|
en/index-Dateien/A.php
№ 103 Из инструкции Адмиралтейств-коллегии командиру шлюпа «Диана» 1 лейтенанту В. М. Головнину на время плавания из Кронштадта в Охотск 16 мая 1807 г. 2 Вооружение шлюпа «Дианы» по высочайшему Его и. в-ва соизволению относится к снабдению Охотской флотилии разными для нее потребностями. На сей конец предметом вашего плавания будет достижение Охотскаго порта, куда вы должны отправиться самым выгоднейшим или кратчайшим путем, смотря по времяни и обстоятельствам кругом мысов Доброй Надежды или Горна, и как переплывая таковое пространство морей и океанов, вы будете проходить разные климаты, встретите свойственные оным ветры и погоды и притом или для роздыхов ваших и запасу свежих провизий, или для исправления каких-либо повреждений вверенного вам судна должны вы будете приставать к заведениям европейских держав на берегах обоих Индий и Америки, то предуведомляя вас, что вы по предмету политических сношений тех держав получите особое наставление от г-на товарища министра военных и морских сил, Коллегия определяет дать вам одну только економическую инструкцию, в которой правила большею частью хотя и изображены в регламентах морских и уставах и других узаконениях и известны всякому служащему во флоте, но с разпространением познаний человеческих, почерпнутых из самых опытов, случившихся в таковых вояжах, в какой отправляетесь вы, были по временам и обстоятельствам таковые произшествия, о коих в тех узаконениях не упоминается, а посему и предлежит начальству обязанность некоторые вам из оных повторить, а из последних сведений, отобранных от капитана Крузенштерна, достойнейшие замечания поместить в сей же инструкции. Итак, наставления Государственной адмиралтейств-коллегии будут содержать в себе следующия главнейшия статьи: Первая. Сохранение здоровья всего экипажа, содержание онаго в чистоте, доставление ему по возможности лучшей пищи и пития, занятие рядовых экзерцициями телесными, а чиновников в приличных их званию и должности упражнениях, донесения по службе своему начальству, сношения с чиновниками дружественных держав по трактатам или Уставу воинскому и содержание шлюпа и экипажа в таком состоянии, чтобы вы могли оправдать как доверенность избрания вашего, так и защитить достоинство российского флага. Вторая. Краткое начертание плавания вашего по морям и по океанам, объяснение феноменов, коих должно уклоняться, следуя естественному порядку тех стран, взятое из последнего плавания капитана Крузенштерна, и, наконец, по отвозе груза, назначеннаго для Охотской флотилии, возвращение к своим портам... 3 Краткое начертание плавания Поелику плавание в морях обоих полушарий подчинено законам приличным там времянам года, то Коллегия определяет руководствоваться вам вояжами кругом света [170] известных плавателей, кои послужат вам во многих случаях или примером или усовершенствованием в соблюдении всего вам вверяемаго как судна, так и экипажа в целости, и потому предоставляется вам право купить в Англии или в других европейских портах все таковые нужные для вас вояжи и на всех тех языках, кои вы знаете, снабдя себя притом и морскими картами всех морей и океанов, естли оные вам не отпустятся от Адмиралтейскаго департамента. В прочем прилагается здесь мнение капитана Крузенштерна о предлежащем вам пути. Когда «Диана» оставит европейские воды не прежде декабря, то путь около мыса Доброй Надежды к Охотску есть гораздо удобнее, нежели кругом мыса Горна, который по поздному выходу из Европы должно будет обходить в самое неудобное время, т. е. в апреле или майе, когда же «Диана» отправится к мысу Доброй Надежды прежде декабря, то прибудет туда в феврале, еще до наступления NW ветров и воспользуется спокойствием Столовой бухты. Он не находит нужды на пути из Англии к мысу Доброй Надежды куда-либо заходить, ибо на рейдах Мадере и Санта-Круце, что на Тенерифе, в зимнее время бывает опасно, а на самом мысе Доброй Надежды можно найти все свежие припасы в изобилии, даже некоторые вины, кои не испортятся во все путевое время, но естли «Диана» так поздно отправится из последняго европейского порта, что не возможет прибыть к мысу Доброй Надежды в феврале или до половины марта, то он не советовал бы и совсем туда заходить. В исходе марта и в апреле Столовая и Симонская бухты обе небезопасны, ибо в сие годовое время после SO-вых наступают NW-e ветры, и от сего в Столовой бухте столь же часто бывают штормы от NW-ста, как и в Симонской от NO-ста. Итак, ежели «Диана» не прежде генваря отправится из Европы, и уже запасшись вином, то по его мнению должно бы плыть прямо к острову Св. Екатерины, а оттуда, обойдя мыс Доброй Надежды, продолжать путь свой к Охотску. Что же касается до плавания от мыса Доброй Надежды к Охотску, то, конечно, по-видимому, ближе плыть Китайским морем и для запасу свежих провизии зайти в Манилу или Макао, но сей путь имеет большия неудобства. Во-первых, «Диана», обойдя мыс Доброй Надежды в феврале или марте, прибудет в Зундской пролив в апреле или мае, когда бывают перемены муссонов, сопровождаемые обыкновенно бурною погодою, но хотя бы уже и прошла сия перемена, то в продолжении SW-гo муссона надобно опасаться тифонов, кои бывают опасны и гибельны для кораблей, как и случилось в майе месяце 1797 года, когда англинская корвета, гишпанской фрегат и несколько португальских судов погибли. Во-вторых, может быть отношения наши с Китаем, Гишпаниею и Батавиею не позволят воспользоваться пристанищем ни в Макао, ни в Манилле, ни в Батавии, и так, кроме опасного плавания в Китайском море, не будет на сем пути ни одного дружеского порта, исключая Пулопинанга или острова Принца Валлийскаго, англинскаго селения, где все найти можно, то тогда надобно плыть Малеккоским проливом, что увеличит плавание. Ради сего то ему кажется гораздо лучшим итти около Новой Голландии, т. е. обходя или Вандименскую землю, или пролив Басса, как обстоятельства позволят, и зайти в порт Джаксон. Сие селение уже в самом цветущем состоянии, где можно иметь не только всякие свежие припасы, но даже все поправить и починить. Сей путь имеет одно только неудобство, что между Новой Голландии и Камчатки нет хорошаго пристанища, кроме острова Тиниана, а в случае необходимости – Сандвических островов, хотя они и в стороне, откуда плавание до Камчатки не более однако ж шести недель. Примечание: Коллегия разсуждает, что в случае надобности можно зайти и в острова содружества, кои находятся на пути. Сие мнение капитана Крузенштерна изображается вам только для одного руководства, который бы вас лучше мог ознакомить с положением и обыкновением тех стран, но в прочем предлежащий вам путь будет зависеть от времяни и обстоятельств, о коих г-н товарищ министра зделает вам особое наставление. Приход ваш в Охотское или Камчатское моря для отдачи везомаго вами для тамошней флотилии груза разрешит г-н товарищ министра, куда вам должно будет войти в Петропавловскую ли гавань или самый Охотск. Но груз отдать должно областному начальнику Охотска и флотилии капитану 2-го ранга и кавалеру Бухарину. В прочем о возвращении вашем в свои европейские порты и какой вы [171] должны будете взять оттуда груз разрешит вам также г-н товарищ министра. Относительно же до наблюдений, клонящихся к распространению всех родов познаний человеческих, что Государственный адмиралтейский департамент не оставит вас снабдить своим наставлением, но Коллегия остается в полной уверенности, что вы, яко искусный и отличный флотский офицер, исполните с точностью все ныне вам предписываемые равно и все изображенные в Морском уставе коллежской должности и прочих узаконениях обязанности, относящиеся до командующаго судном, и что вы благоразумными своими разпоряжениями в предлежащем вам вояже оправдаете ту доверенность, которая вам делается поручением такой знатной экспедиции, и тем доставите начальству своему надежнейший способ ходатайствовать у престола о награждении отличных ваших достоинств и всего екипажа. РГАВМФ, ф. 166, оп. 1, д. 909, л. 62-77. Отпуск. Комментарии1. Для очередной экспедиции на Тихий океан избрали транспорт «Диана» водоизмещением 300 т (длина 27,8, ширина 7,6, глубина интрюма 3,7 м), построенный в Лодейном Поле для перевозки строительного леса. После освидетельствования судна видными корабельными мастерами Мелеховым и И. В. Курепановым выяснилось, что «Диана» не пригодна для дальнего океанского плавания. В течение осени-зимы 1806-1807 гг. в Петербурге, в затем в Кронштадте под руководством Мелехова она была переоборудована в шлюп и получила статус военного корабля. Расчетом рангоута занимался Курепанов, в заключительном этапе модернизации в Кронштадте участвовал корабельный мастер 12-го класса А. В. Зенков (Головнин В. М. Путешествие на шлюпе «Диана» из Кронштадта в Камчатку, совершенное под начальством флота лейтенанта Головнина в 1807-1822 годах. М., 1961, с. 37-42). 2. Датируется по препроводительной. См.: РГАВМФ, ф. 166, оп. 1, д. 909, л. 61. 3. Опущен текст, касающийся хозяйственных вопросов. |
|