|
ХРОНИКА АЛЬФОНСО ИМПЕРАТОРАПРЕДИСЛОВИЕChronica Adefonsi Imperatoris составлена анонимным автором ближе к середине XII века и посвящена правлению одного из наиболее выдающихся государей средневековой Испании – Альфонсо VII Императору, королю Кастилии и Леона (1126-1157 гг.). Вместе с «Историей Компостелы», «Хроникой Нахеры» и хроникой Саагуна (Historia Silense) она стоит в ряду важнейших испанских хроник эпохи развитого средневековья. Хроника дошла до нас в нескольких рукописях, датируемых XVI-XVII вв. Произведение делится на три части. Книга первая служит несколько растянутым прологом второй книги. Последняя же посвящена лишь событиям Реконкисты 1109-1146 гг., тем «спорам и битвам, что император Альфонсо и principes Толедо и duces Эстремадуры вели с королем Али и с его сыном Тешуфином (Texufino) и с прочими королями и principes моабитов и агарян». Очевидно, именно она является ядром работы, будучи проникнута духом священной войны с неверными, и Господь, по мнению автора, уготовил Альфонсо такую судьбу – вести войну с «тем гнусным народом». Поэма на латыни («Prefatio de Almaria»), посвященная приготовлениям к покорению Альмерии, составляет третью, заключительную часть произведения. Первая книга начинается с воцарения Альфонсо (1126) после смерти его матери, королевы Урраки, дочери короля-воителя Альфонсо VI Храброго. Описываются первые годы правления Альфонсо VII (1126-1144 гг.), внутренние дела государства этого времени, подчинение непокорных дворян, войны с отчимом, королем Арагона Альфонсо I Воителем, конфликты с вассальными государствами Наваррой и Португалией, в конечном счете добившимися независимости от Леоно-Кастильского королевства. Осветил хронист и события, связанные с провозглашением империи и коронацией Альфонсо императорской короной. Империя Леона-Кастилии не была проникнута идеей универсальной монархии, имелось в виду лишь объединение всех христианских иберийских государств, что в какой-то момент Альфонсо и удалось осуществить не только в теории, но и на практике. Альфонсо VII был последним императором христианской Испании периода Реконкисты – он короновался имперской короной в Леоне 26 мая 1135 года.Автор приступает ко второй книге, используя прием ретроспекции, когда он ведет речь о трудной и опасной жизни на границе после смерти деда Императора, Альфонсо Храброго в 1109 году. Он сообщает о набегах Альморавидов, но находит оправдание небрежению границы в первые годы правления юного государя – согласно хронике, виноваты имперские амбиции ряда правителей Иберии, и в первую очередь главного антагониста Альфонсо – Альфонсо Воителя. Заканчивается книга описанием интриг и политических уловок, связанных с восстанием против режима Альморавидов в Южной Испании. Последние слова хрониста относятся к появлению на полуострове Альмохадов – той самой новой волны берберийских вторжений. С вторжением муваххидов политическая ситуация в аль-Андалусе коренным образом переменилась. Империя Альфонсо VII не располагала ни ресурсами, ни временем для колонизации новых территорий ( repoblaciуn), а без нее все ее успехи оказались кратковременными. Сам император умер во время отступления от Альмерии, после неудачной попытки снять ее осаду (1157). Как заметил один хронист, Альфонсо был более удачлив в захвате крепостей, чем в удержании их.Но пока что государство монарха-крестоносца пребывает в зените славы, и заключительная часть хроники, рифмованная, написанная в стихах, дабы избежать утомительности прозы, представляет собой описание христианского воинства, выступающего под Альмерию, крупный торговый город мусульман и базу для мавританских пиратов в западном Средиземноморье (1147). В этом отношении она (внешне, по крайней мере) сразу вызывает в памяти знаменитую «Поэму о Кэрлавероке» 1301 года. Списки свидетелей в королевских грамотах лета-осени 1147 г. полностью соответствуют описанию в поэме армии, что была собрана Альфонсо для похода. Даже замечание автора о том, что астурийский магнат Педро Альфонсо удостоился графского титула только после Альмерийской кампании (в январе 1148 г.), подтверждается документами того времени. В той кампании участвовали также арагонцы и каталонцы Раймунда Беренгара IV, наваррцы Гарсии Рамиреса, крестоносцы из южной Франции (Монпелье), флот генуэзцев и пизанцев, хотя не было португальцев. Хроника Каффаро ди Кашифеллоне («История захвата Альмании и Туртуосы») указывает, что генуэзцев было 12000 человек на 63 галерах и 163 прочих судах, а у императора 400 всадников и 1000 пеших (что более реалистично). Осада продлилась с августа по 17 октября 1147 года. 24 октября 1147 г. Афонсу Энрикеш Португальский вместе с флотом германских, фламандских и англо-нормандских крестоносцев завладел Лиссабоном. Но, по иронии судьбы, 25 октября того же года близ Дорилеи, Центральная Анатолия, армия крестоносцев под началом Конрада III Германского была уничтожена войсками турок-сельджуков. Триумф христианства на краю Европы и сокрушительно поражение на Ближнем Востоке разделяют всего лишь несколько дней…Однако поэма осталась неоконченной – возможно, из-за смерти хрониста, или гибели соответствующих листов его творения. Э. Флорес полагает, что хронист и не ставил своей целью изобразить покорение Альмерии. Как бы там ни было, события осады Альмерии и Тортосы (пала в декабре 1148 г.), последних крупных успехов Императора (и Раймунда Беренгара IV), остались «за кадром» хроники. Победа при Альмерии была значительным, но мимолетным успехом Реконкисты. Уже через десять лет город вновь попал в руки неверных, и героические усилия Императора и его войск оказались тщетными.Принцип изложения событий в каждой книге хронологический. Источником хронисту нередко служила собственная память. Кроме того, как сообщается в прологе, автор писал «о том, что я узнал или слышал от видевших (это)». Отсюда можно полагать, что он был современником событий. Это подтверждают слова «если будет угодно императору» в поэме об Альмерии. Очевидно, хроника была составлена между 1147, годом похода на Альмерию (возможно, полагает С. Бартон, автор сам участвовал в кампании), и 1157, годом смерти Альфонсо VII. Безусловно, в ряде случаев автор был очевидцем описываемых событий. Но стиль описания многих военных кампаний в хронике не вызывает сомнения в том, что автора там не было, он творил, опираясь на рассказы очевидцев, а не на основании собственных впечатлений.Впрочем, надежность и достоверность приводимых фактов, за редким исключением, не вызывает подозрений и подтверждается иными источниками. Тем не менее, будучи, по всей вероятности, придворным историографом Альфонсо VII, автор был настроен к императору весьма благосклонно, творил в стиле панегирика, изображая государя орудием божественной воли и предводителем избранного народа. Возможно, хроника была написана по заказу самого Альфонсо, поэтому в ряде случаев (как, например, описание отношений с Арагоном) можно усомниться в исторической объективности автора. Но не один император является действующим лицом в хронике – многие другие исторические личности показаны хронистом не менее ярко и образно, как знаменитый военачальник Альфонсо VII, Муньо Альфонсо. Любопытно, что хроника, в отличие от другого современного источника, «Истории Компостелы», проникнута позитивным отношением к светской знати того времени. Здесь дворяне представлены преимущественно верными и усердными слугами короны, поддерживающими власть Альфонсо в его собственном королевстве и готовыми поддержать его в борьбе с внешними врагами. В поэме вожди христиан сравниваются со знаменитыми личностями из эпоса, а также с героями Священного писания. Сам Альфонсо уподобляется Карлу Великому, а Альвар Фаньес – Роланду и Оливье. Педро Альфонсо – «Красив как Абсалом, силен как Самсон и обладает мудростью Соломона» (ст.117-118). Удостоился упоминания в поэме и Родриго Диас де Бивар, прозванный Сидом и Кампеадором, величайший и любимый национальный герой Иберии. Это тем более примечательно, что в эти же 40-е гг. XII в. создавались произведения, обессмертившие его имя в испанской истории – «История Родерика» и «Песнь о моем Сиде». В поэме он появляется как «Родерик, часто прозываемый ”Мой Сид”, что никогда не терпел поражений от врагов». «Песнь о Кампеадоре» (около 1090 г.) тоже превозносит Сида: «Много он лучше, чем Парис и Гектор/ Были под Троей, и теперь, конечно,/ Нет ему равных».Talibus armis ornatus et equo, Как уже было сказано, автор предпочел остаться неизвестным. Можно сказать лишь то, что он был человеком образованным, несомненно, клириком, и, похоже, занимал отнюдь не последнее место в церковной иерархии. Есть мнение, что это был епископ Асторги в 1144-1153 гг., Арнальдо, упоминаемый в самом тексте (известно, что 17 июля 1147 г. он находился в окружении Альфонсо, когда император остановился в Андухаре по пути на Альмерию). Происходил хронист, вероятно, из Леона (во всяком случае, не из Кастилии, которую он знал поверхностно ), но был хорошо знаком с пограничными землями Толедо – вероятно, там он жил и творил. Не исключена иная версия – хронист был иностранцем, быть может, одним из тех клюнийских монахов, что во множестве тогда прибывали в Испанию, получая места при дворе и в церкви. Анхель Феррари в 1963 г. предположил, что автором Chronica Adefonsi Imperatoris был клюниец Пьер де Пуатье, секретарь аббата Клюни Петра Достопочтенного, желавшего познакомить христиан с учением ислама (по его инициативе вскоре был переведен Коран) и с этой целью предпринявшего в 1142 г. поездку в Испанию. Но все эти любопытные предположения различных историков не более чем версии. Подлинный автор хроники по сей день остается анонимным.
Текст переведен по изданию: Lipskey G.E. The Chronicle of Alfonso the Emperor: A Translation of the Chronica Adefonsi imperatoris, with study and notes. Ph.D. dissertation, Northwestern University, 1972
|
|