Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

АБУ-ЛЬ-ФАРАДЖ, ГРИГОРИЙ БАР-ЭБРЕЙ

ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ

“Светская история”

[7] Яфет поселился из середины в северное место и дети его — македонцы, армяне, мидяне, греки, ромеи, евреи.

[11] Затем пустовало вавилонское царство семь лет до ассирийца Белоса, который восстал против халдеев. Произошла битва между ними и мидянами, и победили они. И воцарился он над Ассирией и Вавилоном.

[29] На четвертом году Садакая воцарился над мидянами Астиаг 215 [и правил] 38 лет.

[31] После Эвилмеродака 216 - Валтасар, брат его, [правил] два года, а согласно халдеям — пять лет. На первом году его заметил Даниель появление четырех животных, которые символизировали четыре царства. Валтасар на втором своем году устроил большой пир для своих знатных с тысячью [приглашенных], напоил вином своих [гостей]. И не было подобного [тому, что он сделал]: он осмелился и заставил выпить в священных сосудах, которые были собраны отцом его. Тогда явилась, раскрылась рука и предначертала кару ему на стане 217. Той же ночью пришел мидянин Дарий 218 и убил его.

Здесь начинается часть пятая, которая от царей халдейских к царям мидийским приводит.

После Валтасара — мидянин Дарий, который есть Набунадос, [бывший уже] один год до убийства Валтасара, был царем [еще] в течение 16 лет.

[32] Здесь начинается часть шестая, которая от царей мидийских к царям персидским переходит.

После мидянина Дария перс Кир 219 [в течение] 31 года; в другом [месте говорится] 39 [лет], а в другом — 33 [года]. Этот, когда убил Дария-мидянина, уничтожил царство халдеев, [65] ассирийцев и мидян и создал персидское царство... 220 В том же первом году своего царствования отпустил он 50 000 человек [пленных], но не всех их...

Заботился он, чтобы построили храм, что в Иерусалиме, согласно пророчеству Йешу. Но задержалось строительство из-за соседних ему народов на 46 лет, как пишет Иоанн Евангелист 221 , до шестого года Дария, сына Гистаспа.

[33] После парса Кира — его сын Камбиз 222 [в течение] восьми лет. Этого евреи прозвали Навуходоносором. В его время была известна Юдифь, которая убила Олоферна-магога, или тюрка. На шестом году его ослепили, чтобы лишить всего. После Камбиза — два брата-мага [в течение] 14 месяцев.

После двух братьев — Дарий, сын Гистаспа [в течение] 36 лет.

[34] После Дария — Ахашируш 223 , его сын, [в течение] 21 года. На втором году [правления] он покорил Египет, а на одиннадцатом году — Афины и предал их огню...

После Ахашируша — Артабан [в течение] семи месяцев, которые присчитываются к годам Ахашируша.

После Артабана — Ариок, т. е. Артаксеркс 224 , [правил] в продолжение 41 года. На седьмом году своем он поручил хронисту [законоведу?] Эсраму пойти и отстроить Иерусалим, т. е. город, после постройки храма. И было Эсраму божественное видение, и вот почему составил он о пророках из рассказов, потому что сожгли его книги в плену. На 20 году его [правления] был послан Нехемия-виночерпий, который вновь восстанавливал Иерусалим. Хотя этот являлся евреем по происхождению, он был православным и виночерпием Артаксеркса и был предан царю и царству...

[35] После Ариока — Артаксеркс второй 225 , [в течение] двух месяцев; после Артаксеркса второго — Согдианос, семь месяцев; годы Ариока соприкасаются с этими двумя месяцами. После Согдианоса — Дарий Нотос, 226 19 лет. На 15 году его Египет воссстал (merad) против персов. В течение последующих 124 лет египтяне избирали своего царя...

После Дария Нотоса — Артаксеркс-правитель 227 (medabra-nа), 40 лет... Этого Артаксеркса евреи называют Асиросом. Поэтому Иоанн полагает, что к его времени относится рассказ Эсфера. В переводе же, которому 70 [лет], он был назван Артаксерксом.

После Артаксеркса-правителя — Артаксеркс Окос 228 , 27 лет. Этот был сильным и царствовал и над Египтом. Египтяне снова были подчинены персам... Окос покорил [36] также евреев и сделал их данниками. Он поселил их на берегу Какапийского моря в городе Гиркании... [66]

После Окоса — его сын Парсис 229 , четыре года.

[38] После Персиса — сын Аршака Дарий 230 [в течение] шести лет.

[42] На 34 году [правления Филадельфа] 231 поднялись парфяне, т. е. армяне, против македонцев, т. е. греков, и доставили себе царя по имени Аршак 232. От него [династия] была названа Аршакидами 233.

[82] Они не нашли его [врага империи], и он [Анастасий] повелел основать город у подножья горы для помещения войска. Он был построен [на месте], где был убит Дарий 234 , и поэтому назван Дарой. Он был превосходно отстроен в три года и назвали его Анастасиополисом (Сведения начала III в. н. э. - Р. Г.).

[60] На третьем году [кесаря Александра] 235 , который является 542 годом [61} греков (231 г. н. э.), над персами воцарился Ардашир, сын Папака 236. Началось другое царство персов, которое было названо сасанидским 237 и просуществовало 418 лет, до того [времени], когда было создано арабское царство, положившее ему конец...

После кесаря Максимилиана 238 — кесарь Годринос 239 , 6 лет. Он был убит в пределах Персии; в его время был убит Мани 240.

После кесаря Годриноса — кесарь Филипп 241 , 7 лет. В его время прекратилось преследование христиан. На первом году его воцарился над персами Шабур [I], сын Ардашира 242 [и правил] 31 год. В его время завершилось строительство Рима, [занявшее] 1000 лет...

[62] После кесарей Галлуса 243 и Валесиана 244 - кесари Валериан 245 и Галинус 246 , 15 лет; они преследовали христиан. Сын Ардашира, Шабур, царь персов, разорил Сирию, Киликию и Каппадокию... Когда Валериан был захвачен в Персии в плен, Галинус оставил в покое христиан...

После кесаря Клавдия 247 - кесарь Аврелиан 248 шесть лет... В его время Мани был известен. Он [кесарь] выдал свою дочь за Шабура и заключил с ним мир. Шабур построил для нее город в Персии, подобный Константинополю, тот, который называется Гундэ-Шабор 249 и поселил там ее, свою ромейскую жену. С нею пошли искусные греческие мужи-медики и распространили на Востоке медицинское учение Гиппократа. Были там также искусные сирийские медики, например, Сергий Решайнский, который первым перевел философские и медицинские книги с греческого на сирийский; Афанасий Амидский, Пелагрий, монах Симеон, прозванный Тайбута, епископ Григорий, патриарх Феодосии, превосходный Хонейн, сын Исхака, и многие другие после них, вплоть до настоящего времени; все они сирийцы... [67]

После Аврелиана кесаря — кесарь Тацит 250 , шесть месяцев. Он был убит у Понта. В это время воцарился в Персии [63] Хормизд [I] 251...

После кесаря Флориана 252 — кесарь Пробос 253 , семь лет,

В том же году воцарился в Персии Варахран [I] 254 , три года, и после него — его сын Варахран [II], 17 лет... 255.

На 11 году Диоклетиана 256 воцарился в Персии Нарсе 257 , семь лет. После него — его сын Хормизд [II], пять лет 258.

[64] После Константина Великого 259 его сын Константин Победитель 260 , 32 года... На втором году его (312 г. н. э.) в Персии воцарился сын Хормизда Шабур (II] 261 , [правивший] 69 лет...

[69] После Иовиниана 262 — Валентиниан 263 и Валенс 264 , братья, 13 лет...

[70] Своего брата [Валентиниан] сделал царем на Востоке... На его 11 году над персами воцарился сын Шабура [II] Ардашир [II] 265 , четыре года.

[71] После Грациана 266 - Феодосий 267 , 16 лет. Когда Грациан был убит и в Риме воцарился его брат Валентиниан 268 , Феодосий воцарился только в Константинополе и на всем Востоке. Был он сильным, мудрым и искусным в войне... На его втором году умер Ардашир; после него — Шабур [III] 269 , его сын [72], четыре года. На пятом году [Феодосия] над персами воцарился Варахран [IV] Керманшах 270 , этот [правил] 12 лет.

[73] В том же году воцарился над персами Иездигерд [I] 271 , сын Шабура, 21 год.

[74] Аркадий 272 , когда составил завещание, то царя персов Иездигерда сделал куратором своего сына. Этот Иездигерд, когда принял завещание, то с радостью присматривал за Феодосием 273 [сыном Аркадия]. Он послал к нему наставника (merbina) и написал всему синклиту, что если они введут юношу в заблуждение, то беспощадная война будет им от него. По этой причине распространилось христианство среди персов, когда обосновался среди них Марута, епископ Майферката...

[75] В это время умер Иездигерд, персидский царь. И стал Варахран [V] 274 , его сын, после него [правил 22 года]. Он медлил заключать мир и беспокоили персы ромеев. Ромеи победили и захватили в плен персов. После этого был заключен мир, несмотря на то, что преследование христиан не прекращалось в Персии все время Варахрана... В это время произошла большая ссора царства ромейского с персидским по причине преследования христиан в Персии. Даже многочисленных купцов притеснил персидский царь. Он забрал их товары и христианских золотых дел мастеров (umne chesali dahba), [68] которым не давал их заработка. Поэтому пришли ромеи с армянами, захватили пленных и пограбили. Они умертвили семь персидских военачальников [76], а остальные были потоплены в Евфрате. Множество тайайе, которые имелись для помощи им [персам], после этого заключили мир и прекратили преследование [христиан]...

[77] В том же году воцарился над персами сын Варахрана, [сына] Иездигарда — Пероз 275 ; он начал войну с ромеями и преследовал христиан.

[79] На девятом году Зенона 276 воцарился над персами Балаш 277 , четыре года. На 11 его году воцарился после Балаша Кавад Пероз 278 , 11 лет.

После Зенона — Анастасий 279 , 27 лет... На восьмом году его восстал против Кавада его брат Замасп и воцарился на два года. Кавад бежал, собрал войско и пошел против своего врага. Он его победил и убил. После он царствовал в течение тридцати лет.

[79] Вышли гунны (hunaje), которые на северо-западе от персидского царства, по той же причине, что и в дни Зенона. А именно: отправились гунны к персидскому царю Перозу и сказали ему: “Не удовлетворяет нас дань (mdata), которую даешь ты нам, ромеи удвоенно дают нам. Поэтому так же, подобно ромеям, давай нам, не то мы будем готовиться к войне”.

[80] Пероз обманул их и сказал, что даст. По условию, гунны ушли. Пероз же, когда усилился, то, предав смерти гуннов, которые были оставлены получить дань, хотел преследовать тех, что ушли. В это время, некий купец Евфимий, ромей, который с гуннами был, подстрекал их... Бог обессилил персов, обманувших [гуннов]. Когда сделал он это, они схватились с персами и убили Пероза, опустошили Персию и возвратились в свою землю.

Поэтому, когда воцарился Кавад, он имел гнев против ромеев.

[83] На его [Юстиниана] 280 четвертом году над персами воцарился Хосров [I], сын Кавада 281 , 47 лет. Был заключен мир между ромеями и персами, [продолжавшийся] семь лет.

...на 11 году Юстиниана был возобновлен мир между персами и ромеями... В том же году Хосров [84] пошел и страшно опустошил Антиохию, Халеб и Апамею. Ромеи также вошли в Персию и опустошили области Кардавайе, Арзанайе и Арабайе 282.

[86] ...После Юстиниана II 283 — Юстиниан III 284 , 13 лет... В его время персидским царем был Хосров [I]. Сначала они были в мире, так что даже великолепные подарки отправил [69] Юстиниан на своем втором году Хоюрову через каллиникийского патриция Иоанна. Когда персы начали нападать на армян, чтобы заставить их поклоняться огню, подобно магам, армяне восстали против персов и были поддержаны ромеями. Таким образом был нарушен мир.

[88] ...В это время Хосров отобрал из пленных 2000 девушек и в прекрасных одеждах послал их тюркам, которые внутри Персии.

[94] В это время (конец VI в. н. э. — Р. Г.) некий хитрый перс объявил себя старшим сыном царя Хоcрова, когда младшего его сына, Хормизда [IV] 285 , избрали, чтобы царствовал над ними. Он сжалился над ним и дал ему пищу и отослал его, чтобы его не убили. Этот же пошел к сторонникам ромеев, что в Армении, и сказал, что уступит персидское царство ромеям, если ромейакий царь даст ему войско. Ромеи известили Тиверия 286 , и он радушно принял его, послал [ему] золото и царские одежды.

[105] После Абу-Бекра 287 — Омар, сын Хаттаба 288 , 10 лет... Он отправил через год [после воцарения] войско в Персию. В то время, как персы были расчленены, одни у Иездигерда [III] 289 , сына Хосрова, другие — у Хормизда [V] 290 , выросли над ними тайайе. Хормизд был убит и воцарился Иеадигерд...

[106] Иездигерд отправил войско, оно разбило cвои лагери на Евфрате. Персы отправили арабского лазутчика, чтобы он разведал у арабов. Этот, когда подошел близко, то увидел одного маадейца (ma'adaja), который сидел у мочи своей и жевал пищу. И сказал ему лазутчик на языке сарацин: “Что делаешь ты?” Маадеец ответил: “Вот, смотря, ты, иду я к старости, и становлюсь новым [другим]”. Как только он вернулся, то известил персов: “Народ, который вы видите, что гол и бос, питается большей частью саранчой, — отважен”, — и он рассказал военачальнику (rebchajla) то, о чем слышал, и [добавил]: “От бога [зависит], чтобы победили их вы”. Когда начали сражение, персы вынуждены были бежать; преследуемые до самого Ктезифона, который у Тигра. Один из воинов-персов спасся бегством от маадейца, который преследовал его. Он вышел к месту, где [приносят] жертвоприношение, и спрятал его служитель...

[107] Вторично собрал Иездигерд бесчисленное множество [воинов] и встретился [вновь] с арабами на Евфрате. Победили [опять] арабы, подошли к Ктезифону и потребовали его сокровища и жителей.

В третий раз собрался [Иездигерд] к Гауле и встретился с арабами и был [снова] побежден; и в четвертый раз вновь собрал [войско] в горах Мидии и встретился с арабами, и [70] были (разбиты эти, в четвертый раз собранные в течение года. Когда потерял Иездигерд надежду, то бежал в тюркские пределы, в область Седжестан 291 и через пять лет, которые там скрывался, он был убит. Прекратилось персидское царство, которое именовалось сасанидским. Оно началось с Ардашира, сына Бабака [Папака], в 558 году греков (227 г. н. э.) и пришло к своему концу в 956 году греков (645 г. н. э.) 292.

[109] Этот [Осман] 293 отправил своего сына Саида, который преследовал царя персов. Иездигерд же после пяти лет, что он прятался в Седжестане, вышел и пошел к Куфе. Саид пошел к Мерву после покорения всей Персии. Иездигерд же, когда испугался, как бы не прикончили его, вышел. Он спрятался на мельнице. Некий тюрок там убил его.

[128] В 1071 году (греков — 760 г. н. э.) тайайе 294 подчинили себе то, что на севере Каспийского моря, и закрепились у него; на востоке — Горган 295 ; на юге — Мидию и часть Парфии 296 , на западе — дейлемитов 297. Имелось там пять городов со стенами, и часто с башнями, с густыми лесами, лугами и раками.

[129] В 1080 году (греков — 769 г. н. э.) люди магов 298 , что в Персии, восстали против тайайе и поставили себе главу. На них пошло войско тайайе, но были побеждены тайайе. И еще укрепились маги, чтобы создать себе царство. [Вновь] пошли на них тайайе с войском огромным и были побеждены маги. Погибло у них около 40 000 и были убиты их главы.

[116] После Абдаллаха, сына Зобейра — Абд ал-мелик, сын Мервана 299 , [правил] 13 лет и шесть месяцев... Когда он был провозглашен царем и увидел, что со всех сторон осажден и все больше тесним мардаитами 300 ромеев, которые в Ливане, то заключил с Юстинианом 301 мир на десять лет... По причине этого Абдаллах давал ежедневно ромеям 1000 дариков, коня и раба; Кипром они должны были владеть сообща; половину дани [с Кипра] — ромеям, [117] половину — тайайе; Армения с Гурзаном 302 , Арзан 303 и Азербайджан должны были [отойти] к ромеям 304.

[117] Абд ал-мелик поставил двух военачальников: Махмуда над Месопотамией, Ассирией, Арменией и Азербайджаном; Хагага, своего раба, — над всей Персией и Аравией.

[123] После Йазида 305 , сына Абд ал-мелика — Хишам 306 , брат его, 12 лет и восемь месяцев.

[124] В 1039 году (греков — 728 г. н. э.) Маслама снова поднялся на землю тюрок, но были неравны [им] тайайе и покинули свое имущество и бежали. В 1042 году (греков — 731 г. н. э.) вышли тюрки и разорили города Азербайджана. Поднялся против них Маслама с большим войском и [71] погибли с обеих сторон тысячи. Затем тюрки захватили те города, что разорили. На остальную часть арабских владений они не пошли. Тайайе заключили мир с тюрками.

[155] В это время (837 .г. н. э.) муж-водонос (qurzemaja) Бабек 307 , который восстал против тайайе в Персии, убил большинство из них, несмотря на то, что был слаб. Его военачальник Насир бежал со многими из своих соплеменников к Феофилу 308 , и стали они христианами... Восставший водонос Бабек... бежал с 400 своих мужей в Бет-Ромайе 309. Когда он пришел к армянину-патрику, мужу по имени Стефанос 310 , тот его заманил, ввел в свой дом с необходимыми почестями и заковал в железо.

Когда Мутасим 311 узнал [об этом], [156] он отправил военачальника Афшина 312 с подарками к Стефаносу, получил Бабека и убил его.

[162] После Васика 313 — Мутаваккиль 314 , брат его, 14 лет и 9 месяцев... На его третьем году [163] восторжествовали три его сына над землями: Мунтасир 315 — над Африкой, Мисром, Месопотамией, Ассирией, Хабуром 316 , Каркесионом 317 , Тагритом, Теманом и областями Шабе и Сабе 318 , до границ Индии, Шахрзором 319 , Исфаханом, Кумом, Кашаном, Курлиомом (?), Казвином и всеми горами Персии; Мутаззам 320 , второй его сын, возобладал над Хорасаном, Табаристаном, Реем 321 , Арменией, Азербайджаном; ...Муайад, третий его сын, восторжествовал над Дамаском, Эмесом 322 , областью Иордании, Палестиной.

[177] (в 900/01 г. н. э.) была столь сильная чума в городах Азербайджана, что не были они [жители] в состоянии противопоставить жизнь смерти. По этой причине также те [арабы] в нем [Азербайджане] вскоре отправились по дороге смерти.

[189] После Мутакки 323 — Мустакфи, сын Муктафи 324 , один год и четыре месяца. В том же году (944/45 г. н. э.), в котором он воцарился, вышли народы различные: аланы (alanaje), саклабы (escalbaje) и лагзы (lagzaje), и дошли вплоть до Азербайджана. Они полонили (gabes) город, который называется Бердаа (Barda'h) 325. Они убили там около 20 000 душ и ушли 326.

[233] В 429 году тайайе (1037/38 г. н. э.) пошли вновь гузы (guzaje) в Армению и многих предали смерти из курдов и арабов там, и захватили большую добычу. Оттуда они пошли к Урмии (Urmih) 327, городу Азербайджана, овладели областью и убили множество курдов-горцев, тех, что спустились [с гор] и сопротивлялись им. Когда увидел эмир бар-Ваттаб это, то дошел к правителям Сирии и Армении, которые не были в [72] состоянии противостоять двум противникам: ромеям и тюркам.

Он заключил мир с ромеями, вернул им Урху, они вошли в нее и освятили ее.

В том же году опустошили гузы город Марагу 328 и сожгли большую [соборную?] мечеть, которая там. Большое количество ее жителей они убили и забрали в плен. Тогда собралось войско из курдов-горцев, они выступили против гузов и вытеснили их из Азербайджана. Они [гузы] снова вернулись в Хорасан...

[234] Султан Масуд 329 находился в Хорасане около двух лет. Затем он оставил военную силу в этой области и повернул, чтобы пойти в город Хорезма — Газну. Когда узнали гузы, то пошли снова в Хорасан в 432 году тайайе (1040/41 г. н. э.), и не могли те, что там, устоять перед ними. Они воцарились в Азербайджане.

[235] Маудуд, сын Масуда 330 , того, что в Хорезме был, когда услышал о том, что случилось с его отцом, собрал пять тысяч и пошел против двадцати тысяч, что были у его дяди с отцовской стороны, победил их и убил своего дядю. Он пробил запястья убийц своего отца и связал их веревкой. Их волокли по земле до тех пор, пока они не скончались. Он возвратился в Газну и вернул себе царство своего отца, кроме Хорасана и Азербайджана, где властвовали тюрки.

[236] В 434 году тайайе (1042/43 г. н. э.) в городе Тебризе (Tibriz) 331 произошло сильное землетрясение. Были разрушены его цитадель и городские стены, большая часть дворов и бань, которые в нем. Точно также пятьдесят тысяч душ погибло под развалинами.

[238] Те [гузы], которые вошли в Хорезм, были сильными. Они вошли в Хорасан, имея главой Ибрагима, сына Юсуфа, родного брата Тогрул-бека. Этот написал послание и отправил с послом в Багдад, и говорилось в нем следующее: “Великий шахиншах, т. е. царь царей, Тогрул-бек, сельджукид, воцарился над Хорасаном и Хорезмом. Он снарядил войско, чтобы послать в Багдад”.

[239] Вскоре (1044 г. н. э.) окреп Ма'тамад 332 , собрал маадеев и победил гузов и предал смерти большое количество их. А которые уцелели — бежали в Азербайджан.

[244] В 446 году тайайе (1054/55 г. н. э.), когда все области персов были подчинены власти султана Рукн ал-дина Тогрул-бека 333 , он повернулся лицом к ромейским областям. Он пошел против крепости Маназгерд 334. Долгое время простоял против нее, но не смог подчинить и опустошил область. Он пошел и опустошил также область Арзан ал-Рум 335 , [73] которая граничила с ромеями. Он вернулся перезимовать в Азербайджан, чтобы снова обратиться к Бет-Ромайе.

[Свадьба султана Тогрул-бека и дочери халифа](Отрывок интересен тем, что показывает одну из этнографических черт тюрок. — Р. Г.).

[255] В 455 году тайайе умерла хатун, жена султана Тугрил-бега, та, которая была им сильно любима. В его руках была забота о всех царских делах. Послал он к халифу 336 , чтобы просить у него его дочь.

Когда не согласился халиф, чтобы его дочь была от них вдалеке, от их рода и их племени, султан обиделся. После многочисленных нападок он и вражду открытую начал показывать.

Тогда испугался халиф и, хотя не желал, отдал ему дочь свою при условии, что она не выйдет из дворца, но все, что привезет султан в Багдад, будет у нее во дворце. После долгих переговоров начали переезжать в новый двор, который построил султан.

Султан прибыл в Багдад и преподнес сто тысяч золотых динаров 337 , сто пятьдесят тысяч зузе (zuze) 338 , четыре тысячи круглых головных повязок и взял дочь халифа Кадира 339 в жены.

Говорят, когда она прибыла в его дворец, встали султан и знатные тюрки, и танцевали они, как принято у них: в то время, как они становились на колени и вставали(Этот элемент танца до сих пор сохранился как одна из танцевальных фигур в Закавказье, в частности, в Азербайджане. — Р. Г.), они пели по-тюркски. И был поставлен ей золотой трон. Вошел султан и поклонился ей до земли и почтил ее и не сел, но остановился и вышел. И так он делал в течение семи дней, пока она не открыла своего лица, чтобы он увидел ее.

И при этом сближении великая радость была султану, халифу же — большое горе. Особенно же потому, что когда отбыл султан из Багдада, чтобы пойти в Хорасан, то насильно взял дочь халифа, жену свою, с собою, и не сдержал слова: не увозить ее из Багдада.

[277] Тадж ал-доуле Тутуш 340 , брат султана Мелик-шаха 341 , воцарился над Мосулом, Нисибином, Майферкатом, Сирией и Дамаском и дошел до Азербайджана. Он пошел [затем], чтобы встретиться с султаном Таркийаруком 342 , сыном своего брата. Они встретились в области Тебриза, в месте, называемом Саадабад.

[Потом] Тутуш вернулся к Дамаску, а эмиры Аксонкор 343 и Бубан 344 поступил на службу к султану Таркийаруку(Чит.: Баркийарук. — Р. Г.) (ок. 1135 г. н. э.). [74]

[315] Тогда же Масуд 345 направился в Азербайджан, чтобы сразиться с Даудом, сыном своего брата, и пошел с ним халиф 346. И снова отправил Санджар 347 послов к Масуду, когда этот начал осаждать ворота города Мараги, и подстрекал его без задержки отправиться к халифу в Багдад. Прибыло многочисленное войско от самого Санджара и с ним 17 исмаилитов 348.

[322] В 532 году тайайе (1137/38 г. н. э.) вышел могущественный халиф Рашид 349 из Мосула и пошел в Хорасан(Чит.: Ирак) к султану Дауду (Чит.: Масуд). Тот встретил его торжественно, и он убедил и получил от султана Масуда Хамадан. Оттуда пошел этот Рашид против Исфахана и заболел там тяжелой болезнью. Когда он заболел, то проникли к нему четыре мужа-хорасанца и убили его у ворот Исфахана, хотя и объявили, что он не убит, а скоропостижно умер от болезни; потому что трижды подступала и наступала смерть у ворот Исфахана, где он был убит.

Подобным же образом его брат 350 дошел до ворот Мараги, где был тоже убит.

[393] Он [Салах ал-дин] 351 оставил войско против Мосула, чтобы осаждать его, а сам пошел против Хлата 352 , потому что слышал, что шах-армен 353 , владетель его, скончался, и Бек-Тимур 354 стал вместо него. Он услышал, что Пехлеван (Pehlevan) 355 [394], сын Эльдегеза (Ildegaz) 356 , правитель Персии, пошел против него: он отправился к Салах ал-дину, чтобы помочь ему положить конец Хлату. Салах ал-дин, когда дошел до земли Хлата, [хотел] встретиться с Бек-Тимуром, но он оборонялся в своем городе и не вышел к нему. А Шамс ал-дин Пехлеван (Чит.: Мухаммед Джехан-Пехлеван) пошел из Персии и укрепился с другой стороны Хлата и стал приготовляться, чтобы начать осаду Хлата. Он [Бек-Тимур] передал ему: “Если ты заставишь Бек-Тимура сдать Хлат Салах ал-дину, не найдешь ты мира [спокойствия] по соседству с собою”.

По этой причине отправился этот Пехлеван к Бек-Тимуру и успокоил его. И тот дал ему даже одну женщину из людей своего рода. И он оставил и ушел. Салах ал-дин, когда увидел, что сошлись хлатцы и персы, повернул и пошел к Майферкату 357.

[448] В этом году, который является 1516 годом греков (1205 г. н. э.), направились иберы в область Азербайджана и совершили многочисленные убийства и взяли большое [75] количество пленных. Оттуда они пошли к области Хлат и совершили [там] многочисленные разрушения.

[451] В том же (1207/08 г. н. э.) году умер Ала ал-дин, сын Карасонкора, владетель Мараги. И стал после него юный сын, который был у наго. Вскоре после этого он также [452] умер.

Пошел Нусрат ал-дин Абу-Бекр, сын Пехлевана 358 , владетель Тебриза, и завладел Марагой и всеми его владениями, кроме крепости Ревандуз (Revanduz) 359 , где оборонялся евнух, укрепивший ее.

[455] В 610 году (арабов — 1213/14 г. н. э.) умер багдадский лекарь Мухтаб, который был известен под именем бар-Хубала Мосульского. Он был необычайно почитаем в свое время и с Абдул ал-Бархатом, багдадским еврейским лекарем, имел связи. Он перебрался из Багдада в Мосул, а оттуда — в Азербайджан, и оттуда — в Хлат.

[460] В том же году (начало XIII в. — Р. Г.} не только от франков 360 , которые вышли с запада, пришла опасность для тайайе. Она шла больше от татар (tataraje), которые стремительно прошли с востока и дошли вплоть до Хамадана (Qamadan) 361 , Азербайджана и Арана; по всей Персии распространился ужас.

[490] Хорезмшах Джалал ал-дин 362 удалился из своих владений и отправился, чтобы поселиться в Хое (Qoj) 363 , городе Азербайджана... [Дойдя до Евфрата] татары повернули обратно и воцарились над Азербайджаном и Шахрзором и подчинили себе также иберов.

[507] Земли Бет-Ромайе, Ассирии, Сирии, Киликии [Гуйукхан] 364 дал одному из глав по имени Илшикат; в землю Китая великого эмира Йалавача 365 отправил; Персию эмиру Масуд-беку 366 дал; а Хорасан, Хамадан, Азербайджан, Ширваи (Sirvan) 367 , Лур, Кирман до Индии — эмиру Аргуну 368 дал.

[515] В этом году, который есть 650 год тайайе (1252/53 г. н. э.), после окончания курилтая (qurilthaj), т. е. великого собрания, Хулаку 369 , брат Монга-каана 370 , был отправлен, чтобы пойти в эти земли западные, которые вне владений Гуйук-хана. Моага-каан приказал, чтобы из всех военных сил, которые на востоке и на западе, из всех десяти лиц два лица пошли. Из царских сыновей одного брата своего юного, которого зовут Сабатай Аугул, отправил с ним. Из владений Бату—Булгая, сына Сибкана 371 , и Кутара Аугула 372 и Кули 373 с многочисленным войском. Из области Шгати—Токудара, из земли Шишакан-баги, сестры каана — Бука-Тимура 374 с войском, и из земель Китая имелась тысяча мастеров [военных] машин и метателей нефти. [76]

[521] В том же (1255) году прошел татарский военачальник Башу-нуин по направлению к Арзан ал-руму и отправил посла к султану Изз ал-дину 375 в месяце аб [август]. Он просил у него места, чтобы пройти [туда] по причине того, что в земле Мугана (Mugan) 376 они уже зимовали в течение года. Царь царей Хулаку, брат Монга-каана, согласился, чтобы он перезимовал [в другом месте]. С ним, с Башу, пошел царь Хетум 377 со службы великого каана. Поднялся он в его землю в канун первой пятницы месяца ийлул [сентябрь]. И был праздник для христиан. Султан же не согласился с тем, чтобы дать это место Башу и осуждал его.

[534] Китбуга 378 искал и нашел место в пустыне, где спрятался царь Насир 379. Он отправил к нему войско, разбил его и задержал, и царь был доставлен к нему. Он с большой предосторожностью отправил его к царю царей. Когда он был доставлен к нему, тот принял его с особым почетом и почтил и обещал снова вернуть ему его царство.

В эти же дни, когда он был приведен к царю царей Хулаку, раббан Симеон, священник и врач, сын раббана Йешу, покойного священника, который из Кала-ромита, был возвышен и прославлен широко и был любим всеми детьми царей и цариц. И были у него царские сады [535] и огороды и прекрасные места в Мараге, и годовое жалованье (aphsunitha) в пять тысяч динаров. В Вавилоне, Ассирии, Каппадокии и Мараге была от него сильная помощь, поддержка и слава для уцелевших из народа нашего [яковитов], защита и попечение для церкви нашей повсюду.

[547] Были схвачены (.в конце XIII в. — Р. Г.) в Багдаде [армянские] епископы, церковные главы и монахи и заточены. Даже [армянского] католикоса и епископов его взял и заточил эмир Арбелы 380 Кутлуг. И они пребывали в многочисленных притеснениях, пока бог не помог. Пришло распоряжение из орды (ardu), и они были освобождены. После этого пошел католикос и они поселились в городе Азербайджана Ушну.

[548] В 1584 году (греков — 1273 г. н. э.) 18 [числа] кануна второго [январь] в четвертую ночь сильное землетрясение произошло в городах Азербайджана, в особенности же в городе Тебризе. Оно разрушило дворы и мечети; вершины башен упали. Церковь же нашу [яковитскую] господь бог сохранил непоколебленной. И не прекратилась служба от того, что собрались в ней греки, армяне, несториане и все наши [яковиты]. Оставшиеся же [в живых] из народа великого, но беззащитного, тайайе [мусульман] разбили палатки и жили в них около двух месяцев, затем они вселились [во вновь отстроенные дома]. Погибло во время этого землетрясения около 250 [549] тайайе. [77]

[550] В том году (1274 г. н. э.) отправился господин (qevaga) Насир [ал-дин Туcи] 381 , персидский философ, муж известный, знающий и превосходный во всех областях науки, ненасытный в математических учениях. Он сделал [астрономические] инструменты для ведения наблюдений, большие циркули из меди, которые необычно громадные [в отличие от подобных инструментов] Птоломея. Он отправился в Александрию, где наблюдал и составил движение планет. В Мараге, городе Азербайджана, у него были собраны многие мудрецы из различных стран по причине того, что множество мечетей и дома всех знатных Багдада и Ассирии под его влиянием были [признавали его авторитет]. От них он получал жалованье для преподавателей и учеников, что были у него.

В это время, когда он отправился в Багдад, чтобы проверить места в Багдаде, он скончался. Люди узнали, что он был отравлен.

Многочисленные писания были составлены им, переводы из “Логики” и естественной и божественной науки. Он толковал также Эвклида... У него имеется также “Этика” на персидском языке. В ней он собрал изречения Платона и Аристотеля относительно практической философии. Он знал и древних философов, но относился к ним враждебно в своих сочинениях.

[559] В том же году (1278 г. н. э.) случилась суровая и морозная зима в Азербайджане и по всей Большой Армении вплоть до границ Скифии [т. е. до Северного Кавказа]. Погибли лошади и стада быков и овец и все те, что живут а палатках [кочевники]. И была большая нужда в пище. Сто мин (mine) 382 пшеницы, т. е, небольшой груз [малый вьюк] осла, за сорок динаров рукнайских [dinare ruqnaje — динаров Рукн ал-дина] продавались на Мугане.

[559] В 1590 году (греков — 1279 г. н. э.), когда увидела великая царица Кутай-хатун, что в эти годы христиане сведены на нет, привела их, чтобы в праздничный день освятили они воды реки. По причине призыва к бунту (stasis), который подняли тайайе, действительно сильная помощь пришла городу Мараге [в лице этой хатун].

Она встретилась с христианами, которые вышли, согласно своему обычаю, с крестами, поднятыми на верхушках копий; и когда они вышли, то встретились они [с ней] с божьим благоволением 383.

Стояла скверная погода, но трава была прекрасной, и нынешняя зима достигла весны, и поэтому была радость для моголов (mogolaje) из-за корма для лошадей, а для христиан — из-за торжества их вероисповедания. [78]

[567] Когда ушел из этого мира царь царей Абака 384 , были собраны все сыновья царей вместе со знатными. Они согласились, чтобы Ахмед, сын Хулаку 385 , которого родила великая царица Кутай-хатун, стал во главе тех моголов, которые на западе, по причине того, что это было его правом (metul d'dileh hi aurcha) над братьями своими. Затем он воссел на царском троне в воскресенье 21 числа месяца хазиран [июнь], 1593 года (греков — 1282 г. н. э.). Милосердие великое и щедрость проявил он и основал святилище отца и брата своих. Огромное количество золота и серебра он взял и разделил братьям, эмирам и войскам могольским. Он проявил о нас заботу, о каждом и о всех народах, особенно о верующих из христиан, и составил для них царские грамоты об освобождении (sigilaje d'churara) от [обложения] налогами (mdate) и податями (tqule) всех церквей и монастырей, священников и монахов, которые повсюду распространил, и вернул нас обратно.

Он отправил послов к правителю Египта 386 атабека Сабу, владетеля Бет-Ромайе; Кутб ал-дина Ширазского, судью города Себастии; и Шамс ал-дина, сына Тити, везира владетеля Мардина... Правитель Египта согласился установить мир, удалив меч, но на [основе] договора...

Когда возвратились эти послы [568], то объявили, что сказали им. Снова отправил царь царей шейха Абд ал-Рахмана к ним, египтянам, чтобы заключить мир. Так или иначе, в удобное время были открыты пути, и купцы пошли, из Вавилона, Ассирии и Персии в Сирию. А египетские купцы пришли в эти земли татар. И никто им не чинил несправедливости. Этот же Абд ал-Рахман, когда договорился, чтобы пойти в Сирию, принял большое количество из сокровищ царства могольского, грузы каменьев и жемчугов превосходных, золото и серебро, одежды и золототканные ткани во множестве.

И он отправился из Алатага 387 и пошел в Тебриз. Он оставался здесь почти целый месяц. Он собрал к себе ремесленников (umne) по каждого рода металлу и портных, разделил пополам и разместил все царское, и оттуда пошел в Мосул...

[570] После отъезда (1283/84 г. н. э.) шейха Абд ал-Рахмана в Сирию было сказано царю царей Ахмеду насчет брата его Кунгартая: “Слово он имеет с Аргуном, сыном Абаки, и было условлено, чтобы в одну из ночей напасть на тебя, когда уснешь ты в своем шатре, и убить тебя”. Поэтому Ахмед затрепетал и был сильно встревожен и в страхе схватил своего брата Кунгартая и убил его.

Услышал Аргун об убийстве своего дяди с отцовской стороны и очень опечалило его [эта весть] о нем. Стало другим [79] его сердце по отношению к Ахмеду. Когда узнал Ахмед, то преследовал его. Он отправил против вето военачальника, мужа по имени Алинак 388 , с многочисленным войском. Когда он прибыл и дошел до шейха Бурсана, стал Аргун спасаться бегством от него, и Алинак вверил ему [шейху] свое дело и отвернулся от заботы ведения войны и начал есть, пить, и возбуждаться. В одну из ночей Аргун напал на лагерь Алинака и учинил в нем большое избиение. С большим трудом сумел Алинак с ночными людьми [караульными?] уйти от разгрома.

Когда Ахмед услышал об этой неудаче, которая случилась с Алинаком, он отправил во все земли [гонцов] и собрал войска из моголов, курдов, луров, персов и иберов. Он пошел против Аргуна в Хорасан. Аргун, когда увидел, что не сможет противостоять войску Ахмеда, укрылся в одной из тамошних крепостей с 300 своих сторонников. И начали окружать все, чтобы остались они внутри крепости, что не доставляло ему [Аргуну] удовольствия. Он сказал: “Каждый, кто осажден, по существу, пойман”, но боялся пойти к Ахмеду.

Тогда он через посредство этого эмира, мужа, которого звали Бука, казначея (gizabra), которого сильно любил Абака, отец Аргуна, обратился к Ахмеду: “Если ты пообещаешь, что не причинишь вреда [571] Аргуну, то я пойду и доставлю его к тебе”. Ахмед обещал клятвенно, согласно обычаю моголов, что если по своей воле придет Аргун к нему, то он не сделает ему ничего плохого. Затем быстро пошел этот эмир Бука к Аргуну и взял его из крепости и доставил к Ахмеду. Обрадовался Ахмед очень, и три дня шел пир, затем после трех дней болезнь незначительная вошла в Ахмеда, И восстала охрана над Аргуном у Алинака; и сказал он [Ахмед] им: “Я к моей матери Кутай-хатун пойду в Азербайджан. Вы же охраняйте Аргуна, чтобы он не сбежал, и доставьте его ко мне, куда бы то ни было”.

В ту же ночь, когда он захотел, чтобы его перевезли, он сделал известным свою тайну [желание] мужам из знатных. Он сказал им: “Если Аргун и остальные сыновья царей не умрут, то не достанется мне царство”. Он сказал это и на заре уехал. Он приказал, чтобы неспеша был доставлен к нему Аргун.

Эмир Бука, когда был поставлен в известность об этом, то вернул с пути обратно тех... Он ждал до ночи и обратился ко всем сыновьям царей и объявил им тайну Ахмеда, что он готовился погубить их всех. Обрадовались очень сыновья царей и поднялись пойти ночью к Аргуну, чтобы он находился под защитой. Они его вывели и одели в латы и дали ему оружие [80] и посадили на коня. Они отправились сразу все, пока спал Алинак, и убили его в его шатре; предали смерти также и других знатных его товарищей; и глашатаи объявили в могольских лагерях: “Сыновья царей убили Алинака и других знатных его товарищей. По этой причине каждый, где бы он ни находился, [должен] ждать и не волноваться или менять место”.

Затем они отправили могольских мужей, которые прозываются “кравунас” (qravunas), тех, которые не разыскали Ахмеда. Они последовали за ним и нашли его у своей матери [в Азербайджане] и обрадовали его, заманили и охраняли осмотрительно; разграбили лагерь его матери и жен, его.

Затем пришел Аргун и остальные сыновья царей и тогда же заключили они все соглашение, что Аргун станет во главе моголов и будет владеть царством Абаки, отца своего, а Ахмед будет уничтожен, потому что он не оставил [надежду] руководить.

[572] В первую среду пятого месяца тайайе 683 года [джумада первый] (1284/85 г. н. э.), т. е. 26 числа месяца тамуз [июль] 1595 года греков (1284 г. н. э.), воссел царь царей Аргун на троне царства. Когда значительная часть знатных высказалась, что неправильно, чтобы оставался жив Ахмед, то сказал Аргун: “Я не сторонник его убийства, но мать Кунгартая и его сыновья пусть знают: если они готовы убить его и если они хотят оставить ему жизнь [я не буду чинить препятствий]”.

Спустя несколько дней, в течение которых он оставался под охраной, убили его сыновья Кунгартая. И они отомстили за своего отца во вторую среду шестого месяца тайайе (джумада второй), т. е. 16 числа месяца аб (август) того же года 389. И перешло царство к Аргуну. Он назначил каждого из сыновей в одну из стран военачальниками: в Вавилон, Мазандаран, Ассирию, Хорасан и Бет-Ромайе.

[573] Все царство дома Магога [монгольское] от него [Аргуна] зависело.

Брат его Ала ал-дин, бывший правителем Багдада, был удален за два года до этого и вскоре умер [574] естественной смертью на Мугане и был доставлен в город Тебриз и похоронен там. Он специально был обучен наукам и был сведущ в поэзии. Он оставил удивительную книгу “Хронику” на персидском языке о царствах сельджуков, хорезмийцев, исмаилитов и моголов. Из этой его книги мы взяли то, что имеется в этой нашей книге об этих [царствах] 380. [81]

[578] (С 1287 г. н. э. начинается первое, анонимное дополнение к “Светской истории” бар-Эбрея. — Р. Г.) После того как утвердился в царстве Аргун, сын Абаки, Бука казначей, тот, который освободил Аргуна от Ахмеда, как выше было указано, выдвинулся и был безмерно возвеличен в царстве; вплоть до того, что сыновья царей и цариц, пасынки и падчерицы, могольские военачальники, чтобы служить ему, приходили к нему, его очень близким сделали [приблизили]. Жалованья от него просили и все дела царства ему были поручены: эмиры и должностные лица, которые в их землях, что под властью дома Магога(Монгольское царство. — Р. Г.), [все], кроме власти [царской]...

И он, этот Бука, поставил своего брата Арука главой и главным должностным лицом во всех своих землях Вавилона, Азербайджана и [579] Месопотамии. Он, этот муж, был страшен и ужасен всему могольскому войску и эмирам, султанам и чиновникам, которые во всех этих землях.

Эти два брата разделили царство моголов с большой торжественностью и триумфом, который неописуем, на шесть лет. От службы для царя царей Аргуна они отвернулись.

[586] В начале 1601 года (1290 г. н. э.) Алмиш, владетель Майферката, который был большим гонителем христиан, отправил тайно убить владетеля Муша, мужа-христианина, армянина по происхождению. Различные бедствия обрушились на монахов [монастыря] мар Каумы. Один из тамошних монахов, воодушевившись внутренне, отправился в лагерь и наговорил, что Алмиш виноват, и было ему доверие царя царей и доброжелательно он выслушал его.

В один из дней, когда царь царей верхом переезжал мост, который на реке Курр (Qurr), схватил уздечку его лошади монах и взял [с него] клятву: “Не допустишь ты, чтобы дошло до разрешения [с твоей стороны] убийства”. Но в тот же час Алмиш приказал, и [тот] был убит.

[600] Был издан царский указ [Кейхату 391 , в 1294 г. н. э.), чтобы не пользовались люди золотом и серебром. Сделали листки из листов и отпечатали на них красный знак; и написали и показали, который [достоинством] в один динар, и которые в два, три, четыре и пять, и точно также в десять динаров. И назвали их шао (sao).

Объявили во всеуслышание глашатаи в городах: “Каждый, кто продает и будет продавать, и получит и даст помимо шао, будет предан смерти. И каждому, кто обнаружит в своих руках [у себя] серебряную монету и не передаст ее на [82] двор, где печатают шао, чтобы дали ему и он взял [взамен] шао — смерть”.

По этой причине люди пребывали в течение двух месяцев в большом стеснении и горе, которые невыразимы [словами].

Тебриз — столица (mdita malquta) моголов, был словно вымерший. Люди бежали из него и рассеялись; и после изобилия, [бывшего до того в городе], немногие выказывали себя его мелкими торговцами(Т. е. не хотели торговать на шао. — Р. Г.). И был в нем голод, недостаток продуктов и трудности, которые нельзя пересказать словами.

Поэтому люди не могли примириться, чтобы пользоваться листками этими презренными, и хотели заставить чеканить серебряную монету, чтобы пользовались [ею]. Население сильно кричало против сахиб-дивана (sachib divan) 392 до тех пор, пока не стало, лицом к лицу, бросать ему оскорбления, брань, упреки и презрительно насмехаться, и следить за ним(Возможно, речь идет о волнениях в Тебризе в связи с введением денег шао. — Р. Г.).

И не согласились они разрешить, чтобы он объявил свое распоряжение. Он был поражен и изумлен, хотел отказаться и был пристыжен. Он хотел выполнить свое намерение, но не достигнул; и не осталось поэта, который не обрушился бы на него по этому поводу; и даже не памфлетист не без того, чтобы не сочинял против него остроумные речи, стихи и песни.

Когда был раздражен горожанами и пришлыми [внешними], то еще издал царский указ: “Каждый волен, согласно своему желанию, или требовать шао, если знаком [с ними], или требовать серебряную монету; и нет [не может быть] насилия [принуждения] против человека [против его желания]”. И еще сказал царь царей: “Мы, т. е. великое государство, жизнь в материи, драгоценное богатство, согласились, что будет по-вашему, и что никогда не будут брать с человека дани (mdata)”...

[601] И была великая радость по всей стране и в городе [Тебризе]. И были открыты дороги, потому что в эти два месяца были ограничены купцы и закрыты дороги, а лавки были заколочены и сведена на нет купля-продажа (zabna va zubana).

[610] Было предписано (1295 г. н. э.) доставить его, [великого эмира Новруза (сына Аргуна], в войска с ним [Хетумом II] для того, чтобы подавили Байду 393 , потому что он, Байду, в душе своей был изменившим.

Затем он отправил посла и тот сказал армянскому царю Хетуму: “Приходи, а именно: к Мараге, и там оставайся немного, до тех пор пока спокойно, и вернись в лагерь. Он [83] [посол] отправлен доставить тебя ко мне”. И он сделал так. Когда он достиг Мараги, то оставался там лишних десять неполных дней. Байду бежал до прихода Новруза, великого воина, и пришел, таким образом, к царю царей, каану. И он пошел обосновался на черном холме, который по соседству с дихбурханом (dihburqan). Немедленно приготовился царь Хетум и пошел на службу к нему. Он доставил ему большие подарки. И cказал ему царь царей: “Ты от Байду пришел, но не к нам”. Он же, царь, ответил: “Я, несомненно, [611] виновен”.

Комментарии

215 См. прим. 34.

216 См. прим. 43.

217 См. прим. 45.

218 См. прим. 45.

219 См. прим. 45.

220 Имеется в виду государство Ахеменидов (см. прим. 45).

221 Иоанн Евангелист — составитель одного из четырех Евангелий (три других составлены Матфеем, Марком и Лукой) .

222 См. прим. 45.

223 См. прим. 45.

224 См. прим. 45.

225 См. прим. 45.

226 См. прим. 45.

227 См. прим. 53.

228 См. прим. 54.

229 См. прим. 55.

230 См. прим. 56.

231 Птолемей II Филадельф (285 — 246) — из эллинистической династии Птолемеев.

232 См. прим. 58.

233 См. прим. 60.

234 См. прим. 56.

235 См. прим. 47.

236 См. прим. 63.

237 См. прим. 63.

238 Вероятно, имеется в виду Максимин — римский император, 235 — 238 гг.

239 Очевидно, должно быть Гордиан. Под этим именем в эту эпоху известны три римских императора:

Гордиан I — 238 г. н. э.

Гордиан II — 238

Гордиан III — 238 — 244

240 См. прим. 130.

241 В этот период под этим именем было двое римских императоров: Филипп Араб — 244 — 249 гг. и его сын-соправитель — Филипп Младший — 247 — 249 гг.

242 См. прим. 63.

243 Требониан Галл — римский император, 251 — 253 гг.

244 Волусиан -- римский император, 251 — 253 гг.

245 Валериан — римский император, 253 — 260 гг.

246 Галлиен — римский император, 253 — 268 гг.

247 Клавдий II Готский — римский император, 268 — 270 гг.

248 Аврелиан — римский император, 270 — 275 гг.

249 См. прим. 131.

250 Тацит — римский император, 275 — 276 гг.

251 См. прим. 63.

252 Флориан — римский император, 276 г.

253 См. прим. 75.

254 См. прим. 63.

255 См. прим. 63.

256 См. прим. 77.

257 См. прим. 63.

258 См. прим. 63.

259 См. прим. 81.

260 См. прим. 83.

261 См. прим. 63.

262 См. прим. 86.

263 Валентиниан I — римский император, 364 — 375 гг.

264 Валент — римский император, 364 — 378 гг.

265 См. прим. 63.

266 Грациан — римский император, 367 — 383 гг.

267 Феодосий I — римский император, 379 — 395 гг.

268 Валентиниан II Младший — римский император, 375 — 392 гг.

269 См. прим. 63.

270 См. прим. 63.

271 См. прим. 63.

272 Аркадий — восточноримский (византийский) император, 395 — 408 гг.

273 Феодосий II — восточноримский (византийский) император, 408 — 450 гг.

274 См. прим. 63.

275 См. прим. 63.

276 См. прим. 96.

277 См. прим. 63.

278 Вероятно, имеется в виду Кавад I, Сасанид, 488 — 531 гг.

279 См. прим. 98.

280 См. прим. 101.

281 См. прим. 63.

282 Ом. прим. 103, 104, 105.

283 См. прим. 101.

284 См. прим. 106.

285 См. прим. 63.

286 См. прим. 108.

287 Абу-Бекр — правоверный, халиф 632 — 634гг.

288 См. прим. 136.

289 См. прим. 63.

290 См. прим. 63.

291 Седжестан — ныне Систан, в ирано-афганских пределах.

292 См. прим. 63.

293 См. прим. 140.

294 См. прим. 137.

295 Горган — область на северо-востоке Ирана.

296 Имеется в виду западный Иран.

297 Дейлемиты — жители Дейлема (Таламаи, Дейлемана) — горного Гиляна, горной части Табаристана в Иране (юго-западное побережье Каспийского моря).

298 Маги — этим именем сирийские писатели называли жрецов древнего Ирана.

299 См. прим. 141 и 142.

300 Мардаиты — состояли на службе у Византии в качестве иррегулярного войска.

301 Ом. прим. 143.

302 Гурзан — имеется в виду Грузия.

303 Возможно, не Арзан, а Аран, так как по сирийскому написанию разница между буквами “р” и “з” в одной диакритической т0чке (ом. прим. 119).

304 У Михаила Сирийца мир с Юстинианом II Ринотметом на тех же условиях заключил халиф-омейад Абд ал-мелик. Вероятно, у бар-Эбрея описка.

305 Йазид II — халиф-омейад, 720 — 724 гг.

306 Хишам — халиф-омейад, 724 — 743 гг.

307 См. прим. 155.

308 См. прим. 148.

309 См. прим. 157.

310 См. прим. 159.

311 См. прим. 158.

312 См. прим. 156.

313 Васик — халиф-аббасид, 842 — 847 гг.

314 Мутаваккиль — халиф-аббасид, 847 — 861 гг.

315 Мунтасир — халиф-аббасид, 861 — 862 гг.

316 Хабур — вероятно, имеется в виду область по р. Нахрал-Хабур — притоку Евфрата.

317 Каркесион — очевидно, речь идет о древнем Киркезиуме (Киркесий) на Евфрате.

318 Суба — область, соседняя с Арменией. В “Истории мар Ябалахи...” упомянут “мар Ишозеха, митрополит Суба и Армении” (последняя четверть XIII в.).

319 Шахрзор — город находится в северо-западном Иране.

320 Мутазз — халиф-аббасид, 866 — 869 гг.

321 Рей — город, ныне населенный пункт южнее Тегерана.

322 Эмес — ныне город Хомс в западной Сирии.

323 Мутакки — халиф-аббасид, 940 — 944 гг.

324 Мустакфи — халиф-аббасид, 944 — 946 гг.

325 Бердаа — крупный ремесленный и торговый центр средневекового Азербайджана. Персидский аноним XIII в. сообщает: “Бардаа — это город древний и большой, в центре Аррана; много благ, проточная вода; леса и луга в большом количестве, приятные фрукты. Рядом с городом есть пастбище, которое называется Баг-и сафид (Белый сад). [Бардаа] есть местопребывание царей. Хорошее место охоты. В Бардаа есть мечеть, в которую неверные несколько раз бросали огонь и она не сгорела.

Ее товары: казз (Казз — шелк-сырец, шелковые очесы, сырье второго сорта), шелк и хорошие сладкие, гранаты в большом количестве”.

326 Имеется в виду нападение и разграбление города Бердаа и избиение его жителей русами в 944 г.

327 Урмия — ныне город Резайе в Иранском Азербайджане, на запад от оз. Резайе (Урмия).

328 См. прим. 161.

329 Масуд I Насир дин-Аллах — султан-газневид, 1030 — 1041 гг.

330 Маудуд Шихаб ад-даула — султан газневид, 1041 — 1048 гг.

331 Тебриз — ныне город того же названия в Иранском Азербайджане.

Анонимный персидский автор XIII в. (См. Н. Д. Миклухо-Маклай. [Географическое сочинение XIII в. на персидском языке. “Ученые записки” ИВ АН СССР, 1954, № IX, стр. 203 — 204) сообщает: “Тебриз — это город большой, расположенный в Азербайджане. Зубейдэ-хатун, жена Харуна ар-Рашида (Харун ар-Рашид (170 — 193 = 786 — 809) — халиф династии Аббасидов. Согласно Хамдуллаху Казвини, Тебриз был основан в 175 = 791/92 - это и последующие примечания к отрывку о Тебризе даны переводчиком), [его] построила. В 161 (777 — 778) г. (Эта дата ошибочна: сам автор связывает постройку Тебриза с Харуном ар-Рашидом, который вступил на престол в 170 г. х. Следовательно, разрушение города землетрясением могло иметь место только после этой даты. Упоминаемое источниками первое крупное землетрясение, разрушившее Тебриз, произошло в 244=858/59) он был разрушен землетрясением. Амир Хастун ибн-Мухаммед ал-Вади (Амир Хастун ибн-Мухаммед ал-Вади несомненно искаженное переписчиком имя владетеля Тебриза из династии Раввадидов Абу-Мансура Вахсудана ибн-Мамлуна ал-Азди (420—450 = 1029 — 1058) при котором и произошло упоминаемое нашим автором землетрясение, разрушившее Тебриз) [его] заселил. Абу-Тахир Ширази Мунаджджим предсказал, что в такой-то день, когда пройдет время последней вечерней молитвы, Тебриз перевернется. Амир Хастун объявил, чтобы все из города ушли и наблюдали на горе Сурхаб. Затем между заходом солнца и последней вечерней молитвой поднялось землетрясение и город мпновенно опрокинулся (Согласно Насир-и Хусрау, землетрясение в Тебризе произошло 17 раби 1 434 = 5 декабря 1042 г. Согласно X. Казвини, — 14 сафара 434 = 4 октября 1042 г). В 434 (1042—1043) г. Хастун тому же Абу-Тахиру приказал, чтобы выбрали час [для строительства города], и он установил это строительство, которое есть счастливое, — под знаком Скорпиона. Абу-Тахир оказал: “Невозможно, чтобы снова [Тебриз] разрушился землетрясением, однако относительно [разрушения] от наводнения я не обещаю” (Рассказ нашего автора о землетрясении в Тебризе в 1042 г. и о последующем восстановлении города очень сходен (иногда почти дословно) с изложением этих событий у X. Казвини; последний заимствовал свои сведения из недошедшего до нас сочинения кадия Рукн ад-дина Хуваййи(?) под названием “Маджма' арбаб ал-мулк”. По-видимому,. это же сочинение послужило источником и для нашего автора). Тебриз в августейшее время Ильдегиза (Шамс ад-дин (531 — 568 = 1136 — 1174) — первый атабек Азербайджана из династии Эльдегезидов) приобрел полное величие и сделался столицей; в нем поселились иноземцы [со всего] мира. Нет ремесла, которое не практиковали бы в Тебризе. Его постройки изо дня в день увеличиваются.

Его товары: атлас, хорошие каба(Каба — род кафтана, длинная мужская одежда), золотом тканая китайская парча, нах(Нах — особый сорт ковров; нитки. Здесь, по-видимому, термит “нах” употреблен в первом значении), кимха(Кимха — сорт шелковой ткани (русская “камка”), хазз...( Хазз — сорт шелковой ткани), покрывала (ша'р), золотом шитые(Ша'р — название особого сорта шелковой ткани), мухр, орнаментированные резчиками переплеты.

В городе и области много садов, приятные плоды. Ученые и отшельники в нем [Тебризе] в большом числе; места паломничества благоуханные и испытанные”.

332 Мутамид ад-даула Кирваш — окайлид, 1001 — 1050 гг.

333 Тогрул-бек — “великий” султан-сельджукид, 1038 — 1063 гг.; основатель династии “великих” сельджукидов (1038 — 1157).

334 Маназгерд (арм.) — Малазджирд (арабск.), Манзикерт (греч.) был сильной крепостью Джезиры (Верхней Месопотамии), к северу от оз. Ван (Турция). Ныне там небольшой населенный пункт Малазгирт (Кале).

335 Арзан - ал-Рум (Арцна румов, древний Феодосиополь) —ныне Эрзурум в Турции. До середины XI в. назывался Карин и был назван Арцна румов после уничтожения города Арцна недалеко от Карина. В него переселились жители Арцна и принесли городу новое название.

336 Имеется в виду халиф-аббасид Каим, 1031 — 1075 гг.

337 Динар — арабская золотая денежная единица; впервые отчеканен в VII в. Позже, XIII — XIV вв., золотые динары потеряли значение монеты и преподносились в качестве дара.

338 Зуза — мелкая медная монета. Этим термином обозначали также серебряную монету.

339 Халиф-аббасид Кадир (991 — 1031) назван здесь ошибочно; султан женился на дочери (по некоторым сведениям — на внучке) халифа-аббасида Каима (см. прим. 336).

340 Тутуш — султан-сельджукид (1094 — 1095 гг.), основатель династии сирийских Сельджукидов (1094 — 1117).

341 Мелик-шах — “великий” султан-сельджукид, 1072 — 1092 гг.

342 Баркийарук. — “великий” султан-сельджукид, 1094 — 1104.

343 Ак-сонкор — предок Зенгидов (1127 — 1250), атабеков Мосула, Сирии, Синджара, Джезиры; был в 1085 — 1094 гг. наместником Тутуша (см. прим. 340) в Алеппо, восстал против него и был убит.

344 Бузан — эмир, владетель Эдессы.

345 См. прим. 163.

346 Имеется в виду халиф-аббасид Мустаршид, 1118 — 1135гг.

347 Муызз ад-дин Абу-л-Харис Санджар — последний “великий” султан-сельджукид, 1118 — 1157 гг.

348 Исмаилиты-ассасины — орден исмаилитов-ассасинов был основан во 2-ой половине XI в. Центром их деятельности стала горная крепость Аламут (к северу от совр. Казвина). В основе их учения лежало старое шиитское признание семи божественных имамов. Основатель ордена — Хасан ал-Саббах. Новым было установление в ордене суровой дисциплины. Совершенно новым была тактика исмаилитов, состоявшая не только в использовании массовых народных движений, но и в применении террористических мер, индивидуальных убийств, которые стали главенствующим методом деятельности ордена.

Во главе ордена стоял горный старец (шейх ал-джебель), иногда именуемый главным миссионером. После него шли великие миссионеры; им были подчинены простые миссионеры, которые и управляли всей массой членов ордена, связанных клятвами, мистическим церемониалом посвящения и взаимным шпионажем.

Особую категорию членов ордена составляли фидайи (жертвующие собой), послушные исполнители приказов горного старца. Переодетые нищими, дервишами, купцами, фидайи исполняли приказы.

Ассасинские крепости имели значительную земельную собственность; они захватили ряд крепостей и земель в Иране и Сирии. Крестьяне, работавшие на их землях, давали ассасинам средства и поставляли большое число фидайев.

Если можно сравнивать, то этот орден больше всего представляется восточным вариантом ордена иезуитов, его прообразом.

349 Рашид — халиф-аббасид, 1135 — 1136 гг.

350 Имеется в виду халиф-аббасид Мустаршид, 1118 — 1135гг.

351 Силах ад-дин Насир Юсуф — султан-эйюбид, 1169 — 1193 гг., основатель династии Эйюбидов (1169 — 1250) в Египте, Дамаске, Алеппо, Месопотамии, Хаме, Эмесе, Аравии.

352 Хлат — ныне город Ахлат в Турции, на северном берегу оз. Ван.

353 Шах-армены — владетеля города Хлата и области к нему тяготевшей (1110 — 1207). Здесь имеется в виду шах-армен Насир ад-дин Сукман II, 1128 — 1183 гг.

354 Сейф ад-дин Бек-Тимур — шах-армен, 1183 — 1193 гг.

355 Джехан-Пехлеван Мухаммед — эльдегезид, атабек султанов-сельджукидов Ирака и наместник Азербайджана, 1172 — 1186.

356 Шамс ад-дин Эльдегез (1136 — 1172) — основатель династии Эльдегезидов (1136 — 1225), являвшихся одновременно атабеками султанов-сельджукидов Ирака и их наместниками в Азербайджане.

357 Майферкат находится на юго-запад от оз. Ван в Турции.

358 Нусрат ад-дин Абу-Бекр — эльдегезид, атабек султанов-сельджукидов Ирака и наместник Азербайджана (1191 — 1210).

359 Ревандуз — крупная крепость, “расположенная на границе Мараги” (см. Рашид ад-дин, I, 2, 103).

360 Франки — обычное, и до сих пор бытующее на Ближнем и Среднем Востоке, название европейцев. Здесь — крестоносцы, большинство которых составляли французские рыцари.

361 Хамадан — древние Экбатаны, ныне крупный город в Иране.

362 Джалал ад-дин Менгуберти — последний хорезмшах, 1220 — 1231 гг.

363 Хой — ныне город в Иранском Азербайджане, севернее оз. Резайе (Урмия). Анонимный персидский автор XIII в. (см. Н. Д. Миклухо-Маклай. Географическое сочинение XIII в. на персидском языке. “Ученые записки” ИВ АН СССР, 1954, № IX, стр. 206) сообщает: “Салмас и Хой — два города в пределах Азербайджана; много садов, зелени; проточная вода; большое количество приятных плодов; тамошние абрикосы и маусул (Маусул — название сорта абрикосов) приносят для подарков вельможам.

Товары Хоя: парча, одежда из тонкого полотна, хорошие футэ, хорошая медная посуда”.

364 Гуйук — монгольский каан, 1246 — 1248 гг.

365 Махмуд Йалавач — наместник монголов в Средней Азии.

366 Масуд-бек — сын Махмуда Йалавача, эмир, “сахиб Туркестана и Мавераннахра” (см. Рашид ад-дин, III, 25).

367 Ширван — область, занимавшая в средние века северо-восточную часть Азербайджанской ССР. Анонимный персидский автор XIII в. (см. Н.Д. Миклухо-Маклай. Географическое сочинение XIII в. на персидском языке. “Ученые записки”. ИВ АН ССОР, 1954, № IX, стр. 207) сообщает: “Ширван — это область, населенная на берегу моря (Имеется в виду Каспийское море), имеет узкую площадь; Нуширван (Хосров I Ануширван — сасанид, 531—578 гг.) справедливый [ее] благоустроил. Жители его [Ширвана] жадные и ненадежные; они носят черные кулахи.

Тамошние товары: девушки-рабыни, тюркские рабы, бараны, рыба и много черной нефти”.

368 Аргун — хулагуид, 1284 — 1291 гг.

369 Хулагу (1256 — 1265) — основатель династии Хулагуидов (1256 — 1349), правивших в Иране и соседних районах.

370 Монга — монгольский каан, 1248 — 1259 гг.

371 Булгай — сын Шибана, царевич, джучид.

372 Вероятно, Тутар — сын Сонкора, царевич, джучид.

373 Кули — сын Урады, царевич, джучид.

374 Бука-Тимур — монгольский эмир.

375 Вероятно, имеется в виду Изз ад-дин Kей-Кавус II — султан-сельджукид Рума (Малой Азии), 1245 — 1257гг.

376 Муган — область, занимавшая в средние века юго-восточную часть Азербайджанской ССР (к юго-востоку от места слияния Куры и Аракса). Анонимный автор “Истории мар Ябалахи III и раббан Саумы” называет его “зимовьем монгольских царей”. Здесь же находился главный город области — Мукан, или Муган, где была зимняя ставка Хулагуидов.

377 Хетум — рубенид, 1289 — 1305 гг.

378 Китбукай-нойон — монгольский эмир.

379 Вероятно, имеется в виду Насир- ад-дин (середина XIII в.) — мелик, “султан халебский и сирийский” (см. Рашид ад-дин, III, 50).

380 Арбела (Ирбиль) — ныне Эрбил в северной части Ирака. Древний город Джезиры (Верхней Месопотамии) между левыми притоками Тигра — Большим и Малым Забом; центр области Адиабены. “С первых веков новой эры здесь упрочилось христианство. Арбела была хорошо укрепленным городом с мощными стенами и цитаделью, поэтому его часто называли “крепостью Арбела” (История мар Ябалахи.., 153; прим. 54). “Крепость Ирбиль... заложена на крепкой земляной насыпи, и не имеет себе равной на обитаемой четверти земного круга” (см. Рашид ад-дин, III, 47).

381 Мухаммед Насир ад-дин Туси — средневековый ученый-астроном, математик и философ (1201 — 1274), основатель (1259) и руководитель знаменитой обсерватории в окрестностях Мараги.

382 Мина — мера веса (объема), около 450 гр.

383 Вероятно, имеется в виду Деспинэ-хатун. “Следующей женой [Абага-хана] была Теспинэ, дочь трапезундского государя”. Имеется в виду дочь византийского императора Михаила VIII Палеолога (1261 — 1282); возможно, что это Мария, его побочная дочь. Н. В. Пигулевская замечает: “Мария, побочная дочь Михаила VIII Палеолога (1261 — 1282), должна была стать женой Хулагу, но прибыла, по-видимому, после его смерти и стала женой его сына Абаги-хана. Вероятно, это и была Кутай-хатун, которая в один из больших праздников посетила Марагу, где ее радостно приветствовали единоверцы” История мар Ябалахи..., Введение в изучение памятника, стр. 39).

384 Абака — хулагуид, 1265 — 1282 гг.

385 Ахмед Токудар — хулагуид, 1282 — 1284 гг.

386 Вероятно, имеется в виду Мансур Сейф ад-дин Калаун (1279 — 1290) — владетель Египта, мамелюк, из династии Бахри (1250 — 1390).

387 Алатаг (Аладаг) — горный хребет севернее оз. Ван. “Когда он [Хулагу-хан] прибыл в Аладаг, он одобрил те пастбища и назвал их Лабнасагут” (см. Рашид ад-дин, III, 49).

388 Алинак-бек — зять хулагуида Ахмеда Токудара (1282 — 1284).

389 Эта распря внутри дома Хулагуидов подробно описана у Рашид ад-дина (III, 100 — 111).

390 Имеется в виду персидакий автор XIII в. Ала ад-дин Ата Мелик Джувейни. Ему принадлежит крупный труд по истории Ближнего и Среднего Востока XI — XIII вв. — “Тарих-и джахан гушай”.

391 Кейхату — хулагуид, 1291 — 1295 гг.

392 Имеется в виду Шамс ад-дин Мухаммед Джувейни — сахиб-диван.

“Шамс ад-дин, начальник дивана, т. е. глава писцов демосиона” (История мар Ябалахи.., 76). Н. В. Пигулевская (История мар Ябалахи.., 151; прим. 27) пишет: “Шамс ад-дин был начальником дивана, в данном случае дивана податного обложения, так как автор считает его “главой писцов демосиона”. Демосион (греч.) — государственная казна, выражение, известное сирийцам во всяком случае с V в.; оно засвидетельствовано в сирийской литературе... Есть все основания считать, что здесь назван Шамс ад-дин Мухаммед Джувейни, сахиб-диван” (О нем см. Рашид ад-дин, III)... Бар-Эбрей (Светская история, 586 — 599) определяет термин “сахиб-диван” как “глава писцов”.

393 Байду — будущий правитель, хулагуид, 1295 г

Еще больше интересных материалов на нашем телеграм-канале ⏳Вперед в прошлое | Документы и факты⏳

<<-Вернуться назад

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2024  All Rights Reserved.