Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

ДАМБА-ДАРЖАЙ ЗАЯЕВ

ПУТЕВЫЕ ЗАМЕТКИ

1r. Пандита-хамбо Дамба-Даржай 1 Заяев родился в 1710 г. 2, год железа-самки зайца 12-го рабджуна. Отца его, по происхождению цонгола из рода абагат, звали Зая, мать его именовали Дижит. В младенчестве его называли именем Тодо.

В пятнадцатилетнем возрасте он в одиночестве покинул дом, пройдя Да-хурэ 3, Пекин и китайский [город] Дзам Си-нанг 4, после трех месяцев странствий прибыл в Гумбум 5. Отгуда он направился в Куканур, через три месяца достиг Нагчу 6 и через десять дней пожаловал в Дзу 7. Там, в дацане Гоманг, одном из семи дацанов [монастыря] Балдан Брайбунг-линг 8, прошел курс обучения цаннида 9, прослушав и продолжив его изучение на летнем и зимнем семестрах.

1v. Получил обеты гэцула 10 от панчена Лубсан-Еши-гэгэна 11. В 20-летнем возрасте получил обеты гэлонга 12 от далай-ламы Галсан Джамцо-гэгэна 13. Среди многих тысяч мудрецов, пройдя обряд дамжа 14, удостоился степени габчжу 15. Когда после этого изъявил желание вернуться на свою родину, святые далай-лама и панчен-богда разрешили, о чем свидетельствуют сохранившиеся указы. Ко времени его возвращения из Тибета ужесточились русско-китайские пограничные законы 16, поэтому земляки обратились за разрешением [на въезд] к высшему [начальству]. В 1731 г., в год водяной мыши [1732], прибыв на свою родину, встретился со своими родителями и родственниками.

2r. Впервые совершил богослужение в войлочной юрте, собрав нескольких странствующих тибетских, монгольских и амдоских ху вараков 17. Этот первый хурал был проведен в год водяной мыши у подножия горы, называемой Узон. Одновременно на хуралы [39] приходили [верующие] из низовий Чикоя. Число хувараков, собравшихся с разных сторон, достигло 150. В 1741 г., год водяной собаки, после обращения к вышестоящим был утвержден так называемый комплект хувараков из 150 человек. В 1745 г., год огненного тигра [1746], на берегу Чикоя был построен деревянный дацан. Первым настоятелем назначили чжонэйского ламу Агван-Пунцока. В 1752 г., год

2v. Водяной курицы 12-го рабджуна [1753], все, и ламы, и миряне, обратились к вышестоящим с просьбой назначить данного преподобного ширетуем монастыря, на что через контору селенгинского воеводы был получен приказ о назначении его ширетуем. Тем самым было положено начало назначения бурятских ширетуев. После того как число хувараков и монастырей в Бурятии увеличилось, в 1754 г., год дерева-свиньи [1755], Его Высочество издал указ о том, чтобы все дацаны возглавлялись ширетуем [и] цорджи 18. В 1758 г., год земляной зайчихи [1759], через канцелярию селенгинского воеводы было отправлено прошение о строительстве дацана, на которое был получен ответ Его Высочества, разрешающий возведение храма. Это был первый указ, разрешающий строительство дацанов в Бурятии. Дацан построили в местности Хилагантуй.

3r. В 1759 г., мужской год железа-дракона [1760], был заложен фундамент храма. Строительство храма было завершено в год огненной собаки, на пятьдесят шестом году жизни святого ламы [1766]. 15-го числа шестого месяца этого года было совершено освящение храма и пожаловано ему имя Балдан Брайбунг-линг 19. В это время Его Высочество император собственноручно издал указ об установлении звания пандита-хамбо-ламы, главного над всеми бурятскими дацанами и хувараками 20.

Позднее великая российская императрица Екатерина Вторая с целью решения вопросов упорядочения благосостояния жизни и вопросов вероисповедания подданных империи собрала на съезд по одному представителю от каждого народа.

3v. В 1767 г., огненный женский год свиньи, в последний осенний месяц, вместе с переводчиком Намжил-Доржи выехали через г. Иркутск и одиннадцатого числа первого месяца 1768 г., года земляной мыши, прибыли в российскую столицу - город Петербург. Иногда по нескольку раз встречались с императрицей для обсуждения вопросов благополучия религии н подданных. 563 посланника все вместе совещались более десяти месяцев. 17-го числа среднего зимнего месяца выехав из престольного града, миновав Тобольск, прибыли на свою землю, в монастырь Балдан Брайбунг, 20-го числа среднего весеннего месяца 1769 г., года земляной коровы.

4r. После этого в течение нескольких лет он совершил много благодеянии на пользу религии и живых существ. На шестьдесят шестом году жизни, в 1775 г., год огненной обезьяны [1776], его физическое тело, успокоившись, подошло к прекращению существования. [40]

С целью вечного напоминания верующим учения его святой облик, завершив свой жизненный цикл, погрузился в воздушную сферу учения 21. Сейчас для нас, послушников, сохранились для почитания в качестве духовного наследия его драгоценные мощи. Да будет благополучие.

4v. В 1912 г., год мыши, наш дацан перенесли к югу от горы Хумун-хан.

Новый каменный дацан был утвержден в каком году ... В школе Хулун-дацана - 135 хувараков, в 34-х бурятских дацанах - 1 хамбо, 24 ширетуя, 216 гэлонов и гэцулов, 34 банди, всего вместе 285 лам, цонгольских лам - 14.

5r. Относительно земли: у хамбо - 500 десятин, ширетуя - 200, лам - по 60, банди и хувараков - по 15 десятин. Денежные поступления каждого дацана делить на 10 частей, из них одну часть выделять хамбо, 2 части - ширетую, 3 части - на ремонт дацана и делопроизводство, а оставшиеся 4 части распределять между ламами и хувараками.

Утвержденное 15 мая 1853 г. "Положение о ламайском духовенстве" состоит из 61 пункта.

5v. Из старых дел нашего дацана дела ранее 1850 г. не сохранились. От времен лам Заяева и Хэтуркеева не сохранилось ничего, кроме нескольких листов дел. Да и более поздние дела исчезли.

Со времени начала цаннидских хуралов в нашем дацане в год земляного зайца, сейчас к 1917 г., прошло 38 лет.

6r. О том, как я, Очиров, был зачислен в штат Цонгольского дацана. Ширетуем Цонгольского дацана по распоряжению хамбо-ламы 22 от 24 июня 1897 г. был казначеи Доржиев. Сохранилась копия полученного указа областного губернатора от 9-го июня за № 3396 об утверждении Ринчена, банди нашего дацана, в ранге гэлона и назначении вместо него меня, Очнрова, банди этого дацана.

6v. Хамбо Заяев был дядей по отцу хамбо Сонампэла Хэтуркеева. Хэтуркеев в 1782 г. ведал делами, в каком году он стал хамбо -неизвестно 23.

О том, что хамбо-лама Заяев провел в Джу семь с лишним лет, упоминается в старых делах хамбо Хэтуркеева. До 1782 г. ламы всех бурятских дацанов входили в число [150 штатных комплектных] лам Цонгольского дацана, впоследствии разделенных между десятью дацанами.

7r. В старинных делах говорится, что от местности Аса до дацана - 200 верст, от Ноехона - 60 верст.

Попросить у писаря Цэндэ взятые им ранее у дацана 50 тугриков.


Комментарии

1 Дамба-Даржай - в исторической литературе встречаются разные варианты написания его имени: Дамба-Доржи, Дамба-Доржа, Дамба-Даржа, Дамба-Дугар, Данба-Дарчжэ. Видимо, эти разночтения объясняются смешением имен Доржи и Даржай. Даржай (тиб. Darrgyas) переводится как "[бурное] развитие, процветание". Дамба-даржаи - распространенное устойчивое тибетское словосочетание, например, название известного монгольского монастыря Дамба-Даржай-хийта, расположенного к северу от Улан-Батора на р. Сэлвэ. Поэтому прочтение имени как Доржи необоснованно.

2 В большинстве случаев даты в этом сочинении сдвинуты на один год назад, и европейские даты не соответствуют указанным годам восточного лунно-солнечного календаря. Так, 1710 г. соответствует году железа-(белый) тигра, а год железа-(самки) зайца соответствует следующему году - 1711, который и является годом рождения Д.-Д. Заяева. В данном случае этот факт можно объяснить обычаем монголоязычных народов при подсчете возраста учитывать внутриутробный период развития (Цыбульский В. В. Лунно-солнечный календарь стран Восточной Азии. М., 1988. С. 326; Черепнин Л. Н. Русская хронология. М., 1944. С. 85).

3 Да-хурэ - дореволюционное название Улан-Батора.

4 Дзам Си-нанг, Си-нанг - неправильное написание названия г. Синин, называемого монголами также Сэлинг, являвшегося главным таможенным пунктом на границе в провинции Цинхай (Цыбиков Г. Ц. Избранные труды. Новосибирск, 1981. С. 42; Cybikov G. С. Cesta k posvatnym mistum Tibetu: Transl. and Comment, by Josef Kolmas. Praha, 1987. P. 368).

5 Гумбум - тибетский монастырь, расположенный в Амдо и построенный на месте рождения Цзонхавы. Об истории его строительства, архитектуре, памятниках, внутренней организации и быте монахов много писали ученые (Цыбиков Г. Ц. Указ. соч. С. 43).

6 Нагчу (тиб. nag-chu, букв. черная вода) - поселение в Северном Тибете, находящееся на караванном пути в Центральный Тибет.

7 Дзу (Джу) - т.е. Лхаса, основной святыней которой является храм большой статуи Джу Шакьямуни.

8 Балдан Брайбунг-линг - самый крупный тибетский монастырь, расположенный в окрестностях Лхасы, основан в 1416 г. учеником и последователем Цзонхавы Даший-Балданом, известным также под именем Чжамьян-цорджи (1379-1448). См.: Цыбиков Г. Ц. Указ. соч. С. 170-181.

9 Цаннид (tshan-nyid) - буддистская богословская философия.

10 Гэцул (dge-tshul) - вторая монашеская ступень, заключающаяся в соблюдении 36 обетов.

11 Панчен Лубсан-Еши-гэгэн - второй панчен-лама Лобсан-Ешэ (1663-1737).

12 Гэлонг (dge-slong) - монах, принявший высшее монашеское посвящение, заключающееся в соблюдении 253-х обетов.

13 Галсан-Джамцо-гэгэн - седьмой далай-лама Лобсан-Галсан-Джамцо (1708-1757).

14 Обряд дамжа - обряд, совершаемый при получении духовной степени габчжу (Цыбиков Г. Ц. Указ. соч.).

15 Габчжу (bkah-bcu) - ученая степень, присваиваемая ламам, овладевшим знаниями 10 буддистских наук.

16 Речь идет об установлении границы России с Китаем по Кяхтинскому договору, заключенному в 1727 г. Этот договор ограничивал посещения бурятских земель иностранными ламами.

17 Это сообщение подтверждает сведения о прибытии в Забайкалье в 1710г. 100 монгольских и 50 тибетских лам, которые способствовали быстрейшему распространению буддизма в Бурятии.

18 Цорджи (тиб. chos-rge - светоч учения) - должность настоятеля в монастырях с философским факультетом.

19 Исходя из того, что пятьдесят шестой год жизни хамбо Заяева приходится на 1766 г., год огненной собаки, можно установить дату освящения Цонгольского дацана Балдан Брайбунг - 1766 г.

20 Указ об утверждении главного ламы Цонгольского дацана Дамба-Даржай Заяева в звании пандита-хамбо-ламы был издан царской администрацией в 1764 г. (Пубаев Р. Е., Санжиев Г. Л. 250-летие буддизма в Бурятии и России //Тез- докл. научной конференции "250-летие официального признания буддизма в России". Улан-Удэ, 1991. С. 4).

21 Год огненной обезьяны приходится на 1776 г.

22 В это время, с 1895 по 1911 гг., пандита-хамбо-ламой был Чойнзон-Доржи Иролтуев.

23 Хамбо-лама Сонампэл Хэтуркеев был на этой должности с 1777 по 1780 гг.

Текст воспроизведен по изданию: Средневековая культура Центральной Азии: письменные источники. Российская Академия Наук. Улан-Удэ. 1995

Еще больше интересных материалов на нашем телеграм-канале ⏳Вперед в прошлое | Документы и факты⏳

<<-Вернуться назад

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2025  All Rights Reserved.