|
ГЕОРГ ФОРСТЕР ПУТЕШЕСТВИЕ ВОКРУГ СВЕТА ПРЕДПРИНЯТОЕ С 1772 ПО 1775 ГОДЫ НА ВЫСЛАННОМ, ЕГО НЫНЕ ПРАВЯЩИМ ВЕЛИКОБРИТАНСКИМ ВЕЛИЧЕСТВОМ, ДЛЯ ОТКРЫТИЙ И ВЕДОМОМ КАПИТАНОМ КУКОМ КОРАБЛЕ "РЕЗОЛЮШН" REISE UM DIE WELT WAEHREND DEN JAHREN 1772 BIS 1775 IN DEM VON SEINER ITZTREGIERENDEN GROSSBRITANNISCHEN MAJESTAET AUF ENTDECKUNGEN AUSGESCHICKTEN UND DURCH CAPITAIN COOK GEFUEHRTEN SCHIFFE THE RESOLUTION UNTERNOMMEN
Земли на Земле и за пределами Земли Конец XV – начало XVI века. Эпоха Великих географических открытий. Открыта Америка, проложен морской путь в Индию, совершено первое кругосветное путешествие. География становится нужной и модной, а географы – востребованными и уважаемыми людьми. Морские экспедиции, их результаты, новые планы и проекты бурно обсуждаются в кабинетах ученых, в портовых тавернах, в королевских дворцах. Польза от географии очевидна, и эти занятия начинают щедро оплачивать. Королевские дворы финансируют путешественников и исследователей, проявляя зачастую глубокое понимание вопроса. Жажда познания, с одной стороны, и сопутствующая ей жажда наживы – с другой, становятся в течение последующих четырех столетий мощным фактором развития географии, естествознания, астрономии и других наук о Земле. Земли на Земле 20 лет. Много это или мало в смысле возраста? Можно ли в эти годы что-то сделать полезное для науки? В 20 лет на дуэли гибнет молодой математик Эвариста Галуа. После себя он оставил математические выкладки, занявшие всего 60 страниц. Но через 50 лет эта работа, опередившая свое время, возводит ее автора в ранг гениев человечества. [6] В 1776 году другой молодой человек – Георг Форстер – в возрасте 22 лет публикует труд в 500 страниц, написанный им всего за 6 месяцев. Эта работа дала начало новому направлению в литературе – научно-художественному описанию путешествий – и со временем заняла почетное место в истории страноведения и народоведения. Книга Форстера переиздавалась много раз, была переведена на многие языки, в том числе и на русский. Последнее ее русское издание датировано 1986 годом. И даже сегодня, спустя почти три столетия, начав читать эти записки, оторваться от них невозможно. А называется эта удивительная книга – «Путешествие вокруг света». В ней Георг Форстер описал второе кругосветное путешествие Джеймса Кука (1772–1775), которое состоялось через 250 лет после первого кругосветного плавания Фернана Магеллана. Форстер был непосредственным участником путешествия Кука, проведя на корабле 3 года и 18 дней. А ведь в начале путешествия ему едва исполнилось 18 лет. Георг был официально зачислен в команду и именовался помощником натуралиста, в качестве которого к экспедиции был прикомандирован его отец – Иоганн Рейнгольд Форстер. И хотя Георг к этому времени был уже вполне состоявшимся ученым, личностью с выдающимися способностями, именно отец сыграл важную роль в его развитии, в формировании его как ученого и писателя. Форстер-старший, в зрелом возрасте известный ученый-энциклопедист, по настоянию своего отца и вопреки собственному желанию начинал свою трудовую жизнь сельским пастором в деревне вблизи Данцига. Там 26 ноября 1754 года у него родился первенец – Иоганн Георг Адам. Рано заметив неуемную любознательность сына, отец стал развивать его способности, учить языкам (сам он говорил и писал на 17 языках), много рассказывал ему о научных открытиях и путешествиях. В 1765 году Форстер-старший принимает предложение правительства Екатерины II обследовать немецкие поселения на Волге с целью представить доклад о [7] положении колонистов и перспективах дальнейшего заселения волжского края. Одиннадцатилетний Георг становится в своем первом путешествии настоящим помощником отца. Уже тогда мальчик начинает задумываться об отношениях человека и природы, об условиях жизни людей и путях их улучшения. Характер у Форстера-старшего был сложный и не слишком уживчивый, и, может быть, именно поэтому его служба в России продлилась меньше года. В 1766 году он с Георгом перебирается в Англию, куда через год выписывает из деревни жену с младшими детьми, которых к тому времени было уже шестеро. Вся юность Георга была наполнена заботами о деньгах на содержание их большой семьи. Он зарабатывал уроками немецкого и французского языков, делал для отца переводы сочинений немецких, шведских и французских путешественников, которые тот затем редактировал и сопровождал комментариями. Ночами же, за счет сна, он занимался самообразованием – изучал труды известных философов и естествоиспытателей, знакомился с сочинениями античных авторов, читал современную художественную литературу, совершенствовал свои рисунки. Таким образом, к 1772 году, к началу плавания, он многое испытал, со многими сторонами жизни был знаком не понаслышке и обладал уже значительным жизненным опытом. Цели и задачи экспедиции лучше всего охарактеризовал сам Форстер-младший. В предисловии к своей книге он пишет: «Уже были совершены три морских путешествия с благородной целью исследовать неведомые края, когда по велению просвещенного монарха предпринято было четвертое, еще лучше подготовленное. На средства нации подобрали опытнейшего мореплавателя нашего времени, двух искусных астрономов, ученого, призванного изучать природу в ее святилище, и художника, дабы запечатлевать прекраснейшие ее черты». Форстер-младший свидетельствует, что его отец должен был выступить не только как натуралист, но в меру своих сил [8] и таланта написать философскую историю путешествия. Она должна была быть свободной от предубеждений и обычных ошибок, с описанием всего, что касалось людей и вообще естествознания, построенная не на произвольных системах, а лишь на принципах человеколюбия. Однако Форстер-старший оказался связан довольно казуистическим соглашением с Адмиралтейств-коллегией и не мог произвольно представлять материалы путешествия. Поэтому именно его сыну, свободному от каких-либо обязательств перед чиновниками, удалось уже через год после окончания экспедиции опубликовать труд, удачно сочетавший в себе научные результаты с художественным описанием путешествия. Ученые того времени высоко оценили научные заслуги обоих Форстеров. Отец, вернувшись из экспедиции, получил почетную степень доктора права Оксфордского университета, а сын стал членом лондонского Королевского общества. Они были также избраны почетными членами академий и научных обществ в немецких государствах, во Франции, России, Дании, Швеции, Испании. Говоря об общечеловеческих и просветительских целях и задачах экспедиции, не следует забывать и о наличии геополитических, а также экономических интересов. Так, идея существования в Южном полушарии огромного материка, названного Южным, была теоретически обоснована Мопертюи к середине XVIII века. Она вызвала новый виток соперничества между Англией и Францией. В период 1764–1771 годов правительства этих стран отправили на поиски гипотетического материка несколько экспедиций. Материк им обнаружить так и не удалось. Более того, Кук, совершив в 1768–1771 годах свое первое кругосветное плавание, сделал вывод, что в центральной части Тихого океана нет и не может быть крупного массива суши севернее 40° с. ш. Тем не менее лорды Адмиралтейства, снаряжая вторую экспедицию Кука, решают предпринять еще одну попытку. Секретная инструкция предписывает ему сначала [9] отправиться в Южную Атлантику на поиски «мыса Сирконсисьон». Эта земля была открыта в 1739 году мореплавателем Буве, который принял ее за выступ Южного материка. Если упомянутая земля окажется просто островом, то экспедиции следовало попытаться подойти как можно ближе к Южному полюсу. Затем, если материк так и не будет найден, следовало, двигаясь на восток, совершить кругосветное путешествие в высоких южных широтах. Все вновь открытые земли предписывалось присоединять к владениям английской короны. Экспедиция имела в своем распоряжении два корабля: «Резолюшн» («Решение») и «Адвенчер» («Приключение»). Первым командовал сам Джеймс Кук. Он строго следовал полученным инструкциям, и, хотя после отплытия из Капштадта (Кейптауна) ему так и не удалось обнаружить искомый мыс, корабли продолжали двигаться к югу. 17 января 1873 года они впервые пересекли Южный полярный круг и оказались всего в 75 милях от побережья Антарктиды. Но из-за сплошных льдов им пришлось повернуть назад и... честь открытия Антарктиды была уготована другим. С приближением зимы корабли подошли к берегам Новой Зеландии. Затем экспедиция исследовала острова Таити, острова архипелага Тонга, снова пересекла Южный полярный круг, но на этот раз льды остановили корабли на расстоянии 160 миль от берегов Антарктиды. Окончательно удостоверившись в отсутствии Южного материка, Кук практически выполнил программу экспедиции, но занялся открытием и исследованием островов и архипелагов, продолжая кругосветное плавание. Маркизские острова, о. Пасхи, архипелаг Туамоту, Новая Каледония, Новые Гебриды, о. Норфолк, о. Георгия и Сандвичевы острова – это далеко не полный перечень объектов исследований экспедиции. 30 июля 1775 года путешествие закончилось в гавани Спитхеда на южном берегу Англии. Потомки помнят и чтят эпоху кругосветных путешествий, их неутомимых и самоотверженных участников. И [10] когда было сделано предложение о том, чтобы уступы (образования протяженностью в сотни километров) на планете Меркурий назвать в честь кораблей, на борту которых совершались кругосветные путешествия, в числе первых были названы «Резолюшн» и «Адвенчер». Теперь эти названия можно встретить на картах планеты. Что касается знаменитых людей, то их имена на Земле и за пределами Земли присваиваются кратерам. Например, на картах Марса кратер Магеллана является своеобразным памятником первопроходцу, а на Луне кратер Беллинсгаузена напоминает о том, кому выпала честь открытия Антарктиды. Можно надеяться, что со временем на картах планет появится кратер Форстеров. Земли за пределами Земли Середина XX века, эпоха завоевания космоса, первый спутник, первый космонавт, первый выход в открытый космос и высадка на Луну, полеты к телам Солнечной системы, фотографирование поверхностей планет и их спутников, астероидов и ядер комет... Космонавты и астронавты становятся так же популярны, как мореплаватели эпохи Великих географических открытий. И если эпоха кругосветных путешествий открыла Европе мир Океании Южного полушария, способствовала фактическому сближению народов Севера и Юга, то информационные потоки, захлестнувшие во второй половине XX – начале XXI века нашу планету, радикально влияют на деловую и культурную активность всех жителей Земли. Системы космической связи позволяют не только транслировать по всему миру Олимпийские игры и престижные футбольные матчи, но и организовывать заочные конференции, симпозиумы, деловые совещания с любым числом участников, избегая при этом длительных и утомительных перелетов. Огромный объем информации, циркулирующий в системе Интернет, все расширяющиеся возможности электронной почты [11] существенно упростили контакты как организаций, так и отдельных людей. Заметное улучшение качества прогнозов погоды, своевременные предупреждения о надвигающихся стихийных бедствиях (циклонах, ураганах, тайфунах) позволяют если не избежать их разрушительных последствий, то, по крайней мере, подготовиться к ним, смягчить их действие. Результаты дистанционного зондирования Земли из космоса широко используются в сельском хозяйстве (прогноз урожаев, планирование сельскохозяйственных угодий, выявление заражения посевов и др.), в лесном хозяйстве (обнаружение пожаров, оценка состояния лесных массивов), при поиске полезных ископаемых, в гидрологии, в рыбном хозяйстве. Иными словами, дистанционное зондирование вносит свою лепту в развитие всех отраслей народного хозяйства, влияет на оценку экологической ситуации отдельных стран и планеты Земля в целом. По сложности организации, по непредсказуемости исхода, по значимости сделанных открытий первые кругосветные путешествия прошлых столетий можно смело сравнить с современными проектами создания постоянно действующей лунной базы, пилотируемого полета к Марсу, добычи минерального сырья на астероидах и другими. Конечно, технические и финансовые затраты потребуются немалые. Но все усилия могут оказаться напрасны, если не будет общей заинтересованности в их успешном осуществлении практически всех государств нашей планеты, всего человечества. Однако если в эпоху Великих географических открытий их цели были понятны большинству, а объекты достижимы, хотя и с разной степенью трудности, то в эпоху освоения космоса цели, задачи космических проектов воспринимаются не всеми однозначно. И тем не менее можно напомнить о том, что высадка человека на Луну, стоившая американским налогоплательщикам 25 млрд долларов, принесла США 175 млрд. Эти доходы – результат проникновения космических технологий в смежные области. Так, материал, использовавшийся [12] при изготовлении скафандров, пришел в металлургию, малые реактивные двигатели стали использоваться при тушении пожаров, мощный импульс развития получило компьютерное программное обеспечение. Итак, если попытаться кратко сформулировать основные цели, возникающие при проникновении человечества в космос, то наряду с фундаментальными научными задачами познания окружающего мира, происхождения и эволюции Солнечной системы, происхождения жизни не менее важными представляются и задачи объединения усилий всего человеческого сообщества на мирной основе освоения космического пространства. Это приведет к снижению уровня конфронтации между отдельными странами, прогрессу техники, разработке новейших технологий для осуществления космических проектов и, наконец, к использованию этих достижений в повседневной жизни. Необходимо уметь ставить цели далекие, трудно достижимые, требующие напряженных усилий и полной концентрации для их достижения. Если сегодня мы будем говорить о лунной базе, полете человека к Марсу и его заселении как о сложных, но реализуемых проектах, то уже завтра приблизится перспектива полета к другим звездным системам, а поиск внеземных цивилизаций перейдет из области научной фантастики в сферу научных изысканий. Савиных Виктор Петрович, дважды Герой Советского Союза, член-корреспондент РАН, лауреат Государственной премии России, член Союза писателей России Шингарева Кира Борисовна, профессор, доктор физ.-мат. наук Текст воспроизведен по изданию: Георг Форстер. Путешествие вокруг света. М. Дрофа. 2008
|
|