Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад
-Dateien/index-Dateien/D.phpl?id=2

№ 45

1769 г. мая 21.Записки М.Д. Левашова об о-ве Уналашка и его жителях 1

Описание острова Уналакши

На оном острове лесу стоячего не имеетца. Лежит в долготу на NW и ZO на 8 миль немецких, которой по нашим обсервациям в ширине N 53°29' и длине от камчатского устья 27°05', склонение компаса 2 Rумб 0-е 2. На северо-восточной стороне имеет впадающих в него к Z бухт 3, ис которых одна простираетца в длину к WZW-ту верст на 40, называемая Угадья, а годных для зимовки судам одна, называемая Игунок, в [130] которой и названа нами гавань Св. Павла. В ней можно зимовать по нужде малым судам, от находящихся в ней много подводных каменных гряд. А в убылую воду некоторыя гряды означиваютца, морской бурун не разводит да и волнения большова нет по ускости разтояния между западнаго берега и лежащими малыми и высокими каменными островками. А в проходе до гавани глубины в самом уском месте менее 3½ сажен не найдено. В гавани грунты пещаныя и хловатыя. А по заплескам береговым крупной камень есть, местами мелкой камешник, тут же в близости есть выпадшая з гор пресной воды речка. В ней вода в кубическом полуфуте по весу явилось 7 фунтов 44 золотника. Кругом онаго острова низменных к морю мест нигде не имеетца, везде каменной утес, токмо что в некоторых бухтах есть низменности и то весьма мало. На нем обывательских жилищ в разных местах числом 16, в которых жителей мускова полу до 500 человек, а женскова очень более, которыя щот знают только до ста, а более не знают...

У оных жителей в каждом жилье есть старшины, называемыя туку, или тоен, по одному и по два, которыя датной над жительми власти не имеют, а работают с протчими наряду. Тот и тоен, который имеет у себя больше детей, а по смерти отцовской на ево место уже сына не определят, естьли он не имеет никакой подпоры, а становитца тот тоеном, которой сильнея и проворнее во всех их обращениях.

Оной же остров каменной, а сверх онаго земля в разных местах глиненая и чиорная, поросла травой, наподобие соломы, скоту в пищу употреблять не годна. Родятца ягоды: малина, жимолось, голубель, брусница, токмо весьма мало, а более – шикша. На нем же имеетца огнедышущая гора, называемая Аягиш, которая, сказывают, горит временем, около еио довольствуютца жители горючею серою. Тако ж есть у Макушискаго жилья горячия ключи.

На нем земляныя звери: лисицы чернобурыя с нацветом и чиорныя с нацветом, сиводушки и красныя, а другова роду зверей нет. Морских зверей, а имянно: сиучи и котов – промышляют в году два раза – весною и осенью, а весною промышляют и бобров. В нашу бытность островныя жители не одново бобра не промыслили, а убили наши российские промышленныя люди одново и то негоднова, токмо весьма редко. А оных зверей бьют на воде в море стрелами, а бобры добротою не могут равнятца Курильских островов: очень худы. Около тово острова ловитца рыба треска, палтусина, а в заливах местами есть окуни, налимы, корюшка, рыба быки и терпуг. Весною есть по речкам красная рыба и гольцы, как на Камчатке, только весьма мало, камбала. На оном же острову птицы: орлы – темно-серыя голова и хвост белой, токмо менее европейских; вороны, куропатки; гуси – светло-серыя голова и хвост белые, а некоторыя все светло-серыя; утки родов до шести так, как и в Европе; урилы немного поменее гуся, только весь чиорной, мясо оных весьма в пище худо; гагары, ары. А оныя ары наподобие с носу сорокам, только величиною с утку, петушки морския все чорныя, нос длиною дюймов пять, красной, а ноги желтоваты. Гады есть только одне мыши, наподобие полевых в Росие, токмо величиною несколько больше.

О жителях тово острова 3

Оной народ не имеет никакова закона, бога не исповедует, да и никакова к тому понятии не имеет и никакова ж служения и поклонения не имеют же, а имеют таких людей, которыя сказывают их будущее: кто об чиом загадает, называемых шаманов, или колдунов, которые объявляют бутто им обо всиом сказывает дьявол. А употребляют во время в их веселостях, в плесании надевают на себя зделанныя из дерева и выкрашены разными красками хари, которые зделаны, по их объявлению, наподобие казавшихся им во время шаманства дьяволов, а по их названию кугах, и во время той пляски бьет в бубны зделанная [131] обечанка, наподобие обруча с руковяткою, и обтянута котовою опареною тонкою кожею, и крычат все песни как мущины, так и женщины. Мущины сидят особливою толпою, то ж и женщины, и пляшут по одному человеку, начинают с малых ребят, а женщины по одной и по две, имея в руках по пузырю надутому. И оная веселость у них начинаетца по прошествии котова промысла, то есть с половины декабря и продолжаетца до апреля месяца.

Жон имеют по своему достатку: по 1, по 2, по 3, по 4 и более, а сверх тово и одново мущину так, как и в Камчатской истории 4 названа, – жупана. Естьли которой мужик может на сколько жон зделать парок, столько и жон имеет, а естьли у которой жены умрет муж, то должна она 40 дней после смерти мужа своего сидеть в темном месте и не ходить на свет, а пищу подают ей протчия. Напротив же того и муж после смерти жены своей должен то ж зделать. Точию муж, естьли не любит жену, то может еио продать или променять другому, а, наипаче, в голоду отдают жену за пузырь китоваго жиру по нашему весу фунтов за два или за три, а, напоследок, естьли которую жену он любил, то стараетца обратно украсть, а естьли не удасса, то тут и самово убьют.

Платье носят мущины из разных птичьих кож с перьями, называемыя парки, длиною до пят. Сверх оных парок во время езды на байдарке или в дожливое время надевают шитые ис китовых тонких кишок называемыя камлеи. На головах носят шапки деревянныя, утыканныя перьем и сиучьими усами, також укладены разных цветов корольками и малинькими, зделанными из кости или из мяхкаго белова камня статуйками. В нижней губе вставливают зделанныя ис тово ж камня, а другия из кости, наподобие больших зубов, и между нозрей в хряще в проколотую нарочно дырочку кладут какую-то чиорную траву или кость, наподобие нагилка, а в хорошия времена или во время веселья в ушах да и между зубов в нижней губе навешивают бисер и ентарики, которои достают на острове Аляксе меною на стрелы или на камлеи, а более войною и увозят оттуда баб и девок, ребят к себе в холопы, а по их названию – в калги. У мущин волосы напереди подрезаны по самые глаза, а назаде просто, а по большой части поверх головы на теме выстрижено наподобие гуменца.

Женщины платье носят длиною такое ж, как и у мущин, токмо шиты из морских котов, а шьют иглами костенными, нитки делают из китовых жил. На головах ничево не имеют, волосы напереди подрезаны так, как и у мущин, а назаде завязывают пучком высоко. Щоки поперек ряда 2 или три вытыканы и натерты иссиня краскою, в носу ж так, как и у мущин в хрящ продета костенная спица длиною 3½ дюйма, а на концах оной вкруг рта и на ушах навешены корольки и ентарики. Заводу домовова никакова не имеетца. Около ушей бисер, которой выменивают на бобры и лисицы у руских промышленных людей, на ногах и на руках обшиты уския из нерпичей или котовой кожи нагавочки.

Оной народ росту средняго, волосы имеют на головах чиорныя жиоския, лицо имеют смуглое, русаковато и телом черноваты...

Жилища имеют в земляных юртах, в которых зделаны подставки под потолок из выкиднова лесу. Да и для варения пищи употребляют оной же лес, токмо варят мало, а употребляют в пищу более сырую рыбу, ракушки, называемыя мушкулы, морскую капусту и протчую дичью, довольствуютца и выкидными китами, тако ж временем питаютца кореньем, а имянно: сараною, макаршею, куташом, токмо с жиром китовым и с рыбою, а одне коренья в пищу употреблять неможно, потому что весьма горьки. По надобности своей вырубают огонь: на какой-нибуть камень положат сухой травы и птичьева пуху, которую осыплют мелкою горючею серою и ударят камень об камень. И от онаго ударения делаютца искры и положенная на камень сера с травою загоритца, [132] а некоторыя достают огонь и деревом: наподобие как сверлом вертят. У них зделаны байдарки, наподобие челнока, из тонких деревянных трещин 5, обтянуты опареною котовою или нерпичьею кожею как дно, так и крышка. Длиною те байдарки от 16 до 18 фут, шириною вверху 1½ фута, а другия несколько боле, глубиною 14 дюйм и посредине круглое отверстие, в которое садитца человек на дно той байдарки, протянув ноги вдоль по байдарке, в руках имеет одно веселко, у котораго на обоих концах зделаны лопаточки и гребиот им на обе стороны. А во время волнения обтягивает около тово отверстия и около себя выделанною широкою китовою кишкою, чтоб не могла в байдарку попасть вода. А во время студеныя погоды оные жители в юртах, а в проезде выходят на берег, согреваютца: ставят между ног с китовым жиром плошки и зажигают тот жир, тако ж и сухую траву, от чего и нагреваютца.

Рыбу промышляют костеными крючками, привязанными на длинную морскую капусту, которую делают сперва напаяют китовым или другим жиром, а потом и просушивают. Зверей и птиц бьют стрелами костенными, вкладывая их в деревянныя тонкия штоки, бросают правою рукою з дошечки, а лисиц для себя не промышляют и ни в какое платье не употребляют. Имеют же оне и каменныя стрелы, которыя вкладывают в деревянныя ж штоки, а употребляют их во время бою с людьми, потому что от сильнаго ударения по тонкости стрел камень ломаетца и остаетца в человеке...

Спрашивали мы жителей как умнацких, уналакшинских, так и протчих островов: не знают ли оне к северу и югу кроме упомянутых в нашем журнале других каких островов да и об острове Аляксе: остров ли он или матерая земля? Точию оне ничево не знают более как только те острова, которы имеютца у нас в записке журнальной и откуда оной народ взял свое начало разделения по островам чрез имеющихся у нас толмачей за малым знанием российскаго произношения выспросить не могли. А надобно думать с аляксинской земли и далее от оста с протчих островов. А называютца тех островов люди: острова Уналакши – коголаги, острова Акутана и далее к 0 до Унимака называютца кигигусы, острова Унимака и Аляксы называютца катагаегуки. А почему оное на себе несут звание не знают, а говорят, что прежде так назывались, а российския промышленныя люди называют их алеутами, и то название взято з Ближних х Камчатке островов, которое прозвано подштурманом Невотчиковым в бытность ево на тех островах, а с чево – неизвестно. Об котором звании как мы спрашивали жителей островных, что оне до российских промышленных людей не знали, што есть алеут, а ныне и сами себя называют потому...

ЦГАВМФ, ф. 913, oп. 1, д. 131, л. 121-123. Подлинник.


Комментарии

1. Из берегового журнала гукора «Св. Павел».

2. Так в документе; следует читать: остовое.

3. Опубл. с разночтениями: Русская тихоокеанская эпопея, с, 358-362.

4. Очевидно, имеется в виду труд С.П. Крашенинникова «Описание земли Камчатки», СПб., 1755.

5. Так в документе: правильно, очевидно: досок.

Еще больше интересных материалов на нашем телеграм-канале ⏳Вперед в прошлое | Документы и факты⏳

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2024  All Rights Reserved.