Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

№ 3

1714 г. июля 3.Наказная память якутского воеводы полковника Я. А. Ельчина служилому человеку К. Соколову, кормщику Я. В. Невейцыну, пятидесятнику М. Кривоносову о поиске морского пути на Камчатку и описании открытых земель

Лета 1714, июля в 3 день, по указу великаго государя царя и великаго князя Петра Алексеевича, всеа Великия и Малыя и Белыя России самодержца и по приказу полковника и воеводы Якова Агеевича Ельчина да дьяка Ивана Татаринова память Якуцкаго города служилому Козьме Соколову, да мореходцем, кормщику Якову Невейцыну, да служилым Михаилу Кривоносову с товарищи.

Итти им из Якуцка в судах реками: Леною, Алданом, Маею, Юдомою до Креста, а от Креста чрез волок до реки Урака и тою рекою Ураком до Охоцкого острогу и до Ламского моря днем и ночьми, везде не мешкая ни малого времени, чтоб до Охоцкого острогу дойтить нынешним летним путем. Для того в прошлом 713 году июля в 26 день в указе великого государя за рукою Сибири губернатора князя Матвея Петровича Гагарина в Якуцкой в приказную полату написано: по его, великого государя, имянному указу велено послать из Якуцка на Камчатку сына боярского да с ним служилых 12 человек, прося от господа бога помощи, для проведывания чрез Ламское море камчацкого пути. И по тому великого государя имянному указу послан в тое службу их, детей боярских, Иван Сорокоумов с товарищи 1. А в нынешнем 714 году маия в 23 день в указе великого государя за рукою губернатора князя Матвея Петровича Гагарина в Якуцкой написано: посланы из Тобольска в Якуцкой мореходцы и плотники для строения морских судов – Яков Невейцын с товарищи 7 человек – для проведывания прямого ходу чрез Ламское ж море на Камчатской Нос и, построя суды к морскому ходу, также с Камчатки чрез Ламское море тем же путем велено итти в Охоцкой острог.

И по тем вышеписанным великого государя указом ему, Козьме Соколову, с мореходцы и с плотники, и с служилыми людьми, которые написаны под сим наказом, итти из Якуцка вышеписанными реками до Ламского моря днем и ночьми, у Ламского моря, усмотря к морскому ходу для строения лесных угоден, построить теми присланными плотники морские суда и, прося от господа бога помощи, с теми мореходцы и с плотники, и с служилыми людьми итти чрез Ламское море на Камчатской Нос без всякого одержания. И естли содетель Христос бог наш помилует и перейдете на Камчатку, то, не медля многово времени, взяв на Камчатке ведение от государевых людей, из камчатских острогов итти тем же путем на Ламу и в Якуцкой. И естли по милости божией возвратятся в целости, то зело по его, великого государя, милостивому обещанию пожалованы все будете великою его царского величества милостию и переменены чинами, и повышены многим числом, окладами и дачею в приказ его, великого государя, жалованья, и богатством будете уснабждены. Буде же по воли Христа бога нашего в той посылке и кончину животу своему примете, надеяние на него, содетеля всех Христа бога нашего, что он, содетель наш, даст вам во оном веце живот вечный; предела сего смертнаго никая плоть минути не может, и о сих посланных всегда просити будет церковь божия, чтоб, прося себе от Христа помощи, шли в тот путь по повелению его царского величества без всякого сомнения, а надежду б имели, что он, всего содетель, не [25] оставит вас своего ради имени. А оставшие жены и дети не будут оставлены, по указу его царского величества уснабжены будут.

И по его, великого государя, указу велено дать вам в Якуцком для того морского ходу и по росписи мореходцев: Якова Невейцына с товарыщи, всякие судовые морского ходу припасы, и порох, и свинец. А какие припасы и много ли пороху и свинцу, о том написано в росписи, ниже сего. А те припасы и порох, и свинец велено до Охоцкого острогу везти того Охоцкого острогу прикащику с служилыми людьми, чтоб отнюдь нигде никакой остановки не учинить, и итти в тот камчатской путь чрез Ламское море без всякого сомнения. А буде вы в том пути учнете нерадение и мешкоту чинить для каких своих прихотей или, не хотя великому государю служить, в тот путь вскоре не пойдете, или, не быв на Камчатке и не взяв на Камчатке от государевых людей ведения, возвратитесь, и за то вам по указу великого государя быть в смертной казни без всякого милосердия и пощады, потому что сия посылка и служба вам учинена по его царского величества имянному указу и денежное, и хлебное, и соляное жалованье дано вам полное. А буде Иван Сорокоумов чрез Ламское море с служилыми людьми не пошел, и вам посланных с ним служилых людей и всякую казну и припасы у него, Ивана, принять, а ему, Ивану, с той службы отказать, и взяв тех служилых с посланными с нынешними служилыми и с мореходцы, и с плотники, в тот назначенной камчатской путь чрез Ламское море иттить всем без всякого медления. К сей памяти великого государя царя и великаго князя Петра Алексеевича, всеа Великия и Малыя и Белыя России самодержца, печать.

Да тебе же, Козьме, с товарыщи, как вы пойдете от Охоцкого морем на Камчатской Нос, много ли дней или недель до того Камчацкого Носу пойдете и в том морском пути буде явятца какие жилые острова: те люди какой веры, и под чьим владением, и какую битву и богатство имеют, также буде явятца пустые острова, много ли по смете мерою и какой зверь описывать имянно и чинить чертеж всему. А по возвращении с той Камчацкой земли итти в Якуцкой и те описные росписи и чертеж подать в приказной полате 2.

Роспись мореходцах, и плотником, и служилым людем.

Матрос Андрей Яковлев сын Буш, Яков Невейцын, Никита Тряска 3.

Плотники: Кирило Плоских, Варфоломей Федоров.

На Ламе построя морския суды, плотников Ивана Каргапола, Михайла Кармакулова отпустить в Якуцкой.

Служилые люди: пятидесятник Михайло Кривоносов (за сим имена 12 человек) 4.

Роспись морского ходу судовым припасом: якорь железной весом 5 пуд, якорь железной весом 4 пуда, якорь железной весом 3½ пуда; 600 аршин на парус холста тонкого; 4 спуска снастей мерою по 110 сажен, спуск 90 сажен, весом всего 20 пудов 20 фунтов; 5 спусков тонких веревок мерою 110 сажен, весом 16 пуд 10 фунтов; 2 спуска по 110 сажен, весом 4 пуда, на фонари и на компасы 15 фунтов слюды; 4 человеком дано 4 пищали, по 1½ рубля пищаль; пороху 1 пуд 20 фунтов; свинцу 3 пуда 2 фунта; 8 напарей больших и средних, 9 топоров, 4 долота, 2 пазника, 3 теслы, 5 скобелей, 20 сверл, 4 кляпика, 3 пилы круглые, 28 ведр смолы.

Памятники Сибирской истории XVIII в. СПб., 1885, кн. 2, с. 37-40.


Комментарии

1. Организация экспедиции под руководством приказчика Удского острога И. Сорокоумова была одной из попыток отыскания морского пути на Камчатку. Походы из Якутска в Большерецкий острог к тому времени стали обычными, однако сухопутный путь вдоль побережья Охотского моря в обход Пенжинского залива был труден и длителен. Открытие морского пути на Камчатку становилось для России жизненно необходимым. Отсюда открывалась возможность плаваний по Тихому океану в поисках новых земель и приведения в подданство России новых народов, платящих ясак в российскую казну. 17 марта 1710 г. сибирский губернатор М. П. Гагарин предписал якутскому воеводе Д. А. Траурнихту: «С Ламы проведывать чрез море путь на Камчатку» (Памятники Сибирской истории XVIII в. СПб, 1885, кн. 2, с. 522). В 1711 г. охотский приказчик П. Гуторов, посланный Траурнихтом, добравшись до Тауйского острога, пытался достичь Камчатки морем. На ботах-однодеревках, совершенно не приспособленных к дальним морским плаваниям, путешественники дошли до устья р. Иглигак (ныне р. Сиглош), где и закончилось неудавшееся плавание.

Поход И. Сорокоумова на Камчатку осуществлен не был. Руководитель похода был выбран неудачно. Достигнув Охотского острога, он проводил там время в полном бездействии, предаваясь пьянству и грабежам, за что в 1714 г. был заключен в Якутский острог, где и умер в 1718 г. Команда И. Сорокоумова в 1714 г. была отправлена в Анадырский острог (Алексеев А. И. Охотск – колыбель русского Тихоокеанского флота. Хабаровск, 1958, с. 26-28).

2. Все прежние попытки достичь Камчатки морем (см. примеч. № 1) были обречены на неудачу, что, помимо различных других причин, объяснялось также и отсутствием опытных мореходов, кораблестроителей, мореходных инструментов. Поэтому при организации новой экспедиции по приказу Петра I из Петербурга в Охотск были посланы опытные мореходы – выходцы из Архангельска, которые прибыли в Якутск 23 мая 1714 г. 3 июля 1714 г. якутский казак К. Соколов, назначенный начальником экспедиции, с командой отправился из Якутска в Охотский острог. Здесь, в 75 верстах вверх по течению р. Кухтуй, было выбрано место для закладки судна типа северных мореходных лодий. Постройкой руководил К. Плоских, в мае 1716 г. лодью спустили на воду, дав ей название «Восток». Судно было прочным, хорошо держалось на волне и слушалось руля. Длина его составляла 8½ сажень, ширина – 3 сажени, осадка с полным грузом 3½ фута. Лодья была значительно мореходнее, чем строившиеся здесь до того кочи и боты-однодеревки. Это было первое морское судно, созданное русскими мастеровыми на Дальнем Востоке, а Охотский острог стал родиной отечественного флота на берегах Тихого океана. В июне 1716 г. экспедиция в составе 27 человек во главе с К. Соколовым и мореходом Н. М. Треской отправилась в плавание. При попутном ветре дошли до устья р. Тигиль, но высадиться на камчатский берег не удалось, сильным штормом судно было отнесено к Охотскому побережью. Вскоре было предпринято второе плавание. Путешественники благополучно добрались до р. Тигиль и обследовали ряд мест на берегу Камчатского полуострова. Перезимовав на Камчатке, в обратный путь отправились в мае 1717 г. Затертый льдами на четвертый день плавания «Восток» более пяти недель дрейфовал по Охотскому морю. Только в июне 1717 г. лодья достигла берега между р. Олой и Тауйским острогом и стала на якорь для кратковременного отдыха команды, измученной голодом и борьбой со льдами. В Охотск пришли 8 июля 1717 г.

Итогом плавания лодьи «Восток» под командой К. Соколова и Н. М. Трески явилось открытие морского пути из Охотска на Камчатку (Алексеев А. И. Охотск – колыбель русского Тихоокеанского флота, с. 28-32).

3. Правильно: Никифор Треска.

4. Так в документе.

Еще больше интересных материалов на нашем телеграм-канале ⏳Вперед в прошлое | Документы и факты⏳

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2024  All Rights Reserved.