Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

№ 176

1663 (171) г. не ранее марта 1 — не позднее августа 31 1. — Челобитная служилых людей Якутского острога, в том числе атамана Михаила Стадухина и пятидесятника Ивана Реброва, о снижении цен на хлеб, ввиду дороговизны снаряжения, покупаемого при походах в «дальние землицы».

|л. 127| Царю, государю и великому князю Алексею Михайловичю ...(т.) бьют челом дальные твоей, великого государя, сибирские украины, великия реки Лены, Якутцкого острогу богомольцы твои поп Яковище, да поп Спиридонище, да дьякон Артемьище и холопи твои детишка боярские: Пашко Шульгин, Петрушка [454] Ярышкин, Фетька Пущин, Матюшка Ярыгин, Митька Катасонов, Архипко Лыткин, Самоилко Старинской, Мишка Санатцкой, Петрушка Иванов, Васька Петров, Александрко Хлевицкой; да сотничишка: Тренька Смирнягин, Ларька Трафимов, Кандрашка Федеряшин; да атаманишка Мишка Стадухин, Артюшка Петриловской, да съезжие избы подъячишка Сенька Ермолин, Онкундинко Титов, Петрушка Алексеев, Вахрушко Обрамов, Гришка Иванов; пятидесятничишка: Микифорко Аргамаков, Ивашко Бурлак, Ивашка Ребров, Евдокимко Козицын, Ивашко Кожин, Фетька Охлопков, Гришка Татарин, Фетька Яковлев, Нехорошко Микитин, Другашко Прокофьев, Устинко Панфилов, Потапко Рогов; да десятничишка: Фетька Заплетай, Ондрюшка Щербак, Петрушка Аксентьев, Самошка Мелненос, Богдашко Алексеев, Сенька Брусенкин, Ивашко Голтепа, Ивашко Жирко, Куська Суздалец, Микитка Савин, Сидорко Дементьев, Баженко Федоров; рядовые: Афонька Булыга, Пятунка Алексеев, Данилко Скребыкин, Офонька Курбатов, Илюшка Краснопев, Сенька Епишев, Демка Дуров, Ивашко Епишев, Сенька Кляп, Якунка Мясник, Митька Кушников, Юрко Шелковник, Алешка Юсов, Пронька Сухой, Фомка Кондратьев, Алешка Завесов, Сенька Рогачев, Олешка Щербак, Ивашко Свепов, Васька Бронник, Данилко Ураков, Васька Мухоплев, Данилко Мухоплев, Силка Дехтярев, Орефко Тарасов, Русинко Никанов, Васька Митропольщина, Алешка Самсыгин, Ивашко Потапов, Онтонко Попов, Онтонко Микулин, Гришка Кривогорницын, Сенька Наделяев, Алешка Годнев, Фетька Жук, Баженко Ерофеев, Омелька Щербак, Ондрюшка Парфенов, Микитка Парфенов, Ивашко Пинега, Оська Федоров, Ивашко Соловьянин, Ивашко Салдат, Ивашко Кондратьев, Стенька Курбат, Кондрашко Берсенев, Ивашко Гурьев, Ивашко Сергеев, Левка Шаньга, Ярофейко Ярыгин, Мишка Деев, Фетька Исаев, Вторко Питухин, Серешка Плотник, Вахрушко Максимов, Микитка Кармалин, Ондрюшка Терентьев, Ивашко Власов, Алешка Онтонов, Корнилко Ванюков, Ивашко Ураско, Титко Коновалов, Сенька Шелиханов, Савка Утюжников, Якунка Колпак, Тимошка Княжнин, Тренька Костентинов, Замятенка Костентинов, Зинка Васильев, Данилко Сыров, Сенька Овдокимов, Томилко Ильин, Ивашко Уваров, Мишка Молоков, Ивашко Михайлов, новокрещен Давыдко Титов, Тренька Черепан, Васька Дураков, Данилко Хренов, Микитка Мелкой, Микулко Юрьев, Другашко Габышев, Ганька Молоток, Володька Филипов, Васька [455] Кожова, Потапко Федоров и все Якуцкого острогу детишка боярские и сотничишка, и подьячишка, и отаманишка, и пятидесятники, и десятники, и все рядовые /л. 128/ служилые люди и пушкари, и затинщики, и ружники, и оброшники.

И в прошлом, великий государь, во 168-м году били челом тебе, великому государю, царю и великому князю Алексею Михайловичю ...(т.) мы, богомольцы и холопи твои, что нам, богомольцам и холопям твоим, со 160-го году по 168-й год твоего, великого государя, хлебного жалованья — муки и ржи, и круп, и толокна, и овса из Енисейского острогу и из-Ылимского недосылают, потому что торговые и промышленые люди для своих торгов и промыслов покупали хлебные запасы в сибирских в верховых городех на Верхотурье и в Туринском, и на Тюмени и возили с собою в Енисейской и на Лену. А илимские воеводы илимские пахоты десятинной и оброшной и выдельной хлеб давали в твое, великого государя, жалованье илимским служилым людям и ружником, и оброшником, а нам, богомольцам и холопям твоим, того хлеба в Якуцкой не посылали. И няла 2 в Якуцком большая хлебная скудость.

И по твоему, великого государя, царя и великого князя Алексея Михайловича ...(т.) указу в прошлом во 169-м году прислана в Енисейской острог твоя, великого государя, грамота к воеводе к Ивану Ржевскому, а велено ему Илимского острогу по воеводцким отпискам Илимского острогу служилым людям ходить из-Ылимского по хлебные запасы и возить самим на себя на свои оклады и сверх своих окладов, сколько вперед в запас поднять мочно, из Енисейского острогу енисейские пахоты десятинной и оброчной, и выдельной, и покупной хлеб на твое, великого государя, хлебное жалованье илимским служилым людям и ружником, и оброчником в оклады и на иные на прибылые и на неокладные на всякие розходы в год хлеба надобно. И торговым и промышленым людям для своих торгов и промыслов в-Ылимском остроге и в уезде у всяких илимских людей хлеба покупать не велено, а велено им для своих торгов и промыслов покупати хлеб в Енисейском и возити в-Ылимской и в Якутцкой с собою.

Да твоя ж, великого государя, царя и великого князя Алексея Михайловича... (т.) другая грамота на Ленской волок в-Ылимской острог к воеводе к [456] Тихану Вындомскому прислана в прошлом же во 169-м году, написано — велено на Илимской збор покупать на тебя, великого государя, хлеб, рожь и овес, и ячмень у илимских людей по прямой торговой цене. Да тот покупочной хлеб и илимские пахоты десятинной и оброчной, и выдельной посылать в Якуцкой острог в твое, великого государя, жалованье нам, богомольцам и холопям твоим, Якутцково острогу по воеводцким отпискам по окладом нашим сполна, Якуцкого острогу с служилыми людьми великого государя в судех, которые суды делают на усть Муки по вся годы безпереводно, да и на прошлые годы по якутцким воеводцким отпискам недосыльной хлеб в Якуцком нам же, богомольцам и холопям твоим, и ружником, и оброчником.

А илимским служилым людям того покупочного и илимской пахоты десятинного и оброчного, и выдельного хлеба /л. 129/ в твое, великого государя, жалованье в их оклады не давати и на иные розходы ни на какие держать не велено. А посылать илимских служилых людей из-Ылимского острогу по хлеб в Енисейской острог с весны рано по полой воде и велено им хлебные запасы возить самим на себя на свои оклады и сверх своих окладов по двожды на лето, чтоб в-Ылимском остроге за дачею илимских служилых людей и ружников, и оброчников привозной енисейской хлеб для переду в твоих, великого государя, житницах был в остатке, для того в котором году в Якуцкую посылку Илимского покупного и десятинново, и оброчново, и выдельново хлеба не достанет или в-Ылимском будет хлебу недород, и тот илимской остаточной хлеб Енисейского острогу привозу велено посылать вперед нам, холопям твоим.

А торговым и промышленым людям для их торгов и промыслов велено покупать хлебные запасы в Енисейском остроге, а в-Ылимском остроге и в уезде у всяких людей хлеба, а илимским всяким людям продавать не велено. И про илимскую хлебную покупку илимскому воеводе торговым и промышленым людям говорить, чтоб они, торговые и промышленные, которые ездят из-Ылимского острогу в Якутцкой острог для своих торгов и промыслов, покупали хлеб в Енисейском остроге, чтоб им в-Ылимском ни за чем не мешкать, и наперед сего они в Енисейском хлебные запасы себе покупали же. А будет твои, великого государя, запасы из-Ылимского острогу и из уезду в Якуцкой острог нам, богомольцам и холопям твоим, служилым людям и ружником, и оброчником, в твое, великого [457] государя, жалованье из Якутцково по воевоцким отпискам в отпуске сполна будет, а у илимских пашенных крестьян за десятинным и оброчным, и выдельным хлебом и у служилых и у промышленых, и у гулящих наемных работных людей какой хлеб за якуцким отпуском в остатках в продажах будет, и тот хлеб торговым и промышленным людем купить велено. А илимскому воеводе по твоему, великого государя, указу из-Ылимского острогу для своих прихотей и пожитков в-Ылимской уезд и на усть Киренгу, и в-иные места ездить не велено и товары своими никакими ни с кем не торговать, и хлеба в закуп себе для своей корысти не закупать и не продавать, чтоб в-Ылимском остроге и в уезде от того закупного хлеба из-Ылимского в Якуцкой хлебной недосылки нам, богомольцам и холопям твоим, от того голоду и твоему, великого государя, ясаку недобору не было.

Да в третьей твоей, великого государя, царя и великого князя Алексея Михайловича... (т.) грамоте, которая прислана в Якуцкой острог к твоему, великого государя, к стольнику и воеводе к Ивану Федоровичю Большому Голенищеву-Кутузову в прошлом же во 169-м году написано, велено нас, холопей /л. 130/ твоих, попрежнему высылать в-Ылимской острог. А что на которой год нам, холопям твоим, и ружникам, и оброшникам и на неокладные на какие ленские росходы на настоящей год и в додачю на прошлые годы додать доведетца, посылать росписи стольнику и воеводе Ивану Федоровичю Большему Голенищеву-Кутузову за своею рукою. И в прошлом, великий государь, во 170-м году твой, великого государя, стольник и воевода Иван Федорович Большой Голенищев-Кутузов писал в-Ылимской острог к воеводе к Тихану Вындомскому и за своею рукою роспись по твои, великого государя, хлебные запасы с сыном боярским с Петром Ярышкиным и з служилыми людьми послал. А в той, великий государь, росписи написано, — надобе твоего, великого государя, хлебного жалованья нам, холопям твоим, вперед на 172-й год 24119 пуд 33 гривенки 84 золотника и ржи, и круп, и толокна. Да на неокладные розходы аманатом и ясачным людям на корм 359 пуд 25 гривенок с четью муки ржаной. Да нам же, холопям твоим, служилым людем, которые в нынешнем во 171-м году зимовали в Якуцком, недосыльново твоего, великого государя, хлебного жалованья на нынешней на 171-й год и на прошлые годы 9451-го пуда 31-й гривенки 81-го золотника ржи. И в то число, великий государь, в нынешнем во 171-м году по скаске хлебного [458] приемщика сына боярского Петра Ярышкина только илимской воевода Лаврентей Обухов прислал к нам, холопем твоим, 6209 пуд с полупудом ржи да 1109 пуд с полупудом ячменя, да 1084 пуда овса. И нам, великий государь, холопем твоим, той посылки против наших окладов и в четверть не прислано. А как, великий государь, из Якутцкого острогу сын боярской Петр Ярышкин с служилыми людьми на Лену в-Ылимской уезд пришел, и в те поры на Лене купили хлеб ржи пуд по 2 гривны.

А как приехали на Лену торговые люди с медными деньгами, и воевода Лаврентей Обухов мимо твоего, великого государя, указу и грамоты поволил им хлеб купить. И они на те медные деньги на Лене в-Ылимском остроге все хлеб и запасы рожь по 20-ти алтын и по 7-ми гривен выкупили. А те хлебные запасы торговые и промышленые люди привезли в Якуцкой острог /л. 131/ и продают самою дорогою ценою — пуд муки по рублю, а ржи по 20-ти по шти алтын по 4 деньги и то с великою крепостью. Да те же торговые люди в нынешнем во 171-м году, приплыв весною в Якуцкой острог, выкупили у якуцких жилецких людей кожи дубленые и сырые яловичьи, и ролдуги, и половинки лосинные, а свои руские товары обутки, чарки и на чулки сукна белые, и холсты, и иные всякие нам, холопям твоим, продают самою большою дорогою ценою перед своею покупкою впятеро и вшестеро и больши — чарки по 2 рубли, сукна белово аршин по 20-ти алтын и з гривной по 20-ти, холсту хрящу аршин по 10-ти алтын и гривной по 10-ти, а тонкой холст в 20 алтын и больши, и то с великою крепостью на друг. А просят у нас, холопей твоих, за те свои товары серебряных денег, гоня нас, холопей твоих, в великую нужю. И нам, великий государь, от той их дорогой запертой продажи на твою, великого государя, службу иттить стало не в чем и не с чем, одежишка и обутчишков купить стало не в мочь, наги и боси.

Милосердый государь, царь и великий князь Алексей Михайлович... (т.), пожалуй нас, богомольцов и холопей своих, не вели нам в Якуцком остроге голодною смертью помереть и своего, великого государя, в ясачном зборе недобору не учинить. И вели, государь, по своей, великого государя, грамоте ту илимскую покупочную пахоту у торговых и у промышленых людей взять на себя, великого государя, по прежней илимской продажной цене по шти алтын по 4 деньги пуд и рускими товары им, торговым, с нами, холопами твоими, торговать рядовою середнею ценою попрежнему [459] против своего, великого государя, указу и уложенья на медные деньги не в-ызгоню и не в налогу, чтоб нам, богомольцам и холопям твоим, в Якуцком остроге голодною и холодною смертью не помереть. И вели, государь, те их хлебные запасы своему, великого государя, стольнику и воеводе Иван Федоровичю Большому Голенищеву-Кутузову, взяв, роздать нам, холопем твоим, в твое, великого государя, хлебное жалованье вперед на 172-й год по нашим, холопей твоих, окладом сполна и на нынешней на 171-й год недоданным.

Царь, государь, смилуйся..

На лл. 127 об.-131 об. рукоприкладства: К сей челобитной соборной поп Ияковище Прокофьев руку приложил. К сей челобитной соборной поп Спиридонище Васильев руку приложил. К сей челобитной соборной дьяконище Артемьище руку приложил. Пашка Шульгин руку приложил. Петрушка Ярышкин и место Матфея Ярыгина по ево велению и за себя руку приложил. К сей челобитной вместо детей боярских Дмитрия Котасанова, Архипа Лыткина по их веленью служилой человек Онтонко Ондреев руку приложил. К сей челобитной вместо Якутцкаго острогу детей боярских Мишки Санатцкаго, Петрушки Иванова, Васьки Петрова по их веленью, что они грамоте не умеют, Якутцкаго острогу служилой человек Филька Бухаров руку приложил. К сей челобитной сын боярской Александрко Хлевинский руку приложил. К сей челобитной сотник Ларионко Трофимов и вместо сотников же Третьяка Васильева, Кондратья Моисеева по их веленью и за себя руку приложил. К сей челобитной вместо Самойла Михайлова да Ивана Иванова Реброва по их веленью Ондрюшка Пермяков руку приложил. К сей челобитной вместо Михайла Васильева Стадухина по его веленью и за собя атаман казачей Артюшка Петриловской руку приложил. К сей челобитной вместо пятидесятников Ивана Бурлака, Микифора Аргамакова, Евдокима Козицына, Устина Панфилова, Потапа Рогова и в свое место по их веленью служилой человек Васька Зубов руку приложил. К сей челобитной Сенька Ермолин руку приложил. К сей челобитной Анкудинко Титов руку приложил. К сей челобитной Петрушка Алексеев руку приложил. К сей челобитной Варфоломейко Аврамов руку приложил. К сей челобитной Гришка Иванов руку приложил. Фетька Яковлев руку приложил. К сей челобитной Вахрушко Максимов и вместо Фомы Кондратьева по его веленью и за себя руку приложил. К сей челобитной Антюшка [460] Коршунов руку приложил. К сей челобитной вместо десятников Ондрия Иванова, Федора Офонасьева, Козьмы Суздала, Ивана Семенова, Одрия Парфенова и за собя по их веленью Петрушка Аксентиев руку приложил. К сей челобитной вместо служилых людей и за себя яз, Мишка Булдаков, руку приложил. К сей челобитной Семейка Рогачов руку приложил. К сей челобитной казачей десятничишко Семенка Брусенкин руку приложил. Вместо отца своево Данила да дяди своево Василья Ивановых детей по их велению и за собя служилой человек Потапко Данилов руку приложил. К сей челобитной казачья десятника Самышки Ортемьева, Баженка Федорова, Богдашки Олексеева по их веленью и за себя Данилко Хренов руку приложил. К сей челобитной вместо Данила Скребыкина да Ивашка Потапова, да Беженка Лютова и за себя Зинка Васильев руку приложил. К сей челобитной Алешка Годнев руку приложил. К сей челобитной служивой Якунка Михайлов за собя и вместо служивых людей руку приложил. К сей челобитной Ярко Шелковник за собя и за служилых людей руку приложил. К сей челобитной вместо служилых людей и за собе Ганька Алексеев руку приложил. К сей челобитной вместо Кондратья Берсенева, да Ярафия Ярыгина, да Шанги Нестерова, да Якова Елизарьева по их веленью Стенька Насонов руку приложил. К сей челобитной вместо служилых людей и за себя Сенька Наденяев руку приложил. К сей челобитной вместо служилых людей и себя Гришка Тарской руку приложил. К сей челобитной вместо служилых людей и за собя, я, Стенька Данилов, руку приложил. К сей челобитной вместо служилых людей и за себя Митька Спиридонов руку приложил. К сей челобитной вместо служилых людей и за себя Вторко Ларионов Питухин руку приложил. К сей челобитной вместо служилых людей и за себя Мишка Васильев руку приложил. К сей челобитной Мишка Дехтерев за собя и за служивых людей яз, Мишка, руку приложил. К сей челобитной вместо служилых людей и за себя Васька Новгород руку приложил. К сей челобитной Васька Митропольщина и вместо служилых людей по их веленью руку приложил. К сей челобитной Микифорко Васильев и вместо служилых людей по их велению руку приложил. К сей челобитной вместо служилых людей и за себя Ивашко Сергиев руку приложил.

ф. Сибирский приказ, ст. № 361, ч. 1, лл. 127-131. [461]


Комментарии

1. Датируется на основании содержания челобитной.

2. Няла — т. е. доняла, наступила.

Еще больше интересных материалов на нашем телеграм-канале ⏳Вперед в прошлое | Документы и факты⏳

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2025  All Rights Reserved.