Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

№ 2

1764 г. — Описание Андреяновских островов, составленное на основании показаний казаков М. Лазарева и П. Васютинского

I

А оные острова величины себе имеют первой Аях, на котором судно в зимовке находилось, окружность имеет по примеру со 150 верст; на нем есть великие и высокие каменные хребты, отчасти есть и низменные места, тундры (болота) сухие и мокрые, по которым пешему без нужды ходить можно по берегам лутче. Лесу по всему тому острову самородного нет. Трава растет такова ж, какова и на Камчатке в призморье, есть ягоды: шикша и голубель, да и то очень мало. Кореньев, в пищу употребляемых: кутагарник да красного, так довольно, что без нужды пропитание иметь можно. Рек, кроме вышеописанной речки 1, не находится. Живущего на нем народа до коликого числа состоит, обстоятельно объявить неможно, потому что они, с острова на остров со всеми домами в больших байдарах переезжая за проливы, где понравится им, тут и живут.

Второй лежит от пристанища судна к западной стороне чрез пролив, в расстоянии примером будет верст 20. Называется остров Канага. В окружности имеет до 200 верст. В нем одна сопка (Футоя гора) называемая Горелая, с той сопки в летнее время берут тамошние жители серу [30] горючую; на подошве той сопки имеютца ключи горячей воды, в которых варят рыбу и мясо. На сем острову рек не имеется. Признаки по острову таковы ж, каковы на Аяге. Жителей на сем Канаге мужеска и женска пола до 200 человек.

Третей остров, лежащей под восток чрез пролив верст за 40, по названию Четхина, в окружности около 80 верст. На оном весма много каменных хрептов и одна сопка большая, называемая Белая. От части находятся в низменных местах горячие ключи. Рек на нем нет. Жителей на нем имеется до 400 семей.

Четвертой остров под тот же восток за проливом, от Четхина острова верст с 10, называется Тагалак, в окружности простирается до 40 верст. По нем каменных хрептов мало. На сем острову не токмо рек и рыб, но и коренья к пропитанию народа тамошняго нету. Берега все каменные, так что не токмо судно, но и байдарами пристать негде. Жителей на нем имеется до 400 семей.

Пятой остров также в восточной стороне лежит, по названию Атха, за проливом от Тагалака острова около 40 верст, окружностию своею простирается ста на три. На нем хрептов каменных много, из которых произтекает в море немалое число речек, из которых к востоку устьем лежащей речке есть и рыба. Земляных кореньев весма много, кутагарнику и красного от части есть и сарана. Около сего острова имеются бухты, весма способные к пристанищу судам. Жителей на Атхе острове по примеру и по видимому мужеска и женска с подросками человек до 60.

Шестой остров лежит также под восток за проливом, от Атхи в расстоянии побольше 7 верст, называемой Амля, во окружности ста на три и более верст. На сем острову много хребтов також и малых речек, текущих из падей в море, много, из которых в одной, устьем к северу текущей, бывает малое число рыбы красной. Земного коренья кутагарного також и сарана есть. По северному берегу острова сего имеются бухты, в которых судами пристанище иметь можно. Жителей по сему острову, мужеска и женского полу с подросками человек до 600.

На оных всех шести островах народы под власть ея императорского величества и в ясашной платеж приведены, с которых в казну ея императорского величества ясаки взяты. [31]

Да и сверх оных шести островов в виду были многие, лежащие под восток, морские острова, остров от острова весьма в дальных за проливами расстояниях, точио на те уже более судном и байдарами не касались.

А на означенных шести ясашных островах жительствующие народы житье свое препровождают таким образом: 1-е) На низменных местах имеют земляные юрты, в которых всегда жительствуют; для тепла никогда зимою и летом не топят. 2-е) Носят на себе парки морских птиц, ар и топорковых кож (которых птиц оной народ упромышливают у морского берегу сильями усовыми); еще носят камлеи, морских зверей сиучей и нерп кишки, а более того в платье ничего иного не употребляют. 3-е) Довольство имеют в пропитании харчевыми припасами такими, что, выезжая на малых своих байдарках в море, удят морскую рыбу, палтусину и треску, по добыче вывозят на берег и в свои домы ядят оную, не варя, сырую. А когда последуют в море волнения и от чего для ловли выехать нельзя, и такая погода случится, несколько дней продолжится, тогда воспоследует им голод с женами и детми. Для избежания голоду пойдут на лайду к морю, збирают ко употреблению себе в пищу капусту морскую и разные ракушки; по приносе в домы свои довольствуются, да всио сырыми. А наипаче стараются по берегам в искании из моря выкида морского зверя; когда им бог дарует, потому ж ядят, не варя, сырое. 4-е) Морского зверя промышляют бобров в море в маие и июне месяцах в тихое время. И видя на море такую тишину, выезжают на море, где получают спящаго и неспящаго бобра, гоняют их многими малыми байдарками, догоня, носками колют, что тот зверь из их рук никуда уйтить, не может; таким же способом и нерпу промышляют. 5-е) Не только в летнее, но и в зимнее самое студеное время, кроме вышеписанной птичьей парки и камлеек кишошных, чулков, шапок и рукавиц никаких не носят. И выезжая зимою на тех малых байдарках на море для промысла палтусины и трески, естли почувствуют от стужи холод, то, наклав травы, зазжет и впустит из-под ног под парку малой жар и тем погревается. 6-е) Жены и дети их парки и камлеи носят такие ж, как и на мужяках бывает, отчасти и бобровые. 7-е) В ноги кочев имеют хотя и с женами: выкопав яму, постилают и одеваются травяными чирелами (плетионками) и носящими парками. 8-е) Оные ж народы о душе [32] своей попечения никакова не имеют, смертного часа и будущаго века не знают, житие свое препровождают, подобно скоту.

II

Описание найденным на открытом море островам, на которых жительствуют народы, о их нравах и состоянии и о прочем, сочиненное в Большерецкой канцелярии с журналов селенгинского купца Толстых.

1-е

На найденных с помощью божескою незнаемых до сего в море островах имеются великие и высокие горы; которые составляют низменные места, яко болота, мокрые и сухие, по которым ходить пешком свободно, и по островам обращаться вкруг тож и по берегам можно. По оным островам самородного лесу никакого, кроме выкидного, и то временно, елового, а лиственичного и тополового нету.

2-е

В разсуждение тамошних мест плодородна более земля не приносит, как только всякой травы простой, которая обыкновенно и здесь на Камчатке есть, также и сладкую, из которой здесь курится вино, но в разсуждении ее высоты, возраста и сладости камчатскую превосходит, оной травы на островах множество. Ягоды и коренья родятся, на коих ягоды: званием шикша, видом черные; голубица, только оной мало для тамошней пищи коренья: званием кутагарник, видом белой, подобно редьке, а вареной вкус на тыкву; другой род коренья красное, длины фута по 3, толщиною дюймов в 10, вкусом сладкое, наподобие ягоды морошки, малыми крупинками, вкусом подобна гороху, какова есть и здесь в Камчатке.

3-е

Из всех островов есть на одном гора огнедыщущая, на которой временем в ночи видится великой огонь, а не меньше того и днем великой густой бывает с тяжелым черным воздухом дым. У оной горы сера горючая, которую, приплывая, тамошние народы на байдарах с других островов, берут для добывания огня (о чем значит ниже). [33] А на другом острову есть великой горячей кипящей ключ воды, каковых и на прочих островах, точию мелких, много есть; в которых времянно моются люди. Для пищи себе тамошние люди мясо морских зверей, рыбу и коренья варят в зделанных из травы мешках, на подобие кулей рогозинных; а по большой части употребляют пищу (которая состоит у них в тех припасах) сырую.

4-е

Жительствующие люди возраста среднего и большого, телом не меньше азиатских народов, здоровее и крепче, а силою здешних камчадал превосходнее; лицом, глазами, волосом с тем азиатским народом совсем сходны; видом грубы, а по разговорам и обхождениям ласковы и приятны, а при том ко всему понятны и смысленны.

5-е

По их обычаю имеют они губы верхние по обе стороны к зубам прорезаны; на нижней губе у бороды скважину одну прорезную ж, в которую вкладывают зделанные из моржевого зуба небольшие, наподобие свиного коренного зуба, кости, а иные в среднюю кость носа, в разрезанную ж скважину, такие ж кости, толщиною в гусиное перо, длиною дюйма по 4, вкладывают, что значит, по их обычаю, некоторую благополучность своего рода и жизни и состоит в неотменном употреблении у мужеска и женска полу; а в противном случае, естли отец у сына или муж у жены или ж кто из роду умрет, то они того роду те кости мужеск и женск пол никогда уже не носят, чрез что подают печальной и нещасливой своему роду вид.

6-е

На голове мужики вместо шапок носят гнутые деревянные обички, склееные добыванием из носа их кровью, видом над глазами их подобно распущенной шляпе, а вкруг по дереву раскрашивают тамошними каменными фасками. Женской пол вместо сериог в уши и за уши вкладывают орловые и гусиные перья. На шее носят простые, маленькие, круглые камешки с нерпечьею шерстью, крашеною, и к тому старых людей с голов белые волосы. [34]

7-е

Одежду на себе имеют шитые парки, мужеской и женской пол все обще морских птиц, по их званию ар и топорковых кож, которых птиц там водится в безчисленном множестве, и имеют гнезды в каменьях. А из морского зверя, из бобровых кож, парок мужских не носят, а только употребляют оные кожи в шитье парок познатнее в роду лучших мужиков жены; для шитья парок означенных птиц упромышливают из китовых усов сделанными сильями. Они ж употребляют сверх тех птичьих кож парок на верхнюю одежду по их званию камчатскому на камлеи, морских зверей сиучей и нерп черева и надевают поверх парок от мокроты на море и дождя. В те ж камлеи вшивают по швам крашеные шерсти для украшений. А более оной одежды как для зимы, так и лета никакова не имеют.

8-е

К пропитанию своему в летнее время упромышляют они в тамошних речках входящую в те из-моря разных родов рыбу зделанными из китовых жил прядева, связанными наподобие мережи небольшими саками. А к зимнему пропитанию, за малоимением, оной рыбы в заготовлении никогда не бывает.

9-е

Для езды их на море зделаны у них байдарки небольшие, наподобие малой лодки, у которых набор обручами, по примеру шпангоутов, и обтянуты сиучьими и нерпечьими сшитыми шкурами. А на поверхности для сидения во оной человеку зделан круглый люк, и как скоро в оную сядет человек и внутрь ноги, протянув, положит, то к тому люку вкруг пришитой опушной коженой обтянется, выгребает одним веслом, сделанным по концам подобно лопатам на море. И в море в летнее время, не в дальном расстоянии от берега, верстах в двух с половиною и меньше, ловят рыбу, палтуса и треску, которой есть там со удовольствием. А в зимнее время для улову оной же плавают от берега, расстоянием на море верст за 20 и более. Помянутую рыбу ловят удами на выпушеном сделанных из морской капусты тонких поводках сажен ста с полтора и на 200. [35] Оная капуста так, как в толстоту обыкновенной железной проволоки или малым чем толще; выслуживает она в таком употреблении по крепости своей против прядева коноплянова вдвое больше.

10-е

Уловленную летом и зимою рыбу употребляют в пищу, как выше объявлено, сколько вареную, а больше того, как и мясо, сырую ядят с великою жадностию. Протчую оставшую рыбу сушат на ветру. А когда бывает той рыбы или зверя в промыслу весма мало и к тому ежели воспоследуют крепкие ветры и на море чрезвычайное волнение и того для промыслу байдарками в море отважиться не допустит, то копают из земли в летнее время разных родов коренье и тем пробавляются. А во время зимы, егда коренья копать уже неможно и запасного ничего не бывает, зверя же упромыслить за предписанными препятствиями на море не допустит, от того последует им голод, то они, по убежанию того, с женами и детми собрався, идут на берег к морю, и с каменьев сбирая морскую капусту, разных родов раков ядят; а временем находят выкид морских зверей на берег, кита или иного какова роду, то тем довольствуются. И тако в бедном состоянии препровождают свою жизнь.

11-е

Морского зверя бобра промышляют они, когда на море в байдарках, в маие и июне месяцах в самые тихие дни. Увидя бобра на море спящаго или хотя неспящаго многими байдарками гоняют и, догнав, сажен за 20 и больше колют зделанными костяными, по их званию, носками на шестах, кои бросают так метко, что никакой зверь и птица от их рук уйтить не может.

12-е

Оные народы не токмо в летнее, но и в зимнее, в самое студеное время, кроме вышеупомянутой одежды птичьих парок и кишечьих камлей не имеют, чулков, обуви, шапок и рукавиц не знают, ходят всегда везде по каменистым высоким горам босыми ногами. А ежели случится где ногу или на другом месте тело повредить и об острой камень порезать то, взяв поврежденное место, рукою [36] захватит, а другой человек, у того поврежденного тело взявше, костяною зделанною иглою, вдев во оную жиленую нить, зашивает рану, прихватывая тела столь отважно, как бы какую кожу; а тот поврежденной, улыбаясь, сидит и держит рукою рану с удивительною терпеливостью, как не чувствует, — в чем они свою крепость и мужество доказывают; а кроме того, когда в зимнее тихое время в байдарах на море ездят для промыслу показанной рыбы палтуса и трески, то, по дальности от берегу, и оттуда возвращается в крайнем безсилии и нечувствии, так что итить по земле не могут, на что имеют такой способ: сядет такой человек на место, имея у себя в руках небольшие (так как в полпушечного ядра) два камня простых, на вид кремня, и положит на один камень серы горючей, и мало пуху птичьяго, а на зем травы сухой, и камень о камень, разведя руки, ударит, то тотчас от испущеных огненых искр сера с пухом загорится и потом зазжет на земле траву, которой травы с огнем возьмет немного, положит в зделанную каменную с жиром лейку, и ту лейку с огнем под парку поставит и скроет, над которым во оной же парке скорча ноги, сидит и отогревается.

13-е

По большой части в зимнее, нежели в летнее, время зделанные ими для житья своего земляные юрты топят, а летом только держат огонь в ночи для одного свету. Жгут жир, когда бывает какого зверя в промыслу. В тех своих юртах имеют кочев. Всякой женатый со своею семьею, выкопав, сколько подлежит ему быть места, яму и наклав моху и травы, скорчась, лягут и оденутся небольшими своими парками, а сверх того зделанными нарочно из травы званием чирелами, наподобие рогож. Более вышеописанного они для себя ни платья и никаких скарбов и запасных кормов не имеют; сей недостаток награждают они только однем временным промыслом, кроме чего ни о чем более о себе не пекутся.

14-е

Ружья и луков не имеют, только имеют стрелы строганые разной длины по 4 и с половиною по 4 фута. На концах врезывают каменные и костяные носки с [37] зазубринами, острые, которыми бросают из доски, сделанной на то нарочно с небольшою скважиною. Потому ж имеют шестики, толщиною в сальную свечу, с носками ж, длиною фут по 7. И означенными своими орудиями бросают, как выше написано, в зверя и птицу, коих убивают; и содержат то (за) всякого военного ружей, чем можно убить человека.

Тамошние народы имеют у себя жен по 2 и по 3. И которой из них, против инаго сильняе, увидит у кого другаго того ж острова или на другом жену по их природе лучше, то от мужа берет ту жену насилием к себе, а как возьмет, то из прежних своих жен которую не любит, от себя отбросит и содержит в работе, — из чего делаются у них немалые споры, для чего и ходят по островам против друг друга походами, и происходят смертные убивства, на что употребляют они те свои стрелы с прибором, — кроме которых другова оружья не примечено. Во время тех своих походов и по убивстве сколько могут усилится людьми, привезя в свое жилище, делят по родам и содержат оных во уединении в немалых работах и озлоблениях.

15-е

Какие бы то у них для их были забавы, того довольно не примечено, кроме сего, что имеют они многие бубны, сделанные с деревянными обручами наподобие решета, на которые с одной стороны натягивают нерпечью кожу и две жильные струны, и во оные одною палкою, на пример барабана, бьют, по их песнях, а другие как из мужиков, так из женска пола, надев на себя маски разновидные и убрав голову гусиными перьями вкруг, на вид распушенного индейского петуха хвоста, пляшут по своему обычаю.

Тамошние обычаи народов чрез разговор имевшихся с ближних взятых от Камчатки островов в толмачи людей...

Перепечатано из журнала «Землеведение», ХХVI, в. 1-2, 1924, стр. 123-132.


Комментарии

1. Речка, на которую делается ссылка в «Рапорте» П. Васютинского и Лазарева 1764 г., описана так: «Она берет начало из озера и впадает в море; длина 7-8 верст, ширина 10-20 саженей, глубина при отливе 1½ арш., при приливе 2½ арш. В июне в ней бывает красная рыба: гольцы морские, канбала, в августе — кыжуч, другой рыбы нет. Рыбы не очень много, но на пропитание хватает».

Еще больше интересных материалов на нашем телеграм-канале ⏳Вперед в прошлое | Документы и факты⏳

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2024  All Rights Reserved.