Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

АБУ-Л-ФАЗЛ АЛЛАМИ

АКБАР-НАМЕ

Глава 15

Ее Величество Аланква, вершина целомудрия и завеса невинности.

Какие бы сокровенные тайны ни выносил Аллах, дивный Создатель, на белый свет, это всегда сопровождалось необычными обстоятельствами. Сыны человеческие не замечают их по своей беззаботности, в основе которой — сытость жизни и покров суетности. Тем не менее это так, иначе человек вечно пребывал бы в нерешительности и не направлял бы себя к действию. Поэтому Начавший украшение мира скрывает большинство чудес Своего могущества от взглядов смертных, но чтобы совсем не лишать людей лицезрения необычных проявлений Божественных законов, Он снимает эту завесу с сокровенных мест Своих тайн. И после многих видений беспечность, которую судьба сделала чертой человеческой натуры, превращает зрение в преграду для постижения 1. И вновь вселенская благосклонность Божества, во имя тысячи разных целей, одна из которых — просвещение умов нерадивых смертных, создает новое творение и снимает покровы и завесы, открывая невиданную картину.

Удивительная история Ее Величества — именно такой случай. Она была рождена под счастливой звездой дочерью (духтар-и-кудси-ахтар) Джуина Бахадура из рода Кията и семьи Барласа 2. Ее физическая и духовная красота расцветала с ранних лет, к совершеннолетию возвышенность ее мыслей и высота духа стали бесподобными, и, по признанию друзей и врагов, родственников и чужестранцев, она отличалась великодушием, благочестием и правдолюбием. Свет познания Бога исходил от ее лика, Божественные тайны проявлялись на ее челе. Уединившись за завесой добродетельности и пребывая в сокрытой палате размышлений о Едином, она стала средоточием священных прозрений и Божественных [115] эманаций. Когда она достигла зрелости, в соответствии с княжеской традицией и по обыкновению знатных людей церкви и государства, ее выдали замуж за царя Мугулистана и ее собственного кузена Зубун Бияна: редкостная жемчужина чистоты соединилась со светским правителем. Но он был ей не пара и по воле небес вскоре поспешил к уничтожению [т.е. скончался], а Ее Величество Аланква — покой (асайиш) духовного мира — стала украшением (арайиш) |65| преходящего бытия и, когда потребовалось, возглавила свой род (алус).

Однажды ночью Божественно сияющая [Аланква] отдыхала на своей постели, как вдруг чудесный свет проник в шатер и вошел через уста в горло этого источника духовного знания и славы 3. Вершина целомудрия зачала от этого света так же, как Ее Величество (Хазрат) Мириам 4, дочь Имрана.

Слава Аллаху, который покровительствовал душам святых людей от Адама до этих детей света — в процветании и несчастье, изобилии и нужде, победе и поражении, удовольствии и боли и других противоположностях, сменявших друг друга, и делал их сопричастными Божественным эманациям. Задолго до счастливого сошествия с высоких небес этого священного света Киян удалился от стран и городов и обосновался в уединенном месте, и много предков было дано ей (Аланкве), поколение за поколением, на протяжении двух тысяч лет в этой горной стране (кохистан), чтобы она могла очиститься и приблизиться к земле святости, а человеческое начало превратилось бы в совокупность всех качеств, Божественных и земных. Когда духовное приготовление закончилось, Юлдуз-хан был перенесен — ради целей Божественной мудрости — с гор в город и восседал на троне, пока не настал черед Ее Величества Аланквы, и этот Божественный свет, пройдя без человеческого участия сквозь многих знаменитых святых и правителей, величественно обнаружился во внешнем мире. День (зачатия Аланквы) был началом проявления Его Величества, Царя Царей, который, пройдя различные стадии, явился в мир из святого чрева Ее Величества Мириам-макани для постижения видимого и невидимого.

Необходим Платон абстрактного мышления, чтобы понять слова: “Господин Времени (заман) остается за занавесом до тех пор, пока порождение времени (заманиян) — смертные не разорвут его внешней скорбью и внутренним страданием” 5. [116]

Но сейчас, возвращаясь к началу истории, я повторяю, что в благоприятные времена и сезоны святое обиталище этой вершины непорочности вновь и вновь блистало этим светом, и ее духовная и материальная природа озарялась его сиянием. Высоко летящие на крыльях духа, вышедшие за пределы поклонения материальному и способные видеть Причину не находят подобные события странными или чудесными в неограниченной сфере Божественной силы, и недоверчивость приверженцев рутины и поверхностности не в чести у них. Что касается тех, кто остался среди вторичных причин и не продвинулся ни на шаг дальше и не может [даже] при благоприятном руководстве отказаться от поверхностных представлений, — они живут не по изначальным принципам (т.е. непоследовательны). Например, они признают, что появился ребенок без матери и отца, а именно первый человек, или Адам, и допускают ребенка без матери, ту, которую они называют Евой. Почему же тогда не может родиться ребенок без отца? Особенно когда они свято верят, что так было с Иисусом и Марией.

Если ты слышал историю Марии,
Поверь в то же самое с Аланквой.

Но Создатель проявленного мира, который все Свои деяния доводит до завершения, достигает Своих целей уравновешиванием противоречий и противопоставлением Своей красоты Своим ужасным качествам (ас-ма — букв, “имена”). Таким образом, часть человечества, обладающую высоким умом, справедливыми суждениями, возвышенными мыслями, величественной силой и правильными взглядами, Он поместил обособленно и улучшает ее положение изо дня в день. Также существует множество человеческих форм, тупых и бесполезных, с неверными понятиями, искаженным мышлением и дурным воображением, которые Он отделил и держит в смятении. И хотя чаша Его замыслов может наполниться любыми способами, много возможностей заключено в их сочетаниях. Так тьма соединяется со светом, неудача с удачей, несчастье с благополучием, и злые и черносердечные всегда нагромождают перед собой камни преткновения. Но скоро они, униженные духовно и телесно, удаляются на улицу уничтожения.

Это выдающееся явление — иллюстрация к вышесказанному: проявления чудес порождают злые мысли в сердцах недальновидных [117] тупиц и почитателей поверхностного, чуждых милости Божественного знания, не обладающих и малой толикой истинных достоинств. Возведенная на престол дева (Аланква) по своей совершенной благожелательности не хотела, чтобы эти несчастные слепцы продолжали тонуть в болоте подобных мыслей и порочили ее благородные дела. Она говорила: “Если какие-то глупцы и невежи, не ведающие о чудесной силе Господа и формах Божественных велений, впали в несчастье зломыслия и загрязнили зеркало своего ума ржавчиной безнравственного воображения, то они на вечные времена обрекли себя на горе и нужду. Лучше я очищу дворы их разума от подобного хлама. Для этого необходимо, чтобы люди с пробужденными сердцами, истинно знающие и искренне верящие, наблюдали ночью около шатра, так чтобы тьма подозрения и сомнения, вызванная чернотой сердец, могла быть преобразована в свет блеском Божественных событий и лицезрением сокрытых излучений, и тогда злые мысли покинули бы заблуждающиеся умы”.

И тогда несколько бдительных и благоразумных зорких наблюдателей расположились вокруг шатра и, подобно горящим ночью звездам, не смыкали глаз. Вдруг среди ночи, времени нисхождения Божественной милости, сияющий свет, похожий на яркий свет луны, — в полном соответствии с предсказанием владычицы, завесы непорочности, — сошел с высоты в шатер. Возглас [изумления] вырвался у наблюдавших. Люди были потрясены, и вскоре их суетные мысли и злое воображение очистились.

Когда срок беременности истек, Аланква родила трех благородных сыновей. Первым был Букун Канки, от которого произошел род Канки; вторым — Юсуки Сельджи, от которого произошел род Сельджуки. Третьим был Бузанджар Каан. Потомков этих высокорожденных звали нирунами, что |67| значит “рожденные светом”, и считали самым знатным родом среди мугулов [монголов].

БУЗАНДЖАР КААН

Бузанджар Каан — девятый предок Чингиз-хана и Карачар Нуяна, четырнадцатый — Его Величества, Господина Соединения, и двадцать второй 6— Его Величества, Царя Царей. Достигнув совершеннолетия, он украсил верховную власть Турана и стал вождем родов [118] татар, тюрок и других, которые, как сатрапы (Мулук-и-таваиф, т.е. Аршакиды), завязали пояс службы на своих талиях. Он усмирил распри времени мощью своего управления, вершил правосудие и благодеяния и долгое время утешал и украшал мир своим благородством и мудростью. Он был современником Абу Муслима Марвази 7. После него остались два его сына, Бука и Тукаба (Тукта (?).

БУКА-ХАН

Бука-хан был старшим сыном Бузанджар Каана и восьмым предком Чингиз-хана и Карачар Нуяна. Он взошел на трон согласно завещанию отца и украшал царский диван справедливостью и беспристрастием. Он ввел новый порядок мирового управления и подчинения и составил свод законов Хаканов мира. Он так относился к своим подданным, что каждый из них был осчастливлен.

ДУТАМИН-ХАН

Зутамин-хан 8 был сыном Бука-хана. Когда отец почувствовал приближение смерти, он назначил его своим наследником и преемником. Зутамин приложил все усилия к управлению царством и приумножению его благосостояния. У него было девять сыновей, и после его смерти их мать Манулун, обладавшая необыкновенной мудростью, отошла от дел и посвятила себя воспитанию детей. Однажды джалаиры из племени дарлгинов устроили засаду и убили Манулун и восьмерых ее сыновей 9. Кайду-хан, девятый сын, в то время отправился в Китай (Мачин) 10, чтобы стать зятем своего двоюродного брата 11, и таким образом избежал участи остальных. При содействии Мачина джалаиров заставили раскаяться, семьдесят человек, причастных к убийству Манулун и ее детей, предали смерти, а их жены и дети связанными были доставлены к Кайду-хану, который пометил им лбы, взяв в рабство. И долгое время их потомки оставались рабами.

КАЙДУ-ХАН

Кайду-хан после многих приключений вступил на трон верховной власти и начал управлять миром. |68| Он основал города и обрел [119] последователей из многих родов. Он воевал с джалаирами и твердо устанавливал свою власть. Он умер, оставив троих сыновей.

БАЯСАНГАР-ХАН

Баясангар-хан был старшим сыном и обладал выдающимися организаторскими способностями и умением управлять подданными и воинами. Он взошел на трон согласно завещанию отца.

ТУМАНА-ХАН

Тумана-хан был достойным сыном Баясангар-хана. Перед отправлением в мир иной отец вверил ему управление государством. Диван государственной власти и мировое правление блистали во время его царствования. Он украсил их смелостью и мудростью и приумножил славу века великодушием и терпением. Благодаря мощи оружия и силе разума он увеличил свое наследство, прибавив к нему большую часть Монголии (Мугулистан) и Туркестана. Не было равного ему по силе и влиянию во всем Туркестане. Он имел двух жен, у одной родилось семеро сыновей, у другой — двойня. Одного из близнецов назвали Кабалом, и он стал прадедом Чингиз-хана, другой звался Качули 12.

КАНУЛИ БАХАДУР

Качули Бахадур — восьмой предок Его Величества, Господина Соединения (Тимура). Он был поприщем огней власти и оттиском печати благоприятствования. От лика его исходило величие, чело его сияло славой удачи. Однажды ночью ему приснилась сверкающая звезда, появившаяся из груди Кабал-хана. Она поднялась в зенит и погасла. Так произошло трижды. В четвертый раз чудесная яркая звезда вырвалась из его (Кабала) груди и озарила горизонты своим светом. Эти лучи достигли других звезд и зажгли их, каждая осветила часть мира, так что когда источник света исчез, в мире по-прежнему было светло. Очнувшись, он решил, что должен найти объяснение этому необычному видению. Вскоре сон снова охватил его, и он увидел семь звезд, поочередно вырвавшихся [120] из его собственной груди и погасших. В восьмой раз появилась огромная звезда и осветила весь мир. Следом появилось несколько маленьких звездочек, которые озарили каждый уголок Вселенной. Когда большая звезда стала невидимой, эти звездочки засияли ярче, и Вселенная была освещена, как и прежде 13. Днем Качули Бахадур рассказал о случившемся своему достопочтенному отцу Тумана-хану. Тот объяснил, что от |69| Кабал-хана должны произойти три князя, которые сядут на трон ханства и будут владыками земель. Но четвертым придет царь, который завладеет большей частью земли, и у него будут дети, и каждый из них будет править своим уделом. От Качули произойдут семь владетельных потомков, носящих диадему власти на лбу и корону правления. Восьмым явится потомок, который завладеет всем миром и будет править всем человечеством. От него пойдут потомки, которые поделят правление землей.

Когда Тумана-хан закончил свое объяснение, два брата по его велению заключили союз и согласились на том, что трон ханов будет вверен Кабал-хану, а Качули станет главнокомандующим и везиром. И было установлено, что потомки каждого должны поколение за поколением выполнять это соглашение. Братья составили торжественный договор (ахд-наме) об этом в уйгурском (тюркском) стиле, скрепили его своими печатями, и он был назван “Алтамга Тумана-хана” 14. Знаменитые предки Его Величества, Царя Царей, — который был заключительным звеном в цепи, приведенной в движение, — от Адама до Тумана-хана обладали абсолютной властью и независимым правлением и, таким образом, основали трон справедливости. Несколько членов этого достославного сообщества также достигли духовного мира, ибо были полномочными посланниками внутреннего и внешнего миров, как отмечено в древних хрониках. Божественное водительство, обеспечивая с помощью многих правителей видимого и невидимого миров завершение всех духовных и мирских стадий, ожидало времени рождения Его Величества, Царя Царей, являвшегося квинтэссенцией человечности, чтобы он предстал в сиянии великой славы, — к этому день за днем и шли приготовления. В результате этого, в порядке завершения и по случаю благодарности за величие служения и усладу правления, Качули Бахадур был облачен в одеяние наместничества (вакалат), чтобы его положение также могло войти в круг внимания возвышенного собрания, ведь для появления Его Величества, [121] Царя Царей, подготавливалась каждая ступень развития. Так, несмотря на руководящую силу, ловкость, величие и благородство ума Качули Бахадура, наследником стал Кабал-хан. Однако по внешним приметам времени, с которыми не считаются мудрые, он был велик, хотя в действительности это управляющая сила Божественной мудрости завершала свою работу (приготовления для Акбара). Когда звезда Тумана-хана закатилась, Кабал-хан взошел на трон правления, и Качули Бахадур, верный своему обещанию, являвшемуся основой вечного блаженства, принял на себя, в согласии и искренности намерения, управление государством по законам разумной любви и справедливого царствования.

И когда Кабал-хан ушел из мира своего беспокойного существования в дом небытия и покоя, Кубила-хан 15, один из его шести сыновей, достойный трона и короны, получил верховную власть, и Качули Бахадур остался главнокомандующим, соблюдая свой договор, и благодаря мудрости и |70| смелости продолжал вести дела государства. Кубила-хан при поддержке этого великого мужа, обладавший и Богом данной мудростью и завоевывающим мир мечом, принялся мстить Алтан-хану (Золотому хану), правителю Катая, за своего брата и в великих войнах, ставших высшим проявлением человеческой мощи, нанес сокрушительное поражение катайской армии.

Суть этой истории такова. Правители Катая всегда пребывали в страхе перед этим знатным родом и держались с ним дружественно. Слухи о храбрости и силе Кабал-хана очень тревожили Алтан-хана 16, взошедшего на трон Катая. С помощью опытных послов он заключил с Кабал-ханом договор, пригласив его в Катай. Хан с искренностью и честностью, присущими всему его роду, передал заботу о государстве Качули Бахадуру и отправился в Катай. Его приняли весьма дружески, и, после удовольствий и развлечений, он обратил лицо к дому 17. Какие-то подлые и низменные по натуре приближенные растревожили ум Алтан-хана недостойными речами, так что он пожалел, что попрощался с Кабал-ханом, и велел вернуть его. Кабал-хан усмотрел в этом злой умысел и ответил, что он уехал в благоприятный час, а возвращаться — дурная примета. Алтан-хан пришел в ярость и послал отряд с приказом вернуть его всеми правдами и неправдами. Кабал-хан приказал главному военачальнику остановиться в доме друга по имени Сельджуки, [122] который жил у дороги, и согласился вернуться обратно. Сельджуки тайно предупредил его, что возвращаться неразумно, и что у него есть скакун, с которым никакой другой не сравнится в быстроте и выносливости, и что Кабал-хан поступит правильно, если сядет на него и уедет как можно быстрее от опасного соседа.

Кабал-хан послушался совета и, вскочив на коня, отправился в свой лагерь (юрт). Когда катайские посланники узнали об этом, они погнались за ним со всей быстротой, с какой смогли, но так и не настигли его до самого лагеря. Кабал-хан схватил этих нечестивцев и предал их смерти 18. Тем временем, когда его старший сын Юкин Баркакы 19, известный своей красотой, резвился с газелями на краю пустыни, отряд татар схватил его и доставил к Алтан-хану. Хан предал казни 20 этого благородного олененка 21 в отместку за казнь тех волков с душами псов.

Кубила-хан, второй сын, взойдя на трон, собрал армию и пошел против Алтан-хана, чтобы отомстить за смерть своего брата. Разгорелась |71| великая битва, и катайцы потерпели крупное поражение, а их владения были опустошены.

Согласно решению знати, на трон был возведен благородный и честный брат Кубила-хана — Бартан Бахадур. Он сохранил порядки (ясак, или яса) своего отца и брата, и во время правления ему не было равных в военном искусстве. Людская молва присвоила этому мужу из рода Бахадуров титул хана, и была отчеканена монета с его вызывавшим трепет именем. Тем временем Качули Бахадур, главнокомандующий, не щадивший своей жизни, ушел в мир иной.

ИРАДАМ-ЧИ БАРЛАС

Ирадам-чи Барлас был достойным сыном Качули Бахадура, известным своей мудростью и воинским талантом. По смерти отца тугра 22 главнокомандующего была возвеличена записью его имени, и он управлял делами согласно правилам, установленным его отцом. Он стал первым, кто носил имя Барлас. Значение этого прекрасного слова — храбрость и знатное происхождение. Весь род Барлас начинается с него 23.

Когда Бартан Бахадур умер, Есугей Бахадур 24, третий из его четырех сыновей, отец Чингиз-хана, украшенный панцирем мудрости [123] и шлемом храбрости, возложил корону ханства на свою голову и прославил трон мирового правления. Ирадам-чи Барлас умер, оставив двадцать девять сыновей.

СУГУ ЧИДЖАН 25 (МУДРЫЙ)

Сугу Чиджан был известен среди знатных сыновей Ирадам-чи Барласа храбростью, мудростью и талантом управления. Он был старшим сыном. Он занял место своего уважаемого отца, считался главнокомандующим, в действительности же являлся правителем. Есугей Бахадур по совету Сугу Чиджана пошел против татар и попрал их величие и славу. С Божьей помощью и силой удачи победив татар, он направился на Дилун Бульдак 26. Там его старшая жена (хатун) Улун Анага 27, которую он |72| оставил беременной, 20 числа месяца зу-ль-каада 549 г.х. 28 (26 января 1155 г.), циклического года Свиньи (Танкуз), родила благородного сына. Есугей Бахадур назвал его Темучин. Сугу Чиджан, умнейший и проницательнейший человек, сказал Есугей Бахадуру, что, согласно таинствам вычислений и благоприятным аспектам небес, это была та самая чудесная яркая звезда, что появилась из груди Кабал-хана четвертой.

ЧИНГИЗ-ХАН

Хотя в знатном роду Его Величества, Царя Царей, который в этой книге Божественного прославления 29 является начальной точкой повествования, можно было и не упоминать Темучина, ставшего ветвью этого священного дерева, краткий рассказ о нем всё же необходим, поскольку и он был лучом Божественного света Аланквы. Гороскоп его — под знаком Весов, и все семь планет были там 30. Голова дракона была в Третьем доме, и Хвост дракона 31 — в Девятом. Но некоторые говорят, что в 581 г.х. (1185 г.), когда он стал главой родов и племен нирунов 32, семь планет соединились в Весах 33.

КАРАЧАР НУЯН

Карачар Нуян, благородный сын Сугу Чиджана, был человеком величественного ума и царственного рождения 34. В 562 г.х. (1167 г.), [124] год Свиньи, умер Есугей Бахадур, и в этом же году Темучину исполнилось тринадцать лет, а Сугу Чиджан, средоточие верховной власти и правления, главнокомандующий, почти в это же время отправился в страну уничтожения. Карачар Нуян 35 был тогда в нежном возрасте. Роды нирунов оставили Темучина и присоединились к тайджиутам 36, так что Темучин оказался в трудном положении, и его постигли несчастья. В конце концов с помощью небес он был спасен из водоворота и ужасных опасностей войны, шедшей с джамука, тайджиутами, канкаратами, джалаирами и другими племенами. Когда ему было больше тридцати, он стал главой своего рода (нирунов). Когда ему шел сороковой год, он, из-за сопротивления различных правителей Туркестана, по совету Карачар Нуяна пошел к Аванг-хану 37, правителю племени Кераят, давно дружившему с Есугей Бахадуром. Темучин сослужил ему хорошую службу и выказал совершенные качества. Его благосклонность и дружба, а также величие его положения привели к тому, что сладкий аромат его искренности сделал благоухающей пастилу дружбы 38, и тогда приближенных и родственников (Аванг-хана) одолела зависть.

Джамука, вождь племени джаджаратов, вошел в сговор с Санку 39, сыном Аванг-хана, с целью опорочить Темучина, и сердце Аванг-хана, поддавшись их лжи, сошло с пути истины, и он задумал злое. Темучин почуял опасность и скрылся от нее по совету и с помощью Карачар Нуяна. |73| Дважды сходились они в великих сражениях, и дважды Темучин выходил победителем.

Когда ему было сорок девять или, как говорят другие, пятьдесят лет, он в рамадане 599 г.х. (май—июнь 1203 г.) достиг положения повелителя и правителя мира. По истечении трех лет его власти и правления Бут Тенгри 40, провидец невидимого мира и провозвестник Божественного суда, присвоил Темучину титул Чингиз-хана, или Царя Царей. День за днем звезда его удачи поднималась выше и выше, и год за годом сияние его величия становилось ярче. Он обладал властью над всем Катаем, Хотаном, Южным и Северным Китаем (Чин у Мачин), Дашти-Кипчаком, Саксином 41, Булгарией 42, Асом 43, Русью, Аланом 44 и т.д. У него было четыре сына: Джучи, Чагатай, Окадай, Тули 45. Он назначил Джучи управляющим пирами и охотой. Судебные дела (яргу) и вынесение приговоров, которыми занималось правительство, оставлялись на [125] усмотрение мудрости Чагатая. Правительственные и политические дела были переданы Окадаю. Управление воинскими делами и защита лагеря осуществлялись Тули.

В 615 г.х. (1218 г.) он [Темучин] пошел на Мавераннахр против султана Мухаммада, правителя Хорезма; люди этой страны были преданы смерти 46.

Закончив дела в Мавераннахре 47, он перешел Амударью (Оксус) и открыл себе путь к Балху. Он послал Тули-хана с большой армией в Хорасан и после завоевания Ирана и Турана прошел через Балх к Таликану 48. После этого решил покончить с Джалал-ад-дином Мангбарни 49 и в рамадане 50 624 г.х. (август 1227 г.) победил его на берегу Инда. Затем направился в Мавераннахр к своей постоянной ставке (Каракорум). Он умер в год Свиньи, который был также годом его рождения и вступления на престол, 4 сафара 51 624 г.х., в пределах страны Тангут 52.

Перед смертью он распорядился, чтобы, когда это неизбежное зло случится, его люди сохраняли данный факт в тайне до тех пор, пока покорение народа Тангута не будет завершено, дабы не случилось волнений в отдаленных странах. Его сыновья и верные беки выполнили распоряжение и скрывали это событие до тех пор, пока люди Тангута не пришли и не стали кормом для меча 53. Затем они двинулись дальше, неся тело (Чингиза) в ящике, и убивали каждого, кого встречали, чтобы известие о смерти Чингиза не могло быстро дойти до других стран. 14 рамадана того же года они принесли тело в великий стан и объявили о его смерти. Чингиза похоронили под деревом, которое он выбрал однажды во время охоты как место своего погребения. Через некоторое время ветви стали такими густыми, что скрыли |74| могилу, и никто не мог ее обнаружить. В этом есть удивительная тайна, которую могут постичь лишь мудрые и дальновидные: находясь при жизни под защитой Всевышнего, он и после смерти оказался под Божественным покровительством, с тем чтобы недалекие люди не могли протянуть непочтительные руки к этому месту. Столь пространные рассуждения о могиле могут показаться смешными, и всё же, так как правителям приходится иметь дело главным образом с людьми поверхностного ума, это ниспосланное провидением оберегание (могилы Чингиза) есть великое благословение. И почему бы Божественной защите не коснуться того, кто был столь велик, что мир пребывал в тени его опеки? [126]

Хотя этот великий муж, на первый взгляд, представляется в глазах простых людей и избранных главным вершителем гнева Божьего, всё же для проницательного взора мудрых, избранных из избранных, он является порождением Божественного благословения. Потому в царстве Божественной справедливости, отблеском которой является человеческое правление, не может быть несправедливости или угнетения, и всё, что приходит для существования в мир греха, зиждется на Божественных принципах, истинная природа которых недоступна для посредственности и постигается только проницательными умами и открытыми сердцами.

Ему было полных семьдесят два года, и семьдесят третий был на исходе 54. Двадцать пять из них он посвятил правлению и завоеваниям. Если мы посмотрим на даты его рождения и смерти, принятые в истории, узнаем, что он прожил семьдесят четыре года и три месяца. Очевидное несоответствие может быть следствием различий между продолжительностью лунных и солнечных месяцев и лет или какой-то другой причины. Великие дела правления того времени прославились благодаря украшающим мир советам Карачар Нуяна. Почему бы властелину, имеющему рядом такого родственника (бирадар) по крови и по духу, как его наперсник по власти и успеху, не достать главой величия абсолютного зенита завоевания и правления?

Карачар и Чингиз — братья по отцам (ибн-и-ам анд),
И в завоеваниях они союзники (карин-и-хам анд).

Когда прозвучал барабан смерти, ханство было передано Окадаю. Подробности этого прискорбного события таковы. Во время китайского похода он (Чингиз) однажды ночью в видении получил знак, предупреждавший, что время его ухода из этого мира, подобного миражу, близко. Он позвал своих сыновей, Карачар Нуяна — главнокомандующего и другую знать, а также столпов своей империи и после распоряжений о том, как должно господствовать над человечеством, назначил Окадая ханом. Он повелел доставить из казначейства Алтамгу Тумана-хана — соглашение между Качули и Кабал-ханом, подписанное его благородными предками, и оно было прочитано перед представительным собранием. Он отметил: “Я поклялся в этом вместе с Карачар Нуяном, выполните и вы [127] эти условия”. Он также составил новый документ между Окадаем и другими своими сыновьями и родственниками и |75| передал его Окадаю.

Мавераннахр, Туркестан, пределы Хорезма, города уйгуров, Кашгар, Бадахшан, Балх, Газни — и до Инда — он отдал Чагатай-хану. Он также передал соглашение Кабал-хана и Качули Бахадура Чагатаю и сказал ему: “Не отходи от заветов Карачар Нуяна и смотри на него как на своего союзника в правлении и царстве”. Он также связал их родственными — отцовскими и сыновними — узами 55. Таким образом, благородная линия (Акбара) стала называться Чагатай 56; иначе говоря, родственные отношения Чагатая и его предков с Его Величеством, Царем Царей, скорее являются отношениями славы и превосходства, чем только родства и подобия.

Князья и нуяны поступили согласно завещанию. Великий Аллах! Мог ли быть нарушен договор 57 столь мудрым человеком, как Чингиз-хан! Договор, украшенный царской печатью (Алтамга) Тумана-хана, надлежало передать Окадай Каану, и именно ему предстояло обучаться и опираться на благоразумные советы Карачар Нуяна, так чтобы условия договора были выполнены; или [может] они [придворные] составили тот [другой] договор 58 тогда, когда он (Чингиз) находился во власти естественной забывчивости человеческой натуры 59, и, таким образом, знак осуждения в книге его знаний был стерт линией забвения. Странно также, что древние авторы, рассматривая эту проблему многословно, придирчиво и с разных сторон, не пришли к правильному решению. Кажется, будто украшающее мир Божество желало удалить из этой великой родословной лик главнокомандующего, назначенного Тумана-ханом, но на самом деле предначертанного Божьим промыслом, в то время как завершалось развитие Его Величества, Царя Царей (и результатом этого) явилось забвение, величие которого превзошло тысячи других замыслов. Поскольку Божественное покровительство всегда охраняло этот высокий род, никакого нарушения договора и соглашения со стороны потомков Качули Бахадура не было, так что когда, благодаря их природной и приобретенной способности к руководству, настал черед их владычества и они достигли украшающего Халифат дивана, мудрые ни в чем не могли их упрекнуть. Более того, это было началом возвышения Света Удачи, Его Величества, Властелина Соединения (Тимура) 60, чье святое существование предшествовало вечному правлению Его Величества, Царя Царей. [128]

После кончины отца Чагатай-хан сделал Пешбалиг своей столицей и, передав управление армией и подданными Амир Карачар Нуяну, проводил большую часть своего времени на службе у Окадай Каана. Хотя Окадай был моложе, Чагатай добросовестно выполнял свои обязанности даже в мелочах повиновения и старательно следовал условиям завета.

Исчерпав свой жизненный срок, Чагатай-хан назначил Амир Карачар Нуяна правителем и поручил ему своих детей. Он умер на семь |76| месяцев раньше Окадай-хана 61, в год Вола, в месяц зу-ль-каада 638 г.х. (май—июнь 1241 г.). Карачар Нуян, в соответствии с обещанием, взял на себя груз правления царством и спустя некоторое время передал Кара Хулагу-хану, сыну Маваткана 62, сына Чагатая, правление владениями его деда.

Через несколько лет, когда Гиюк-хан, сын Окадая, стал ханом (точнее, Великим ханом), Карачар Нуян сместил Кара Хулагу-хана и назначил Ису Мангу, сына Чагатая, на его место 63. Пусть не будет сокрыто и то, что во время верховного правления Окадай Каана он назначил старшего сына Кучу 64 наследником, но Кучу умер еще при жизни своего отца. Тогда он сделал наследником своего внука Ширамуна (сына Кучу), который был его любимцем. Когда Каан (Окадай) умер, Гиюк-хан был на Руси, в Черкесии и Булгарии (Великой Булгарии) и прибыл в большой лагерь 65 (т.е. столицу) три или четыре года спустя.

Он установил справедливость и повелел заботиться о подданных. Когда Ису Манга покинул этот мир, Карачар Нуян вновь назначил Кара Хулагу править страной и умер во время его господства в 652 г.х. (1254 г.) 66 в почете и славе в возрасте 89 лет.

АЙДЖАЛ НУЯН

Айджал Нуян был самым мудрым и благочестивым из десяти детей Карачар Нуяна 67. Во время правления Кара Хулагу он, благодаря своей мудрости и энергичности, занял место отца (Карачара). В 662 г.х. (1264 г.) его утвердили в диван правления. Род (алус) Чагатая процветал в его время, но среди потомков Чагатай-хана было так много противоречий и борьбы, что он почувствовал отвращение к делам, поселился в своем наследственном городе Кеш и жил там вплоть до [129] времени, когда Мангу Каан, сын Тули-хана, сына Чингиз-хана, послал своего брата Хулагу в Персию (Иран) и дал ему военачальников и людей от каждого из четырех родов (алус): Джучи, Чагатая, Окадая и Тули. По всеобщей просьбе Айджал Нуян был выбран от рода Чагатая и назначен советником 68 Хулагу-хана. Хан относился к нему с большим уважением и отдал ему Марагу — Табриз.

АМИР АЙЛАНГАР-ХАН 69

Амир Айлангар-хан был самым выдающимся сыном Айджал Нуяна. Когда Айджал отбыл с Хулагу-ханом из Турана в Иран, Айлангару было велено замещать своего отца в роду Чагатая, и когда Айджал |77| в Иране покинул этот обманчивый мир, Дава-хан, сын Барак-хана, сына Бисутавы, сына Маваткана, сына Чагатай-хана, сына Чингиз-хана 70, ставший султаном, сделал его амир-аль-умара, пожаловал ему титул его отца и дал полномочия судить и миловать 71. Он управлял делами государства мудро и проницательно. Он принял великую мусульманскую религию 72.

АМИР БАРКАЛ 73

Амир Баркал был человеком незаурядного ума, и когда его благородный отец Амир Айлангар оставил этот суетный мир во времена Тармаширин-хана, сына Дава-хана 74, оказался единственным оставшимся в живых сыном. Поскольку он всегда заботился о собственной душе, у него не было времени для других занятий, и так, воздерживаясь от товарищеских отношений с ханами, он передал дело отца своим двоюродным братьям и остался независимым в Кеше. Он был усерден в поисках Божьего покровительства и в обретении достоинств. Он провел свою жизнь в этих местах и, всем довольный, находил хлеб насущный в различных поместьях и деревнях, принадлежавших к его старым владениям, пока не ушел в святое царство и вечную страну.

АМИР ТАРАГАЙ

Амир Тарагай был выдающимся сыном Амир Баркала и отцом Господина Соединения (Тимура). С ранних лет и в цвете юности лучи [130] владычества и удачи исходили от него, а знаки величия и славы украшали его путь. У этого человека блестящего ума был младший брат по имени Хайбат 75 — совершенный образец искренности и правдоискательства. Но жребий высокого духовного и мирского положения выпал старшему брату. Подобно его достойному отцу (Баркалу), он всегда пребывал у порогов святых владык, и правители врат вечности были благосклонны к нему — особенно избранный проводник Божественного вдохновения шейх Шамс-ад-дин Калал 76, который глубоко уважал Амира и, благодаря своему духовному прозрению, известил его о появлении звезды Господина Соединения.

Комментарии

1. Я думаю, смысл этого утверждения заключается в том, что люди, насмотревшись чудес, привыкают к ним, и таким образом само их зрение обращается в слепоту.

2. Возможна ошибка переписчика. В “Сборнике летописей” Рашид-ад-дина имя рода (Аланквы) пишется Курулас.

3. [История Аланквы (Алангоа) фигурирует во всех источниках монгольского периода, особенно посвященных деятелям, возводившим свой род к Чингиз-хану или Тимуру. Например, “Таварих-и-гузида Нусрат-наме” или “Тарихи Муким хонии”.]

4. Дева Мария. Мухаммад называет ее дочерью Имрана [Коран, 19]. [Мариам упоминается также как образец благочестивой женщины (Коран, 66:12).]

5. Я не вполне понимаю это утверждение. Это, видимо, что-то вроде высказывания Сивиллы, и оно действительно неясно: как нам сказано, необходима проницательная созерцательность Платона, чтобы понять его. Следовательно, перевод может быть таким: “Требуется Платон глубокого созерцания для восприятия и понимания утверждения, что Князь Эпохи находится за задернутой завесой, пока (простые) смертные не сорвут эту завесу с явной болью и внутренним стоном”.

Замена нескладной фразы дар парда-араи — “украшение покровов” на более простую парда-ара — “украшающая покровы”, возможно, следует из желания играть двумя значениями дар; противопоставляя долю Акбара, который оставался на протяжении нескольких поколений скрытым завесой, т.е. в чреве последующих женщин, доле обыкновенных смертных, которые, когда будут зачаты и развиты, срывают покрывало, т.е. рождаются; контраст, только что отмеченный, в конце концов требует Платона для постижения.

6. Так в тексте, но, конечно, он двадцать первый предок.

7. Абу Муслим Абдуррахман [Абд-ар-Рахмал] назывался посланником Аббасидов [арабская династия 750—1258 гг.], т.е. сахиб-и-дават, или автором призыва Аббасидов и также звался Джариан. Он, будучи полководцем Аббасидов, был убит в 133 г.х. (755 г.) халифом Мансуром. Резиденция его располагалась в Мерве, жителей которого называли Марвази.

8. В тексте рукописи имя приводится в двух вариантах.

9. Подробно об этом рассказывается в “Шаджрату-л-атрак”.

10. [Восточная географическая традиция четко различала эти области: 1) Чин и Мачин (Северный и Южный Китай, но чаще всего в сочетании Чин и Мачин как единое целое) — собственно Китай как империя; 2) Катай (Хатай) — северные и северо-восточные районы современного Китая, которые в описываемую эпоху входили в состав чжурчжэньской империи Цзинь (Кинь) (1115-1234 гг.).]

11. “Шаджрату-л-атрак” называет правителя Мачина сыном брата его деда, т.е. сыном Тукты или Тукабы, брата Бука-хана, деда Кайду.

12. [В современной исторической литературе принято чтение Хабул-хан, а не Кабал, и Каджули (Качули)-багатур.]

13. У Хафи-хана (I. 9) каждый брат видел сон, но звезды, которые узрел Качули, были не такими яркими, как во сне старшего брата Кабала.

14. [В старомонгольской письменности использовалось уйгурское письмо. О договоре, занесенном на “стальную доску”, говорится в “Автобиографии Тимура”.]

15. В тексте Куила. [Но речь, судя по всему, идет о Хутула-хане, племяннике Хабул-хана, избранном после гибели Амбагай-хана в 1161 г.]

16. [Алтан-хан — титул императоров чжурчжэньской династии Цзинь (Золотая). В это время у власти находился Холу (1134—1150 гг.).]

17. В нескольких источниках говорится, что Кабал был пьян и оскорбил Алтана.

18. [После этого эпизода возобновилась война между монголами и чжурчжэнями, длившаяся с 1134 по 1147 г.]

19. [Речь идет об Окин-Бархе, старшем сыне Хабул-хана.]

20. Говорят, что Алтан приковал или прибил его к деревянному ослу в отместку за смерть своих посланников. Один источник сообщает, что Юкин Баркакы охотился, но у Абу-л Фазла он слишком молод для этого. [У Окин-Бархи в это время уже был женатый сын.]

21. Газал-и-ширнизад — газель, вскормленная молоком.

22. [Тугра — документ, удостоверяющий право на занятие определенной должности.]

23. Если это так, то говорить о принадлежности Аланквы к семье Барласа, как это делает Абу-л Фазл (согласно рукописи) в начале главы, — анахронизм. Очевидно, переписчик ошибся, написав Барлас вместо Курулас.

24. В тексте Бисука, но во многих рукописях Ясука. Правильная форма— Есугей или Исугей. [Есугей не был ханом, он был вождем племени тайджиутов.]

25. Вариант этого имени — Суюнчи.

26. В тексте Дилун Юлдак. [Темучин родился в урочище Делюн-Болдох, долина реки Онон, в 8 км к северу от современной российско-монгольской границы.]

27. [Речь идет об Оэлун-экэ, которую Есугей отнял у Еке-Чиледу из племени меркитов, и это стало причиной долгой вражды между меркитами и родом Борджигинов, к которому относился Темучин. Когда 20 лет спустя меркиты похитили Бортэ, жену Темучина, это было воспринято как месть за похищение Оэлун.]

28. Китайские историки устанавливают дату рождения Темучина семью годами позже, а именно в 1162 г., обосновывая это тем, что он умер в 1227 г. в возрасте 66, а не 72 лет, как утверждают мусульмане. [На этой дате настаивал и А.Н. Гумилёв. См.: Гумилёв А.Н. Поиски вымышленного царства. М., 1994. С. 294.]

29. Я полагаю, что эта книга называется “Акбар-наме”.

30. [Семь планет — Меркурий, Венера, Марс, Юпитер, Сатурн, а также Солнце и Луна, причисляемые астрологами к планетам. Утверждение Абу-л Фазла не соответствует действительности: 26 января 1155 г. в Весах находилась только Луна.]

31. Анабибазон и Катабибазон [см. примеч. 45 к гл. 3]. Третий дом гороскопа — дом братства и непродолжительных путешествий. Знак Весов жители Востока связывают с бурями и ветрами.

32. Марко Поло называет 1187 г., а Санан Сецен — 1189 г. [В 1182 г. Темучин впервые был избран ханом с именем “Чингиз великий”.]

33. [Все семь (!) планет находились в Весах в пределах угла менее 12°(!) в сентябре 1186 г.]

34. Шахрийар-нишан. [Букв, “отмеченный царственным знаком”.]

35. Если даты Абу-л Фазла правильны, Карачар был младенцем в это время: если он умер в 652 г. в возрасте 98 лет, он был на 12 лет моложе Чингиза.

36. В тексте тальджут или, иначе, танджут. [Речь идет о монгольском племени тайджиут, к которому относился и род Борджигинов и которое долгое время было в оппозиции к Темучину — Чингиз-хану. Далее перечисляются монгольские племена — хонкираты, джалаиры, джаджираты под именем их вождя Джамуки.]

37. [Ван-хан — титул хана кераитов Тогрула (Тоорила). В европейской средневековой традиции слился с образами несторианских правителей киданей и послужил основой для легенды о пресвитере Иоанне. По этому вопросу см.: Гумилёв А.Н. Поиски вымышленного царства. М., 1994.]

38. Есть сведения, что Чингиз женился на дочери Аванга. [Дочь хана Тогрула Соркактани-бэги после смерти отца стала женой любимого сына Чингиз-хана Толуя.]

39. Также Шанку и Шакун. [Имеется в виду сын Тогрула Нилха-Сэнгум, погибший после разгрома кераитов в 1203 г.]

40. В тексте Таб Тенгри; но я принял вариант Бут Тенгри, который дается также в рукописи № 564. [Речь идет о Кокочу, жреце Тенгри — Вечного неба. Отсюда титул Теб Тенгри, который переведен на персидский как Бут Тенгри — Образ Неба. Кокочу был казнен около 1207 г.]

41. В тексте Сафин, но в примечаниях приведены еще варианты названия — Сакин и Сабакин, а в “Аин-и-Акбари” — Саксин. Это Сакассин — большой город страны хазар. [Возможно, речь идет о Сакастане, современном Сейистане, на территории Ирана и Афганистана. Упоминание отдельного хазарского города в низовьях Волги в общем ряду со странами нелогично.]

42. Булар, т.е. Булгар, город около Каспийского моря. Имеется в виду не европейская Болгария, что на западном побережье Черного моря, а Великая Булгария на Волге. [Тюркское государство в бассейне Волги и Камы с сильным раннеславянским компонентом. Столица — город Великий Булгар.]

43. [Асы или ясы — название автохтонных северокавказских племен, в процессе этногенеза вошедших как один из компонентов в состав осетинского народа.]

44. [Алан или Аланин — территория к северу от реки Дарьял. Получила название от сарматского племени аланов, покорившего и занявшего эту территорию. Предки современных осетин аланы были разгромлены Мункэ в 1237 г.]

45. [Окадай — третий сын Чингиз-хана Угедей, его наследник, избранный великим ханом в 1229 г. (умер в 1241 г.). Тули — Толуй, младший сын от Бортэ, получил по обычаю удел отца.]

46. Современная Хива. Тогда все ее жители были жестоко уничтожены.

47. [Беверидж использует термин Трансоксиана — европейское название земель, расположенных по берегам среднего течения Амударьи, территория античной Бактрии. Однако в данном случае речь идет о средневековом Мавераннахре — междуречье Амударьи и Сырдарьи.]

48. Таликан, город в Хорасане, на востоке Балха. Упоминаемые в книге хорасанский и бадахшанский Таликаны, видимо, одно и то же. [Талукан — город в северо-восточной части Афганистана, центр одноименной провинции.]

49. В тексте Манкирни. [Принятое сегодня прочтение — Мангубарни или Менгуберни. Современные языковеды переводят это имя с тюркского как “то, что дает вечный Бог”. Джалал-ад-дин Менгуберни был убит в 1231 г.]

50. Эта дата, возможно, неверна, т.к. переписчики могли исходить из факта, что Чингиз умер в сафаре, во втором месяце 624 г.х., тогда как рамадан — девятый месяц. Поражение Джалал-ад-дина действительно случилось в раджабе 618 г.х. (августе — сентябре 1221 г.). Это сезон дождей, значит, от Джалал-ад-дина потребовалось большое умение и ловкость во время переправы на лошади через Инд.

51. По другим источникам — 4 рамадана, что соответствует европейской дате 18 августа. Месяц сафар указывается в одном месте Рашид-ад-дином, которому и вторит Абу-л Фазл.

52. В тексте Танкакут. Эта страна известна также под названием Ся. Она находится к северо-западу от Китая и к западу от Желтой реки. На некоторых современных картах страна именуется Тангут. [Речь идет о государстве Си-Ся, созданном тангутами в конце X в. и разгромленном монголами в 1227 г.]

53. Это случилось в правление царя Шидаку (называемого также Тингу-ханом). Тангуты пришли для переговоров с Чингизом, обещавшим им безопасность; наследники же его, видимо, не связывали себя таким обещанием и убили их всех, явно воспользовавшись тем предлогом, что Чингиз велел сохранить факт своей смерти в тайне. [Монгольская легенда именует тангутского царя Шидурхо-хаган.]

54. Если считать, что смерть произошла в месяце сафар. Если считать, что это случилось в рамадане, возраст составит семьдесят четыре года (в лунном году десять солнечных месяцев). [О возрасте Чингиз-хана см. примеч. 29 к настоящей главе.]

55. Согласно рукописи записок Тимура, Чингиз женил Карачара на дочери Чагатая. Если это так, то Карачар непременно был гораздо моложе Чингиза и вряд ли мог быть его советником. Выражение в записках — духтар-и-Джагатай Ханра ба Карачар Ну ян акд кард у бар ав Гуркан нам нихад. Но общепринятое мнение, как и мнение Абу-л Фазла, заключается в том, что Карачар действовал как отец Чагатая (“Шаджрату-л-атрак”).

56. Это не совсем так. Мать Бабура была из Чагатаидов, будучи дочерью Юнус хана, потомка Чингиза, — факт, отмеченный Абу-л Фазлом позже в рассказе о Бабуре.

57. Абу-л Фазл считает, что Чингиз нарушил договор, не приставив Карачара к Великому хану [Угедею]. Но старший сын Чагатай всё же был обойден в пользу младшего — Угедея, и таким образом, назначение к нему Карачара было обоснованным.

Тимур, кажется, не считал, что соглашение было нарушено, поскольку он сообщает нам, что, когда Тоглук Тимур показал ему соглашение, написанное на стальной пластине и подписанное Кабалом и Качули, он подчинился и принял командование всеми войсками. [Автобиография Тимура // Тамерлан. М., 1992. С. 78.]

58. Я не уверен в правильности перевода этого места.

59. Аллюзия к арабской пословице Аввалун-наси аввалун-нас — Первым забывчивым был первый человек. Я полагаю, это возвращает нас к преданию о том, что Адам отдал 40 лет жизни в пользу своего потомка, царя Давида, но отрекся или забыл об этом, когда ангел смерти пришел к нему на исходе 960 лет. Поэтому в книге, которую Сиф получил с небес, было установлено, что все обещания или соглашения должны быть утверждены двумя свидетелями. [Речь идет не о забывчивости Чингиз-хана, а о том, что договор должен выполняться до тех пор, пока само имя Чингиз-хана не будет предано забвению.]

60. Тимур считается потомком Карачар Нуяна по прямой линии, хотя, согласно Вамбери, это утверждение безосновательно. Кажется, Рашид-ад-дин не говорит ничего о том, что Карачар был главнокомандующим Чагатая. [В “Автобиографии Тимура” как о прямом потомке Карачар Нуяна говорится о Хаджи Барласе.]

61. Угедей умер 11 декабря 1241 г.

62. [Моатуган (Мату-хан) — старший сын Чагатая, отец Кара-Хулаку.]

63. “Шаджрату-л-атрак” утверждает, что Кара Хулаку был свергнут по требованию Гиюка, считавшего, что внук не может наследовать прежде своего дяди (Ису Манги). [Ийсу Мункэ.]

64. Старшим был Киюк или Гиюк [Гуюк]. [Речь идет о Кучуке, третьем сыне Угедея. Абу-л Фазл ошибается, принимая за одно лицо его и Гуюка, сыном которого был Ширемун.]

65. Каракорум. [Столица Монгольской империи, находившаяся в долине реки Орхон. Основан Чингиз-ханом в 1220 г.]

66. Мир Хонд сообщает, что Карачар умер в возрасте семидесяти девяти лет, но литографическое издание “Раузату-с-сафа” (Часть V. 69), а также “Зафар-наме”, источник Мир Хонда, приводят другие данные — восемьдесят девять лет. Он умер в год Зайца по восточному календарю.

67. [“Автобиография Тимура” называет Анджаль-нуяна сыном Суюнчи (Сугу Чиджана), т.е. братом Караджара (Карачара). О непрямом родстве говорит также фраза: “Из наших дедов Караджар Нуян первым познал Бога посредством размышления о мире”. Автобиография Тимура // Тамерлан. М., 1992. С. 61.]

68. Би-расм-и-сальбури. Сальбур не встречается в словаре, и, возможно, более верно салар-и-бар с ключевым словом салар. Правильным чтением может быть савари — подарок. Тогда эта фраза значила бы: “Он был послан как наср, или подарок, к Хулаку”.

69. [В “Автобиографии Тимура” он именуется амир Илынгыз, сын Богадура, внук Анджаль-нуяна.]

70. [Дува-хан (умер в 1306 г.), сын Бурак-хана (1265 —1271), — правитель Чагатайского улуса.]

71. Это расценивается как третье возобновление договора между Кабалом и Качули.

72. [В “Автобиографии Тимура” первым из предков, принявших ислам, называется Карачар Нуян.]

73. [В “Автобиографии Тимура” — Баргуль.]

74. [Тармаширин-хан, правивший в Чагатайском улусе с 1326 по 1334 г., был внуком Дува-хана, сыном Эсень-буки, хана Чагатайского улуса с 1309 по 1318 гг.]

75. Кажется, некоторые источники называют его Сальбита или Мальбита, а “Хуласату-т-таварих” — Бита. Я не нашел этого имени в мемуарах Тимура. Упоминаются Хаджи Барлас и Айдуку, но они, вероятно, были дядями по материнской линии.

76. [Шейх Шамс-ад-дин Кулаль (или Куляль) неоднократно упоминается в “Автобиографии Тимура”, где он называется святым амиром, святым сейидом. Он был духовным наставником отца Тимура — Тарагая и глубоко почитался Тимуром. Там же рассказывается о толковании шейхом Кулалем сна Тарагая.]

Еще больше интересных материалов на нашем телеграм-канале ⏳Вперед в прошлое | Документы и факты⏳

<<-Вернуться назад

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2024  All Rights Reserved.