|
АХМАД АЛ-БАЛАЗУРИКНИГА ЗАВОЕВАНИЯ СТРАНКИТАБ ФУТУХ АЛ-БУЛДАНГоворят: Амр ибн ал-Ас после ухода войск с (поля) битвы при ал-Йармуке осадил Кайсарийа. Когда Йазид ибн Абу Суфйан принял власть, Амр оставил вместо себя у Кайсарийа своего сына, а сам во главе 3 тыс. 500 человек отправился в Миср по собственному побуждению. Это известие разгневало Умара, и он написал письмо Амру, упрекая и браня его за то, что тот поддался собственному мнению, и приказывал ему возвратиться на свое место, если только письмо Умара будет доставлено до прибытия Амра в Миср. Письмо дошло до него, когда тот был уже в ал-Арише. Говорят также, что Умар, написав Амру ибн ал-Асу письмо, сам приказал ему отправиться в Миср. Амр получил это письмо в то время, когда он осаждал Кайсарийа. Тот, кто пришел к нему с письмом, был Шарик ибн Абда. Амр дал ему тысячу динаров, но Шарик отказался их принять. Тогда Амр попросил его помолчать об этом и не сообщать Умару ничего. Говорят: Амр отправился в Миср в 19 году (2 января 640 — 20 декабря 640г.). Он остановился в ал-Арише, потом пришел в ал-Фарама, в котором были войска противника, готовые к сражению. Амр дал им сражение, выиграл его и завладел их лагерем. Потом он ушел, направляясь в ал-Фустат, но он остановился в рейхановых садах, так как жители ал-Фустата вырыли ров. Город назывался Алйуна, а муслимы его назвали ал-Фустат, так как они говорили: Это — место сбора и скопления народа (фустат). Другие говорят, что Амр разбил там палатку (фустат) и поэтому город назван ее именем. Говорят: Прошло немного времени после осады Амром ибн ал-Асом ал-Фустата, и к нему прибыл аз-Зубайр ибн ал-Аввам ибн Хувайлид во главе 10 тыс. человек, а другие говорят — 12 тыс. Среди них были Хариджа ибн Хузафа ал-Адави и Умайр ибн Вахаб ал-Джумахи. Аз-Зубайр собрался в поход, желая отправиться в Антиохию. Умар ему сказал: О Абу Абдаллах, не желаешь ли ты управлять Мисром? Он ответил: Мне нет никакой нужды в этом, но я отправлюсь туда муджаххидом и помогу муслимам. Если я найду, что Амр уже завоевал его, я не буду вмешиваться в его дела, а отправлюсь к какому-нибудь морскому побережью и размещусь там. Если же я его найду в джихаде, то я буду вместе с ним. С этим он удалился. Говорят: Аз-Зубайр сражался на одной стороне, а Амр ибн ал-Ас — на другой. Потом аз-Зубайр принес лестницу, поднялся на нее и, обнажив меч и глядя на крепость сверху, закричал: Аллах велик! Аллах велик! — повторили муслимы и последовали за ним. Крепость была взята с бою, и муслимы захватили в качестве добычи все, что там было. Амр сделал жителей города зиммьями и наложил на них подушный налог — джизью, а на их земли — харадж. Он написал об этом Умару ибн ал-Хаттабу, да будет доволен им Аллах, и тот это одобрил. Аз-Зубайр взял земельный участок в Мисре и построил знаменитый дом, в котором [97] останавливался Абдаллах ибн аз-Зубайр, когда он вместе с Ибн Абу Сархом отправился в поход на Ифрикию. Лестница аз-Зубайра в Мисре сохранилась до нашего времени. Рассказал нам Аффан ибн Муслим со слов Хаммада ибн Саллама со слов Хишама ибн Урва о том, что аз-Зубайр ибн ал-Аввам отправился в Миср и ему сказали, что там свирепствовали война и чума. На это он ответил: Мы и пришли сюда для войны и чумы. Сказал: И муслимы поднимали лестницы и лазили на них. Мне рассказал Амр ан-Накид со слов Абдаллаха ибн Вахаба ал-Мисри, со слов Ибн Лухай'а со слов Йазида ибн Абу Хабиба о том, что Амр ибн ал-Ас вступил в Миср во главе 3 тыс. 500 человек. Умар ибн ал-Хаттаб обеспокоился, когда его известили о делах в Мисре, и он послал аз-Зубайра ибн ал-Аввама во главе 12 тыс. человек. Аз-Зубайр участвовал в завоевании Мисра и взял земельный участок для постройки дома. Мне рассказал ан-Накид со слов Абдаллаха ибн Вахаба ал-Мисри со слов Ибн Лухай'а со слов Йазида ибн Абу Хабиба со слов Абдаллаха ибн ал-Мугира ибн Абу Бурда со слов Суфйана ибн Вахаба ал-Халвани, который сказал: Когда мы завоевали Миср без какого-либо договора, встал аз-Зубайр и сказал: Раздели его, о Абу Амр, но тот отказался. Аз-Зубайр сказал: Клянусь Аллахом, ты его разделишь так же, как посланник Аллаха — да благословит его Аллах да приветствует — разделил Хайбар. Амр написал об этом Умару, и тот ответил: Оставь его в прежнем положении с тем, чтобы он приносил пользу потомкам потомков. Сказал: Абдаллаху ибн Вахабу со слов Ибн Лухай'а со слов Халида ибн Маймуна со слов Абдаллаха ибн Мугиры со слов Суфйана ибн Вахаба рассказали подобный этому рассказ. Рассказал мне ал-Касим ибн Саллам со слов Абу ал-Асвада со слов Ибн Лухай'а со слов Йазида ибн Абу Хабиба, что Амр ибн ал-Ас вступил в Миср во главе 3 тыс. 500 человек. Умар был обеспокоен этим и послал аз-Зубайра ибн ал-Аввама во главе 12 тыс. человек. Он участвовал вместе с Амром в сражении, и Миср был завоеван. Сказал: Аз-Зубайр взял два земельных участка — в Мисре и в ал-Искандарии. Рассказал мне Ибрахим ибн Муслим ал-Хваризми со слов Абдаллаха ибн ал-Мубарака со слов Ибн Лухай'а со слов Йазида ибн Абу Хабиба со слов Абу Фираса со слов Абдаллаха ибн Амра ибн ал-Аса, который сказал: Народ сомневался в делах Мисра. Одни говорили: Он был завоеван силой оружия; другие говорили: Он был завоеван на основе договора. Хорошо известно, что мой отец прибыл туда, и с ним сражались жители Алйуны, отец завоевал ее с бою и ввел туда муслимов. Аз-Зубайр был первым, кто поднялся на ее крепость. Ее предводитель сказал моему отцу: До нас дошли вести о ваших действиях в Сирии, о том, что вы наложили джизью на христиан и иудеев, а землю оставили в руках ее жителей, которые обрабатывают ее и платят за нее харадж. Если вы с нами поступите так же, то это будет для вас более [98] выгодным, чем убить, пленить или выселить нас. Сказал: И посоветовался мой отец с муслимами, и они все, за исключением нескольких человек, требовавших раздела земли между ними, дали совет, чтобы он поступил так, как предлагал предводитель Алйуны. И он наложил на каждого взрослого, если только он не был бедным, по два динара в качестве джизьи и обязал каждого землевладельца кроме двух динаров для довольствия муслимов отдавать три ирдабба пшеницы, два киста оливкового масла, два киста меда и два киста уксуса. Все это собирали в Дар ар-ризк и делили между собой муслимы. Амр обязал также жителей Мисра доставлять ежегодно каждому муслиму шерстяную джуббу, плащ или чалму, шаровары и пару обуви. Шерстяную джуббу можно было заменить коптской одеждой. Амр написал им на это грамоту и условился о том, что, пока они будут выполнять ее, муслимы не будут брать в плен и продавать их жен и детей и сохранят им их имущество и богатство. Он написал об этом повелителю верующих Умару, и он одобрил это. Земля Мисра стала землей хараджа. Однако, так как Амр подписал эту грамоту и условия, некоторые люди думали, что Миср был завоеван на основе договора. Сказал: Когда малик Алйуны закончил свои дела и дела тех, кто был вместе с ним в городе, он заключил также договор от имени всего населения Мисра, подобно алйунскому договору. Жители Мисра говорили: Если те, которые были неприступными для врага, довольны этим договором, то нам тем более следовало бы быть довольными, ибо у нас нет ни сил, ни укреплений. Амр наложил харадж на землю Мисра и назначил на каждый джариб земли динар и по три ирдабба злаков, а на голову каждого взрослого — два динара. Он написал об этом Умару ибн ал-Хаттабу — да будет доволен им Аллах. Рассказал мне ан-Накид со слов Абдаллаха ибн Вахаба ал-Мисри со слов ал-Лайса со слов Йазида ибн Абу Хабиба, что ал-Мукаукис заключил договор с Амром ибн ал-Асом о том, что те из румов, которые захотят выехать из страны, могли выехать, а которые не захотят, могли остаться на условиях, которые он поставит, и что он каждого копта обложит налогом в два динара. Это известие дошло до царя румов, оно разгневало его, и он послал войска. Они закрыли ворота ал-Искандарийа и объявили Амру войну. Ал-Мукаукис вышел к Амру и сказал: У меня к тебе три просьбы: чтобы ты не заключал с греками такого же договора, какой заключил со мной, так как они питают ко мне недоверие; чтобы ты не нарушил договор с коптами, а с их стороны нарушения не будет; чтобы ты приказал хоронить меня в церкви ал-Искандарийа — он ее назвал — когда я умру. Амр ответил: Последняя просьба для меня легче первых двух. Некоторые деревни Мисра сражались с муслимами, их жители были взяты в плен. Это были деревни Билхит, ал-Хайс, Султайс. Пленных послали в Мадину. Умар ибн ал-Хаттаб вернул их обратно и вместе с коптской общиной сделал их зиммьями. У них [99] был договор, которого они не нарушали. О завоевании ал-Искандарийа Амр написал Умару: А после. Аллах доставил нам победу над ал-Искандарийа силой оружия, без какого-либо договора и соглашения. А по словам Йазида ибн Абу Хабиба, она была завоевана на основе договора. Рассказал мне Абу Аийуб ар-Ракки со слов Абд ал-Гаффара со слов Ибн Лухай'а со слов Йазида ибн Абу Хабиба, который сказал: Амр собирал харадж и джизью Мисра 2 млн. динаров, а Абдаллах ибн Са'д ибн Абу Сарх — 4 млн. динаров. Однажды Усман сказал Амру: После тебя верблюдицы в Мисре дают больше молока. Это потому, — ответил он, — что вы изнуряете их верблюжат. Сказал: Умар ибн ал-Хаттаб в 21 году (10 декабря 641—29 ноября 642г.) написал Амру ибн ал-Асу, сообщая ему о бедственном положении, в котором находились жители Мадины, и приказывая, чтобы тот морем переправил в Мадину собранные им в качестве хараджа злаки. Все это вместе с оливковым маслом переправлялось в ал-Джар, там принималось Са'дом ал-Джари, потом хранили в одном из домов Мадины и по мерке делили между жителями. Во время первого мятежа эти перевозки были прерваны. В дни Му'авии и Йазида перевозки возобновились, во времена Абд ал-Малика ибн Марвана они опять прекратились, а потом перевозки не прекращались до халифата Абу Джа'фара или незадолго до этого. Рассказал мне Бакр ибн ал-Хайсам со слов Абу Салиха Абдаллаха ибн Салиха со слов ал-Лайса ибн Са'да со слов Йазида ибн Абу Хабиба, что люди джизьи в Мисре во время халифата Умара после первого договора заключили новый договор, согласно которому вместо пшеницы, оливкового масла, меда и уксуса они взялись платить по два динара сверх прежних двух динаров. Таким образом, каждый человек был обязан платить по 4 динара. Они это одобрили и были довольны. Рассказал мне Абу Аййуб ар-Ракки со слов Абд ал-Гаффара ал-Харрани со слов Ибн Лухай'а со слов Йазида ибн Абу Хабиба со слов ал-Джайшани, который сказал: Я слышал, что многие из народа, участвовавшего в завоевании Мисра, говорили, что Амр ибн ал-Ас, завоевав ал-Фустат, послал Абдаллаха ибн Хузафа ас-Сахми к Айн Шамсу. Он завоевал его землю и заключил с жителями его деревень договор, подобный фустатскому договору. Он послал также Хариджа ибн Хузафа ал-Адави к ал-Фаийуму, ал-Ушмунайну, Ихмиму, ал-Башарудат и деревням Верхнего Египта, и он действовал так же, как Абдаллах ибн Хузафа. Он отправил также Умайра ибн Вахаба ал-Джумахи к Тиннису, Димйату, Туна, Дамира, Шата, Дикахла, Бана и Бусиру, и он действовал так же. И он отправил Укбу ибн Амира ал-Джумахи, а другие говорят Вардана — своего мавла, владельца Сук Вардан в Мисре, к другим деревням в низовьях страны, и он действовал таким же образом. Амр ибн ал-Ас завершил завоевание Мисра, и земля его стала землей хараджа. [100] Нам рассказал ал-Касим ибн Саллам со слов Абд ал-Гаффара ал-Харрани со слов Ибн Лухай'а со слов Ибрахима ибн Мухаммада со слов Аййуба ибн Абу ал-Алийа со слов своего отца, который сказал: Я слышал, как Амр ибн ал-Ас говорил с минбара: Я занял свое положение, не заключив ни с одним из коптов Мисра ни договора, ни соглашения. Захочу — убью, захочу — буду взимать только хумс, захочу — продам всех, за исключением антабулусцев, имеющих договор, который должен быть соблюден. Мне рассказал ал-Касим ибн Саллам со слов Абдаллаха ибн Салиха со слов Муса ибн Али ибн Рибах ал-Лахми со слов своего отца, который сказал: Весь ал-Магриб был завоеван силой оружия. Нам рассказал Абу Убайда со слов Са'ида ибн Абу Мариам со слов Ибн Лухай'а со слов ас-Салата ибн Абу Асима, секретаря Хаййана ибн Шурайха, о том, что последний читал письмо Ума-pa ибн Абд ал-Азиза к Хаййану, его правителю в Мисре, в котором говорилось: Миср был завоеван силой оружия, без договора и соглашения. Рассказал мне Абу Убайда со слов Са'ида ибн Абу Мариам со слов Йахйи ибн Аййуба со слов Убайдаллаха ибн Джа'фара, который сказал: Му'авийа написал Вардану, мавла Амра, чтобы тот увеличил налог на каждого копта на один кират, а он ответил: Как я могу увеличить налог, если в их договоре сказано, что его нельзя увеличить. Рассказал мне Мухаммад ибн Са'д со слов ал-Вакиди со слов Абд ал-Хамида ибн Джа'фара со слов своего отца, который сказал: Я слышал, Урва ибн аз-Зубайр говорил: Я жил в Мисре семь лет и там же женился, я видел, что его жители были истощены и обложены не по их силам, а он был завоеван Амром на основе мира и договора, и с них взималась определенная сумма. Рассказал мне Бакр ибн ал-Хайсам со слов Абдаллаха ибн Салиха со слов ал-Лайса ибн Са'да со слов Йазида ибн Абу Илаки со слов Укба ибн Амира ал-Джухани, который сказал: Жители Мисра имели договор и соглашение. Амр написал им грамоту о том, что он гарантирует им неприкосновенность их имущества, жизни, жен и детей, что никто из них не будет продан, что наложит на них харадж, который не будет увеличен, и защитит их от их врагов. Укба сказал: Я был свидетелем этого. Рассказал мне ал-Хусайн ибн ал-Асвад со слов Йахйи ибн Адама со слов Абдаллаха ибн ал-Мубарака со слов Ибн Лухай'а со слов Йазида ибн Хабиба со слов того, кто слышал, о том, что Абдаллах ибн Мугира ибн Абу Бурда рассказывал: Я слышал, как Суфйан ибн Вахаб ал-Хаулани говорил: Когда мы завоевали Миср без договора, встал аз-Зубайр ибн ал-Аввам и сказал: О Амр, раздели его между нами! Амр ответил: Нет, клянусь Аллахом, не разделю его, пока не напишу Умару. И он написал Умару. Тот написал в ответ на его письмо, чтобы он оставил его в прежнем положении с тем, чтобы он приносил пользу потомкам потомков. [101] Рассказал мне Мухаммад ибн Са'д со слов ал-Вакиди, Мухаммад ибн Умар со слов Усама ибн Зийада ибн Аслама со слов своего отца, а этот со слов своего отца, который говорил: Амр ибн ал-Ас завоевал Миср в 20 году (21 декабря 640 — 9 декабря 641г.) и вместе с ним был аз-Зубайр. Когда он был завоеван, жители городов заключили с ним договор, обязуясь платить то, что он им положит. А это было два динара на каждого человека, исключая женщин и детей. И достиг харадж Мисра в его правление 2 млн. динаров, а после него — 4 млн. динаров. Рассказал мне Абу Убайда со слов Абдаллаха ибн Салиха со слов ал-Лайса со слов Йазида ибн Абу Хабиба о том, что ал-Мукаукис, сахиб Мисра, заключил договор с Амром ибн ал-Асом на условии, что с каждого копта будут взиматься два динара. Весть об этом дошла до Ираклия — сахиба румов, он был сильно разгневан и (послал войска в ал-Искандарийа, которые закрыли ее ворота. Амр завоевал ее силой оружия. Рассказал мне Ибн ал-Каттам, а он Абу Мас'уд, со слов ал-Хайсама со слов ал-Муджалида со слов аш-Ша'би о том, что Али ибн ал-Хусайн или сам ал-Хусайн просил Му'авии снять джизью с жителей деревни матери Ибрахима, сына посланника Аллаха, да благословит его Аллах да приветствует, в Мисре, и он освободил их от ее уплаты. Пророк — да благословит его Аллах да приветствует — советовал обходиться с коптами хорошо. Рассказал мне Амр со слов Абдаллаха ибн Вахаба со слов Малика и ал-Лайса со слов аз-Зухри со слов сына Ка'ба ибн Малика о том, что пророк — да благословит его Аллах да приветствует — говорил: Когда вы завоюете Миср, с коптами обращайтесь хорошо, ибо они имеют родство (с арабами) и покровительство — зимма. Ал-Лайс сказал: Мать Исмаила была из них. Ал-Балазури, стр. 212—219. Говорят: Муслимы пробыли в ал-Мада'ине некоторое время, а потом до них дошла весть о том, что Йаздаджирд, собрав множество войск, направил их против муслимов, и эти войска были (уже) в Джалула. Са'д ибн Абу Ваккас (по получении этой вести) послал Хишама ибн Утба ибн Абу Ваккаса с двенадцатитысячным войском против персов. Муслимы нашли, что персы, оставив свои семьи с тяжелым обозом в Ханикине, укрепились и окопались, дав друг другу обет не отступать. На помощь к ним поступали подкрепления из Хулвана и ал-Джибала. Муслимы, полагая, что им следовало опередить их, пока эти подкрепления не стали (слишком) многочисленными, встретили их, поручив [35] Худжру ибн Ади ал-Кинди (командовать) правым флангом, Амру ибн Ма'ди Карибу — конниками, а Тулайха ибн Хувайлиду — пехотинцами. (Войсками) персов в это время командовал Хурразад, брат Рустама. Войска (муслимов) сошлись (с войсками) персов в жестоком сражении, в котором они выпускали стрелы во врагов, кололи их копьями до тех пор, пока они их не переломили на куски, рубили их мечами до тех пор, пока они их не искривили. Подобного сражения они до того никому не давали. Потом муслимы предприняли одну атаку, посредством которой выбили персов с их позиций, победили их и обратили в бегство. (После этого) муслимы на конях преследовали их по пятам, жестоко их истребляя, пока между ними и их противником не легли сумерки, после чего они вернулись к своему лагерю. Хишам ибн Утба оставил Джарира ибн Абдаллаха в Джалула во главе тяжелой кавалерии с тем, чтобы они служили преградой между муслимами и их врагами, а Йаздаджирд покинул Хулван. (Вслед за этим) муслимы предприняли набеги по навахам Савада на восточном берегу Тигра. Когда они подошли к Махрузу, его дихкан заключил с Хишамом договор при условии, что дихкан будет платить с (каждого) джариба (земли) в дирхемах и никого из его населения не умертвят. Хишам предал смерти дихкана Даскара, заподозрив его в обмане муслимов. Потом он пришел в ал-Банданаджийн, и жители его просили гарантию неприкосновенности (жизни и имущества) при условии уплаты (в пользу муслимов) джизьи и хараджа. Хишам дал им гарантию неприкосновенности (жизни и имущества). Джарир ибн Абдаллах подошел к Ханикину, в котором были остатки персов. Джарир предал их смерти и (таким образом) В Саваде Тигра не осталось округа без того, чтобы он не был завоеван муслимами и не перешел в их руки. Хишам ибн ал-Калби говорит, что войсками арабов в день Джалула командовал со стороны Са'да Амр ибн Утба ибн Науфал ибн Ухайб ибн Абд Манаф ибн Зухра, матерью которого была Атика, дочь Абу Ваккаса. Говорят: После сражения у Джалула Са'д удалился к Мада'ину, где он собрал множество войск, а потом отправился в район Хира. Битва у Джалула произошла к концу 16 года (2 января 637 — 22 декабря 638г.). Говорят: Джамил ибн Бусбухри, дихкан ал-Фалалиджа и ан-Нахрайна, Бистам ибн Нарси, дихкан Бабила и Хутарнйа, ар-Руфайл, дихкан ал-Ала, Файруз, дихкан Нахр Малика и Куса, а также другие дихканы приняли ислам, и Умар ибн ал-Хаттаб не чинил им препятствия (в этом деле) и (после принятия ими исла-мa) не отнял у них земли, а снял с них джизью, наложенною на их шеи. [36] Мне сообщил Абу Мас'уд ал-Куфи со слов Авана со слов его отца о том, что он говорил: Са'д ибн Абу Ваккас послал Хишама ибн Утба ибн Абу Ваккаса вместе с ал-Аш'асом ибн Кайсом ал-Кинди. Хишам прошел мимо ар-Разанат, придя в Дакука и Ханиджар, покорил все, что тут было, завоевал все округа Баджарма и проник в Синн Баримма и Бавазидж ал-Мулк, границе Шахразура. Мне сообщил ал-Хусайн ибн ал-Асвад со слов Йахйи ибн Адама со слов ал-Мубарака со слов Ибн Лухаи'а со слов Йазида ибн Абу Хабиба о том, что он говорил: Умар ибн ал-Хаттаб написал Са'ду ибн Абу Ваккасу, когда тот завоевал Савад: А после. До меня дошло твое письмо, в котором ты пишешь, что войска просили тебя о том, чтобы ты разделил между ними то, что Аллах им доставил в добычу. Когда мое письмо дойдет до тебя, посмотри все, что из имущества и скота доставили войска на своих конях и верблюдах, и раздели его между ними после изъятия из него хумса — одной пятой части, а земли и каналы оставь их возделывателям с тем, чтобы они были включены в ата муслимов, если ты их разделишь между теми, кто участвовал (в их завоевании), то не останется ничего для последующего поколения муслимов. Мне сообщил ал-Хусайн со слов Ваки'а со слов Фудайла ибн ал-Газвана со слов Абдаллаха ибн Хазима о том, что он говорил: Я спросил Муджахида относительно земли Савада, и он ответил: Ее не продают и не покупают. Сказал: Говорим мы (так) потому, что она была завоевана посредством оружия — анватан и не была разделена (между муслимами, участвовавшими в ее завоевании), она принадлежит всем муслимам. Мне сообщил ал-Валид ибн Салих со слов ал-Вакиди со слов Ибн Абу Сабра со слов Салиха ибн Кайсана со слов Сулаймана ибн Йасара о том, что он говорил: Умар ибн ал-Хаттаб сохранил Савад для тех, кто был в чресле мужчин и в утробе женщин, жители его были сделаны зиммьями, с которых взимали джизью, а с их земли — харадж. Жители Савада — зиммии, рабство не распространяется на них. Сулайман сказал: Ал-Валид ибн Абд ал-Малик хотел, чтобы жители Савада были рассматриваемы в качестве фая, но я сообщил ему о том, как с ними поступил Умар. (После моих слов) Аллах удержал его от подобного поступка с ними. Мне сообщил ал-Хусайн ибн ал-Асвад со слов Йахйи ибн Адама со слов Исраила со слов Абу Исхака со слов Хариса ибн Мударриба о том, что Умар ибн ал-Хаттаб хотел разделить Савад между муслимами. Он приказал, чтобы (жители его) были сосчитаны. Он нашел, что на долю каждого из них выпадали по три феллаха. По этому поводу Умар обратился за советом к сподвижникам посланника Аллаха. Али сказал: Оставь их с тем, чтобы они стали источником дохода муслимов. После этого Умар послал Усмана ибн Хунайфа ал-Ансари (к жителям Савада), и он наложил на них по 48, 24 и 12 дирхемов. [37] Нам сообщил Абу Наср ат-Таммар со слов Шарика со слов ал-Аджлаха со слов Хабиба ибн Абу Сабита со слов Са'лаба ибн Карида о том, что Али говорил (муслимам): Я непременно разделил бы Савад между вами, если бы я не знал, что при этом вы будете избивать друг друга. Мне сообщил ал-Хусайн ибн ал-Асвад со слов Йахйи ибн Адама со слов Исраила со слов Джабира со слов Амира: Жители Савада не имеют ахд — договора, они сдались на условиях, (определенных) согласно нашему решению. Нам сообщил ал-Хусайн со слов Йахйи ибн Адама со слов Сулба аз-Зубайди со слов Мухаммада ибн Кайса ал-Асади о том, что аш-Ша'би спросили о жителях Савада: Был ли у них договор — ахд? Он ответил: У них сначала не было договора, но, когда (муслимы) согласились на харадж, они стали иметь договор. Нам сообщил Амр ан-Накид со слов Ибн Вахба ал-Мисри со слов Малика со слов Джа'фара ибн Мухаммада со слов своего отца, который говорил: У мухаджиров в мечети (Мадины) было место для сидения. Умар садился там вместе с ними и беседовал о том, что доходило до него из дел различных стран. Однажды он сказал: Я не знаю, как поступить с магами. Абд ар-Рахман ибн Ауф поднялся и сказал: Я свидетельствую о том, что посланник Аллаха — да благословит его Аллах да приветствует — сказал: Поступайте с ними согласно правилам, применяемым к людям (священного) писания. Нам сообщил Мухаммад ибн ас-Саббах ал-Баззаз со слов Хушайма со слов Исмаила ибн ал-Халида со слов Кайса ибн Абу Хазима о том, что он говорил: В день ал-Кадисии племя баджила составляло четвертую часть (всего) войска, Умар 'Назначил (по этому) племени баджила четвертую часть Савада. Когда к Умару прибыл Джарир, тот ему сказал: Если бы я не нес ответственность за раздел земли, то я непременно сохранил бы вам то, что назначил. Но вижу, что умножился народ, и верните ему землю. Джарир так и поступил, так поступили и баджилиты. Умар дал Джариру 80 динаров. Сказал: Одна женщина из племени баджила по имени Умм Курз сказала: Мой отец погиб на войне и доля его в Саваде тверда, я не уступлю ее. Умар сказал: Умм Курз, ведь твое племя согласилось, а она ответила: Я не передам ее, пока ты не будешь вести меня на верблюдице, покрытой красным покрывалом, и не наполнишь рук моих золотом. Умар так и поступил. Мне сообщил ал-Хусайн со слов Абу Усама со слов Исмаила сo слов Кайса со слов Джарира о том, что он сказал: Умар дал племени баджила четверть Савада, и оно держало ее четыре года. Кайс сказал: Джарир ибн Абдаллах прибыл в сопровождении Аммара к Умару, и тот ему сказал: Если бы я не нес ответственность за раздел (земли), то я непременно оставил бы то, что вы получили. Но считаю, что вы должны его вернуть, они так и поступили, Умар дал Джариру 80 динаров. [38] Ал-Хасан ибн Усман аз-Зийади сказал: Нам сообщил Иса ибн Йунус со слов Исмаила со слов Kaйca о том, что Умар дал Джариру ибн Абдаллаху 400 динаров. Мне сообщил Хумайд ибн ар-Раби'а со слов Йахйи ибн Адама со слов ал-Хасана ибн Салиха о том, что он сказал: Умар уладил дело с племенем баджила таким образом, что он назначил его членам в ата по 2 тыс. дирхемов вместо (отобранной) четверти Савада. Мне сообщил ал-Валид ибн Салих со слов ал-Вакиди со слов Абд ал-Хамида ибн Джа'фара со слов Джарира ибн Йазида ибн Джарира ибн Абдаллаха со слов своего отца со слов своего деда о том, что Умар назначил ему и его племени четверть завоеванной земли в Саваде. Когда добыча Джалула была собрана, Джарир потребовал четверти. Са'д написал Умару, уведомляя его об этом. В ответ Умар написал: Если Джарир полагает, что он и его племя сражались за ту же награду, за какую сражались те, чьи сердца были прельщены (к исламу) подарками, то тогда дайте им их награду. Если же они сражались во имя Аллаха и их удовлетворяет его награда, тогда они из муслимов: у них одинаковые с ними права и одинаковые с ними обязанности. Джарир, (услышав об этом), сказал: Повелитель верующих говорит правдиво и справедливо, у нас нет нужды в этой четверти. Мне сообщил ал-Хусайн со слов Йахйи ибн Адама со слов Абд ас-Саллама ибн Харба со слов Ма'мара со слов Али ибн ал-Хакама со слов Ибрахима ан-Наха'и о том, что он говорил: ( Однажды) к Умару пришел человек и сказал: Я принял ислам и освободи мою землю от хараджа. Умар ответил: Твоя земля взята посредством оружия. Нам сообщил Халаф ибн Хишам ал-Баззар со слов Хушайма со слов ал-Аввама ибн Хавшаба со слов Ибрахима ат-Тайми о том, что он сказал: Когда Умар завоевал Савад, ему сказали: Раздели его между нами, мы ведь завоевали его посредством оружия, благодаря нашим мечам. Он им отказал и сказал: А что же тем муслимам, кто придет после вас, а (кроме того), я боюсь, что если я его разделю, то между вами возникнет раздор из-за его вод. Сказал: Жители Савада были оставлены на их земле, на их головы была положена джизья, а на их земли — фиксированный налог, они не были разделены между муслимами. Мне сообщил ал-Касим ибн ас-Саллам со слов Исмаила ибн Муджалида со слов своего отца со слов аш-Ша'би о том, что Умар ибн ал-Хаттаб послал Усмана ибн Хунайфа ал-Ансари для обмера Савада. Усман нашел, что он составлял 36 млн. джарибов. Он наложил на каждый джариб по одному дирхему и по одному кафизу. Ал-Касим говорил: Этот кафиз был у них мерой, которую они называли аш-шабуркан. Йахйа ибн Адам говорит, что он равен ал-махтум ал-хаджжаджи. Мне сообщил Амр ан-Накид со слов Абу Му'авии со слов [39] аш-Шайбани со слов Мухаммада ибн Абдаллаха ас-Сакафи о том, что он сказал: Умар наложил на каждый джариб земли Савада, обработанной и необработанной, если она была доступна для орошения, один дирхем и один кафиз, на каждый джариб земли под клевер — 5 дирхемов и 5 кафизов, на каждый джариб земли под (фруктовые) деревья — 10 дирхемов и 10 кафизов, а о финиковых пальмах он не упомянул, с каждой головы он взимал по 48, по 24 или но 12 дирхемов. Нам сообщил ал-Касим ибн ас-Саллам со слов Мухаммада ибн Абдаллаха ал-Ансари со слов Са'ида ибн Абу Аруба со слов Катада со слов Абу Миджлаза Лахика ибн Хумайда о том, что Умар ибн ал-Хаттаб послал Аммара ибн Йасара в Куфу для руководства молитвами ее населения и войсками, а Абдаллаха ибн Мас'уда — в качестве кади и заведующего казной — байт ал-мал и Усмана ибн Хунайфа — для обмера земли (Савада). Он назначил им ежедневно одну овцу, половину ее с внутренностями брал Аммар, а другую половицу — Абдаллах и Усман. Усман ибн Хунайфа измерил землю и наложил на каждый джариб земли под пальмы 10 дирхемов, на каждый джариб земли под виноград — 10 дирхемов, на каждый джариб земли под сахарный тростник — 6 дирхемов, на каждый джариб земли под пшеницу — 4 дирхема, на каждый джариб земли под ячмень — 2 дирхема. Он написал об этом Умару, а тот одобрил его (действия). Нам сообщил ал-Хусайн ибн ал-Асвад со слов Йахйи ибн Адама со слов Мандала ал-Анази со слов ал-А'маша со слов Ибрахима со слов Амра ибн Маймуна о том, что он сказал: Умар ибн ал-Хаттаб послал Хузайфа ибн ал-Йамана на территорию, лежавшую за Тигром, а Усмана ибн Хунайфа на территорию, лежавшую по эту сторону Тигра, и они наложили на каждый джариб (земли) по кафизу и дирхему. Нам сообщил ал-Хусайн со слов Йахйи ибн Адама со слов Мандала со слов Абу Исхака аш-Шайбани со слов Мухаммада ибн Абдаллаха ас-Сакафи о том, что он сказал: Мугира ибн Шу'ба, будучи наместником Савада, писал: Мы нашли тут сверх ячменя и пшеницы (несколько) других видов культур. Он упоминал горох, виноград, клевер, кунжут. Сказал: Ал-Мугира ибн Шу'ба наложил на них по 8 дирхемов, а налог с финиковых пальм отменил. Нам сообщил Халаф ал-Баззар со слов Абу Бакра ибн Аийаша со слов ал-Хусай,на ибн ал-Асвада со слов Йахйи ибн Адама со слов Абу Бакра со слов Абу Са'ида ад-Бакала со слов ал-Айзара ибн Хурайса о том, что он сказал: Умар ибн ал-Хаттаб наложил на каждый джариб пшеницы 2 дирхема и 2 джариба (зерна), на каждый джариб ячменя — дирхем и джариб (зерна) на каждые два джариба земли, не обработанной, но пригодной для обработки, он наложил по одному дирхему. Нам сообщил Халаф ал-Баззар со слов Абу Бакра ибн Аийаша со слов Абу Са'ида со слов ал-Айзара ибн Хурайса о том, что он [40] сказал: Умар наложил на каждый джариб винограда по 10 дирхемов, на каждый джариб клевера — по 10 дирхемов, на каждый джариб хлопка — по 5 дирхемов, на каждый корень финиковых пальм породы ал-фариси — по одному дирхему, а низкой породы — по одному дирхему на два корня финиковых пальм. Мне сообщил Амр ан-Накид со слов Хафса ибн Гийаса со слов Ибн Абу Аруба со слов Катада со слов Абу Миджлаза: Умар наложил на каждый джариб финиковых пальм по 8 дирхемов. Нам сообщил ал-Хусайн ибн ал-Асвад со слов Йахйи ибн Адама со слов Абд ар-Рахмана ибн Сулаймана со слов ас-Сари ибн Исмаила со слов аш-Ша'би о том, что этот последний сказал: Умар ибн ал-Хаттаб послал Усмана ибн Хунайфа к жителям Савада, и он наложил на каждый джариб клевера 5 дирхемов, на каждый джариб винограда — 10 дирхемов, но он не взимал ничего с того, что засевали между рядами винограда. Мне сообщил ал-Валид ибн Салих со слов ал-Вакиди со слов Ибн Абу Сабра со слов ал-Мисвара ибн Рифа'а о том, что он сказал: Умар ибн Абд ал-Азиз говорил, что во времена Умара ибн ал-Хаттаба харадж Савада (достигал) 100 млн. дирхемов, когда (наместником) Савада был ал-Хаджжадж, харадж упал до 40 млн. дирхемов. Мне сообщил ал-Валид со слов ал-Вакиди со слов Абдаллаха ибн Абд ал-Азиза со слов Аийуба ибн Абу Умама ибн Сахла ибн Хунайфа со слов своего отца о том, что он говорил: Усман ибн Хунайфа повесил печать на шею 550 тыс. крестьян, и достиг харадж в его время 100 млн. дирхемов. Мне сообщил ал-Валид ибн Салих со слов Йунуса ибн Аркама ал-Малики со слов Йахйи ибн Абу ал-Аш'аса ал-Кинди со слов Мус'аба ибн Йазида Абу Зайда ал-Ансари со слов своего отца о том, что он говорил: Али ибн Абу Талиб послал меня на территорию, орошаемую Евфратом. Он упомянул о рустаках и деревнях и назвал Нахр ал-Малик, Куса, Бахурасир, ар-Румакан, Нахр Джавбар, Нахр Дуркит и ал-Бихкубазат. Он приказал, чтобы я наложил на каждый джариб редко посеянной пшеницы 2/3 дирхема, а на каждый джариб густо посеянной пшеницы 1,5 дирхема и са зерна, на каждый джариб пшеницы среднего посева 1 дирхем, с ячменя — половину (этих ставок). Он приказал, чтобы я наложил на сады финиковых пальм и других (фруктовых) деревьев на каждый джариб 10 дирхемов, на каждый джариб винограда в возрасте трех лет, если он плодоносил, 10 дирхемов, и освободить от налога финиковые пальмы, которые росли за пределами деревни и плоды которых ел всякий, кто мимо них проходил, а также не наложить ничего на овощи, включая огурцы, ягоды, кунжут, хлопок. Он мне приказал наложить на дихканов, ездивших на (лошадях породы) баразин и носивших золотые кольца на ноге, по 48 дирхемов, на тех, кто из них был купцом среднего достатка, на каждую голову 24 дирхема ежегодно, а на аккаров и остальных — по 12 дирхемов на каждого. [41] Мне сообщил Хумайд ибн ар-Раби со слов Йахйи ибн Адама со слов ал-Хасана ибн Салиха о том, что он говорил: Я спросил ал-Хасана: А что это такие различные ставки налога? Он ответил: Его время от времени взимают согласно отдаленности и близости земли от рынков и портов. Сказал: Йахйа ибн Адам сказал: Что касается мукасама (Система обложения, при которой налог взимался с урожая, а не с единицы площади, как при мисаха) Савада, то его жители просили ее (ввода) цултана ал-Мансура к концу его правления, но он умер прежде, чем он ввел ее, а потом ал-Махди приказал ввести ее по всему Саваду, не считая Акаба Хулвана. Мне сообщил Абдаллах ибн Салих ал-Иджли со слов Абсара Абу Зубайда со слов ас-Саката о том, что он сказал: Хузайфа измерил территорию, орошаемую Тигром, и умер в ал-Мада'ине. Канатир Хузайфа названы по его имени, по той причине, что он остановился там, но говорят также, по той причине, что он их восстановил. Зира' (локоть) Хузайфа, так же, как и зира Ибн Хунайфа, — это длина руки, кисти и вытянутого большого пальца. Когда жители Савада были обложены согласно мукасама, (платя в качестве хараджа) половину урожая, а до этого они его платили с площади земли, один из чиновников сказал: Ушр, взимаемый с ката'и', был десятиной, которая не соответствовала 1/5 той половины, которую взимали с астана. Поэтому следовало, чтобы на каждый джариб ката'и', с которых взимали с единицы площади, (а не урожая), была наложена также 1/5 того, что взимали с джариба астана. ал-Балазури, стр. 264—272. Мне сообщил ал-Валид ибн Салих со слов Мухаммада ибн Умара ал-Аслами со слов Исхака ибн Йахйи со слов Муса ибн Талха о том, что этот последний сказал: Первым, кто начал жаловать землю в Ираке, был Усман ибн Аффан. Он жаловал ката'и' из савафи Хосроя и земель тех, кто бежал (во время завоевания). Так, он пожаловал Талху ан-Нашастадж, пожаловал Ва'илу ибн Худжру ал-Хадрами землю, что граничила с Зурара, пожаловал Хаббабу ибн ал-Аратту Асбин, пожаловал Ади ибн Хатиму ат-Та'и ар-Равха, пожаловал Халиду ибн Урфута землю у Хаммам А'йан, пожаловал Аш'асу ибн Кайсу ал-Кинди — Тизаиабаз, пожаловал Джариру ибн Абдаллаху ал-Баджали землю на берегу Евфрата. Ал-Балазури, стр. 273—274. Когда наместником Куфы был Мугира ибн Шу'ба, он назначил Джарира ибн Абдаллаха наместником Хамазана, ал-Бара ибн Азиба наместником Казвина. Этому последнему он приказал отправиться в Казвин, если Аллах завоюет город через него, то тогда оттуда выступить в поход против дайламитов. До этого они выступали против дайламитов только из Дастаба. Ал-Бара вместе с Ханзала ибн Зайдом ал-Хайлом выступил в поход, дошел до Абхара и занял его крепость. Эту крепость построили персы на родниках. Родники они закрыли шкурами скота и шерстью, над ними разбили площадку и на площадке была построена крепость. Жители Абхара сразились с ал-Бара, но потом попросили гарантию безопасности. Он дал им гарантию безопасности, такую, какую Хузайфа дал жителям Нихаванда. Он заключил с ними договор на таких условиях и покорил землю Абхара. Потом он выступил в поход против крепости Казвина. Когда жители Казвина узнали о выступлении муслимов против них, они послали к дайламитам, прося у них помощи. Они обещали дать им помощь. Ал-Бара и муслимы заняли их предместья, а они вышли для сражения с ними. Но дайламиты стояли на горе, даже не подняв руки против муслимов, а когда жители Казвина увидели это, попросили мирный договор. Им предложили то, что было дано жителям Абхара, но они, гнушаясь налогом джизья, приняли ислам. Говорят также, что они сдались на тех же условиях, на каких сдались асавиры Басры во время ислама: выберут местожительство с теми, с кем они захотят. Они поселились в Куфе и сделались союзниками Зухра ибн Хавийиа. Их (там) называли хамра ад-дайлам. Говорят также, что жители Казвина, приняв ислам, остались жить там, где они жили, а земля их стала ушурной. [95] Ал-Бара поселил среди них гарнизон из муслимов в 500 человек, среди них Тулайха ибн Хувайлида ал-Асади, и пожаловал их землями, которыми никто до того не владел. Ал-Балазури, стр. 321—322. Мне сообщил Мухаммад ибн Харун ал-Исбахани о том, что ар-Рашид проезжал через Хамазан, (направляясь) в Хурасан. Жители Казвина встретили его (по пути следования) и сообщили ему о том, что они живут около земли врага, и о том, что они избавляют халифа идти войной против этой земли. Они просили его рассмотреть их дела и уменьшить их обязательства по уплате ушра с их урожая в городе. Он назначил им фиксированную сумму 10 тыс. дирхемов ежегодно. Ал-Касим, сын повелителя верующих ар-Рашида, правил Джурджаном, Табаристаном и Казвином. Жители Занджана передали ему под покровительство свои имения в целях усиления с его помощью, защиты от зла (занимающихся разбоем) нищих и произвола сборщиков налога. Они заключили с ним договор по этому делу и стали его издольщиками. Сегодня эти земли из (частных) имений (халифа). Ал-Какизан — земля ушра, так как жители его ради его сохранения приняли ислам и обрабатывали эту землю после принятия ислама. Они также передали ал-Какизан под покровительство ал-Касима на условии, что они назначают ему второй ушр помимо ушра, (уплачиваемого) в пользу государственной казны — байт ал-мал, и он также перешел в (частные) имения халифа. Ал-Балазури, стр. 323. Потом Али ибн Абу Талиб назначил наместником Азербайджана ал-Аш'аса ибн Кайса. Прибыв туда, ал-Аш'ас нашел, что большинство его населения приняли ислам и читали Коран. Он поселил в Ардабиле арабов, зачисленных в списки ата и диван, сделал его главным городом Азербайджана и построил мечеть, помимо той, которая впоследствии была расширена. Ал-Хусайн ибн Амр со слов Вакиди сказал: Когда арабы [104] поселились в Азербайджане, их родственники устремились к ним из Куфы, Басры и Сирии. Каждый из них захватил (земли) столько, сколько он мог, часть из них купили у неарабов их земли. Деревни вступили в покровительство этих арабов с тем, чтобы они их защищали, и жители этих деревень стали издольщиками арабов. Ал-Хусайн сказал: Варсан — это сводчатый мост, подобно двум мостам: Вахш и Аршак, ставшими известными в дни Бабека. Этот мост построил Марван ибн Мухаммад ибн Марван ибн ал-Хакам и оживил его землю, укрепил ее, и она стала его (частным) имением, которое впоследствии было конфисковано вместе с тем, что из имений, принадлежащих Омейядам, было конфисковано. Оно стало принадлежать Умм Джа'фар Зубайда, дочери Джа'фара, сына ал-Мансура, повелителя верующих. Ал-Балазури, стр. 329. Нахр Харб назван по имени Харба ибн Салма ибн Зийада. Абд ал-А'ла ибн Абдаллах ибн Амир претендовал на то, что земля, по которой проходил канал, принадлежала Ибн Амиру, и он предъявил против Харба иск на эту землю. Когда дело решили в пользу Абд ал-А'ла, к нему пришел Харб и сказал: Я спорил с тобой из-за этого канала, но я раскаиваюсь в этом. Ты шейх и сейид племени и канал принадлежит тебе. Абд ал-А'ла ответил: Нет, он принадлежит тебе. Харб ушел, а когда наступил вечер, пришли мавали Абд ал-А'ла, а также его близкие друзья и сказали: Клянемся Аллахом, Харб не пришел к тебе, пока дело не решили в твою, а не в его пользу. Но он сказал: Клянусь Аллахом, я никогда уж не потребую обратно того, что я ему назначил. Ал-Балазури, стр. 359. Абу-л-Йакзан и другие сказали: Нахр Мурра назван по имени Мурра ибн Абу Усмана, мавла Абд-ар-Рахмана ибн Абу Бакра ac-Сиддика. Был он благородный человек. Он попросил Айша, мать верующих, чтобы она написала ему письмо на имя Зийада и чтобы письмо она начала: Зийаду ибн Абу Суфйану от Айша, матери верующих! Она написала ему письмо, в котором она рекомендовала его, а адрес она написала так, как он просил. Когда Зийад увидел, что она пишет ему, возводя его родословную к Абу Суфйану, ему стало приятно от этого, и оказывал почет и ласку Мурра. Народу он говорил: Это письмо мне от матери верующих относительно Муррa. Он показывал письмо с тем, чтобы люди читали его адрес. Потом он пожаловал Мурра 100 джарибов (земли) на берегу канала ал-Убулла, приказав ему прорыть канал. Мурра прорыл канал и он назван по его имени. Усман ибн Мурра был из знати Басры, но кати'а вышла из рук его наследников и стала принадлежать семье ас-Саффака ибн Худжра ибн Буджайра ал-Икави из племени азд. Ал-Балазури, стр. 360—361. Ал-Икави ад-Даллал мне сообщил: Остров между двумя каналами был солончаковой местностью, пожаловал его Му'авийа одному из своих племянников со стороны брата. Когда молодой человек прибыл для осмотра пожалованной земли, Зийад приказал затопить этот остров и послал человека узнать, что тот скажет. Молодой человек, (осмотрев его), сказал: Повелитель верующих пожаловал меня болотом, в котором у меня не было нужды. Тогда Зийад купил его у него за 200 тыс. дирхемов, прорыл его каналы и жаловал из этой земли. Ал-Балазури, стр. 361. Нахр Хабиб назван по имени Хабиба ибн Шихаба аш-Ша'ми, купца, получившего его как кати'а от Зийада, а говорят также — от Усмана. Ал-Балазури, стр. 361. Нахр ал-Ала назван по имени ал-Ала ибн Шарика ал-Хузали. Этот последний подарил что-то Абд ал-Малику, а тот, придя в восторг от дара, пожаловал ему 100 джарибов (земли). Ал-Балазури, стр. 361. Ал-Мадаини говорит: Зийад наделял из ал-Джамума, на территории аш-Шатт, а это то же самое, что Зийадан. Абдаллаху ибн Усману он сказал: Я даю только то, что вы обработаете. Он наделял человека кати'а и сохранял ее за ним два года. Если он ее не обрабатывал за это время, он отбирал ее у него. [160] Ал-Джамум принадлежал сперва Абу Бакра, а потом он перешел к Абд ар-Рахману ибн Абу Бакра.Ал-Балазури, стр. 362. Ал-Кахзами сказал: Шатт Усман купил Усман ибн Абу ал-Аси ас-Сакафи от Усмана ибн Аффана за имущество, которое у него было в Таифе. Говорят также, что он его купил за дом, который у него был в Мадине и который Усман ибн Аффан присоединил к мечети. Ал-Балазури, стр. 362. Усман ибн Абу ал-Аси дал своему брату Хафсу ибн Абу ал-Аси Хафсан, Умаийа ибн Абу ал-Аси — Умаийатан, ал-Хакаму ибн Абу ал-Аси— Хакаман и брату ал-Мугира — Мугиратан. Ал-Кахзами сказал: Нахр ал-Арха принадлежал Абу Амр ибн Абу ал-Аси ас-Сакафи. Ал-Балазури, стр. 362. Нахр ал-эмир в Басре был прорыт ал-Мансуром, потом он подарил его сыну своему Джа'фару. Сперва он назывался Нахр эмир ал-му'минин, но потом — Нахр ал-эмир. Впоследствии его купил ар-Рашид, разделил его на наделы и распродал. Ал-Балазури, стр. 362—363. Ал-Кандил –одно из русел Тигра — был перекрыт плотиной, построенной Сулайманом ибн Али. На его берегу была кати’а, принадлежащая Ал-Мунзиру ибн аз-Зубайру ибн ал-Авваму. На этой кати’а был канал ал-Ну’мана ибн Мунзира, сахиба Хира, пожалованный ему в дни Хосроя, и замок, принадлежащий ал-Ну’ману. Ал-Балазури, стр. 363. Говорят: Башир ибн Убайдаллах ибн Абу Букра прорыл канал ал-Мургаб и назвал его по имени Мургаба Марва. Кати'а, по которой проходил канал ал-Мургаб, принадлежала Хилалу ибн Ахвазу ал-Мазини. Она была пожалована ему Йазидом ибн Абд ал-Маликом и составляла 8 тыс. джарибов. Башир прорыл канал ал-Мургаб с рукавами и поперечными каналами с целью захвата земли. Он сказал: Эта кати'а моя, а (после этого) против него возбудил дело Химйари ибн Хилал. Халид ибн Абдаллах ал-Касри написал Малику ибн ал-Мунзиру ибн ал-Джаруду, который заведовал судебными делами Басры: Отсуди ал-Мургаб Химйари. Это потому, что Башир отправился к Халиду и обвинил его в несправедливости. Малик ибн ал-Мунзир поступил согласно словам Халида. Амр ибн Йазид ал-Усайиди был на стороне Химйари и помогал ему, но он Малику ибн ал-Мунзиру (после судебного решения) все же сказал: Да поправит тебя Аллах, это не судебное разбирательство, а просто передача ал-Мургаба Химйари. У Са'са'а ибн Му'авии, дяди ал-Ахнафа со стороны отца, была кати'а, прилегающая с противоположной стороны к ал-Мургабу. Му'авийа ибн Са'са'а ибн Му'авийа пришел помогать Химйари Башир сказал: Это выгон для наших верблюдов, коров, быков, ослов, мулов и овец. Му'авийа на это ответил: Ради ваших криворогих коров и грязных ослиц хочешь ты захватить наши права? Пришел Абдаллах ибн Абу Усман ибн Абдаллах ибн Халид ибн Асид и сказал: Это — наша кати'а и наша земля. А Му'авийа ему ответил: Слышал ли ты о человеке, который наступает на огонь и пламя достает его зад? Ты похож на него. Ал-Балазури, стр. 364—365. Ал-Мадаини говорит: Йазид ибн ал-Мухаллаб прорыл канал на территории кати'а, которая принадлежала Убайдаллаху ибн Абу Букра. Он попросил Батира ибн Убайдаллаха: Напиши мне грамоту о том, что этот канал моя собственность. Но тот ответил: Нет, и если у тебя ее отберут, то (на суде) я непременно выступлю против тебя. Ал-Балазури, стр. 365. Сувайдан — кати'а в 400 джарибов — принадлежал Убайдаллаху ибн Абу Букра. Он подарил ее Сувайду ибн Манджуфу ас-Садуси при следующих обстоятельствах. Сувайд заболел, и его посетил Ибн Абу Букра. Этот последний спросил его: Как ты себя чувствуешь? Он ответил: Хорошо, если ты пожелаешь сделать мне кое-что. Он сказал: Я желаю, что это? Сказал: Одари ты меня так, [165] как ты одарил Ибн Ма'мара, а тогда мне не грозит ничего, ему подарил ал-Сувайдан, и назван он его именем. Ал-Балазури, стр. 365. Ал-Масрукан был кати'а, принадлежащая семье Абу Букра. Первоначально он составлял 100 джарибов. Землемеры ал-Мансура измерили (и нашли, что он составлял) 1000 джарибов. Они сохранили во владении семьи Абу Букра 100 джарибов, а излишки конфисковали. Ал-Балазури, стр. 365. Касиман — кати'а ал-Касима ибн Аббаса ибн Раби'а ибн ал-Хараса ибн Абд ал-Мутталаба, от него ее унаследовал брат его Аун. Ал-Балазури, стр. 366. Мне сообщил Аббас ибн Хишам со слов своего отца со слов кого-то из семьи ал-Ахтам, который говорил: Йазид ибн Абд ал-Малик написал Умару ибн Хубайра о том, что у повелителя верующих нет доли в землях арабов. Так, отправляйся к ката'и и отбери их излишки (у их собственников) для повелителя верующих. [164] Умар начал обход каждой кати'а, спрашивал относительно этой кати'а, а потом измерял ее, пока не остановился у одного земельного участка. Он спросил: Кому он принадлежит? Собственник участка ответил: Мне. Откуда она у тебя? — спросил наместник. Тот ответил: Получили мы их по наследству от праведных отцов наших, после смерти их оставим как наследство сыновьям нашим. Потом народ поднял шум из-за действия Умара, и он прекратил (свой обход). Ал-Балазури, стр. 366. Ма'килан — кати'а Ма'кила ибн Йасара от Зийада. Его сыновья говорят — от Умара, но Умар никого не пожаловал землями в ан-Нахрайне. Ал-Балазури, стр. 366. Зат ал-Хифафайн на канале Ма'кил и Диджла принадлежал Абд ар-Рахману ибн Абу Бакра. Купил у него его Араби ат-Таммар, мавла Умматаллах бинт Абу Бакр. Ал-Балазури, стр. 367. Ал-Кахзами и ал-Мадаини говорили: Мухаллабан, который в диване значился как кати'а Умара ибн Хубайра, принадлежал Умару ибн Хубайра. Он был пожалован им Йазидом ибн Абд ал-Маликом, когда этот последний конфисковал имущество, которым владели Йазид ибн ал-Мухаллаб, его братья и сыновья. Мухаллабан принадлежал Мугира ибн ал-Мухаллабу, на его территории был канал, прорытый Задан Фаррухом и известный его именем. В наши дни Мухаллабан принадлежит семье Суфйана ибн Му'авии ибн Йазида ибн ал-Мухаллаба. Относительно его он подал жалобу Абу-л-Аббару, повелителю верующих. Тот пожаловал Мухаллабан ему, но члены семьи ал-Мухаллаб начали спор по этому делу с Суфйаном. Он им сказал: Он принадлежал ал-Мугира. Они сказали: Мы допускаем это, но ал-Мугира ибн Мухаллаб умер до смерти отца, а его дочь унаследовала половину Мухаллабан. Ты получи наследство от матери, но остаток верни отцу ал-Мугира, одному из его наследников. Он сказал: А у ал-Мугира [161] был также сын. Они ответили: А что тебе до сына ал-Мугира, ты нe его наследник, он только твой дядя со стороны матери. Но он не дал им ничего, а площадь Мухаллабан достигала 1500 джарибов. Ал-Балазури, стр. 367. Аббадан — кати'а, принадлежащая Хумрану ибн Абану, мавла Усмана, пожалованная Абд ал-Маликом ибн Марваном. Говорят, что часть ее была пожалована Зийадом. Хумран был из пленных Айн ат-Тамра. Он претендовал на то, что его родословная восходила к (племени) ан-намир ибн касита. Ал-Хаджжадж однажды, когда у него был Аббад ибн Хусайн ал-Хабити, сказал: Что Хумран говорит? Но если он будет возводить свою родословную к арабам-кочевникам, а не будет говорить, что, отец его Убаии был мавла Усмана, я ему сверну шею. Аббад спешно ушел от ал-Хаджжаджа и передал Хумрану его слова. Хумран (в знак благодарности) подарил ему западную часть канала, удержав за собой его восточную часть. Ал-Балазури, стр. 368. Говорят: В ал-Фурате были земли, ради сохранения которых собственники их приняли ислам при вступлении туда муслимов, и земли, которые посредством дарения и другими путями из рук их собственников перешли к муслимам по той причине, что они были мулком. Таким образом, они стали землями ушра, а были они до этого землями хараджа. Ал-Хаджжадж перевел их (снова) в земли хараджа, а потом Умар ибн Абд ал-Азиз их перевел в земли садака. Умар ибн Хубайра перевел их в земли хараджа, а когда халифом стал Хишам ибн Абд ал-Малик, часть из них он перевел в земли садака, а ал-Махди, повелитель верующих, сделал все эти земли землями садака. Ал-Балазури, стр. 368. Ал-Кахзами сказал: Сулайман пожаловал Йазиду ибн ал-Мухаллабу из ал-Батиха то, что он мог обработать. Он обработал аш-Шарки, ал-Джабан, ал-Хаст, ар-Рихиа, Мугиратан и другие. Они стали его имениями. Йазид ибн Абд ал-Малик конфисковал их, а Хишам впоследствии пожаловал ими своего сына. После этого они снова стали имениями. Ал-Балазури, стр. 369. Когда Ибн Амир отправился в поход на Хурасан, он назначил наместником Кирмана Муджаши'а ибн Мас'уда ас-Сулами. [103] Муджаши завоевал Биманз посредством оружия, но его жители были оставлены, и он им дал гарантию безопасности. Там имеется крепость, известная как крепость Муджаши'а. Муджаши завоевал (также) Барухрава и пришел к аш-Шираджану, а это город Кирмана. Он осаждал его некоторое время, а жители города, защищаясь в крепости, выслали свою кавалерию против муслимов. Муджаши сразился с ними и взял город посредством оружия. Он назначил в городе (своего) человека, но потом большинство населения покинуло город. Абу Муса ал-Аш'ари послал ар-Раби'а ибн Зийада, и он завоевал землю вокруг аш-Шираджана, а с жителями Бамма и ал-Андагара он заключил (мирный) договор. Но жители их, не оправдав доверия, нарушили договор. Муджаши ибн Мас'уд завоевал их снова и взял Джифарт посредством оружия. Он направился в Кирман и, покорив его, пришел к ал-Куфсу. В Хумузе против него собралось много народу из бежавших персов. Он сразился с ними и победил их. Много из населения Кирмана сбежало и пересекло море, часть из них дошла до Макрана, часть — до Сиджистана. Арабов пожаловали их домами и их землями. Эти земли они обработали, платили с них ушр и на некоторых из них прорыли каналы. Ал-Балазури, стр. 391—392. Ибн Амир послал войско к Харату, во главе которого стоял Аус ибн Са'лаба ибн Р'уфайй, говорят также — Хулайд ибн Абдаллах ал-Ханафи. Азим Харата, узнав об этом, направился к Ибн Амиру и заключил с ним договор относительно Харата, Бадагиса и Бушанджа, исключая Тагуна и Багуна, так как они были завоеваны посредством оружия. Ибн Амир ему написал: Во имя Аллаха милостивого, милосердного. Это — то, что Аб-даллах ибн Амир приказал азиму Харата, Бушанджа и Бадагиса. Он приказывает ему бояться Аллаха, соблюдать верность муслимам и мир на подчиненной ему земле. Он заключает с ним договор относительно Харата, его горы и равнины на условиях уплаты джизьи в сумме, предусмотренной договором, и распределения ее между землями справедливо. Кто откажется от предусмотренных договором обязательств, тот не будет располагать договором и покровительством. Записал: Раби ибн Нахшал; скрепил печатью: Ибн Амир. Говорят также, что Ибн Амир сам направился к Харату с большим войском, и жители его сражались с ним, потом его марабан заключил с ним договор относительно Харата, Бушанджа и Бадагиса на условиях уплаты 1 млн. дирхемов. Ал-Балазури, стр. 405. Ал-Вакиди передает от Малика ибн Анаса и Ибн Абу Зи'ба: Когда неверующий из населения земли, завоеванной посредством [133] оружия, принимает ислам, его землю сохраняют в его владении, он обрабатывает ее и платит с нее харадж. По этому вопросу нег разногласия. Малик, Ибн Абу Зи'б, Суфйан ибн ас-Саври и Ибн Абу Лайла говорили относительно человека из населения земли, завоеванной посредством оружия, который принимает ислам: С его земли взимают харадж и помимо хараджа с его урожая взимают закат. Такова точка зрения и ал-Авза'и. Абу Ханифа и его последователи говорят: Закат и харадж одновременно с человека не взимают. Малик, Ибн Абу Зи'б, Суфйан и Абу Ханифа говорят: Если человек засеет свою хараджную землю несколько раз за год, то с него взимают харадж только один раз. Ибн Абу Лайла говорит: Взимают с него харадж каждый раз по получении урожая. Такова точка зрения и Ибн Абу Сабра и Абу Шимра. Абу-з-Зинад, Малик, Абу Ханифа, Суфйан, Йа'куб, Ибн Абу Лайла, Ибн Абу Сабра, Зафр, Мухаммад ибн ал-Хасан и Бишр ибн Гийас говорят: Если человек оставит свою землю без обработки, то ему говорят: Обработай ее и плати ее харадж, не можешь обработать — отдай ее кому-либо, который ее обработает. Что касается земли ушр, то относительно ее ничего нельзя сказать ее владельцу. Если он ее обработает, то взимают с него садака, откажется — он лучше знает. Они же говорят: Если человек оставит свою землю необработанной два года, а после он ее обработает, то он платит харадж один раз, но Абу Шимр говорит: Он платит харадж за два года, (когда земля не обрабатывалась). Абу Ханифа, Суфйан, Малик, Ибн Абу Зи'б и Абу Амр ал-Авза'и говорят: Если посев уничтожит поток или вредители, то с его собственника снимают харадж. Если земля будет из земли хараджа, принадлежащей рабу, мукатибу или женщине, то с этой земли, по мнению Абу Ханифа, взимают только харадж, а по мнению Суфйана, Ибн Абу Зи'ба и Малика, с земли взимают харадж, а с уцелевшего урожая — ушр. О хараджной земле, на которой муслим или зиммьи построит дом с торговой или другой целью, Абу Ханифа и ас-Саври говорят: Ничего с нее не взимают, но если он разобьет сад, то с нее взимают харадж. Малик и Ибн Абу Зи'б говорят: Мы считаем, что с нее взимают харадж, так как он получает доход с этого дома так же, как он получил бы с посева. Но если это была земля ушра, то Аллах знает лучше, что с нее брать. Ал-Балазури, стр. 447—448. Нам сообщил Абдаллах ибн Салих ибн Муслим ал-Иджли со слов Исмаила ибн ал-Муджалида со слов своего отца, Муджалида ибн Са'ида, со слов аш-Ша'би о том, что он сказал: Умар, завоевав Ирак и Сирию и собрав харадж, созвал сподвижников посланника Аллаха — да благословит его Аллах да приветствует — и сказал: Я решил назначить ата тому, кто на это имеет право. Они ответили: Поистине ты правильно решил, повелитель верующих? С кого мы начнем? — спросил он. С тебя, — ответили они. Нет, я себя помещу там, где меня поместил Аллах, а начну я с семьи посланника Аллаха — да благословит его Аллах, да приветствует. Умар так и поступил. Он назначил Айша, матери верующих — да помилует ее Аллах — 12 тыс. (дирхемов), остальным женам пророка — да благословит его Аллах да приветствует —по 10 тыс. (дирхемов). Али ибн Абу Талибу он назначил 5 тыс. (дирхемов) и столько же — всем хашимитам, участвовавшим в сражении у Бадра. Мне сообщил Абд ал-А'ла ибн Хаммад ан-Нарси со слов Хаммада ибн Салама со слов ал-Хаджжаджа ибн Арта со слов Хабиба ибн Абу Сабита: Жены пророка — да благословит его Аллах да приветствует — следовали одна за другой .в назначении ата. Мухаммад ибн Са'д со слов ал-Вакиди со слов А'из ибн Йахйи со слов Абу-л-Хувайриса со слов Джубайра ибн ал-Хувайриса со слов Ибн Нукаиза: Умар ибн ал-Хаттаб — да будет доволен им Аллах — посоветовался с муслимами относительно учреждения дивана. Али ибн Абу Талиб сказал: Имущество, которое у тебя соберется, дели ежегодно, не удерживая из него ничего. Усман сказал: Я вижу, имущество огромно, его хватит на каждого. Но если не будет вестись учет с тем, чтобы отличить того, кто его получил, от того, кто его не получил, то, я считаю, дело запутается. Ал-Валид ибн Хишам ибн ал-Мугира сказал: Я бывал в Сирии и видел, что его цари составляли реестр и заносили в списки войска. Так и ты составь реестр и заноси в списки. [77] Умар принял его совет. Он позвал Акила ибн Абу Талиба, Махрама ибн Науфала и Джубайра ибн Мут'има, которые были языком курайшитов, и сказал: Составьте списки людей, согласно их положению. Они начали составлять списки с бану хишам, за ним они записали Абу Бакра и его дом, потом Умара и его дом, следуя таким образом порядку халифства. Когда Умар посмотрел эти списки, сказал: Клянусь Аллахом, я бы хотел, чтобы это было так, но начните с родственников пророка, да благословит его Аллах да приветствует, размещая их согласно близости и родству с ним, пока вы не поместите Умара там, где его поместил Аллах всевышний. Мухаммад со слов ал-Вакиди со слов Усама ибн Зайда ибн Ас-лама со слов своего отца со слов его деда говорил: (Члены) бану ади пришли к Умару и сказали: Ты заместитель посланника Аллаха — да благословит его Аллах да приветствует — и заместитель Абу Бакра, а Абу Бакр был заместителем посланника Аллаха — да благословит его Аллах да приветствует. Неужели ты в самом деле поместишь себя там, где тебя поместили эти люди, составлявшие (реестр)? Умар им ответил: Да, бану ади, вы хотите есть за моей спиной. Если бы я и хотел оказывать вам благо, клянусь Аллахом, этого не будет, пока не придет ваш черед, если даже списки будут закрыты на вас — под этим он подразумевал: если даже вы будете внесены в списки последними. У меня были два товарища, которые шли (прямым) путем, если я буду пренебрегать ими, то будут (впоследствии) пренебрегать и мной. Клянусь Аллахом, мы не достигнем совершенства в этом мире и не можем надеяться на награду за наши деяния разве только через Мухаммада — да благословит его Аллах да приветствует. Он выше нас, а его семья выше (прочих) арабов, после “его (в таком же положении) его ближайший родственник (по отношению к другим в зависимости от степени родства с ним). Клянусь Аллахом, если неарабы придут (с благими делами), а мы, арабы, без добрых дел, то они будут ближе к Мухаммаду в день воскресения мертвых, чем мы, и тот, у кого мало благих дел, не приблизит ими свою генеалогию. Мухаммад со слов ал-Вакиди со слов Мухаммада ибн Абдаллаха со слов аз-Зухри со слов Са'ида со слов других лиц, которых называет ал-Вакиди и сообщения которых переплетены между собой, сказал: Когда Умар собрал народ для учреждения дивана, а это было в месяце мухаррама 20 года (С 21 декабря по 19 января 640г.), первыми были занесены в список хашимиты, потом другие по порядку в зависимости от степени родства с посланником Аллаха — да благословит его Аллах да приветствует. Когда люди были равны по степени родства, преимуществом пользовался тот, кто первым принял ислам. Потом дело дошло до ансаров и Умара спросили: С кого мы начнем, а он ответил: Начните с семьи Са'да ибн My'aзa ал-Ашхали [78] из (племени) ayс, а потом по порядку в зависимости от степени родства с ним. Умар назначил жалованья людям дивана, отличая при этом их в размерах жалованья в зависимости от первенства в принятии ислама и участия в сражениях. Абу Бакр при дележах уравнивал доли народа, об этом было сказано Умару, а он в ответ сказал: Не наделю же я человека, который сражался против посланника Аллаха, да благословит его Аллах да приветствует, так же, как наделяю человека, который сражался бок о бок с ним. Таким образом, он наделил мухаджиров и ансаров, участников сражения у Бадра (В этом сражении, которое имело место в 624г., войска Мухаммеда одержали первую крупную победу над мекканцами-язычниками), назначив каждому из них по 5 тыс. дирхемов ежегодно, уравняв с ними их союзников и их мавалов. Он назначил каждому, кто принял ислам одновременно с участниками в сражении у Бадра, кто эмигрировал в Абиссинию, участникам сражения у Ухуда (В сражении у Ухуда в 625г. мекканцы одержали победу над войском Мухаммеда, но не воспользовались этой победой) — по 4 тыс. дирхемов. Он назначил сыновьям участников сражения у Бадра по 2 тыс. дирхемов, не считая Хасана и Хусайна. Этих последних он приравнял по их доли к их отцу из-за их (близкого) родства с посланником Аллаха — да благословит его Аллах да приветствует — и назначил каждому из них по 5 тыс. дирхемов. Он назначил ал-Аббасу ибн ал-Мутталибу 5 тыс. дирхемов из-за его (близкого) родства с посланником Аллаха — да благословит его Аллах да приветствует. По утверждению некоторых, он назначил ему 7 тыс. дирхемов, но другие говорят, что Умар никому не оказывал большего предпочтения, чем участникам сражения у Бадра, не считая жен пророка — да благословит его Аллах да приветствует. Этим последним он назначил по 12 тыс. дирхемов каждой, включая Джувайрийа бинт ал-Харис и Сафийа бинт Хуйай ибн Ахтаб. Он назначил каждому, кто принял ислам при завоевании Мекки, по 2 тыс. дирхемов. Он назначил юношам, способным носить оружие, сыновьям мухаджиров, столько же, сколько тем, кто принял ислам при завоевании Мекки. Он назначил Умару ибн Абу Салима 4 тыс. дирхемов, а Мухаммад ибн Абдаллах ибн Джахш сказал: Почему же ты ему дал преимущество перед нами, в то время как наши отцы — мухаджиры и участники сражения у Бадра? На это Умар ответил: Я дал ему преимущество перед вами из-за его места по отношению к пророку — да благословит его Аллах да приветствует. Кроме того, если кто-либо, имея такую мать, как Умм Салима, обратится ко мне за помощью, то я непременно выполню его просьбу. [79] Он назначил Усама ибн Зайду 4 тыс. (дирхемов), а Абдаллах ибн Умар ибн ал-Хаттаб ему сказал: Ты мне назначил 3 тыс. дирхемов, а Усама 4 тыс., хотя я участвовал в сражениях, в которых не участвовал Усама. На это Умар ответил: Я ему увеличил эту сумму из-за того, что посланник Аллаха — да благословит его Аллах да приветствует — его любил больше, чем тебя, а его отца — больше, чем твоего отца. Потом он назначил людям согласно их положению, чтению Корана и участию в военных предприятиях. Из тех, кто остался, он сделал особый разряд, присоединив к ним муслимов, прибывших к нему в Мадину, и назначил им по 25 динаров каждому, а также другим вместе с ними. Он назначил каждому йемениту и кайситу в Сирии и в Ираке от 2 тыс. до 1 тыс., до 900, до 500, до 300, но не дал никому меньше 300 дирхемов. Он сказал: Если бы деньги были в изобилии, я бы назначил каждому по 4 тыс. дирхемов: 1 тыс. дирхемов на расходы по пути, 1 тыс. дирхемов на оружие, 1 тыс. дирхемов на коня и подковы, а 1 тыс. дирхемов на оставленных дома членов семьи. Умар наделил женщин, выселившихся из Мекки в Мадину. Он назначил Сафийа бинт Абд ал-Мутталиб 6 тыс. дирхемов, Асма бинт Умайс — 1 тыс. дирхемов, Умм Kулсум бинт Укба — 1 тыс. дирхемов и Умм Абдаллах ибн Мас'уд — 1 тыс. дирхемов. Ал-Вакиди говорит: Рассказывают также, что Умар назначил каждой из женщин, выселившихся из Мекки в Мадину, по 3 тыс, дирхемов. Ал-Вакиди, приводя свой обычный иснад, говорит: В ответ на приказ Умара сборщики налога из нагорного Наджда писали ему о нуждах, претерпеваемых его жителями. Он назначил им продукты питания. Потом, когда халифом стал Усман, он увеличил им продукты питания и одежду. Умар назначал новорожденному ребенку 100 дирхемов; когда он подрастал, он увеличивал эту сумму до 900 дирхемов, а с eго дальнейшим ростом он эту сумму увеличивал. Когда приносили подкидыша, он ему назначал 100 (дирхемов) и паек, получал их каждый месяц опекун ребенка соразмерно с его потребностью. Он заботился о них из года в год, приказывал хорошо обходиться с ними и обеспечивал расходы по их кормлению и воспитанию из государственной казны. Нам сообщил Мухаммад ибн Са'д со слов ал-Вакиди со слов Хизама ибн Хишима ал-Ка'би со слов своего отца о том, что он рассказал: Я видел, как Умар ибн ал-Хаттаб отвозил реестр (племени) хуза'а и останавливался в Кудайде. В Кудайде (племя) приходило к нему, не расставаясь ни со своими незамужними, ни с замужними женщинами. Он тут платил каждому (причитающуюся ему сумму). Потом он отправлялся и останавливался в Усфане, где он поступал таким же образом, и так до самой смерти. [80] Мухаммад ибн Са'д со слов ал-Вакиди со слов Абу Бакра ибн Абу Сабра со слов Мухаммада ибн Зайда: Реестры (племени) химьяр во время правления Умара держали отдельно. Ал-Балазури, стр. 448—452. Мне сообщил Мухаммад ибн Са'д со слов ал-Вакиди со слов Мухаммада ибн Амра со слов ал-Хасана о том, что Умар написал Хузайфа: Дай войскам их жалованье и паек. Хузайфа в ответ написал: Мы это уже сделали, и осталось еще много имущества. Умар написал ему, что это их фай, который доставил им Аллах, он не принадлежит ни Умару, ни членам его семьи, и ты раздели его между ними. Ал-Балазури, стр. 453. Текст воспроизведен по изданию: Хрестоматия по истории Халифата. М. МГУ. 1968.. |
|