|
ДАВИД БАГИШЕЦИИСТОРИЯВ году 670 (1221) 2 пришли с северо-востока татары: по словам некоторых, они были из страны Чина и Мачина, другие считают их варварскими племенами, пришедшими из местности, лежащей за воротами Дербента, а третьи считают их скифами с самого дальнего Севера, и все эти племена называются татарами, согласно пророку — варварами-скифами, которые были многочисленны и могущественны. Их царя называли Чангз-хан (Чингис-хан.— А. Г.). После его смерти на царский престол возвели его младшего сына Октай-хана (Угэдэй.— А. Г.). Он собрал несметное количество войск, которых называли мугал-татар, состоявших из хазаров, гуннов и многих других племен, и разделил их на три части. Первую направил на юг, вторую—на северо-запад, командующим которой назначил своего сына, а третью направил на северо-восток, назначив над ними командующим Чармагана, человека, знающего свое дело и имевшего опыт в войнах, приказав им разрушать и уничтожать все страны и государства, а сам предался наслаждениям. И войска его ушли, разрушили все и уничтожили власть народов. Полководец Чармаган, появившийся с северо-восточной стороны, напал на султана Джелал-ад-дина, который властвовал в Хорасане, разгромил его войско, обратил его в бегство и подряд разрушал все области Персии: Рей, Испаган, Атрпатакан— и таким образом с многочисленным войском дошел до страны Албании. Зиму они провели в плодородных и плодоносных местах Мугана в стране Албании, отдохнули, собрались с силами сами и дали отдых лошадям, весной пошли дальше и разрушили всякие страны. Свершилось предсказание великого Нерсеса: «Народ стрелков разрушит все страны». Ой, горе нам! И это продолжалось не один год, не 10, не 20, не 30 лет, а тянулось долгое время, как пожар, охвативший лес; пришли [они] и страны всех народов забрали себе. Они ели без различия мясо лошадей, крыс и мышей. Они гордились своим ханом. И когда все это удалось великому полководцу Чармагану, он выбрал себе военачальника и сопрестольника Искрар-нуина... который был главнокомандующим всеми татарскими войсками и которого [104] впоследствии убили мулхеты, [а вместе с ним] многих других главарей. Они появились в 670 (1221) году и до 683 (1234) года захватили и подчинили себе эти страны. Они захватили много пленных, среди которых был Вардан Ванакан и его ученик Киракос вардапет. Продержав их год в плену, они продали Ванакана за 80 дахеканов, а Киракос вардапет тайком скрылся, и оба они вместе вернулись на свои места жительства. В году 691 (1242) Бачу заменил полководца Чармагана, так как тот оглох (в бою.— А. Г.). Он (Бачу.— А. Г.) захватил Феодосиополь, а на следующий год захватил всю страну Румскую: города Кесарию, Себастию, Ерзнка и все остальные области. Они угнали в плен горестный армянский народ и свергли румского султана Гияс-ад-дина. Когда это увидел мудрый армянский царь Гетум, то он отправил своего брата, армянского полководца Смбата, к Бачу, чтобы выразить ему свою покорность; одобряя это, Бачу потребовал от него выдать мать, жену и дочь султана, которые у него нашли убежище. Царь хотя и не хотел их отдавать, но, боясь угрозы, вынужден был сделать это; Бачу обрадовался и клятвенно обязался соблюдать мир, а полководца Смбата отправил к великому хану, и тот выдал грамоту, согласно которой никто не имел права притеснять армянских князей, и чтобы он оставался в своем царстве без страха, но только с тем условием, чтобы царь Гетум сам приехал к нему. Смбат, армянский спарапет, вернулся с большой торжественностью и передал вышеизложенный разговор с Бачу своему брату. Он (Гетум.—A. Г.) согласился идти к полководцу Бачу, а также к хану. И, получив от хана грамоту с клятвой о преданности, он отправился в дальнюю дорогу и переправился через Каспийское море 3. Он взял с собой много священников и Вардана вардапета 4. Спустя пять месяцев он дошел до царского дворца, и хан с большим почетом принял его и дал верительную грамоту о вечной дружбе, и он с большим торжеством возвратился от Мангу-хана, который воссел на престол после Октай-хана и Гуюк-хана. Они пришли к Бату, отцу Сартаха, знаменитому и близкому [105] родственнику хана, который властвовал близ Каспийского моря после хана, владевшего тремя сторонами [света]. И он (Бату.— А. Г.) также с любовью принял армянского царя Гетума и с большим почетом отправил к Бачу-нуину, который также с почетом его принял, ибо он был известен в Грузии, Албании, Армении и Руме. В году 700 (1251) умер Ванакан в возрасте 70 лег. В году 705 (1256) вернулся Гетум в свое царство. В том же году умер Бату-хан, на престол воссел его сын Сартах, но его в том же году отравили. В году 707 (1258) великий Хулагу, брат Мангу-хана, выступил с большим войском и захватил Багдад у халифа Муздаса — местопребывание магометан. А весной он занял Муфаргин, Амид, Эдессу, Халеб, Шам, а также всю страну [Аравию]. В году 712 (1263) скончался Оганес Гарнеци. В году 713 (1264) египетский султан вторгся в Киликийскую страну, половину страны увел в плен, Левона, [старшего] сына Гетума, отправил в рабство в Египет, а младшего сына. Тороса, убил. Комментарии1. Давид Багишеци был настоятелем монастыря Багиш, который находится на юго-западном берегу оз. Ванского. Кроме «Истории», до нас дошли также переписанные Давидом труды других ученых-современников, благодаря чему сохранилось много ценных исторических материалов, которые в настоящее время находятся в Ереванском Матенадаране. На исторические труды Багишеци долгое время арменоведы не обращали особого внимания. Впервые небольшие статьи о Багишещи написал Пиргалемян («Нотарк айоц», 1888, стр. 122—123), Впоследствии на «Историю» обратил внимание Алишан. Он в «Айапатуме» (стр. 129) приравнивает «Историю» Багишеци к трудам средневековых армянских историков. Литературным наследством Давида Багишеци занимался Ашот Абрамян, в своем исследовании («Эчмиадзин», 1946, стр. 56) определивший значение исторических трудов Давида Багишеци. В. Акопян включил армянский текст «Истории» Багишеци в сборник «Мелкие хроники» (т. II, стр. 277—278). В Ереванском Матенадаране хранятся два списка «Истории» Давида Багишеци: № 7589 (стр. 1б—58б) и № 4044 (стр. 1б—68б). Они и положены в основу нашего перевода. Мы приводим только те материалы, которые относятся к монгольским нашествиям. 2. Автор ошибается: монгольские завоеватели появились на Кавказе не в 1221 г., а осенью 1220 г. («История монголов», вып. I, стр. 70; Бархударянц, Арцах, стр. 358). 3. О том, что царь Гетум I отправился к монгольскому хану, свидетельствуют и другие источники (Смбат Спарапет, Летопись, стр. 229—230; «Сибирский вестник», 1822, ч. 26, стр. 120). 4. Сведения о том, что Гетум взял с собой Вардана вардапета, мы находим только у Давида Багишеци. |
|