|
БОГДАНОВ А. И.ОПИСАНИЕ САНКТПЕТЕРБУРГАЧАСТЬ ПЯТАЯ О ВОДАХ Окончав сим кратким описанием все гражданское строение и его расположение порядком, а теперь, в сей пятой части, упомянем кратко о водах. Выше сего хотя, в первой части, упомянуто о водах, но там толко упомянуто для географическаго порядка при описи здешняго места. А теперь здесь порядком изчислим и прочия реки, каналы, гавени, порты, мосты и перевозы, и притом какую они ползу приносят. ГЛАВА I. ГЛАВНЫЕ ВОДЫ 1. Ладожское Озеро и его свирепство. Ладожское Озеро, которое величеством есть пространнейшее, но притом весма свирепое, так что волнением своим сравнится может Каспийскому Морю. Сперва на сем Озере устроена была Пристань судам в Новой Ладоге, которую Государь Петр Великий Старой Город Ладогу отменил, и Новую для оной Пристани на удобном месте построил, {250} и все гражданство туда перевел, дабы все едущия суда и сухим путем всякия припасы из внутрь России могли б тут Порт иметь, дабы, собрався и улуча удобное время, с нарочными лоцмонами все суда, едущия в Санктпетербург, отправляемыя были. Но за свирепостию онаго Озера не толко баркам и прочим судам, но и великим галиотом вред наносило, и оной ход Ладожскаго Озера [246] отменен на Ладожской Канал, а остался по нем ход одной Корелской Провинции. 2. Варяжское Море, которое по всягодно из разных европейских городов приводит по несколку сот с товарами иностранных кораблей, с которых собирается государственная пошлина до немалой суммы. 3. Ладожской Канал и его начало строения. Петр Великий, яко истинный Милосердый Отец к поданным своим, по дарованному от Всевышняго дару духа премудрости и разума, что при начатии в сем Царствующем Граде новаго жителства, как к Его Величества государственной ползе, так и ко всенародному благополучию, соизволил начать строить Ладожский {251} Канал для таковыя необходимыя нужды, как о том Его Императорскаго Величества имянныя указы гласят тако: “Понеже всем известно, какой убыток общенародной сему Новому Месту от Ладожскаго Озера происходит, чего для необходимая нужда требует, дабы Канал от Волхова в Неву был проведен. Того ради оную работу, яко наиглавнейшую нужду для сего Места, немедля начать, и у работы того Канала быть работникам со всего Государства с двороваго числа”; октября 25 дня 1718-го году, ноября 7 дня и декабря 3 и 15 дня”. Потом Его Величество, милосердуя о народе, дабы оную каналную работу производить подрядом волными людми, повелел Его Величество вместо тех людей, кои присыланы были с двороваго числа работники, повелел за них збирать денги по двадцать три алтына и по две денги с двора, а с купечества с десятой денги потому ж с рубля. Указы ноября 26 дня 1718-го году, и февраля 1 дня 1720-го году, и 1721-го февраля 16 дня и апреля 20 дня. И для такова каналнаго дела {252} подряду или волной работы, всякия б охочия люди шли для найму и договору цены ко оному каналному делу немедленно, где им обещано никакой обиды и задержания в денгах учинено не будет, без всякой остановки. Указ февраля 5 дня 1720-го году. Притом еще обещано оным волным работным людем свободной и волной привоз всякаго припаса харчеваго на каналное дело; работным людем покупать везде без всякаго запрещения и не чиня никаких излишних на те покупки [247] пошлин, дабы будучи работныя люди при такой нужной работе, могли б все дешевой ценой покупать. Указ марта 10 дня 1720-го году. И тако сей Канал, Помощию Всевышняго и мудрым Его Величества Государя Императора Петра Великаго предвосприятия во всеобщую ползу народную, а паче сему Царствующему Граду, сей Канал в немалую ползу учинился, которой во окончание приведен и свободной ход по нем отворен в 1731-м году, при благополучной державе Государыни Императрицы Анны Иоанновны. И сей Канал во окончание привел {253} бывшей Фелтмаршал фон Миних, о котором окончании такова преславнаго дела объявлено во весь свет в Санктпетербургских газетах 1731-го году. В “Примечаниях на Санктпетербургския Ведомости” 1732-го году, N 23, в которых примечаниях описание было эмблемам, которые изображены и представлены были для иллуминацы в Полатах Императорской Академии Наук на вход Ея Императорскаго Величества Анны Иоанновны из Москвы в Санктпетербург, где, между прочими картинами, изображен был на картине и сей Ладожской Канал, с следующею надписью на совершение Ладожскаго Канала: “Ладожский Канал, а над ним лежат две Реки, Волхов и Нева, которые между собою реки соединяют”; и вверху для прочитания написаны были сии слова: “SECURTTAS NAVIGATIUM”, то есть “К безопасности плавающих”; внизу {254} “PER NOVUM FLUVIORUM WOLCHAVA, ЕТ NEVA CONNUBIUM. M.D.CC.XXXI”, то есть “Новым соединением рек Волхова и Невы 1731-го года”. О сем зри “Примечании” 1732 году, N 23, лист 111. 4. Нева Река есть наипространнейшая и глубочайшая, начало свое производит из Озера Ладожскаго, и впадает в Море Варяжское, разстоянием течения своего имеет на шестьдесят верст, на половине имеет неболшие пороги, которые со временем могут быть перекопаны. В сию Неву впал, в первых, Ладожской Канал, которой соединил Неву Реку с Волховым, и тем отворил водный ход из Европы во Азию. [248] Обе сии помянуты” Реки, Нева и Канал, из внутрь всея Российской Империи в Царствующий сей Град, как съестныя припасы про удоволство всем здешним жителям, так и всякия российския товары, приходящия во удоволство всей Европе. Болшая Нева производит от себя Другая Две Невы. {255} а. Малая Нева, которая течет от Выборгской Стороны, и пошла на разныя устья, и тем сочинила несколко островов. б. Другая Малая Невка, которая течет промеж Васильевскаго и Санктпетербургскаго Островов. На сей Малой Невке ныне имеется Иностранной и Российской Карабелной Порт, Кладовой Гостиной Двор, Пакгаус, Кладовые Анбары, Биржа и Портовая Таможня. ГЛАВА II. МАЛЫЯ ВОДЫ Все впадающия неболшие реки и речки в Болшую Неву следующия: 1. Речка Жерновка. 2. Речка Дубровка. 3 и 4. Две Речки Черныя. На Первой Черной Речке была Пилная Мелница, и в 1705-м году июля 19 дня тут нарочитая со шведами баталия была. Называются потому Черныя, что в них вода не светлая, но красноватая, происходящая из болотных мест. 5. Речка Мга. 6. Речка Святка. 7. Речка Тосна, на которой имеется каменная плитная ломка, {256} которая отправляет плиту на каменное строение про весь Санктпетербург. Также при сей Тосне с первоначалия были Кирпишные Заводы, но далности ради отменены. 8. Ижора Река, которая имеет великую Плотину и Мелницы, для пилования досок про Адмиралтейство. От сея Реки Ижеры проименована Ижерская Земля, на которой стоит Санктпетербург и вся Провинция его. [249] 9. Река Славянка. Звание свое получила зватися от славян, народа словенскаго. 10. Река Охта, которая имеет великую Плотину для Пороховых Заводов, которые построены в 1717-м году. 11. Речка при Александроневском Монастыре. 12. Речка Фонтанка, которая вышла из Болшой Невы Реки, и течет мимо Императорскаго Дому Летняго. 13. Мойка, которая течет из Фонтанки, позади Стараго Летняго Саду. 14. Речка Карповка, которая вышла из Малой Невы, мимо Аптекарскаго Острова. 15. Речка, которая вышла из Малой Невки, мимо Петровскаго Острова. 16. Речка неболшая, протекающая сквозь Васильевской Остров, к Гавани. {257} 16. Сии речки имеются вместо градских каналов, для проезду малых судов. 17. Река в Стрелиной Мызе, которая имеет Плотину и много Мелниц. 18. Река в Петергофе, которая также имеет Плотину, и Полировалную Мелницу, на которой каменья точат, режут и полируют. 19. Сестра Река, нарочитая; имеет великую Плотину и множество Мелниц Молотовых, и Оружеиных, и Якорных. Сия Река есть издревле российская, о которой воспоминается в книге “Разсуждений” П. Шафирова, что на ней, яко на Порубежной Реке, конгресы бывали. ГЛАВА III. КАНАЛЫ, ЗДЕЛАННЫЕ ПРИ СЕМ ГОРОДЕ 1. Канал у Летняго Императорскаго Дому, зделан 1711- го году. 2. Канал у Стараго Почтоваго Двора, проведенной из Болшой Невы в Мойку Речку, 1711-го году. 3. Канал у Зимняго Стараго Дворца, проведенной из Невы в Мойку, 1711-го году. [250] 4. Канал для фонтанов в Летний Дом, которой проведен от Села Лигова, что мимо Ямской Слободы, в Басейн, а из Басейна в трубы, в Летний Сад; зделан в [...] году. {258} 5. Канал, проведенной от Адмиралтейской Крепости, мимо Новой Галандии, к Галерному Двору, в 1717-м году. 6. Канал, называемой Крюков, потому, что оной делал подрятчик Семен Крюков, в 1717-м году. 7. Канал у Галернаго Двора, делан в 1717-м году. 8. Канал, проведенной вдоль Галернаго Двора, в 1717-м году. 9. Канал, которой проведен от Литейнаго Двора в Летней Дом, к Гроту, которой в такой надежде делан был, что надеялися по тому склонению места вода из того Канала могла б чрез Речку Фонтанку вверх поднятся, и во все б фонтаны действовать. 10. Канал на Васильевском Острову, что подле Дому Кадетскаго; зачат 1727-го году, и не докончан оставлен. 11. Канал зачатой был на Васильевском Острову, про меж Четвертой и Пятой Линей, в 1727-м году. 12. Канал также зачат на том же Острову, промеж Линей Осьмой и Девятой, которые оба ныне засыпалися; зачаты делать 1727-го году. 13. Канал на Васильевском же Острову, пред Коллеги ями. Зачат в 1730-м году, которой лишь начат был один {259} слой снят; оной так и оставлен. 14. Канал начатой был на Адмиралтейской Стороне, у Конюшеннаго Двора, для соединения Глухой Речки Вознесен ской. Ныне оный также оставлен; 1732-го году начат. 15. На Васильевском Острову неболшой Канал проведен в Кадетской Дом, к Деревянным Покоям; в 1711-м году зделан. 16. Канал от Стрелиной к Екатерингофу, в 1721-м году начат. 17. Канал в Петергофе, от моря; проведен в 1722-м году. 18. Внутрь Адмиралтейства кругом Канал. 19. Во округ всего Адмиралтейства Канал. 20. Три Канала внутри Партикулярной Верфи. О протчих каналах по намерению Петра Великаго, как на Васильевском Острову, по Болшой Прешпективой, [251] намерено быть Болшому Каналу, по которому бы с моря могли купецкие карабли ходить, также бы и по Линеям, где быть каменному строению, как о том именно в указе Его Величества, в 1719-м году февраля 12 дня изданному гласит. {260} ГЛАВА IV. ГАВАНИ 1. Гавань при Кронштате, Военная, в которой стоят военные карабли; зачата строить в 1713-м году. 2. Гавань Карабелная Купеческая, зачата в 1713-м году. 3. Гавань Карабелная, начата делать при Рогорвике, в 1722-м году. 4. Гавань с первых лет при Санктпетербурге всяким судам была в Кронверке. 5. Галерная Гавань на Васильевском Острову, при взморье, начата строится 1722-го году, а ныне, в 1747-м году, начали строить каменную, в которой Гавани стоят все военные галеры и канчебасы. 6. Гавань у Церкви Исаакия, где стоновятся Императорския Яхты. Оной прежде был делан доком для починки караблей. 7. Гавань для мелких судов у Стараго Почтоваго Двора. ГЛАВА V. ПРУДЫ 1. Пруды при Императорском Летнем Доме, в котором наполнено множество преизрядных разных родов рыб. {261} 2. Пруд Басейн, из котораго вода в фонтаны идет; построен в [...] году. 3. Пруд в Петергофе. 4. Пруд в Царском Селе. 5. Пруд в Кадетском Корпусе. 6. Пруд в Инженерном Корпусе. 7. Пруд на Новогородском Подворье. О прочих прудах великих господ, имеющихся при Санктпетербурге, как внутрь Города, так и при Загородных [252] Домах, многочисленно имеется, и ежели бы число их знать было можно и чьи оные, оные б порознь числом и именами здесь вписаны были. Понеже при Санктпетербурге о прудах издан особливой указ июля 27 дня 1723-го году. ГЛАВА VI. ПОРТЫ КАРАБЕЛНЫЯ И ПРОЧИМ СУДАМ Великаго Монарха великия его намерении исполняя Вышнии, то есть, когда еще при самом начатии сего Преименитаго Царствующаго Санктпетербурга, дабы при нем был бы и Карабелный Порт Купеческой. Чего ради и на Котлине Острову вскоре Крепость и Гавань построить потщался, {262} и все карабли, которые прежде с товарами приходили к Риге и Нарве, ныне б при Новом сем Царствующем Граде Порт свой имели б, также бы как из внутрь все российския товары к сему Новому Порту приходили, так и из вне персицкие и китайские товары туда ж привозили, дабы тем в Новом сем Граде и во всей России учинить иностранную коммерцию, и оною распространить и умножить при здешнем Балтийском Море свой российский купеческий флот. В чем Всевышняя Благодать, по Его Величеству желанию, во всем воспоследовать соизволила, что тотчас, в 1703-м году, в ноябре месяце, в Новый сей Град Петрополь, и в Новый его Порт, первый пришел с товаром голанской карабль, о котором его приходе настоящая ведомость пишет тако. Приход перваго корабля купеческаго в Санктпетербург. “В ноябре месяце пришел к Санктпетербургу корабль голанский с товары, с питьями, и с солью, на котором был шипер и несколко матрозов, и тот карабль, по повелению Господина Губернатора, принят по обыкновению, {263} и за приход подарено вышепомянутому шиперу, за столом в Дому его Губернаторском, пять сот золотых, а матрозам, кои с ним были, по три ста ефимков комуждо, и притом сказано ему во обнадеживание другим, есть ли потом другой карабль туда придет, и тому, кто на том карабле, дано будет три ста золотых. И с тем тот вышепомянутый карабль из Санктпетербурга отпущен в надлежащий свой путь со удоволствованием, [253] а товары все, которые на том карабле были, куплены поволною ценою”. Ведомость 1703-го году декабря 15 дня. И тако сей благоприятный гость и первый посетитель Новаго в свете поселившагося Царствующаго Града от него же и восприял себе достойную почесть. 1. Первой Порт купецким караблям был на Троицкой Пристани, где и Портовая Таможня стояла. 2. Порт на Малой Неве, где Пенковые Анбары стояли. 3. Порт Карабелной был в Милионной Линии, по разобрании Почтоваго Двора. 4. Порт Карабелной на Васильевском Острову, у Каменнаго Кладоваго Гостинаго Двора; переведен в 1733-м году с Санктпетербургскаго Острова. {264} 5. Порт караблям купецким в Кронштате. 6. Порт или Пристань купецким российским судам у Пенковых Анбаров, где пристают галиоты и барки с пенкою, с юфтью, и с прочими товарами. 7. За Невским Монастырем Порт, где пристают барки с хлебом. ГЛАВА VII. ПРИСТАНИ Что же касается обще до Пристаней в Санктпетербурге, по всем рекам везде б были всяким судам пристани, о том выше упомянуто в четвертой части, в главе VI, под числом 6, о строении домов, что Его Величество указал имянным своим указом, чтоб по Болшой Неве, и по Малой, и прочим протокам, повелено всем жителям, кои живут на берегах, тем бить пред своим домом сваи пажоныя и засыпать землею. Указ 1715-го году ноября 8 и 1716-го июня 19. Потом, начиная от Санктпетербурга до Шлютельбурга, для взводу судов в верх по Неве, и для пристани оным к берегу, повелел указом в 1717-м году построить от Санктпетербурга до Шлютельбурга фашинной бечевник, которой, состроен будучи, от великих лдов и вод весь разорился. {265} К сему присовокупляются во изчисление Перевозныя Пристани, и сколко их. [254] 1. Пристань Троицкая, имеет перевоз на Адмиралтей скую Сторону, к Старому Почтовому Двору; называется по тому, что тут стоит Церковь Святыя Троицы. 2. Пристань, прежде именовалась Гагарина, а после Синодалная; имеет перевоз с Петербургской Стороны на Мо сковскую Сторону, к Литейному Двору. Названа Гагарина потому, что те полаты строил Князь Гагарин, а потом в них был Святейший Синод. 3. Пристань Перевозная Синявина, имеет переезд с Санктпетербургской Стороны на Выборгскую Сторону, к Гофшпиталям; названа Синявина для того, что тут стоит Двор, которой прежде был Директора от Строений Городовых Дел Ульяна Синявина. 4. Пристань против Церкви Сампсона, имеет переезд с Санктпетербургской же Стороны в Синявин Баталион. 5. Пристань у Мытнаго Двора, перевоз с Санктпетер бургской Стороны на Васильевской Остров. 6. Пристань Перевозная Николская, переезд с Санктпе тербургской Стороны на Васильевской Остров, к Пенковым {266} Анбарам; названа Николская, по Слободе Николской, по близости Церкви Николая Чудотворца. 7. На Васильевском Острову. а. Пристань Перевозная на Стрелке, перевозит людей с Острова на Санктпетербургскую Сторону, к Мытному Двору. б. Пристань на том же Острову, у Пенковых Анбаров; от нея переезд на Петербургскую Сторону, в Николскую. в. Пристань на Васильевском Острову, в Осьмой Линии; перевоз имеет с Острова на Адмиралтейскую Сторону, к Крюкову Каналу. г. Пристань у Кадетскаго Дому, где перевозят людей толко весною и в осень, когда не бывает мосту, которой в те времена за лдами не бывает. д. Перевоз у Академии Наук, переезд к Зимнему Импе раторскому Дому. 8. На Адмиралтейской Стороне. а. Пристань на Адмиралтейской Стороне, у Церкви Святаго Исаакия; переезд на Васильевской Остров, к Кадетскому Корпусу, в небытность мосту бывает. [255] {267} б. Пристань на той же Стороне, у Крюкова Каналу; перевозит на Остров, в Осьмую Линею. в. Пристань у Зимняго Ея Императорскаго Величества Дому; переезд к Академии Наук, на Остров. г. Пристань у Стараго Почтоваго Двора; переезд на Санктпетербургскую Сторону, на Троицкую Пристань. 9. На Литейной Стороне. а. Пристань у Литейнаго Двора, на Пустом Рынке; с нея переезжают на Петербургскую Сторону, на Гагаринову или Синодалную Пристань. б. Пристань у Церкви Воскресения Христова, что за Литейным Двором; от нея переезд на Выборгскую Сторону, к Компанейским Дворам. в. Пристань у Конной Гвардии; имеет переезд на Охту. 10. На Выбаргской Стороне. а. Пристань на Охте; переезд к Конной Гвардии. б. Пристань у Конпанейских Дворов; переезд на Литей ную Сторону, к Церкви Воскресения Христова. в. Пристань у Гофшпиталей; перевозит на Петербург скую {268} Сторону, к Синявину Двору. г. Пристань у Церкви Сампсона Странноприимца, в Синявине Баталионе; переезд на Петербургскую Сторону. 11. Перевоз на Речке Мойке. 12. Перевоз на Речке Фонтанке. 13. Пристань и Перевоз последний, у Церкви Исаакия, которая имеет отвозить людей на даншхоутах в Кронштат. ГЛАВА VIII.СУДА МОРСКИЯ По доволном числе устроений при сем Царствующем Санктпетербурге всяких военных морских судов, яко караблей, фрегатов, галер и прочих судов, которых удоволствовано на защищение новых сих пределов, также и на укрепление Врат Всероссийских Твердей, тщанием Великаго Монарха Петра Перваго устроенным, о том всем есть известно. Но понеже новое сие место, всюду множество преславных обширных вод имущее, которые величеством своим, в [256] первых, есть Балтийское Море, по нем Ладожское Озеро, Ильмень, и Онега, которые по пространству своему великое себе собрание вод имущия, и во время ветреннаго востания, толикия на себе волны воздымают, {269} что подобно великим горам восходящим, от которых волн иногда и самыя на то устроенные великия и прекрепкия корабли немалую нужду претерпевают, что баржам ли древним нашим, мнимым величеством своим, против морских востающих волн оные крепостию своею устоять могут, романавкам ли, скобками сколоченным; но и самим мнимым наикрепчайшим олонецким карбусам, которые кореньями шиты, морския страхи снести могут? От которых всех сих в прежних летах немалой государьственной вред и народной убыток от таких судов во время штурмов и погод Царствующему сему Новому Месту в привозе, как съестных припасах, так и в материалах, приносило. Что от одного Ладожскаго Озера на всякой год, по множеству судов со всякими припасами едущих, аки в дань погодную себе имущее брать разбивало, и на несколко сот тысящ убытку приносило всегда. Всему тому наносимому убытку государьственному, видя Петр Великий, как бы от таких вредителных убытков охранится, следующим образом начал располагать. {270} 1. Первые морския суда для привозу всяких припасов деланы были тялки, которые подобны были нынешним зверсам; повелел оныя отменить. 2. Суда карбосы, которые шиты были кореньями, ука зом впредь делать запретил, 1714-го году августа 18 дня. 3. Купецким людем, которые всякой хлеб и другия товары возят на всяких разноманерных судах, оные делать и возить на них наикрепчае запретил декабря 31 дня 1717-го году, а возить на эверсах и шкутах повелел. 4. Суда все стараго манира, на которых опасно было возить, перерубить без остатку повелено; октября 25 дня ]720-го году указ. 5. Чтоб судов, называемых “романовок” с скобками не делать для того, что Его Величеством усмотрено, что оные романовки конопать имеют не против морских судов, чтоб конопать была промеж досок в спазиях, но просто приложа [257] конопать и закрыв драночхами прибивают скобками; 1719-го году июня 19 дня указом запретил. 6. На барках и прочих староманерных судах для необ ходимой нужды уволено всякия припасы возить толко до Ладоги, а от Ладоги б возить в Санктпетербург на эверсах и прочих новоманерных судах, 1720-го году декабря 16 дня указом повелено. 7. Новоманерныя показанныя суда для возски всяких припасов, которые могут всюду ход свой иметь без всякой опасности, следующия: галиоты, эверсы, новоманерные романовки, даншхоуты, шхерботы и прочия суда, 1722-го году сентября 21 дня указом Его Величества установленныя. Кото рыя от тогдашняго времени всякия к мореплаванию безопасныя суда делаются в наилучшем состоянии. 8. Из купечества при сем Новом Городе российской первой карабелщик, ладожанин Барсуков, у котораго были зделаны морския суда о трех мачтах, наподобие торговым караблям. И сей Господин Барсуков, в показанной своей ревности в содержании морских судов, Государю Петру Вели кому немалую услугу и утеху тем показал. ГЛАВА IX. О ПАРУСНЫХ И ГРЕБНЫХ СУДАХ, УПОТРЕБЛЯЕМЫЯ ДЛЯ НЕВСКИХ ВОД {272} Что же до пространства касается невских вод, и их быстроты и глубины, также и разлитие во время великих погод и штурмов, сперва по нужде употреблялися всюду простыя суда, просто из досок сколоченныя, от которых во время невских волнений не без вреда от них происходило, то и о сем Его Величество мудрым и неусыпным монаршим тщанием как для крайняго охранения народнаго, так и для лутчей Царствующему сему Новому Граду славы и красоты, а всюду требуемой необходимой водной езды, повелел заготовить доволное число буеров, и оные раздать всему министерству для их домовной езды, а коллегиям и канцеляриям для езды тех мест членам и служителям в присудствующия свои места, которые суда розданы были безденежно в вечное [258] владение, дабы на них можно ездить безопасно не толко в умеренные погоды, но и в великия штурмы. Также, во время тихой погоды, повелел иметь вышепомянутым же для всюду водной езды употреблять суда, которыя могут также во время умереннаго ветра ход иметь {273} на парусах, а в тихую погоду на гребле, следующия суда: шлюпки, баржи, рябики, и верейки, и на них иметь по несколку гребцов, в нарочитой либерее убранных, чтоб при сем Приморском Городе все министерство и все господство по здешним рекам ездили не в подлых и разнообразных судах, но в таких, как обычайно в Европе в приморских городах употребляется; 1718-го года апреля 12 дня учиненное указом. ГЛАВА X. НЕВСКИЙ ФЛОТ И АДМИРАЛ При сем Его Величество и сие установление учинил всем оным судам, сколко их при сем Городе находится, чтоб оныя суда, по вся воскресныя дни, все собиралися по данному им сигналу к назначенному месту, и потом имеющему над ними Главному Командиру, во время умеренной погоды, целым флотом по Неве Реке гулять на буерах, а во время тихой погоды на гребных судах ездить по Неве несколко часов после полудни. И оных судов собрание наименовано Невской Флот, а командующий над ним яко Невской Адмирал. И сие Его Величество уставление положил в такой силе. 1. Для красоты Царствующаго Града. 2. Для увеселения и прохлаждения народа. 3. А наипаче {274} для лучшаго обучения и искуства по водам смелаго плавания. ГЛАВА XI. СТРОЕНИЕ ПАРТИКУЛЯРНОЙ ВЕРФИ А для сих вышеписанных домовных судов строения, и впредь для делания новых, на то состроил Его Величество нарочно особливую Партикулярную Верфь, 1718-го года. [259] Еще притом и сие, что имеющих таких дарагия и богато убранныя суда при своих домах, как оныя в бережливости иметь и в чистоте содержать, о том о всем особливую инструкцию издать повелел, дабы по ней всяк имеющий суда имел по сему поступать во охранении и чистоте всяк своих судов. Напоследи и сие не осталося, дабы для всяких домовных нужд, возски припасов и прочаго, чтоб на простых и весма опасных судах ничего не возили б (понеже и от того не малой вред происходил народу), повелел делать особливыя суда шерботы, которые для возски всякой народной потребы весма при сих водах возить всяких клади потребны. А на тех, которые зделаны для честной езды, на буерах и шлюбках, и яхтах, ничего б подлаго и грубаго грузу не возили б, под запрещением. {275} ГЛАВА ХII. МОСТЫ ЧРЕЗ РЕКИ И КАНАЛЫ 1. Первой мост, построенной на сваях, с Санктпетербургскаго Острова в Крепость, которой построен с начала строе ния Санктпетербургской Крепости. Но 1738-го году оной мост со обеих берегов зделан каменной, а средина для чрезвычаиной глубины построена на сваях с подъемным мостом. 2. Мост Наводной чрез Болшую Неву, которой зделан был в 1727-м году от бывшей тогда Церкви Воскресения Христова до Церкви Святаго Исаакия Долматскаго, на бар ках, которой и оставлен был до 1734-го году. Потом, в 1734-м году, по указу Ея Императорскаго Величества Анны Иоанновны, на том же месте опять на барках же состроен был мост, но во время тогда случившагося морскаго штурма оной мост потопило. И ко предбудущему 1734-му году для впредь всегда наведения мосту велено к тому нарочныя суда зделать, на которых и поныне оной мост по всягодно {276} наводится, и от штурмов никогда вредим не бывает. Сваи на Пристанях с Васильевскаго Острова на Санктпетербургской побиты для наведения мосту на судах же, так как [260] и чрез Болшую Неву Реку, в 1734-м году. Сей мост отменен по прошению иностранных купцов, дабы приходящим караблям, чрез два прохода мостов, оным бы морским судам болшой остановки как в приходе их, так и во отъезде, никакова затруднения не было. 3. Мост чрез Речку Фонтанку к Церкви Святаго Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы, новой, на сваях, построен в 1733-м году, которой и называется Симеоновской Мост. 4. Мост по Большой Прешпективой, называемой Анич ковой; построен чрез Речку Фонтанку на сваях, и с первых лет, а в 1742-м зделан новой, а ныне, 1749-го году, еще перестроен лучшим образом. 5. Мост новопостроенной, называемой Семеновской; построен на сваях чрез Речку Фонтанку, к Семеновским свет лицам. 6. Мост по той же Речке, на Вознесенской Улице, назы ваемой Обухов потому, что ево строил подрядчик, Обухов прозванием. {277} 7. Мост пониже на той же Речке, к Калинкиной. 8. Мост у Конюшеннаго Двора, чрез Речку Мойку. 9. Мост у Стараго Почтоваго Двора, чрез Канал, в Летней Дом, которой прежде был подъемной, но для свободнаго проезду карет отменен и зделан простым. 10. Мост у Стараго Зимняго Дому, в Милионной Улице, которой был прежде подъемной. ГЛАВА XIII. ПОДЪЕМНЫЕ МОСТЫ 1. Мост, и первой подъемной, Петровской, о котором писано выше, в главе XII, под 1 числом. 2. Мост у Стараго Зимняго Дому, по Набережной Ли неи. 3. Мост по Набережной Линеи, пониже Церкви Исаакия, на Крукове Канале. 4. Мост позади той же Набережной Линеи, на том же Канале, другой подъемной мост. 5. Мост чрез Канал на Галерной Двор. [261] {278} 6. Мост позади Галернаго Двора, чрез Речку Мойку. 7. Мост чрез Канал близ Адмиралтейства. 8. Мост у Вознесенской Улице, чрез Речку Мойку, назы ваемой Синей Мост; назван потому, что оной синей краскою выкрашен. 9. Мост на Болшой Прешпективой, чрез Речку Мойку, близ Триумфалных Ворот; прежде назывался Зеленой Мост для того, что оной выкрашен зеленою краскою. 10. Мост по конец Мойки, у Летняго Саду и Конюшеннаго Двора. 11. Во Адмиралтействе. а. Подъемной мост снаружи, чрез водяной ров от Лугу, проход в Болшие Ворота. б. Мост от Церкви Исаакия, от Побочных Ворот. в. Мост от Зимняго Дворца. г. Мост внутри Адмиралтейства, на канале, против Башни. {279} д. Мост чрез канал к Исаакиивским Воротам. е. Мост чрез тот же канал к тем Воротам, которые к Зимнему Дому. ж. Мост подъемной во Александроневском Монастыре, чрез Речку Черную. з. Мост подъемной при Доме, на Канале, бывшаго Адмирала Головина. и-л. Три моста подъемныя назначены быть при Крепости Кронвергской. И тако окончав сим в пяти частях все надлежащее гражданское строение, и его преизрядное расположение, а теперь здесь надлежит кратко упомянуть о жителях в нем обретающихся. [262] {280} Текст воспроизведен по изданию: Богданов А. И. Описание Санктпетербурга. Северо-Западная Библейская Комиссия. Санкт-Петербургский филиал Архива Российской Академии наук. СПб. 1997 |
|