Глава 13
Высочайшая родословная и перечисление достойных имен выдающихся предков Его Величества, Царя Царей.
Здесь приведены высокие имена сошедших с небес прародителей Его Величества, связанного с небесными предками 1 степенями возвышения и ступенями величия, каждый из которых пришел в этот мир как царь, Царь Царей, царетворец и даритель царств, и с дарованными Аллахом мудростью и истинной проницательностью правил миром так, как требовали справедливость и правосудие, и потому на земле остались после них отзвуки их добрых имен, и это — вторая жизнь, вернее — жизнь вечная 2.
1) Адам. Да пребудет он в мире!
2) Шис (Сиф)
3) Енос
4) Кенан [Каинан]
5) Махалаил (Малелеил)
6) Йарид (Иаред) [Ирад]
7) Ихнух (Енох)
8) Мафусал
9) Ламкан (Ламех)
10) Нух (Ной)
11) Яфис (Иафет)
12) Турк
13) Алинджа-хан 3
14) Диб Бакуи
15) Киюк-хан (Гаюк) [94]
16) Алинджа-хан
17) Мугул-хан
18) Кара-хан
19) Агуз-хан (Агур)
20) Кун-хан 4
21) Аи-хан
22) Ялдуз-хан
23) Мангали-хан (Манкали)
24) Тингиз-хан
25) Иль-хан
26) Киян
(Здесь перечисление прерывается.)
Потомки Кияна:
27) Тимур Таш
28) Мангали Ходжа
29) Ялдуз [Юлдуз-хан]
30) Джуина Бахадур
31) Аланква, дочь [Джуина Бахадура]
32) Бузанджар Каан 5, сын [Аланквы]
33) Бука Каан [Бука-хан]
34) Зутамин-хан (Дутамин)
35) Кайду-хан
36) Байсангар-хан
37) Тумана-хан
38) Качули Бахадур 6
39) Ирадам-чи Барлас
40) Сугудж-чи7
41) Карачар Нуян8
42) Ичал Нуян [Айджал Нуян]
43) Аланкир Бахадур (Айланьяр-хан) [Амир Айлангар-хан]
44) Амир Баркал
45) Амир Тарагай
46) Сахиб Каран Кутбу-д-дуния ва-д-дин Амир Тимур Гурган [95]
47) МиранШах 9
48) Султан Мухаммад мирза
49) Султан Абу Саид мирза
50) Умар [Омар] Шейх мирза
51) Захир-ад-дин Мухаммад Бабур Падшах 10
52) Насир-ад-дин Мухаммад Хумаюн Падшах
53) Абу-л Музаффар 11 Джалал-ад-дин МухаммадАкбар Падшах
Пусть не будет сокрыто и то, что благословенная родословная этих высокорожденных занесена на |49| страницы, рождающиеся из души передающих слова, записана и поведана увековечивающими языками в летописях эпох, поскольку со времен Ялдуза, являющегося двадцать пятым 12 предком Его Величества, о периоде от Иль-хана до Мангали Ходжи, насчитывающем 2000 лет 13, ничего нового не стало известно. Причина этого будет объяснена ниже.
От Адама до Иль-хана было 24 предка. Они были описаны историками, и краткий рассказ о них последует далее.
Дальновидные философы, со зрелым суждением и дарованной Богом мудростью изучившие летописи и обратившие постижение истины в святую обязанность, опиравшиеся в своих поисках только на факты, знают, что основанные на слухах и преданиях сведения о происхождении человека 7000 лет назад есть нечто не признаваемое мудрецами, которые размышляют о расцвете и закате мира и (могут судить обо всех особенностях) семи климатов 14.
На эти вопросы праведный и дальновидный разум после тщательного и беспристрастного изучения иногда дает отрицательный ответ, а иногда осмотрительность, — это пристанище спокойствия и местопребывание мудрости, — сдерживает как от признания, так и от отвержения.
Разум — слава мира — и заслуживающие доверия записи и достоверные источники сведений о мире, такие, как древние книги Индии, Катая (Хита), и другие, сохранившиеся в водоворотах событий и с которыми согласуются принципы астрономии и результаты астрономических наблюдений (а это надежные свидетельства), а также последовательный ряд биографий мудрецов тех стран и цепь мнений этих ученых (философов) убеждают, что начало мира и смертных и исток проявлений Божественных [96] свойств обнаружены не были. Либо [мир] вечен, как считали многие древние философы, либо настолько древен, что может считаться вечным. |50|
Секта Сиурха 15 (Джайны), известная во всех частях Индии своим аскетизмом, суровостью и ученостью, подразделяет время, называемое кала, на два периода. Первый — Авасарпини (нисходящий цикл), т.е. период, начало которого радостно, а конец печален, и второй — Утсарпини (восходящий цикл), т.е. противоположный первому. Каждый из этих периодов подразделяется на шесть частей, называемых ара 16. У каждой ары есть свое наименование в соответствии с ее особенностями.
Первая ара в Авасарпини называется Сухман-сухман. Значение удвоения заключается в том, что эта часть приносит радость за радостью и счастье за счастьем. Продолжительность этого счастливого времени — четыре коракор-сагара. Название второй ары — Сухман, т.е. время блаженства и радости. Ее продолжительность — три коракор-сагара. Название третьей ары — Сухам (Сухман) Духман, т.е. много печали и несчастий во время радости. Ее продолжительность — два коракор-сагара. Четвертая ара называется Духман-сухман, т.е. радость и свобода от забот рождаются во время бед и печалей. Ее продолжительность менее одного коракора — 42 000 лет.
Пятая ара — Духман — противоположна второй — Сухман. Продолжительность этой ары — 21 000 лет. Шестая ара — Духман-духман — противоположна первой. Ее продолжительность также 21 000 лет. Названия ар второго периода (Утсарпини) такие же, но первая ара соответствует шестой аре первого периода, вторая — пятой, третья — четвертой, а четвертая — третьей, пятая — второй, а шестая — первой аре первого периода. Они [члены секты Сиурха] считают, что в настоящее время две с лишним тысячи лет пятой ары первого периода прошли.
Да будет известно, что арифметики Индии называют число 100 000 — лак, десять лаков — праюта, десять прают — один крор, сто кроров — один арб 17, десять арбов — один кхарб, десять кхарбов — один никхарб, десять никхарбов — один махасарадж, или падм, десять падмов — одна санкха, и десять санкх — один самудр, или коракор. [97]
Да будет известно, что они считают, что в давний период в определенном месте вначале были рождены сын и дочь, — мнение, распространенное и среди нас 18.
Эта секта считает также, что волосы младенцев в районе Дели |51| в 4096 раз грубее волос тех, кого они называют джугли (югала) 19. И еще они говорят, что если необычайно тонкие волосы семидневного младенца джугли разделить на мельчайшие части, наполнить ими пропасть (букв. “колодец”) в 10 миль глубиной, шириной и длиной и удалять по одной частичке в сто лет, то время, за которое пропасть будет опустошена, [составит период, который] носит название палупам (палия). И когда десять самудров — объяснение термина уже было дано — палупамов пройдут, это будет период сагар. Продолжительность вышеупомянутых циклов превышает, по их мнению, возможности расчетов или описания. Они считают также, что для управления видимым и невидимым мирами каждые шесть ар двадцать четыре достойных человека (адам) выходят из скрытого мира в проявленный, а затем уходят. Имя первого из них — Адинатх, и они называют его также Рагунатх. Власть этого избранного Богом длится 50 кроров лаков сагаров. Имя последнего Махавира. Его власть длится 20 000 лет, 2000 из которых уже прошли. Секта верит, что эти двадцать четыре приходили в наш мир уже много раз и придут еще много раз.
МНЕНИЯ БРАХМАНОВ
Индийские брахманы, учению и практике которых следуют большинство индийцев, сходятся во мнении, что мировые циклы состоят из четырех юг. Первую, продолжительностью 1 728 000 лет, они называют сат-юга. В это время каждое отдельное действие человечества правильно, а высокопоставленные и низкие, богатые и бедные, великие и малые делают истину и справедливость своим законом и являют путь и речи, угодные Богу. Естественная продолжительность жизни человека в этой юге – д100 000 лет.
Вторая юга называется трета и длится 1 296 000 лет. В это время три четверти человечества следуют путем, угодным Богу, а естественная продолжительность жизни составляет 10 000 лет. [98]
Третья юга называется двапар и длится 864 000 лет. В это время половина человечества говорит и действует справедливо, а естественная продолжительность жизни равна 1000 лет.
Четвертая — кали-юга. Ее длительность — 432 000 лет. Три четверти смертных следуют по ложному пути и пути несправедливости. Естественная продолжительность жизни — 100 лет.
Эта школа [брахманы] твердо верит, что источник жизни человечества и создатель существ время от времени из-за тайного занавеса и небытия приводит во дворец проявления и существования аскета и мудреца и делает его орудием созидания мира. Этого могущественного зовут Брахма. Они верят, что Брахма живет 100 лет, каждый его год |52| состоит из 360 его дней, и каждый день 20 и каждая ночь равны тысяче раз по четыре юги (махаюга). По их мнению, число Брахм, приходивших в этот мир, не может быть познано человеческим умом, но они говорят, ссылаясь на авторитеты, что настоящий, нынешний Брахма — тысяча первый, и что 50 лет и половина дня 21 жизни этого чудесного существа в настоящее время уже прошли.
Автор сего Божественного шедевра написал изложение этих двух учений согласно переводу ученых и благочестивых индийцев 22, почерпнутому из их благословенных трудов. Также в сочинениях шейха Ибн Араби 23 и шейха Саад-ад-дина Хамуи 24 — великих святых и мастеров изложения и поэтического вдохновения — в объяснении Божественных (Илахи) дней и Раббани 25 дней утверждается, что каждый Раббани день составляет 1000 лет, а каждый Илахи день — 50 000 лет. Автор “Нафаис-аль-фунун” 26 рассказал, что в историях Катая написано, что со времени Адама Абу-л-башара (Отца человечества) до наших дней (т.е. времени, когда об этом писал автор “Нафаиса”), т.е. 735 г.х. (1334 г.), прошло 8863 вана (в тексте 863) 9800 лет.
Ван у них составляет 10 000 лет. Протяженность царства Аллаха так велика, что истинность этих рассказов и преданий не кажется невероятной. В нем могло быть много Адамов. Имам Джафар Садик (Да пребудет он в мире!) утверждает, что существовала тысяча тысяч Адамов до Адама, который был нашим отцом. И шейх Ибн Араби говорит как о вероятном, будто после Божественной (Раббани) недели, составляющей 7000 лет, или времени цикла правления семи планет 27, [99] прекратила пить воды жизни одна раса, и другой Адам облачился в одежды существования.
И сейчас, закончив длинную речь по незначительному вопросу, я продолжу описывать в этой славной летописи, воздерживаясь от чрезмерной пространности 28, благословенные биографии тех 52 прародителей 29, которые жили от Адама до Его Величества, Царя Царей, что может послужить приумножению знания. Поскольку я знаю, что это описание величия явится дополнением к рассказу о Его Величестве, Царе Царей, я буду говорить об этом с краткостью, украшающей автора.
Комментарии
1. Абаи алви — возвышенные отцы, то есть семь планет.
2. В оригинале список дается в другом порядке, начиная с Акбара.
3. Некоторые авторы приводят вариант Алминджа [или Илчи]. Вероятно, Алинджа — внук, а не сын Турка, и его отцом был Тутак.
4. Кун значит солнце, Аи — луна, а Ялдуз — звезда. Абу-л Фазл в своем рассказе об Огуз-хане называет их братьями и также упоминает Тангиза (море) как еще одного брата.
5. Каан — хакан, т.е. великий хан.
6. Вариант имени — Каджули. Брат-близнец Кабал-хана, предок Чингиз-хана. Стал главнокомандующим в соответствии с толкованием его (Канули Бахадура) сна отцом, Тумана-ханом (см. гл. 15).
7. Пишется также Сугу-джиджан. Возможно, это означает “мудрый”.
8. Пишется также Ну-йин [Нойон]. Слово означает на монгольском “царский сын” или “принц”, а также “вождь” или “полководец”.
9. [Миран Шах Султан мирза, третий сын Тимура.]
10. Гульбадан упоминает, что Бабур принял титул Падшах после рождения Хумаюна.
11. В предисловии к персидскому переводу “Махабхараты” (Британский музей, № 5638, л. 8.) Абу-л Фазл называет его Абу-л Фатх, и это же имя приводится в документе, составленном отцом Абу-л Фазла Мубараком. Там он также назван Гази. Полное имя правителя, приводимое во вступительных стихах “Тафсир-и-Акбари”, или “Великом комментарии”, который он преподнес Акбару в 982 г.х. (1574 г.), — Абу-л Фатх Джалал-ад-дин Мухаммад Акбар Шах Аль-Гази. С другой стороны, Файзи (Нал у Даман. Калькутта, 1831. 24) называет Акбара Абу-л Музаффар Джамал-ад-даула у Джалал-ад-дин Мухаммад Акбар. Возможно, Музаффар — первоначальное имя, измененное на Фатх после побед в Бенгалии и для соединения его с названием любимой резиденции Акбара, Фатхпур Сикри. Слова “Музаффар” и “Фатх” синонимичны, одно означает “победа” или “победоносный”, а другое — “победа”. Название “Акбар-наме” имеет двойное значение; оно может означать как “История Акбара”, так и “Великая (или Величайшая) Книга”. Возможно, имеет значение, что и Абу-л Фазл, и его брат опустили титул Гази, присвоенный молодому Акбару после [нанесения] поражения Хему.
12. Список, приведенный автором, начинается с Акбара, и Ялдуз — это его двадцать четвертый джадд, или предок.
13. Впоследствии будет отмечено, что Абу-л Фазл сильно преувеличил время пребывания мугулов в Ирганакуне. Оценки других историков колеблются между 400 и 500 лет.
14. Букв, “наблюдают за весной и осенью четырехстороннего сада (т.е. мира) и знают диапазон семи групп, начиная с самой высокой и заканчивая самой нижней нотой — анджуман”. Я полагаю, что имеются в виду климаты, а не планеты.
15. [Очевидно, имеется в виду название одной из подсект в джайнизме. В последующем изложении Абу-л Фазла ошибка: Утсарпини — восходящий цикл — предшествует Авасарпини — нисходящему циклу. Не совпадают с традиционными и названия юг. Вероятно, Абу-л Фазл пользовался каким-то неизвестным нам оригинальным источником.]
16. Санскритское ара — спица в колесе времени.
Ошибка в тексте: один арб равен десяти крорам.
100 000 лак
1 000 000 праюта
10 000 000 крор
100 000 000 арб
1 000 000 000 харб (кхарб)
10 000 000 000 нихарб (никхарб)
100 000 000 000 махасарадж, или падм
1 000 000 000 000 санкха
10 000 000 000 000 самудр, или коракор
20. Согласно мусульманскому преданию, Ева каждый раз производила на свет близнецов — мальчика и девочку.
19. Санскр.yugala— пара. Я не знаю, почему названо число 4096; 4696 приводится в “Аин-и-Акбари” как период, прошедший со времени правления Юдхиштхиры до сорокового года правления Акбара. Возможно, 4096 — это неверно написанное число 4696. Смысл сказанного заключается в том, что волосы, которыми предлагается заполнить пропасть, будут невыразимо тонкими, т.к. волосы ребенка югала в 4096 раз тоньше, чем у ребенка из Дели, а волосы семидневного ребенка югала еще тоньше.
20. Слово “день” используется здесь в двух значениях: как сутки и как противоположность ночи. 1000 махаюг — явно округленное число, более точная величина — 980: каждый Ману существовал 70 кальп (согласно другому источнику — 71), или махаюг, 14 Ману последовательно приходят в течение одного дня Брахмы, продолжительность которого — 70 х 14 = 980 [кальп].
21. В “Аин-и-Акбари” говорится, что первая половина дня полностью еще не истекла. 14 Ману проходят в течение каждого из дней Брахмы. За 50 лет прошло 50 х 360 х 14 = 252 000 Ману, Но в течение первого дня пятьдесят первого года прошли только шесть Ману и только часть времени седьмого Ману, а именно 27 кальп, 3 юги и 4700 лет четвертой юги. Если это верно, то седьмой Ману существует большую часть своего времени, т.е. 43 кальпы из своих 70.
22. В другом месте Абу-л Фазл сообщает, что получил информацию о джайнах от ученых людей из ордена шветамбара, и говорит, что не нашел точных сведений о доктринах дигамбара (небесные покровы).
23. Вероятно, автор здесь имеет в виду Мухий-ад-дина Ибн-ал-Араби, автора “Фусус ал-хикам” (“Геммы мудрости”). Он был также автором “ал-Футухат ал-маккийа” (“Мекканские откровения”) [См.: Геммы мудрости / Пер. с араб. А.В. Смирнова // Степанянц М.Т. Философские аспекты суфизма. Приложение. М., 1987. С. 90—118; Ибн ал-Араби. Мекканские откровения / Пер. А.Д. Кныша. СПб., 1995.]
25. Вероятно, Саад-ад-дин Мухаммед Бен Аль-Муайяд Хамуи (умер в 650 г.х. [1252 г.]).
25. Раббани, рабби — форма единственного числа слова рубуб, означает “тысяча”. Во Втором послании Петра (3:8) мы находим выражение: “...у Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день”.
26. Это энциклопедия, созданная Мухаммадом бен Махмуд-ал-амули. Здесь сообщается, что 863 вана 9800 лет прошло со времен Адама до 735 г.х. (1334 г.). Соответственно 1003 г.х. (1594 г.) — сороковой год правления Акбара, и дата в “Аин-и-Акбари” будет соответствовать 864 ванам и 60 годам (1594 минус 1334 равно 260 годам), так что этот подсчет почти полностью согласуется с тем, о котором говорит Абу-л Фазл, для 1334 г., т.е. 8863 вана 9800 лет. Но в “Аин-и-Акбари” он утверждает, что, согласно эре Китая, 8884 вана и 60 лет прошло со времени создания его труда, т.е. после сорокового года правления Акбара.
27. Здесь, вероятно, ошибка. Цикл планет обычно насчитывает гораздо больше, чем 7000 лет. Возможно, Абу-л Фазл имеет в виду, что каждый Раббани день — 7000 лет, и, таким образом, Раббани неделя составляет 49 000 лет. Если это так, то перевод должен быть: “Через неделю Раббани дней”. [Здесь Беверидж противоречит себе, так как ранее он говорит о значении Раббани дня в 1000 лет, соответственно Раббани неделя — 7000 лет.]
28. Возможно, “не удовлетворившись большими книгами”. Абу-л Фазл может иметь в виду, что известные многотомные истории не приводят факты должным образом.
29. Абу-л Фазл позднее рассказывает, что эти 52 предка не заполняют промежуток между Акбаром и Адамом. Нет никаких данных о 25 поколениях.