Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад
№ 121

1795 г. апреля 18.Рапорт И.А. Пиля Сенату о нуждах судостроения в Охотске и Северной Америке

Правительствующему сенату генерала-майора, отправляющаго должность правителя иркутскаго наместничества, и кавалера

рапорт

Входя в разсматривание дел, относящихся до Охотскаго порта и по части производившагося там мореплавания, нахожу я: во-первых, что при сем порте производится строение казенным морским транспортным судам для перевоски казеннаго правианта, водки и купеческих разных кладей, как-то: в город Нижнекамчатск, Петропавловскую гавань, Тигильскую крепость, в Большеретский острог и уездной город Гижигинск, на разстояние чрез Охотское море от 1000 до 2921 версты отстоящее; во-вторых, компанейския суда, кои отправляютца на звериныя промыслы в северовосточную Америку, на Курильския и Алеутския острова.

Но по обоим сим предметам, встречаются такия неудобства и затруднения, как в постройке судов, так и в самом отправлении, каковых не может быть более в разсуждении неимения в Охотске такого начальника, которой бы единственно упражнялся по морским делам, ибо все сие ныне зависит от попечения и распоряжения тамошних областных комендантов, которыя определяютца Государственною военного коллегиею из чинов, в сухопутной службе служивших, а потому в сей до морехотства принадлежащей части нимало не сведущи; прежде сего не то, что находилися в [335] Охотске определенныя Государственною адмиралтейскою коллегиею морской службы чиновники, но имелась под управлением их особая для морских дел, так называемая кантора над портом. Она имела свое существование до 780-го году, а тогда по повелению бывшаго иркутскаго губернатора г-на генерал-майора и ковалера Клички соединена с делами Охотской канцелярии, но не для тех причин, чтоб была безполезна для отправления морских дел, на попечении ее облежащих, единственно для уменьшения затруднениев, которыя, наносимые якобы были тогдашнему здесь начальству чрез случающиеся от той канторы переписки. После ж, по открытии в Охотске по образу высочайших учреждений о управлении губернии новых присудственных мест, не только та кантора уничтожена, но и чинов морской службы, которыя бы имели главную дирекцию за морскими делами, не осталось, а поручены все, как выше донесено, наблюдению охотскаго коменданта.

Притом же еще и тот недостаток, что искусных штурманов да и протчих мореходов почти нет вовсе, а кои хотя и были, то либо померли и разными случаями выбыли, либо болезненны, чем тамошней штат пришел в таковой упадок, что едва казенные надобности выполняться могут. Вновь определенные туда частию из мореходной там школы, коя содержитца процентами с возных и вывозных от кяхтинской с китайцами торговли, в казну собираемыми, не имея хороших к научению их морской науке учителей, остаютца неспособными. Судостроительнаго мастера, которой бы разумел строить суда таковых конструкцей, какие бы на тамошнем море применялись и к ветрам были б удобнее, нет, а хотя и есть мастер ластовых судов, но уже человек при глубокой старости. Боцманы, кроме голиотных оснасток, другим, лутчим манерам, оснащивать суда не умеют. Якорного мастера нет. Привозятца ж якори как для казенных, так для компанейских судов из Иркутска с превеликою трудностию в разсуждении верховой езды по охотской дороге. Матрозов недостаточно, а кои и есть, то определяютца из команды охотскаго штата, мало знающие свое дело, от чего неретко бывает, что транспортные суда к назначаемым им пристаням проплывают весьма долгое время. При штормах же и необыкновенно встречающихся иногда на море ветров, таковые мореходы, не разумея, чем себе помочь, только стараютца, чтоб куда-либо зделать пристанище, почему бывает, что не во все места в настоящее время с правиантом суда приходят, а тем делаетца в инных местах недостаток таков, что перевоску сухим путем на собаках с крайнею трудностию, с отягощением же казны и камчадал, из места в место делать должно. Случалось же и то, что совсем суда разбивало, на коих терялись люди и казенное имущество невозвратно.

Компанионы нуждаютца ж в построении своих судов, делании якорей мастерами, как-то: главной компанион рыльской имянитой гражданин Григорей Шелихов, давно занимаясь сим предметом, чтобы не обременить коренных людей, кои им поныне от Охотскаго порта даютца, желает иметь оных из состоящих при других императорских морских командах, о чем убедительно и просит, особливо по нынешним обширным ево видам, коими компания занятьца должна, включая щастливо уже начетое у мыса Св. Илии кораблестроение 1, могущее скоро увеличитца. Тогда необходимо должно иметь против теперешняго несравненно большее количество компанейских судов для осмотру как вдаль американскаго матераго берега, так и поиску на высотах тамошняго моря еще неизвестных островов, на каковые предметы толиким числом самых искусных мореходов Охотской порт снабжать компанию будет не в силах, а из вольнонаемных, чтоб же были люди верные и в разсуждении дальних еще поисков, чем завидуют некоторые приморские державы, неподозрительные не отыскиваютца. А посему компанейския коммерция, чтоб приходить к славе государственной, пользе ж казенной да и частной компанионов в цветущее состояние, останавливается. [336]

А для сего тот компанион Шелихов, естли вышнему правительству, уважа все обстоятельствы, угодно будет на первой случай наградить командированием для компании хотя четырех опытных и добраго поведения штурманское искувство совершенно знающих, то содержание сим надежным людям берется он, Шелихов, производить от компании в год каждому по 800 рублей и порцию, да и проезд оным от места до самаго Охотска, содержание пищею поколе в море не отправятца. Кроме сих, имеет компания самую ж надобность в судостроительном мастере искусном, по лутчим монерам окопировывать суда, боцмане и якорном мастере, все ж они необходимо нужны компании иметь более в Америке, где и завестися должна компанейская верфть. Они ж в продолжении времени своего, как компанион Шелихов в прозьбе своей изъясняет за обыкшия, могут искуством своим обучить либо способных из молодых американцев, либо других, коих компания постараетца дать им в науку, дабы обученные могли заступать вместо своих учителей, каковому судов строителю также обязываетца давать по 800 рублей, а якорному мастеру по 400 рублей в год, да сверх того проезд всех их от мест их пребывания до Охотска и из Охотска до Америки и содержание пищею компания приемлет на себя.

Я все сии по Охотскому порту обстоятельства, сколько для казны крайно нужныя, также и для компаниев приношение распространением своим в морях и новыми открытиями неизвестных еще островов казне прибыток необходимыя, приемлю смелость повергнуть в прозорливое благоразсмотрение Правительствующаго сената с покорнейшим испрашиванием, ежели оныя благоволительно будут приняты во уважение, то для отвращения всех тех недостатков, кои выше сего изяснены были, не благоугодно ли будет для укомплектования Охотскаго порта морским начальником, равно и другими необходимо надобными чинами, как-то: мастерами для постройки судов и якорнаго дела, а для оснаски судов на лутчий манир, противу ныняшнего, боцманом, также и для компании рыльскаго именитаго гражданина Шелихова прописанными людьми учинить зависящее от власти своей определение, ибо сии последния, быв несколько времени в той компании, удобно могут обратиться для должной службы при Охотском порте или как сему верховному правительству угодно будет их определить 2.

В Иркутске.

АВПР, ф. Внутренние коллежские дела, p. 8/16, oп. 2/1, 1785, 1795 гг., д. 6, л. 5-6. Копия.


Комментарии

1. См. док. № 118.

2. Подпись отсутствует.

Еще больше интересных материалов на нашем телеграм-канале ⏳Вперед в прошлое | Документы и факты⏳

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2024  All Rights Reserved.