|
№ 7 Отношение Иркутского военного губернатора генерала от инфантерии Б. Б. Леццано генерал-прокурору Сената П. Х. Обольянинову об оказании помощи Охотской конторе РАК в постройке и снаряжении судов 1 Иркутск. 24 октября 1800 г. Под высочайшим Его и. в-ва покровительством Российской Американской компании Главное правление представляет мне, что компания имеет необходимую надобность для разпространения деятельностей на берегах Америки и в пространстве Северовосточнаго и Южнаго морей, и для перевоски нужных припасов в каждогодной постройке судов, разполагая оную по выгодности места положения и доставления припасов и материалов при Охотском порте, для чего и к будущему 1801-му году намерена построить поблизости города Охотска на месте называемом Ханбасе одно шестидесятипятифутовое судно. Но как в постройке оных по неимению в тамошнем краю из вольных людей мастеров встречается затруднение, а притом и для экопировки и управления судами есть в знающих людях недостаток, просит представительства моего в снабдении казенными двумя опытными штурманами, одним шкипером, однем [26] корабельным, однем блоковым и однем якорным мастеровыми, коих правление приемлет содержать на компанейском жалованье. А как ныне к постройке для будущаго 1801 году судна сближается время, то просим предписания охотскому начальству по требованию Охотской канторы уволить из числа находящихся в тамошней адмиралтейской команде потребных мастеров, и в случае недостатка снабдить из казенных нужными инструментами и материалами, дабы не могло последовать в постройке онаго судна остановки и в отправлении на острова жизненных и прочих нужных припасов пресечения. Я из отношения Американской компании Главнаго правления хотя вижу предстоящую надобность в постройке показаннаго судна, но в разсуждении малоимения в Охотске мастеров не мог я зделать другаго вспоможения, как предписал находящемуся в Охотске г-ну кондр-адмиралу Фомину и флота капитану-лейтенанту Бухарину, чтобы во время постройки мастеровыми казенных судов приказами предусматривать, когда производиться будет строение судна и со стороны Американской компании, показывая работным компании все те правила, какие только по искуству их к прочной выстройки судна будут необходимы, наблюдая, чтобы и в производстве казенных работ отнюдь ни малейшей не могло быть остановки. Причем не оставлю я также предписать и управляющему в Охотске полковнику Пирошкову, чтобы и с его стороны, какие в сем случае Американской компании будут нужны из казны материалы и припасы, по сим высочайше дарованной от Его и. в-ва компании грамоты, по требованиям Охотской американской канторы и правителей оной оказывал надлежащее вспоможение. Но в разсуждении снабдения компании двумя опытными штурманами, шкипером, корабельным, блоковым и якорным мастерами, то я из уважения к тем необходимостям, каковые правлением компании представляются, долгом поставляю донести вашему высокопревосходительству и покорнейше просить благосклоннаго вашего в сем случае, где следует ходатайства, дабы компания, имев у себя показанных людей, не могла уже иметь ни в постройке морских судов остановки, ни в мореплавании и прочих ея на берегах Америки деятельностях затруднения и препядствиев. Впрочем с истинным 2. С подлинным верно коллежский регистратор 3. РГАВМФ, ф. 198, оп. 1, д. 70, л. 169-170. Заверенная копия. Комментарии1. До 1818 г. Охотск являлся крупнейшим центром судостроения РАК. С 1799 по 1810 г. там было построено 14 судов, в основном бригов водоизмещением от 150 до 200 т из высококачественного лиственничного леса (Русская Америка в «Записках» Кирила Хлебникова, с. 229). 2. Подпись отсутствует. 3. Подпись неразборчива. |
|