|
№ 76 1647 (155) г. апреля 26. — Сказка служилого человека Михаила Стадухина о pp. Колыме, Чюхче, Анадырь и о населении по их берегам. |л. 240| 155-го апреля в 26 день в Якуцком остроге в съезжей избе воеводам Василью Никитичю Пушкину да Кирилу Осиповичю Супоневу, да дияку Петру Стеншину служилой человек, которой в прошлом во 154-м году ноября в 23-м числе в Якуцкой острог до приезду воевод Василья Никитича Пушкина с товарищы с Колымы реки з государевым с ясачным збором пришол, Михалко Стадухин в роспросе сказал: На Колыме де реке был он для государева ясачного збору 2 годы. А Колыма де река велика есть, с Лену реку, идет в море так же, что и Лена, пот тот же ветр, под восток и под север. А по той де Колыме реке живут иноземцы колымские мужики свой род оленные и пешие сидячие многие люди и язык у них свой. Да на той ж де Калыме в сторонней реке, прозвищем на Чюхче, а пала де та река Чюхча в море своим ж устьем с приезду по сей стороны Колымы реки. А по той де реке Чюхче живут иноземцы свой ж род словут чюхчи, так же что самоядь оленная, сидячие ж. И была де у него жонка погромная колымская ясырка именем Калиба, а та жонка жила у тех мужиков, у чюхчей, 3 годы, и она де ему сказывала, что на острову, которой в мори, идучи х той Колыме реке судами, на левой [222] руке. А учнет де тот остров объявливатца в море от матерой земли в виду на левой руке, идучи из Лены от Святого Носу, а к Яне де реке и от Яны к Собачье, а Индигирка тож, и от Индигирки х Колыме реке идучи, и гораздо тот остров в виду и горы снежные, и пади, и ручьи знатны все. А тот де остров Камень в мори пояс, они и промышленые люди смечают все то один идет, что ходят ис Поморья с Мезени на Новую Землю, и против Енисейского и Тазовского, и Ленского устья тот Камень та ж все одна, что называют Новою Землею. И те де чюхчи по сю сторону Колымы от своего жилья с той речки зимою чюхчи переезжают на оленех на тот остров одним днем. И на том де острову они побивают морской зверь морж, и к себе привозят моржовые головы со всеми зубами, и по своему де они тем моржовым головам молятца, а он де того у них моржового рыбья зубу не видал. А промышленые де люди ему сказывали, что они у тех чюхчи тот моржовой зуб видали, кольцы де у них оленных санок все того одного моржового зуба. А у тех де чюхчи соболя нет, потому что живут на тундре у моря, а доброй де самой черной соболь все по Колыме. А от Колымы де до реки ж, что выше той Колымы, сказывают Погыча, а до ней от Колымы парусным погодьем бежать сутки трои и больши. И та де река большая ж, и собольная ж, и иноземцов де по ней много ж, а язык у них свой же. А ныне на той Колыме реке от него всего осталось служилых Вторко Гаврилов. И только де государь укажет на те реки послать своих государевых служилых людей немалых, и на тех де реках будет государев ясачной збор большой и государеве казне будет прибыль великая, тут де впредь и чает государева ясашного большого збору, и соболи все добрые черные, и зверь коренной, да лисицы все красные, да песцы, а иного опрично того никакова зверя на тех реках нет, потому что место студеное. А они де служилые и промышленые люди жили на тех реках и кормились все рыбою, потому что те реки рыбные и рыбы всякой много. На л. 240 об. и под текстом на л. 240 рукоприкладство: К сей скаске вместо служилого человека Михайла Стадухина по его веленью Ивашко Михайлов руку приложил. ф. Якутская приказная изба, ст. № 611, л. 240. |
|