|
ИДРИС БИДЛИСИВОСЕМЬ [КРУГОВ] РАЯХАШТ БИХИШТ ... из Введения 5. «Хашт бихишт» («Восемь [кругов] рая») 1 Идриса Бидлиси — одно из наиболее авторитетных и подробных исторических сочинений османской историографии, составленное в XVI в. Автор — Хаким ал-Дин Идрис б. Хусам ал-Дин ʻАли ал-Бидлиси (род. ? — ум. 1520 г.), курд по происхождению, сначала служил при дворе султана Ак-Куйунлу Йакуба (1478-1490), с 1501 г., в связи с разгромом султаната Ак-Куйунлу Сефе-видами, он бежал к турецкому царевичу Селиму в Трапезунд. Всю жизнь Идрис Бидлиси оставался последовательным противником государей Ирана. В диване султана Байазида II (1481-1512) Идрис Бидлиси занимал должность мунши. В 1515 г. он был наместником от имени османов в Курдистане. Он был связан дружескими узами с османским царевичем, а позже султаном Селимом I (1512-1520). Идрис Бидлиси принимал активное участие в утверждении османской власти в Курдистане, используя свой авторитет в среде курдской знати. Многое он сделал для организации управления курдскими землями. Могила Идриса Бидлиси находится в Стамбуле в Эййубе, рядом с Идрис-Кёшкю, в мечети, построенной его женой Зайнаб-хатун 2. Свой труд Идрис начал по поручению Байазида II в 1502 г. При дворе этому труду, вероятно, придавалось большое значение: в 1511 г., в момент охлаждения отношений между Идрисом и стамбульским двором, историк пригрозил ославить турецких султанов в предисловии и заключении своего сочинения. Султан Селим I после своего восшествия на престол в 1512 г. вновь приблизил писателя ко двору 3. Сочинение [35] посвящено роду Османа и доведено до 1506/07 г. Сочинение разделено на восемь книг (катиба или дафтар) по числу описанных правлений (кн. 1 о предках Османов до эмира Османа включительно; кн. 2 об Орхане; кн. 3 о Мураде I; кн. 4 о Байазиде I; кн. 5 о Мехмеде I; кн. 6 о Мураде II; кн. 7 о Мехмеде II; кн. 8 о Байазиде II). Внутри книги подразделяются на разное количество дастанов и других более мелких подразделений (джанах, калб). В подборе фактического материала и интерпретации османской истории Бидлиси следовал традиции Рухи. Наряду с предшествующей османской историографией Идрис Бидлиси широко использовал документальный материал османской канцелярии. По наблюдению В. Менажа, в его сочинение был включен и ряд не дошедших до нас османских хроник 4. Для истории Трапезундской империи наиболее важно повествование Идриса о походах в Понтийскую область Мехмеда I (1402-1421), Мурада II (1421-1451) и, особенно, Мехмеда II. Издание и перевод разделов о взятии Мехмедом II Синопа и Трапезунда в 1461 г. включены в Приложение к книге. Сообщение Идриса Бидлиси о падении Трапезунда является одним из самых полных в османской историографии. В этой части своего сочинения он, по всей видимости, использовал труд Турсун-бека [...], наиболее авторитетного османского информатора о походе 5. Идрис Бидлиси подробно пишет о противостоянии между Мехмедом II и Узун-Хасаном в преддверии похода на Трапезунд, упоминает о сопротивлении османам других крепостей на территории Трапезундской империи помимо самого Трапезунда, свидетельствует о сохранении части недвижимости за прежними владельцами. Следует подчеркнуть, что сочинение Идриса Бидлиси, огромное по объему и насыщенное достоверной и часто уникальной информацией, еще ждет своего исследователя. По нашим сведениям, изданий сколько-нибудь пространных отрывков из него в науке еще не предпринималось. Одной из причин этого, по всей видимости, является огромное количество тисков «Хашт бихишт», дошедших до нас в европейских и азиатских рукописных собраниях. Причем, из более чем семи десятков списков три стамбульских и один индийский из Банкипура квалифицируются как автографы или частичные автографы 6. Наличие такого большого числа [36] списков, несомненно, указывает на широкую распространенность и ценность труда. Однако, вместе с тем, многочисленность рукописей чрезвычайно усложняет задачу для тех, кто попытался бы создать критический научный текст сочинения. Другой причиной, вероятно, является явно избыточная языковая усложненность повествования, которая немало препятствует исследованию памятника. Хотя и считается, что Идрис Бидлиси возвысил своим сочинением османское историописание до уровня иранских историографических школ (подразумеваются тимуридские и сефевидские историки в первую очередь), я, однако, осмелюсь оспорить это широко распространенное убеждение. Если доброкачественность сообщаемой Идрисом Бидлиси информации, его феноменальная историческая эрудиция не вызывают сомнений, то его стиль представляется достаточно искусственным. Так же, как и Аксарайи [...], Идрис Бидлиси подменяет красоту настоящей персидской риторики нагромождениями неудобоваримых арабизмов. Начав с одной грамматической конструкции, он временами завершает предложение другой, конфронтирующей с первой. Языку его не достает идеоматичности, если избавиться от «трудных» слов и пышных эпитетов, то способы выражения мысли нередко предстают слишком прямолинейными и однообразными. Однако следует еще раз подчеркнуть, беспрецедентная информированность и трудолюбие автора сделали его сочинение уникальным по ценности источником. Комментарии1. Другое название сочинения, встречающееся в предисловии к нему, — «Kitab al-şifat al-thamaniyya fī akhbar al-qayaşara al-ʻuthmaniyya» («Книга восьми качеств в известиях об Османских императорах»). 2. Биографические данные см.: Стори Ч. А. Персидская литература. Ч. 2. С. 1255-1256; Minorsky V. Bidlisi // The Encyclopaedia of Islam. New edition; Babinger Fr. Die Geschichtsschreiber der Osmanen und ihre Werke. Leipzig, 1927. S. 45-49. 3. Стори Ч. А. Персидская литература. Ч. 2. С. 1256 4. О сочинении «Хашт бихишт» см.: Sukru M. Das Hest Bihist des Idris Bidlisi. I Teil: von den Anfängen bis zum Tode Orhans // Der Islam. 1931. Bd. XIX. S. 131-157; Inalcik И. The Rise o[ the Ottoman Historiography // Historians of the Middle East / Ed. B. Lewis and P. M. Holt. Oxford, 1962. P. 162-167; Ménage V. 1 lit. Beginnings of Ottoman Historiography // Historians of the Middle East. P. 176. 5. Inalcik H. The Rise of the Ottoman Historiography. P. 162 6. Sukru M, Das Hest Bihist des Idris Bidlisi. S. 132-133 (рукописи из стамбульских собраний Асʻада, Нур-и Османие и Айя София); Catalogue of the Arabic and Persian manuscripts in the Oriental Public Library at Bankipore / Ed. Sir E. D., Ross J. A. Chapman and others. Calcutta, 1918. Vol. 6. № 532-534; см. также: Стори Ч. А. Персидская литература. Ч. 2. С. 1257-1258. Текст воспроизведен по изданию: Великие Комнины и Восток (1204-1461). М. Алетейя. 2001 |
|