|
АБУ РЕЙХАН АЛЬ-БИРУНИ СЛЕДЫ, ОСТАВШИЕСЯ ОТ МИНУВШИХ НАРОДОВ КИТАБ АЛ-АСАР АЛ-БАКИЯ АН АЛ-КУРУН АЛ-ХАЛИЯ ИЗВЛЕЧЕНИЯ ИЗ «КИТАБ АЛ-АСАР АЛ-БАКИЯ АН АЛ-КУРУН АЛ-ХАЛИЯ» АБУ-РЕЙХАНА АЛ-БИРУНИ, по изданию Е. Sachau (Chronologie orientalischer Voelker von Alberuni. Leipzig, 1878) * Движение Муканны |211| Затем после пего Хашим ибн Хаким, известный под именем ал-Муканна, (Ал-Муканна — букв, «закрытый покрывалом», стр. 83, прим. 3) появился в Мерве в селении, называющемся Кава Каймардан. (Правильнее читать Каза (***) —селение в районе Мерва (Туркестан, стр. 204) Из-за своего одноглазия он закрывался зеленым шелком; он объявил себя божеством и (утверждал), что он воплотился, так как никто не может видеть (бога), пока он не воплотится. Оп переправился через р. Джейхун в окрестностях Кеша и Несефа, писал хакану и просил у него помощи. К нему собрались одетые в белое (сектанты) и тюрки; он объявил дозволенными для них (чужие) имущества и женщин, убивал тех, кто ему противоречил, и сделал для них законом все то, что. говорил Маздак. (Маздак — глава и идеолог огромного народного движения против земельной аристократии и зороастрийского жречества в Иране при сасанидском царе Каваде I (488-531). См. A. Christensen, «Le regne du Roi Kawad I et le communisme Mazdakite», где указана вся библиография вопроса) Он рассеял войска ал-Махди и правил 14 лет, пока не был осажден и убит в 169 (= 785/86) г. Когда его окружили, он сжег самого себя (sic!), чтобы его тело исчезло и его сторонники убедились в правильности его слов. Он сжег себя, но ему не удалось то, чего он желал — уничтожение, он был найден в печи, его голова была отрезана и послана к ал-Махди, эмиру правоверных, который тогда был в Халебе. У него есть секта в Мавераннахре, они втайне верят в его учение, выдавая себя по внешности за мусульман; я перевел известие о нем с персидского на арабский, и оно кратко изложено в моей книге «Ахбар ал-мубайида ва-л карамита» («Известия об одетых в белое и карматах»). (Это сочинение ал-Бируни до нас не дошло) * Хорезм и гузы |236| [Приводятся месяцы и праздники хорезмийцев.] Ихшаривари, первый день его называется фагбурийа; говорят, что он первоначально назывался фагруба, то есть выход царя, так как цари Хорезма в такое время из-за прекращения жары и приближения холода покидали внешние (летние) жилища и выходили в (поход), отражая тюрок-гузов от своих границ и охраняя от них края своего государства. |264| И вроде этого озера источник пресной воды в стране кимаков, в горах, называемых Манкур, по величине он подобен большому щиту; поверхность воды его стоит вровень с краями; иногда из него пьет целое войско, но он (уровень) не понижается (даже) на палец. Около этого источника следы ноги, рук с пальцами и колен человека, который молился здесь, следы ребенка и копыт осла; тюрки-гузы поклоняются им, когда видят их. (Позднее автор XIII в., Закария Казвини, называет гузов христианами из-за почитания ими этих следов, связанных, по его мнению, с преданием о бегстве Иисуса в Египет. Но, по словам автора «Худуд ал-алем», гузы поклонялись всем удивительным явлениям природы, так что это могло быть не связано с какими-либо преданиями (В. В. Бартольд. Очерк истории туркменского народа, стр. 19, 20) [220] * Христиане в Мерве |289| Местопребывание мелькитского митрополита Хорасана в Мерве. |299| [Перечисляются месяцы мелькитов и их праздники.] Месяц хазиран... в двадцать первый день поминовение Берешии, священника, который прибыл в Мерв (проповедывать) христианство через 200 лет после Христа. Текст воспроизведен по изданию: Материалы по истории туркмен и Туркмении, Том I. VII-XV вв. Арабские и персидские источники. М.-Л. АН СССР. 1939 |
|