|
ПОЯСНЕНИЕ НЕКОТОРЫХ МОРСКИХ ТЕРМИНОВАпсель — косой парус между грот- и бизань-мачтами. Бак — передняя часть судна до фок-мачты. Бакштаг — курс относительно ветра, дующего попутно и составляющего с диаметральной плоскостью судна угол в пределах от 90 до 180°. Барк — коммерческое парусное судно, имеющее две мачты с прямыми парусами и одну мачту (бизань) с косыми парусами. Бейдевинд — курс корабля, самый близкий к линии ветра, т.е. составляющий с направлением ветра острый угол. Идти бейдевинд — следовать курсом, который составляет с направлением ветра угол не более 90°. Бизань (мачта) — последняя мачта (считая с носа) судна, имеющего более двух мачт. Бизань (парус) — парус, прикрепляемый к нижнему рею бизань-мачты. Брамсель — парус, поднимаемый над марселем. Бриг — двухмачтовое судно с прямыми парусами на прямых мачтах. Буй — деревянный, железный или медный поплавок, служащий для указания какого-нибудь места на воде. Буксировка — продвижение судна с помощью шлюпок. Бушприт — горизонтальное или наклонное рангоутное дерево, выдающееся с носа судна. Ванты — пеньковые или проволочные снасти стоячего такелажа, которыми мачты укрепляются с боков и сзади. Верп — небольшой якорь, употребляемый в тех случаях, когда необходимо подтянуть судно без помощи парусов и весел. Верповаться — переводить судно из одного места в другое посредством верпа, который забрасывается на шлюпке в направлении, куда следует передвинуть судно. Галс — курс корабля относительно ветра. Если ветер дует с левой стороны, то говорят, что судно идет левым галсом, если с правой — то правым галсом. Делать галсы — лавировать. Грот-мачта — средняя на трехмачтовых кораблях или вторая от носа мачта. Грот — нижний парус грот-мачты. Задние паруса — паруса грот- и бизань-мачт. [514] Кливер — косой треугольный парус, ставящийся впереди фок-мачты. Косые паруса — паруса, которые ставятся вдоль судна, в его диаметральной плоскости, в отличие от прямых парусов, ставящихся на реях поперек судна. Крюйсель — парус на бизань-мачте. Курс корабля — путь, по которому плывет судно. Относительно ветра курс бывает бейдевинд, когда угол с направлением ветра менее 90°, галфинд — когда этот угол равен 90°, бакштаг — при угле 90 — 180° и фордевинд — если ветер дует прямо по направлению движения судна. Лавировать — идти по ломаной линии, ложась то на правый, то на левый галс бейдевинда. Лаг — инструмент, которым измеряется расстояние, пройденное судном. Латинские паруса — треугольные паруса, которыми обычно оснащаются гребные суда. Лежать в дрейфе — расположить относительно ветра паруса таким образом, чтобы судно не имело хода вперед и оставалось почти на месте. Лечь по курсу (на курс) — пойти по назначенному курсу. Линь — тонкая, трехпрядная веревка. Лот-линь — линь, размеренный на фатомы, к которому прикреплена свинцовая тря-лот. Служит для замера глубин. Марсель — прямой парус, который ставится между нижним реем и вышерасположенным марса-реем. Принимает названия в зависимости от того, к какой мачте принадлежит. Mapс — деревянная площадка на мачте. Нижние паруса — фок и грот на судах с прямыми парусами, т.е. парусами, которые ставятся поперек судна. Передние паруса — паруса фок-мачты и бушприта. Повернуть на другой галс — сделать поворот, т.е. поставить судно относительно ветра в такое положение, чтобы он дул в правую сторону корабля, если до поворота ветру была открыта левая сторона, и обратно. Повернуть через фордевинд — перейти линию ветра таким образом, чтобы в один из моментов поворота ветер был фордевинд (по направлению движения судна). Подветренная сторона — если судно идет правым галсом, то левая его сторона называется подветренной, и обратно. Райна — см. рей. Рангоут — мачты, стеньги, реи, рики, бушприт и прочие деревянные части оснастки, которые ставятся на корабле. Рей — рангоутное дерево, подвешенное за середину и служащее для привязывания паруса. Риф — леер (тупо вытянутая веревка), посредством которого уменьшается площадь паруса. [515] Взять рифы — уменьшить посредством рифов площадь парусов. Рулевые петли — петли, на которых вращается руль. Румпель — деревянный или металлический брус, который надевается на голову руля и служит для поворота рулевого механизма. Стаксель — треугольный парус. Стеньга — рангоутное дерево, служащее продолжением мачты. Такелаж — общее название всех снастей, служащих для удержания рангоута в надлежащем положении и для подъема, спуска и поворота отдельных его частей и для уборки парусов и подъема тяжестей. Такелаж подразделяется на стоячий — удерживающий в должном положении рангоут, и бегучий — с наглухо незакрепленным концом, имеющим свободное движение. Фертоинг — стоянка на двух якорях, положенных таким образом, что нос судна при всех переменах ветра остается всегда между якорями. фок — самый нижний парус на передней мачте (фок-мачта) Фок-мачта — передняя мачта (первая от носа судна). Фордевинд — ветер, дующий прямо по курсу судна, в его корму. Фрегат — военный трехмачтовый корабль. Шкануп — часть верхней палубы от грот-мачты до бизань-мачты. Шкот — спасть, которой растягивается парус. Шхуна — судно, имеющее две или три наклонные мачты В косые парусу. Ют — кормовая часть верхней палубы (позади бизань-мачты). |
|