|
АБУ-ЛЬ-ФАРАДЖ, ГРИГОРИЙ БАР-ЭБРЕЙВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯАБУ-Л-ФАРАДЖ ГРИГОРИЙУС ИБН АЛ-'ИБРИ АЛ-МАЛАТИ(623/1226-685/1286) ПРЕДИСЛОВИЕ Абу-л-Фарадж Григорийус ибн ал-’Ибри ал-Малати, сириец или еврей, известный в европейской науке главным образом под латинизированной формой сирийской куньи «Бар Гебрей», родился в Мелитене 1 в 623/1226 г. Он учился в Триполи и уже очень молодым человеком оказался на высших ступенях христианской церковной иерархии. С 1246 г. Абу-л-Фарадж занимал пост епископа, сохранив высокое положение и при монгольском владычестве до самой своей смерти; он умер в 685/1286 г. епископом Мараги, одного из важнейших центров ильханидского Ирана. Человек весьма разносторонних знаний, Абу-л-Фарадж писал по-арабски и по-сирийски, «одинаково полно владея, — по выражению И. Ю. Крачковского, — сирийской и арабской традицией». Среди его многочисленных трудов по всем почти областям тогдашней науки нас интересует лишь небольшой исторический компендий «Та'рих мухтасар ад-дувал» («Краткая история династий»). Всеобщая история в этой книге разделена на десять «династий», начиная с библейских пророков и кончая Хулагуидами в лице Аргунхана (1284-1291). Сведений об Африке вообще, а тем более об африканских областях к югу от Сахары Абу-л-Фарадж дает очень мало. Они содержатся в двух первых, шестом, седьмом и восьмом разделах сочинения. И специального интереса к африканским сюжетам автор не обнаруживает, упоминая их лишь мимоходом. Источниками его сообщений служат для раннего периода библейская, а для последующих — позднеэллинистическая и арабо-христианская историческая традиция. При этом Африка настолько мало привлекала внимание Абу-л-Фараджа, что у него даже нельзя заметить стремления как-то отразить историю христианской церкви в таких государствах, как Нубия и Эфиопия, — эта история всегда занимала других ранних арабо-христианских авторов, начиная с Са’ида ибн ал-Битрика (Евтихия). «Та’рих мухтасар ад-дувал» впервые была издана в Оксфорде в 1663 г. В 1890 г. Антун Салихани осуществил повторное ее издание. Тексты, включаемые в настоящий том, приводятся по этому последнему изданию. Комментарии1 Малатья. Сочинение ибн ал-'Ибри, очевидно, представляет собой краткий перевод его же сирийской «Хронографии». КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ДИНАСТИЙТА'РИХ МУХТАСАР АД-ДУВАЛ /4/ Династия первая: принадлежавшая святым пророкам до вступления в Землю обетованную Сказал тот, кто знает сообщения о народах и исследования об обычаях племен, что в истекшие века было семь народов-родоначальников: персы, халдеи, греки, копты, тюрки, ал-хинд и ас-син. Впоследствии каждый из этих народов разделился на [несколько] народов; размножились языки, и отделились одна от другой религии. Все они были вероотступниками, поклонявшимися идолам, — наподобие драгоценных камней и небесных тел. Но эти народы, при всей множественности их подразделений и различии их верований, составляют две группы. Одна заботилась о науках, подобно халдеям, персам и остальным, о ком воспоследует рассказ в своем месте. [Другая] группа об этом не заботилась — такие, как жители ас-Сина, тюрки, славяне, берберы, ал-хабаша и те, кто с ними связан... А что касается остальной части этой группы, что не предавалась наукам, то они более похожи на животных, чем на людей... /5/ А у того из них, кто находится близ экватора и за ним — в направлении населенной области на юге, из-за длительного соседства солнца с их головами темпераменты их стали горячими, их комплекция опалена, цвет их почернел, их волосы закурчавились. И при этом они утратили терпеливость и постоянство взглядов — подобно тому, как [это случилось] с ал-хабаша и с остальными черными, кроме ал-хинд... /19/ К детям Сима отошел центр населенной части земли: Палестина, Сирия, Ашшур, Шумер, Бабил, Фарс и Хиджаз. Детям Хама достался весь правый край, т. е. юг: Ифрикийа, аз-зиндж, Египет, ан-нуба, ал-хабаша, ас-Синд и ал-Хинд. А детям Иафета отошла левая сторона, т. е. север: ал-Андалус, ал-Ифранджа, страны греков, славян, булгар, тюрков и армян... /35/ Династия вторая: перешедшая от святых к первосвященникам — первосвященникам сынов Израиля... /40/ Когда Аллах увидел унижение детей Израиля, то помиловал их и послал ангела к человеку по имени Джаз'ун ибн Йаваш, повелевая тому, чтобы он принял на себя руководство спасением израильтян. [169] И правил Джаз'ун их делами сорок лет и убил царей арабов, притеснителей их. И родилось у него сорок детей мужского пола. А в его время был Аполлон, царь зинджей, который своею флейтой раскалывал скалы — т. е. она подчиняла ему твердые сердца... /57/ На десятом же году правления Асы, царя обоих племен [Израиля], на него пошел войной Зарах, царь зинджей, с миллионом шестьюстами тысячами человек из числа берберов, ал-хабаша и ан-нуба. Аса их встретил в голой пустыне и обратил их в бегство. /95/ Царство шестое: перешедшее от царей персов, магов, к царям вифинийских греков... /98/ [Птолемей ибн Лаг], т. е. «сын зайца». Он правил Египтом и всей землей коптов и ан-нуба сорок лет. И с него цари Египта называются Птолемеями. /108/ Царство седьмое: перешедшее от царей вифинийских греков к царям франков... /119/ [Траян, цезарь] правил девятнадцать лет... И в последний год его царствования возмутились иудеи, что были на острове Кипр и в Сирии и [в странах] ал-хабаша... /135/ А христианская вера продолжала побеждать и укрепляться, так что ее приняло большинство народов, соседящих с Римом из числа ал-джалалика, ас-сакалиба, бурджан, русов, аланов, армян, грузин; и все жители Египта — из числа коптов и прочих; и множество групп черных — ал-хабаша, ан-нуба и прочие. /151/ Царство восьмое: перешедшее от царей франков к царям греков, принявших христианство... /155/ [Гераклий, цезарь]... на пятом году [царствования] Гераклия персы завоевали Иерусалим. А через три года они завоевали Александрию и Египет и достигли ан-нуба. И совершили они поход на Халкедонию и завоевали ее. Текст воспроизведен по изданию: Древние и средневековые источники по этнографии и истории Африки южнее Сахары. Т. 4. Арабские источники XIII-XIV вв. Восточная литература. 2002 |
|