|
№ 18 1763 г. не ранее августа 5 1. – Из сведений, собранных сотником охотской команды Н. Куркиным о природных условиях, жизни и обычаях населения о-вов Диомида (Гвоздева) и Северной Америки 1763 году августа 5 числа во время подполковника Плениснера водяною комуникацыею вниз по реке Анадырю следования, а в бытность устья реки Красной, когда ко оной же реке Красной для промыслу оленей плави сыдячие чукчи в байдарах пришли, то чрез отданной команды ево сотнику Никите Куркину письменно секретной приказ велено было ис тех чукочь у лутчих людей чрез разговоры, кои оной Куркин знает и толмачем употребляется и тем чукчам по всегодному ево у той реки Красной бытию весьма знаком, пристойным образом разведать о показанных в том приказе обстоятельствах, которой ис тех чукочь у лутчаго человека именем Хечгигита, что о тех обстоятельствах разведал, то по самой истинной справедливости и присяжной должности оному подполковнику Плениснеру объявил нижеследующее, а имянно: 1-е. От устья реки Анадыря морем подле берега до Серца-камня в шесть или в семь, а от Серца-камня до Чукоцкого Носу в 15 или в 16 дней на байдарах в тихую погоду ходу бывает, и от устья реки Анадыря до Серца-камня никаких сидячих чукоцких жилищ не имеется, и от Серца-камня до самого Чукоцкого Носу и вкруг того Носу имеются сидячие чукчи, которых жилищ весьма часто, и в каждом жилище не менее как по три, по пяти и по шти юрт и более. 2-е. Против же Чукоцкого Носу в море имеются два острова: один малой, а другой большей, ис которых на большем острову живут люди, только не их, сидячих и оленных и протчих чукочь породы, но другова роду и говорят особым языком. И самые лутчие их мужики и старшины имеют у себя для украшения их зделанныя из моржевых зубов подле рта у нижней губы в прорезанных на обеих сторонах скважинах по одной плоской кости кругло, подобно запонкам, величиною, как прежде [68] бывшия пятикопеишники медные, а иногда и против нынешних гревенников и пятикопеепшиков серебреных. И те кости они вдевают в помянутые скважины во время своего друг к другу приезда в гости или во время их жертвы, почему и называются зубатые. А когда начнут есть, то те кости ис прорезанных скважин вынимают, а как наедятся, паки в те ж скважины вставливают. И живут де те люди по неимению у них удобного лесу в поставленных из больших моржевых кож и осыпанных землею юртах. А до тех островов как до малого, так и до большего от Чукоцкого Носу сидячие чукчи в байдарах перегребают 2 в два дни. 3-е. От большаго острова по морю, но в дальнем растоянии есть называемая ими, чукчами, Большая Земля, которую больше почитают, нежели та земля, на которой они живут. И от онаго большаго острова до той Большей Земли перегребают в бойдарах однем днем. И на той де земле живут люди, называемыя кыхмылцы, а язык де имеют от них де, чукочь, отменной, но сходственной з живущими на большом острову зубатыми людьми. Жен у себя имеют по две, по три и по четыре, платье имеют муженск и женск пол шито из оленьих кож, ис куниц и лисиц красных, называемые парки, и как впереди так и назади тех парок пришивают по их обыкновению разных зверей хвосты. А для шитья того платья имеют иглы ис красной меди и медь берут в своей земле, только как они ту медь делают, он, Хечгигит, не знает. Железных де вещей они у себя никаких не имеют, а вместо железных топоров имеют топоры из яшмоваго камня, коими рубят лес и что им надобно делают. Огонь они высекают камень об камень, а вместо рускаго труду прикладывают для заполения огня сухой мох. Владельца у них никаково нет, только между ими есть княсцы, которых они противо других иноверцов, а особливо как чукчи, гораздо больше почитают и боятся. А живут в каменистых, гористых и утесных местах, токмо в построенных ими деревянных и осыпанных вкруг землею, по примеру как и якуцкия юртах. 4-е. Питаются де те люди оленьим мясом и рыбою и для того в летнее время ходят с женами и з детьми по рекам (которые очень 3 велики и шириною еще более Анадыря, а устьями впали во океан) для промыслов ловящих чре те реки оленей, також и рыбы красной и гольцов, а в зимнее все паки приходят в настоящия свои жилища к морю. 5-е. Лесу де у них березоваго, лисвиничнаго, а по большей части еловаго самого большаго и крупного очень довольно и по такому мно[го]лесию промышляют они разных зверей: лисиц красных и черных, песцов белых, голубых, волков и куниц, подобных головою и лапами соболю, и по рекам подобных руских бобров. А тех де зверей по множеству у них промышляют они ямами таким порятком: когда они придут с летних оленьих и рыбных промыслов в жилища свои, то в лесу копают глубокия ямы и те ямы покрывают лесом, только оставляют небольшей сверху выход так, как можно человеку протьти, и в тех ямах кладут оленье мясо и рыбу. И как звери на те ямы найдут, то к мясу или рыбе в те ямы и падают, из коих никакой зверь уж вытить не может. И как чрез несколько время те ямы зверьми наполнятца, то тех ям хозяево, надев на себя зделанное из зверей волчье или лисье платье з головы и до ног мохнатое, в подобие зверю, и входят в те ямы и имевших в них зверей, которые уже противности против человека никакой не имеют, в темноте берут руками и вяжут ремнем и подают стоящим у тех ям протчим людям, кои теми ремнями тех зверей вынимают и бьют. 6-е. В зимния же время промышляют они диких оленей в лесах, где те олени имеют переход, то рубят лес и делают в тех переходных оленьих местах из того лесу загороды или засеки, и как олени к тем местам придут, то де они их в те загоды загоняют несколько тысяч и для пищи себе колют не токмо муженск, но и женск пол. 7-е. В вешнее ж де время, когда дикие ж оленные матки потелятся, [69] то и оных в таковыя ж (как выше упомянуто) загороды и с их теляты загонивают, в которых загородах от духу человеческаго и от крыку, а по тесноте места те матки телят всех притопчют, коих телят они берут и кожи с них снимают себе на платье, а маток из того загороды выпускают всех... 4. 9-е. Веру де они имеют и жертву приносят солнцу. Положат на блюдо или на что-нибудь иное мясо или рыбу и бросают на землю или в море с таким приговором: «Я тебе приношу жертву от своих трудов, ты буди в моих нуждах помощник». 10-е. Все де народы, как пешие, оленные и протчие чукчи, так и зубатые люди, и называемой Большей Земли люди ж между собою имеют обыкновение такое, когда один к другому придет или приедет в гости, то хозяин тому приезжему (кроме иностранных людей и из них не со всяким, но токмо с тем, с которым он пожелает иметь дружбу и свойство) отдает жену свою на постелю, а ежели тот хозяин к тому приезжему к бывшему у него гостю приедет же, то также и тот отдает ему жену свою и почитают уже таковые между собою ближния свояки, а родившихся от тех их жен детей признавают друг у друга своими, но и дети их почитают за отцов, жены ж их имеют между собою дружество... 5. ЦГАВМФ, ф. 172, oп. 1, д. 408, ч. 1, л. 58-59. Копия. Комментарии1. Датируется по тексту документа. 2. Так в документе. 3. Так в документе. 4. Опущен текст о взаимоотношениях населения Северной Америки с чукчами и жителями островов Диомида (Гвоздева). 5. Опущен текст о подробностях приема гостей чукчами. Подпись отсутствует. |
|