|
БЕРХТОЛЬД ИЗ КРЕМСМЮНСТЕРАКнига о происхождении и разрушении монастыря Кремсмюнстер, написанная, по-видимому, Бернардом Начинается пролог. Размышляя о кротости благоговейнейшего желания и о полноте любви, которую благочестие основателей проявило к нашему месту, которое называется Кремсмюнстер, а также о преступлении безбожнейшего деяния и о горечи утраты, которую причинила порочность разрушителей, мы увлекаемся в разные стороны и смиренно умоляем всех верующих святой Божьей церкви приобщить свои души к нашим переживаниям. Ибо мы, с одной стороны, с душевной радостью изложим последовательность совершённых деяний, а с другой стороны, проливая потоки слёз, расскажем о потерях, как мы это узнали от наших старцев, достопочтенных мужей, и услышали от видных лиц церкви, предпослав правду о том, как церковь святого Спасителя мира была впервые мастерски основана сиятельными князьями Баварии и королями, а впоследствии достойным сожаления образом разрушена в результате различных несчастных случайностей и потерь. Ибо мы полагаем целесообразным поведать будущим поколениям верующих то, что некогда хранилось в архивах нашей церкви о наших началах, после того как всё это было разграблено в результате насилий разбойников, а именно, в какой мере и как мы услышали и узнали это от наших старцев и как нам рассказали наши отцы, чтобы и последующее поколение узнало, и сыновья, которые родятся, рассказали своим сыновьям, и чтобы они возложили на Бога свою надежду и не забывали его трудов, и не стало их поколение порочным и диким, как их отцы, ибо древнейшие сочинения и картины излагают правду о том, что следует рассказать. Мы небезосновательно оказываем им доверие, ибо многое доверено бумаге только на основании устных сообщений, как и Евангелия согласно Марку и Луке и книга «Диалогов» блаженного Григория, которые известны только из сообщений старших. Ибо в гл. 9 Сираха говорится: «Не пренебрегай повестью мудрых» 1 и пр. И далее: «Не удаляйся от повести старцев, ибо и они научились от отцов своих» 2. Также блаженный Григорий говорит в Регистре, обращаясь к епископу Серену, в таких словах: «Картины в церквях висят для того, чтобы те, которые не умеют читать, посмотрев на стены, прочли то, что не в состоянии прочесть в рукописях». И добавляет ниже: «Чтобы у незнающих грамоты было откуда постичь знание истории». А сама история – свидетельница времён, свет истины, учительница жизни, жизнь памяти, вестница старины 3. Это повествование мы разделили на две части, в первой повествуя о том, что касается основания церкви, а во второй – о том, что привело к её разрушению. И расположили их главы таким образом: О генеалогии основателя; О размерах этого княжества; О происхождении баваров; О пределах Баварии; О благочестии основателя при строительстве монастырей; О происхождении нашей обители; О прелести места для образования; О красоте местоположения для духовных занятий; О величии покровителя; О монашеских обычаях; О щедрых дарах; О епископском княжении; О территориальном или провинциальном княжении; О достоинстве нашего места и власти жителей или правителей. Вот 14 глав первой части. Далее, во второй части в целом говорится сперва о разрушении церкви, затем о вторжении венгров, о насилии епископов, о расточении прелатов, о бичах Божьих, о рыдании названных людей; под конец, добавлено заключение по поводу вышесказанного. Комментарии1. Сирах, 8, 9. 2. Сирах, 8, 11. 3. Цицерон, Об ораторском искусстве, II, 9, 36. Источник: Bernardi, ut videtur, liber de origine et ruina monasterii Cremifanensis. MGH, SS. Bd. XXV. Hannover. 1880 |
|