Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ КАРТ

№ 1. Эскиз карты, который Гильом Делиль, первый географ короля и (Французской) Академии Наук, присоединил к своему мемуару, представленному двору в 1717 г., относительно Западного моря.

На этой карте нанесено фантастическое «Западное море», соединенное фантастическим же проливом с Тихим океаном. Это «Западное море» впервые было помещено Гильомом Делилем на рукописном глобусе, который он представил в 1697 г. канцлеру Бушера.

Данная карта была приложена к второй части пояснений, приложенных к мемуару, представленному в Академию Наук Филиппом Бюашем 9 августа 1752 г. (Карта под № V в мемуаре). Печатная.

Картографический отдел библиотеки Московского Главного архива МИД, Карты Иркутской губернии, № 52, л. 6.

№ 2. Две карты на одном листе. Слева: «Воспроизведение карты, опубликованной в Нюренберге и представляющей одну из первых идей, которая оформилась относительно Камчатки и окрест лежащих мест».

Эта карта, названная «нюренбергской», хотя и была издана в Нюренберге, но по существу является русской картой, составленной на основании данных И. Львова, С. Ремезова и других и пересланной в Нюренберг Иоганну Гоману Яковом Вильевичем Брюсом по распоряжению Петра I. Об этой карте см. А. В. Ефимов, «Из истории великих русских географических открытий», М., 1950, стр. 112-113.

Карта справа, под названием: «Вид на льды, посреди которых рыбный промысел, который производится на северо-востоке Азии. Извлечение из карты Российской империи на русском языке Филиппа Бюаша в 1753 г.» В этом заглавии редакция дана такая, которая позволяет считать Филиппа Бюаша не только публикатором, но и автором «карты на русском языке» и умолчано о том, что воспроизводится русская карта Кирилова, сделанная на основании результатов первой экспедиции Беринга, с использованием карт этой экспедиции.

Филипп Бюаш в легенде карты делает ссылку на последнюю главу книги: «Путешествие Избранта Идеса» и на книгу о путешествии Филиппа Авриля, стр. 211, а также на пояснение к его собственному Филиппа Бюаша, мемуару, прочитанному в Академии Наук 9 августа 1752 г., под названием: «Замечания географические и физические»...

Эта карта приложена к мемуару Филиппа Бюаша от 9 августа 1752 г., под № IV. Под картою (ниже рамки) надпись: «Опубликована с привилегией Академии Наук 7 июля 1753 г.» Печатная.

Там же, № 52, л. 5. [542]

№ 3. Карта Дежнева-Миллера.

Карта опубликована впервые А. В. Ефимовым в работе «Из истории великих русских географических открытий», Географгиз, М., 1950, стр. 69.

Анализ этой карты повторен в тексте вводной статьи к данной публикации. Рукописная.

Там же, № 11.

№ № 4, 5. Карта № 4 под названием: «Карта воденого пути от города Якутска до Юдомского креста. Сочиненная по реке Лене и Алдану по Майское устье с журнала лейтенанта Лаптева, а по реке Мае и Юдоме до Юдомского креста з журнала, содержанного подканштапелем Качиковым и подшхипером Хотяинцовым, под присмотрением капитана Чирикова по приказу его ж, Чирикова, штюрманом Авраамом Дементьевым в 1737 году в феврале месяце».

Карта № 5 дает несколько уменьшенную копию карты № 4, иллюминованную, с надписями латинскими буквами. Однако слова русские, например: «анбар на перевозе Вельском» или: «Усть-майская пристань».

Обе эти карты представляют интерес не только потому, что они выполнены под руководством замечательного русского ученого-географа и мореплавателя Алексея Ильича Чирикова, но и потому, что они, хотя и относятся к несколько позднейшему времени, но дают схему одного из основных путей из Якутска к побережью Тихого океана. Данная карта дает схему пути от Якутска через Алдан, Маю и Юдому, т. е. один из южных вариантов пути от Якутска к побережью Охотского моря и Тихого океана.

Непосредственные сношения Дежнева из Анадырска с Якутским острогом шли через Анюй к Нижне-Якутскому острогу, а затем из устья Колымы морем до Ленского устья и вверх по Лене до Якутска.

Там же, № 34. Рукописные.

№ 6. Геометрическая карта открытий адмирала де Фонте и его капитана Бернарда, сопоставленная с системой английской карты, опубликованной писателем с корабля «Калифорния».

Вычерчена и представлена в Академию Наук Филиппом Бюашем. Гравировал Бюанисен. Оттиск из мемуара Академии Наук, от 9 августа 1752 г. Карта под № 111. Опубликована в Париже 6 сентября 1752 г. от имени [Французской] Академии Наук на Ке де Л’Орлож.

Карта характеризует антинаучные представления западно-европейской картографии о северо-западной части Северной Америки и в то же время иллюстрирует использование западно-европейской картографией карт первой экспедиции Беринга и атласа Российской империи Кирилова, без упоминания об авторстве этих карт. Печатная.

Там же, № 52, л. 4.

№ 7. Карта открытий адмирала де Фонте на основании английской карты, составленной писателем с корабля «Калифорния» во время путешествия в Гудзоновскую бухту, с нанесением земель, виденных и открытых русскими, и сопоставленная с результатами [знания] ХVI и ХVII вв. об Анианском проливе.

Вычерчена Филиппом Бюашем, первым королевским географом и Академии Наук. Опубликована от имени королевской [Французской] Академии Наук. Гравировал Бюанисен. Карта помещена в мемуаре, прочитанном в Академии Наук 9 августа 1752 г., под № II. Печатная.

Там же, № 52, л. 3.

№ 8. Карта новых открытий между восточной частью Азии и западной частью Америки с изображением Большой земли, открытой русскими в 1741 г. и «Западного моря» и других морских сообщений.

Вычерчена Филиппом Бюашем, первым королевским географом, представлена в Академию Наук 9 августа 1752 г. и одобрена на ее собрании 6 сентября, в Париже на Ке де Л’Орлож. (Карта под № I в мемуаре). Печатная.

Там же, № 52, л. 2. [543]

№ 9. Карта земель в прилежащих к Японии местах, или северо-восточной части Азии и северо-западной Америки. Извлечение из одной японской карты мира, доставленной в Европу Кемпфером. Хранится в (собрании) Ле Кабине де Фе мистера Ганса Слоона, президента королевского общества в Лондоне.

Заглавие нижней карты: Карта вновь открытых земель на севере Южного моря как у Азиатского побережья, так и у побережья Америки. Воспроизведена по карте, представленной в Академию Наук в августе 1762 г. с показанием пути китайцев в Америку в 458 г. нашей эры. Нанесена на основании географических сведений, которые м-е де Гюи извлек из китайских анналов. Филипп Бюаш.

Карта приложена к мемуару, прочитанному в Академии Наук 9 августа 1752 г., под № VI. Печатная.

Там же, № 52, л. 7.

№ № 10, 11. Карты воспроизводят оригиналы карт, подготовленных к изданию Российской Академией Наук на французском и русском языках. Эти карты являются оттисками с резных досок 1754 г.

Карта 1754 г. на русском языке опубликована впервые А. В. Ефимовым в работе «Из истории великих русских географических открытий», Географгиз, М., 1950, где дан анализ этой карты.

Эти карты составлены под руководством Г. Ф. Миллера, причем Чукотский полуостров на них показан на основе сведений Дежнева. На черновике карты (карта № 10) имеется собственноручно сделанная Миллером надпись, на трассе пути Дежнева и его спутников об этом походе. Карты Академии Наук составлены без учета данных, нанесенных на карты Чирикова 1746 г., т. к. в то время карты Морской Академии, составленные А. И. Чириковым, являлись секретными.

Карта № 10 представляет не имеющий заглавия корректурный оттиск с собственноручной правкой Ф. Г. Миллера. Она находится в Картографическом отделе библиотеки Московского Главного архива МИД, Карты Иркутской губернии, № 50/4.

Карта № 11 имеет заголовок (на французском языке): Новая карта открытий, сделанных кораблями русских у неизвестных берегов Северной Америки с прилежащими странами. Начерчена на основании аутентичных мемуаров участников этих открытий и на основе других сведений, которые обосновываются в отдельном мемуаре. В Петербурге, в императорской Академии Наук 1754 г. Эта карта воспроизводит уже типографским способом правку, сделанную Миллером. Находится там же, № 50/2.

№ № 12, 13. Карта № 12: «Восточная часть Якуцкого уезда. Соч[инил] И[ван] Трускот».

На карте даты нет, она была издана Академией Наук отдельным оттиском в 1772 г. Вырезана И. Кувакиным. На ней в отношении Чукотского полуострова воспроизведена традиция Дежнева — Миллера.

Карта № 13 отличается от № 12 тем, что на ней надписи даны на латинском языке.

Там же, № 9. Обе карты печатные.

№ № 14, 15. Карты № № 14 и 15 мы определяем, как карты, составленные лейтенантом Синдом. Эти карты относятся к 60-м годам ХVIII в. Заглавие карты № 14: «Карта новаго Северного архипелага, изобретенного российскими мореплавателями в Камчатском и Анадырском морях». О другой карте Синда см. Географический департамент Академии Наук ХVIII в., под ред. проф. А. И. Андреева, М.-Л., 1946 г., стр. 292-293.

По этой карте воспроизведена традиция Дежнева — Миллера (в отношении Чукотского полуострова).

Карта № 15 — на французском языке, с некоторыми отличиями в очертании Чукотского полуострова. Обе карты печатные. [544]

№ 16. Текст заглавия карты поврежден. В «Реестре географическим атласам, планам», составленном в 1816 г., дополненном в 1877 г., заглавие дано так: «Карта реки Анадыри с около лежащими местами, также Чукотской землицы и части Северной Америки». Карта рукописная. 2 экз. Один экземпляр новее и копирован в 1765 г. при Адмиралтейств коллегии». Вариант этой карты описан в издании «Географический департамент Академии Наук» ХVIII в. под ред. проф. А. И. Андреева, М.-Л., 1946 г. стр. 291-292. Карта связана с походами Павлуцкого.

Данная карта уже представляет собою некий отход от традиции Дежнева — Миллера, являясь попыткой дать более конкретное, точное очертание Чукотского полуострова. На ней нанесено пять Медвежьих о-вов. Имеется ссылка на морское путешествие из устья Анадыря к Берингову о-ву купцов Новикова и Бохова в июле 1748 г. Вместо традиционного названия «Большая земля» указано: часть Северной Америки. Заглавие карты нанесено с нарушением географического ориентира. В издании «Географический департамент» карта датируется первой половиной ХVIII в. Мы полагаем, что она относится к 60-м годам ХVIII в. и связана с «секретными вояжами» этих лет на Медвежьи о-ва. Рукописная.

Там же, № 25.

№ 17. Карта северной части Тихого океана от 26 апреля 1767 г., составленная вицеадмиралом Алексеем Ногаевым.

На карту нанесены итоги открытий обеих камчатских экспедиций, походов казака Пономарева на Алеутские острова 1758-1762 гг., устюжского купца Василия Шилова туда же 1763-1766 гг. и по картам, сочиненным на основании «новейших китайских (хинских) описаний». Текст надписи на территории Аляски свидетельствует об использовании составителем данных карты Якутского дворянина Ив. Львова 1711 г. Рукописная.

Там же, № 58.

№ 18. Карта 1769 г. с дополнительно нанесенными маршрутами походов 1770-71 гг., составлена сибирским дворянином Николаем Дауркиным. Она дает иное, по сравнению с традицией Дежнева — Миллера, более совершенное изображение Чукотского полуострова.

К карте дана экспликация: «Экспликация вновь сочиненная в 769-м году сибирским дворянином Николаем Дауркиным, следования ево пути от устья реки Колымы лежащему левой части матерому берега морского от речки Убиенной чрез речки Конковой, Большой Чукоцкой и подле озера Хомучева, где поставлен маяк построения Лаптева. А оттоль пошли к устью речки Якуцкой. Оттоль спустились на море и шли подле берега льдом той же левой части до устья речки Крестовки; по оному разстоянию утесы большия, а в-ыных местах берега глаткие; от оной поворотили направо на первой остров под № 1-м, Медвежей. От того первого на второй под № 2-м. Со втораго на третей под № 3-м. На оном старая крепосца построенная из дикого серого камня, незнаемых людей. С третьяго на четвертой под № 4-м. С четвертого на пятой под № 5-м. На оном крепосца ж деревянная развалившаяся незнаемых же людей. И на оном пятом острову лайда, а по руски зоветца пересыпь, промеж островами, и оная ж бывает сухая, а потопляет в полноводие. И на оныя острова посланными господами тремя прапорщиками вдоль и поперег были вымериваны, о чем на учиненной ими карте означено. Со оного пятого острова пошли на север и шли несколько разстояния, принудило за тонкостию льдов обратно возвратитца на тот же пятой остров. А с того острова пошли обратно на 4-й остров, с того на 3-й, а с третьяго на 1-й, с первого на устье речки Крестовой. А от устья речки прежним путем в Нижнековымской острог прибыли. [545]

А которые дороги на карте значат первой путь под № 1-м, обратной под № 2-м.

Пошли в другой раз в 770-м году в марте месяце ис Ковымского острогу прежним путем до озера Хомычева до маяку, которой еще подалее немного озера; от того поворотили направо и вышли дни четыре на 5-й остров. С того острова пошли вдаль и шли дней с семь на север и воротились назад на тот же 5-й остров. А с того острова пошли к вышеписанному маяку прежним трактом и, прошед блиско с половину того пути, за поднявшеюся пургою к маяку не угадали и ушли повыше Ковымской каменного устья к маяку капитана Лаптева. От того чрез Ковыму и чрез острова. И пришли обратно в Нижнековымской острог.

А в 771-м году марте месяце пошли в третей раз ис Ковымского острогу прежним трактом до маяку, что повыше озера Хомучева. А от маяку пошли тем же трактом на остров 5-й. С того пошли в Чаунскую губу и шли несколько дней, и пришли непроходимым льдам и заломам пройти уже было не можно, и отворотили вправо к берегу называемому Баранову камню. От того шли подле берег еще вперед и шли несколько дней. За недостатком корму поворотили назад и пришли к вышеписанному Лаптеву маяку, что при устье Ковымы. От маяку пошли прежним трактом чрез острова в Ковымской острог, в которой и прибыли благополучно.

А оныя пути первой тракт значит под № 1-м, обратной — под № 2-м, второй — под № 3-м, обратной — под № 4-м, третей — под № 5-м обратной, а острова значат с надписью.

А 764 году он же, Дауркин, следовал по пути от устья реки Анадыря лежащему левой части матерого морскаго берега от устья Анадыря под № 1-м, оттоль пошли до большой губы Ночан под № 2-м, оттоль чрез ону губу Ночан ко острову Метчхину под № 3-м. Оттоль той же островом к урочищу Реткину, где имеетца глубокой пролив, под № 4-м. Оттоль чрез пролив Серцу Камню под № 5-м. Оттоль ездил по жилищам чюкоцким во все стороны под № 6-м.

Того ж 764 году до камня Изспукуля, а по чюкоцки Уныин, под № 7-м. Оттоль месяца апреля морем байдарами плыл на остров Иивугиен под № 8-м. Оттоль обратной путь камню Изепкую под № 7-м, оттоль Имтуну под № 9-м, оттоль Энмылену под № 10-м, оттоль Серцу Камню под № 5-м, оттоль Реткину под № 4-м, оттоль Мезчхину под № 3-м, оттоль чрез губу Ночан матерому берегу под № 2-м, оттоль на устье Анадырь под № 1-м. Оттоль от устья Анадыря до устья Краснина, где чюкчи приплывают байдарами для аленного промыслу и ясак российским платили, под № 16-м. Оттоль в острог Анадырской под № 17-м.

А что ж от одиннатцатого номера до пятнатцатого номера и положено, токмо еще в полону он не взят был в Россию, в тогдашнее время по тем номерам ево родственники возили в малых летах. Но оныя чукчи объявляют — от устья Анадырского до называемого до Большой матерой земли вперед и назат в одно лето обратитца можно нашими байдарами безопасности, что называетца Северная Америка».

Данный вариант карты публикуется впервые. О нем имеется упоминание, сделанное М. А. Баклановой .и А. И. Андреевым при обзоре рукописей Г. Ф. Миллера в издании Г. Ф. Миллер. История Сибири, т. 1, М.-Л., 1937, стр. 552, № 22

Ф. «Портфели Миллера», № 539, I, тетр. 1, лл. 20-20а. Рукописная.

№ 19 «Карта, сочиненная секретному вояжу от Нижне-Ковымской крепости до речки Крестовки, а от оной в море к пети Медвежьим островам». Соч. 1769 г.

Сведения о Медвежьих островах были получены впервые Михаилом Стадухиным в 1644 г. Стадухину не удалось достичь Медвежьих о-вов, но, расспрашивая «промышленных людей», он собрал сведения о наличии на острове снежных гор, водопадов и ручьев, причем считал, что этот остров является продолжением Новой Земли. (См. М. Н. Боднарский. Очерки по истории русского землеведения, т. 1, М., 1947, стр. 46).

В самом начале ХVIII в. казачий старшина Яков Пермяков видел [546] в плавании с Лены на Колыму Медвежьи о-ва или один из них. Якутский воевода Траурнихт в 1712 г. снарядил экспедицию Меркурия Вагина с вожем Яковом Пермяковым. Экспедиция эта не дала результатов, т. к. Вагин и Пермяков были убиты казаками. В 1720 г. промышленник Иван Велигин (Вилегин) совершил поездку по льду к устью реки Чукочьей к западу от устья Колымы на поиски Медвежьих о-вов и посетил Медвежий или Крестовский о-в, где видел следы пребывания человека. (См. М. С. Боднарский, там же, стр. 103).

Летом 1763 г. Федор Христианович Плениснер, прибывший в Сибирь с отрядом второй Камчатской экспедиции и участвовавший в качестве живописца в чине капрала в 1741 г. в плавании Беринга на судне «Св. Петр», затем, с 1780 г., находившийся в Анадырске в качестве «главного командира Чукотского полуострова и Камчатки», по распоряжению сибирского губернатора Ф. И. Соймонова произвел ряд картографических съемок. В частности, он направил в 1763 году в устье Колымы сержанта геодезии Степана Андреева. Андреев по льду на нартах видел к северу от Колымы пять островов, названных Медвежьими и составил журнал путешествия и карту островов. На этих же островах был дважды якут из Устьянска Этерикан или Атрикан в 1759 и 1760 гг.

На карте изображены Старый Нижне-Колымский острог, крепость Нижне-Колымская и весь район устья Колымы.

Из Нижне-Колымского острога вышли в свой исторический поход в 1648 г. Семен Дежнев, Федот Попов и их товарищи.

На карте, на правом берегу устья Колымы имеются надписи: «Казармы, построенные купца Шалаурова», выше: «Казармы, построенные господином флота — капитаном Лаптевым». Между этими надписями: «В (верхний) чукоцкой подъем», т. е. начало верхнего сухопутного пути на Чукотский полуостров.

Появление этой карты связано с поисками северо-восточного прохода, предпринятого по плану великого Ломоносова в 60-х годах ХVIII в. Мы имеем в виду секретные экспедиции Чичагова, а затем Левашова и Креницына. Кроме этих двух широко известных экспедиций в данной связи были предприняты секретные экспедиции на Медвежьи о-ва в 1762, 1769 и 1771 гг.

Карта публикуется впервые. Рукописная.

Картографический отдел Библиотеки Московского архива МИД, Карты Иркутской губернии, № 60.

* * *

Совокупность всех данных выше карт устанавливает, насколько прочно и долго держалась в картографии XVIII в. картографическая традиция Дежнева — Миллера в отношении северо-восточной оконечности Азии. Находка в архиве карты Дежнева — Миллера дала возможность проследить влияние географического открытия Дежнева на русскую и мировую картографию в течение целых ста лет после похода Дежнева и его товарищей.

Еще больше интересных материалов на нашем телеграм-канале ⏳Вперед в прошлое | Документы и факты⏳

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2025  All Rights Reserved.