АЛ-БАГДАДИ, АБД АЛ-ЛАТИФ
КНИГА УВЕДОМЛЕНИЯ
И РАССМОТРЕНИЯ ДЕЛ ВИДЕННЫХ И
СОБЫТИЙ, ЗАСВИДЕТЕЛЬСТВОВАННЫХ НА ЗЕМЛЕ ЕГИПТА
РАЗДЕЛ ВТОРОЙ,
состоящий из трех глав
Глава первая
О Ниле, его подъеме, причинах этого и
законах
Знай, что Нил в Египте поднимается в то
время, когда спадает вода в [других областях]
земли. Это [происходит], когда солнце [находится в
созвездиях] Рака, Льва и Девы. Он покрывает землю
и остается там сколько-то дней, а когда он сходит
с нее, ее вспахивают и засевают. После этого по
ночам бывает много росы, которая питает посевы,
пока они не созреют. Предел подъема, которого
требуют нужды [земледелия], - восемнадцать локтей.
Если он превысит этот [уровень], то он оросит и
возвышенности. Это как будто бы излишек, но это -
подарок [земледельцам]. А предел подъема, который
[бывает очень] редко, - двадцать локтей без
нескольких пальцев. При этом некоторые места
затапливаются, вода долго держится там, и [время
для] их обработки бывает упущено: из тех земель,
что обычно возделываются, остаются
невозделанными почти столько же, сколько
орошается тех [земель] что обычно остаются
неорошенными. Начало восемнадцатого [локтя] -
предел необходимого [уровня], а начало двадцатого
- предел избытка. Каждый из [217]
этих двух предельных [уровней] имеет
соответствующий начальный [уровень]. Начальный
[уровень] для необходимого [подъема] - шестнадцать
локтей, он называется султанской водой (ма'
ал-султан), так как при этом [уровне]
взимается харадж 1.
Им орошается почти половина всех земель. Это дает
такой урожай, что его хватает всему населению
страны на год. Все же земли обычно орошаются,
когда подъем превосходит шестнадцать локтей -
вплоть до восемнадцати. Это дает такой [урожай],
что жители страны бывают обеспечены продуктами
на два года и более. Что же касается того [случая],
когда [уровень] меньше шестнадцати локтей, то
[земля] орошается недостаточно.
При этом нельзя получить пропитание на
год и бывают трудности с продуктами в такой мере,
насколько [подъем] меньше шестнадцати локтей.
Тогда-то и говорят, что страна "высохла" (шуррикат).
[Это слово] связано с выражением "взошло
солнце" (шарикат ал-шамс), то есть, оно
появилось и поднялось, и от [выражения] "я
завялил мясо" (шарракту ал-лахм), то
есть, из него вышла влага, и оно стало сухим.
Отсюда [происходит] и выражение "дни
вяления" (аййам ат-ташрик), ибо мясо
жертв в эти [дни] вялят, то есть расстилают [на
солнце]. Отсюда также [происходит] и слово
"подавиться" (шарика) в отношении воды и
напитков, потому что вода, когда [человек]
поперхнулся и горло закрыто, не проглатывается, а
появляется и показывается [наружу]. Так и в тот
год, когда Нил не покрывает землю, вода не
скрывает ее и разлив не закрывает ее, [о ней]
говорят: "она высохла" (шарикат), [то
есть] она не погрузилась [в воду] и Нил не достиг
ее. [219]Возможно, что [слово] ташрик
[связано] с выражением "восточный ветер" (ал-рих
ал-шаркиййа), так как восточный ветер и
южный ветер (ал-киблиййа) [они считают]
указанием на недостаток воды и его причиной 2. А [ветры] западный и
северный (ал-бахриййа) [они полагают]
указанием на излишек [подъема] и его причиной. Их
слова "страна высохла" (шуррикат)
означает, что восточные ветры так бушуют, что
разгоняют воду и обнажают землю. А вслед за этим и
землю называют шаркиййа по имени ветра.
Множественное число [этого слова] - шараки, подобно
курсий (стул ) - караси и бухтийй (вид
верблюда) - бахати 3.
Что же касается слова ал-Нил, то оно
происходит от глагола нала йаналу найлан (получать)
или от нала йану-лу наулан (давать). Говорят: наввалтуху
танвилан и нултуху наулан, то есть я дал
его. Ал-нил - это название того, что дается (ма
йунал), так же как ал-ра'й, а это масдар
[глагола "пасти"], а ал-ри'й - то, что пасут
(ма йур'а). Это [замечание] не является
темой нашего [повествования], однако оно пришло в
голову, и мы это оговорили.
Когда [подъем] бывает меньше
шестнадцати локтей, то это начало недостатка (тафрит),
противоположность которому - излишек (ифрат).
В большой книге мы уже приводили годы излишка и
недостатка от хиджры и до этого года. Здесь же мы
ограничимся только тем, что видели сами, как мы и
обещали.
Случилось так, что в пятьсот девяносто
шестом году 4
подъем Нила достиг [только] двенадцати [221](В левом верхнем
углу листа почерком, не принадлежащим автору,
написано слово "шестая [часть]". В правом
верхнем углу автором проставлена цифра I)
локтей и двадцати одного пальца. Этот уровень
[бывает] очень редко. Мы не слышали, чтобы Нил
останавливался на этом уровне со времени хиджры
и до наших дней когда-либо, кроме триста
пятьдесят шестого года 5,
когда остался около уровня на четыре пальца ниже
этого. Но за все это долгое время он примерно
шесть раз останавливался на [уровне] тринадцати
локтей и нескольких пальцев. На [уровне] же
четырнадцати локтей с несколькими пальцами он
останавливался примерно двадцать раз, а
пятнадцати локтей гораздо чаще. Мы опишем то, как
он поднимался в этом году (я имею в виду пятьсот
девяносто шестой год), а затем дополним [описание]
тем, что нам известно о причинах и законах этого
явления. И вот мы говорим: обычно подъем
начинается в [месяце] абиб, усиливается в [месяце]
мисра и заканчивается в [месяце] тут или [месяце]
ба-бих 6, а затем
[вода] спадает. В этом году, когда наступил абиб,
Нил начал подниматься. А примерно за два месяца
до этого в воде показалась зелень, [как у листьев]
свеклы. Затем ее стало больше и появились
отвратительная вонь и гнилостный запах тины, как
у свекольного сока, который оставили на
несколько дней, и он протух. Я набрал немного
[воды] в кувшин с узким [223]
горлом, и ее поверхность [подернулась] зеленой
пленкой. Я аккуратно снял ее и оставил сохнуть.
Это, без сомнения, была ряска (тухлуб). После
удаления этой пленки из воды она стала чистой,
без зелени, однако ее вкус и запах остались
[прежними]. Ты обнаружишь в ней также рассеянные
маленькие растительные частички, подобные пыли,
которые не оседают. Люди, соблюдающие диету,
избегают пить эту воду: они пьют воду из колодцев.
Я вскипятил ее на огне, полагая, что она от этого
улучшится (врачи рекомендуют поступать так с
водой, которая изменила [свои качества]. Но вкус и
запах стали еще более отвратительными и
неприятными. Я обнаружил, что причина этого в том,
что свойства растительных частичек, рассеянных в
ней, в результате кипячения усилились, они еще
больше, чем прежде смешались с ней, и изменение ее
вкуса и запаха проявилось [более явно]. То же
самое происходит с водой, если в ней варить
свеклу, редис или подобные им [овощи], ибо под
действием огня вода смешивается с лучшим в
растении. Что же касается той воды, что
улучшается при кипячении и которую имели в виду
врачи, то это та, которая изменилась из-за
смешения с частичками земли. В результате
кипячения они отделяются от нее: вода улучшается,
а [частички] в ней оседают.
Зелень в воде оставалась в течение
нескольких дней в [месяце] раджаб, в [месяце]
ша'бан и рамадан и исчезла [225]
(В правом верхнем углу листа
проставлена цифра 2) в [месяце] шаввал 7. Зелень сочеталась с
червями и тропическими животными. Эти изменения
в воде большими были в ал-Са'иде, так как он ближе
к истокам и началу [реки]. Подъем [Нила] закончился
одиннадцатого [числа месяца] тут на [уровне]
двенадцати локтей и двадцати одного пальца, а
затем начался спад.
В [месяце] шаввал прибыл посланник
правителя Эфиопии с письмом, извещавшим о смерти
их патриарха и просившим о его замене. В нем он
упомянул, что дожди у них в этом году были слабые,
и что Нил из-за этого [поднимался] недолго.
В прежней книге мы уже рассказывали о
состоянии Нила в этом году и в предшествующие
годы в надежде найти какую-либо связь между ним и
событиями в эти [годы] и узнать по ним что-нибудь
новое о состоянии Нила в годы излишка и
недостатка. Это позволило бы нам заранее
узнавать [об этом], готовиться к предстоящим
событиям и предвидеть их. Копты ал-Са'ида
утверждают, что они [могут] предсказывать уровень
подъема [Нила] в текущем году по [куску] глины
[заранее] известного веса 8.
В определенную ночь они гадают на нем, а днем
взвешивают его. Обнаружив, что его вес
увеличился, они по размеру этого увеличения
судят о высоте подъема Нила. А [другие] люди
предсказывают [это] по урожаю [227]
финиковых пальм, а [некоторые] люди - по тому, как
пчелы дают мед.
Я видел, что в большинстве [случаев],
когда ал-ка' был меньше обычного, подъем в том
году был меньше, чем обычно (Вверху на
правом поле листа рукой автора вертикально
дописано: Примечание. Под [словом] ал-ка' следует
понимать уровень бассейна ниломера 10, относительно которого
узнают уровень подъема или спада Нила. Крайний
уровень спада называется сгоранием [ихтирак].").
Большинство [людей] считает так же. Если зелень
появилась [в воде] в начале подъема или перед ним,
можно с уверенностью полагать, что он будет
слабым. Если же зелень долго держится в воде и
размер подъема невелик, то можно с очень большой
уверенностью говорить о том, что он [и будет]
небольшим. Если же зелень сохранится и в [месяце]
абиб, то это признак слабого подъема.
Причины этого очевидны. Что же
касается того, что незначительность ал-ка' является
признаком слабости [предстоящего] подъема, то
[это объясняется тем], что дожди, которые являются
причиной этого подъема, должны быть настолько
обильными, чтобы ал-ка' достиг своего
обычного положения, а затем они добавляют к нему
[столько воды], чтобы он поднялся на обычную
величину. Дожди не могут давать такого изобилия
[воды] каждый год, и поэтому подобное происходит
не всегда. И если ал-ка' составляет, например,
один локоть, то подъем, чтобы достичь [уровня]
султанской воды, должен быть пятнадцать локтей. А
если ал-ка' составляет шесть локтей, то это
требует подъема в десять локтей, и это легче, чем
в первом [случае].
Кроме этого [заметим], что основное
течение Нила питается источниками 9. Что же касается его
разливов, то их питают дожди. Истощение
источников указывает на то, что год очень жаркий, [229](В правом верхнем
углу проставлена цифра 3) воздух сухой,
испарения недостаточны, и из-за этого бывает мало
дождей.
Кроме этого, тот подъем, что
прибавляется к ал-ка' в большинстве своем бывает
не больше тринадцати локтей, и если ал-ка' составлял
локоть или два, а затем к нему добавился
наибольший подъем (а это тринадцать локтей), то
[разлив] не достиг уровня султанской воды (Вверху на левом поле автор написал:
"Примечание. Я видел разлив и в пятнадцать
локтей. Это было в урожайном году, [который
последовал] за бесплодным").
Что же касается того, что зелень [в
воде] является признаком незначительности
[предстоящего] подъема, то [это объясняется] тем,
что [спадая] в предыдущем [году], Нил оставлял лужи
и озерки, некоторые из которых впитывались, а
некоторые застаивались, зацветали и загнивали.
Если над ними проходили слабые дожди, их [воды]
смешивались с ними и уносили их в Нил. Но они были
не настолько обильными, чтобы их [вода]
преобладала над [водой из] луж и улучшала ее.
Напротив, [вода] из луж преобладала над дождевой
[водой], которая смешивалась с ней и портила ее.
Она мало-помалу вытекала из них и достигала наших
[мест]. Чем слабее дожди, и чем меньше они идут, тем
дольше [держится в воде] зелень. Если же дожди
сильные, они вымывают эти болотца, их [вода]
преобладает над их [водой], они быстро уносят ее,
смешав с илом, скрывают ее от взора и уничтожают
ее следы.
Кроме этого, реки, вытекающие из Лунных
гор, собираются в конце концов в огромном озере,
имеющем гигантскую площадь. Из этого озера и
выходит Нил. Несомненно, [231]
вода этого озера застаивается и цветет, особенно
у его берегов и на отмелях. Когда выпадают
сезонные [дожди], потоки их (вод) устремляются к
нему. Они затрагивают то, что находилось на его
дне, приводят в движение то, что было неподвижным,
и выносят на его середину то, что находилось у его
берегов, переносят это к месту, [где начинается]
течение [Нила], и оно уносит это с собой.
Что же касается того, что [появление]
зелени [в воде в месяце] абиб является указанием
на недостаточность [предстоящего] подъема, то это
[объясняется] тем, что абиб [это месяц, когда
строят] предположения о разливе и о том, будет ли
[чистая] вода преобладать над этим сором. Если
зелень будет оставаться и во время подъема, то
это признак того, что он будет невелик.
А растительные частички,
сопровождающие воду, -это остатки растений,
живущих в воде и около нее, таких, как папирус,
тростник, камыш, зеленая ряска и других. Они гниют
в ней, распадаются на части и уносятся ею.
В числе того, что также вызывает их
распространение, - недостаток воды в том озере.
Если воды в нем мало, течение достигает его дна и
уносит грязь и осадки. Если же оно полноводно, то
течение [питается] его верхними, чистыми [водами],
Знай это (Внизу, на правом поле листа
автором вписано: "Примечание. Из этого ясно,
что вода Тигра, Евфрата и подобных им [рек] лучше
нильской воды, особенно во время ее недостатка,
так как те [реки] вытекают из своих истоков
такими, какие они есть, [не изменяя] своего вида.
Что же касается Нила, то он вытекает из болота,
вода которого застаивается и гниет").
Поэтому эта зелень появляется только в
тот год, когда Нил сгорает, и чем сильнее это
сгорание, тем больше появляется зелени. А в тот
год, когда Нил полноводен и не сгорает, ты не
увидишь зелени, так как ее количество [зависит] от
обилия [233](В
верхнем правом углу листа проставлена цифра 4)
[воды] в его истоках и от возвышения его течения
над придонной грязью.
Если же эти приметы или их часть
[обнаружатся] в один год, можно вполне
определенно полагать, что в этот [год] подъем
будет небольшим.
В этом и есть польза данного
повествования. Есть в нем и другие полезные
стороны, одна из которых - то, что тот, кто
последует [за мной] и добавит к этому то, что он
будет наблюдать сам, он, возможно, обнаружит
другие приметы и признаки хорошего и плохого
подъема [Нила] для каждого года.
Среди них [и вот что]: если астрологи 11 будут наблюдать за
интервалами между хорошими и плохими разливами,
изучат положение звезд и их сочетания, звезды
Египта и земель черных 12
и [особенно] господствующие над ними звезды, и
обобщат [все] это, они смогут, повторив [эти
наблюдения], получить опытным путем [полную]
картину [природы] разливов и спадов [Нила]. Я же до
сих пор не видел у египетских звездочетов
интереса к этому и не нашел у них ничего, на что
можно было бы положиться, лишь беспочвенные
забавы.
Таким образом, они составляют
большинство толкований о звездах: они замечают,
что некоторые земные события связаны с
положением звезд и небесными движениями. Они
наблюдают их, замечают, что они повторяются, и
связывают эти события с этими положениями и
позициями. [235]И когда в ходе
своих наблюдений они замечают, что небесные тела
движутся в подобных положениях и сочетаниях, они
начинают полагать, что происходят подобные
события.
Ссылаясь на опытных людей из древних
коптов, рассказывают, что если вода на
двенадцатый день [месяца] мисра находится на
[уровне] двенадцати локтей и двенадцати пальцев,
то это год [высокой] воды, а если нет - то низкой
воды (На правом поле рукой автора
написано: «И это подтверждено опытом»).
Я нашел у одного из тех, кто
комментировал "Плод" Птолемея 13, комментарий к
последнему афоризму. Во введении [этого афоризма]
говорится: "В начале его [появляются] метеоры,
указывающие на высыхание испарений. Если они
находятся в одной стороне [неба], они указывают на
ветры, которые будут [дуть] с этой стороны, а если
они распространились по всем сторонам
[небосвода], то это указывает на недостаток воды,
колебания воздуха и перемещения армий". Этот
комментатор поясняет: "Я помню, что в двести
девяностом году в Египте распространились
метеоры, [которые] заняли весь небосвод. Народ был
напуган ими, а их число не переставало
увеличиваться. И поэтому не прошло и малой части
года, а народ стал испытывать недостаток в воде.
Нил Египта достиг [в своем подъеме уровня]
тринадцати локтей. В народе начались волнения,
которые привели к падению государства Тулунидов 14 в Египте. В трехсотом
году 15 [метеоры]
распространились во всех частях небосвода,
подъем Нила также был плохим, а в государстве
произошли выступления [237] (В правом углу листа проставлена цифра 5)
и волнения". Это, клянусь жизнью, верные
приметы, однако они годятся для всех районов
[Земли], а не только для Египта. Эти же события
произошли на моих глазах в этом году: рассеивание
звезд в начале года и недостаток воды в конце его.
А правителя Египта сменил в этом [году] его дядя
ал-Малик ал-'Адил 16
после войны, которая была между ними.
Комментарии
1. Харадж - поземельный
налог, один из основных видов налогов в
средневековых государствах Арабского Востока.
Как следует из текста, харадж взимался с
земледельцев тогда, когда уровень Нила достигал
минимального уровня, необходимого для орошения
земель. Султанской вода называлась потому, что
плата за нее шла султану.
2. В названиях ветров
традиционные для египтян названия южного
направления (кибли - от "кибла") и
северного (бахри - от "бахр" - море).
3. Бактриан, бактрийский
верблюд.
4. Соответствует 1199-1200 гг.
5. 356 г.х. соответствует 966-967 гг.
н.э.
6. Месяцы коптского календаря:
абиб (по Занду-Видеанам, начался 25 июня 1199 г.), мифа
(25 июля), тут (29 августа), бабих (28 сентября).
7. Раджаб (начался 17 апреля 1199
г.), ша'бан (17 мая), рамадан (15 июня) и шаввал (15 июля).
8. Об этом способе писал
ал-Калкашанди: "А на двенадцатую ночь этого
месяца взвешивается ил, и по нему определяют
подъем Нила, как положил тому обычай Аллах
Всевышний. Из сухого ила, который поднимает вода
Нила, взвешивается - согласно предписанию - 16
дирхамов. Его собирают на лист или нечто подобное
и кладут в ящик или что-либо другое, а потом с
восходом солнца взвешивают, и как бы ни
увеличился его вес, его увеличение на каждый
харруб относительно 16 дирхамов считается
увеличением подъема Нила на локоть"
(ал-Калкашанди, т. 3, с. 293).
9. См. комм. 4 к главе 1 первого
раздела.
10. Ниломер - специальное
сооружение для измерения уровня подъема Нила.
Ниломеры существовали в Египте еще в древности.
Во времена ал-Багдади ниломер располагался на
острове ал-Рауда напротив Каира. Вот как его
описывает Лев Африканский: "Посреди Нила,
напротив Старого Города, расположен остров,
называемый ал-Микйас, т. е. "Мера", так как
там можно видеть размеченную меру для измерения
Нила, по разливу которого узнают, будет ли в
Египте изобилие или нужда. Этот способ, всегда
безошибочный, был найден древними египтянами ... С
одной стороны храма находится небольшое
отдельно стоящее и закрытое здание, в центре
которого под крышкой устроена квадратная яма
глубиной в 18 локтей. В глубине с одной стороны ямы
есть подземный водоток, который сообщается с
руслом Нила. Посреди ямы установлена колонна,
разделенная и размеченная на столько же локтей,
сколько яма имеет в глубину, т. е. на 18. Когда Нил
начинает разливаться, т. е. с 17 июня, вода сразу же
проникает в водоток и входит в яму. Она
поднимается в один день на два пальца, в другой
день на три, еще в один - на пол-локтя. Каждый день
назначенные люди измеряют по этой колонне высоту
паводка. Они сообщают ее детям, головы которых
повязаны желтыми платками в качестве
отличительного знака. Эти дети обязаны оповещать
по всему Каиру и в предместьях о высоте
паводка" (Лев Африканский, с. 331).
11. Асхаб ал-ахкам
ан-нуджумийа.
12. Судан.
13. Птолемей Клавдий (II в. н.э.) -
древнегреческий ученый, создавший
геоцентрическую систему мира. Работал в
Александрии. Перевод упомянутого афоризма из
труда Птолемея "Плод" с греческого на латынь
дает де Саси (de Sacy, с. 356-357).
14. Тулуниды - династия,
правившая в Египте и Сирии в 254/868-292/905гг.
15. 912 г.
16. Ал-Малик ал-'Адил (ал-Малик
ал-'Азиз 'Имад ал-Дин) - брат Салах ал-Дина,
аййубидский султан в 596/1200-615/1218гг.
Текст воспроизведен по изданию: 'Абд ал-Латифа б. Йусуфа б. Мухаммада ал-Багдади. Книга уведомления и рассмотрения дел виденных и событий, засвидетельствованных на земле Египта. М. Российская академия наук. Институт Востоковедения. 2004
|