|
КРАТКИЙ ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬА Авантаж – выгода, благоприятное положение. Аманат – заложник. Анкар, анкор (анкер) – якорь. Аншпик (аншпуг, гандшпуг) – деревянный или железный рычаг на судне. Б Бак – носовая часть верхней палубы корабля, идущая от форштевня до фок-мачты. Бак-борт-галс – левый галс. Бакча (бакша) – коробка. Банберек (бамберек, байберек, байбарак) – плотная шелковая и парчовая ткань. Барабор (барабара) – хижина. Бархот (бархоут, баргоут) – надводный пояс наружной обшивки корабля. Бат – лодка-долбленка однодеревка. Бегин-рей – нижний рей на бизань-мачте. Бергаур (бергауэр) – работник горного рудника. Бешмет – нижний стеганый полукафтан. Бизань – четырехугольный косой парус, ставящийся сзади бизань-мачты на гафеле. Бизань-мачта – самая задняя мачта судна, имеющего более двух мачт. Бот – небольшое парусное одномачтовое судно. Боцманмат – строевой унтер-офицер 1-й статьи. Брамселевой ветр (брамсельный ветер) – ветер силой 1-6 баллов (до 11 м/сек), при котором судно могло нести брамселя без вреда для рангоута. Брамсель – прямой парус, поднимаемый на брам-стеньге над марселем. Буса – большая долбленая лодка-однодеревка. Бушприт – горизонтальное или наклонное рангоутное дерево на носу судна. В Ванты – пеньковые снасти стоячего такелажа, которыми укрепляются мачты, стеньги и брам-стеньги с боков. Ведение – отношение, документ, которым сносились равные по положению учреждения. Вож – проводник. Вощанка – ткань или бумага, пропитанная воском. Выбойка (вимбовка) – деревянный рычаг, служащий для вращения шпиля вручную. Г Галс – курс судна относительно ветра. Ганшпак, см. аншпик. Гафиль (гафель) – брус, наклонно подвешенный к бизань-мачте, к которому пришнуровывается верхняя кромка косого паруса. Генерал-кригс-комиссар – высший военный чиновник, отвечавший за финансовое и материальное обеспечение в армии или на флоте. Генерал-фельдцейхмейстер – главнокомандующий всей артиллерией. Гитовы – снасти, служащие для подтягивания нижней кромки паруса к рею. Глаговник – указатель (справочник). Гомза – кошелек для денег. Гордень – снасть, служащая для подъема грузов и подтягивания парусов к рею. Грот-мачта – средняя или вторая мачта от носа судна. Грота-рей – нижний рей грот-мачты. Гротсель (грот-сейль) – четырехугольный парус на грота-рее. Грот-тресель (грот-трисель) – косой четырехугольный парус, ставящийся на грот-мачте. Гук – мыс, угол. Д Дабинные одежды – одежды из хлопчатобумажной ткани. Дагликс (даглис, даглист) – левый становой якорь. Дагликс-тоу – канат левого якоря. Доезд – письменный отчет о поездке по служебному поручению. Дощаник – плоскодонное грузовое судно. Дрег (дрек) – небольшой якорь, употребляемый на шлюпках. Дресва – мелкий щебень, крупный песок. Дубель-шлюп – военное одномачтовое парусное судно XVIII в. Е Елань – поляна в лесу. К Камерир – чиновник ведомства финансов. Камка – шелковая ткань с рисунком восточного происхождения. Канефас (канифас) – плотная бумажная материя или толстая парусина, применяющаяся для шитья нижних парусов и штормовых стакселей. Каптенармус – унтер-офицерское звание в армии, между капралом и сержантом. Карбус (карбас) – промысловая лодка на 4-10 весел. Картушка – главная составная часть компаса, представляющая собой диск, на котором нанесены градусное и румбовое деления. Кашлок – бобренок, молодой бобер, морская выдра. Квадрант – инструмент для измерения высот солнца. Квартирмейстер – первое морское унтер-офицерское звание (младший унтер-офицер). Китайка – бумажная светло-желтая ткань китайского производства. Кливер – косой, треугольный парус, ставящийся впереди фок-мачты. Кливер-фал – снасть, с помощью которой поднимается кливер. Клюз – круглое сквозное отверстие в носовой части судна для пропуска якорного каната. Кляпик (клепик) – короткий широкий нож для сапожных работ. Констапель – первый офицерский чин в морской артиллерии. Конхилия – моллюск, заключенный в раковину. Кормщик – судоводитель. Корольки – бусы из коралла или стекляруса. Крапивные одежды – одежды, выделанные из крапивы. Крица – бесформенный кусок железа, получаемый при различных способах обработки руды и чугуна в горне на древесном или каменном угле, под ударами молота превращаемый в болванку. Крюйс-пеленг – способ определения места судна по пересечению двух пеленгов, взятых на один и тот же предмет разновременно. Купор – рабочий, изготовляющий бочки, кадки, ведра. Кюст – берег. Л Лайда – мель. Лангбот (лонгбот) – судовая морская шлюпка на 6-8 весел. Ландкарта – географическая карта. Ландрат – должностное лицо губернского управления в России, советник от дворян уезда. Левкашенная посуда – лакированная посуда. М Магазин – складское помещение. Марселевой ветр (марсельный ветер) – ветер силой 6-7 баллов (до 17 м/сек), при котором судно могло нести марселя и должно было убирать брамселя. Марсель – второй снизу парус на мачте, ставящийся между марса-реем и нижним реем. Марсель-лось – команда, предполагавшая подъем марселя. Мины – рудники. Н Наказная память, наказ – письменная инструкция должностному лицу. Напарь – большой бурав. О Оверштаг – поворот судна под парусами на другой галс, при котором оно пересекает линию ветра носом против ветра. Ордер – письменное предписание, распоряжение. Офертоить (фертоинг) – стоянка судна на двух якорях, положенных таким образом, чтобы нос судна при всех переменах ветра оставался между якорями. П Пазник – плотничий инструмент типа долота для выбивания пазов. Пеленг – направление на какой-либо ориентир, взятое по компасу относительно истинного меридиана; выражается в градусах, минутах или румбах. Пиктура – картина, рисунок. Плакад (плакатная цена) – оплата за работу по особому указу (плакату). Плехт – возвышенная часть корабля в носу и в корме. Плехт-анкар (плехт-анкер) – правый становой якорь. Положник – положение (инструкция). Помаранцы (померанцевое дерево) – горькие апельсины. Порса – высушенная в печи и истолченная рыба. Прониски – бисер, стеклярус. Р Равендук – вид толстой пеньковой парусины, парусинный холст. Рангоут – круглые деревянные или стальные части оснастки судна, предназначенные для постановки и растягивания парусов (мачты, стеньги, реи). Рей, рея – рангоутное дерево, прикрепленное за середину к мачте или стеньге и служащее для привязывания прямых парусов. Риф-марселевой ветр (риф-марсельный ветер) – ветер силой 8-10 баллов (до 28 м/сек), при котором судно должно нести только зарифленные марселя. Риф – поперечный ряд продетых сквозь парус завязок, служащих для уменьшения его площади путем скатывания и подвязывания части паруса. Румб – всякое направление по компасу. За основное направление принимается северное, отсчет от него ведется в градуса хот 0 до 360° по часовой стрелке. Главных румбов – 8. Весь горизонт делится на 32 румба, каждый румб равен 11¼°. С Свит-сарвин (швиц-сарвень) – строп, стягивающий между собой противоположные ванты. Сказка – устное показание или его запись. Скобель – кривой нож с двумя поперечными рукоятками. Сопец – руль. Сорочинское пшено – рис. Стаксель – косой треугольный парус. Стеньга – рангоутное дерево, служащее продолжением мачты и идущее вверх от нее. Стольник – придворный чин, прислуживавший за княжеским или царским столом. Сутуга – проволока. Сцелот – скелет. Сын боярский – представитель разряда городовых служилых людей. Т Талреп – трос, служащий для обтягивания вант. Тесла (тесло) – плотничий инструмент, у которого лезвие поставлено перпендикулярно топорищу. Тойен (тойон) – представитель господствующей знати у восточно-сибирских племен. Толмач – устный переводчик с восточных языков. Топсель – один из верхних парусов судна. Тюнь – тюк китайских тканей. Равнялся 75-85 аршинам (53-60 м). У Унтер-зейль ветр (ундерзейль ветер) – ветер силой 10-11 баллов до (33 м/сек), при котором судно должно нести только самые нижние паруса. Ф Фал – снасть, служащая для подъема рей, парусов, флагов. Фалинь (фалень) – трос для привязывания шлюпки. Фальконет – чугунное или медное орудие небольшого калибра. Фанза – шелковая ткань. Феодолит (теодолит) – геодезический инструмент для определения направлений и измерения горизонтальных и вертикальных углов при геодезических работах и топографических съемках. Флакшоу – сигнал флагом. Фок – самый нижний парус на передней мачте. Фок-мачта – передняя мачта на корабле. Фока-фал – снасть, служащая для подъема фока. Фономина (феномен) – исключительное, небывалое явление. Фордевинд – ветер, дующий в корму. Фор-марса-рей – второй снизу рей на фок-мачте. Фор-стаксель (фор-стеньги-стаксель) – специальный треугольный парус, прикрепляемый одним концом к бушприту, другим – к верхнему фор-марса-рею. Фуляр – легкая шелковая ткань. Ц Целовальник – сборщик пошлины или хранитель казенных товаров. Ч Чащина – сбор ясака сверх установленной нормы. Челобитная – письменное прошение. Ш Шар (шара) – плиточный чай. Шаутбенахт – воинское морское звание, соответствующее контр-адмиралу. Шверцы – приспособления для уменьшения крена валких судов. Шептула (шептала) – сушеные абрикосы или персики с косточками. Шивер (шивера) – плоская каменная гряда, перекат, речной порог. Ширкунец – колокольчик, бубенчик, погремушка. Шитик – плоскодонное, палубное промысловое судно, доски бортов которого обычно сшивались ремнями. Шкоты – снасти, растягивающие нижние углы парусов. Шпигат – сквозное отверстие в борту для снастей или для стока воды с палубы. Шпиль – вертикальный ворот, служащий для выбирания якоря и других тяжелых работ по тяге тросов и цепей. Штаги – снасти стоячего такелажа, расположенные в диаметральной плоскости судна и поддерживающие мачты, стеньги и бушприт спереди. Штюр-борт-галс – правый галс. Шхиман – морское унтер-офицерское звание между боцманматом и шхиманматом. Шхиманмат – морское унтер-офицерское звание между шхиманом и квартирмейстером. Щ Щерлоп (шерлоп) – горный утес, скала. Э Эверс – одномачтовое парусное судно. Эзельгофт – специальное приспособление для соединения рангоутных деревьев. Я Ялбот – небольшая судовая шлюпка на 4-6 весел. Яма (ям) – почтовая станция. Ясак – дань натурой, взимавшаяся царской администрацией с нерусского населения Российской империи. |
|