|
№ 123 1740 г. апреля 17. – Письмо А. И. Чирикова адмиралу Н. Ф. Головину о возможности исследования северо-западных берегов Америки на бригантине «Архангел Михаил» летом 1740 г. Высокосиятельнейший граф, премилостивый государь Всепокорнейше перед сим последнее писал я до вашего высокографского сиятельства декабря 20 дня 1739 году, а чрез сие нижайше доношу, что сего года в лете доле Камчатки итить мы надежды не имеем, понеже на сани и на фундамент для спуску пакетботов 1 лесу не стало, а требует мастер 200 бревен, которых до половины майя месяца получить неможно. Чего ради помня, как мне в Колегии объявлена была инструкция 2, предлагал словесно в разсуждение г-ну капитану-камандору – не отправить ли меня на брегантине, на которой Шпанберх ходил, осмотреть места, лежащия от Камчатки меж норда и оста против Чукоцкого Носа, и протчия западной стороны Америки. И оной брегантин осенью возвратитца к Охоцку для следования Шпанберху в ево экспедицию, ежели оная возобновитца. А хотя б оной брегантин и не возвратился в Охоцк осенью, то можно ему, Шпанберху, приттить на Камчатку и на других судах, на боте «Гавриле» и на новопостроенном при Охоцке галиоте и на малом большерецком судне 3 и при Камчатке взять брегантин в путь свой. А г-ну капитану-командору следовать бы нынешним летом с обеими пакетботы до Камчатки, а впредь будущей 741 году [в] лето следовать бы ему, г-ну капитану-камандору, и мне при нем от Камчатки к местам, лежащим от Камчатки меж зюйда и оста, чрез что, я чаю, было б поспешение ко окончанию экспедиции нашей годом. Точию сего учинить г-н капитан-камандор не смел, объявляя, что оное з данною инструкциею не согласно. А на пакетботах отправлению нашему учинили мешкоту и бывшия здесь в настоящую весну необычайные непогоды и нападшия глубокия снеги. Вашего высокографскаго сиятельства премилостиваго государя всепокорнейший слуга Алексей Чириков. Охоцк. ЦГАВМФ, ф. 230, oп. 1, д. 30, л. 109, 114. Подлинник. Опубл.: Экспедиция Беринга, с. 324-325. [196] Комментарии1. Речь идет об однотипных пакетботах «Св. Петр» и «Св. Павел», предназначенных для путешествия к берегам Америки. Пакетботы были построены в Охотске в 1740 г. мастерами А. Кузьминым и Рогачевым и имели длину 24,4, ширину 6,7 и глубину трюма 2,9 м. В 1741 г. «Св. Петр» разбился у о-ва Беринга (Веселаго Ф. Ф. Список русских военных судов... с. 712-713). 2. См. док. № 85. 3. Галиот «Охотск» и шлюп «Большерецк». |
|