Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

№ 125

1740 г. июля 18. – Рапорт мичмана А. Е. Шельтинга В. Й. Берингу о плавании на дубель-шлюпке «Надежда» в Японию в 1739 г.

№ 2

Высокоблагородному и почтенному г-ну капитану-командору Берингу
репорт

В прошлом 1739 году в бытность мою при команде г-на капитана Шпанберха на порученном мне судне боте «Гаврииле», а он, г-н капитан Шпанберх, на брегантине «Михаиле», а лейтенант Вальтон на дупель-шлюпке «Надежде» и при том построенное при Большерецком остроге бот «Большерецк», всего на четырех судах, вышли мы из устья Большей реки маия с 23 числа. И следовал я за ними до Курильских островов. И пришел я в Курильские острова того ж маия 30 числа, и получил ордер от г-на капитана Шпанберха того ж маия 30 числа пополудни в 11 часу, чтоб мне принять от лейтенанта Вальтона дупель-шлюпку «Надежду» и со обретающимися на ней служители, а лейтенанту Вальтону отдать бот «Гавриил» 1. Но токмо по силе того ордеру как я, так и лейтенант Вальтон едва могли с судна на судно перебратца, а служителей, також и имеющиеся при тех судах припасы и морской правиант и прочее, чтоб могли друг другу поручить, как надлежит по регламенту, того нам учинить было неможно, ибо оной г-н капитан Шпанберх того ж числа пополуночи в 10 часу на брегантине «Михаиле» выпалил из пушки и объявил марсель-лось, поднял на флагштоке синей флаг, да якорь вынул и стал лавироватца, а к нам прислал сержанта Кузнецова с словесным приказом, дабы мы, по силе данных нам ордеров, были по своим судам и следовали б за ним. И по силе того приказу и по полученному ордеру принужден я был ехать без всякой причины и без здачи на дупель-шлюпку, а лейтенант Вальтон на бот «Гавриил».

И от помянутых Курильских островов по силе даннаго мне ордера на порученной мне дупель-шлюпке следовал я за ним, г-ном капитаном Шпанберхом, маия от 31 числа и с протчими судами на румб ZtW 3°55' к W по 9 число июня месяца. А в 9 числе июня ж месяца бот «Гавриил» от нас отстал, на котором был [203] командиром лейтенант Вальтон. А мы от того места шли паки на тот же румб, даже до усмотренной ширины 39° и 31' с протчими судами, кроме бота «Гавриила», по 12 число июня ж месяца и оттоле поворотили на W 3° и 2' к Z и отошли с 70 миль галанских. И увидели землю и стали к ней лавироватца. И чрез все сутки туман и дождь. И потом туман прочистился. Усмотрели мы позади себя судно под парусами, за которым в незнании гнались 6 часов, мнили якобы наши суда, и как осмотрелись, что судно незнаемое, то паки возвратились назад.

И как сошлись того ж дня з г-ном капитаном Шпанберхом и о том ему репортовали на словах, на что он противу того говорил: я де видел и много и за ними також гнался, а постичь не мог. А время уже продолжалось июня до 16 числа. И ходили мы близ той земли еще 5 сутки и лежали на якоре близ брегантина часа з 2 на глубине 14½ сажен, грунт – песок мелкой серой. А бота «Большерецка» послали искать з брегантина на ялботе з барабаном и выпалили из пушки з брегантина от г-на капитана тому ж «Большерецку» в знак, и потом малое число туман поднялся и увидели бот «Большерецк». И поднялись мы с якорей и стали следовать к нему, потом паки покрыло туманом. А время уже продолжалось до 22 числа июня месяца. И подошед мы к ZO углу того ж острова, легли на якори на глубине 23 саженях, грунт – ил, и на том месте стояли с 4 часу пополуночи до 2 часу пополудни. И в то время приежжало к нам на суда тамошнаго народу весьма много, которые о себе, також и о той земле сказывали – Нифония.

И пополудни во 2 часу поднялись мы с якорей и пошли паки в путь свой на румб NO 3°31' к N. И шли мы до ширины 42° и 56' и пришли к островам, между которыми ходили двои сутки в великом тумане чрез пушечную пальбу и барабанной бой. И потом малое число туман прочистился, то бот «Большерецк» отправлен был з брегантина за водою в штилевую погоду пополудни в 6 часу июля месяца 3 числа, и, не дошед до берегу, стал быть ветр, и паки возвращен назад. А мы стали было в то время з брегантином на якори, и как пришел бот «Большерецк», и подняли мы якори и стали лаверить, а ветр между островами порывной, к тому ж и туман. И ходили чрез всю ночь з барабанным боем и пушечною пальбою. И как услышали мы ответ з брегантина от г-на капитана – пальбу в правой стороне – и стали следовать к нему и подошли блиско, что слышно барабанной бой. И потом туман мало прочистился, а бота «Большерецка» не видно, и ветр затих. И в то время послан был з брегантина ялбот к берегу ради проведывания воды, и как возвратился назад, между тем многократно из пушки з брегантина от г-на капитана палили ради бота «Большерецка», ответу не получили и от того времени ево не видали. И между теми островами штилевали до утра, то есть 4 числа июля месяца. И пополуночи в 7 часу прислан к нам з брегантина ялбот, на котором привезли 14 бочек простых и 6 весел ради гребли, и по приказу де г-на капитана Шпанберха велено нам итти на дупель-шлюпке к берегу ради наливания воды. И следуя тому приказу, закрепили мы все парусы и пошли на гребях и бучиром, и в 12 часу подошли мы блис берегу на глубину 14 сажен и легли на якорь, грунт – песок мелкой, и отправили на 2-х ялботах на берег ради наливания воды. А брегантин «Михаил» остался на якоре при том месте, отколе мы пошли к берегу. И лежали мы на якоре близ берегу почти сутки, докамест водою наполнили все бочки. И как изправились и пришли к брегантину, на котором г-н капитан, и присланные их бочки, налитые водою, отправили к ним на судно.

И от того места паки пошли з благополучием в путь свой только на двух судах от 6 числа июля месяца того ж 739 году. И шли на ZW, и паки стал быть туман, то шли чрез барабанной бой и пушечную пальбу, и ходу нашего было мили с 3 или 4 галанских. И потом малое число туман поднялся, увидели мы остров, остовой ево угол OtZ½Z W угол ZtW½W расстоянием милях в 2-х галанских, а погода стала быть мрачная, ветр тихой. И легли мы на якоря на глубине 11 сажен, грунт – песок мелкой, и потом стал быть туман сильной с мокротою. И через 12 часов ложились и с якоря сымались 3 раз, потому что в тумане итти опасно, а по лоту глубина 9 и 8, даже и до 6 сажен. И потом паки стало быть мрачно, а туман поднялся, усмотрели мы идущую к нам байдару или лотку о шти веслах от того острова. И подошед к нашему судну, имели разговор, токмо как мы, так оне между собою языку не знаем, и потом погребли назад, то г-н капитан Шпанберх посылал к ним ялбот, на котором ялботе ездил мичман Шельтинг для приласкания с подарочными вещами тамошнаго народу и оттоле возвратился назад и с теми обыватели на [204] двух байдарах. И будучи на брегантине, помянутые тех островов обыватели, паки возвратились назад, а мы, подняв якори, и стали лаверить, и от 6 часа даже до 10 ходили между островами в туманах, к тому ж и штили великие, а место по бросании лота весьма мелко и ходить опасно.

И от того места отошли на румб NOtO¾ миль с 11 галанских и увидели землю промежду туману на румб NO½O в растоянии, например, от нас в 2-х милях галанских и стали лаверить; а в тумане того острова не видно, токмо ходим, смотря по глубине воды, и по сигналам изправляем в ответ брегантину, на котором г-н капитан, барабанной бой и пушечную пальбу, а продолжалось время между тем до 15 числа июля месяца за такими сильными туманы и безветрием.

И от того места шли мы ZW с 22 мили галанских, и как туман прочистился, то увидели мы землю растоянием от нас милях в 3-х галанских или больше, а начало ее показалось от N даже до NW, а потом от NWN даже до ZWtW, а между тем якобы пролив. И как мы осмотрелись, то паки ветр затих и покрыло туманом и в том тумане ходили мы на лаверах двои сутки, опасаясь того места. К тому ж объявил нам г-н капитан чрез трубу (на словах), дабы мы от него не отлучались, а я де признаваю месту сему быть именуемой Матмай. И как туман очистился, то усмотрели мы ширину того места 41° и 19', а продолжалось время до 22 числа июля месяца, и ходили мы в том месте еще двои сутки, забирались на остовую сторону, а ветр потих, и погода стала быть мрачная. И в то время послан был с брегантина ялбот на берег ради проведывания, и потом увидели мы идущие 4 судна от Z под парусами. И в то время на брегантине «Михаиле» подняли флагшток и выпалили из пушки, чтоб ялбот возвратился назад. А мы лежали почти на дрейфе, и как ялбот возвратился, то мы наполнили все парусы и пошли от берегу под парусами и на бучирах, и как отошли с милю или 1½ галанских, а по пеленгам помянутой тот Матмай остров от нас остался N ево угол NWtN милях в 3-х галанских, Z угол – ZtW½W милях в 4-х. А идущие те суда прошли позади наших судов блис берегу и от наших судов не в дальном растоянии, и те суда подобны нашим галерам, точию у них прямые парусы. И потом еще судно показалось от N-вой стороны и в той стороне, видно, была земля. А за мраком погоды подлинных пеленгов взять было не видно.

И от того времени шли мы на NО з 24 мили галанских до 28 числа июля месяца и легли на дрейф. И взят я был на брегантин «Михаил» к г-ну капитану, а к нам прислан был на судно камисар Ивашкин, чтоб ему забрать от нас с судна подарочные вещи и подлекаря Гинтера с медикаменты, да в то ж время взяли от нас воды 4 бочки. И как исправились и возвратился я назад на свое судно, то наполнили парусы и пошли в путь свой по-прежнему, а ветру почти не было, и шли мы на гребях, и туман был сильной с мокротою. И от того времени шли мы за брегантином чрез пушечную пальбу сутки и, как увидели землю, лежащую от нас на румб N растоянием мили с 3 галанских, и от того места следовали на OtN мили с 4 галанских и паки пошли на NOtO за брегантином «Михаилом». И от того времени не стало быть видно ево и чрез 10 часов выпалили мы из пушки 12 раз, ответу не получили, и сверх того палили многократно – ответу нет, и более того и впредь не слыхали, да и судна брегантина не видали, на котором был главной командир г-н капитан Шпанберх. А к тому ж стало быть в ночь против 1 числа августа месяца, и стал быть гром, молния и дождь, а больных служителей в то время было у меня, кроме умерших, 14 человек, а достальные едва ходили. И от того времени шли мы до Камчацкой земли, свету, ни земли за туманами не видали, також и в воде немалую нужду принимали, и ежели б не дождевые капли с парусов збирали, то б почти и все не воскресли. А по правому румбу держали мы от того места до устья Большей реки, как остались от г-на капитана Шпанберха, румб NNO 2°33' к О, точию помощию всещедрого бога дошли до Большерецкаго устья августа 31 числа и за противным ветром в устье войти не могли и легли на якорь в 2-м часу пополудни на глубине 6 сажен, грунт – песок мелкой. А в 10-м часу пополудни пришел от W-й стороны великой шквал и подорвало канат, то мы бросили другой якорь, да на помощь ему на прежде подорваной канат привезали дрек и бросили. И стояли на том якоре и дреке от 10 часу пополудни до 4 часу пополуночи, а в 4 часу у помянутого дрека подорвался канат, и остались мы на одном якоре. И в 8 часу пополуночи усмотрели мы, хотя еще ветр и не пуще затих и волнение в устье великое, токмо вода стала спиратца, а стоять более опасны, для того что конаты [205] рвутца, то мы стали подвертывать якорь, и как пришел шташвис, то и тот канат подорвался, и все три якоря остались в море.

А мы роспустили надлежащие парусы и вошли в большерецкое устье благополучно, но токмо остановитца в удобном месте было не на чем, не осталось у нас, кроме дрека однопуднаго, и посадило нас на лайду, и стояли мы на лайде двои сутки, доколе могли достать фартунские 2 2 якоришка и на тех оттянулись на прибылой воде на удобное место. И потом требовал я от Большерецкой приказной избы на помощь ис служилых людей, которые прежде были на преждебывшем судне «Фартуне» в числе матроз, и по тому моему требованию прислано 7 человек. А которые якоря остались в море на устье Большей реки, то, изождав благополучное время, подштюрман Емельян Родичев сентября 7 числа ездил на ялботе пополуночи в 7 часу, а назад возвратился пополудни в 3 часу и привез два становых якоря, а в реке сыскать не мог. И от того времени, по исправе нашей, вышли мы из устья Большей реки, забрав всех больных служителей с берегу на судно, з благополучным ветром сентября 9 числа 739 году и держали румб к ламскому устью NWtW 3° и 28' к N. И того ж сентября 18 числа достигли мы ламскую землю благополучно, х которой подошли блиско, и опознали то место против речки Ини, и поворотили к W. И того ж сентября 19 числа пополудни в 6 часу пришли мы к Марикану блис охоцкаго устья, а ветр был сильной, х тому ж и туман с мокротою, и к устью охоцкому итти блиско опасно, потому что берег закрыло туманом, да и ночь наступает, а на якорь стать нельзя – конаты ненадежны. И для того легли мы на дрейф, чтоб чрез ночь время продолжить. И в ту ночь востал сильной ветр от стороны ONO и волнение жестокое, и пронесло нас в уцкую сторону, и носило несколько дней. И в том мы волнении и великих штормах претерпевали немалую нужду, почти отчаяли живот свой, и между тем видно было нам, что по всему тому берегу хребты и продчие места покрыло снегом, то мы, положась на волю божью, опустились паки на Большую реку, спасая живот свой, октября 2 числа, того ради, что правианту нет, да и воды почти малое число, а к желаемому месту не допускают противные ветры. И от того места держали мы курш к большерецкому устью ZOtO 3°28' к О и божеским споможением дошли мы до большерецкаго устья того ж октября 8 числа и вошли в устье пополудни в 6 часу благополучно.

И в бытность нашу при Большерецком остроге претерпевали немалую нужду в пропитании, того ради что и рыбными кормами весьма было скудно. Покупали рыбы юколы пуд по шти и по осьми рублев, и для пропитания служители в зимнее время разосланы были по разным иноземческим острогам, кроме определенных на карауле у судов. А сего 740 году, дождав благополучнаго времени, вышли из большерецкаго устья июня 25 числа и держали курш NWtW и пришли против охоцкаго устья в ночь против 5 числа июля месяца, а на якорь стать не посмели, потому что конаты весьма безнадежны. И чрез ту ночь пронесло нас к урацкому устью и оттоль возвратились назад, дождав благополучного ветру. А в охоцкое устье вошли с помощью божиею июля 9 числа пополудни в 6 часу благополучно. А журнал о том нашем пути прописываетца в прошнурованную книгу и затем ныне изправить, також и карту и при сем репорте вашему высокоблагородию и предложить не исправились и, как журнал исправим, и объявим при особливом репорте.

И о вышеписанном ваше высокоблагородие соблаговолите быть известны.

Мичман А. Шхельтинг.

ЦГАВМФ, ф. 216, oп. 1, д. 43, л. 166-170. Подлинник 3. [206]


Комментарии

1. См. док. № 117.

2. Т. е. с судна «Фортуна».

3. Копия документа со значительными разночтениями, без даты опубликована в сборнике «Экспедиция Беринга», с. 234-239. В заголовке опубликованного документа автор указан неправильно – А. Шпанберг.

Еще больше интересных материалов на нашем телеграм-канале ⏳Вперед в прошлое | Документы и факты⏳

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2024  All Rights Reserved.