Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

КРАТКИЙ СЛОВАРЬ ВАЖНЕЙШИХ МОРСКИХ ТЕРМИНОВ, ВСТРЕЧАЮЩИХСЯ В ТЕКСТЕ

(При составлении настоящего Краткого словаря использованы следующие словари и справочники: Н. Боголюбов. История корабля (1879); В.В. Бахтин. Краткий морской словарь (1874); А. Глотов. Изъяснение принадлежностей к вооружению корабля (1816); В.И. Даль. Толковый словарь живого великорусского языка (1863); И. Сморгонский. Кораблестроительные и некоторые морские термины нерусского происхождения (1936); А.С. Шишков. Морской словарь (1835); Ch. Romme. Dictionnaire de la Marine Anglaise et traduction des termes de la Marine Francoise en anglais (1804); E. Bourgues Missiessy. Installation des Vaisseaux (1794); J.H. Roding. Allgemeines Worterbuch der Marine in alien Europeischen Seessprachen (1793); Bonnefoux et Paris, Dictionnaire de Marine a Voile et a Vapeur, том «Marine a Voile», 2-е изд. середины XIX в.; vice-amiral Willoumer. Dictionaire de marine (1820).)

А

Анкерок — небольшой бочонок вместимостью от одного до трех ведер, употребляемый на шлюпках для хранения запасов пресной воды, а также в качестве балласта при плавании под парусами в свежую погоду; на кораблях в анкерках хранились запасы вина, уксуса и проч.

Ахтерштевень — на парусных судах деревянный брус, составляющий заднюю оконечность корабля; к нему подвешивается руль; продолжение киля в кормовой части корабля.

Б

Бак — носовая (передняя) часть верхней палубы корабля — от носа до фок-мачты.

Бакштаги — снасти стоячего такелажа, поддерживающие с боков рангоутные деревья (мачты, стеньги, брамстеньги и др.), шлюпбалки и проч.

Бакштаг — курс парусного корабля, при котором его диаметральная плоскость составляет с линией ветра угол более 90 и менее 180°, идти в бакштаг — идти с попутным ветром, который дует не прямо в корму, а несколько справа или слева.

Балансир — противовес, не позволяющий опрокинуться узкой пироге, идущей под парусом.

Барк — трехмачтовое судно с реями и прямыми парусами на двух передних мачтах и с бизань-мачтой без реев.

Баркасы и полубаркасы — большие корабельные шлюпки, служащие для перевозки команды, тяжелых грузов, завоза верпов, буксировки парусных судов и проч.; число весел на баркасах до 22.

Бегучий такелаж — все подвижные снасти, служащие для постановки и уборки парусов, для подъема и спуска частей рангоута, реев и проч.

Бейдевинд — курс парусного судна, при котором его диаметральная плоскость составляет с направлением ветра угол менее 90°; идти бейдевинд — идти почти при противном ветре, дующем несколько справа или слева от носа.

Бизань — косой четырехугольный парус на бизань-мачте.

Бизань-мачта — третья мачта, считая от носа.

Бимс — поперечный деревянный брус, соединяющий правую и левую ветвь шпангоута; бимсы служат опорой для палуб и для создания поперечной прочности корабля.

Битенг — толстый вертикальный брус (вроде тумбы) для крепления якорных канатов.

Блинда-рей — рей под бушпритом, на котором ставили парус блинд.

Боканцы — деревянные или металлические балки, выступающие за борт; служат для подъема и подвешивания к ним шлюпок.

Бом-брам-рей — четвертый снизу рей на мачте.

Бом-салинг — третья снизу площадка на мачте (правильнее, круглый железный бугель с железными рожками, надеваемый на брам-стеньгу).

Брам-рей — третий снизу рей.

Брам-стеньга — рангоутное дерево, служащее продолжением стеньги и идущее вверх от нее.

Брамсель — прямой парус, подымаемый на брам-стеньге, над марселем (третий парус снизу).

Брандвахта — судно на якоре, поставленное на рейде или в порту для наблюдения за выполнением прибывающими судами установленных правил.

Брасы — снасти бегучего такелажа, посредством которых ворочают реи в горизонтальной плоскости; принимают названия тех реев, к которым они крепятся.

Бриг — двухмачтовое судно с реями и прямыми парусами на обеих мачтах.

Бугель — кольцо из плоского железа.

Бушприт (бугшприт) — горизонтальное или наклонное дерево (бревно), выступающее с носа судна. Служит для отнесения центра парусности от центра тяжести судна и для увеличения вращательной силы кливеров; кроме того, служит для укрепления фок-мачты. На нем ставятся кливера и фор-стеньги-стаксель. Продолжением бушприта служат утлегарь и бом-утлегарь.

В

Вант-путенсы — детали крепления вант к борту корабля.

Ванты — смоленые тросы, которыми удерживаются с боков мачты, стеньги и брам-стеньги. Поперек вант располагаются выбленки из тонкого троса, служащие ступеньками при подъеме на мачты и стеньги.

Ватер-бакштаги — тросы или цепи, поддерживающие бушприт с боков.

Ватер-штаг — трос или цепь, поддерживающая бушприт снизу и не дающая ему гнуться вверх при поставленных кливерах.

Верп — небольшой якорь, который обычно завозят с судна на шлюпках (для снятия с мели, перетягивания с места на место, оттягивания кормы и проч.).

Виндзейль — длинный парусиновый рукав со вставленными внутрь обручами; служит для вентиляции внутренних помещений судна; верхняя часть его поднимается между мачтами, причем верхнее отверстие устанавливается против ветра.

Вооружить судно — применительно к парусным судам это означало подготовить судно к плаванию (установка рангоута и его крепление, оснастка, укладка трюмов, установка орудий, снабжение судна всем необходимым).

Г

Гак — железный или стальной крюк, употребляемый на судах при различных работах.

Гакаборт — самая верхняя часть борта судна в кормовой части.

Галс — курс судна относительно ветра; если ветер дует в правый борт, то говорят, что судно идет правым галсом, если в левый борт — левым галсом; сделать галс — пройти галсом, не поворачивая.

Гафель — рангоутное дерево, поднятое на бизань-мачте под углом к ней и обращенное к корме корабля. К гафелю пришнуровывается парус бизань (в XVIII в. на других двух мачтах гафелей не было).

Гитовы — снасти, при помощи которых убирают паруса; «взять на гитовы» — собрать или подобрать паруса гитовами, не убирая полностью парус.

Грот — 1) прямой самый нижний парус на второй мачте от носа (грот-мачте); 2) слово, прибавляемое к наименованию реев, парусов и такелажа грот-мачты.

Грот-марсель — второй снизу прямой парус на грот-мачте.

Грот-стеньги-стаксель — треугольный парус, самый нижний из трех стакселей, поднимаемый между фок-мачтой и грот-мачтой.

Д

Дек — так на парусных военных кораблях называли палубу; термин этот относится преимущественно к тем палубам, на которых устанавливалась артиллерия (отсюда двухдечный корабль, трехдечный); кроме того, деком называлось и пространство между двумя палубами, где находились помещения для личного состава.

Диаметральная плоскость корабля — продольная вертикальная плоскость, делящая судно по ширине на две симметричные равные части.

Дрейф — явление сноса судна с линии его курса под влиянием ветра. Лечь в дрейф — расположить паруса таким образом, чтобы от действия ветра на одни из них судно шло вперед, а от действия на другие — имело бы задний ход; во время лежания в дрейфе судно имеет то передний ход, то задний; ложатся в дрейф, когда нужно остановить судно в море.

Дрек — небольшой якорь для шлюпок; к нему привязывают трос, называемый дректов.

Дифферент — угол продольного наклонения судна, показывающий разность в осадке носа и кормы; говорят: «дифферент на нос», если углубление носа больше, чем углубление кормы.

З

Завоз верпа (или якоря) — маневр погрузки верпа на шлюпку и отвоза его на заданное расстояние от корабля в целях перемещения или разворачивания корабля в требуемом направлении; завоз перлиней — маневр передачи пенькового перлиня с корабля на стенку, пристань или бочку при помощи шлюпки.

Заигрывает шкаторина (кромка паруса), то есть трепещет под влиянием ветра.

Зарифленные паруса — паруса, у которых взяты рифы, то есть уменьшена площадь парусности при свежем ветре или в шторм.

К

Кабаляринг — приспособление, облегчающее подъем якоря в случаях, когда его трудно выбрать шпилем.

Карронада — крупнокалиберная чугунная пушка с.коротким дулом.

Квадрант — старинный угломерный инструмент, состоит из четверти круга.

Килевание (кренгование) — наклонение судна набок настолько, чтобы киль его вышел из воды; производится для того, чтобы проконопатить, исправить, осмолить или покрасить подводную часть судна.

Киль — главная центральная связь всякого судна; расположен в самом низу корпуса судна, в его диаметральной плоскости, — между форштевнем и ахтерштевнем.

Кильсон — толстый брус, который кладется внутри судна поверх шпангоутов, параллельно килю.

Клюз, клюзы — круглые отверстия по обеим сторонам форштевня, через которые пропускаются якорные канаты к якорям.

Кница — деревянная часть корабельного набора, имеющая две ветви, составляющие между собой тупой угол; кницами соединяют бимсы со шпангоутами и другие брусы, скрепляющиеся между собою под углом.

Комингсы — прикрепленные к палубе деревянные брусья, ограждающие люки и шахты и препятствующие попаданию воды внутрь судна; нечто вроде высоких порогов.

Конвой — отряд торговых судов, следующих под охраной военных кораблей; в некоторых флотах под конвоем понимают отряд военных кораблей, охраняющих торговые суда.

Крамбол — толстый короткий деревянный брус, выходящий за борт и выполняющий роль крана при подъеме якоря. Выражение «на крамболе» указывает направление на предмет, видимый по линии, проходящей от наблюдателя через место крамбола.

Кренговать — то же, что килевать.

Крюйсель (крюсель) — прямой парус на бизань-мачте, ставящийся между крюсель-реем и бегин-реем.

Курс корабля — угол, составляемый диаметральной плоскостью корабля с меридианом (см. румбы).

Л

Лавировать — продвигаться на парусном судне к цели переменными курсами по ломаной линии, если этому не благоприятствует направление ветра (ложась то на правый, то на левый галс бейдевинда).

Лаг — прибор для измерения пройденного расстояния и скорости корабля.

Лагун — резервуар с краном для хранения питьевой воды на корабле.

Леер — трос, которым обшиваются кромки парусов.

Лисель — парус, который ставится на лисель-спиртах при сравнительно тихом ветре для увеличения парусности сбоку брамселей, марселей и фока.

Лисель-спирты — тонкие деревянные бруски на реях, выдвигаемые в качестве их продолжения для постановки дополнительных парусов — лиселей.

Лот — прибор для измерения глубины моря; ручной лот состоит из свинцовой или чугунной гири с ушком, в которое ввязывается линь.

Лотлинь — линь (веревка), привязываемый к ручному лоту; для удобства лотлинь разделен на морские сажени (6-футовой меры).

Льяла — отсек в трюмной части судна, в который по специальным водостокам стекает вода; из льяла воду откачивают помпами за борт.

Люк — вырез, отверстие в палубе судна; под термином «люк» понимают также всю конструкцию, при помощи которой закрывается отверстие. Грот-люк — люк, расположенный впереди грот-мачты; фор-люк — люк, находящийся впереди фок-мачты.

М

Марс — первая снизу площадка на мачте.

Марсель — второй снизу прямой парус, ставящийся между марса-реем и нижним реем.

Мушкетон — короткоствольное ружье.

Н

Наветренная (надветренная) сторона — сторона судна, непосредственно подверженная действию ветра; например, если судно идет правым галсом, то правая сторона (борт) и будет в этом случае наветренной.

Наполнить паруса — после лежания в дрейфе спуститься настолько, чтобы паруса надулись от действия ветра.

Нечист якорь — так говорят, когда якорный канат наматывается вокруг штока якоря, что мешает при его подъеме и установке на место.

Нок — оконечность всякого горизонтального (или почти горизонтального) рангоутного дерева, например, рея, бушприта, утлегаря, выстрела и проч.

О

Обсервованное место — место корабля, полученное независимо от прокладки по наблюдениям береговых предметов или небесных светил.

Обрасопить реи — повернуть реи в горизонтальной плоскости.

Обух — болт, у которого головка сделана в виде кольца.

Оверштаг — поворот судна на другой галс, когда линию ветра пересекает нос судна.

Октант — морской угломерный инструмент с дугой в 45°, служит для измерения вертикальных (при определении высоты небесных светил) и горизонтальных углов; в настоящее время вместо октантов используются секстанты.

Ординар — средний уровень воды, принимаемый за исходную величину при установлении отклонения водного уровня в сторону повышения или понижения.

П

Паз — продольная щель между досками наружной обшивки корабля или палубной настилки; пазы конопатятся и заливаются смолой.

Панер (апанер) — слово, означающее, что якорный канат находится почти в вертикальном положении, но якорь в это время еще не отделился от грунта.

Пеленг — угол между истинным меридианом и румбом, по которому виден какой-либо предмет.

Перлинь — пеньковый трос толщиной от 4 до 6 дюймов, который обычно используется в качестве швартовов.

Поворот — переход с одного галса на другой.

Переборка — всякая вертикальная перегородка на корабле; переборки бывают продольные и поперечные.

Пиллерс — деревянная или металлическая стойка, поддерживающая бимсы.

Подветренная сторона — сторона судна, противоположная той, в которую дует ветер; если судно идет правым галсом, его левая сторона называется подветренной, а правая наветренной.

Подняться к ветру под парусами — привести, держать круче, ближе к ветру.

Положить грот-марсель на стеньгу — поставить его так, чтобы ветер дул в его переднюю сторону и прижимал к стеньге; при таком положении парусов судно будет иметь задний ход.

Порты — окна или амбразуры в борте судна; порты бывают орудийные, грузовые и другие.

Поручни — род перил на верхней палубе, мостике и надстройках.

Полоскание парусов — колебание парусов от ветра, когда последний не надувает их полностью или дует в направлении плоскости паруса.

Привести к ветру — взять курс ближе к ветру, ближе к линии бейдевинда.

Прикладной час порта — средний промежуток времени между моментом прохождения Луны (в новолуние и полнолуние) через меридиан места и моментом наступления полной воды; эта постоянная для каждого пункта величина (в часах и минутах) характеризует среднее запаздывание полной воды относительно кульминации Луны.

Прокладка — нанесение на карту линии курса корабля с отметкой на ней пройденных расстояний.

Р

Разоружить судно — подготовить судно для ремонта или долговременного хранения: снять с него все запасы, шлюпки, орудия, такелаж, спустить рангоут, освободить трюмы.

Рангоут — мачты, стеньги, реп, гафель, гики, бушприт, утлегарь и прочие деревья, на которых ставят паруса.

Рей (рея) — горизонтальное рангоутное дерево, подвешенное за середину к мачте или стеньге и служащее для привязывания к нему парусов. Названия реев на различных мачтах (считая снизу): 1) на фок-мачте — фока-рей, фор-марса-рей, фор-брам-рей, фор-бом-брам-рей; 2) на грот-мачте — грота-рей, грот-марса-рей, грот-брам-рей, грот-бом-брам-рей; 3) на бизань-мачте — бегин-рей, крюйсель-рей, крюйс-брам-рей, крюйс-бом-брам-рей.

Рифы (взять рифы) — поперечный ряд продетых сквозь парус завязок, посредством которых можно уменьшить его площадь; этих завязок на каждом парусе бывает несколько рядов: у марселей — четыре, у нижних парусов — два; в зависимости от силы ветра берут один, два, три или четыре рифа; по мере ослабления ветра поочередно отдают рифы.

Ростры — приспособление на верхней палубе, где размещаются шлюпки.

Румбы, курсы, пеленги. Румбами называются направления на различные предметы, измеряемые углами между линией север—юг (N—S), то есть меридианом и этими направлениями. Во времена парусного флота, когда к мореплаванию не предъявлялись требования такой точности, как в настоящее время, истинный горизонт (как и картушка компаса) делился на 32 румба, причем румбами назывались как каждое из этих направлений, так и углы между двумя ближайшими целыми румбами. Исходя из того, что окружность разделена на 360°, величина одного румба в градусах составит 11°15', то есть 11 1/4°. Петр I ввел в русском флоте голландские наименования румбов, помещенные на прилагаемом выше чертеже.

На чертеже приводятся наименования румбов. Буква «t» обозначает сокращенное искаженное голландское слово «тень», то есть «к», так что румб NOtN следует произнести «норд-ост-тень-норд»; если при обозначении какого-либо направления требуется большая точность, чем 11 1/4°, то добавляется в соответствующую сторону дробная часть румба с точностью до 1/4 румба (например WNW 1/4W, то есть «вест-норд-вест четверть к весту»). В настоящее время истинный горизонт и картушка компаса делятся на 360°, и курсы и пеленги отсчитываются с точностью до 1/4 ° по часовой стрелке. Пользуясь вышеуказанным делением истинного горизонта на румбы, говорят: «Корабль идет по такому-то румбу» (то есть курс корабля будет такой-то) или: «Маяк виден по такому-то румбу» (то есть пеленг маяка будет такой-то). На чертеже даны как деления картушки компаса на румбы, так и соответствующее им деление на градусы.

Румпель — рычаг, насаженный на головку руля; служит для перекладывания руля вправо или влево.

С

Салинг — вторая снизу площадка на мачте; представляет собой раму из продольных и поперечных брусьев, служит для отвода брам- и бом-брам-бакштагов; в зависимости от принадлежности к той или иной мачте носит название: фор-салинг, грот-салинг, крюйс-салинг.

Секстан (секстант) — морской угломерный инструмент, служащий для измерения высот небесных светил (в море и на берегу) и углов между видимыми с корабля земными предметами.

Спуститься под парусами — уклониться от ветра, идти полнее, отходить от ветра.

Стаксели — треугольные косые паруса; в зависимости от расположения называются: впереди фок-мачты — фок-стаксель и фор-стеньги-стаксель, впереди грот-мачты — грот-стеньги-стаксель и т.д.; штормовой стаксель (меньшего размера и из самой толстой и прочной парусины) поднимается в случае очень свежей погоды.

Стеньга — рангоутное дерево, служащее продолжением мачты и идущее вверх от нее. В зависимости от принадлежности к той или иной мачте различают фор-стеньгу, грот-стеньгу и крюйс-стеньгу (на бизань-мачте).

Степс — деревянное или железное гнездо, в которое вставляются мачты или бушприт своим шпором (нижним концом).

Стоп-анкер — самый большой (тяжелый) из судовых верпов.

Стоячий такелаж — неподвижные снасти, служащие для поддержки и укрепления рангоута.

Счисление — определение места корабля при плавании в океане не астрономическими наблюдениями, а по формулам счисления, то есть вычисление широты и долготы по известному курсу корабля, его скорости и времени, от последнего астрономического определения до заданного момента; полученное «счислимое место» менее точно, чем «обсервованное место».

Счислимое место — место корабля, полученное вычислением или графически на основании показаний компаса и лага; отмечается на проложенном курсе черточками, перпендикулярными курсу.

Т

Такелаж — все снасти на судне, служащие для укрепления рангоута и управления им и парусами; различают стоячий такелаж и бегучий такелаж.

Тали — приспособление для подъема груза, состоящее из двух блоков (подвижного и неподвижного), соединенных тросом; при подъеме тяжестей теоретический выигрыш в силе зависит от числа шкивов.

Тартана — небольшое одномачтовое парусное судно с реем.

Тимберовать — исправлять деревянное судно.

Томбуй — металлический или деревянный поплавок, который крепится тросом к якорю и служит для указания места брошенного якоря.

Топ — верхняя оконечность каждого вертикального рангоутного дерева — мачты, стеньги, брам-стеньги.

Траверз (траверс) — направление, перпендикулярное курсу судна.

Трюм — внутренние помещения корабля, лежащие ниже самой нижней палубы.

У

Удифферентовать — придать кораблю размещением грузов и балласта дифферент, наиболее выгодный для его мореходных качеств.

Ф

Фалы — снасти, служащие для подъема реев, гафелей, парусов (кливеров, стакселей), флагов и проч.

Фальшфейер — пиротехническое сигнальное средство (тонкая бумажная гильза, наполненная пиротехническим составом, имеющим свойство гореть ярким пламенем белого цвета).

Фальконет — небольшое чугунное орудие.

Фарватер — проход между опасностями, обставленный предупредительными знаками, или обследованный путь для плавания судов.

Фертоинг — стоянка на двух якорях, положенных таким образом, чтобы нос корабля при всех переменах ветра или течения всегда оставался между якорями.

Флейт — парусное грузовое судно (транспорт).

Фок — прямой парус, самый нижний на передней мачте судна (фок-мачте).

Фор-брам-стеньга — рангоутное дерево, служащее продолжением фор-стеньги.

Фордевинд — 1) идти фордевинд — идти, имея попутный ветер прямо в корму; 2) поворот фордевинд — поворот на другой галс при условии, когда линию ветра пересекает корма судна.

Фор-марсель — второй снизу прямой парус на фок-мачте.

Фор-стеньга — рангоутное дерево, служащее продолжением фок-мачты.

Фор-стеньги-стаксель — стаксель, поднимаемый впереди фок-мачты, на бушприте.

Форштевень — деревянный брус, образующий переднюю оконечность судна (продолжение киля в носовой части).

Форсировать парусами — нести больше парусов, чем позволяет сила ветра.

Ч

Чиксы — наделки в верхней части мачты, служащие для поддержания марса.

Ш

Швартов — трос, при помощи которого судно привязывается к берегу, стенке, пристани или к другому судну.

Шканцы (шханцы) — часть верхней палубы судна между грот-мачтой и бизань-мачтой (считалось главным почетным местом на корабле).

Шкафут (шхафут) — часть верхней палубы корабля между фок-мачтой и грот-мачтой.

Шкот — снасть, растягивающая нижние углы паруса; принимает название того паруса, к которому прикрепляется (например, фока-шкот).

Шкотовый угол паруса — нижний угол паруса, к которому прикрепляется шкот.

Шлюп — трехмачтовый корабль, по своему внешнему виду, размерам и парусному вооружению больше всего напоминающий фрегат среднего размера или корвет. В русском флоте шлюпами называли главным образом парусные суда, предназначенные для кругосветных плаваний.

Шпангоуты — поперечные связи, которые служат как бы ребрами корабля, придающими ему поперечную прочность.

Шпиль — особый вертикальный ворот, служащий для выбирания якорных канатов; при помощи шпиля тянут также перлини, тросы и т.п.

Шпор — нижний конец мачты и стеньги.

Шпринтов — реек, служащий для растягивания паруса на шлюпках.

Э

Эзельгофт — деревянная или металлическая обойма для соединения мачты со стеньгой, стеньги с брам-стеньгой, бушприта с утлегарем и т.д.

Еще больше интересных материалов на нашем телеграм-канале ⏳Вперед в прошлое | Документы и факты⏳

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2024  All Rights Reserved.