Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

№ 85 1

Донесение Н. П. Резанова Александру I о пребывании на Кадьяке

Северо-западный берег Америки, Порт Ново-Архангельск, что прежде Норфольк-Зунд.

15 февраля 1806 г.

Всемилостивейший государь!

Последнее всеподданнейше мое Вашему и. в-ву донесение было из Уналашки. Оставя остров сей ноября 25-го минувшаго 1805-го года, пришел на судне «Св. Мария» на Кадьяк, где задержан будучи три недели починками, достиг наконец августа 26-го порта Ново-Архангельска. Здесь нашел я г-на Баранова паки водворившегося. Народы, места сии населяющие, суть калоши или колюжи. Они довольно многолюдны и разные племена их управляются особыми и друг от друга независимыми старшинами. По сие время не предпринимали они здесь никаких на нас покушений. Раза три приезжали при мне с уверениями в дружбе, но между тем никакой еще мены не производят и по вероломству их должно ожидать всегда нападения, котораго в первой расплох наш конечно не преминут исполнить. Ежеминутно быв в опасности и имев уже несчастливые опыты варварства, не упущаем мы никогда ни малейшей осторожности. Проливы здешние обилием морских бобров обещают России великую пользу в торге мягкою рухлядью совершенное в Кантоне господство, коим ныне, посещая воды наши, Американские Штаты пользуются, а выгодное положение природы столько же с разных сторон представляет местных видов к обширной торговле, которой может быть судьбами божиими в счастливые для нас дни Вашего и. в-ва представлено ввести империю нашу в класс морских держав в избытках всея вселенной участвующих. Сколь ни велик и громок будет в поздном потомстве подвиг сей, но от благоволения Вашего в-ва зависит теперь же начало его к исполнению.

Заведения Российско-Американской компании, области, торговлю, производство оной и самое управление нашел я благоустройству столь знаменитого торговаго дела совсем в противных положениях. Компания ныне же исчезла б, когда б Ваше и. в-во не обратили на нее монарший взор ваш, которым на сей раз спасена уже она от гибели, ибо теперь только получает о себе самой сведение и познает слабые силы свои, а с сим вместе и способы к умножению оных. Я нашол здесь до 200 россиян и более 300 кадьякских американцев без всякой пищи и запасов. По испытанной мною самим дурность судов компанейских, за кормами отправленных, не имел я в получении оных ни малейшей нужды и, предверяя бедствие, решился у бостонцев купить трехмачтовое судно со всем грузом его и некоторыми остатками жизненных припасов 2, которые по числу людей наших как малы ни были, но при умеренной нашей пище до весны всех обеспечили, ибо из судов, действительно, ни одно не возвратилось, а как впереди та же к голодной смерти перспектива, то должен я идти в Калифорнию и просить у Гишпанского правительства в покупке жизненных припасов помощи и как при первом благополучном ветре снимаюсь с якоря в путь сей. Возвратиться, коли Богу угодно будет, надеюсь в мае и, взяв с собою строющейся тендор, ни мало не мешкав, пойду к берегам японским, вытесню из Сахалина водворение на нем соседей наших и к подкреплению в Америке людства нашего вышлю сюда колонию пленных, которые, избавясь диспотизма, найдут здесь распоряжениями моими долю их совершенно благополучно, а в продолжении времени к заселению соотчичами их мест здешних, будут нам лучшими проповедниками.

Я не осмеливаюсь утверждать Вашему и. в-ву частями о нынешнем гибельном положении компании, зная, что верноподданическая обязанность моя требует представить в полноте весь план мой о преобразовании здешнего края и торговли, но недостаток времяни и собираемых мною сведений полагает на сей раз усердию моему преграду. Между тем писал я, всемилостивейший государь, обо всем в правление [145] компании отрывками, где без всякого лицеприятия открыл я все злоупотребления, все недостатки края, все упущения и в то же время объяснил великия выгоды и источники богатств единой только воли Вашего и. в-ва ожидающия, чтоб в летописях вселенной соделать знаменитую для России эпоху. Компания требует теперь от престола пособий, но в сравнении с славою и пользами, от нея ожидаемыми, они ничтожны, а без них должна она пасть и государство с потерянием великих видов и области лишится. Ваше и. в-во изволите от министра коммерции получить ныне верную идею о принадлежностях скиптру вашему в новой части света. Обнаженная мною истина конечно огорчит сострадательное ваше сердце, но пользы миллионам ближних умножат число тех приятных часов, которые делают счастливым бремя ваше.

Желал я всемилостивейший государь, ныне же исполнить августейшую волю твою образованием здесь правления и судебной части, но неимение кореннаго гражданства, временное всех россиян в Америке пребывание и подвижная каждаго из них жизнь меня в том остановила. Народы же и на самом Кадьяке еще столь дики, что должно самым неприметным для них образом вводить их в познание прав общественных. Чтоб несколько приуготовить к тому умы их, дал я им почувствовать право всем подданным Вашим и. в-вом дарованное судимо, быть себе равными, и на сей конец предписал россиянам и американцам избрать из себя по два человека и, придав им пятаго от компании, привесть их к присяге и открыть здесь суд под названием: «Расправы промышленных и американцов», каковые расправы и в других местах компании открыты будут. Оба сии сословия будут в них разбираться во всех частных между собой делах. Правители компании, от недовольных сторон иногда пристрастием упрекаемые, избегнут сего нарекания, а между тем и к образованию областей первый шаг уже сделан.

Калоши нравами грубее кадьякцев до того, что иногда варварство служит забавою им. Они ожидали видеть нас здесь в совершенном безсилии и не упустили бы оным воспользоваться, но приметя осторожность нашу и обезпеченность в жизненных припасах, ударили между тем в слабую нашу сторону и, овладев Якутатом, более сорока человек руских там перерезали. Пагубная весть, о сем полученная, решила престарелаго и трудами изнуреннаго Баранова принести себя в новую жертву отечеству. Он идет на судне «Ростислав» с 25-ю человеками и четырьмя пушками, чтоб овладеть паки Якутатом. По исполнении сего намерен он был непременно возвратиться в Россию, но я, видя край без сведущаго начальства остающейся и лутчих людей за ним последующих, объявил ему, что Вашему и. в-ву благоприятно будет, чтоб остался он здесь до присылки из России ему приемника, и он повиновался. Множество полезных его подвигов заслуживают безпристрастно ему отличие и я осмеливаюсь повергать их монаршему Вашего в-ва возрению и всеподданейше просить облаготворить бездетность его усыновлением двух его воспитанников Антипатра и Ирины, которых приобрел он здесь по свойственной людям слабости и отдал первого в училище, возбудя столь похвальным примером и других к образованию из здешняго юношества полезных Вашему в-ву подданных.

Всемилостивейший государь! Природа налагает на меня здесь долг просить у престола твоего о воспитании и моих сирот, буде пожертвования отца их прекратят ранее дни его, или изнуренныя его силы лишат возможности когда-либо увидеть их.

Вашего и. в-ва верноподданный действительный камергер

Резанов.

АВПРИ, ф. Гл. архив, 1-7, 1802, д. 1, п. 33, л. 81-82. Подлинник. [146]


Комментарии

1. Документ № 84 исключен.

2. См. док. № 80.

Еще больше интересных материалов на нашем телеграм-канале ⏳Вперед в прошлое | Документы и факты⏳

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2024  All Rights Reserved.