Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

КРАТКИЙ ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

А

Авантаж – выгода, благоприятное положение.

Аманат – заложник.

Анкар, анкор (анкер) – якорь.

Аншпик (аншпуг, гандшпуг) – деревянный или железный рычаг на судне.

Б

Бак – носовая часть верхней палубы корабля, идущая от форштевня до фок-мачты.

Бак-борт-галс – левый галс.

Бакча (бакша) – коробка.

Банберек (бамберек, байберек, байбарак) – плотная шелковая и парчовая ткань.

Барабор (барабара) – хижина.

Бархот (бархоут, баргоут) – надводный пояс наружной обшивки корабля.

Бат – лодка-долбленка однодеревка.

Бегин-рей – нижний рей на бизань-мачте.

Бергаур (бергауэр) – работник горного рудника.

Бешмет – нижний стеганый полукафтан.

Бизань – четырехугольный косой парус, ставящийся сзади бизань-мачты на гафеле.

Бизань-мачта – самая задняя мачта судна, имеющего более двух мачт.

Бот – небольшое парусное одномачтовое судно.

Боцманмат – строевой унтер-офицер 1-й статьи.

Брамселевой ветр (брамсельный ветер) – ветер силой 1-6 баллов (до 11 м/сек), при котором судно могло нести брамселя без вреда для рангоута.

Брамсель – прямой парус, поднимаемый на брам-стеньге над марселем.

Буса – большая долбленая лодка-однодеревка.

Бушприт – горизонтальное или наклонное рангоутное дерево на носу судна.

В

Ванты – пеньковые снасти стоячего такелажа, которыми укрепляются мачты, стеньги и брам-стеньги с боков.

Ведение – отношение, документ, которым сносились равные по положению учреждения.

Вож – проводник.

Вощанка – ткань или бумага, пропитанная воском.

Выбойка (вимбовка) – деревянный рычаг, служащий для вращения шпиля вручную.

Г

Галс – курс судна относительно ветра.

Ганшпак, см. аншпик.

Гафиль (гафель) – брус, наклонно подвешенный к бизань-мачте, к которому пришнуровывается верхняя кромка косого паруса.

Генерал-кригс-комиссар – высший военный чиновник, отвечавший за финансовое и материальное обеспечение в армии или на флоте.

Генерал-фельдцейхмейстер – главнокомандующий всей артиллерией.

Гитовы – снасти, служащие для подтягивания нижней кромки паруса к рею.

Глаговник – указатель (справочник).

Гомза – кошелек для денег.

Гордень – снасть, служащая для подъема грузов и подтягивания парусов к рею.

Грот-мачта – средняя или вторая мачта от носа судна.

Грота-рей – нижний рей грот-мачты.

Гротсель (грот-сейль) – четырехугольный парус на грота-рее.

Грот-тресель (грот-трисель) – косой четырехугольный парус, ставящийся на грот-мачте.

Гук – мыс, угол.

Д

Дабинные одежды – одежды из хлопчатобумажной ткани.

Дагликс (даглис, даглист) – левый становой якорь.

Дагликс-тоу – канат левого якоря.

Доезд – письменный отчет о поездке по служебному поручению.

Дощаник – плоскодонное грузовое судно.

Дрег (дрек) – небольшой якорь, употребляемый на шлюпках.

Дресва – мелкий щебень, крупный песок.

Дубель-шлюп – военное одномачтовое парусное судно XVIII в.

Е

Елань – поляна в лесу.

К

Камерир – чиновник ведомства финансов.

Камка – шелковая ткань с рисунком восточного происхождения.

Канефас (канифас) – плотная бумажная материя или толстая парусина, применяющаяся для шитья нижних парусов и штормовых стакселей.

Каптенармус – унтер-офицерское звание в армии, между капралом и сержантом.

Карбус (карбас) – промысловая лодка на 4-10 весел.

Картушка – главная составная часть компаса, представляющая собой диск, на котором нанесены градусное и румбовое деления.

Кашлок – бобренок, молодой бобер, морская выдра.

Квадрант – инструмент для измерения высот солнца.

Квартирмейстер – первое морское унтер-офицерское звание (младший унтер-офицер).

Китайка – бумажная светло-желтая ткань китайского производства.

Кливер – косой, треугольный парус, ставящийся впереди фок-мачты.

Кливер-фал – снасть, с помощью которой поднимается кливер.

Клюз – круглое сквозное отверстие в носовой части судна для пропуска якорного каната.

Кляпик (клепик) – короткий широкий нож для сапожных работ.

Констапель – первый офицерский чин в морской артиллерии.

Конхилия – моллюск, заключенный в раковину.

Кормщик – судоводитель.

Корольки – бусы из коралла или стекляруса.

Крапивные одежды – одежды, выделанные из крапивы.

Крица – бесформенный кусок железа, получаемый при различных способах обработки руды и чугуна в горне на древесном или каменном угле, под ударами молота превращаемый в болванку.

Крюйс-пеленг – способ определения места судна по пересечению двух пеленгов, взятых на один и тот же предмет разновременно.

Купор – рабочий, изготовляющий бочки, кадки, ведра.

Кюст – берег.

Л

Лайда – мель.

Лангбот (лонгбот) – судовая морская шлюпка на 6-8 весел.

Ландкарта – географическая карта.

Ландрат – должностное лицо губернского управления в России, советник от дворян уезда.

Левкашенная посуда – лакированная посуда.

М

Магазин – складское помещение.

Марселевой ветр (марсельный ветер) – ветер силой 6-7 баллов (до 17 м/сек), при котором судно могло нести марселя и должно было убирать брамселя.

Марсель – второй снизу парус на мачте, ставящийся между марса-реем и нижним реем.

Марсель-лось – команда, предполагавшая подъем марселя.

Мины – рудники.

Н

Наказная память, наказ – письменная инструкция должностному лицу.

Напарь – большой бурав.

О

Оверштаг – поворот судна под парусами на другой галс, при котором оно пересекает линию ветра носом против ветра.

Ордер – письменное предписание, распоряжение.

Офертоить (фертоинг) – стоянка судна на двух якорях, положенных таким образом, чтобы нос судна при всех переменах ветра оставался между якорями.

П

Пазник – плотничий инструмент типа долота для выбивания пазов.

Пеленг – направление на какой-либо ориентир, взятое по компасу относительно истинного меридиана; выражается в градусах, минутах или румбах.

Пиктура – картина, рисунок.

Плакад (плакатная цена) – оплата за работу по особому указу (плакату).

Плехт – возвышенная часть корабля в носу и в корме.

Плехт-анкар (плехт-анкер) – правый становой якорь.

Положник – положение (инструкция).

Помаранцы (померанцевое дерево) – горькие апельсины.

Порса – высушенная в печи и истолченная рыба.

Прониски – бисер, стеклярус.

Р

Равендук – вид толстой пеньковой парусины, парусинный холст.

Рангоут – круглые деревянные или стальные части оснастки судна, предназначенные для постановки и растягивания парусов (мачты, стеньги, реи).

Рей, рея – рангоутное дерево, прикрепленное за середину к мачте или стеньге и служащее для привязывания прямых парусов.

Риф-марселевой ветр (риф-марсельный ветер) – ветер силой 8-10 баллов (до 28 м/сек), при котором судно должно нести только зарифленные марселя.

Риф – поперечный ряд продетых сквозь парус завязок, служащих для уменьшения его площади путем скатывания и подвязывания части паруса.

Румб – всякое направление по компасу. За основное направление принимается северное, отсчет от него ведется в градуса хот 0 до 360° по часовой стрелке. Главных румбов – 8. Весь горизонт делится на 32 румба, каждый румб равен 11¼°.

С

Свит-сарвин (швиц-сарвень) – строп, стягивающий между собой противоположные ванты.

Сказка – устное показание или его запись.

Скобель – кривой нож с двумя поперечными рукоятками.

Сопец – руль.

Сорочинское пшено – рис.

Стаксель – косой треугольный парус.

Стеньга – рангоутное дерево, служащее продолжением мачты и идущее вверх от нее.

Стольник – придворный чин, прислуживавший за княжеским или царским столом.

Сутуга – проволока.

Сцелот – скелет.

Сын боярский – представитель разряда городовых служилых людей.

Т

Талреп – трос, служащий для обтягивания вант.

Тесла (тесло) – плотничий инструмент, у которого лезвие поставлено перпендикулярно топорищу.

Тойен (тойон) – представитель господствующей знати у восточно-сибирских племен.

Толмач – устный переводчик с восточных языков.

Топсель – один из верхних парусов судна.

Тюнь – тюк китайских тканей. Равнялся 75-85 аршинам (53-60 м).

У

Унтер-зейль ветр (ундерзейль ветер) – ветер силой 10-11 баллов до (33 м/сек), при котором судно должно нести только самые нижние паруса.

Ф

Фал – снасть, служащая для подъема рей, парусов, флагов.

Фалинь (фалень) – трос для привязывания шлюпки.

Фальконет – чугунное или медное орудие небольшого калибра.

Фанза – шелковая ткань.

Феодолит (теодолит) – геодезический инструмент для определения направлений и измерения горизонтальных и вертикальных углов при геодезических работах и топографических съемках.

Флакшоу – сигнал флагом.

Фок – самый нижний парус на передней мачте.

Фок-мачта – передняя мачта на корабле.

Фока-фал – снасть, служащая для подъема фока.

Фономина (феномен) – исключительное, небывалое явление.

Фордевинд – ветер, дующий в корму.

Фор-марса-рей – второй снизу рей на фок-мачте.

Фор-стаксель (фор-стеньги-стаксель) – специальный треугольный парус, прикрепляемый одним концом к бушприту, другим – к верхнему фор-марса-рею.

Фуляр – легкая шелковая ткань.

Ц

Целовальник – сборщик пошлины или хранитель казенных товаров.

Ч

Чащина – сбор ясака сверх установленной нормы.

Челобитная – письменное прошение.

Ш

Шар (шара) – плиточный чай.

Шаутбенахт – воинское морское звание, соответствующее контр-адмиралу.

Шверцы – приспособления для уменьшения крена валких судов.

Шептула (шептала) – сушеные абрикосы или персики с косточками.

Шивер (шивера) – плоская каменная гряда, перекат, речной порог.

Ширкунец – колокольчик, бубенчик, погремушка.

Шитик – плоскодонное, палубное промысловое судно, доски бортов которого обычно сшивались ремнями.

Шкоты – снасти, растягивающие нижние углы парусов.

Шпигат – сквозное отверстие в борту для снастей или для стока воды с палубы.

Шпиль – вертикальный ворот, служащий для выбирания якоря и других тяжелых работ по тяге тросов и цепей.

Штаги – снасти стоячего такелажа, расположенные в диаметральной плоскости судна и поддерживающие мачты, стеньги и бушприт спереди.

Штюр-борт-галс – правый галс.

Шхиман – морское унтер-офицерское звание между боцманматом и шхиманматом.

Шхиманмат – морское унтер-офицерское звание между шхиманом и квартирмейстером.

Щ

Щерлоп (шерлоп) – горный утес, скала.

Э

Эверс – одномачтовое парусное судно.

Эзельгофт – специальное приспособление для соединения рангоутных деревьев.

Я

Ялбот – небольшая судовая шлюпка на 4-6 весел.

Яма (ям) – почтовая станция.

Ясак – дань натурой, взимавшаяся царской администрацией с нерусского населения Российской империи.

Еще больше интересных материалов на нашем телеграм-канале ⏳Вперед в прошлое | Документы и факты⏳

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2024  All Rights Reserved.