|
ОПИСАТЕЛНАЯ ПОХВАЛА ЦАРСТВУЮЩЕМУ ГРАДУ САНКТПЕТЕРБУРГУ И ПРИТОМ ГОСУДАРЮ ИМПЕРАТОРУ ПЕТРУ ВЕЛИКОМУ, ЯКО СОЗДАТЕЛЮ ОНАГО ГРАДА, СОЧИНЕННАЯ ОБЕР ИЕРОМОНАХОМ, ГАВРИИЛОМ, ПРЕФЕКТОМ, КОТОРАЯ ЗДЕ ТОЧНО СНЕСЕННАЯ И ПРИМЕЧАНИЯМИ ИЗЪЯСНЯЕННАЯ 1750 ГОДУ{459} Град сей, именуемый Санктпетербург 1, тобою, Всепресветлейший и Непобедимейший Монархо, Богу наставляющу тя, основанный 2, Богу вразумляющу, разположенный 3, Богу пособствующу, прекрасными зданиями украшенный 4, паче по всему тебе собственно, яко премудрейшему и первейшему его архитектону, начало свое долженствующий, тщанием твоим нововведенное в России и преславно успевшее, изображенный на хартии, {460} грыдорованное приносит художество 5, да созданный при Балтийском Море, в единой мира сего стране, Ингрия нарицаемой 6, на прославление создателя своего удобнее всего мира обходит концы. И елицы в далечаиших странах жителствующии и слышанием токмо о Граде сем удивляющейся, сии и неописанное твое благополучие, и свойственное к тебе Способство и Милосердие Божие, и красоту Града сего очесам своим представляющий, {461} желания своего утолят жажду 7. Аще бо уже имать Вселенная [374] чесому удивлятися и от презелнаго удивления в восторг восхищатися, егда разсуждает твоя от самых младых ногтей действия, имать откуду, аки трубу вознести, глас свой прославляти тя имать, чего ради в сердцы своем к тебе огнь любви воспаляти, обаче егда еще Град сей, тако премудро устроенный, прекрасно разположенный, предивне украшенный 8, во ум восприймет, славы твоея внутрь себе вящше разширит и умножит удивление. Егда бо помыслит о всех тех, яже грады прославляют и величиют, вся в едином сем Граде, аки в собрании всех похвал, узрит, и прехвалная, и преславная, и всякую похвалу и славу превосходящая, велие градовом похваление, аще создателя своего преславнейшаго коего воина имут, вящшее егда вожду или князю коему свое восписуют основание. Не удобоверителне же похваляются, егда начало, аки род свой, от царя коего производят, аже древнии стихотворцы, изъявляющии в похвалу {462} градов великих, богов некиих создателей их баснотворне вымыслили 9; аки бы показующий, яко еще безсмертнаго по их мнению имут создателя, безсмертной такожде и в безконечной славе имут пребывати, чего ради Града сего кто не прославит? Кто до небес не вознесет похвалами? Егда создателя своего имать Пресветлейшаго Великих Земель Великаго Государя 10, Отца Российского Отечества, {463} Воина Мужественнаго 11, Вожда Благоразумнаго, Императора Премилостиваго, Монарха, Богом венчанного, Богом соблюдаемого, Богом России дарованнаго 12. Кто, глаголю, не почудится похвале Града сего, происходящей от похвал создателя сего! Егда сицевыми украшен есть добродетели, егда сицевыя благих дел своих водит лики, яко аще бы кто всех древних в едино совокупил действий ироев 13, всем им не токмо равнаго, но не сравнение всех {464} превосходящаго сего единаго без всякаго усумнителства увидел бы, да не почудится же кто похвале сей; восприими себе во ум от премногих стихотворцев и истории списателеи, онаго над всеми древними ироями возвеличеннаго мужественнаго Ираклия 14, его же, еще суща в колыбели, ненавистная Юнона хотяше умертвити, двоих страшных и лютых в колыбель впустила змиев посреде самыя глубочайшая полунощи, всем сберегателям юношам сном обьятым сущим, да тако, никому же ведущу, младый отрок в нощи смертоносным [375] уязвлен угрызением ко сну отидет безконечному; но имущее всему миру изъявитися мужество, в самых пеленах не утаися, ибо младенческою невооруженною рукою оныя безбоязненно похитил и растерзал змий. Велие сие и преславное дело, вящшее {465} и болшаго удивления достойное, сотворил в самом отроческом возрасте Непобедимейший Всероссийский Монарха, егда на него в самой десятолетной юности вторая лютостию и убивством дышущая Юнона в сердцах бунтовливых стрелцов гнездящаяся ярость, не двоих ядовитых змиев, но тмочисленных всяких гадов суровейших проклятых отцеубийцев возбудила, вторых на незлобиваго Давида гонителей авесаломов 15. Толико же всяких змиев жесточайших, елико разумом почтенных, толико лютейших, елико мняху себе непобедимейших, вся в руках своих содержащих, иже не на колыбель Ираклиеву, но на самыя Царския нападоша Полаты, настоящей везде полунощи страха и забвения, в нощи смущения и без разумнаго суровства, всем сберегателям, аки спящим, и инным разбегшимся, другим избиенным, и инным к бунтовщикам примесившимся, в сицевом страхе и бедствий крыющееся мужество не возможе утаитися Крепчайшего Российскаго Ираклия, Непобедимейшаго Монарха, егда вси страхи оныя пренебрегши, {466} отроческою рукою 16, паче же юноши сединным украшенным разумом 17, змиев тех похитил, злыя оных растерзал советы и вечной беззаконных кромолников, достойной по делам их, предел непамяти. И аще отсюду не безсмертную получил Ахиллес славу 18, яко {467} мати сего отрока, млада сущаго, в стигийских погрузивши водах, сотворила его от ран никогда же вредимаго (басни сия суть стихотворныя). Зде истинну зрети приличествует, яко Предвечное, вся Предзрящее, Милосердие Божие сицевым от самыя купели таинственныя оградило Благочестивейшаго Императора заступлением, яко ни едины я вражия наветы возмогут когда одолети ему, тако всяких бедствиях невредима, яко исполнитися на нем Божиим чрез Царствующаго Пророка реченным, во Псалме Осьмьдесят Осьмом, словесем: “Рука Моя заступит его, и Мышца Моя укрепит его. Ни что же успеет враг на него, и сын беззакония не приложит озлобитый его, изсеку от лица его враги его, и ненавидящии его побежду”. Сплетает венец похвал Гомер Улиссею 19, яко многия в мире [376] сем обыде страны, многие видел народы и обыкновения их. Многие обыде грады; узрит всяк сие в Премудрейшем Российском Монархе, коль многие посетил народы, ему же воздаде достойную честь Голландия, прият со всякими похвалами Англия, срете благолепно Прусия, ему же Европа должное воздавше почитание древних римских кесарев имя достоинство носящему Пресветлейшему Леополду, сей друголюбное в Вене сотворил Российскому Пресветлейшему Петру Первому почитание и персоналное {468} посещение. Един неистовствующаго Льва Скимен 20, Губернатор Рижский, понеже должнаго не воздаде чествования, сам себе в бесчестие отдаде пленение. И егда прежде врата заключил на вшествие 21, сия воинство российское храбростию оружия своего отверзши, победоносными увенча вайями, торжественными всегдашняго победителя свейскаго введоша вратами, да познает неистовый {469} Лев яко орляго гнезда ему невозможно коснутися 22, Орлу же язвины его 23 удобно есть разрушати. В сицевых путешествиях, аще и хотяше утаити, отвратити луч своя, Пресветлое Сияющее Солнце, в непознаваемом чине чуждыя посетити страны, но понеже невозможно Солнцу утаитися от облаков непознаваемых, лучи исходящеи, {470} самим взором и действия монаршескому чину приличествующими, самое не угасимое возвещаху Солнце 24. Но егда Российский Фебус обыде Европейское Гемисфериум 25, кия принесе России плоды, кия возвращением своим дарова пожитки? Отвсюду со многими короли и князи дружество, отвсюду возрасте непобедимая Российская Инфантерия, отвсюду произыде неведомое в России правилное Ковалерство. Зде аще бы красноглаголивыи собралися витии, ужаснутся, и безязычный является хотящии исповедати, коея славы сие удостой Россию; коего же страха Свейския исполни Страны, зрят многия грады полския и доныне по полям валяющияся {471} кости свейския 26, всегда поведати Калиш 27 последним родом неисповедимую победу не перестанет. Ужаснется и вострепещет Лев, елижды воспомянет, како многия тысящи, предводителствующу Левенгоупту, под Лесным 28 от немногаго войска российскаго, Самому присудствующу, наставляющу и управляющу Всемудрому Воину Императору, побеждены, прогнаны, пленены, от оружия обнажены, и всенародно торжествующу Давиду [377] Российскому, {472} во Град Великознаменитый Москву, смеженными от срама очима ведени 29. Но по сих благополучных началах, по сих и сим подобных на многих местах неисчислимых благополезных баталиях и победах, неисчислим глаголю их же множество, едва умом объяти, и ниже кратким словом {473} описатися могут, их же превеликия историческия исполнены книги 30, благополезных же яже всегда России торжество, свой срам и безчестие раждаху, едина сицевая последствовала баталия 31, яже и верх всякаго благополучия, и дело всех преславное именоватися должно, идеже горделевый Фаетон 32, многие попаливыи страны, от превысокаго оризонта высокоумия своего, паде ниц, опровержен в безконечные роды, кровию уязвленные его ноги текущею бегство свое к христоненавистной Турецкой Порте, на вящшее свое безчестие и поругание записующий 33. Идеже образ смиренномудрия, {474} кротости, Российский Давид, здравия своего ради целости Отечества не берегущий, все упование свое не на своя силы, но на Бога, вся России во Благоустрояющаго возложивший, ярости не убоявшися, боевыя в самых марсовых огнях 34, в самых смертях, сицевое свое показал всему миру мужество, яко равное нигде же слыханное, нигде же описанное. Самая на Тривенечной Главе 35 от неприятеля {475} простреленная шляпа 36 гласнее всякия трубы мужество сие разглашает, сия едина отсечением Десницы Вышняго во время толь жестокия брани уязвленная, нечто же Богом соблюдаемаго, попустившая коснутися тела, всему Российскому исцеление сотворило Государству. Не воспоминаю инных его преславных дел, в Европе совершившихся, оставляю в Полше, Померании, Голштинии, Дании, Курляндии и инных европейских странах несравненны я и выше всякия похвалы действия, яко же бо пресветло сияющаго в полудне Солнца, не леть есть перстом показывать, так едва неравно. Ибо и не возможно на высоте славы и добродетелей Сияющаго Российскаго Солнца, еже во всей Подсолничной благим именем и делы озаряет всех сердца к люблению своему 37, почитанию привлекающий вся творимыя изъявити. Зрит весь мир сия лучи, услаждается, {476} паче же доброжелателным сердцем себе сицеваго блаженства приветствует, дабы сие Златолучное Солнце ко мрачному западу никогда же приклонилося; сия убо, егда [378] пресветлым лицем России Фебус обыде Европейское Гемисфериум 38, сотворило плоды, сию при возвращении своем принесе ползу, сицевыми Россию преизобилными исполнил похвалами; сими своими толикими преизящными подвиги и труды безсмертную себе и некончаемую снискал и стяжал славу, юже всяк внутрь {477} себе разсуждающий, коея Граду сему не воздаст почести, коея не принесет похвалы 39, егда сицеваго Преславнаго Победителя и всей Подсолнечной, Божиим Милосердием, прославляющем его почитаемом, имать Создателя, имать своего Основателя и расположителя Премудрейшаго Архитектона, а не преоборимаго зиждителя. Великими возносимы бывают грады похвалами, егда на честном, красном, веселом, полезном месте насаждены суть; кто сего Града от расположения его не восхвалит, еже вся оныя примеры похвале градов приличествующия в себе заключает 40. Честное Града всего Место, прежде многих веков {478} победою преславною Святаго Благовернаго Великаго Князя Александра, Обладателя российскаго над Невою, свеев победившаго 41, и отсюду “Невским” именованнаго, прославленное и ныне безпрестанно прославляющееся. Красное расположение имать Град сей 42, ибо самая натура изрядно украсила его, аки красны я лики торжествующия круговодящии обхождением вод, многия красныя устроила островы, яже Царствующему Граду, Царский разсуждающий Ум приличествующий, царственныя достойно на них основал, утвердил Престол, иже Заступлением Всесилнаго Бога во веки не подвижится, идеже сицевому Граду здатися, самое естество зряшеся требовати. Брань настоящая тогда возгорающаяся по взятии Канцов 43 на возражение сил неприятелских, желаше имети крепость при устиях Невы, в Море Балтийское, ей же {479} имущии удобнаго места 44. Благоразумнейший Архитектон, Премудрейший Монарха, обрете сие натурою украшенное и утверждение, еже не токмо крепости, но и самому Престолу Царскому благоразсудил быти угодное, ибо не токмо вся Россия расположением и красотою превосходит места, но и в иных европейских странах не токмо равное, но ниже подобное обрестися может 45. Самим в созидании градов Искусным Архитектором, от удивления повествующим, ибо превеликая едина от Озера Ладожскаго превосходящая Река Нева в Балтийское [379] входящее Море, при окончании своем, не далече устия, на две глубокия разделившияся реки 46, и единым вправо вшедшии протоком в Море впадающим, другим же прямо идущий, а паки вправо другим разделившимся протоком, прекрасный сотворила Остров 47, жителством благородных и купеческих, Гостиным пребогатым Двором украшенный; но проток оный вправо прошедши, {480} паки круг сотворивший, в Болшую Реку возращающийся, удивителный Остров соделал, дабы той Крепости угодный, могущим кругом великим караблям обходити его, и настоящей зиме под самою Крепостию сохранитися 48, яже стенами каменными прекрепко утверждена, и всякою аммунициею ограждена, Храмом же в честь Святых Первоверховных Апостол Петра и Павла украшена, откуду именем Первейшаго Апостолов, ему же и в защищение вручена есть, Крепость проименована Санктпетербургом 49. Та же паки Болшая Река Нева от левой стороны самых стен городских касающаяся, при самом в ню вшествии разделшагося, и Град обходящаго глубочайшего потока, паки раздвоися прямо идущий в Море входит, влево же пошедши даже до самого моря Остров, именуемый “Васильевской” 50, сотворила прекрасными светлейшии зданиями, многому жителству преугодный 51; ниже котораго Острова {481} паки Река разделившися, и еще Остров видению приятный соделавший последнее свое шествие в морском скончевает недре 52, еже недалече самаго Града, велиею шириною разлившийся и долготою тридесяти верст протягшийся превеликий Остров, “Котлин” именуемый, идеже в Балтийское входит Море, сотворило многим жителством преисполненный, под ним же недро реченное, един толко глубочайший уский имать корабелный в Море проход, идеже на самых водах создана крепкая Фортеция, “Кроншлот” именуемая 53, неприятельския корабли воспящающая и ко Граду приходити непопущающая, российскому же флоту к защищению и стоянию благопотребная. Что же рещи о неизреченной ползе, приходящей уже и впредь, Божеским Пособием имущей происходите от наченашегося при Граде сем непобедимаго российскаго флота (истинно глаголю!) непобедимаго, толикия в почитании своем сотворившаго {482} над неприятели победы, еликая от древних и многих веков основанныя флоты не токмо когда видели, но ниже [380] слышали 54, станите сами от российских галер взятые фрегаты свейские 55 и рцыте плененных флагманов своих устнами. Кто, когда и где от равных им взят бысть? Где сицевыя, яко вновь в России основавшемся Граде и вновь наченшемся флоте совершахуся торжествам; где сицевыя, когда от торжествующих победителей торжественными враты ведоми бываху плененнии 56; где от сицевых малых галер сицевые взяты многопушечные фрегаты, и аки от уст лвовых, от превеликаго свейскаго флота, в чине своем состоящегося, неслыханная сицевая отята победа? Словом глаголющий, аще что ползы государствам, обществам, градам творит море, Государственному Штандарту на корабле, “Ингермоланд” реченному, самому присудствующу Победоносному Императору, от них Титлою Адмиралскою почтенному, достодолжное поклонение и почитание воздадоша. Многая и великая сия полза России от Града сего происходит; но без сравнения еще болшую всяк узрит, егда восприимем во ум с ускусным разсуждением, что брани царствам, княжениям, обществам соделовают. Брань разрушает грады, разоряет веси, разгонит люди, с землею сравняет превысочайшися столпы, в пепел обращает прекрепкия здания, иногда же и сие соделовает, яже ниже имени {488} государствам оставляет брань, толь лютая чрез многия леты в Европе безпрестанно палящая, паче же в России с ненасытным Лвом Свейским горящая 67. Не инныя ради вины, ничто же вредити толь разширенному {489} государству может, токмо Град сей един, все величество брани на себе едином содержит 68, вся силы неприятелские воспящет, сей един Второму Иерусалиму, Российскому Государству, стена крепкая, и Столп оный Давидов, от него же находящия не Сион враги прогоняеми и побеждаеми бывают. Создан в Фоалпиафе, тысяща щитов висят на нем, и вся стрелы силных, сей един Столп Крепости от лица вражия, имущий в себе Столпы Крепкия Апостолов Святых Первоверховных Петра и Павла, утверждающих и защищающих от всех наветов вражиих, якоже зде приличествовати реченным чрез Царствующаго Пророка Давида от Духа Святаго: “Аз утвердих столпы его”. Егда же паки в рассуждение восприимем и сие, яко ради народов чуждых вновь благополучием оружия российскаго взятых, дабы в страсе и послушании пребывали, дабы всегда [381] достойные дерзости своея безрассудныя познали недействовство, дабы никогда же новаго смятения не замышляли, сих и сим подобных вин, подобаше основатися Крепости коей 69. Великими убо похвалами ублажим {490} Град сей, увенчаем венцы почестей Основавшаго его, яко над новозавоеванными народами 70 новый Царствующий Град воздвиже, и да познают ненавидящии благополучия российскаго, яко новому Царствующему Граду новые покаренные повинуются страны 71, ни едиными пределы описанныя, нигдеже имущия, якоже на Столпах Ираклиевых сицеваго надписания: “Не возможно далее”. Но российскому торжественному оружию всегда далее гласящей добродетели, победоносныя под нозе имут повергатися ваия Царствующему Граду почествование. Но еще сими не окончася похвала Града сего, многия суть инныя источники похвалами Града сего текущия. Велия еще и несочтенныя имать почествования восприйми историческия писания, разсмотри в началах оных градов их же мир, аки матери и инных градов нарицает 72. Зри Рим оный главу прежде всего мира, Афины, Фивы и прочие преславные грады, ни единаго обрящещи сицевою скоростию созданнаго, и в сицевую славу и красоту чрез толь малое время прешедшаго 73. Во истинну скоро парящего орла Град {491} сей, сицевою скоростию в высоту славы и чести возлетевший, удивляхуся еллинскии мудрецы скорому созданию Града Фивейскаго, от Амфиона созданному, и сего ради вымыслиша, аки бы ему на пищали играющу, сами камения движущияся в стены града обращахуся. Зде амфионовых камений поющу Благочестивейшему Самому Монарху, цевницею духовною песни благодарственные создавшему, велиею скоростию видимый мир сей, в Троице Святой славимому Богу 74, Града сего стены воздвигошася на местах, никогда же прежде жилища имущих, яко зде воистинну оному Пророческому Исайи, во Главе Шестьдесят Второй, исполнитися Гласу: “Узрят языцы правду твою, и царие славу твою, и призовут тя именем новым, еже Господь именует е, и будеши венец доброты в Руце Господни, и Главизна Царствия Господа твоего, и не прозовешися к тому оставлен, и земля твоя не наречется пуста, в тебе же прозовется воля, и земля твоя вселенная, и ниже ты не прозовешися взыскан град, и не оставлен”. И на ином месте, в Главе [382] Пятьдесят Осьмой: “Возградятся пустыни твоя вечныя, и будут основания твоя вечныя, рождением рождени, и прозовешися градитель {492} пред градом”; и паки во Главе Сороковой: “Всяка гора и холм смирится, и всяка дебрь исполнится, и будут стропотная и правая, и острия в пути гладки”. Прославишася премногия в Подсолнечной грады, в них же правда сияще, в них же малому и великому, нищу и богату, сироте и князю, не взирающе на лицеприятие, праведное творяшеся удоволствие. Коль несравненныя похвалы достоин Град сей, в нем же устроено всего Государства самыя правоты, судящее Правительствующаго Сената Собрание, не на мзду взирающее, не на дорованиях судящее, но самую и всем доволную истинну хранящее, оправдающее невинных, злых же законопреступных без всякаго пощадения достойное налагающее наказание. Сице прекрасно устроенный Град, дабы ни в чесом же лишен был своего благолепия, дабы очесам благоприятен являлся, Благоискусный Создатель, Премудрейший Монарха, над самыми быстринами невскими украсил своими Государственными Полатами 75, яже не токмо речныя стремления веселящия Град Божий увеселяют, но при них всякое зрение к себе восхищающий, превеселыя удивительныя красоты исполненный устроил вертоград 76, водными {493} фонтанами орошаемый, всякими иностранными древами при исходящих вод насажденный, и плоды, во время свое дающими, обогащенный, цветами преизрядными насажденный, столпами драгокаменными прославленный, от сих всех уразумети леть есть, сице похваление Града сего расположение, яко не токмо честном, красном, веселом месте, неизреченною скоростию и малым временем создан есть, но и превеликою помощь, ползу и славу Российскому соделовает Государству, обаче сих и сим подобных, обществу всему российскому благополезных и благопотребных от Града сего происходящих пожитков, завидящий ядовитые ехидны, изостривши своя аспидския зубы, их же гроб отверст гортань их, дерзают, уничижающи Град сей 77, подгрызати прорастающия всия славы его, смеют корень сей толикия уже произрястившии честнейшия и всему миру удивителныя плоды поглотити, оглаголующии и представляющии великия трудности, того ради многаго отстояния и далекости от России, чего ради всякая скудость происходит якоже. [383] {494} Яко же инных ради людей, в работах умирающих, но общему благу завидящии, зверие восприимите на ся образ человеческий, и аще имате что разума, разсудите, кое начало не есть трудное, кии путь первый не есть мнителный; аще и о тех, яже похваляете, помыслите страх несравненный, да тако реку: “Сим имеяху в своих начинаниях бедствия, не уподобленныя труды; зде всякий труд услаждает возрастающая слава; зде всяким скудостем пополнение общавает, наченшияся уже прибытки 78, речеши, убо якоже обыкл еси. Кто оные узрит, кто того дождати возможет. Не твориши ли сице в доме твоем, не насаждавши ли вертограды, не разсеваеши ли древеса плодоносныя, их же плода разве чада чад твоих имут употребляти. Созидаеши дом, в нем же разве наследницы твои обитати имут, но сия ниже следов государственныя ползу имут. Оные уединенныя, сия общая оныя тайныя, сия славою весь мир объемлющая оныя”. {495} Оныя дому твоему единому, сия тебе и всему Государству ныне уже,и впредь, полезная. Аще же о смерти многих людей болезнуеши, воззри на грады величайшия, сия в них кроме всяких нужд творимая обрящеши, аще в нужде, аще в благополучии, аще в трудах, аще в праздности, всякаго свой конец ожидает, егда кому Премилосердный Бог своими непостижимыми судбами, кою определил смерть, сея никто же когда возможет убегнути. Суть посреде многих смертей на брани, во обуревании морском, в страшных пожарах спасшиися, обретаются многие, посреде же пиров и при всяком безопастве житие свое окаянно скончевающий 79. Не о том болезнуй, но болезнуй о гресе твоем, смерти раждающем, оброцы греха смерть. Сице Избранному Сосуду, Апостолу Павлу, свидетелствующему, камень Град сей, имени его тако гласящу: “Приступите и избийте зубы своя, вси глаголющий на высоту неправду, камень сей не уже от пращи Давидовой, но от самаго Каменя Веры, Петра Святаго, верженный, поразит в чело всех уничижающих достояние Господа Саваофа, Новаго Израиля, Новый Град сей. Падет гарделивый Симон, Каменю Веры, Защитителю Града сего, ругающийся, и разбиется о камень, о камень соблазна и претыкания; Камень же Град сей, на Твердом Камени Благочестия основанный, {496} имать Защищением Господа Саваофа пребывати во веки”. Сия твоя добродетели, сия похвалы зрящи, [384] Царственный Граде! Леть есть к тебе воскликнути оныя, во Главе Шестидесятыя Исайя, Пророка, словеса: “Светися, светися, Новый Иерусалиме, Слава Господня на тебе возсия!”. Покрыет тма и мрак языки, сопротивляющияся тебе, на тебе же явится Господь, и Слава Его на тебе узрится. Созиждут сынове инородный 80 стены твоя, отверзутся врата твоя, и день и нощь не затворятся 81, языки бо и царие, иже тебе не поработают, погибнут, и языцы запустением запустеют; не имаши боятися востающих на тя врагов 82, егда Великия и Неусыпныя имаши Стражи, Святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла 83; не воздремлют, ниже уснут когда; имаши Великаго твоего Защитителя, Святаго Благовернаго Великаго Князя Александра Невскаго 84, днем и нощию к тебе вопиюшаго Словами {497} Божиими, чрез Исайя, Пророка, реченными в Главе Тридцать Седмой: “Защищу град сей, яко спасти его имене моего ради. Всяк сопостат не внидет во град сей, ни встрелит в онь стрелы, ни возложит на нь щита, ни оградит окрест его ограждения, но путем, им же есть пришел, обратится тем, и во град сей не внидет. Погибнут противящиися тебе. Ты же прозовешися Град Праведный, Мати Градовом, Верный Сион”. Кому убо свойственнее, кому приличнее, Град сицевой, толиких похвал исполненный и толикую ползу государственную содержащий, достоит приносити, аще не тебе, Отче Отечествия, Пресветлейший Монархо, всегда Торжественный Победителю, еже разсуждаеши грыдорованным художеством на хартии изображенный 85 и всему миру во удивление представленный, по всему преславный Град сей, прежде даже во вся мира сего концы изыдет, со всесмиренным раболепным поклонением тебе вручает, да от прикосновения рук твоих достойное тебе стяжет почитание, его же победителную десницу не токмо верные твои раби, но и иностранные языцы с великим почитанием и сладостию лобызают. Приими Град сей, его же создал еси, и купно с ним наше искренное желание, да премудрейшаго тя Строителя, Управителя Богом врученнаго народа, всего мира Создатель и Управитель всея Вселенныя, в Троице Святой прославляемый Бог, во общую всего христианства ползу, здрава, цела, долгоденствующа, славою процветающа, всегда торжествующа, врагом страшна, своим любима на премногия сохранит лета. [385] Град же сей, даже до кончания мира всегда Царствующий, невоеванный, всегда от славы в славу происходящий да утвердит, и всем в нем пребывающим и ему повинующимся да сотворит Небеснаго Царствия ходатайствен. На подлинном оригинале подписано тако: Префект Гавриил 86. Комментарии1 Имя Санктпетербургу что есть. - Имя "Санктпетербург" по силе грамматической значит имя пресложное, которое сложено из трех имян, или слов, тако: Санкт-Петер-Бург, то есть Град-Святаго-Петра; или просто значит: сей Град наименован во Имя Святаго Апостола Петра. 2 Основание его. Основанный. - Так сей Град Петром Великим основан, как о том приличествует слово Павла Святаго тако, яко премудр архитектон основание положих (1 Кор 3:10). 3 Разположение его. Разположенный. - О расположении при сем Граде строений домов, улиц, прешпектов и прочаго, о том многие Его Величества свидетелствуют зделанные планы. Планы те: 1. Зделана модель Васильевскаго Острова деревянныя, со всем его домовным строением, и каналами, и перспектами; 2. Письменной план всего Санктпетербурга и около его фортеции обложенной. 4 Зданиями прекрасными украшенный. - О красоте гражданскаго строения, как полатнаго, так и деревяннаго строения, при сем Граде какову быть должно к наилучшей красоте, о том гласят Его Величества многие печатные указы в Указной Книге, в 1739-м году изданной. Иоанн Гибнер пишет тако: "От часу оный Град возрастает, и прибавливается, и в красоте и силе своей процветает" (Гибнер, География, лист 298). И Саварий в "Лексиконе о комерции" пишет, что Город сей великолепием своим с Версалиею сравнится может (лист 206). 5 Грыдорованное художество в России, Петром Вели ким заведенное. Грыдорованное приносит художество. - В бывшей Санктпетербургской Типографии, по указу Государя Императора Петра Великаго, вырезан на медных досках грыдорованным художеством сей Царствующий Град Санктпетербург, которой и напечатан в прешпект на многих листах обширностию состоящий, и под тем напечатано типографским типом сие пространное описание похвалителное, которое сочинил Гавриил, Префект, о котором упомянется ниже под числом осьмдесят шестым сих примечаний, где он похваляет нововведенное Петром Великим грыдорованное художество в России, а паче при Санктпетербурге. И оным художеством изображен сей Град, который Его Величеству, аки бы от лица своего, приносит весь дивиз и труд свой, по примеру некотораго церковнаго текста: "Твоя от твоих к тебе приносят". 6 Ингрия, Провинция издревле Российская. - Ингрия есть Провинция, лежит между Синусом Финскиим и Ладожским Озером, и сообщаются оныя Рекою Невою. Оная земля издревле надлежала Российской Державе, и в ней древние городы Кексголм, Нотенбург, Иван Город и Санктпетербург, ныне новопостроенный Царствующим Петром Первым. И от 1703-го году сия Ингрия ныне под Российскою Державою. О сем Иоанн Гибнер в Географии на листу 298 пишет. Ингрия есть Америка Новая в свете часть. А что автор Ингрию называет "страну мира", в такой силе, когда Американ нашол на заподе некую часть незнаемой земли, которая и проименована во имя ево "Америка", так и здесь, подобно по слову авторову, Ингрия, Провинция Древлероссийская, чрез многия лета неправедно под игом шведским была держимая, оную Петр Великий в 1703-м году, по примеру Американову, древнюю свою Провинцию Ингрию, аки Новую Российскую Америку, снискал, на которой во имя свое Царствующий Град Петрополь построил. 7 Перспект Санктпетербурга желающим видеть утоля ет жажду. Желания своего утолят жажду. - Любопытные люди многие о Граде сем слухом слышат, а очевидно его не видят, то буди им в представление во утоление желаемой жажды их, представляется им абрис его или прошпект. 8 Красота нынешняя Града превосходит прежнюю. - Предивне украшенный, подлинно, что тогдашняя красота Града сего автору сему в великое удивление было. Но нынешнее благолепие и пространство сего Града, от 1732-го году по ныне, 1750-й год, уже в несравненную красоту и великолепие произошел есть. 9 Строителей великих градов, древнии народы чему уподобляли их. - Древнии язычники создателей великих городов и изобретателей славных дел, тех изобретателей оные язычники обоготворяли и за богов почитали, чему явственной довод есть в "Деяниях апостолских", что за исцеление единаго человека хромаго от Павла и Варнавы бывшу, абие народ возопил: "Бози уподобишася человеком, снидоша к нам, и нарекли Варнаву Диа, а Павла Ермиа" (Деян 14:11). 10 Петр Великий великих земель Великий Государь. - В Державе Российской Империи имеются многия великия земли, которые были прежде державных государей разныя царства, яко Казанское Царство, Астраханское, Сибирское, Княжество Киевское, Владимерское, Псковское, Новогородское, и прочих всех Российских Княжеств Государь и прочих других премногих орд и народов Государь и Обладатель. Понеже Титул Российских Государей (а паче от времен Петра Великаго, который есть яко прираститель своей Империи) таков велик, что из протчих государей не толко в Европе, но на во всем свете никто такова Титула Великаго не имеет, как о том сведомы все окрестные государи, которые многие имеют у себя с сими Титлами Российских Государей грамоты. 11 Петр Великий, Воин Мужественный. - О мужестве и храбрости Государя Императора Петра Великаго, которой в военных делах таков был воин мужествен, о котором свидетелствует весь Военный его Марс, книга о всех его бывших претрудных походах, акциях и благополучных триумфах. 12 Петр Великий России от Бога дарован. - Апостоли Святии при Христе, Спасителе нашем, были все равныя и единаго Дара Духа Святаго сподобилися, но некоторые были из них превосходнее, яко Петр, Иаков и Иоанн, однако по превосходной премудрости Христа, Спасителя, и по Воли Его Святой, над всеми оными избран в главное благовестие всем языком Святый Алостол Павел, который нарочно от Бога на сие посланный, якоже о себе сказует: "Избравый мя от чрева матере моея и Призвавый мя Благодатию Своею" (Гал 1:15). То не в пример сему буди, что в России многие Всероссийские Государи были и все Помазанники Господни, которые за Державу свою были храбрые и мужественные. Некоторые же из них и попревосходнее были, которые в настоящей истории известные суть в своем мужестве и храбрстве, однако над всеми прежде бывшими Всероссийскими Государи избрал Бог во главу Петра Великаго, прямо России Богом дарованного. 13 Герои кто суть. Ирой, или герой. - По древней еллинской мудрости славится некий род, который значит превосходнейшую степень или честь превысочайшую, отменную от всех прочих достоинств, яко достоинство императорское, царское, княжеское и прочее велможство, суть герои, которые в великих и знатных делах славятся (Алполодора Граммати ка, лист 419). Тож ирой значит удалой молодец (лист 200). 14 Ираклий Силный. - Ираклий был некоторый между еллинскими богами почитаемый, именем Геркулес, который осми месяцов будучи во младости, по зависти от Иры, или Юноны богини, двемя змиями, в колыбель его вложенным, затравлен быть намерен (Апполодора Грамматика, лист 121). Но автор Ираклия мужественно здесь представляет Императора Петра Великаго, когда будучи ему сущу во младых летах, оную Юнону или Иру, тогда бывшую стрелецкую воставшую на младаго Ираклия, Петра Великаго, зависть, которая вложила была змиев в колыбель его отрочества, бунтовщиков стрелцов на Государя своего. Но как мужественный оный младый Ираклий, сущь осми месяцов, силен сущь оных змиев задавил, тако и Петр Великий, Богом данною ему мудростию и мужеством, передавил оных бунтовщиков, аки лютых змиев во младых своих отроческих сущих летах. 15 Авесаломы кто. - Авесаломы, бунтовщики, восставшии на государя своего убийством. В Книге Второй Царств упоминается, что противу Давида взбунтовался сын его Авесалом с подобными себе бунтовскими войсками. Тако и здесь автор называет авесаломами бунтовщиков стрелцов, восставших на Государя своего, Государя Петра Великаго. 16 И младенец силнаго убивает. Отроческа рука. - Псалом Шестьдесят Третий весь оный писан от лица Давидова на гонителей его неправедно. При конце онаго, противу супостат своих, чем вооружися? Сим, и вознесется Бог, стрелы младенец, быша язвы их. Но Российский Давид, Петр Великий, воставшаго на него лютаго стрелецкаго суровства, хотя младый отрок и мал возрастом, но Великий Монарх, Помазанник Божий, носяй мечь от Руку Господню, аще и отрок, но высокою и силною монаршею рукою вскоре стрел всех своих супостатов, воставших на него. 17 И младый ум стараго превосходяй. Юноша, сединным разумом украшенный. - Есть на сие народная пословица, которая говорится к человеку разумному тако: "Человек смотрится не по летам, но по разуму, который человек хотя молод, да умом стар". Таков был Государь Император Петр Великий, по дарованному ему от Бога свыше духа премудрости и разума, мужества и силы, которой еще будучи во младых летах, десятолетен сущь возрастом, воставшей тогда на него стрелецкой ненависти и бунта богодарованным монаршим мужеством все хитрости бунтовские сам имеяй, превосходяй всяк ум, оные злоковарные умы, сплетаемые на него, един младым своим отроческим умом все хитрости их разорил, и высокою монаршею своею десницею их в прах сокрушил. 18 Ахиллес безсмертный и невредимый. - Ахильлес был великий славный в Греции вождь, которой под Троею великое и славное мужество показал. И когда сей Ахильлес родился, тогда мать его искупала в Водах Стигийских живых водах, в которых когда человек искупается, от всяких военных оружий и ран невредоим бывает. Тако Бог, как здесь автор упоминает Петра Великаго, в День Святаго Крещения погрузивый его в водах Благодати Иордановой Святыя Купели, укреплен бысть Верою в Триипостасного Бога и бысть крепок и непобедим, яко адамант камень, и имя себе носяй Петр. Петр же есть камень, и всяк, падый на камень сей, сокрушится. 19 Улисс многих стран посетитель. - Уллис в Древней Греции был Царь Итакский, которой весь свет обходил, дабы видел искуства всех народов; такой и Петр Великий дважды посетил Европу, в 1697-м году, и второе 1716-м году. 20 Шведов природа. Скимен неистовствующаго Льва. - Есть народная пословица такая: "Каков хозяин, таковый его и домашний". А понеже Скимен есть львово детище, то каков лев есть в натуре, таково и детище ево. Здесь Скимном называет автор Губернатора Рижскаго, понеже, когда в 1697-м году восприял Петр Великий намерение для посещения европейских государств, а понеже дорога того пути лежала из России чрез Ригу, тогда оной Губернатор Рижский, Граф Далаберк, по повелению Государя своего, не толко Его Величеству должную честь воздал, но и великия афронт учинил Книга разсуждений Петра Шафирова о новых причинах, лист 69. 21 Рижская гордость и злоба что себе получила. Егда прежде врата заключил на вшествие. - Сие воспоминается здесь то, когда Государь Петр Великий изволил путь восприять, тогда ему, чрез Ригу едущему, свободнаго пути для проезду в другия краи, того всего с шведской стороны не допущено. Но на последок судбами Всевышняго, что воспоследовало тогда; егда его, яко странна и чуждаго посетителя, не приняли, и чести обычайно, яко дражайшему гостю который ничего того не требовал, не отдали, но 1710-го году июля 4 дня, уже по нужде, не яко гостя странна или пришелца, но яко самого господина истиннаго и законнаго своего Государя Победителя и Обладателя приняли. Тогда с великою прозбою пути града обитателнаго врат на вшествие Его Величеству не отворили, ныне же по нужде, с плачем, но торжественными вратами Его Величеству свободный вход во град отворили. 22 Шведская высокоумие и гордыня. Льву орляго гнезда невозможно коснутися, орлу же Львову возможно. - Кто возрастом мал, тот высокаго достать не может, и крыл не имея, на высоту не возлетит. Но лев есть, яко лев зверь, не имея от натуры крыл, хотел орловаго гнезда со птенцы его на высоких обитающаго коснутися, и мнимыми своими ногтями потщался на высоту лесть ко Орлову гнезду. Но яко есть зверь зело тяжкий, до Орлова гнезда не дошед, острота ногтей тяжести величества корпуса его не здержали, падеся на землю. Орлу же, имущему крыле, вся ему не толко в долних, но и в горних возможная себе получити. Тако Король Шведский по природе, яко лев, рыкая на Россию, хотел в 1709-м году, всею возможностию своею, старался Российскаго Орла Гнездо до стать, Царствующий Град Москву. И прежде, нежели намере ние свое получил, абие лвиными своими крылами, их же не имея, возлетел высоко гордою своею мыслию, хотел от Пол тавы высоко вознестись и устремително с высоты на Россий скаго Орла Гнездо, Царствующий Град Москву, напасть, и оное львиными своими ногтями разтерзать. Но когда оный гордынею своею возлетел даже до Солнца, то есть до дне июня 27 числа горячести полтавскаго огня, где оныи мнимые свои гордые крыле так опалил, что оные вержением своим с высоты долу паде, и тамо обретеся, идеже варвар и скиф живет, и оттуду едва доползе одною ногою во Отечество свое. Орел же Российский, имеяй от Вышняго данные ему крыле, всегда может летать и за древле, и ныне нанесенныя обиды Лва Шведскаго Российской Державе, оный во отмщение язвинам его Орлу Российскому Вышний повелел коснутися. 23 Язвина. - Яма или берлога диких зверей, каковыи у нас в России имеются медвежьи берлоги. 24 Знатная природа в простом народе утаитися не может. Самим взором и действиями, монаршескому чину приличествующими, самое неугасимое возвещаху солнце. - Когда Государь Петр Великий в 1697-м году восприял путь видет европейския государства, тогда отправлено было из России знатное Посолство, в котором Посолстве изволил быть своею особою сам Его Величество Петр Великий. Подленно при оной посолской свите яко валентир или некий от посторонних; и хотя Его Величество во оной посолской свите крылся потаенно, но самый его монарший вид и все Его Величества особыя действа и поступки всему миру, яко труба, гласила признаками. 25 Фебус - Солнце. Гемисфериум - полукружие, то, по которому Солнце течение свое имеет. 26 Кости шведския, по полям валяющияся. Кости свейския. - Наипаче на полях полтавских оных премного изнасеяно от 1709-го году бывшей тамо со шведами баталии, осталися на оных полях в незабвенную память. 27 Калишская баталия. - Калиш, Воеводство в Полше, где была нарочитая баталия со шведами в 1706-м году октября 18 дня, где командовал помощным войском в Саксонии Князь Меншиков, на которой баталии побито шведов с пять тысящ человек зри Книга Марсова. 28 Под Лесным баталия. - Под Лесным была преславная баталия с шведским Генералом Левенгоуптом в 1708-м году сентября 28 дня, при Деревне Лесной, от Пропойска в двух милях лежащая. Оная баталия была под приводом самого Государя Императора Петра Великаго, где, с Помощию Вышняго, шведскаго войска было шестнадцать тысящ человек, оное все разбито и боле двух тысящ фурманов взято, что артилерии и прочаго Книга Марсова. 29 Господа шведы желаемое себе что улучили. - В книге "Разсуждения" Петра Шафирова "о законных причинах" писано тако: когда Король Шведский Карл Двенадцатый в прошедшей войне в такой запалчивости к России был: 1. Тогда де мир с Россиею учинит, пока Его Царскаго Величества, к Москве пришед, с Престола низвергнет. 2. А подданных Его Величества, рускою каналию, не токмо оружием, но плетми из всего света выгнать. 3. Генералу Шпору на Москве Губернаторство от Короля Шведскаго и патент наскоре обещан дан быть, в чем оному Шпору, яко Московскому Губернатору, от некоторых и поздравлено было лист 116-118. Но на сие пословица народная говорится така: "Не хвалясь, но Богу помолясь"; и другая: "Не поимавший воробья, да захотел журавля". Тако гордому Бог противится, не дал вепрю дивиему озабати винограда, сломи силы его сею Лесною Баталию, и другою, Полтавскою. Хотевшии Царствующий Град Москву пленити, сами прежде пленниками учинились, что и збылося подлинно им видеть по их желанию Царствующий Град Москву. Но увидели оный в торжественном триумфе, когда оные ведены были пленниками, тогда такими очами увидели Град Москву, как о том ясно упоминается в Службе Полтавской, на листу 15, тако: видесте и вы, свейстии военачалницы и силы, Царствующий Град Российский, но не яко же хотесте, но, яко же Бог изволил, видесте, преклонени долу, яко побеждени ведоми, якоже подобает пленником. Радуитеся обаче в себе, обретше Благочестиваго Монарха, Милостиваго Победителя. 30 Петра Великаго о бывших делах многие истории свидетелствуют. Превеликия историческия книги исполнены. - Подлинно, что о бывшей войне, имевшим двум славным в свете государем, то есть Петру Великому с Королем Карлом Двенадцатым Шведским, о том многие исполнены исторические книги, так что не толко честный свет, вся Европа, но и варвар сего не минул коснутися каковому написанию. Однако всех оных писателей достовернее всех свидетелствует самая книга подлинная Петра Великаго побед "Российский Марс", печатанная в 1716-м году. 31 Полтавская Баталия есть выше всех баталий. Едина сицевая последовала баталия. - Многие преславные победоносные виктории, благодарованные Петру Великому над шведами, наиглавнейших более тридцати. Но над всеми оными едина верх возымела Полтавская Баталия в 1709-м году июня 27 дня, на которой взято было в полон людей осьмнадцать тысящ семьсот сорок шесть, побито тринадцать тысящ, всего побито и взято в полон тридцать одна тысяща семьсот сорок шесть человек, что же артиллерии и всякой аммуниции, онаго пребезчисленно. Так в конец поражено без остатку весь корпус войска шведскаго, что сам Король, будучи пострелен в ногу, с несколкими человеками едва ушол в Крым, и оттуду к Турецкому Салтану. 32 Фаетон кто был. - Фаетон был некий между ельлинскими богами сын Солнца, который, надмен будучи гордостию своею, выпросил у отца своего, Солнца, колесницу огненную, которую получа с великим прошением, всед на нея пышно ездил, и тою своею ездою многия страны огнем пожег, а где он какия страны миновал, там великою стужею познобил, за что его Юпитер громовою стрелою поразил, и от высоты упал на землю, при реке Еридами умре. 33 Бегство свое к христаненавистной Турецкой Порте, и прочее. - По разбитии при главной баталии под Полтавою всего шведскаго войска от российских, и в плен взяты; где будучи, и сам Король, в ногу ранен, едва убежал. 34 Марс - бог войны. Марсов огонь. - Марс был языческий бог войны, мужества, силы и храбрости. Тако Петр Великий за целость Отечества, и за древние отятыя неправедно российские земли, и за безчестие, и поругание России от Короны Шведской, вступил в марсов огонь, то есть военный. 35 Тривенечная Глава что значит. - Тривенечную Главу автор наименует Государя Императора Петра Великаго по сему, понеже наименование сие тривенечный двояко знаме новать может. Первое, что Всероссийские Императоры имеют свой Герб Всероссийский Орла Двоеглаваго, на обеих оных главах Орловых имеются по одной короне, а над оными двумя сверх покрывающая Болшая Корона Императорская Всея России. Сие знаменование мнится в Греции такое было, что на двух главах орлих две короны, оные есть знак двух Великих Древних Империй, Греческой и Римской; третия же корона, вышшая над ними, значит обоих оных государств содержание Единаго монарха и Едина Вера Православная. И сей Тривенечный Герб получил Всероссийский Самодержец Владимир Мономах от греческих кесарей вместе с императорскою короною. Второе, Тривенечную Главу значит по сему, что Всероссийские прежние Государи имели царские свои венцы или короны о трех верхах или поясах, аки бы одна над другою стояла. Оные есть в знак трех новозавоеванных царств Царем Иоанном Васильевичем, то есть Царства Казанскаго, Астраханскаго и Сибирскаго, и таковые тривенечные короны зрятся ясно на партретах прежних Государей Российских. 36 Шляпа Петра Великаго простреленная. - Шляпа Петра Великаго, которая прострелена пулею на Полтавской Баталии, бывшей со шведы в 1709-м году, и оная шляпа, и со всем его мундиром, хранится в Императорской Куншткамере. 37 Любовь Петра Великаго всех сердца к себе привлекает. Озаряет всех сердца к люблению своему. - О! Кто Петра Великаго не любил! Сам был вся всем публичный, всем поданным всегда к зрению лица его ненасытимое око был, далеча сущим к почитанию благости его всем иностранным зрети благолепия лица его красоты, величества возраста, мужества и храбрости, и всякой уветливости, всегда оным огнь любве к почитанию Его Величества у всех воспалялся. 38 Странствия Петра Великаго великия России при бытки учинили. Фебус обыде Европейское Гемисфериум. - Выше сего упомянуто было под числом 25 "Фебус" и "Гемисфериум"; оные там изъявлены были толко то, что они значат просто по-руски. А понеже здесь автор то ж вторично упомянул, того ради о том здесь изъяснить не преминуем, что сперва назван Фебусом, наименован был Петр Великий, будучи в 1697-м году в европейских странах. А здесь вторично упомянул о том же в 1716-м году, будучи ему в другой раз европейские многие страны посетить, как и автор говорит метафорически, что Фебус обшел Гемисфериум, то есть Солнце обошло свое дневное полукружие, или половину экклиптики, сие есть зодиачного круга. Тако и Петр Великий посещением своим дважды обошол Европу и многие в ней посетил государства; а что упоминается, что многие принесе корысти и ползы России, и оные суть таковые: первым своим посещением привез Петр Великий в 1797-м году России неизреченное сокровище, карабелное строение, и всю навигацию, и военное состояние с эксерцициею; а второе, 1716-го году странствием своим вывез России, в первых, себе, яко во оном странствии получил чин Адмирала над четырьмя флотами; России же, всему обществу, разные науки, мастерства, архитектуру военную и гражданскую, политическое обхождение и всю коммерцию. 39 Санктпетербург Град чести и славы достоин, от всего света почтен быти. Почести и похвалы Граду сему. - Сей Град достоин почести и венец славы, Царствующий Санктпетербург, которой неизчетные России сотворшему ползы, как о том показано при конце сея книги, в последнем заключении, ползы его описаны; и не толко сей Град единой России сотворил великие ползы, но всей Европе и Азии, и всему свету, ему же венцы похвал от многих историков соплетеные находятся. 40 Красотою и великолепием подобен чему. Примеры похвале градов приличествующия заключает. - Многия в свете имеются прекрасные и славные грады, которые имеют в историях о себе немалые похвалы и удивителства, так что и сей Царствующий Санктпетербург, Град Новый в свете, от прочих древних городов не менши есть примеров всех оных похвал, как здесь оставя протчия, в пример едину похвалу достойную приложим Граду сему такую, как о нем пишет Саварий в "Лексиконе о комерции", что сей Град по немногих летах великолепием своим с Версалиею, крепостным строением с Дюнкеркеном сравнится, а комерциею своею с Амстердамом Савариев Лексикон, лист 206. 41 Александр Святый имел баталию со шведами. - Святый Благоверный Князь Александр Невский одержал не малую баталию со шведами на Неве, при устии Ижеры Реки, и на оной баталии побито шведскаго войска, таким примером число людей побито столко, сколко при Иезекии, Царе, при осаде Иерусалима войска Сенахирима, Царя Ассирийскаго, осьмнадцать тысящ пятьсот Селвестрова Летопись, лист 255. 42 Красное расположение имать Град сей. - О положении здешняго места, на котором построен Санктпетербург, оное всюду водами изрядно окруженное, о чем пространно писано в начале книги сея, во описании места, часть первая, глава IV и V. 43 Канцы Крепость. - Канцы, шведская крепость бывшая, которая построена была на Неве Реке при устии Охты Реки, и 1703-м году майя 1 дня Петр Великий оные взял и разорил. 44 Избрание места о построении Санктпетербурга. Имущий удобнаго места. - Из всех островов здешних для построения Крепости избрал Петр Великий неболшой Островок, посреди Невы лежащий, и на нем соизволил заложить Крепость Санктпетербургскую, 1703-го году майя 10 дня. 45 Удобная красота положение здешняго места. Расположением и красотою превосходит, и прочее. - Автор похваляет расположение здешняго места, не толко лучший всей России, но ниже во всей Европе лучши обрестися может. 46 Разделение Невы Реки. Нева Река на две разделившияся глубокия Реки. - Болшая Нева к устию разделилася на две другия Невы, первая называется Малая Нева, к Выборгской стороне, вторая, Малая Невка, пошла к Васильевскому Острову. 47 Остров Санктпетербургской. Прекрасный сотворила Остров. - Окружением вышеупомянутым дву Рек, меж ими нарочитой Остров, который ныне именуется Санктпетербургским, которой в первых летах жителством был наиглавнейшим. 48 Первая гавень при Санктпетербурге. Под самою Крепостию сохранятися. - Прежде сего в Кронвергском Проливе, при самой Санкпетербургской Крепости, была гавень судам военным и прочим. 49 Проименовано Санктпетербург. - О сем имени писано выше, в примечании под числом 1. 50 Остров Васильевской. - О нем писано выше сего в первой части, в главе VI, во описании островов, под числом 9-м, почему оной называется Васильевской. 51 Многому жителству преугодный. - Сей Остров, величеством пространный, при самом взморье лежащий, по намерению Государя Императора Петра Великаго, оный Остров населить со всего Российскаго Государства Шляхетством и знатным купечеством, таким расположением строением, каналами, и перспектами, и фортециею, так как Амстердам, чему и модель зделанная имеется, и план. 52 Невы Реки устие где кончится. Паки Река разделившися и прочее шествие свое скончевает в морском недре. - Автор говорит Реку Неву Болшую разделену быть, все оное взморье, которая устием своим достягает до Кронштата, и тем своим широким разлитием окружает оной Кронштатской, или Котлин, Остров. 53 Кроншлот. - Кроншлот, Башня, на Море стоящая, при Кронштате, на самом морском карабелном проходе, которая изнаполнена изоружена наиглавнейшею и величайшею артиллериею. 54 Флот российский всех протчих превзошел флотов. - Автор говорит, похваляет российский флот, новый в свете, всех старых превосходяй, который: 1. Одержал великия и славныя морския баталии, о которых упомянется ниже сего. 2. Российский флот своего Автократора и Государя над четырьмя флотами Адмиралом и Главным Командиром удостоил, что все прочие древние флоты, многих сот лет древностию первоначалием своим хвалящийся, такой чести и славы в себе в свете не заслужили. 55 Баталии морския. - Две преславные баталии морские, бывшие над шведским флотом: 1. 1714-го июля 27 дня взято один фрегат, шесть галер и три шхербота; 2. Вторая баталия 1720-го году июля 27 дня, взятье четырех фрегатов. 56 Первые Врата Триумфалные в Санктпетербурге. Торжественная Врата. - Первые Торжественные Ворота по строены были в Санктпетербурге на первую морскую баталию, в 1714-м году, на взятье фрегата и шести галер; построены были на Троицкой Площади, у Петровскаго Мосту. И на вторую морскую баталию, в 1720-м году, на взятье четырех фрегатов, построена была Триумфалная Пирамида на Троицкой Площади, против Колегий; и во оные триумфы ведены были шведские пленники. 57 Таланты России приобретения. - Четыре таланта свыше от Бога России дарованные: 1. Первый талант, Россия получила себе Великаго Монарха Петра Великаго. 2. Он ей притяжал Море, котораго всегда была лишена. 3. Построил при нем Град. 4. И в нем завел корабелное строение, и тем умножил России флот. Сими четырмя талантами велию Россия ныне куплю Господину своему деет и прибытки приносит. 58 Силы корабелныя. - Сказывают многие писатели о сем, что ежели которое государство или какой город, имея одно сухопутное толко войско, а корабелнаго флоту лишаясь, тот одну руку или одну ногу себе имеет. А ежели кто корабелной флот имеет и сухопутное войско, тот обе руки и ноги имеет, и не хромою ногою вседы шествует. О сем и Феофан Прокопович в Проповеди упомянул. 59 Россия флота не имела. Римляне морскаго плавания не ведяху. - Подобно сему, когда Россия не имела корабелнаго флота, всех окрестных соседей опасалася, а паче Карфагена Шведскаго. 60 Государство, кое флота не имеет. - Неблагополучно то государство, которое купечества морскаго не имеет, кое всегда может своему государству великие сокровищи приносити и какия недостатки приносит не имущим онаго. 61 Констянтин Великий для лучшей ползы построил себе новый град. - Константин Великий для лучшаго государства своего ползы, изобрел преизрядный морской пролив, и тут для порту карабелнаго построил Новый Град, и наименовал во имя свое Константинополь, и от Ветхаго Рима перенес Престол свой в Новый свой созданный Град. Сему подражая, Петр Великий для ползы Всероссийской Империи, при Балтийском сем Море, создал во имя свое Новый Град Петрополь. 62 Силные действа Петра Великаго действующия. - Нет здесь места воли и хитрости человеческия происходящей от себе самаго, аки бы некоторыя превосходящия ради славы, но вся во всем Силная Воля Божия, действующая в Петре Великом, ему же автор здесь приложил приличныя слова, аки бы подобны Павловым, взятых из Посланий его; и для таких выше помянутых словес приложим оныи, аки прямо от лица Петра Великаго реченный сей Павлов текст: "Не яко доволны есмы помыслити что, яко от себе, но доволство наше от Бога, иже удоволи нас". И кто б ему воспрекословил, оному во ответ от лица ж Его Величества такия слова буди им: "Надеяние таково имам к Богу, что всяко возношение вземлющееся на разум Божий, и пленяюще всяк разум в послушание Христово и готово имуще отмстити всякое преслушание" 2 Кор 3:4; 10:5. 63 Новаго мира жители, и прочее. - Выше сего упомянуто в примечании под номером 6-м, что Провинция Ингрия от автора названа за некую часть страну мира. Так и здесь называет Царствующаго Санктпетербурга граждан Но ваго Мира жителеи именует. 64 Соломон Российский. - Саварий в "Лексиконе о комерции", на листу 2-м, пишет, что в древнейшие времена не токмо славнейшия персоны, но и самые монархи купечеством не стыдились, что Соломон, Царь Израилский, отправлял многочисленные купецкие корабли с кораблями Царя Тирскаго во Офир, откуду много вывозил золота и серебра с другими металами и богатыми товарами, от которых Соломон в невеликом своем царствии, сим зело обогатился. 65 Превосходная честь российскаго флота. - В 1716-м году российский флот на Балтийском Море имел превосходную свою честь командовать над тремя флотами, и о сем зри выше в примечании 38 и 54; а здесь из самой настоящей реляции выписано тако, что такой чести никоторой монарх от начала света не имел, что его Царское Величество ныне изволил командовать четырех государств флотами, российским, аглиским, датским и галанским, августа 7 дня 1716-го году. 66 Война грады и царства разоряет. Брань разрушает грады, и прочее. - Возмем старые ландкарты и посмотрим, каких древние государства, и их многие грады, и прочие обитателные места, которые тогда были в свой времена цветущие; потом прочтем же их истории, и увидим, не чрез военное ли оружие насилств неправедных, обид, и разорений, и всяких утеснений наносимых, оные все без остатку погибли, например, Троя и вся Фригия, Иерусалим и вся Палестина, Константинополь и вся Греция, и прочая, и прочая. Тоже и в нынешних веках многие грады и страны от того раззорились. 67 Война России со шведами. Брань России с ненасытным Лвом Свеиским горящая. - Выше сего, в примечании 66, показано, что военные брани многие грады и целые государства разоряют и в прах разрушают. И сие бывает двух ради причин: первая, или нападали кто на кого неправедно и разоряли онаго напрасно; второе, или обороняющийся, защищая себя в правде и истине, противнаго побеждает. И в таких случаях или един другаго в конец разоряет, или обе вместе погибают. Таким примером бывшей в прошедшей войне России со Швециею, долговременно, чрез двадцать один год, веденная, о чем автор сего писания назвал Короля Шведскаго Ненасытным Лвом, то есть: 1. Что неправедно самому ему вчиншему оную войну; 2. В ней поступал он, Король, всякою нелюскостию, и суровостию, и досадителством; 3. К миру и к пресечению оной войны и слышать не хотел; как о всем писано подлинно в "Книге разсуждения о законных причинах" П. Шафирова, на листу 168. Тако говорит автор "Книги" уповаем мы, что из сих вышеписанных обстоятелств всяк признать принужден будет, что как к начинанию, так и к продолжению сея еще пребывающия войны, и разлитию христианския крови, и разорению подданных никто иной, как он сам, Король Шведской, виновен. Тако ж и против того миролюбивый нрав и умеренность имея во всех тех поступках Его Царскаго Величества всему свету доволно явно сеть. И на листу 137 такой желателной аппетит Король Шведской себе имел, которым себе хотел всю желаемую сытость получить тако, что Его Царское Величество, показуя свой умеренной и миролюбивой нрав, и сему, хотя и непремирителному своему неприятелю, изволил к нему склонится, которой бы в своем щастии, ежели б онаго Бог его допустил, не токмо такого, но и никакого умерения не показал бы, но наипаче, по намерению своему явленному, Его Царское Величество даже до крайней меры гнал и его конечнаго разорения от чего Боже сохрани искал. 68 Санктпетербург Град все тяжести военные на себе понесе. Град сей един все величество брани на себе едином содержит. - Поистине Царствующий Град сей Санктпетербург есть един защита и стена прекрепкая всей России, Богом дарованная. Но аще и в немалой Град сей от господ шведов ненависти издавна зависящий, как ныне в прошедшей войне 1741-го году себя точно в том оказали, но Бог сокрушил зубы их во устех их, членовныя львов сокрушил есть Господь. Дважды сих востающих победи Господь, едали и третие паки возмогут, или не ведают сего, что всяко возношение, вземлющееся на Разум Божий, готово имуще паки отмстити. 69 Причина построение Санктпетербурга. - Причина построению сего Царствующаго Града сия есть, дабы благополучием российскаго оружия, будучи взятой древней своей Привинции Ингрии, оная б по взятии каким либо случаем, паки в неприятелския руки не впала. Яко Мудрый Монарх, Петр Великий тотчас в сей новозавоеванный Провинции заложил сию Крепость и в ней учредил доволной гарнизон и прочее предохранение. 70 Владычество его. Новозавоеванные народы. - Сих провинцей Ингермоландии, Финляндии, Лифляндии и Естляндии, да Град Новый Санктпетербург над новыми завоеванными нородами владычествует. 71 Новые страны. Новые покоренные страны повинуются. - Сии страны новозавоеванные, Ингермоландия, Финляндия, Естляндия, и Лифляндия, и прочия провинции, древле княжения державные сами бывшии. 72 Санктпетербург мати градом. - Матери градов по гречески называется митрополия, то есть началнейшия и главнейшия в свете грады. 73 Скорое его возращение. - Презелно удивляется автор сего писания скорому построению Граду сему, которой будучи тогда, в тогдашнее свое время, не далее, как около 1718-го года, когда он сие похвалителное описание сочинял. Но Господь Саваоф, удивляяй Милость Свою на Граде сем, от онаго 1718-го года по нынешний 1750-й год в каково величество, красоту, великолепие и пространство Град сей превзошел, что же впредь, Богу устрояющему вся, таков имать быть. Какова мы сперва видели, и ныне видим, ради бы были и мы и оные его цветущия дни видеть. 74 Санктпетербург заложен когда. В Троице Святой славимому Богу. - Петр Великий, в знак благодарения Господу Богу, и в память Града сего, построил Церковь во Имя Святыя Троицы, понеже сей Царствующий Град заложен в День Святыя Пятидесятницы, в 1703-м году, к которой Церкви Его Величество на славословие Божие со усердием изволил прибегать. 75 Главное строение прежнее в Санктпетербурге. Украсил своими Государьственными Полатами. - Наиславнейшия тогда были Полаты Его Величества; первые, что при Летнем Саду неболшие Полатки, на углу при Фонтанке Речке стоящия; вторые при Зимнем Доме, маленькие ж Полатки. Прочие Полаты тогда: 1. Князя Меншикова. 2. Головкины. 3. Шафировы. 4. Светлейшей Княгини Настасии Петровны. Но, о! Сколь и каково ныне полатное строение! 76 Вертоград. - Летний Сад при Императорском Летнем Доме, Петром Великим построенный, и в нем пребогатый Грот имеется. 77 Град сей сперва многим неприятен был. Уничижающи град сей. - О! Сколь ненавидим сперва был Град сей! Всем неукусен был, всяк свои вины предлагал; кто лишен был жены, детей и всего дому, иной ремесла и промысла, другой поместий и вотчин своих отдалился; и прочая таковая роптания были на Град сей. Но тогда ненавидим многим был, ныне же паче любим стал быть; тогда никто не хотел в нем жить, ныне же и желал бы кто в нем пожить, оных ныне, яко терние непотребное из винограду, извергаются; тогда плакали, егда призывали, ныне же плачут, егда извергают. 78 Сначала сего Града плоды его были горки. Наченшияся уже прибытки. - Народная говорится нравоучительная пословица: "Учения корень горек, но плод его после сладок бывает"; и подобная тому другая: "Всякому делу начало трудно, но совершение его обвеселяет делателя". Тако и начало сего Царствующаго Града, начинанием своим всей России не без горести и труда великаго было. Но ныне оная плоды его вкушает пресладкие, и радостию неизглаголанною веселится о нем; сеяны его семена слезами, ныне же радостию плоды его пожинают и вземлют грядущий рукоятии своя неоскудныя. 79 Оружие на войне не всех побивает. - Война, в которой какова бы силно сразителна баталия не была бы, во оной не всех людей оружие поядает, но ему же предписано умрети, онаго и поражает. Но пословица народная говорится такая: "Кому умереть, тот и на печи дома умрет, а кому не утонуть, онаго изо дна моря вынесет". 80 Потомки вся совершают. Сынове инородныи. - 1. В первых, сам Основатель Царствующаго Града, Петр Великий, яко Премудр Архитектон, основание положил. 2. По нем восприемники Всероссийскаго Престола, яко по Первом Основателе, созиждут стены славы его. 3. По них их сыны, по сих сыны сынов возграждали, возградят стены Града сего, отныне и впредь возвышаяй и возграждаяй от рода в род, и родов роды, до века. 81 Санктпетербург всяким народом жилище. Отверзут ся врата твоя день и нощь. - В сей Град не толко от всех городов и мест всего Российскаго Государства всяк купец, художник, промышляник и земледелец приходит, но изо всех государств всякой нации народы, приежжающим с добрыми плодами и прибытки, всем врата на вход отверсты, кроме противных. 82 Востающия враги на него кто. Не имаши боятися востающих на тя врагов. - В прежние времена от окрестных соседей всегда на Российские Пределы нападении чинили отсюду, как шведы, крымцы, Полша, так и самая последняя Литва, и та Россию утесняла. Но ныне, Благодатию Всевышняго Бога и наставлением Государя Императора Петра Великаго и крепкими его забрали, далеча от предел наших отлучены и к тому не имут приближатися. 83 и 84 Хранители сего Града кии Святыя. - Здесь сих Святых автор представляет в такой силе: 1. Что Святых Апостолов Петра и Павла, яко во Имя Петра Святаго Град сей создан, а во имя обоих Апостолов Соборная Церковь создана и наименована. 2. И Святаго Благовернаго Великаго Князя Александра Невскаго, за сие Отечественное Древлероссийское Место, нашедшим тогда на Ижерскую Землю шведам, великую победу над ними одержал, также во Имя его при сем Граде создана Обитель, и Святые его Мощи в ней препочивают; и тако, по слову авторову, сих Угодников Божих имать Град сей Нарочитых себе Хранителей. 85 Грыдорованным художеством, на хартии изображенный. - О сем изъяснение было напреди, в примечании под числом 5, пространно описано. 86 Гавриил, Префект, кто был. - Гавриил, Префект, был Обер Иеромонах, который при Государе Петре Великом был во флоте проповедником Слова Божия. Потом Архимандрит Ипатскаго Монастыря и Член Святейшаго Синода, Советник. После сего переведен Архимандритом же в Троицкой Сергиев Монастырь, и Протектор всех школ и типографий удостоен, а напоследок Епископ Рязанской Епархии посвящен. Текст воспроизведен по изданию: Богданов А. И. Описание Санктпетербурга. Северо-Западная Библейская Комиссия. Санкт-Петербургский филиал Архива Российской Академии наук. СПб. 1997 |
|