Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

АБД АР-РАХМАН ИБН АБД АЛ-ХАКАМ

ЗАВОЕВАНИЕ ЕГИПТА, АЛ-МАГРИБА И АЛ-АНДАЛУСА

Говорит [Ибн ‘Абд ал-Хакам]: мне рассказал кто-то из шейхов-египтян:

Йазид б. Хатим 772 — а он был тогда правителем страны — пошел к Абу Хузайме в его дом. Абу Хузайма вышел к нему к дверям своего дома, Йазиду б. Хатиму бросили подушку с его седла, чтобы он сел. Он кончил свое дело и ушел. С Абу Хузаймой поговорили об этом, и он отвечал: «У меня дома не на чем сидеть, так что я вышел к нему».

Рассказал нам Ахмад б. ‘Амр б. Сарх Абу-т-Тахир. Он сказал:

На кого-то из бану мискин подали жалобу Абу Хузайме по поводу чего-то из их имущества, переданного в вакф. Какие-то судьи уже рассматривали это дело. Абу Хузайма не счел нужным исполнить это [их решение]. Ему написали: «Вот, мы не получили пользы от разговоров судей до тебя, от тебя точно так же — не получим мы пользы и [не извлечем ее] из твоих разговоров у судей после тебя». Тогда он исполнил решение.

Говорит [Ибн ‘Абд ал-Хакам]:

Однажды Абу Хузайма вышел из [судебного] присутствия, а его осла еще не привели. Один египтянин — я думаю, это был Ибн Абу-л-Джувайрийа — предложил ему поехать на своем осле. Абу Хузайма отказался. /243/ Тогда ему предложил свое животное другой человек, и он, сев на него, поехал. Некто поговорил с ним об этом, и он ответил: «Помешало мне поехать на нем только то, что я увидел на узде шоры из серебра».

Говорит [Ибн ‘Абд ал-Хакам]:

Затем ведать кассами стал ‘Абдаллах б. ‘Аййаш, а до того во главе их стоял ‘Укба б. Муслим, но его отстранили от этого.

Как рассказал нам Йахйа ибн Букайр: ‘Укба б. Муслим сказал: «Что мне, что я отставлен? Клянусь [260] Аллахом, я не ведаю [хараджем или военными делами], я только касс, творю с народом молитву. Если я ее растягиваю, а им нравится, чтобы я ее сократил, — я сокращаю. Если я ее сокращаю, а им понравится, чтобы я ее растянул, — я ее растягиваю».

Говорит [Ибн ‘Абд ал-Хакам]:

Абу Хузайма попросил освободить его, его освободили и поставили вместо него ‘Абдаллаха б. Билала ал-Хадрами. Но говорят:

Это Гаус, тот, кто заменил его. Когда Гаус уехал к эмиру верующих Абу Джа’фару — а это было в 144 г. {761-762 гг.}, — ‘Абдаллах б. Билал сидел в ал-Масджид ал-Абйад. Затем Гаус прибыл и утвердил его своим заместителем судить людей, пока он не умер. А когда он умер, Гаус поехал и забрал диваны и [все] отданное на сохранение, что у него было.

Утверждают:

Дочь ‘Абдаллаха б. Билала тогда вопила: «Какой позор!»

Рассказал нам Йахйа ибн Букайр. Он сказал:

Абу Хузайма оставался судьей, пока не прибыл Гаус с летовки. Тогда Абу Хузайме дали отставку, а Гауса возвратили ведать судейством.

Но говорят:

Когда Гаус б. Сулайман отправился в Ирак, ведать судейством поставили Абу Хузайму Ибрахима б. Йазида, и он продолжал ведать судейством, пока не умер в 154 г. {770-771 гг.}

Ибн Худайдж был тогда в Ираке. Он сказал: «Я пришел к эмиру верующих Абу Джа’фару, и он сказал мне: “Ибн Худайдж! В твоей стране скончался человек, из-за чего народ постигла беда". Я ответил: “О эмир верующих! Тогда это Абу Хузайма!" Он продолжал: “Да. А кого, ты думаешь, я мог бы назначить ведать судейством?" Я ответил: “Абу Ма’дана ал-Йахсуби, о эмир верующих". Он возразил: “Он глух, а для судьи нехорошо, чтобы он был глухим". /244/ Я сказал: “Тогда Ибн Лахи’а, о эмир верующих!’ Он ответил: “[Пусть будет] Ибн Лахи’а, несмотря на его слабость". И он приказал назначить Ибн Лахи’у и положить ему жалованье в тридцать динаров каждый месяц». Это был первый из судей Египта, кому было положено такое жалованье, и первый судья там, кого назначил халиф, ведь правители страны сами назначали судей. Ибн Лахи’а оставался судьей, пока не был отстранен в 164 г. {780-781 гг.}.

Судейством стал ведать Исма’ил б. ал-Йаса’ ал-Куфи, но в 167 г. {783-784 гг.} ему дали отставку. Он пользовался доброй славой у египтян, только он следовал мазхабу Абу Ханифы, а египтяне его тогда не знали. [261]

Рассказал мне мой отец ‘Абдаллах. Он сказал:

Ал-Лайс б. Са’д написал эмиру верующих по его поводу: «О эмир верующих! Ты назначил нам человека, который хитрит с сунной посланника Аллаха — да благословит его Аллах и да приветствует! — среди нас, притом что по поводу динаров и дирхемов мы знаем [о нем] только хорошее». Халиф послал письмо о его отставке.

Ведать судейством вернулся Гаус б. Сулайман и оставался до смерти в джумада II 168 г. {декабрь 784 — январь 785 г.}

Рассказал нам Хаммад б. Мисвар Абу Раджа’. Он сказал:

К Гаусу пришла женщина из Нижнего Египта. Судья Гаус был в паланкине и направлялся в мечеть. Она догнала Гауса у ас-Сарраджин, пожаловалась ему на свои дела и изложила свои нужды. Гаус слез с мула у лавок ас-Сарраджина, не достигнув мечети, написал ей относительно ее нужд и поехал в мечеть. И женщина ушла, говоря: «Клянусь Аллахом, твоя мать попала точно, когда назвала тебя Гаусом. Ты и есть помощь при таком имени». {Гаус — букв. «помощь}

Говорит [Ибн ‘Абд ал-Хакам]:

Когда Гауе умер, судейством стал править ал-Муфаддал б. Фадала б. ‘Убайд ал-Китбани. Затем в 169 г. {785-786 гг.} он был отстранен. Он был первым из судей в Египте, кто писал длинные книги, одним из достойнейших и лучших египтян.

Говорит [Ибн ‘Абд ал-Хакам]: мне рассказал кто-то из египетских шейхов:

Один человек встретил ал-Муфаддала после его отставки и сказал: «Да воздаст тебе Аллах! Ты судил меня по ложному [обвинению] и сделал то-то и то-то!» Ал-Муфаддал ответил ему: «Однако тому, кто судит нас {т.е. Аллаху}, следует лучшая хвала!»

/245/ Говорит [Ибн ‘Абд ал-Хакам]:

Затем ведал судейством Абу Тахир ал-А’радж ‘Абд ал-Малик б. Мухаммад б. Абу Бакр б. Хазм ал-Ансари. Он прославлен своей деятельностью.

Рассказал нам мой отец ‘Абдаллах б. ‘Абд ал-Хакам. Он сказал:

Ему написал начальник почты: «Воистину, ты задерживаешь собрание для людей!» Абу Тахир написал в ответ: «Если тебе эмир верующих приказал что-то, [то ты прав], а иначе — в твоих седлах, верховых и вьючных, и животных состоит то, что должно занимать тебя из дел народа».

Затем Абу Тахир просил освободить его, и его освободили в 174 г. {790-791 гг.}. Ему сказали: «Укажи нам человека [на свое место]». [202] Он указал им ал-Муфаддала б. Фадалу, и тот стал ведать судейством. Абу Тахир отправился в Ирак, сказав: «Я думал, что буду освобожден от должности. Если бы не это, я не просил бы освободить меня от [судейства] в Египте. Оно было праведной кельей».

Ал-Муфаддал продолжал ведать судейством до сафара 177 г. {май-июнь 793 г.}

Судейством стал ведать Мухаммад б. Масрук ал-Кинди из куфийцев, но в своей деятельности не пользовался славой. В нем были заносчивость и надменность. Он продолжал возглавлять судейство до 184 г. {800 г.}, а потом уехал в Ирак.

Его заместил Исхак б. ал-Фурат ат-Туджиби, а также ал-Химйари. Он оставался [во главе судейства] до сафара 185 г. {февраль-март 801 г.} и был отстранен.

Судейством ведал ‘Абд ар-Рахман б. ‘Абдаллах б. ал-Муджаббар б. ‘Абд ар-Рахман б. ‘Умар б. ал-Хаттаб, пока не был отставлен в джумада I 194 г. {Февраль-март 810 г.} Народ жаловался на него и обратился по его поводу к эмиру верующих Харуну 773. Тот сказал: «Посмотрите в диванах, сколько у меня правителей из семьи ‘Умара б. ал-Хаттаба». Посмотрели, но не нашли никого, кроме ‘Абд ар-Рахмана б. ‘Абдаллаха. Харун воскликнул: «Клянусь Аллахом, я никогда не смещу его с должности!»

После него судейством ведал Хашим б. Абу Бакр ал-Бакри из потомков Абу Бакра ас-Сиддика. Он притеснял людей ал-‘Умари 774 и причинял им неприятности. Он следовал мазхабу ханафцтов. Он продолжал ведать /246/ судейством, пока не умер 1 мухаррама 196 г. {23 сентября 811 г.}

Затем судейством ведал Ибрахим б. ал-Бакка’. Его назначил Джабир б. ал-Аш’Ас. А Джабир б. ал-Аш’Ас был тогда правителем страны. Ибрахим продолжал ведать судейством, пока Джабир не набросился на него и не отстранил. Судейством стал ведать вместо него ‘Аббад б. Мухаммад, а Ибн ал-Бакка ‘ был отставлен.

Судейством ведал Лахи’а б. ‘Иса ал-Хадрами. Он оставался судьей до того, как прибыл ал-Мутталиб б. ‘Абдаллах б. Малик в начале 198 г. {813 г.} Лахи’а был отставлен.

Судейством стал править ал-Фадл б. Ганим, которого ал-Мутталиб привел с собой из Ирака. Он оставался судьей год или около того, затем Мутталиб рассердился на него и дал ему отставку.

Он назначил Лахи’у б. ‘Иса. Он оставался судьей, пока не умер в зу-л-ка’да, в первый его день, 204 г. {18 апреля 821 г.} [263]

После совещания с египтянами ас-Сари б. ал-Хакам назначил Ибрахима б. Исхака ал-Кари’, союзника бану зухра. Он ведал вместе судейством и кассами. Он был праведным человеком. Потом он попросил освободить его от должности из-за чего-то, что ему не нравилось, и был освобожден.

Вместо него был назначен Ибрахим б. ал-Джаррах, который следовал словам последователей Абу Ханифы. В начале его деятельности его не порицали, пока не прибыл из Ирака его сын. Его поведение изменилось, и решения стали плохими. Он оставался судьей до 210 г. {825-826 гг.}, когда прибыл в страну ‘Абдаллах б. Тахир и дал ему отставку.

Он назначил ‘Иса б. ал-Мункадира б. Мухаммада б. ал-Мун-кадира. Ибрахим б. ал-Джаррах уехал в Ирак и там умер. ‘Абдаллах б. Тахир назначил ‘Исаб. ал-Мункадиру по 4000 дирхамов в месяц — это был первый судья, которому назначили столько, и наградил его 1000 динаров. Когда ал-Му’тасим прибыл в Египет в 214 г. {829-830 гг.}, Ибн Абу Дувад поговорил с ним, тот дал приказ и отстранил ‘Иса б. ал-Мункадира от судейства. Он после этого уехал в Ирак и умер там.

Египет оставался без судьи, пока ал-Ма’мун не назначил Харуна б. ‘Абдаллаха аз-Зухри ведать судейством. Он прибыл в Египет 21 рамадана 217 г. {20 октября 832 г.}. Он был добродетелен, пользовался доброй славой /247/ и внушал любовь египтянам. Он оставался судьей до месяца раби’ I 226 г. {декабрь 840 — январь 841 г.}. Ему написали, чтобы он отказался от судейства, поскольку его положение было неприятно Ибн Абу Дуваду.

Абу-л-Вазир прибыл ведать хараджем. С ним привезли письмо ведать судейством Ибн Абу-л-Лайсу. Он оставался судьей до четверга 13 ша’бана 235 г. {2 марта 850 г., не четверг, а воскресенье}. Он был отстранен и заключен в тюрьму.

Египет оставался без судьи, пока не стал ведать судейством ал-Харис б. Мискин в джумада I 237 г. {Ноябрь 851 г.}. Назначение пришло к нему, когда он был в Александрии. Он оставался судьей, пока не был отставлен в пятницу 23 раби’ II 245 г. {28 июля 859 г.}

[Ведать судейством] был назначен Духайм б. ал-Йатим ‘Абд ар-Рахман б. Ибрахим б. ал-Йатим ад-Димашки. Назначение пришло к нему, когда он был в ар-Рамле. Он умер раньше, чем прибыл в Египет. Его кончина произошла в 245 г. {859-60 г.}

После него был назначен Баккар б. Кутайба Абу Бакра ас-Сакафи из басрийцев. Он был потомком Абу Бакры 775, асхаба [203] посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует! Он приехал в Египет в пятницу 8 джумада II 246 г. {30 августа 860 г.}

Говорит Абу-л-Касим ибн Кудайд:

После Баккара Египет оставался без судьи, пока Хумара-вайх б. Ахмад 776 не назначил Мухаммада б. ‘Абду ведать судейством в 277 г. {890-91 г.}. Он оставался судьей до джумада II 283 г. {Июль — август 896 г.}.

И оставался Египет без судьи, пока не назначили Абу Зу-р’у Мухаммада б. ‘Усмана ад-Димашки.

/248/ Рассказ о хадисах

Говорит [Ибн ‘Абд ал-Хакам]:

Здесь поименованы те асхабы посланника Аллаха — да благословит его Аллах и да приветствует! — которые пришли в Египет и по чьим передачам известны египтяне; те, в передаче от которых принимают участие жители других стран, и те, от которых передают одни египтяне; те, о ком известно, что они приехали в Египет, и чьи передачи идут от неегиптян.

Я пренебрег теми, кого некоторые считают асхабами, пришедшими в Египет, но о ком ни один из виденных мной египетских шейхов не подтвердил этого. Я пренебрег множеством хадисов тех, кого я назвал, из нежелания увеличивать число, а некоторые сократил.

‘Амр б. ал-’Ас б. Ва’ил ас-Сахми

Он был первым эмиром Египта в исламе. У египтян от него передается более двадцати хадисов.

/249/ Сказал ‘Амр б. ал-’Ас:

Посланник Аллаха — да благословит его Аллах и да приветствует! — учил меня читать Коран с пятнадцатью земными поклонами, из которых три вразбивку, а два [при чтении] суры «Хадж».

Нам рассказал это Са’ид б. Абу Марйам, [передавая сообщение] Нафи’ б. Йазида, [который повествовал по сведениям] ал-Хариса б. Са’ида ал-’Утаки, [пересказавшего рассказ] ‘Абдаллаха б. Мунайна из бану ‘Абд кулал [со слов] ‘Амра б. ал-’Аса.

Сказал ‘Амр б. ал-’Ас:

Я слышал, как посланник Аллаха — да благословит его Аллах и да приветствует! — говорил: «Те, кто берет лихву, охвачены тлением; те, кто прелюбодействует, охвачены порчей; те, кто берет взятки, охвачены страхом». [265]

Рассказал нам это ‘Абд ал-Малик б. Маслама, [повествуя по данным] Ибн Лахи’и, [который передал сообщение] ‘Абдаллаха б. Сулаймана, что Мухаммад б. Рашид ал-Муради рассказал ему:

‘Амр б. ал-’Ас поднялся однажды на минбар, но не произнес «мир вам». Некий человек сказал: «Абу ‘Абдаллах в гневе!» ‘Амр ответил: «А как же иначе, клянусь Аллахом! Ведь вы же знаете, что я меньше всех асхабов посланника Аллаха — да благословит его Аллах и да приветствует! — передаю от него. Он не запрещал мне передавать хадисы от него, но только я был воином. Однако я слышал, как посланник Аллаха — да благословит его Аллах и да приветствует! — говорил: “Те, кто..."» — и рассказал этот хадис.

Хадис Ибн Лахи’и, [рассказанный ему] Йазидом б. Абу Хабибом, [передававшим сведения] ‘Имрана б. Абу Анаса 777, [который пересказал сообщение] ‘Абд ар-Рахмана б. Джубайра 778 [со слов] ‘Амра б. ал-’Аса, который сказал:

Посланник Аллаха — да благословит его Аллах и да приветствует! — послал меня с отрядом, назначив возглавлять его, а в его составе был ‘Умар б. ал-Хаттаб. В очень холодную ночь я попал в грязь. Тогда я совершил омовение песком и сотворил молитву со своим отрядом. Когда мы пришли к посланнику Аллаха — да благословит его Аллах и да приветствует! — ‘Умар стал жаловаться на меня посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует! Среди прочего он сказал: «‘Амр молился с нами оскверненный». Посланник Аллаха — да благословит его Аллах и да приветствует! — послал за мной и спросил меня. Я ответил: «О посланник Аллаха! Я испачкался в очень холодную ночь, подобной которой еще не было в моей жизни. У меня был выбор: помыться и умереть или совершить с людьми молитву, будучи загрязненным. Я омылся песком и совершил молитву с ними». Посланник Аллаха — да благословит его Аллах и да приветствует! — сказал: «Если бы я был на твоем месте, я бы сделал так, как ты»

Это рассказал нам мой отец ‘Абдаллах б. ‘Абд.ал-Хакам [со слов] Ибн Лахи’и. [Также] рассказал нам Мухаммад б. ‘Абд ал-Джаббар ал-Махзуми: нам поведал Зайд б. ал-Хубаб 779, [передавая сведения] Ибн Лахи‘и, [который повествовал по сообщению] Йазида б. Абу Хабиба, [пересказавшего рассказ] ‘Имрана б. /250/ Абу Анаса, [передавшего данные] ‘Абд ар-Рахмана б. Джубайра, [который сообщил сведения] Абу Фираса Йазида б. Ра-баха, маула ‘Амра, [со слов] ‘Амра.

Хадис Муса б. ‘Улая, [передавшего рассказ] своего отца, [который пересказал сообщение] Абу Кайса, маула ‘Амра, [со слов] ‘Амра: [266]

Посланник Аллаха — да благословит его Аллах и да приветствует! — сказал: «Различие между нашим постом и постом людей Писания в еде на заре {т.е. при дневном свете}».

Это рассказал нам ‘Абдаллах б. Салих: нам поведал Муса б. ‘Улай [со слов] своего отца. И рассказал нам мой отец ‘Абдаллах б. ‘Абд ал-Хакам. Он сказал: нам поведал ас-Лайс б. Са‘д [со слов] Муса б. ‘Улая.

Хадис Муса б. ‘Улая, [который передал рассказ] своего отца [со слов] ‘Амра б. ал-’Аса, который сказал:

Посланник Аллаха — да благословит его Аллах и да приветствует! — послал за мной, сказав: «Возьми свою одежду и вооружись!» Я взял свою одежду и оружие и направился к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует! Я застал его совершающим омовение. Он посмотрел на меня, затем потупил взор и сказал: «‘Амр! Я хочу послать тебя во главе войска, пусть Аллах даст тебе добычу и сохранит тебя. Но я желаю тебе благополучно избежать стремления к деньгам». Я ответил: «О посланник Аллаха! Я принял ислам не из-за стремления к деньгам, я принял ислам, стремясь к исламу, к тому, чтобы быть вместе с тобой!» Он воскликнул: «‘Амр! Праведные деньги — праведному человеку!» Нам рассказал это ‘Абдаллах б. Салих.

Хадис Муса б. ‘Улая [со слов] его отца, который сказал: я слышал, как ‘Амр б. ал-’Ас говорил:

Как далека жертва ваша от жертвы пророка вашего! Он был самым воздержанным из людей на этом свете, а вы более всего одержимы страстями.

Нам рассказал это ‘Абдаллах б. Салих [со слов] Муса б. ‘Улая.

Рассказал нам ‘Абдаллах б. Салих: нам поведал ал-Лайс б. Са‘д [со слов] Йазида б. Абу Хабиба, что ‘Улай б. Рабах сообщил ему, что он слышал, как ‘Амр б. ал-’Ас говорил с минбара:

Клянусь Аллахом, я не видел людей, более, чем вы, обуреваемых страстями там, где посланник Аллаха — да благословит его Аллах и да приветствует! — был воздержан. Вы оказались охвачены стремлением к благам сего мира, а посланник Аллаха — да благословит его Аллах и да приветствует! — был воздержан. Не прошла и треть жизни посланника Аллаха — да благословит его Аллах и да приветствует! — как тех, кто против него, стало больше, чем тех, кто за него. Люди из числа асхабов посланника Аллаха — да благословит его Аллах и да приветствует! — рассказали: «Мы видели, как посланник Аллаха — да благословит его Аллах и да приветствует! — брал взаймы». [267]

Это рассказал нам Абу-л-Асвад ан-Надр б. ‘Абд ал-Джаббар, [передавая сведения] Ибн Лахи’и, [который повествовал по сообщению] Йазида б. Абу Хабиба [со слов] ‘Улая б. Рабаха, что тот слышал ‘Амра б. ал-’Аса.

Хадис Ибн Лахи’и [со слов] ал-Хариса б. Йазида [о том], что маула ‘Амра б. ал-’Аса рассказал ему, /251/ что ‘Амр б. ал-’Ас сказал:

Посланник Аллаха — да благословит его Аллах и да приветствует! — сказал: «Дело в одну хаббу сегодня лучше, чем в мискал киратов завтра».

Нам рассказал это Абу-л-Асвад ан-Надр. б. ‘Абд ал-Джаббар.

Хадис ал-Лайса б. Са‘да [со слов] Йазида б. Абу Хабиба [о том], что Ибн Шумаса сообщил ему:

‘Амр, когда пришла к нему смерть, заплакал. ‘Абдаллах спросил его: «О Абу ‘Абдаллах, это страх смерти довел тебя до такого?» ‘Амр ответил: «Нет, страх того, что после смерти». ‘Абдаллах стал напоминать ему его пребывание с посланником Аллаха и победы, которые были [им одержаны] в Сирии. Когда ‘Абдаллах кончил это, ‘Амр сказал: «Я был [в течение моей жизни], в трех положениях. Если бы я умер в одном из них, я знаю, что сказали бы люди. Аллах послал Мухаммеда, а я был из людей самым большим ненавистником того, что он принес, — я хотел убить его. До того дошла моя ненависть к вере Аллаха, что я поехал морем к владетелю Хабаша требовать крови асхабов посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует! Если бы я умер, находясь в этом положении, люди сказали бы: “Умер ‘Амр язычником, врагом Аллаха и его посланника, — жителем ада". Затем Аллах заронил ислам в мое сердце. Я пришел к посланнику Аллаха — да благословит его Аллах и да приветствует! — и он протянул мне руку, чтобы привести меня к присяге. Я сжал свою руку и сказал: “Я принесу тебе присягу с тем [условием], что Аллах простит мне мои предшествующие грехи". Я думал при этом, что не впаду в грех в исламе. Посланник Аллаха — да благословит его Аллах и да приветствует! — ответил: “О ‘Амр! Ислам отсекает то, что до него, а хиджра отсекает то, что между нею и [возникновением] ислама". Если бы я умер в этом положении, люди сказали бы: “Амр принял ислам и совершил хиджру с посланником Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует! Мы надеемся на множество хорошего для ‘Амра у Аллаха". Затем я стал эмиром, и [на меня] напали искушения,— я боюсь этого положения! Когда вы вынесете меня, поторопитесь со мной {Т. е. с похоронами}. Пусть не идут за мной ни плакальщица, ни [267] факелы. Заверните меня крепко в мой изар, ведь я предстану пред Судом, насыпьте надо мною землю ровным холмиком, ведь мой правый бок имеет не больше прав на засыпанную землю, чем левый, но не кладите меня в могилу деревянную или кирпичную. Затем, когда вы меня похороните, останьтесь около меня, чтобы зарезать и разделить верблюда, которым я вас развеселю».

Это нам рассказали Абу Салих ‘Абдаллах б. Салих и Асад б. Муса, [передавая сведения] ал-Лайса б. Са’да: нам поведал Йазид б. Абу Хабиб, что Ибн Шумаса сообщил ему:

‘Амр б. ал-’Ас, когда пришла к нему смерть... — и привел этот хадис.

Говорит [Ибн ‘Абд ал-Хакам]: рассказал нам ‘Амр б. Саввад: нам поведал Ибн Вахб: нам сообщил Ибн Лахи’а, [передавая сведения] Йазида б. Абу Хабиба, [который пересказал рассказ] ‘Абдаллаха б. ‘Амра [со слов] ‘Амра и прибавил к этому. ‘Амр сказал ему:

Я оставил лучшее, чем все это, — свидетельство, что нет божества, кроме Аллаха.

/252/ Рассказал нам Асад б. Муса: нам сообщил Ибн Лахи’а: нам поведал Йазид б. Абу Хабиб: нам рассказал Сувайд б. Кайс, [передавая сообщение] Кайса б. Сумая, что ‘Амр сказал:

Я сказал: «О посланник Аллаха! Я принесу тебе присягу на том [условии], что Аллах простит мне мои предшествующие грехи!» Посланник Аллаха — да благословит его Аллах и да приветствует! — ответил: «Ислам отсекает то, что было до него, и хиджра отсекает то, что было прежде нее».

‘Амр сказал: «Я действительно сильнее всех стыдился посланника Аллаха — да благословит его Аллах и да приветствует! — я не [мог] нарадоваться [лицезрением] его и не обращался к нему с тем, чего хотел, из-за стыда перед ним, пока он не соединился с Аллахом». И привел этот хадис.

Хадис Мухаммада б. Исхака, [рассказанный ему] Иазидом б. Абу Хабибом [со слов] Рашида, маула Хабиба б. Ауса ас-Сакафи, [о том], что Хабиб сообщил ему, что ‘Амр б. ал-’Ас рассказал ему, сказав:

Когда мы уходили от ал-Хандака 780, я собрал несколько курайшитов, между которыми и мной были близкие отношения, и сказал им: «Знайте, клянусь Аллахом, что я считаю дело Мухаммада превосходящим то, что противостоит ему, и в высшей степени порицаемым. Как вы находите решение, которое я принял?» Они ответили: «А каково оно?» Я сказал: «Соединимся с негусом и будем у него, пока не решится то, что [269] происходит между нами и Мухаммадом. Если победят курайшиты, мы вернемся к ним, а если победит Мухаммад, останемся у негуса. Для меня подчиниться {Букв. «[быть] под руками» (тахта йадайн)} негусу лучше, чем подчиниться {Букв. «[быть] под руками» (тахта йадайн)} Мухаммаду». Они ответили: «Ты прав!» Я сказал: «Соберем для них кож, потому что это самое лучшее в нашей стране, что можно подарить им». Мы так и сделали и отправились. Когда мы уже приближались, я увидел ‘Амра б. Умаййу, 781 которого посланник Аллаха — да благословит его Аллах и да приветствует! — послал к негусу. Я сказал: «Это, клянусь Аллахом, ‘Амр б. Умаййа, которого послал Мухаммад. Если бы я уже пришел к негусу с моими дарами и попросил его, негус отдал бы мне его и я бы его убил». Курайшиты сочли, что я был бы удовлетворен, если бы был убит посол Мухаммада. Когда ‘Амр б. Умаййа вошел к нему и кончил свое дело, я вошел к негусу и приветствовал его так, как мы могли его приветствовать. Негус сказал: «Добро пожаловать! Что ты принес мне, мой друг?» Я ответил: «О царь! Я принес тебе дары». Затем я представил ему дары, он принял их, и я обрадовался тому, что он сказал мне. Я сказал ему: «О царь! Я видел у твоих дверей посла Мухаммада. Это наш враг. Отдай мне его, чтобы я отрубил ему голову, ведь он посол человека, который враг нам!» Негус протянул руку. Он разгневался и ударил ею/253/ себя по носу так, что я подумал, что он сломал его. И я предпочел бы, чтобы земля разверзлась подо мной и я провалился в нее от страха перед ним. Затем негус сказал: «Ты просил у меня, чтобы я отдал тебе посла человека, которому ниспослано великое откровение, которое было ниспослано Муса, чтобы ты его убил?» Я спросил: «О царь! А так ли это, что ему ниспослано великое откровение, которое было ниспослано Муса?» Он ответил: «Да! И он тот, в чьей руке душа негуса. Горе тебе, ‘Амр! Повинуйся мне и следуй за ним. Тот, в чьей руке моя душа, несомненно победит — он и те, кто следует за ним, — тех, кто не с ним и против него, как победил Муса фараона и его войско». Я спросил: «А ты примешь у меня присягу ему на условии принятия ислама?» Он ответил: «Да!» Он протянул руку и принял у меня присягу Мухаммаду. Я вышел к своим спутникам, а решение мое, на котором мы с ними стояли, изменилось. Я уехал, уносимый моей верблюдицей, и встретил Халида б. ал-Валида 782. Я спросил его: «Ты куда, Абу Сулайман?» Он ответил: «Клянусь Аллахом, я хочу поехать и принять ислам, ведь уладились дела и прояснились признаки». Я сказал: «И я, клянусь Аллахом!» Мы отправились, пришли к посланнику Аллаха — да благословит его Аллах и да приветствует! — и вошли к нему в мечеть. Халид выступил вперед и принес ему присягу, а затем я вышел, принес ему присягу и сказал: «О посланник Аллаха! Я принес тебе присягу на том условии, что мне будут прощены мои предшествующие грехи [270] и не напомнят мне о том, что прошло». Посланник Аллаха — да благословит его Аллах и да приветствует! — ответил: «Приноси присягу, ‘Амр! Ведь ислам отсекает то, что было до-него, и хиджра отсекает то, что было прежде нее!»

Это рассказал нам Асад б. Муса: нам поведал Йахйа б. Абу За’ида [со слов] Мухаммада б. Исхака, и рассказал нам это ‘Абд ал-Малпк б. Хишам: нам сообщил Зийад б. ‘Абдаллах ал-Бакка’и [со слов] Мухаммада б. Исхака.

‘Амр б. ал-’Ас умер в день ал-фитр 43 г. {6 января 664 г.}. Молитву над ним сотворил ‘Абдаллах б. ‘Амр, и его похоронили на ал-Мукаттаме в лощине. Его кунйа была Абу ‘Абдаллах. Там проходила тогда дорога в Хпджаз, и он хотел, чтобы те, кто проходил мимо, молились за него.

Это нам рассказал Ибн ‘Уфайр.

Рассказал нем ‘Усман б. Салих: нам сообщил Ибн Лахи‘а:

На кладбище на ал-Мукаттаые похоронены, насколько известно, пять асхабов посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует! [Это] ‘Амр б. ал-’Ас ас-Сахми; ‘Абдаллах б. ал-Харис б. Джаз’ аз-Зубайдп; ‘Абдаллах б. Хузафа ас-Сахми; Абу Басра ал-Гифари; ‘Укба б. ‘Амир ал-Джухани.

/254/ Вместе с египтянами со слов ‘Амра передают: из мединцев — Кабиса б. Зу’наб 783.

Говорит ‘Абд ар-Рахман [ибн ‘Абд ал-Хакам]:

Он был рожден в год завоевания.

Абу Мурра, маула ‘Акила б. Абу Талиба, а имя его Иазид 784; ‘Урва б. аз-Зубайр; по поводу Са’ида б. ал-Мусаййаба мнения расходятся — одни говорят, что Са’ид слышал [хадисы] от ‘Амра, другие говорят; что он слышал [хадисы] от его сына ‘Абдаллаха б. ‘Амра; ‘Абдаллах б. Шурахбил; из куфийцев — Кайс б. Абу Хазим 785; из басрийцев — Абу ‘Усман ан-Нахди и другие.

‘Абдаллах б. ‘Амр б. ал-’Ас

У египтян от него передается около ста хадисов.

Хадис Раджа 785 б. Абу ‘Ата’ ал-Ма‘афири 786, [переданный ему] Вахибом б. ‘Абдаллахом ал-Ма‘афири [со слов! ‘Абдаллаха б. ‘Амра б. ал-’Аса:

Посланник Аллаха — да благословит его Аллах и да приветствует! — сказал: «Того, кто накормит хлебом брата своего, так что он насытится, и напоит его водой, так что он утолит жажду, Аллах отдалит от ада за семь рвов, между каждыми из которых — путь в пятьсот лет».

Рассказали нам это Идрис б. Йахйа и ‘Абд ал-Малик б. Маслама. [271]

Хадис Ибн Лахи‘и, [рассказанный ему] Вахибом б. ‘Абдаллахом ал-Ма‘афири [со слов] ‘Абдаллаха б. ‘Амра:

Тот видел во сне, как будто на одном его пальце мед, а на другом — масло и он лижет их. Он проснулся и рассказал это посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует! Тот сказал: «Ты живешь, читая два Писания — Тору и Коран!» А он [действительно] читал обе [книги].

Рассказали нам это Абу-л-Асвад ан-Надр б. ‘Абд ал-Джаббар и Асад б. Муса.

Хадис ал-Лайса, [рассказанный ему] ‘Амиром б. Йахйа 787[со слов] Абу ‘Абд ар-Рахмана ал-Хубулли, который сказал: я слышал, как ‘Абдаллах б. ‘Амр говорил:

Посланник Аллаха — да благословит его Аллах и да приветствует! — сказал: «Будет призван человек из моей общины перед всеми, и пред ним будут развернуты девяносто девять свитков, каждый из них длиной, насколько [можно] охватить взглядом. Затем скажет ему Аллах: “Отвергаешь ли ты что-нибудь из этого? В чем мои ангелы, записывающие дела людей, были несправедливы к тебе?" Он ответит: “Нет, о господи!" Аллах спросит: “Есть ли у тебя оправдание?" Он будет в страхе и ответит: “Нет, о господи!" Аллах продолжит: “Так. У тебя перед нами две заслуги. Не будет против тебя никакой несправедливости!" И будет извлечена для него запись, в которой: “Я свидетельствую, что нет божества, кроме Аллаха, и что Мухаммад — раб его и посланник его". Человек спросит: “О господи! Что эта /255/ запись в сравнении с этими свитками?!" Он получит в ответ: “Воистину, ты не будешь обижен!" Свитки положат на чашу весов, а запись — на другую чашу, и свитки окажутся легкими, а запись — тяжелой, и человек спасется от ада».

Рассказал нам это ‘Абд ал-Малик б. Маслама.

Рассказал нам мой отец: нам поведал Бакр б. Мудар, [передавая сведения] ‘Амра б. ал-Хариса, [который пересказал сообщение] ‘Амира б. Йахйа, [повествовавшего по рассказу] Абу ‘Абд ар-Рахмана ал-Хубулли [со слов] ‘Абдаллаха б. ‘Амра, который сказал:

В день Страшного суда доставят раба [божьего] и вместе с ним девяносто девять свитков относительно грехов и проступков, и ему будет назначен ад. Но когда его будут уводить, возгласит глашатай: «Не спешите, потому что у него осталось [еще что-то]!» И доставят маленькую запись, а в ней: «Нет божества, кроме Аллаха».

Хадис Ибн Лахи‘и [со слов] Шарахила б. Йазида, который сказал:

Был у меня разговор с Ханашем б. ‘Абдаллахом, и он попросил: «Если есть что-нибудь, что ты слышал от Ибн ‘Амра, [272] обязательно сообщи!» Я слышал, как Ибн ‘Амр рассказывал» «Я слышал, как посланник Аллаха — да благословит его Аллах и да приветствует! — сказал: «Есть три вещи, делая которые я не обращаю внимания, что совершаю грех: когда я произношу стихи, навешиваю амулеты и пью тирйак».

Рассказал нам это Абу-л-Асвад ан-Надр б. ‘Абд ал-Джаббар, а ему сообщил Хайва б. Шурайх также [со слов] Шарахила б. Йазида.

Хадис ‘Абдаллаха б. ‘Аййаша, [рассказанный ему] его отцом, [который передал сообщение] Абу ‘Абд ар-Рахмана ал-Хубулли [со слов] ‘Абдаллаха б. ‘Амра б. ал-’Аса:

Посланник Аллаха — да благословит его Аллах и да приветствует! — сказал: «Того, кто обладает знанием, но скрывает его, Аллах взнуздает удилами ада в День воскресения».

Нам рассказал это Идрис б. Йахйа.

Хадис ‘Абд ар-Рахмана б. Зийада б. Ан’ума, [рассказанный ему] ‘Абдаллахом б. Йазидом [со слов] ‘Абдаллаха б. ‘Амра:

Посланник Аллаха — да благословит его Аллах и да приветствует! — сказал: «Аллах исламом укрепил людей, [даже] не принадлежащих к его народу {т.е. к мусульманам}». Нам рассказал это ал-Мукри’.

Хадис Ибн Лахи‘и, [рассказанный ему] Абу Зур’ой [со слов] Ибн ‘Амра:

Посланник Аллаха — да благословит его Аллах и да приветствует! — сказал: «Не наступил тот час {т.е. час Страшного Суда}, когда будут возвеличены Коран, поминание Аллаха или “черный камень"». ‘Абд ар-Рахман б. ‘Абдаллах б. ‘Абд ал-Хакам сомневается, [какое именно слово употреблено].

Рассказал нам его ‘Абд ал-Малик б. Маслама.

Хадис ‘Абд ар-Рахмана б. Зийада б. Ан’ума, [рассказанный ему] ‘Абд ар-Рахманом б. Рафи ‘/256/ ат-Танухи 788 [со слов] ‘Абдаллаха б. ‘Амра:

Посланник Аллаха — да благословит его Аллах и да приветствует! — сказал: «Знание — это три вещи, все же прочее есть излишество, [именно]: ясное откровение, праведная сунна и справедливая заповедь».

Рассказал нам это Му’аз б. ал-Хакам.

Хадис Ибн Лахи’и, [рассказанный ему] ал-Хасаном б. Саубаном ал-Хаузани, [передавшим сообщение] [272] Хишама б. Абу Рукаййи ал-Лахми [со слов] ‘Абдаллаха б. ‘Амра:

Посланник Аллаха — да благословит его Аллах и да приветствует! — сказал: «Не верь ни птице, ни заразе, ни сове, ни предку. Только глаз [скажет] правду».

Рассказал нам это Абу-л-Асвад ан-Надр б. ‘Абд ал-Джаббар.

Хадис Нафи ‘ б. Йазида и Ибн Лахи’и, [рассказанный им] Абу Хани’ ал-Хаулани, [о том], что он слышал Абу ‘Абд ар-Рахмана ал-Хубулли, [передававшего со слов] ‘Абдаллаха б. ‘Амра:

Посланник Аллаха — да благословит его Аллах и да приветствует! — сказал: «Аллах записал размеры творения прежде, чем создал небо и землю. Престол его на водах на 50 000 лет».

Рассказали нам это Абу Садака Мухаммад б. ‘Абд ал-А’ла, [передавая сведения] Нафи’ б. Йазида, и Абу-л-Асвад [со слов] Ибн Лахи‘и. Хадис одного из них такой же, как у другого. Рассказал нам ‘Абдаллах б. Салих, [передавая сообщение] ал-Лайса б. Са’да [со слов] Абу Хани’ ал-Хаулани с его иснадом, такой же хадис, как у этих двоих.

Хадис Ибн Лахи’и, [переданный ему] Абу Хани’, [о том], что он слышал, как Абу ‘Абд ар-Рахман ал-Хубулли говорил, что он слышал, как ‘Абдаллах б. ‘Амр рассказывал:

Я слышал, как посланник Аллаха — да благословит его Аллах и да приветствует! — говорил: «Воины на пути Аллаха, которым достается добыча, получат только две трети награды от загробной жизни, а одна треть остается, а те, кому добычи не достается, получат воздаяние полностью».

Рассказал нам это Абу-л-Асвад ан-Надр б. ‘Абд ал-Джаббар.

Хадис ‘Абд ар-Рахмана б. Зийада б. Ан’ума, [рассказанный ему] ‘Абдаллахом б. Йа‘кубом, [которому передал] ‘Абдаллах б. Йазид [со слов] ‘Абдаллаха б. ‘Амра:

Посланник Аллаха — да благословит его Аллах и да приветствует! — сказал: «Клянусь Аллахом, я скупее на кровь верующих, чем каждый из вас на оказание милости своим добром, за которое он хватается [даже на смертном] одре».

Рассказал нам это ал-Мукри’.

Хадис Ибн Лахи‘и, [рассказанный ему] Йазидом б. Абу Хабибом, [передававшим сведения] Сувайда б. Кайса, который сообщил ему [со слов] ‘Абдаллаха б. ‘Амра: Посланник Аллаха — да благословит его Аллах и да приветствует! — сказал: «Борьба [с неверными] на пути Аллаха [274] в течение одного дня лучше, чем пост и стояние [на молитве] в течение месяца».

Рассказали нам это мой отец ‘Абдаллах б. ‘Абд ал-Хакам и Абу-л-Асвад ан-Надр б. ‘Абд ал-Джаббар.

Хадис Йахйа б. Аййуба [со слов] Абу Кабила, который рассказал ему:

Я был у ‘Абдаллаха /257/ б. ‘Амра б. ал-’Аса, и стали обсуждать завоевание Константинополя и Рима — какой из них должен быть завоеван раньше. ‘Абдаллах приказал принести ларец с тухум. Мы спросили: «Что это, тухум?» Он ответил: «Кольца». ‘Абдаллах рассказал: «Мы были у посланника Аллаха — да благословит его Аллах и да приветствует! — и записывали все, что Мухаммад говорил, — “нет" и “да". Мы спросили: “Какой из двух городов должен быть завоеван раньше, о посланник Аллаха?" Он ответил: “Город Ираклия". Он подразумевал Константинополь».

Рассказал нам это Са ‘ид ибн ‘Уфайр. Но по поводу этого хадиса Ибн Лахи‘а и Йахйа б. Аййуб держатся другого мнения. А Аллах знает лучше.

Это рассказал нам Абу-л-Асвад ан-Надр б. ‘Абд ал-Джаббар: нам поведал Ибн Лахи’а, [передавая сообщение] Абу Кабила [со слов] ‘Умайра б. Малика:

Тот был у Ибн ‘Амра, и заговорили о завоевании Константинополя и Рима — какой из них следует захватить сначала, но разошлись во мнениях по этому поводу. Тогда ‘Абдаллах б. ‘Амр потребовал принести ларец, в котором находились папирусы, и сказал: «Вам следует завоевать Константинополь, а затем вы пойдете походом на Рим. Аллах даст вам победу, а иначе я, ‘Абдаллах, — лжец».

Хадис Кубаса б. Разина 789 [со слов] шейха из [племени] ал-ма’афир, достоинство и благочестие которого прославлены:

Некий человек по имени ‘Аббад из тех, кто неотступно следовал за ‘Абдаллахом б. ‘Амром, был благочестив. Он, читая Коран, соединял разные суры в одном рак‘ате. Это дошло до ‘Абдаллаха б. ‘Амра.

Однажды ‘Аббад пришел к нему, и ‘Абдаллах б. ‘Амр обратился к нему: «Трижды изменник веры!» Это было невыносимо для ‘Аббада, и он спросил у него: «Да простит тебе Аллах! О какой это вере дошло до тебя, что я изменил ей?» ‘Абдаллах ответил: «А разве не сообщили мне, что ты соединяешь разные суры в одном рак’ате?» ‘Аббад ответил: «Действительно, я делаю это». ‘Абдаллах сказал: «Как бы тебе однажды начать [читать] каждую суру с ее рак‘атом и ее двумя поклонами! Разве я не говорю тебе именно так, как мне сказал посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует!»

Рассказал нам это ‘Абдаллах б. Салих. [275]

Хадис Ибн Лахи‘и, [рассказанный ему] Хуйайем б. ‘Абдаллахом 790, [передавшим сообщение] Абу ‘Абд ар-Рахмана ал-Хубулли [со слов] ‘Абдаллаха б. ‘Амра, который сказал:

Посланник Аллаха — да благословит его Аллах и да приветствует! — вышел в день ал-Хандака, а мусульмане копали вокруг Медины. Посланник Аллаха — да благословит его Аллах и да приветствует! — взял мотыгу, ударил ею один раз и сказал: «Этим ударом Аллах даст захватить сокровища румийцев». Потом ударил вторично и сказал: «Этим ударом Аллах даст захватить сокровища персов». Потом ударил в третий раз и сказал:/258/ «Этим ударом Аллах приведет йеменцев с содействием и помощью».

Рассказал нам это ‘Абд ал-Малик б. Маслама.

Хадис Ибн Лахи’и, [рассказанный ему] Йазидом б. ‘Амром ал-Ма’афири, [передавшим сообщение] Абу ‘Абд ар-Рахмана ал-Хубулли [со слов] ‘Абдаллаха б. ‘Амра б. ал-‘Аса:

Посланник Аллаха — да благословит его Аллах и да приветствует! — сказал: «Кто молчит — спасется».

Рассказали нам это ал-Мукри’ и Абу-л-Асвад.

Хадис Ибн Лахи’и, [рассказанный ему] Ибн Хубайрой, [передавшим сообщения] Абу Хубайры ал-Кухлани, маула ‘Абдаллаха б. ‘Амра, [со слов] ‘Абдаллаха б. ‘Амра:

Посланник Аллаха — да благословит его Аллах и да приветствует! — вышел однажды к ним в мечеть и сказал: «Воистину, Аллах запретил мне вино, мапсир 791, пиво, игру и рабов».

Рассказал нам это Талк б. ас-Самх ал-Лахми.

Хадис Ибн Лахи’и, [рассказанный ему] Хуйайем б. ‘Абдаллахом ал-Ма’афири, [передавшим сообщение] Абу ‘Абд ар-Рахмана ал-Хубулли [со слов] ‘Абдаллаха б. ‘Амра, который сказал:

В день Бадра посланник Аллаха — да благословит его Аллах и да приветствует! — вышел во главе трехсот пятнадцати воинов, подобно тому как вышел Талут 792. Он стал молиться за них, когда отправился: «О Аллах! Они босые, так дай им верховых животных! О Аллах! Они голые, так одень их! О Аллах! Они голодные, так дай им насытиться!» И Аллах даровал им победу в день Бадра. Они выступили вперед. И не было из них никого, кто не захватил бы одну или две головы верблюдов. И они оделись и насытились.

Рассказал нам это ‘Абд ал-Малик б. Маслама.

Хадис ‘Абдаллаха б. ‘Аййаша ал-Китбани, [рассказанный ему] ‘Абдаллахом б. ‘Ийадом [со слов] Абу Разина [276] ал-Гафики, который сказал: я слышал, как ‘Абдаллах б. ‘Амр говорил:

Я слышал, как посланник Аллаха — да благословит его Аллах и да приветствует! —сказал: «Кто намеренно пройдет мимо брата своего — а тот творит молитву, — тот будет обманут [в своих надеждах] в День воскресения мертвых, как будто он сухое дерево».

Рассказал нам это Идрис б. Йахйа.

Хадис ‘Абдаллаха б. ‘Аййаша, [рассказанный ему] ‘Иса б. Хилалом ас-Садафи [со слов] ‘Абдаллаха б. ‘Амра:

Некто пришел к посланнику Аллаха — да благословит его Аллах и да приветствует! — и попросил его: «О посланник Аллаха! Научи меня читать Коран!» Мухаммад ответил: «Читай треть суры “Алиф-лам-ра"! {Одна из следующих сур Корана: X-XII, XIV, XV}» Человек возразил: «Я постарел, ослабели кости, и отяжелел язык». Мухаммад сказал: «Читай треть суры “Ха-мим"! {Одна из следующих сур Корана: XL-XLVI}» Тот ответил вроде вышесказанного. Мухаммад продолжил: «Читай треть суры “Саббаха"! {Одна из следующих сур Корана: XXXVII, XXXIX, LXI}» Тот повторил такой же ответ. Тогда Мухаммад сказал: «Так я сам прочту!» И он стал читать ему: «Когда сотрясется земля... {Коран XCIX, 1}». Когда он кончил, человек попросил его: «О посланник Аллаха, научи меня чему-нибудь,/259/ что я должен делать!» Мухаммад сказал: «[Ты должен творить] пять молитв, [совершать] хаджж к Дому [Аллаха], [соблюдать] пост в рамадан, [подавать] закат, [поддерживать] приказ одобряемого и воздержание от порицаемого!» Когда человек ушел, посланник Аллаха — да благословит его Аллах и да приветствует! — воскликнул: «Ко мне этого человека!» И когда человек пришел, он сказал: «Мне приказано принести жертву в праздник, который Аллах установил для этой общины!» Тот ответил: «А как ты думаешь, найду ли я что-нибудь достойнее ягненка?» Посланник Аллаха — да благословит его Аллах и да приветствует! — сказал: «Стриги усы, обрезай ногти, брей волосы на лобке, вот вся твоя жертва пред Аллахом!»

Рассказал нам это Идрис б. Йахйа. И рассказал нам ал-Мукри’: нам поведал Са’ид б. Абу Аййуб 793: мне сообщил ‘Аййаш б. ‘Аббас, [передавая сведония1 ‘Иса б. Хилала, [который пересказал свидетельство] ‘Абдаллаха б. ‘Амра о посланнике Аллаха — да благословит его Аллах и да приветствует! — примерно то же самое.

Хадис ал-Муфаддала б. Фадалы и Нафи’ б. Йазида, [рассказанный им] Раби’ей б. Сайфом 794, [передавшим [277] сообщение] Абу ‘Абд ар-Рахмана ал-Хубулли [со слов]’Абдаллаха б. ‘Амра б. ал-’Аса, который сказал:

Мы хоронили [кого-то] вместе с посланником Аллаха — да благословит его Аллах и да приветствует! — и когда вернулись и он подошел к своей двери, то вдруг оказался рядом с женщиной, о которой мы думали, что он ее не знает, но он спросил: «Эй, Фатима, откуда ты идешь?» Она ответила: «Я иду от семьи умершего. Я выразила им сожаление из-за их умершего и утешала их». Мухаммад спросил: «А может быть, ты дошла с ними до кладбища?» Она ответила: «Сохрани Аллах, чтобы я дошла с ними до кладбища, ведь я же слышала, как ты говорил по этому поводу то, что ты говорил!» Он сказал: «Если бы ты дошла с ними до кладбища, то не увидела бы рая, как увидал его твой дед, отец твоего отца».

Но Нафи’ говорит в своем хадисе:

«Как увидел его (рай) дед твоего отца».

Кладбище — это место, где хоронят.

Рассказал нам это Са’ид б. Абу Марйам [со слов] Нафи’ б. Йазида. Говорит [Ибн ‘Абд ал-Хакам]: рассказали нам это мой отец ‘Абдаллах б. ‘Абд ал -Хакам, Абу-л-Асвад ан-Надр б. ‘Абд ал-Джаббар и ‘Абдаллах б. Салих [со слов] ал-Муфаддала б. Фадалы.

Вместе с египтянами передают хадисы от ‘Абдаллаха б. ‘Амра из мединцев — Са’ид б. ал-Мусаййаб и Абу Салама б. ‘Абд ар-Рахман; из мекканцев — ‘Амр б. Аус ас-Сакафи, Йусуф б. Махик 795 и Ибн Абу Мулайка 796; из куфийцев — Масрук б. ал-Аджда’, Хайсама б. ‘Абд ар-Рахман и ‘Амир аш-Ша’би.

Хариджа б. Хузафа ал-’Адави

У египтян с его слов о пророке — да благословит его Аллах и да приветствует! — [передается] один хадис, и нет у них с его слов ничего, кроме этого, о пророке, да благословит его Аллах и да приветствует!

Это хадис ал-Лайса б. Са’да, [рассказанный ему] Йазидом б. Абу Хабибом, [который передал сведения] ‘Абдаллаха б. Рашида /260/ аз-Зауфи, [пересказавшего сообщение] ‘Абдаллаха б. Абу Мурры аз-Зауфи [со слов] Хариджи б. Хузафы, который сказал:

Посланник Аллаха — да благословит его Аллах и да приветствует!— вышел к нам и сказал: «Воистину, Аллах оделил вас молитвой. Она для вас лучше, чем рыжие верблюды {Т. е. материальные блага}. Ал-витр он наложил на вас между вечерней молитвой и восходом зари».

Рассказали нам это мой отец ‘Абдаллах б. ‘Абд ал-Хакам, Шу’айб б. ал-Лайс и ‘Абдаллах б. Салих. Рассказал [278] нам это также мой отец, [передавая сведения] Бакра б. Мудара, [который повествовал по данным] Халида б. Йазида, [пересказавшего сообщение] Абу-д-Даххака’Абдаллаха б. Абу Мурры 797 [со слов] Хариджи б. Хузафы. У египтян есть с его слов рассказы о нем самом.

Рассказ Ион Лахи’и, [который передал сведения] Бакра б. Савады и ал-Хариса б. Йазида [со слов] ‘Абд ар-Рахмана б. Джубайра:

Тот видел, как Хариджа б. Хузафа, один из асхабов посланника Аллаха — да благословит его Аллах и да приветствует! — вытирал ступни.

Рассказали нам это мой отец ‘Абдаллах б. ‘Абд ал-Хакам и Абу-л-Асвад ан-Надр б. ‘Абд ал-Джаббар. Со слов Хариджи б. Хузафы не передает хадисов никто, кроме египтян.

Буср б. Абу Арта, а иногда называют его Буср б. Арта ал-’Амири

У египтян с его слов о пророке — да благословит его Аллах и да приветствует! — [передается] один хадис, и нет у них с его слов ничего, кроме этого, о пророке, да благословит его Аллах и да приветствует!

Это хадис Ибн Лахи’и, [рассказанный ему] ‘Аййашем б. ‘Аббасом, [который повествовал по сведениям] Шуйайма б. Байтана, [пересказавшего сообщение] Джунады б. Абу Умаййи [со слов] Буера б. Абу Арта, что тот слышал: Посланник Аллаха — да благословит его Аллах и да приветствует!— говорил: «Не отсекайте рук в завоевательном походе!» {Т. е. «не прекращайте похода»}.

Говорит [Ибн ‘Абд ал-Хакам]: рассказали нам это Абу-л-Асвад ан-Надр б. ‘Абд ал-Джаббар и Асад б. Муса. У египтян есть с его слов рассказы о нем самом.

Рассказ Ибн Лахи’и [со слов] Йазида б. Абу Хабиба, который сказал:

Когда Буср плыл по морю, он сказал: «Ты море, а я Буср. На меня и на тебя возложено повиноваться Аллаху. Отправляйтесь, положившись на милость Аллаха!»

С его слов передавал хадис сириец Йунус б. Майсара 798. Кроме египтян и сирийцев, никто хадисов от него не передает. Его кунйа была Абу ‘Абд ар-Рахман. Он умер в Сирии в дни правления Му’авии.

Ал-Мустаурид б. Шаддад ал-Фихри 799

У египтян с его слов о посланнике Аллаха — да благословит его Аллах и да приветствует! — есть шесть хадисов или около того. [279]

/261/ Хадис Ибн Лахи’и [со слов] Йазпда б. ‘Амра ал-Ма‘афири, который сказал: я слышал, как Абу ‘Абд ар-Рахман ‘Абдаллах б. Йазид ал-Хубулли говорил: я слышал, как ал-Мустаурид б. Шаддад говорил:

Я видел, как посланник Аллаха — да благословит его Аллах и да приветствует! — вытирал мизинец на ноге после омовения.

Рассказали нам это мой отец ‘Абдаллах б. ‘Абд ал-Хакам, Са’ид ибн ‘Уфайр и Абу-л-Асвад, прибавляя [в рассказах] букву или вроде этого один к другим.

Хадис Ибн Лахи’и, [рассказанный ему] ал-Харисом б. Йазидом, [который передал сообщение] ‘Абд ар-Рахмана б. Джубайра [со слов] ал-Мустаурида б. Шаддада, который сказал:

Когда я был в собрании, где был и ‘Амр б. ал-’Ас, я сказал: «Я слышал, как посланник Аллаха — да благословит его Аллах и да приветствует! — сказал: “Воистину, самые враждебные вам люди — это потомки сестры вашей Басмы бинт Исма‘ил, румийцы. Это погубит их в день Страшного суда"». ‘Амр откликнулся: «Разве я не запретил тебе [рассказывать] это?!»

Рассказали нам это мой отец ‘Абдаллах б. ‘Абд ал-Хакам, Абу-л-Асвад ан-Надр б. ‘Абд ал-Джаббар и ‘Абд ал-Малик б. Маслама.

Хадис Ибн Лахи’и, [рассказанный ему] Йазидом б. Абу Хабибом, [которому передал] Худайдж б. Абу ‘Амр, сказав: я слышал ал-Мустаурида б. Шаддада, который говорил:

Я слышал, как посланник Аллаха — да благословит его Аллах и да приветствует! — говорил: «Каждой общине — свой срок, моей общине — срок сто лет. Когда пройдет над ней сто лет, Аллах пошлет ей то, что ей назначено».

Рассказал нам это ‘Абд ал-Малик б. Маслама.

Хадис Ибн Лахи’и, [рассказанный ему] Бакром б. Савадой, [которому передал] Хани’ б. Му’авийа ас-Садафи [со слов] ал-Мустаурида б. Шаддада, который сказал:

Посланник Аллаха — да благословит его Аллах и да приветствует! — сказал: «Кто умер язычником, с того не спрашивай. Кто умер, намеренно убив верующего, с того не спрашивай. Кто умер отступником, с того не спрашивай».

Мне рассказал Абу ‘Абд ар-Рахман ал-Хубулли [со слов] ал-Мустаурида б. Шаддада о посланнике Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует:

Бакр сказал этим только, что и у этих есть надежда.

Хадис Ибн Лахи’и, [рассказанный ему] ал-Харисом б. Йазидом, [которому сообщил] ‘Абд ар-Рахман б. Джубайр [со слов] ал-Мустаурида б. Шаддада, который сказал: [280]

Я слышал, как посланник Аллаха — да благословит его Аллах и да приветствует! — говорил: «Кто помогает нам делом, а у него нет слуги, тот получит слугу; тот, у кого нет жилища, получит жилище; тот, у кого нет верхового животного, получит его. Тот, кто захватит сверх этого, тот нечестный укрыватель или вор».

Рассказал нам это ‘Абд ал-Малик б. Маслама.

/262/ Вместе с египтянами передает хадисы со олов ал-Мустаурида б. Шаддада куфиец Кайс б. Абу Хазим, а его звали Абу Исхак ал-Хамдани. Со слов ал-Мустаурида передают хадисы только египтяне и куфийцы, никто другой.

‘Абдаллах б. Са’д б. Абу Сарх ал-’Амири

В халифат ‘Усмана б. ‘Аффана ‘Абдаллах б. Са’д был правителем Египта, который был объединен для него. У египтян [с его слов передается] один хадис о посланнике Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует!

Это хадис Ибн Лахи’и, который сказал: нам рассказал ‘Аййаш б. ‘Аббас ал-Китбани, [передавая сообщение] ал-Хайсама б. Шафи [со слов] ‘Абдаллаха б. Са’да б. Абу Сарха, который сказал:

Когда посланник Аллаха — да благословит его Аллах и да приветствует! — и десять его асхабов: АбуБакр, ‘Умар, ‘Усман, ‘Али, аз-Зубайр и другие — были на горе, вдруг гора заколебалась с ними. Посланник Аллаха — да благословит его Аллах и да приветствует! — сказал ей: «Успокойся, Хира’? Ведь на тебе только пророк, ас-Сиддик и аш-Шахид 800».

Рассказал нам это Абу-л-Асвад ан-Надр б. ‘Абд ал-Джаббар.

Кроме этого у египтян нет хадисов о посланнике Аллаха — да благословит его Аллах и да приветствует! — со слов ‘Абдал-лаха б. Са’да.

Второй хадис, передаваемый с сомнением, — это хадис Димама б. Исма’ила [со слов] ‘Аййаша б. ‘Аббаса ал-Китбани, который сказал:

Когда мусульмане осаждали Александрию, начальник передового отряда сказал им: «Подождите, пока я вам дам приказ по моему решению!» Когда были захвачены ворота, два человека ворвались [в город] и были убиты, и заплакал начальник передового отряда.

Димам говорит:

Я думаю, что это был ‘Абдаллах б. Са’д.

Его спросили: «Что ты плачешь? Ведь они мученики в борьбе за веру». Он ответил: «О горе! Конечно, они мученики в борьбе за веру! Однако я слышал, как посланник Аллаха — да благословит его Аллах и да приветствует! — говорил: “Не войдут в рай ослушники!" Я ведь приказал не входить [в город], а они вошли без разрешения». [281]

Рассказал нам это ‘Абд ал-Малик б. Маслама.

У египтян передают от него рассказы о нем самом.

Рассказ Ибн Лахи’и, [переданный ему] Ибн Абу Джа’фаром [со слов] Абу Са’ида ал-Гафики, [ о том], что он слышал:

‘Абдаллах б. Са’д б. Абу Сарх, стоя на минбаре, говорил: «Не поите своих верховых животных вином, ведь оно — скверна из деяний шайтана».

Рассказал нам это мой отец ‘Абдаллах б. ‘Абд ал-Хакам.

Рассказ Ибн Лахи’и, [переданный ему] Йазидом б. Абу Хабибом, который сказал: мне сообщил ал-’Алави [со слов] ‘Абдаллаха б. Раби’и, который сказал:

Мы ходили с ‘Абдаллахом б. Са’дом в поход в Ифрикию. Он творил для мусульман молитву. /263/ Когда они стояли на молитве, то вдруг испугались и ушли. ‘Абдаллах б. Са’д сказал им: «Воистину, это молитва, которая пошла прахом. Возвратитесь к своей молитве!» Он повторил им молитву, и они вернулись.

Рассказал нам это ‘Абд ал-Малик б. Маслама.

Рассказал нам мой отец ‘Абдаллах б. ‘Абд ал-Хакам: нам поведал Бакр б. Мудар, [передавая сообщение] Йазида б. Абу Хабиба, [который пересказал сведения] Кайса б. Абу Йазида, [повествовавшего по данным] ал-Джуласа б. ‘Амира [со слов] ‘Абдаллаха б. Раби’и, который сказал:

‘Абдаллах б. Са’д творил с людьми молитву на закате в Ифрикии. Когда он совершил два рак’ата, то услышал в мечети шум. Это их испугало, и они подумали, что это враги. Он прекратил молитву. Но когда он ничего не увидел, то стал проповедовать людям и сказал: «Воистину, это молитва, которая пошла прахом». Он дал приказ своему му’аззину, тот призвал на молитву, и ‘Абдаллах б. Са’д повторил ее.

От ‘Абдаллаха б. Са’да никто не передает хадисов, кроме египтян.

‘Абдаллах б.Са’д умер в Аскалоне в 36 г.{656-57 г.}, будучи правителем Египта после ‘Амра б. ал-’Аса.

Асхабы посланника Аллаха да благословит его Аллах и да приветствует! которые приехали в Египет и в передаче хадисов от которых люди сотрудничают, но которых они считают не вполне достойными доверия в отношении хадисов

Аз-Зубайр б. ал-’Аввам

У египтян со слов аз-Зубайра передается один хадис.

Это хадис Ибн Лахи’и, [рассказанный ему] Йазидом б. Абу Хабибом [со слов] того, кто слышал, как ‘Убайдаллах [282] б. ал-Мугира говорил: я слышал, как Суфйан б. Вахб ал-Хаулани рассказывал:

Когда мы захватили Египет без договора, встал аз-Зубайр и сказал: «Раздели его, о ‘Амр!» ‘Амр возразил: «Я не разделю его, пока не посоветуюсь с эмиром верующих». Аз-Зубайр воскликнул: «Клянусь Аллахом! Ты непременно разделишь его, как посланник Аллаха — да благословит его Аллах и да приветствует! — разделил Хайбар!» Но ‘Амр ответил: «Клянусь Аллахом, я не разделю Египет, пока не посоветуюсь с эмиром верующих!» И он послал письмо ‘Умару б. ал-Хаттабу. ‘Умар написал ему: «Утверди его, [как есть], чтобы оттуда вели завоевания потомки еще не родившихся потомков».

Рассказал нам это Йусуф б. ‘Ади [со слов] ‘Абдаллаха б. ал-Мубарака. Говорит [Ибн ‘Абд ал-Хакам]: мне рассказал ‘Абд ал-Малик б. Маслама: рассказал Ибн Лахи’а: сообщил мне Йахйа б. Маймун, [повествуя по сведениям] ‘Убайдаллаха б. ал-Мугиры [со слов] Суфйана б. Вахба, нечто похожее.

Аз-Зубайр б. ал-’Аввам скончался в Вадп ас-Сиба’ 801 в 30 г. Его убил Ибн Джурмуз. Кунйа аз-Зубайра была Абу ‘Абдаллах.

Комментарии

772 Йазид б. Хатим — правитель Египта (762—709).

773 Харун ар-Рашид — аббасидский халиф (170—193/786—809). Прославлен как герой многих сказок «1001 ночи».

774 Люди ал-'Умари — потомки и родственники халифа 'Умара б. ал-Хаттаба.

775 Абу Бакра Нуфай б. Масрух или б. ал-Харис — асхаб. Ум. в Басре в 51/671 или 52/672 г. (Усд, 5, 151).

776 Хумаравайх б. Ахмад — правитель Египта (с 20 зу-л-ка'да 270/20 мая 884 г. до зу-л-хиджжа 282/января — февраля 896 г.), практически независимый от халифа.

777 'Имран б. Абу Анас (ум. в 117/735 г. в Медине) — ученый в области хадиса, фикха и богословия. Передавал также сведения исторического характера. Жил в Александрии. Его данными пользовались многие ученые (например, Йазид б. Абу Хабиб, Ибн Исхак).

778 'Абд ар-Рахман б. Джубайр (ум. в 97/715-716 г.) — таби'и, передававший сведения нескольких асхабов, живших в Египте ('Амр б. ал-'Ас, 'Абдаллах б. ‘Амр, 'Укба б. ‘Амир и др.). Жил в Египте с момента завоевания. Его данными пользовались крупные египетские ученые следующего поколения (например, Йазид б. Абу Хабиб) (Тахзиб, 6, 1 313).

779 Зайдб. ал-Хубаб (ум. в 203/818-819 г.) — ученый в области хадиса. Передавал также сведения исторического характера. Его хадисы были записаны в ал-Андалусе, где он некоторое время жил (Тазкира, 1, 321).

780 Ал-Хандак — после переселения в Медину Мухаммад и мусульманская община вели длительную войну с мекканцами. Желая отомстить за поражение при Бадре, мекканцы большими силами подступили к Медине. Жители Медины окружили город рвом (араб. хандак), за которым и защищались. В результате мекканцы ушли, ничего не добившись.

781 Амр б. Умаййа (ум. в Медине до 60/079-80 г.) — асхаб. Принял ислам уже после сражения у горы Ухуд. Мухаммад посылал его к негусу в Абиссинию. Некоторое время жил в Египте (Исаба, 1, 1 10166).

782 Халид б. ал-Валид (ум. в 641-42 г.) — один из крупнейших военачальников раннего ислама, прозванный «меч Аллаха». Принял ислам в 628 г. Сыграл решающую роль в подчинении аравийских племен. После разгрома при My'та привел остатки отряда в Медину. После смерти Мухаммада покорил отпавшие от ислама племена. Вовремя походов в Ирак и Сирию возглавлял крупные отряды, в 636 г. взял Хиру в Ираке, в 634— 637 гг. — Дамаск, Химс и другие города в Сирии. В битве при Йармуке командовал конницей, которая решила исход боя в пользу мусульман (EI, 2, 942).

783 Кабиса б. Зу'наб, или Зу'айб (род. в 1/622-23 г., ум. в 88/700 г.). — сын асхаба. Был хранителем печати и письмоводителем халифа 'Абд ал-Малика. Его рассказы со слов многих асхабов ('Усман, 'Амр б. ал-'Ас и др.) передавали крупнейшие ученые следующих поколении, в частности аз-Зухри, которого именно он представил халифу (Тахзиб, 8, № 628; Тазкира, 1, 52).

784 Абу-Мурра Йазид, маула 'Акила б. Абу Талиба, брата халифа 'Али — таби'и. Передавал сведения многих асхабов (например, 'Акил, Абу Дарда', 'Амр б. ал-'Ас). Его сведениями пользовались многие авторитетные ученые последующего времени (Тахзиб, 12, 1 274).

785 Кайс б. Абу Хазим Абу Исхак ал-Хамдани (ум. в 97/715-10 или 98/716-17 г.) — таби'и, передавал рассказы многих асхабов (Абу Бакр, ‘Умар, ‘Али, Абу 'Убайда и др.). Его данные считались достоверными и использовались крупными учеными последующего времени (Тазкира, 1, 52).

786 Раджа' б. Абу ‘Ата' ал-Ма'афири — египетский ученый первой половины VIII в. Был му'аззином, затем хакимом ал-Фустата (Мизан, 1, 299—300).

787 ‘Амир б. Иахйа (ум. в 120/737-38 г.) — таби’и, жил в Египте. Передавал сведения нескольких асхабов и старших табиев. Его данными пользовались многие крупные ученые исследующих поколений (Тахзиб, 5, 1 130).

788 ‘Абд ар-Рахман б. Рафис ат-Танухи (ум. в 113/731-32 г.) — таби'и, передававший сведения нескольких асхабов и старших табиев. Жил в Египте, потом был кади Ифрикии. Его данные использовали некоторые позднейшие ученые (Тахзиб, 6, 1 345).

789 Кубас б. Разин (род. до 50/670 г., ум в 156/772-73 г.) — египетский ученый в области хадиса и фикха, собирал также сведения исторического характера. Был имамом мечети ‘Амра и чтецом Корана. Его данные использовали крупные ученые последующего времени (например, Ибн Лахи‘а, 'Абдаллах б. ал-Мубарак, Ибн Вахб) (Тахзиб, 8, 1 624).

790 Хуйай б. ‘Абдаллах ал-Ма'афири (ум. в 143/760-61 г.) — египетский ученый в области хадиса и фикха. Передавал также сведения исторического характера. Его данные использовали позднейшие ученые-египтяне (например, ал-Лайс б. Са'д, Ибн Лахи’а), хотя и не считали их особенно достоверными (Тахзиб, 3, 1 140).

791 Майсир — азартная игра.

792 Талут — библейский Саул. Упоминается в Коране (II, 248, 250). Об отборе воинов питьем воды и о победе небольшого отряда над целым войском см.: Судей VII, 2—22; VIII, 10—12.

793 Са'ид б. Абу Аййуб Миклас (ум. в 161/777-78 г.) — египетский ученый в области хадиса и фикха. Передавал также сведения исторического характера. Его данные использовали многие позднейшие ученые (Тахзиб, 4, 1 9).

794 Раби'а б. Сайф — египетский ученый первой половины VIII в. Хотя его материалы считались недостаточно достоверными, их использовали египетские ученые последующего времени (Мизан, 1, 298).

795 Иусуф б. ‘Махин (ум. в 110/728-29 или 114/732-33 г.) — таби'и, передававший сведения нескольких асхабов (например, Абу Хурайра’ Ибн 'Аббас, Ибн ‘Умар, ‘А’иша). Его данные использовали многие позднейшие ученые (Тахзиб, 11, 1 821).

796 Ибн Абу Мулайка 'Абдаллах б. 'Убайдаллах (ум. в 117/735 г.) — таби'и, передававший сведения многих асхабов (например, 'Усман, 'А'иша) и авторитетных табиев. Был кади «антихалифа» 'Абдаллаха б. аз-Зубайра. Его данными пользовались многие ученые последующего времени (Тахзиб, 5, 1 523).

797 Абу-д-Даххак 'Абдаллах б. Абу Мурра — таби'и, участник завоевания Египта, передавал сведения Хариджи б. Хузафы (Тахзиб, 6, 1 37).

798 Йунус б. Майсара (уб. в 132/749-50 г. в возрасте 120 лет) — таби'и, передававший рассказы Ибн ‘Умара, ‘Абдаллаха б. ‘Амра, халифа Му'авии и ряда других асхабов. Жил в Сирии. Его данные использовали многие ученые последующего времени (Тахзиб, 11, № 865).

799 Ал-Мустаурид б. Шаддад ал-Фихри (ум. в 45/665-66 г. в Александрии) — асхаб, участник завоевания Египта (Исаба, 3, 1 2041).

800 Ас-Сиддик («правдивый») — почетное прозвище первого халифа Абу Бакра; аш-Шахид («мученик») — имеется в виду третий халиф 'Усман.

801 Вади ас-Сиба‘ — место неподалеку от Басры по дороге в Мекку.

Еще больше интересных материалов на нашем телеграм-канале ⏳Вперед в прошлое | Документы и факты⏳

<<-Вернуться назад

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2024  All Rights Reserved.