Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

ДОКЛАД О ПРОИСХОЖДЕНИИ ОДИННАДЦАДЦАТИ ХОРИНСКИХ РОДОВ

К ИСТОРИИ 11 ХОРИНСКИХ РОДОВ

"Доклад о происхождении одиннадцати хоринских родов", составленный в 1839 г. Доржи Дарбаевым по заказу Ринчин-Доржи Дэнпилова, главного хоринского тайши, является одним из наиболее ранних известных бурятских сочинений исторического характера. Этот доклад получил широкое распространение, сохранился во многих списках и копиях (Его списки хранятся в библиотеках Улан-Удэ, Улан-Батора, Санкт-Петербурга. См.: Цыдендамбаев Ц. Б. Бурятские исторические хроники и родословные. Улан-Удэ, 1972. С. 52-55; Сазыкин А. Каталог монгольских рукописей и ксилографов. Л., 1982. С. 498-503). Он представляет собой ответы на двенадцать вопросов, заданных Дэнпиловым о происхождении, истории, жизни и быте хоринских бурят. Материалы, приведенные в докладе Дарбаева, были использованы последующими летописцами, в частности Тугулдуром Тобоевым и Ванданом Юмсуновым, в качестве источника для работ, хотя в самих хрониках упоминаний и ссылок на него нет.

При написании доклада Д. Дарбаевым были использованы сведения, затребованные и полученные им из хоринских инородческих управ. Как говорится в самой докладной, к докладу приложены генеалогические таблицы тайшей и родовитых людей родов, список облавных призывных кличей "ура" родов и ответы некоторых из голов инородческих управ, что объясняет повтор отдельных сведений.

Перевод докладной Д. Дарбаева выполнен по наиболее полному и раннему списку из личного архива Ц. Жамцарано, хранящегося в фондах Государственной публичной библиотеки Монголии, копии отдельных документов из которого находятся в архиве П. Б. Балданжапова (На полях первого листа, в верхнем левом углу приписано той же рукой eke bicig - оригинал). В архиве Ц. Ж. Жамцарано собраны разные материалы, в том числе документы Хоринской степной думы (Предварительное сообщение о содержании этого фонда см.: Пурбуева Ц. II., Энхтур Д. Материалы архива Ц. Жамцарано в Государственной библиотеке АН МНР // Докл. и тез. научной конференции "Цыбен Жамцарано: жизнь и деятельность". Улан-Удэ, 1991. С. 64-66). Из них особенно интересны личные документы Д. Дарбаева, автора переведенного нами сочинения, поскольку биографические сведения о нем почти неизвестны. Из них можно упомянуть его послужной список, аттестат, благодарности, похвальные грамоты, заявления, содержащие сведения о жизни и деятельности. Благодаря этим источникам [44] удалось восстановить основные жизненные вехи его биографии, начиная от года рождения.

В его формулярном списке от 1840 г. и прошении Д. Дарбаева об освобождении от обязанностей, направленным на имя начальника Верхнеудинского округа 6-го октября 1832 г., указывается возраст на время составления этих документов, согласно которым определяется год его рождения - 1788. Свою служебную деятельность Д. Дарбаев начал с 24 лет в 1812 г. в должности писаря Хоринской степной думы, в 1815 г. получил чин зайсана, с 1825 г. был заседателем. Последний датированный документ, указывающий самую крайнюю дату его жизни - похвальный лист, выданный заседателю Хоринской степной думы зайсану Доржи Дарбаеву 17 марта 1843 г. иркутским гражданским губернатором за 30-летнюю безупречную службу. Данные документов свидетельствуют о разнообразии его деятельности: участие в разработке положений о хоринских инородцах от 1823 г. и о религии от 1831 г., организация почтовой и уртонной связи. Им была создана сеть магазинов в Хоринской степи, он способствовал развитию хлебопашества и животноводства, посылая неоднократные отчеты и прошения вышестоящим лицам, помогал снижению налогов и платежей.

Сведения, содержащиеся в его личном архиве, материалы канцелярии .Хоринской степной думы имеют значение для изучения вопросов истории Бурятии, ее политико-экономического, административного устройства в XVIII - XX вв. и должны быть введены в научный оборот. Предлагаемый вниманию перевод является одним из шагов к этому.


I. Документы о первоначальном происхождении хоринских инородцев 1

Оригинал

Нойону, главному тайше 14 хоринских родов, председателю степной думы Ринчин-Доржи Дэнпилову

От заседателя Хоринской степной думы Докладная о генеалогии нынешних хоринских тайшей Дэнпилова, Павлова и прочих сайтов с народом, ведущих происхождение от Баргу Дайчина, жившего во время древнемонгольского Алтан-хагана.

Октября 14 дня 1839 года, № 186

Во исполнение Вашего распоряжения от 31 июля за № 376 , собрав письменные и устные сведения из донесений стенной думы, голов отоков и других людей, привожу преследующее:

1. Хоринцы. ведут происхождение от Баргу-дайчина, главного из трех сановников монгольского Алтан-хагана. Одиннадцать сыновей Хоридая, младшего из трех сыновей того Баргу, стали [45] одиннадцатью праотцами одиннадцати отоков-родов. Поскольку с ними перемешались потомки других родов, их теперь невозможно различить. Потомки Хоридая были охотниками и вели кочевую жизнь. Впоследствии, говорят, они стали оседлыми. Если говорить о том, как они обратились в веру Шакьямуни, то давно во времена того древнего Алтан-хана из великой снежной страны, находящейся на Западе, пригласили ее хранителя, облаченного властью, сострадательного Хутухту-ламу, перерожденца Хоншим-бодисаттвы, всеведущего Соднам-Чжамцо 3, который усмирил всех шимнусов и разных духов монгольской земли.

Впоследствии у солонгутского хана Буубэй-бэйлэ-багатура, его сына, по имени Дай-хун-тайджи, и невестки Бальжин-Хатун почитаемым ламой был Хуухэн-гэгэн.

Буубэй-бэйлэ, отец Дай-хун-тайджи, во время сватовства невестки Бальжин-Хатун подарил своему сыну в качестве приданого 11 отоков-родов. Из-за тяжелой жизни некоторые из этих 11 отоков откочевали на земли русского хана и, доверившись, стали его подданными. Эти события с ламой Хуухэн-гэгэном и Дай-хун-тайджи произошли примерно в 1604 г. В 1648 г. уплатили Нерчинскому управлению русского хана первую подать от каждой из 160 достигших совершеннолетия душ, называемую "саадак" 4, по 20 копеек.

Когда они прибыли в страну русского хана, у них были монгольские и тибетские ламы, которые, обучая их, передавали им знания и учение, распространяли буддийское учение. Говорят, в связи с распространением буддизма русские и китайские правители заключили в 1727 г. договор об установлении пограничных пунктов 5.

У хоринцев первым Дархан-ламой стал гэцул Жимба-Ринчен, получивший титул дархан Нансо. Так получилось, что сегодняшние хоринцы люди одной кости с баргу-бурятами, живущими на северном, побережье Байкала, и с баргу-монголами, обитающими на землях китайского императора.

2. Когда хоринцы кочевали по северной и южной сторонам моря Байкала, в 1743 г. от имени его величества императора Петра Первого им. была пожалована грамота на владение землями-кочевьями по Кударинской степи, Итанце, Селенге, Уде, Тугную, Хилку, Ане, Кодуну, Курбе, по озерам Еравны и прилегающим к ним рекам и ручьям, где хоринцы занимались скотоводством, а в лесах и хребтах - охотой.

3. Обычай установления прямого родства у хоринцев таков: дети родных братьев до второго поколения называются uyelen, а родственники в следующих поколениях - qayaialan. Начиная от прародителя должны считаться братьями до седьмого колена 6. Это отражено в высочайшем указе от 14 марта 1718г., в статье, находящейся на 329-й странице первого тома. У людей, не имеющих наследников мужского пола (kobegun ugei), наследство переходит к [46] дядьям, и внукам, по отцовой линии. Это относится к братьям и дядьям четырех ближайших поколений.

4. Согласно грамоте Иркутской провинциальной канцелярии, хоринским тайшам в 1749 г. был пожалован указ, разрешающий хоринцам жить и кочевать по любым удобным для них землям, на юг от Байкала до монгольской границы.

5. С 1727 по 1837 гг. нерегулярному войску хоринского народа государями императорами Петром Вторым и нынешним Николаем были пожалованы: первым - 11, вторым - 14 знамен.

6. До наших дней не сохранились записи, по которым, можно было бы увидеть, насколько увеличилось число хоринцев, кроме сведений переписей, предпринятых в 1795, 1811, 1816, 1831 гг. и приложенных к данной докладной, где отмечен каждый род по отдельности 7.

7. По ревизии 1795 г., хоринского народа насчитывалось до 17000 душ. Поскольку кочевья вдоль р. Ана делились на две части - западные и восточные, то три рода - харгана, хуацай и хубдут, каждый разделившись между собой, стали именоваться западными и восточными, и теперь поэтому стало 14 родов.

8. Многие из людей различных родов по собственному желанию стали носить кресты и приняли веру Христа. Для того чтобы их воспитывать, основали русские селения из них: в 1795 г. на Хилке у ручья Тотхоту - одно селение, в 1815 г. в Курбе, на двух ручьях -Унэгэтэе и Хасурте - было основано по одному селению. В то время в первом собралось 160, а во втором - 200 крещеных душ. Из них по указу начальства тотхотуйские с 1826 г. были приписаны крестьянами в ведение Куналейского волостного правления. Курбинские и хасуртайские доныне находятся в ведении степной думы.

9. По переписи 1831 г., хоринского народа стало 25000 душ 8. Затем, по решению губернского начальства, 7000 душ были отделены. в ведение Нерчинского округа. Но народ и начальство, находившиеся в ведении Верхнеудинского округа, не были с этим согласны.

10. Юридические дела хоринского народа, говорят, в прежнее время выполнялись Дайчином и людьми, имевшими [степень] тайджи, то теперь ими ведают тайши. В 1749 г. по распоряжению Иркутского управления создали на реке Ана Анинскую степную контору.

11. С 1711г. у хоринского народа появился чин засула, причиной этому является то, что войсковые засулы могут быть облавными засулами. Облавы совершались не только ради пользы или празднества, но и для обучения стрельбе из лука, стрельбе с лошади, ружейной стрельбе. У каждого из родов было по одному призывному кличу, называемому "ура". По нему роды. находили свое огнище. Первоначально у галзутов "ура" было "даа-хий". Подобно этому были и у других [родов], у каждого по отдельности. [47]

12. В давнее время по какой-то причине галзуты, гучиты, хуацайцы и шарайты, возблаговолев друг к другу, породнились. И сегодняшнее поколение, продолжая этот обычай и правило, становятся сватами, роднятся. Мои разъяснения, так как это надо знать точно. Согласно указу Правительствующего сената от 1770 г., хоринский народ стал торговать, пригоняя скот и табуны через Кяхтинскую заставу на китайские торги.

Вместе с этим, нойон, препровождаю Вам описание деяний трех сыновей Баргу и Буубэй-бэйлэ, разъяснения степной думы, описание призывных кличей "ура", а также генеалогические списки двух тайшей и 14 голов с народом. Соединив все в дело на 41-м листе, преподношу. Пояснение мое таково: деяния Баргу-дайчина были ясно изложены в конце истории монгольских ханов. Деяния Хуухэн-гэгэна и Дай-хун-тайджи находятся в истории Бальжин-Хатун. Они были в Вашем деле.

Заседатель Доржи Дарбаев

II. Хоринской степной думы заседатель 9.

О разъяснении происхождения хоринского народа и причинах его отделения

Послание от 17 дня августа 1839 года, № 133 Хоринской степной думе

Для исполнения запроса главного тайши 14 хоринских родов Дэнпилова нижайше прошу сообщить мне о следующем: от кого в древности произошел хоринский народ, как впоследствии стали подданными русского хана и вследствие чего размножились. Для чего использовать материалы из недавних записей, дел, устных сообщений, сделать краткие выписки нужных сведений и прошу отправить мне. Прошу также заверить в конце собственноручной подписью и казенной печатью.

Заседатель Дарбаев

III. 1. От кого произошел первоначально, в древности, хоринский народ?

Хоринский народ произошел в древности от лебедя. У хоринцев была березовая коновязь, их отцом был коршун, а матерью - Алунгоа. Существует устное предание о том, что от человека, по имени Хоридай, родились 11 сыновей. Согласно найденной рукописи, Хоридай был младшим сыном Баргу. В истории монгольских ханов упоминается человек - Баргу-дайчин.

2. Откуда и по какой причине отделился в древности хоринский народ и принял подданство русского хана?

Из страны китайского хана, из местности ламы, по имени Хуу-хэн-гэгэн, обитавшего в юго-восточной стороне во времена Солонгутского Буубэй-хана-батура, имевшего титул бэйлэ и бывшего ламой. Сыном Буубэй-бэйлэ был Дай-хун-тайджи. Отец во время сватовства сыну невесты, по имени Бальжин-Хатун, дал в [48] приданое людей 11 родов. Сохранились записи устных преданий, сказанных стариками, что подданные Дай-хун-тайджи из-за неблагополучных условий жизни бежали в страну русского хана и приняли его подданство.

3. С какого года и как стали подносить подати русскому хану? Что касается этого, то примерно в 1604 г., говорят, где-то 160 душ поднесли по 20 копеек податей в Нерчинское ведомство.

4. В каком, году, какие земли и угодья заняли во владение?

22 марта 1703 г. галзутскому зайсану Бадану Туракину с друзьями была послана грамота из Москвы от Высочайшего имени о пожаловании ему земель для жительства. В Сибирском управлении сохранилась бумага, согласно которой и доныне живут хоринцы по следующим местам: западный берег Селенги, Уда, Тугнуй, Хилок, Ана, Кодун, Курба и вдоль впадающих в них рек и ручьев.

5. В котором году установили таможенные и пограничные "обо" на русско-китайских границах?

В 1727 г. граф Иллирийский-Рагузинский поставил пограничные "обо" от р. Аргуни до земель Хун-тайджи.

6. В котором году стали опять кочевать к югу от озера Байкал?

В распоряжении Иркутской провинциальной канцелярии от 3 марта 1749 г. за номером 1066 тайшам Ринчину Шодоеву и Олбори Дашиеву сказано: "Пусть хоринский народ живет, кочуя на любом подходящем месте к югу от озера Байкал до монгольской границы".

7. Каковы были обычаи и быт хоринского народа?

Это можно увидеть ясно из разъяснения, данного по требованию начальства в 1785 г. нойонам прежним главным тайшой Дамба-Дугаром Ринчиновым.

8. Когда были пожалованы хоринскому народу старые и новые знамена?

В 1724 и 1837 гг. были пожалованы их Величествами.

9. С какого времени хоринский народ сильно приумножился? По переписи 1750 г., ... душ 10. По ревизии 1785 г., - 14345 душ, по ревизии 1811 г. - 20891 душа, по ревизии 1816 г. - 21438 душ, по переписи 1822 г. - 23954 души, по переписи 1831 г. - 25064 души. Прирост в другие времена, поскольку переписи не предпринимались, ныне не известен.

10. В котором году и по какой причине разделился народ трех родов - харгана, хуацай и хубдут?

Согласно переписи 1795 г., они сильно размножились, поэтому разделились.

11. В каком году и по какой причине отделился агинский народ, имеющий одно происхождение с хоринцами?

После 1824 г. были различные переписи, во время которых агинскии народ не хотел быть с народом Верхнеудинского округа и по [49] решению господ губернских начальников был в 1835 г. совершенно отделен.

12. В каком году и по какой причине отделились крещеные хоринцы?

Вследствие умножения и для того чтобы жить селением в одной местности, они после 1795 г., основав на Хилке селение Тотхоту, а позднее - одно селение на Курбе, отделившись, поселились. По распоряжению начальства тотхотуйские с 1826 г. были приписаны к крестьянам Куналейской волости.

С 1711 г. - следующие "ура": у галзутов - да-акэй, да-а-кэй; у харгана - буругуй; у хуацай - хандага; у хубдутов - бургут; у бодонгутов - шиу-а, шиу-а; у шираитов - хандагай; у худайцев - шиу-лу-а; у гучитов - хандагай, у батанай - шиу-а; у хальбинов - шиуу-а, у саганов - шиуу-а.

Записал со слов глав заседатель Доржи Дарбаев 11.

В давнее прежнее время жил один человек, очень именитый, могущественный и богатый, по имени Баргу-батор. Он вместе с народом своим перекочевал с юго-восточной стороны на южный берег Байкала. У Баргу было три, сына. Их имена: Уледэй, Бурят, Хоридай. Отец, чрезвычайным старанием и трудом своим возвысившийся, обучал их обычаям и, соединившись с богатыми, могущественными и родовитыми баторами того времени, без помехи брал и отдавал замуж. Тот Баргу обладал самыми лучшими конями, множеством рабов и был, говорят, метким стрелком.

Когда его сыновья возмужали и стало ясно, кто на что способен, грозный и мудрый Баргу, созвав своих сыновей, повелел старшему из них, Уледэю: "Ты, из этой местности выселившись и перекочевав в другую, живи в дружбе с хоринским народом, выбери себе понравившуюся местность и поселись там!"

Так, Уледэй повеление своего старика отца, почтительно одобрив, принял.

Отец, Баргу-батор, выбрав, взял из оружия панцирь, шлем, саблю, тугой лук со стрелами, и сыну, надев и привесив, произнес благопожелание: "Да не победит тебя никакой чужеземный враг". Выбрав коня, вместс со скотом, табунами и народом, чтобы в достатке хватило, отдав, благословил его на перекочевку. Уледэй, попрощавшись с отцом и братьями, отправился. Кочуя в западную сторону, просмотрев и пройдя мимо многих скал, горных рек, ручьев, озер и родников, остановился, наконец, у одной горы хр. Алтай-Хангай, с богатой хорошей травой, водой и деревьями. Та местность соединялась с одной пустынной землей. Там и поселился Уледэй для житья вместе со своим народом, скотом и табунами. Затем, покорив местный коренной народ, стал главой той местности и наименовал тот народ своим именем Уледэй. Впоследствии этот народ [50] сильно размножившись, стал жить, совершенно обособившись от монгольского и туркестанского народа.

Второго сына Баргу звали Бурят. Был он нрава общительного, трудолюбивым, способным к любым домашним делам и очень любил своего престарелого отца. Отец его, не желая разлучать с собой, передал ему весь скот и имущество, решив жить в той же местности на южной стороне Байкала, подкрепляя одряхлевшее тело свое кумысом, перегнанным из кобыльего молока. "Да будут потомки твои жить, добывая пропитание скотоводством", - такое изрек благопожелание. С тех пор и доныне бурятский народ живет богато и изобильно.

Поскольку любимым занятием Хоридая, третьего сына, была охота, то отец его Баргу, подарив ему только лук, стрелы и колчан, произнес благопожелание: "Пусть ты и твои потомки бродят, охотясь с этим, пропитание себе увеличивают". С тех пор потомки Хоридая до сего времени, бродя по лесам, живут охотой.

Эту генеалогическую записку в Худайской инородной управе августа 23 дня 1839 года, поставив казенную печать, заверил голова Доржи Галзуд-ун.


Комментарии

1 Название документа приписано в начале рукописи на русском языке, другим почерком.

2 См. в конце статьи факсимиле Распоряжения главного хоринского тайши Ринчин-Доржи Дэнпилова, гласящего: "Из канцелярии главного тайши хоринских 14 отоков Распоряжение от 31-го июля 1839 года за № 376 из хотона.

Господину заседателю Доржи Дарбаеву.

Поскольку Вы длительное время исправно исполняете обязанности главы Хоринской степной думы, надеюсь получить от Вас в письменном виде ответы на следующие вопросы: от чьих сыновей ведут происхождение хоринские люди, начиная от самых ранних предков и кончая мной? Почему в древности получили название 11-ти хоринских родов, почему сейчас стали называть 14-ю родами? К кому восходят сановники и главы каждого рода и какое имеют потомство?

Мы должны представить в управление главной академии данные сведения о происхождении. Если Вы достоверно сообщите мне об их быте и нравах, то я похвально сообщу о Вас вышестоящим.

Если Вам самому будет сложно, можно дать указание главам отоков, расспросить старцев.

Пишу, надеясь, что именно Вы можете воссоздать историю спокойных благодатных времен.

Ожидающий с радостью исполнения

Главный хоринский тайша Дэнпилов".

3 Речь идет о третьем далай-ламе (1523-1588), который в 1577 г. по приглашению Алтан-хана Туметского (1507-1582) посетил Монголию и обратил хана в буддийскую религию.

4 Саадак колчан, т. е. люди, достигшие боеспособного возраста, могущие носить и держать колчан со стрелами.

5 Имеется в виду заключенный в 1727 г. Буринский пограничный договор.

6 До седьмого колена - отсутствует в списке РО инв. № 2638.

7 В имевшихся в нашем распоряжении списках этих приложений не оказалось.

8 В списке РО инв. № 2638 - 27000 душ.

9 Следующий ниже текст представляет собой отдельные списки из того же фонда Ц. Жамцарано (ГПБ Монголии, рукопись, 12 с., серо-голубая русская бумага), которые являются копиями послания Д. Дарбаева головам инородческих управ и текста, составленного Д. Дарбаевым на основании их ответов. В более поздних списках, в частности списке РО инв. № 2638, эти документы объединены с основным текстом доклада и являются его продолжением.

10 Сравни годы и данные ревизий со сведениями первой части, приведенными выше (§ 6, 7, 9).

11 Далее даны генеалогические таблицы потомков родов галзут, харгана и хуацай, потомков Хоридая от двух его жен и отдельные сведения об утверждении некоторых чиновников в должностях (с. 6-8). Эти таблицы написаны небрежным почерком, с помарками, многие места не поддаются чтению. Даты рождения и смерти отсутствуют. Почерк всех материалов, кроме 1-го, один и тот же. Можно предположить, что они являются или оригиналами (см. приписку на л. 1 документа № 1 - eke bicig - оригинал), или одними из черновиков. На с. 9 повторяются § 9-12 первой части, поэтому этот материал нами опущен, начиная с 10 и с. приводится легенда о Баргу-баторе.

Текст воспроизведен по изданию: Средневековая культура Центральной Азии: письменные источники. Российская Академия Наук. Улан-Удэ. 1995

Еще больше интересных материалов на нашем телеграм-канале ⏳Вперед в прошлое | Документы и факты⏳

<<-Вернуться назад

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2024  All Rights Reserved.