|
АХМАД АЛ-БАЛАЗУРИКНИГА ЗАВОЕВАНИЯ СТРАНКИТАБ ФУТУХ АЛ-БУЛДАНПРЕДИСЛОВИЕ
Сочинение Ахмада ибн Йахйи ибн Джабира ибн Давудя ал-Балазури (умер в 892 г.) 2 "Футух ал-булдан" ("Завоевание стран") - один из тех наиболее достоверных источников, мимо которого, наряду с "Историей" ат-Табари, но может пройти ни один исследователь, изучающий раннюю историю арабского Халифата, куда входили также нынешняя территория среднеазиатских республик и Советского Закавказья. Его автор - Ахмад ал-Балазури родился и вырос в Багдаде. Дата его рождения не указана в источниках, но известно, что он в своих касыдах восхвалял халифа ал-Ма'муна (813-833) 3. Для составления же хвалебных од надо обладать определенным запасом знаний, опытом стихосложения. Поэтому, если принять во внимание, что Ахмад умер в 892 г., время его рождения можно отнести примерно к 810-812 гг. 4 Источники указывают, что "ал-Балазури был одним из переводчиков с персидского на арабский язык и перевел стихами эпос "'Ахд Ардашир" ("Завещание Ардашира") 5. Знание ал-Балазури персидского языка подтверждается и тем, что в его "Футух ал-булдан" вкраплено множество персидских глав, причем правильно написанных 6. [6]Все это указывает на его, возможно, иранское происхождение. Ахмад учился у известных ученых Ирака и Сирии, куда он совершил традиционное для его времени путешествие в поисках знаний. После возвращения из путешествия ал-Балазури приобрел известность как ученый. Источники упоминают его в числе приближенных аббасид-ских халифов ал-Мутаваккила (847-861), ал-Муста'ина (862-866) и ал-Му'тазза (866-869) 7. В правление же халифов ал-Мухтади (869-870) и ал-Му'тамида (870-892) он лишился покровительства и находился в стесненном материальном положении. Ахмад умер в конце правления ал-Му'тамида в тяжелой нужде. Точная дата его смерти в ранних источниках не указана. Лишь арабский историк ХУ в, Ибн Тагриберди, описывая события 892 г., отмечает, что "в этом году умер Ахмад ибн Йахйа ал-Балазури." 8. По-нашему мнению, Ибн Тагриберди не имел точных данных о дате смерти ал-Балазури, а зафиксировал её, основываясь на сообщении Ибн 'Асакира и Йакута, где говорится, что "ал-Балазури умер к концу правления ал-Му'тамида (892 г.) и, возможно, видел первые дни правления ал-Му'тадида (892 г.) 9. Ахмад носил нисбу "ал-Балазури", которая, согласно Ибн ан-Надиму, имела непосредственное отношение к последним дням его жизни. Он пишет, что Ахмад употреблял семена балазура 10 и, не зная его действия, впал в духовную агонию, поэтому был прозван "ал-Балазури", то есть балазурийский 11. Однако на неправдоподобность этого сообщения первым указал Йакут, который, ссылаясь на ад-Джахшийари, пишет, что ещё дед Ахмада носил ту же нисбу. 12 С Йакутом согласны К.Броккельман и И.Ю.Крачковский 13. В арабской истории известен еще один ал-Балазури - автор сочинения "ас-Сахих", которого аз-Захаби, чтобы отличить от Ахмада, называет ал-Балазури ас-Сагир, то есть ал-Балазури Младший. Он погиб на войне в Табиране (центр Туса) в 950 г., а вовсе не из-за [5] употребления балазура 14. Мы полагаем, что эта нисба указывает на местность, откуда происходил дед Ахмада и сам ал-Балазури Младший. В Афганистане в Багланской области, которая в средневековье входила в Тохаристан, есть местность Баладур. Скорее всего, дед Ахмада происходил родом оттуда и попал в Багдад и результате арабского завоевания. Дополнительным подтверждением этого может служить то, что в некоторых ранних источниках нисба Ахмада пишется как "ал-Балазури". 15 Ал-Балазури являлся автором нескольких исторических и географических сочинений: "Ансаб ал-ашраф" ("Родословная благородных"), "'Ахд Ардашир" ("Завещание Ардашира"), "Китоб ал-булдан" ("Книга стран") и "Футух ал-6улдан". 16 "Футух ал-булдан" охватывает очень большой промежуток времени с 622 по 869 г., так как последний из халифов, упоминаемый ал-Балазури, - ал-Му'тазз был убит в 869 г. Сочинение состоит из 90 глав; каждая из них содержит рассказ о завоевании отдельной страны или местности или посвящена какому-нибудь культурно-историческому событию времени образования Халифата. Сочинение делится на две основные части, как это было задумано ал-Балазури. Суть такого деления заключается в последовательном описании хода арабских завоеваний по двум основным направлениям, как оно и просходило в действительности: сначала на север и северо-запад, затем на северо-восток и восток, начиная от Мекки и Медины. Первая часть начинается с описании остановки Мухаммеда в местечке Куба во время его бегства из Мекки в Медину в 622 г. Затем описываются завоевания арабов в пределах Аравийского полуострова, начало которым положил сам Мухаммед, и другие исторические события, развернувшиеся в тот период. Далее следует описание завоеваний Сирии, Ливана, Иордании, Кипра, Армении, Египта, Ливии, Туниса, Алжира, Марокко, Испании, островов Средиземного моря, войн с Византией. Завершает первую часть глава об истории торговли бумагой между арабами и византийцами. Вторая часть начинается с описания завоевания части Ирака-Савада. Затем рассказывается о движении арабских войск далее на восток и северо-восток, то есть о захвате Ирана, Азербайджана, Афганистана, Средней Азии, части Индии и Пакистана. "Футух ал-булдан" ал-Балазури - это первое сочинение, которое специально посвящено арабским завоеваниям. Оно охватывает все походы арабов, совершенные ими в разные страны. [6] Хронологическая последовательность изложения, систематизация материала, обилие приводимых сведений придают сочинению особую ценность, позволяют легко в нем ориентироваться. Приведенные ал-Балазури сведения о грабежах и погромах в завоеванных арабами странах ясно показывают, что конечная цель "поборников веры" заключалась не в распространении ислама, а в захвате добычи и порабощении других народов. Если в начале, выступая против арабов обособленно, средне-азиатские народы еще не понимали всей серьезности нависшей над ними угрозы, то впоследствии объединялись и, привлекая к этой борьбе тюркские племена, создавали сильные коалиции и не раз выходили победителями из трудных сражений. "Футух ал-булдан" как источник по истории арабских войн впервые был введен в научный обиход в XIX в. голландским востокове-дом М.Я. де Гуйе, издававшим его в монографии из трех частей с предисловием, именным и географическим указателями и примечанием. 17 После работы, проделанной де Гуйе, и на основе его изданий "Футух ал-булдан" выдержал несколько изданий Арабского Востока: 'Али Бахджата - 1901 г.; каирский фирмы "ал-Мактаба ат-тиджарийа" - 1932 г.; ал--Мунаджжида - 1956-1958 гг.; 'Абдаллаха и 'Умара Анис ат-Тиба'а - 1957 г.; фирмы "ал-Мактаба ас-Са'ада" в Каире с продисловием Ридвана М. Р. - 1959 г. 18 Во вcex упомянутых изданиях, кроме издания ал-Мунаджжида, отсутствует вспомогательный аппарат (указатели, примечания), а в предисловиях имеется много фактологических неточностей. "Футух ал-булдан" переведен на некоторые европейские и восточные языки. В 1916 - 1924 гг. он был переведен на английский язык Ф.Хитти и Ф.Марготтеном; в 1917-1923 гг. на немецкий язык - О.Ришером; вторая часть сочинения переведена па персидский язык в 1346 г.х. А.Азарнушом. 19 На русский язык впервые фрагменты о завоевании Иордании, Палестины и некоторых битвах были переведены Н.А. Медниковым в 1897 г. 20 П. К. Жузе перевел [7] на русский язык главу об арабском завоевании Армении и Азербайджана, а. также тексты о состоянии хараджных земель и о чеканке монет. 21 В 1939 г, С. Волин перевел на русский язык некоторые отрывки и часть глины о завоевание Хорасана. 22 Перевод в основном охватывает то события, которые имели какое-либо отношение к истории и к нынешней территории Туркмении. Некоторые отдельные фрагменты о состоянии земель и налоговой политики в Халифате переведены на русский язык Л. Надирадзе в 1960 г. 23 Таким образом, сочинение "Футух ал-булдан" ал-Балазури давно известно науке и как ценный источник по истории арабских завоеваний и эпохе сложения арабсого Халифата завоевало всеобщее признание широкого круга ученых - востоковедов. Тем не менее, несмотря на большую известность, не все сведения в сочинении ал-Балазури стали объектом внимания ученых. Это касается, в частности и одной из глав "Футух ал-булдан" о завоевании Хорасана. Данная глава важна для нас тем, что она содержит очень бо-гатый фактический материал по раннесредневековой истории среднеазиатских владений, в том числе и владений, расположенных на территории нынешнего Таджикистана. В главе о завоевании Хорасана ал-Балазури последовательно, по годам правлении каждого арабского наместника, пишет о походах, предпринятых арабами в тех или иных владениях среднеазиатского региона, о результатах сражений, о заключении мирных договоров, которые нарушались местными народностями, о выступлениях последних против арабов; рассказывает о межплеменной борьба среди самих эавоевателей и о многом другом. Примечательно, что ал-Балазури, рассказывая о завоевании отдельных среднеазиатских городов и областей, иногда кратко останавливается на их истории или же доводит изложение событий до своего времени. Несмотря на относительную краткость изложения, в главе о завоевании Хорасана имеются сведения, которые в других источниках не встречаются, даже в таком фундаментальном сочинении X в. "Т'а-рих ар-русул ва-л-мулук" ат-Табари. Например, только ал-Балазури сообщает об участии чаганианцев в антиарабской коалиции хорасан-цев. в 652 г.; о раннем заваевании Чаганиана ал-Хакамом ибн 'Амром; о походе ap-Раби' в Амул и Земм в 672—673 гг.; о раннем завоевании Термеза Са'идом ибн 'Усманом и о первом походе Са'ида в Хутталь; о возникшем разладе среди участников союза среднеазиатских народностей против арабов в Бухаре; о порвых набегах арабов на Ходжент при наместнике Сальме; о походе арабов в Ходжент при ал- Мухаллабе; о походе Мухаллада ибн Йазида в 717-718 гг. в Буттам; о политической ситуации, сложившейся в Уструшане, до и после завоевания ее арабами. [8] Таким образом, даже беглый перечень части приведенных вышe важных сведений, сообщаемых ал-Балазури, диктует необходимость перевода указанной главы на русский язык, чтобы она могла стать достоянием историков и всех тех, кто интересуется историей арабских завоеваний. Необходимо также учесть, что некоторые сведения из упомянутой главы, использованные учеными-историками, интерпретированы последними неверно. К примеру, можно указать на сообщение ал-Балазури о походе Мухаллада ибн Йазида на Буттам и его датировку. У одних этот поход датирован 701-704 гг., у других 713-714гг.. Вдобавок к тому, у некоторых историков получается, что в Буттам арабы совершили поход дважды - первый раз под командова-нием Мухаллада, во второй раз - под командованием Джахма ибн Захра. На самом деле все было гораздо проще: в Буттам совершил поход Мухаллад — сын Йазида ибн ал-Мухаллаба в конце 717 и начале 718 г., вместе с которым тогда находился Джахм ибн Захр. 24 Кроме того, не излишне упомянуть, что существующие переводы имеют много неточностей, могущих ввести в заблуждение исследователей. Как было отмечено выше, незначительная часть указанной главы была переведена на русский язык С.Волиным выборочно. Перевод в целом выполнен хорошо, однако в нем имеются некоторые неточности, на которых мы остановимся ниже по ходу перевода. Замечания, касающиеся переводов С. Волина и А.Азаркуша, даны на соответствующих страницах в сносках. Перевод главы о завоевании Хорасана выполнен нами по двум изданиям "Футух ал-булдан"- С. ал-Мунаджжида и Р. М. Ридвана. Привлечен также персидский перевод А.Азарнуша. Текст ал-Балазури изобилует многочисленными собственными именами, названиями геограческих пунктов и специальными терминами, относящимися к VII-IХ вв. С целью более полного пояснения указанных имен, названий географических пунктов, специальных терминов, связанных с раннесредневековой историей среднеазиатских владений и арабского Халифата, комментарии к тексту перевода даны нами несколько подробнее с привлечением данных других источников, литературы и материалов археологических работ. Комментарии1. Ал-Мас'уди, 1958, 1, с. 14. 2. Об ал-Балазури и его сочинениях см.: Броккелльман К., 1962, III, c. 43-45; Крачковский И. Ю., 1957, IV. с. 154; Гоибов Г., 1971; 1978, с. 362-363; Его же, АКД, 1980, с. 7-11, там же подробная библиография, 3. Ибн 'Асакир, 1330, 11, с. 109. 4. Ал-Балазури. Изд. ал-Мунаджжида, с. 7. 5. Ибн ан-Надим, 1348, с:. 164. 6. Ал-Балазури. Изд. ал-Мунаджжида, с. 381, 440-440, 476, 499. 7. Йакут, ал-Удаба, 1964, II, с. 128-129. 8. Ибн Тагриберди, III, с. 83. 9. Ибн 'Асакир, 1330, II, с. 109; Йакут, ал-Удаба, 1964, II, с. 131. 10. Балазур - название растения. Его косточки похожи на косточку финика, его сердцевина похожа на сердцевину ореха, она сладкая. Говорят, что это растение укрепляет память, поэтому оно известно как "семена разума", но его чрезмерное употребление приводит к умопомешательству . . . " Адда Шир, 1965, с. 25-26. 11. Ибн ан-Надим, 1348, с. 164. 12. Йакут, ал-Удаба, 1964, II, с. 127-128. 13. Броккельман К., 1962, III, c. 43-45; Крачковский И. Ю., 1957, IV, с. 154. 14. Аз-Захаби, 1958, III, с. 892. 15. Ибн 'Асакир, 1330, II, с. 109. 16. Ибн ан-Надим, 1348, с. 164; Йакут, ал-Удаба, 1964, II, с. 131. 17. Ал-Балазури. Изд. де Гуйе. 18. Ал-Балазури. Изд. А. Бахджата; изд. ал-мактаба ат-тиджарийа; изд. aл-Мунаджжида; изд. ат-Тиба'; изд. Ридвана. 19. Хитти Ф. и Марготтен Ф., 1916-1924; Ришер О., 1917-1923; Азарнуш А., 1346. 20. Медников Н. А., 1897, с. 39-90. 21. Жузе П. К., 1927. 22. Волин С., 1939, с. 62-78. 23. Надирадзе Л. И., 1960. 24. Об этом походе см. ниже перевод, а также комментарий (189, 148, 190, 250). Текст воспроизведен по изданию: Ахмад ибн Йaxйа ибн Джабир ал-Балазури. Завоевание Хорасана (Извлечение из сочинения "Футух ал-булдан"). Душанбе. Дониш. 1987 |
|