|
№ 33 646 (154) г. января 8. — Распросные речи служилых людей Нехорошего Колобова, Андрея Горелого, Федора Чюкичева о плаваньях по pp. Оймекон, Охоте и Индигирке в 30-40-х гг. |л. 1| 154-го генваря в 8 день. На Ленском волоку в съезжей избе перед воеводы перед Васильем Никитичем Пушкиным да перед Кирилом Осиповичем Супоневым, да перед диаком перед Петром Стеншиным Ленского Якутцково острогу служилой человек, которой ныне с-ыными казаки прислан за государевою соболиною казною до волоку в провожатых, Нехорошко Иванов сын Колобов в роспросе сказал: В прошлом де во 147-м году с Алдана реки из Бутальского острожку посылал на государеву службу томской атаман Дмитрей Копылов томских служилых людей Ивашка Юрьева сына Москвитина да их, казаков, с ним 30 человек на большое мере окиян, по тынгускому языку на Ламу. А шли они Алданом вниз до Маи реки восмеры сутки. А Маею рекою вверх шли до волоку 7 недель, а из Маи реки малою речкою до прямого волоку в стружках шли 6 ден. А волоком шли день ходу и вышли на реку на Улью, на вершину. Да тою Ульем рекою шли вниз стругом, плыли восмеры сутки. И на той же Улье реки, зделав лодью, плыли до моря до устья той Ульи реки, где она пала в море, пятеры сутки. И тут де они на усть реки, поставя зимовье с острожком... А по той де реки по Ульи и живут те тунгусы 4-е роды: килары, долганы, горбыканы, бояшенцы, а тех де родов людей у них много, у одного де Ковыри, которого сын у них был в аманатех, боканов ево человек с 500 и больши, а у иных де родов по тому же и больши их улусных людей. А на той де реки на Улье соболя и иного всякого зверя у них много. А бой у них лучной, у стрел копейца и рогатины все костяные, а железных мало, и лес и дрова секут и юрты рубят каменными и костяными топорки... [140] Да они ж де ис того ж острожку ходили морем на Охоту реку трои сутки, а от Охоты до Ураку одне сутки... А те де реки собольные, зверя всякого много и рыбные. А рыба большая, в Сибири такой нет, по их языку кумжа, голец, кета, горбуня, столько де ее множество, только невод запустить и с рыбою никак не выволочь. А река быстрая, и ту рыбу в той реки быстредью убивает и выметывает на берег, и по берегу лежит много, что дров, и ту лежачюю рыбу ест зверь — выдры и лисицы красные, а черных лисиц нет. А жили де они на тех реках и с проходом 2 года. И те де аманаты говорили им, чтоб на той Охоте реки, поставя острожек крепкой, и соболей де и лисиц будет много... И тот де князец, которого взяли тут на бою, учел им росказывать: что от них направо в летнюю сторону на море по островам живут тынгусы ж, гиляки сидячие, а у них медведи кормленые. И тех де гиляков до их приходу побили человек с 500 на усть Уды реки, пришод в стругах, борадатые люди доуры, а платье де на них азямы, а побили де их оманом. Были у них в стругах в однодеревых и в гребцах бабы, и как пригребли х тем гиляком и, вышод ис судов, и тех гиляков так и побили. А бой де у них топорки, а сами были все в куяках збруйных. А руских де людей те бородатые люди называют себе братьями. А живут де те бородатые люди х той же к правой стороне в лето по Амуре реки дворами, хлеб у них и лошеди, и скот, и свиньи, и куры есть, и вино курят, и ткут, и прядут со всего обычая с руского. А промеж их и тех тунгусов живут тунгусы ж свой род анатарки сидячие, не дошод до усть Муры. А те де онатырки люди богатые, соболей и иного зверя, и оленей у них много, а торгуют с теми бородатыми доурыми на хлеб, на крупу. И про серебро де сказывал, что у тех де бородатых людей, у даур, есть, и те де бутто доуры руских людей желают видеть, для того что называютца им братьями. А они де на том побоищи, где гиляков те бородатые люди побили, были и суды их, в чом они приходили, струги однодеревые жгли, да тут же они нашли дно цынинного сосуда. А тех они онатырков не доходили, а гиляков, которые живут по островам, тех проходили. А сказывали те тунгусы, что от них морем до тех бородатых людей недалече, а не пошли де они к ним морем за безлюдством и за голодом, что там сказали рыбы в тех реках нет, а то де амурское устье они видели через кошку... А в Якутцкой острог к воеводам к Петру Головину /л. 3/ с товарыщи пришли того же лета, которого лета они [141] в Якутцкой острог пришли, и те соболи 11 сороков отдали воеводам Петру Головину с товарыщи. А ценен был де головной сорок 400 рублев. И те де соболи Петр Головин выслал к государю к Москве с енисейским казаком с Елескою Бузою с товарыщи. А того де Ивашка Москвитина с товарыщи из Якутцкого острогу воеводы отпустили ево з Дмитреем Копыловым в Томской, а ево де, Нехорошка, сама четверта оставили в Якутцком остроге. А после де их на тех реках служилых людей никово не осталось и преж их нихто русских людей служилых и промышленых не бывало ж. И как они пришли в Якутцкой острог, и из Якутцкого острогу служилых людей на их место не послано же. А только де государь укажет послать на те реки своих государевых служилых людей человек 30 в куяках, да х тому охочих промышленых будет человек 30 же, и на тех де реках тех тунгусов под государеву царьскую высокую руку привесть мочно, и государю прибыль учнет быть немалая, потому что на тех реках немирных землиц тунгуских розных родов людей много и по тем рекам соболя и всякого зверя много ж, а соболи добрые, черные. А суды б делать зде на Муке реке, а надобно дощеник водою мелок, да х тому дощанику в прибавку 2 струга с набои однодеревые добрые. И только де отпустят ранее с весны, и на те реки однем летом дотить мочно, потому что только до волоку ходу недель с 8, а волок невелик, только день ходу. А то де судно только до того волоку, а те де струги мочно за тот волок на катках на себе перетащить. А за волок перешодчи, на Улье реку делать против прежнего лодья, в которой по Улье до Ламы и до Охоты реки итти. А как де с Ламы только наскоре с отписки в Якутцкой острог послать, и мочно назад с Ламы по тем рекам в Якутцкой острог тем ж годом, потому что с Ламы реки волоку одного только перетить на Ульи реку 12 ден, а Уй река впала в Май реку, а с соболиною казною высылка будет в другой год. /л. 4/ Ленсково ж острогу служилой человек, которой ныне послан за государевою соболиною казною ко государю к Москве, Ондрюшка Горелой в роспросе сказал: В прошлом де во 150-м году из Ленского якутцково острогу стольник и воеводы Петр Головин с товарыщи посылали их, служилых людей, Михалка Васильева С[т]адухина и ево, Ондрюшку, с товарыщи, всех 15 человек, через горы коньми на Омокон реку, а Собачья тож. А шли де они через Алдан реку до той Омокона [142] реки 9 недель с вожи и на той де Омоконе реки зимовье поставили, и на Омоконе де реки на государя ясак с якутов, которые с Лены реки сходили и жили на той Омоконе реке на вершинах, взяли. И с той де с Омокона реки тот Михалко С[т]адухин посылал ево, Ондрюшку, с товарыщи с служилыми ж людьми, которые тут наперед их были, с осмьюнатцатью человеки, да с ними ж якутов человек з 20 коньми ж через горы на Охоту реки на вершины для тунгусов ламутцких мужиков. И на той де реки Охоте на вершине тех они тунгусов ламутцких мужиков сошли... А тех де тунгусов ламутцких мужиков по той Охоте реки вниз к морю кочюют многие люди оленные, а ходят на тех оленях аргишами 1, и дороги у них учинены большие, пробойные, и они де по тем их оргишским дорогам ходили вниз той Охоты реки к морю... А по той де Охоте реки соболя и всякого зверя много и реки рыбные, через они тое реку на лошадях бродили, и одва лошади в той рыбе перебрели. А река быстрая и тою де быстредью рыбы убивает и на берег выметывает много, и по берегу той рыбы, что дров лежит. А у тех де ламутцких мужиков по той реки юрты сидячие, как есть большие руские посады. А запасы у них все рыбные, сушеная юкола в рыбных же мешках и рыбная икра. А того де запасу у них запасают много, что руские хлебные анбары з запасы, так у них той пасеной рыбы по юртам много. А ходили де они на ту Охоту реку с Омокона реки и назад шли до Омокона всего 5 недель... А после их на ту на Охоту реку служилых людей не послано никово. А как де они с тем аманатом в Ленской пошли, и на той же реке было они в урочищах на Индигирке, встретили служилых людей Федьку Чукичева на коче, сама четверта, з государевым ясаком и с аманатом идут в Ленской же острог, и с ними вместе в Ленской и пришли. А были де они, Федька с товарыщи, посыланы на ту ж Собачью реку до их посылки преже их /л. 5/. Служилой ж человек, которой из Ленского острогу за государевою соболиною казною до волоку послан в провожатых, Федька Олексеев сын Чюкичев в роспросе сказал: В прошлом де во 147-м году из Ленского якутцково острогу Енисейсково острогу атаман Иван Галкин [143] посылал их, служилых людей Посничка Иванова сына Губаря и ево, Федьку, с товарыщи, всех 27 человек, в новые в немирные землицы через горы коньми на Индигирку, а Собачья тож. А шли де они через Янгу реку до той Индигирки 9 недель, и пришод на Индигирку, и нашли юкагирей князца Иванду, а у того Иванды роду ево было человек со 100 и больши люди сидячие, а ездят де они на собаках... |л. 6| И жили де они, служилые люди, на той на Индигирки реки 3 годы и с тех с юкагирей и с шоронбоев на государя ясак под аманатов имали и отсылали в Ленской острог. И в прошлом же де во 149-м году пришел к ним на ту Индигирку реку на перемену служилые люди Митька Михайлов сын Ярилков, а с ним 11 человек и аманатов де у них взяли. И они, служилые люди, и с ними Митька Ярилков, 15 человек, зделав на той на Индигирки реки 2 коча, и пошли на тех кочах вниз тою Индигирскою рекою до моря и шли 2 недели, и с усть де Индигирки реки к востоку бежали по тому морю парусом до усть Алазей реки вверх парусом и собою до Юкагирского князца Ноогичай полтретья дни... Да к ним же де, к служилым, к зимовью приезжали на оленех чюхчие оленей продавать, а им де, служилым людем, поймать их было за безлюдством не в мочь. А живут де те чюхчие промеж Алазейскою и Ковымою реками на тундре, сказывают их человек с 400 и больше. Да к ним же де, к служилым людем, приезжали на оленех же ковымские мужики, а сказывали им, что де с Алазейки реки на Ковыму реку аргишом переежают на оленех в 3 дни. А до них де нихто руских людей у них не бывал и про них они руских людей не слыхали, и говорили им, чтоб они государю с себя ясак давали, и они де того не знают какой ясак и как государю давать, а в аманаты у них за безлюдством поймать было не уметь. А сказывают они про себя, что де их безчисленно людей много, а в [с] чету место про людей показывают у себя на головах волосы, столько де их много, что волосов на голове, а соболей де у них и иного всякого зверя, и рыбы в той реки много. И как де они, служилые люди, перезимовав на той на Алазей реки, на весны лед скрылся, и они, служилые люди, Митька Ярилков, пошел с усть Алазей реки к востоку на коче, а с ним 11 человек на Ковыму реку. А ево де, Федьку, отпустил он, Митька, да с ним, Федькою, 3-х человек служилых людей з государевою соболиною казною в Ленской острог. И он, Федька, тем летом дошли до Ижиган, а в-Ыжиганех зимовали, а из Жиганов приехали в Якутцкой острог в прошлом во 152-м году и [144] государевы ясачные соболи привезли к стольнику и к воеводе к Петру Головину 7 сороков соболей. /л. 7/ Да те же служилые люди Ондрюшка Горелой да Федька Чюкичев в роспросе сказали — только де, государь, укажем послать с усть Муки реки на новые на Алазеи и на Ковыму реки своих, государевых, служилых людей, человек 30, в куяках, да охочих промышленых людей с 30 же, и тех тунгусов смирить и под ево, государеву, царскую высокую руку привесть мочно и ясак на государя взять, и вперед государю будет прибыль немалая. А тем де служилым людем надобе ныне зделать на усть Муки 2 кочика мерою по шти сажен ручных и в тех де кочиках дойтить да Алазей и до Ковымы рек, будет мочно однем летом, только их пошлют непозно за льдом. И тем де однем летом на те реки поспеть будет мочно, а те Алазей и Ковым реки не в той стороне, где были томские служилые люди Нехорошко Колобов с товарыщи. На лл. 1 об.-7 об. рукоприкладства: К сей скаске вместо служилово человека Нехорошка Колобова по его веленью ленской служивой человек Ивашко Яковлев руку приложил. К сем роспросным речам служилой человек Андрушка Иванов Горелой руку приложил. К сем роспросным речам вместо служивого человека Федора Чюкичева по его веленью ленской служивой человек Незговорко Трофимов руку приложил. К сей своей сказке служивой человек Андрюшка Горелой руку приложил. К сей скаске вместо служилого человека Федора Чюкичева по ево веленью ленской казак Незговорко Трофимов руку приложил. ф. Якутская приказная изба, опись 2, ст. № 66, лл. 1-7. Комментарии1. Аргыз у нымылан — олений обоз; ехать аргишами — итти обозом. |
|