Глава 16
Господин Великих Соединений, Третий Полюс 1 Вселенной, Полюс царства и религии, Амир Тимур Гурган 2.
Вечный указ и неизменная воля Аллаха украсили мир, предопределив тысячи промыслов для всего сущего. Таким образом, Всемогущий, наделив пятьдесят два человека, которые составляют величественный род Царя |78| Царей и являют собой наставление для мудрецов, властью, мудростью, независимостью, благосклонностью, щедростью и многими великими добродетелями и прославленными качествами, украсил и отшлифовал редкостную жемчужину верховного наместничества (Халифата). Начиная с Качули Бахадура Он повелел семерым героям священного рода спуститься с положения видимого верховного правления и наградил их титулами главнокомандующих и правящих царей (шахиншахи), так чтобы, испытав подчиненное положение в одеждах повиновения, они смогли бы наилучшим образом приблизиться к инструменту всемирной мастерской. И что касается возвышенных предков, проведших дни свои в Ирганакуне, хоть мы и не имеем никаких сведений о них, все они, поколение за поколением, преисполнены величия. Хотя звания верховного правителя тогда не было, они владели истиной и провозглашали ее, сохраняя свою честь, к тому же лишенные частого общения с другими людьми. И теперь, когда ступени уединения и пребывания в обществе были пройдены, а подготовка грядущего прихода редчайшей жемчужины, Его Величества, Царя Царей, полностью завершена, Аллах, Создатель мира, сорвал маску зависимости, которая, по-видимому, была введена в роду по заветам Тумана-хана, и явил достойного и способного [132] к великому правлению героя. Так появился Его Величество, Господин Соединения, Украшатель Семи Климатов, Возвышатель Трона и Короны, Амир Тимур Гурган. Этот великий явился и утвердил основу своего существования в окрестностях Кеша, больше известного как Шахр-и-сабз 3 (Зеленый город) и один из городов Ирана 4, ночью, во вторник, 25 шаабана 736 г.х. (9 апреля 1336 г.), в год Мыши (первый год тюркского цикла), под [восходящим] знаком Козерога, из прекрасного чрева и чистой завесы Ее Величества, совершенства скромности и благодеяния, славы высоких достоинств и чистоты, хранительницы царства и религии, Тагины Хатун 5. Эта ось сферы великого наместничества и центр океана возвышенного верховного правления — восьмая по счету звезда счастья, которая вырвалась из груди Качули Бахадура.
По мнению одного историка 6, истинное видение Качули Бахадура исполнилось таким образом, но, как уже было замечено, этот день явился, согласно прозорливым предсказаниям мудрых и дальновидных, лишь началом восхождения созвездия и вспышкой первой звезды.
В счастливый век рождения Господина Соединения в Мавераннахре правил Тармаширин-хан 77, сын Дава-хана, сына Барак-хана, сына Бисутавы, сына Бисукана [Маваткана], сына Чагатай-хана. В Иране четыре месяца спустя после смерти Султан Абу Саида 8 царил полный хаос.
Амир Сахиб Каран[и] с ранних лет до расцвета юности упражнялся в охоте и обучался военному искусству 9. В год Мыши — 762 г.х. 10 (1361 г.) Амир Тарагай покинул этот мир. У него было четыре сына и две дочери, а именно: Сахиб Карани, Алам Шейх, Сиюргтамыш, Джуки, Кутлаг Тархан-ага 11 и Ширин Беги-ага.
Когда Сахиб Карани достиг возраста 34 солнечных лет 12, благодаря благоприятному гороскопу, возвышенной судьбе и вразумлению Богом данной ему мудрости, в которой пребывает Божественное вдохновение, в среду, 12 рамадана 771 г.х. (9 апреля 131370 г.), соответствующего году Собаки (Ит), он водрузил на свою голову венец правления и корону всемирного завоевания и возвысился на троне верховной власти и мироуправления. И за 36 лет 14, пока он царствовал и украшал мир, с помощью своей покоряющей мир храбрости и разностороннего ума взял под свое правление и в постоянное владение страны Мавераннахра, Хорезм, [133] Туркестан, Хорасан, два Ирака 15, Азербайджан, Персию, Мазандаран, Керман, Диярбакр, Хузистан, Египет, Сирию, Малую Азию (Рум) и др. и поднял знамена власти и правления в четырех частях света и в семи климатах.
Для того, кто заботился о Спасении 16 и поступью повиновения выходил навстречу, роза благополучия расцветала на вершине судьбы. Тот, кому сопутствовали несчастья, чьи одежды тронуло омерзительное тление, кто отвратил свою голову от воротника подчинения, тот рвал на себе волосы 17, и прибывал на судное место Вершителя (Кахраман) Правосудия, и созерцал в собственной груди шипы, порожденные собственными поступками.
В понедельник месяца зу-ль-каада 789 г.х. он перебил всех жителей мятежного Испахана, поднявших восстание 18. Отсюда он направил поводья решимости к столице (Ширазу) Персии (Фарса), где превратил род Музаффара (Ал-и-Музаффар) 19 в своих слуг. Когда пришли новости о противостоянии Тохтамыш-хана 20, правителя Дашти-Кипчака (пустыня кипчаков, т.е. Киргизская степь), одного из тех, кого Его Величество (Тимур) некогда поддерживал 21, он дважды водил свою армию против него и возвращался с поднятыми знаменами победы. Он пересек Дашти-Кипчак, которая тянется на тысячу фарсангов в длину и шестьсот в ширину, и очистил ее от сора мятежей 22. В другой раз он пошел против Ирана в 795 г.х. (1393 г.) и принес смерть шаху Мансуру 23, надевшему шапку упрямства, и искоренил род Музаффара.
И в той стране он совершил подвиги, которые затмили доблесть Рустама 24 и Афрасиаба 25, и ради отдыха министров своего победоносного правления 26 превратил Персию в сад без шипов (гульзар-и-бихар). После того, благодаря силе своего владычества и удаче, он покорил Багдад 27. Он несколько раз ходил в Грузию и привел туда как своих товарищей победу и завоевание. 12 мухаррама 801 г.х. (23 сентября 1398 г.) он построил знаменитый мост 28 через Инд и, обладая властью и удачей, покорил Индостан 29. В 803 г.х. (октябрь 1400 г.) он совершил поход против Сирии и тем вызвал утренний ветерок судьбы. Огни звездных побед осветили миропокорителя. |80| Был взят Алеппо 30, и затем армия пошла на Дамаск, и пролилась кровь правителей Сирии, которые были заключены в темницу несчастий 31.
[134] В следующем году он поднял свои знамена, желая подчинить Рум, и в пятницу, 19 числа месяца зу-ль-хиджжа 32 804 г.х. (20 июля 1402 г.), выстроив армию и украсив флаг сражения полумесяцем победы, вступил в бой около Ангоры (Анкары), ставший славным сражением с Ильдеримом (Удар молнии), кайсаром Рума, и благодаря незримой помощи, которая всегда сопровождала этого царственного всадника равнины превосходства, собранные армии победы и завоевания находились у его стремян, и предзнаменование успеха 33 звучало в имени покоряющего мир властителя. Ильдерим Баязид (Баязет) был взят в плен, и когда его доставили к подножию возвышенного трона, по совершенной доброте и из благородства ему предложили сесть на место выше принцев 34.
Отсюда Тимур пошел в Азербайджан и провел там восемнадцать месяцев 35, верша правосудие. Цари и сыновья царей из разных стран приходили засвидетельствовать уважение. Правитель Египта отчеканил множество красных и белых монет в его честь и послал к охраняющему мир двору. Другие правители близлежащих стран подняли флаг доброжелательности на равнине повиновения. И с минбаров Мекки, Медины и других святых мест в его честь читалась хутба. В месяце зу-ль-каада 806 г.х. (мае 1404 г.) он пошел против Фируза-куха 36, и одержал победу, и в тот же день без промедления направился в Хорасан. В начале мухаррама 807 г.х. (9—10 июля 1404 г.) он прошествовал от Нишапура в Мавераннахр и здесь, в родной стране, устроил великое торжество 37, поразившее властителей размахом и блеском.
Вознаградив человечество щедростью и любовью, он отправился покорять земли Китая (Хита).
Ночью в среду, 17 шаабана 807 г.х. (18 февраля 1405 г.), в городке (мауза) Утрар 38, расположенном на расстоянии 76 фарсахов от Самарканда, он, повинуясь непреложному указу Аллаха, обратил лицо к вечному городу и повернул коня жизни к прекрасному обиталищу непреходящего мира. Его величественное тело доставили в Самарканд с должным для столь великого человека уважением. Следующие строки содержат запись о событиях жизни этого мироукрашателя.
Султан Тимур — тот, кому не было
равных среди правителей; [135]
В 736 году он пришел в этот мир;
В 771 году он взошел на трон;
В 807 году он простился с миром.
Этот благородный Господин Соединения имел четырех сыновей. Первый — Гияс-ад-дин Джахангир мирза. Он умер в Самарканде в 776 г.х. 39 (1375 г.) в начале правления отца. Он оставил двоих сыновей: |81| Мухаммад Султана, которого Тимур объявил своим преемником, однако умершего после завоевания Малой Азии (Рума) 17 шаабана 805 г.х. [1403 г.] в Сури 40, крепости Рума; и Пир Мухаммада, назначенного наследником после смерти его брата и в пользу которого Его Величество Сахиб Карани сделал завещание в конце жизни. В то время он (Пир Мухаммад) являлся правителем Газни и границ Индии. Но его зверски замучил 14 рамадана 809 г.х. (22 февраля 1407 г.) Пир Али Таз 41, один из его военачальников, и клеймо вечного проклятия отпечаталось на лбу этого предателя.
Второй сын Его Величества Сахиб Карани — мирза Омар Шейх, управлявший Персией. Он также умер при жизни отца в раби ал-аввале 796 г.х. (январе 1394 г.) под крепостью Хармату 42.
Третьим сыном был Джалал-ад-дин Миран Шах мирза, тоже принадлежавший к этому знатному роду, и краткий рассказ о нем впереди.
Четвертый сын — мирза Шахрух, правивший Хорасаном и сопровождавший стремя своего отца во многих сражениях. Вскоре после его смерти он стал законным верховным правителем; и Иран, и Туран, и другие страны, бывшие под отцовской властью, находились под его благотворным влиянием в течение сорока трех лет. Он родился в четверг, 14 числа месяца раби ал-ахира 779 г.х. (21 августа 1377 г.), и умер в первый день нового года (персидской эры), в воскресенье утром, 25 числа месяца зу-ль-хиджжа 850 г.х. (13 марта 1447 г.).
ДЖАЛАЛ-АД-ДИН МИРАН ШАХ
Джалал-ад-дин Миран Шах — шестой предок Царя Царей. Его благородное рождение свершилось в 769 г.х. [1368 г.], и при жизни отца [136] он управлял арабским и персидским Ираком, Азербайджаном, Диярбакром (Месопотамией) и Сирией.
Когда Его Величество Сахиб Карани пошел на Индию, все эти страны находились под его (Джалал-ад-дина) властью 43, так что ни разу не были нарушены устои правосудия и верховного правления.
Однажды, во время охоты на косуль 44, его лошадь вдруг понесла (видимо, испугавшись), и он был выброшен из седла на землю, серьезно повредив при этом голову и лицо 45. Искусные врачи и хирурги сделали всё возможное и восстановили его физическое здоровье, но сознание его осталось помутненным (букв, “туман окутал уравновешенный центр его сознания”). После смерти Тимура старший сын Миран Шаха — Абу Бакр мирза прочитал хутбу и отчеканил монеты с именем отца. |82| Его Высочество царевич (Миран Шах) жил преимущественно в Табризе 46, и все дела верховной власти продолжал мирза Абу Бакр 47. 24 числа месяца зу-ль-каада 810 г.х. (21 апреля 1408 г.) он был убит в сражении с Кара Юсуфом Туркменом в окрестностях Табриза. У него было восемь сыновей: Абу Бакр, Аланкар мирза, Усман Калби мирза, Умар Халил, Султан Мухаммад мирза, Иджиль мирза, Сиюргтамиш.
СУЛТАН МУХАММАД МИРЗА
Султан Мухаммад мирза — власть имущий 48 сын Миран Шаха. Его благородная мать Михр Нуш 49 была из рода Фулад Кия. Мирза всегда жил со своим братом мирзой Халилом в Самарканде, и когда последний перебрался в Ирак, мирза Шахрух сообщил мирзе Улугбеку (своему сыну) всё, что он знал о достойных качествах Мухаммад мирзы, и похвалил его благородный характер; и царевич (Улугбек) всегда проявлял братскую (т.е. родственную) доброту. Мухаммад мирза имел двух сыновей: Султан Абу Саид мирзу и Манучехр мирзу. Когда он заболел и находился при смерти, прибыл мирза Улугбек, чтобы справиться о нем, и последний [Мухаммад мирза] настоятельно рекомендовал своего сына Абу Саида мирзе Улугбеку. Вот почему Абу Саид вырос в неге и холе на попечении Улугбека и ежедневно продвигался вверх по ступеням власти и счастья под его руководством. Однажды один из близких людей Улугбека, наблюдавший за ним [Абу Саидом], сообщил: “Ваш племянник [137] (Абу Саид) служит вам очень рьяно”. На что мирза ответил: “Он не служит нам, но узнаёт искусство завоевания и победы благодаря нашей дружбе”. Мирза говорил это по своей совершенной проницательности и интуиции.
СУЛТАН АБУ САИД МИРЗА
Благоприятное рождение Султан Абу Саид мирзы произошло в 830 г.х. (1427 г.), он стал султаном, когда ему было двадцать пять лет. В течение восемнадцати лет он управлял Туркестаном, Мавераннахром, Бадахшаном, Кабулом, Газни, Кандагаром и пределами Индостана, а в конце его правления Ирак тоже вошел в его владения. Такое благосостояние и обладание огромными землями могли бы стать источником опьянения, но он был благоразумен, не терял широты восприятия и искал просвещения у дервишей и отшельников. В 872 г.х. (1468 г.) мирза Джахан Шах, сын Кара Юсуфа, правителя Азербайджана, пошел войной на Узун Хасана Ак Коюнлу 50, но, исполненный великой беспечности и чрезмерной жажды власти, был убит им 51. Султан (Абу Саид) повел армию против него |83| (Узун Хасана). Хотя Узун Хасан заговорил о мире, предложение не было принято, и, доведенный до крайности, он перекрыл снабжение зерном. Это привело к большому голоду в лагере Абу Саида, в течение 14 дней царским лошадям не давали ячменя, солдаты разбежались. Узун Хасан одержал победу, и 22 раджаба 873 г.х. (4 февраля 1469 г.) судьба отдала Султана в руки людей Узун Хасана. Через три дня после этого он был передан его союзнику — Ядгар Мухаммад мирзе, сыну Султан Мухаммад мирзы, сына Байсункар мирзы, сына Шахрух мирзы. И этот недостойный зловещий человек убил могущественного царя в отместку за убийство Гаухар Шад бегим 52, жены Шахрух мирзы. Слова мактал-и-Султан Абу Саид (кровавое пятно Султан Абу Саида) дают дату 873 г.х. (1469 г.).
УМАР [ОМАР] ШЕЙХ МИРЗА
Омар Шейх мирза был четвертым сыном 53 Абу Саид мирзы, младше, чем Султан Ахмад мирза, Султан Мухаммад и Султан Махмуд мирза, и старше, чем Султан Мурад мирза, Султан Валад мирза, Улугбек мирза, Абу Бакр мирза, Султан Халил мирза и Шахрух мирза. Он родился в Самарканде в 860 г.х. (1455 г.). Султан Абу Саид мирза [138] сначала дал царевичу Кабул и послал его под опекунство Бабаи Кабули, но затем отозвал из Дарагаза 54 на праздник 55.
После того как праздник закончился, он дал ему страну Андижан и Тахти Озджанд 56 и, предоставив в его распоряжение беков, послал туда под опекунство 57 Тимур Ташбека 58. Причиной того, что он отдал эту страну лучшему из своих сыновей, было чрезвычайное желание сохранить наследственную территорию, и поскольку Его Величество Сахиб Карани отдал ее своему необычайно одаренному сыну Омар Шейх мирзе, то Абу Саид, по сходству имени, отдал ее своему сыну Омар Шейху. Сахиб Карани, как сообщают, неоднократно отмечал: “Мы побеждали мир благодаря силе меча Омар Шейх мирзы, благодаря тому, что он пребывал в Андижане и являлся надежным барьером между нашей территорией и Дашти-Кипчаком, и благодаря защите им проходов люди Дашти-Кипчака были покорны, не смея поднять мятеж, а мы могли спокойно готовиться к завоеванию мира”.
И этот мудрый правитель (Омар Шейх) также предпринимал чрезвычайные меры, чтобы никакая враждебная армия не могла вторгнуться на эту территорию, бывшую границей Мугулистана. И хотя Юнус-хан пытался, он не мог завладеть ею и нанес ее благополучию самый |84| незначительный ущерб 59. Этот удачливый и звездно-возвышенный царевич взвешивал слова и обладал красноречием, он очень любил поэтов и читал стихи. У него был поэтический склад характера, но при этом он не пытался писать стихи, а большую часть своего времени тратил на чтение книг — исторических и поэтических. Перед ним часто декламировали “Шахнаме”, и он был превосходным слушателем, поскольку обладал живым умом и добрым нравом и являлся глубоким ценителем хорошей поэзии. Высокий гений смягчал его душу, и красота счастья была проявлена на его челе. Он не имел равных среди современников в способности управлять, заботе о своих подчиненных и утверждении справедливости. Он был настолько храбр, насколько и великодушен, и его энергия питала его талант. Он украшал трон верховной власти 60.
Например, однажды караван из Китая (Хита) прибыл в горную страну к востоку от Андижана. Была ужасная метель, и караван пострадал так, что только двое людей спаслись. Когда этот справедливый человек услышал о катастрофе, несмотря на нужду в деньгах, он не прикоснулся [139] к товарам, но назначил заслуживавших доверия людей охранять имущество, пока не созвали наследников погибших, для того чтобы отдать им товары, права на которые были удостоверены 61.
Этот правитель всегда помнил о дервишах, чувствовал склонность к обществу религиозных людей и просил мудрости у дверей сердец знающих Бога. Особенно у святого Насир-ад-дин Ходжа Абдаллаха, известного под именем Ходжа Ахрар 62.
Наследовав своему отцу, он управлял Андижаном, столицей Ферганы; Ташкент, Шахрухия и Сайрам также были в его владении. Он несколько раз направлял армию против Самарканда и неоднократно обращался за помощью к Юнус-хану, который владел землями Чагатай-хана, был ханом мугулов и его родственником. Всякий раз, когда Юнус-хан оказывал мирзе помощь, тот отдавал ему какую-нибудь провинцию, а затем, когда приходило время, Юнус-хан возвращался обратно в Мугулистан. В последний раз Омар мирза отдал ему Ташкент, и до 908 г.х. (1502—1503 г.) он и Шахрухия были во владении правителей рода Чагатая. Тогда верховная власть в мугульском племени принадлежала Махмуд-хану, старшему сыну Юнус-хана. Этот Махмуд-хан и Султан Ахмад мирза, брат Омар Шейха, правитель Самарканда, заключив союз, повели свои войска против мирзы (Омар Шейха). Султан Ахмад мирза шел с юга от реки Ходжанд, а Султан Махмуд-хан с севера от нее. Именно в это трудное время с мирзой произошел случай, о котором следующий краткий рассказ. |85|
Ахсикат, известный как Ахси, является одним из семи городов Ферганы. Мирза Омар Шейх сделал его своей столицей. Город располагался над крутым ущельем, и все дома находились на его краю. По воле судьбы в понедельник, 4 рамадана 899 г.х. (9 июня 1494 г.), он сидел около голубятни, одного из крайних строений, наблюдая за полетом птиц, когда слуга сообщил, что обрыв рушится. Мирза тотчас вскочил и надел на одну ногу туфлю, но не успел надеть другую, как пропасть разверзлась, и уступ обрушился. Тело мирзы упало на дно, но душа его вознеслась на небеса. Ему было тогда 39 лет. Родился он в 860 г.х. в Самарканде. (Об этом уже говорилось.) Да будет известно, что Фергана принадлежит к пятому климату и является границей цивилизованного мира. К востоку от нее — Кашгар, а к западу — Самарканд; на юге — горы на границе Бадахшана. [140] На севере прежде были города Алмалиг, Алмата, Янги, известный как Утрар, но в настоящее время никаких следов или руин их не осталось. На западе, где находятся Самарканд и Ходжанд, нет гор. Кроме этого направления здесь нет другого входа для чужестранцев. Река Сейхун, известная как Аби Ходжанд, течет с северо-востока на запад. Затем бежит севернее Ходжанда и южнее Финаката, известного как Шахрухия. Далее, отклоняясь на север, она течет к Туркестану и, не встречая никакой другой реки в этом направлении, исчезает в песках. В этой стране семь городов (касба): пять на юг от Сейхуна и два на север. Южные города — Андижан, Уш, Маргинан 63, Асфара (Исфарадж) и Ходжанд. Северные — Ахси и Касан.
У этой редкостной жемчужины верховной власти было три сына и пять дочерей. Старший сын — Его Величество Фирдус-макани Захир-ад-дин Мухаммад Бабур Падшах. Джахангир мирза, младше Бабура на два года, был сыном Фатимы Султан, которая происходила от Туманбека (букв, “командир 10 000 человек”) из мугулов. Третьим был Насир мирза, младше Джахангира на два года. Его целомудренная мать родом из Андижана была наложницей по имени Уммед. Старшая дочь [Омар Шейха] Ханзада бегим, родная сестра Его Величества Гити-ситани Фирдус-макани, была старше его на пять лет. Когда шах Исмаил |86| Сефеви победил узбеков (Шайбани) в Мерве, эта целомудренная была там, и шах Исмаил послал ее со всеми почестями к Его Величеству Гити-ситани Фирдус-макани в Кундуз 64.
По истечении десяти лет разлуки между ними состоялся разговор, и Его Величество Гити-ситани Фирдус-макани вспоминал: “Когда они прибыли, я и Махмуда Кокалташ (молочный брат) пошли, чтобы встретить их, но бегим и ее слуги не узнали нас, хотя мы известили о себе. Через некоторое время они признали нас” 65.
Следующим ребенком была Михр Бану бегим, родная сестра Насир мирзы, на восемь лет младше Фирдус-макани. Еще одна дочь — Ядгар Султан бегим, матерью которой являлась наложница по имени Ага-султан. Следующей была Разия Султан бегим. Ее мать — Махдума Султан бегим известна как Каракуз (Черноглазая) бегим. Эти две дочери родились после смерти Омар Шейха. Также была дочь, рожденная Ануш-агой, дочерью Ходжа Хусейна, умершая в младенчестве 66.
Комментарии
1. Салису-ль-кутбин. Вероятно, это означает, что он — полюс, дополняющий два полюса и составляющий с ними Троицу. Но это может означать судью или арбитра между этими двумя полюсами либо то, что он заключал в себе все три вида полюсов, т.е. полюс кутбу-ль-миллат (религии), кут-бу-д-дуния (мира), кутбу-д-дин (веры). Руи Гонсалес де Клавихо говорит: “Герб Тимурбека был подобен трем кругам, нарисованным так: °о°, и это должно означать, что он — господин трех частей мира” [Клавихо Г. История Великого Тамерлана // Тамерлан. М., 1992. С. 301]. Он добавляет, что Тимур повелел, чтобы эта эмблема была изображена на его монетах и на всём, что у него было, он также приказал своим данникам использовать ее на своих монетах. Возможно, эпитет, использованный в тексте, является ссылкой на эту эмблему.
2. Тимур никогда не принимал титула более высокого, чем титул эмира (военачальника). Этим он подчеркивал, с одной стороны, свою фиктивную подчиненность ордынским ханам, с другой стороны, наследственное право его рода на титул главнокомандующего (монг. нуян (нойон) соответствовало тюрк. эмир), которым Чингиз-хан облек одного из предков Тимура, Карачар Нуяна (см. гл. 15). [Титул гурган (зять) Тимур принял после женитьбы на Сарай-Мульк-ханум, дочери хана Казана, Чингизида, в 1370 г.]
3. Приблизительно в 40 милях к северо-востоку от Самарканда. Он назывался Зеленым городом из-за зелени его садов (см.: Зафар-наме, I. 301). Бабур писал, что он расположен в пятом климате [см.: Бабур-наме, 49 а]. Обычно говорят, что он расположен в дне пути от Самарканда. [Шахрисабз — город в Кашкадарьинской области Узбекистана, примерно в 70 км к югу от Самарканда, был центром древнего оазиса Кеш — исторической области, располагавшейся в верхнем течении реки Кашкадарьи.]
4. В некоторых источниках, например, у Абд-ал-Хамида (Бадшах-наме, Bibliotheca Indica I. 43) — Туран. Кеш находится в месте, которое обычно зовется Трансоксиана, или Маварао-н-нахр (Мавераннахр).
5. Хафи-хан называет ее Нагина. [По “Зафар-наме” Йезди, мать Тимура звали Текина-хатун.]
6. Шараф-ад-дин Али-и Йезди (“Зафар-наме”). Абу-л Фазл уже осудил Шараф-ад-дина (см. конец гл. 1) за идентификацию семи звезд, которые появились из груди Качули, с этими семью потомками, находившимися между Качули и Тимуром. Абу-л Фазл считает, что неверно называть звездами людей, которые не правили, и полагает, что Тимур был первой из этих восьми звезд, а не последней. Но такая интерпретация тоже заслуживает возражения. Достоверно известно, что Акбар был в восьмом поколении от Тимура через третьего сына Тимура, Миран Шаха, но ни Миран, ни его сын Мухаммад мирза (который также не был старшим сыном) никогда не были правителями. Конечно, они никогда не были теми, кого Абу-л Фазл называет “украшающими мир монархами”, и не могут сравниваться, например, по царским качествам, степени власти и продолжительности господства с Шахрух мирзой (четвертым сыном Тимура) или по возвышенности интеллекта с его прославленным сыном Улугбеком. Действительно, из тех шести, кто находился между Тимуром и Акбаром, только трое были правителями: Абу Саид, Бабур и Хумаюн.
7. Это, видимо, ошибка. Тармаширин был убит в 1334 г. Согласно Шараф-ад-дину, большому авторитету, которого подобострастно копирует Масуди, Султан Казан был условным правителем, когда родился Тимур, и его правление продолжалось с 733 по 747 г.х. (1332—1346 гг.), но реальной властью обладал эмир Казаган [который не относился к роду Чингизидов].
8. [Абу Саид, сын Ульчжайту, ильхан, потомок Хулагу-хана, правил с 1316 по 1335 гг.]
9. В “Зафар-наме” (15) сообщается, что Тимур с 10-летнего возраста обучался охоте и военному искусству.
10. Очевидно, он умер в 761 или в начале 762 г.х., иначе соответствующий год цикла должен быть годом Вола. “Зафар-наме” также, хотя и не совсем ясно, говорит, что отец Тимура умер в 761 г.х. — это год, когда Туглак Тимур вторгся в Мавераннахр, и Хаджи Барлас, дядя Тимура, бежал в Хорасан.
11. Она умерла в 785 г.х. [1383 г.].
12. Согласно Абд-ал-Хамиду (Бадшах-наме, 43) — 35 лет и 17 дней.
13. Очевидно, в день его рождения.
14. Согласно Абд-ал-Хамиду — за 35 лет, 11 месяцев и 5 дней.
15. [В средневековье различались Ирак Араби (арабский) и Ирак Аджами (не-арабский). Диярбакр — современный город Диярбакыр, в юго-восточной части Турции.]
16. Букв, “для кого Спасение не было другом его счастливого дня”.
17. Муи-кашан — букв, “волосы тянущий”, но здесь, возможно, “тянущий себя за волосы”.
18. Это произошло 6 числа месяца зу-ль-каада (6 ноября 1387 г.). В то время как шли переговоры о сдаче города, жители поднялись против Тимура и убили много его воинов. Тимур сообщает: “И я победил город Испахан. И я доверял людям Испахана, и я отдал замок в их руки. И они восстали, и дарага, которых я поставил над ними, они также убили вместе с тремя сотнями солдат. И я также отдал приказ перебить людей Испахана”. [Уложение Тимура // Тамерлан. М., 1992. С. 178—179. Исфахан — город в центральной части Ирана, на реке Зайендеруд. В конце XVI—XVIII вв. столица государства Сефевидов.]
19. Эта династия, основанная в 718 г.х. (1318 г.), была известна под именем Ал-и-Музаффар и управляла Керманом [область на юго-востоке Ирана]. Была свергнута Тимуром в 795 г.х. (1393 г.).
20. [Тохтамыш — сын Туй Ходжи-оглана, эмира Белой Орды. Правил в Белой Орде с 1379 г., в Золотой — с 1380 г. Разгромлен Тимуром в 1395 г. Умер в 1406 г.]
21. Тохтамыш был обязан Тимуру своим царствованием. Он был потомком Чингиза через его сына Джучи.
22. Хас у хашак — сорняки и колючие кустарники.
23. [По Гияс-ад-дин Али, Мансур был убит в 795 г.х. (1393 г.) в битве около Шираза.]
24. Вероятно, имеется в виду взятие Рустамом известной Белой крепости (Калаи-Сафед). [Согласно Фирдоуси (см.: Шахнаме. Т. II, стихи 486—794) Белая крепость была взята Сухрабом].
25. Афрасиаб — владыка Турана [временно владевший престолом Ирана]. Впоследствии был убит Залем и его сыном Рустамом.
26. Аулия-и-давлат, но часто эта фраза является только почтительной формой упоминания правителя.
27. Это было первое взятие Багдада в сентябре 1393 г. Во второй раз он был взят 20 июня 1401 г.
28. По велению Тимура переправу устроили там, где Джалал-ад-дин Мангбарни переплыл реку. Мост был сооружен за два дня из лодок и плотов и едва ли может быть назван джаср-и-али.
29. [Поход в Индию продолжался год — с марта 1398 г. по март 1399 г.]
30. Видимо, это ссылка на жестокое уничтожение пленных в Алеппо после первого сражения близ Дамаска (см.: Зафар-наме, II. 314). Среди казненных были Шадун, губернатор Дамаска, и, очевидно, много правителей других сирийских городов, собравшихся в Алеппо по приказу правителя Египта. Ахмад Араб-шах сообщает, что ряд вождей Дамаска сдались Тимуру после того, как правитель Египта покинул город, и многие из них были впоследствии преданы смерти.
31. Я не уверен в том, что верно передал значение слов залль-и-кайд. Известен город Зиллах в Малой Азии, рядом с которым Цезарь одержал свою победу (“Veni, Vidi, Vici”), но я не нашел сведений о том, что сирийские эмиры были заключены там, или что Тимур бывал в тех местах. Возможно, залль — вариант написания слова зилль — тень.
32. По Ахмад Араб-шаху, в четверг, 27 числа месяца зу-ль-хиджжа (Тамуз).
33. Имеются в виду известия о победе, посланные в Персию, Татарию, и др. (см.: Зафар-наме, II. 447).
34. В тексте зир-и-даст-и-шахзада.
35. Это ошибка. Тимур пошел на Азербайджан до Ангорской битвы, и “восемнадцать месяцев” относятся, кажется, к интервалу между взятием Дамаска в январе 1401 г. и Ангорским сражением в июле 1402 г. Абу-л Фазл ничего не говорит о взятии Смирны, которое произошло после Ангорского сражения в 805 г.х. (декабре 1402 г.) и было одним из самых больших достижений Тимура. Весь рассказ Абу-л Фазла о Тимуре очень скуден и несет на себе следы поспешности.
36. Город в Мазандаране на Каспии. Он именуется по названию соседней горы, где добывается бирюза. Согласно другой версии, его название означает “Холм победы”. [Город в отрогах хребта Эльбрус, к востоку от Тегерана.]
37. Грандиозный пир, когда было отпраздновано шесть свадеб внуков Тимура. Это произошло в сентябре— октябре 1404 г. в Самарканде. [См.: Клавихо Г. История Великого Тамерлана // Тамерлан. М., 1992. С. 319—327.]
38. Город Утрар, 44°с.ш. 67°в.д., приблизительно в 300 милях к северо-востоку от Самарканда на правом берегу Сейхуна (Яксарта). Бабур [1 б] говорит, что он назывался также Янги. [Сейхун — средневековое название Сырдарьи. Утрар — средневековый Отрар, располагавшийся в 360 км к северу от Самарканда, близ впадения в Сырдарью реки Арысь (Южный Казахстан).]
39. В мемуарах Тимура и “Зафар-наме” — 777 г.х. См.: Зафар-наме, I. 271, где говорится, что 777 г.х. соответствует году Крокодила. Смерть наступила в начале 777 г.х. (июнь 1375 г.).
40. В “Зафар-наме” упомянут Сари Хисар, но не говорится, что Мухаммад Султан умер там, сообщается лишь (II. 492), что он умер в трех привалах от Кара Хисара (Черная крепость) при переносе его на походных носилках — очевидно, из Кара Хисара для перемены воздуха. “Зафар-наме” дает дату смерти 18 шаабана (11 марта 1403 г.) — примерно через две недели после смерти Баязида.
41. Пир Али был впоследствии предан смерти Шахрухом.
42. Или Харману. Это небольшая крепость в Курдистане. Принц был вызван из Персии Тимуром и находился в пути, чтобы присоединиться к нему в Диярбакре. Он был убит во время разведки стрелой, пущенной из крепости.
43. Сирия была завоевана после окончания индийской экспедиции.
44. В тексте сар-и-куч, но в “Зафар-наме” — куч. Сар-и-куч не встречается в словарях, и возможно, это написано ошибочно вместо сай-куч — сайгак, антилопа пустыни.
45. [Это произошло осенью 1396 г.]
46. Клавихо видел Миран Шаха в Султании и описывает его как человека в возрасте сорока лет, высокого, тучного и страдающего подагрой. Он рассказывает о его дурном поведении, а также о том, почему он был лишен власти своим отцом.
47. [Клавихо пишет о пленении Абу Бакра его братом Омаром после смерти Тимура и о заключении Абу Бакра в крепости Султании.]
48. Это сказано только ради благозвучной фразы фарзанд-и-давлат-пайванд. Фактически Султан Мухаммад никогда не правил. Можно предположить, что он умер прежде своего отца и деда, т.е. до 807 г.х., поскольку он не назван в “Зафар-наме” среди тридцати шести выживших сыновей и внуков Тимура. Клавихо также не упоминает о нем.
49. Возможно, это та женщина, которую Шараф-ад-дин, Клавихо и др. называют Ханзада и которая отправилась в Самарканд и сообщила о безумии своего мужа Тимуру. Клавихо говорит, что она была матерью Халила, и кажется вероятным, из-за их совместного проживания, что Халил и Султан Мухаммад были родными братьями. Клавихо (147) называет ее Ханзадой. Он говорит: “Она происходила из рода старых императоров, и по этой причине Тимурбек относился к ней с большим уважением”. Это указывает на то, что она и есть Михр Нуш, на чей высокий род ссылается Абу-л Фазл. Кия, видимо, тот самый Кият, которого Абу-л Фазл упомянул в рассказе об Ирганакуне, но я не знаю рода Фулад (Пулад). [Женой Миран Шаха была внучка хана Узбека, правителя Золотой Орды, из рода Джучи.]
50. Белая овца. Правильное написание, кажется, Ак-каян-лу [Ак Коюнлу]. Черная овца — Кара-каян-лу [Кара Коюнлу]. Узун Хасан, т.е. Хасан Длинный, был дедом по матери Шах Исмаил Сефеви, царя Персии.
51. В 861 г.х. (1457 г.) Абу Саид находился в плохом настроении из-за того, что потерпел неудачу при захвате цитадели Герата, а в это время некоторые склонные ко злу люди сказали ему, что Султан Ибрахим мирза (внук Байсункара и правнук Шахруха) направил посыльных к султанше Гаухар Шад и тайно общался с ней. Поэтому Абу Саид торопился предать ее смерти. Она была вдовой Шахруха, прадеда Ядгара, и жила в Герате, который был столицей владений ее мужа, где он и умер в 850 г.х. (1447 г.). Абу Саид вошел в город, но не сумел овладеть цитаделью.
52. Гаухар Шад (Драгоценный камень восхищения), видимо, была любимой женой Шахруха. Бабур рассказывает о посещении ее могилы [см.: Бабур-наме, 191 а]. Она была предана смерти 10 рамадана 861 г.х. (31 июля 1457 г.).
53. Список сыновей Абу Саида, составленный Абу-л Фазлом, не согласуется с Хонд-е Миром и неверен. Султан Махмуд был вторым, а Султан Мухаммад третьим сыном. Абу Саид оставил одиннадцать сыновей, и это значит, несмотря на утверждения Бабура, его отец был шестым, а не четвертым сыном, пятым являлся Улугбек. Одиннадцатым сыном был, очевидно, Султан Омар — не Омар Шейх. [Среди сыновей Абу Саида, упоминаемых Бабуром, отсутствуют Валад мирза и Шахрух мирза.]
54. [Дарагаз — долина реки Балх (Балхаб) в северной части Афганистана.]
55. Известный шестимесячный праздник в честь обрезания сыновей Абу Саида, отмечавшийся в Мерве в 1465 г.
56. Очевидно, Узканд в Восточной Фергане. [Город Узгенд (Узген) — древний город Ферганы. В X в. был столицей государства Караханидов. Ныне районный центр в Ошской области, Республика Киргизия.]
47. Омар Шейху было тогда только десять лет от роду. Многое здесь — из “Бабур-наме”.
58. [В “Бабур-наме” приводится полное имя – Худай Берди Тугчи Тимур Таш (см.: Бабур-наме, 6 б).]
59. Это описание поступков Юнус-хана едва ли справедливо. Омар Шейх, передав Юнусу свою столицу Ахси, затем пожалел об этом, развязал войну против него, но был побежден, пленен и своей жизнью обязан великодушию Юнуса (см.: Тарих-и-рашиди, 96). [Юнус-хан — дед Бабура по матери, хан мугулов, потомок Чагатая, умер в 892 г.х. (1487 г.).]
60. Всё это из Бабур-наме [5б —7б].
61. Эта история рассказана в Бабур-наме [7а – 7б]. Акцент, поставленный на этом простом акте честности Бабуром и Абу-л Фазлом, показывает его моральную значимость для того времени. Вероятно, честность Омар Шейха, проявленная в этом случае, вдохновила его сына Бабура на подобные действия по отношению к индийским торговцам в Калат-и-Гильзай [см.: Бабур-наме, 207 б].
62. [Ходжа Убайд Аллах Ахрар (умер в 895 г.х. (1498 г.) — представитель среднеазиатского дервишества, сыгравший значительную роль в жизни Самарканда во второй половине XV в.]
63. Современное название — Маргилан. [Древний город области Ферганы, расположен в предгорьях Алайского хребта, к северу от города Ферганы.]
64. Город севернее Кабула и к востоку от Балха. Иногда пишется Хундуз. [Кундуз — река в северо-восточном Афганистане, приток Амударьи, а также название орошаемого ею оазиса.]
65. [См.: Бабур-наме, 9а. Бабур называет молочного брата Мухаммад Кукельташ.]
66. Рассказ о семействе Омар Шейха, также как и о Фергане (Коканд), почти дословно взят из воспоминаний Бабура [см.: Бабур-наме, 8б—9б]. Абу-л Фазл опускает имя третьей дочери Омар Шейха, Шахр Бану бегим, которая, была родной сестрой Насир мирзы, сына наложницы по имени Уммед. Фактически Абу-л Фазл перепутал Михр Бану и Шахр Бану. Первая родилась на два года раньше Бабура, а Шахр Бану, неверно названная Абу-л Фазлом Михр Бану, — на восемь лет моложе Бабура. Бабур дает младшей дочери имя Рукия (Рукайя), а не Разия, как пишет Абу-л Фазл.
Жену, названную в тексте Ануш-ага, Бабур называет Улус-ага. Она была удалена из гарема через несколько месяцев после того, как родила дочь.