Гази, потратив многочисленные средства только на этот ров, приказал вырыть многим тысячам каменотесов. Это - непосильный для человека труд. Далее - мечеть Нуреддин-султана. Это приятная [на вид] мечеть, крытая простой плотно пригнанной черепицей, а минарет ее очень хорошо выстроен и украшен. В мечети этой мы читали [Коран] и совершали поклонение. Не считая ... квартальных мечетей единобожников, на рынке имеется еще несколько отстроенных и просторных мечетей, среди которых есть достойные стать соборными. Восхваление бань - услады души. Всего имеется 5 бань. Во-первых, вышеупомянутая баня Сахиб Герай-хана. Затем - Старая баня. Далее еще 2 бани. Далее - Маленькая баня. Их здания, воздух и вода очень приятны, это радующие сердце светлые бани. Но лучшая из них - ханская баня. Обзор ханов для купцов-торговцев. Всего 11 гостиниц для приезжающих торговых людей. Но 3 из ханов - подобны крепостям. Это ханы, у которых, как в крепостях, есть железные ворота, башни и бойницы. Самым превосходным, восхитительным и прочным является хан нашего покойного господина Ислам Герай-хана 27. Внутри него есть источники живой воды. На своде, что над высоким порогом ворот этого хана, на четырехугольной плите белого мрамора четким почерком написан следующий тарих для входящего: Сказал, потрудившись, дату строительства
Джеври
28: Там есть 245 комнат на верхнем и нижнем этажах. Привратники постоянно охраняют его ворота и на крышах. Они не пропустят в ворота кого попало. Затем над дверью прекрасного хана нашего господина Гази Мухаммед Герай-хана, который примыкает к зданию Улу-джами и находится напротив вышеописанного хана, на мраморе написан тарих для входящего: При доброй вести об [устройстве] этого хана -
места остановок, И действительно, этот хан - высокий, большой и прочный, как крепость, он находится в цитадели крепости Гёзлёв. Этот дворец для гостей - хан в два этажа, с 280 внутренними и внешними, харемными 31 [комнатами] - такой вот отстроенный хан с железными дверями. Кроме него больше нет таких прочных и укрепленных ханов. Но, тем не менее, все они заполнены купцами. Известие о медресе ученых. Всего здесь два медресе - пристанищ ученых-толкователей. Но специальных дар-уль-хадис и дар-уль-караа нет. Потому что ученых-мухаддисов и ученых-хафизов Корана нет. Сообщение о школах мальчиков, учащих азбуку. Всего имеется 5 мест обучения - школ юношей - частиц печени 32. Упоминание о текке дервишей. Всего имеется 3 текке идущих по [мистическому] пути, из рода носящих рубище, мужей затворничества и экстаза. Лучшее из них - текке халифе Ахмеда-эфенди из Колеча, оно благоустроено. Рассказ об источниках живой воды. Всего семь источников живой воды, подобной очищающему напитку. Лучший из них в городе - источник Ислам Герай-хана, находящийся на рынке, что в самом центре города. Это большой источник под куполом. Его тарих: Великий хан - светило - Ислам Герай - Воды этих источников лошади вытягивают из колодцев, что находятся за 4 часа езды от ворот Ат-капу. Прекрасные мастера провели воду в город, и [воды] текут из вышеуказанных источников в ханы, мечети и бани, и все богачи и нищие, и прочие Божии твари пьют, вспоминая шехидов Кербельской степи 35. Эти удивительные и странные колодцы с водяными колесами - интересное зрелище. Благодаря крупным пожертвованиям все городские источники находятся под бдительным надзором, и нет возможности их порчи и ущерба. О придорожных источниках для жаждущих. Всего 20 придорожных источников - мест [блаженства] души. Многие благодетели устроили источники в разных местах, и жаждущий народ, с Божьего согласия, утоляет жажду. О хане для одиноких иноземцев. Всего имеется 6 гостиниц для холостяков. Они - мужи мастерства, люди искусные, производят различные вещи. В основном - шапочки под тюрбан, обувь и другой товар. Эти комнаты для холостяков, добывающих себе средства к жизни таким образом. Здесь есть привратники. О рынке, базаре и безестане. Всего внутри и вне Гёзлёва 670 лавок. Чего ни пожелаешь из бесценных товаров, парчи или шелка, со всех семи климатов 36 - все это можно найти здесь. Но выложенного из камня безестана под крытыми свинцом куполами нет. Восхваление цвета лиц стариков и молодцов. Лица людей в основном румяные. Восхваление качеств влюбленных и возлюбленных. Встречаются татарские возлюбленные гулямы и миловидные девушки. Цвет их лиц по большей части бледный. Об именах благородных людей. Омер-аталык, Алт-мирза, Гамар Ака-бай, Салтык-аталык, Сунди-бай, Кельген-бай. Об искусных ученых-врачах. В этой стране больные встречаются редко, но поскольку это большой город, здесь есть мудрые мастера - Алиша-мирза и Давуд Сар-ата. Сообщение о мастерах-хирургах. Теперь в этих странах нет недостатка в битвах и сражениях. Но нет мастеров-хирургов лучше, чем хирурги венгерских кровей. Хвала шейхам, аскетам и отшельникам. Здесь много имамов, хатипов, шейхов, предсказателей, набожных аскетов и отшельников, мужей мистического пути и экстаза. Глава о прекрасном вечном воздухе. Когда почтенный Мухаммед Герай-хан приказал выкопать вокруг этой крепости ров, в одной из ям нашли большой бронзовый сосуд. Этот сосуд каким-то образом разбили, и из него вытекли три вида воды, не смешивавшихся друг с другом. Одна из них была желтого цвета, вторая - зеленого, третья - желто-зеленого цвета. В тот же час людей, которые разбили этот сосуд, охватила лихорадка, одного разбила чума, а один погиб от [укуса -?] мухи. "С того дня воздух нашего города стал плохим, народ стал болеть чумой, а на базарах и рынках появилось множество черных мух," - так жаловались мне жители той страны. Наверное, в прежние времена в этом городе совсем не было ни лихорадки, ни чумы, ни черных мух. Да отведет все это Не Имеющий Равных Бог и впредь. Общий свод сведений о городе Гёзлёв. Во-первых, эта крепость, в отличие от других крепостей, не имеет двойных или тройных стен. Стены здесь одинарные. Но эта крепость имеет 40 аршинов в высоту и 4 аршина в ширину, и геометрически выверенные зубцы и бойницы. Она расположена на мысе озера и [защищена] от морских штормов со стороны кыблы, с востока и северо-востока. За воротами Одун-капу, между морем и заливом, есть полоса земли. В трех часах езды по ней находится озеро, из которого вылавливают разнообразных рыб. Это - владение эмина. Описание управителей Гёзлёва. Самый главный из управителей - эмин мюльков Ахмед-ага. Там есть также начальник крепости и 300 слуг. Оклад за службу они получают от таможни. Имеются правитель шариатский, шейх-уль-ислам улемов и накиб-уль-ашраф, благородные люди и кадий с доходом в 150 акче. [Все они получают доходы] с окрестностей, которые составляют 110 деревень, подобных касаба. Кетхуды сипахиев и сердара янычар нет. Потому что это - татарская земля. Здесь сипахиев и янычар ни в грош не ставят. Рабы хана - это карачи. Осмотрев этот город и получив у городского эмина по ханскому высокопочетному указу 200 курушей и платье, [следует] Описание нашего пути в Балаклаву Сначала мы проехали из Гёзлёва 4 часа на восток по берегу моря, перейдя солончак гёзлёвского эмина. Этот солончак - величиной с целое ханство, его соль имеет несравненный вкус.Соль там навалена целыми кучами, как горы. Затем мы проехали селение Тузлы 37, далее - селение Мустафа-аталык, затем еще множество отстроенных селений по берегу моря, и по прошествии 3-х часов [следует] Селение Алмалы 38. Оно находится в долине с садами и виноградниками, с прекрасной водой и воздухом, в месте для прогулок. Сады и виноградники, подобные райским, здесь появились раньше всех на Крымском острове. Эта деревня благоустроена, через нее протекает река Альма. Она течет через Балаклаву и Чоргун, через Ин-керман и горы Чатыр, и в этом месте впадает в Черное море. На берегу этой реки Альмы есть райский сад. Одну ночь мы гостили во дворце нуреддин-султана, по-падишахски развлекались, слушая прекрасное пение многих тысяч соловьев, отдыхая душой. В Крымской стране нет больше такого сада, разве что сад Ашлама, что рядом с Бахчисараем. Когда нуреддин-султан строил дворец в этом саду на Альме, пришел этот презренный и экспромтом сочинил этот тарих, и он был записан на дворцовых стенах: Сказал Эвлия тарих этого дворца: Селение Качи 39 Это деревня на берегу реки Качи, с 3 сотнями домов, садами и виноградниками, с двумя древними мечетями, с одной баней, одним постоялым двором. Она похожа на красивое касаба. Мы гостили там в текке святого Хызр Шаха-эфенди. Он удостоил нас приветливой беседы. Ночью и днем мы наблюдали круговой зикр [идущих] по мистическому пути, постигали Всеединство и поминали Имя Божие. У этого азиза сейчас в Крымской стране - 40 тысяч мюридов. Там большой мавзолей в огромном здании с куполами каменной кладки. Ночью и днем здесь благотворительно кормят странствующих богачей и нищих, стариков и молодых. Этот ничтожный бедняк даже дерзнул сказать экспромтом Хызр Шаху-эфенди эти бейты. Бейт. Сущая в мире подпорка Ирема - необычайный
ашик
40, Действительно, Хызр-эфенди - это азиз, молитва которого услышана, великий воин и храбрец, в равной степени как аскет, так и муджахед, великий султан святых нищих суфиев. И его отец - святой Мухаммед-эфенди, и его дед - Хуссейн-эфенди, похоронены рядом с текке, под высоким куполом. Этот полный света купол расположен слева от текке. Теперь это - место поклонения благородных и простолюдинов, мужей сердца. Река Кача, протекающая перед этим текке, течет через области Татского иля 41 и Чатыр-дага, что в кыбловой стороне этого Крымского острова, заворачивает в много сотен деревень, и, отвернув от многих сотен тысяч обработанных земель, омыв множество долин, протекает через эту деревню Качи. Через полчаса [езды] от этой деревни на юг эти чистые воды впадают в Черное море. Затем этот ничтожный, попрощавшись с Шах-эфенди, проехал полчаса [и встретил] каменный дворец Сефер Гази-аги, что на берегу Качи. Минув его через один час [езды] в сторону кыблы [я встретил] украшенную райскими садами, горами, цветниками, подобными райским, снабженными дорожками, - реку Кабарта. Она также протекает на востоке по горам Татского иля и заходит во много сот благоустроенных селений, протекает по садам Бельбек и впадает в Черное море. Эта вода жизни стекает со снежных гор, расположенных в самом центре Крыма, и протекает через Татский иль. А эти сады Бельбек, говорят, занимают 70 тысяч дёнюмов. В этих садах совсем нет деревень. Только живут здесь сторожащие эти сады рабы под названием сарфан. [Они находятся] в каждом саду, со своими женами и семьями. Проехав эти сады долины Бельбек, мы двигались 3 часа в сторону кыблы среди гор и лесов, обозревая благоустроенные чифтлики. Комментарии1 Коджалык (татар.) - старейшина. 2 Гёзлёв - совр. г. Евпатория. 3 Эвлия Челеби измеряет проделанный путь часами. Имеются в виду часы верховой езды. П.Сумароков пишет: "В Крыму расстояния считаются не верстами, а часами; по ровным местам час езды малою рысью есть 6,5, по гористым же 5 верст, и сия мера довольна верна" (П.Сумароков. Путешествие по всему Крыму и Бессарабии в 1799 году. М., 1800, с.86). 4 Тузла - селение к югу от Перекопа. В окрестностях его расположено несколько соленых озер. 5 Кышкара - селение в 10 км к юго-западу от Тузлы. 6 Кенекес - селение в 12 км к югу от Кышкара. 7 Джеляирли - селение в 7 км к югу от Кенекеса. 8 Коджамак - селение в 6 км от Джеляирли. 9 В Северном Крыму существует несколько селений с названием Беш-Эвли. 10 Коджалак - селение в 12 км к югу от Коджамака. Местонахождение Элькесена нам не известно. 11 Буташ - селение в 10 км к югу от Коджалака. 12 Яйшили - селение в 5 км к югу от Буташа. Местонахождение селения Соганлы нам не известно. 13 Шанике - вероятно, селение в 5 км к востоку от Яйшили (Чинки). 14 Бузъяйши - селение в 8 км к юго-западу от Буташа или в 5 км к западу от Чинки. 15 Тохтамыш - хан Золотой Орды, правивший в 1377-1395 гг. Родовое имя Герай утвердилось за династией крымских ханов лишь при Менгли Герае, правившем в середине XV - начале XVI века. 16 Баязид Второй Вели - османский султан 1481-1512 гг. Завоевание Крымских земель османцами произошло при его отце Мехмеде Фатихе. 17 Гедик Ахмед-паша - государственный деятель Османской империи времен султана Мехмеда Фатиха (1454-1481), великий везирь. Командовал турецкими войсками во время похода на генуэзские крепости Северного Причерноморья и княжество Мангуп в 1475 г. 18 Менгли Герай I - крымский хан 1466-1467, 1469-1474, 1478-1515 гг. 19 Янболи (Ямбол) - город в Болгарии. Он и его окрестности были во владении рода Гераев. 20 В другом месте Seyahatname (т.V, с. 192) Эвлия сообщает, что крепость Гёзлёв построил Маджар Али-паша. 21 Бехадыр Герай - крымский хан 1637-1641 гг. 22 Кыбловые двери - центральный вход в мечеть. Кыбловые двери являются михрабом для непоместившихся в мечети прихожан, молящихся во внешнем хараме (см. прим. 74). 23 Коджа Мимар Синан ибн Абд ал-Маннан - знаменитый турецкий архитектор (1498-1578 гг.). 24 Исламбул - Стамбул. 25 Внешний харам - огороженная площадка вокруг мечети, где располагаются не поместившиеся в храме прихожане. 26 Шам - Сирия. 27 Ислам Герай - крымский хан 1644-1654 гг. 28 Джеври - псевдоним поэта Ибрахима Челеби, с которым был дружен Ислам Герай-хан. 29 1062 г.Х. = 1651/52 г. 30 Тарих дает дату 1043 г.Х. (1633/34), когда в Крыму правил Джанибек Герай-хан. Вероятно, хан был построен в 1067 г.Х. (1656/57), так как эта дата получается при несложном изменении в тарихе. 31 Харемные комнаты предназначались для путешествующих с семьей. 32 В ближневосточной литературной традиции печень играет роль средоточия духовности человека (ср. "сердце" в европейской литературе). 33 Турецкий издатель "Книги
путешествия Эвлии Челеби" Килисели Рифат
нашел в диване Джеври следующий тарих: 34 1061 г.Х. = 1650/51 г. 35 Шехиды Кербельской степи - сын халифа Али Хуссейн и его сподвижники, перед мученической смертью страдавшие от жажды около г.Кербела, в совр. Ираке. 36 По представлениям средневековых мусульманских географов земля делилась на семь поясов - "климатов", расположенных с севера на юг. 37 Тузлы - селение в 20 км на восток от Гёзлёва. 38 Алмалы - селение в 30 км к югу от Тузлы на реке Альма. 39 Качи - селение, впоследствии известное как Эфенди-кёй. Ныне с. Айвовое. 40 Ашик (араб. "влюбленный") - одна из степеней суфийского посвящения. 41 Татский иль - область в районе горы Чатыр-даг, входившая в состав Кефинского эйялета. О нем см. ниже. Текст воспроизведен по изданию: Книга путешествий. Турецкий автор Эвлия Челеби о Крыме (1666-1667 гг.). Симферополь. Дар. 1999 |
|