|
№ 10 1633 (141) г. не позднее июня 23 1. — Челобитная Л. Ф. Палицына, товарища мангазейского воеводы, с изветом на мангазейского воеводу Г. И. Кокорева 2. |л. 76| Царю, государю и великому князю Михаилу Федоровичю всеа Русии 3 и великому государю святейшему патриарху Филарету Никитичю московскому и всеа Русии 3 бьет челом безпомощной холоп ваш Андрюшка Палицын... И ныне, государи, сказывал мне, холопу вашему, священник Еустафей, прозвище Арзамас, что де тот, мезенец морской ходок Табанка Кулпин ему, священнику Еустафью, сын духовной. И в прошлом де, государи, во 139-м году сказывал ему, попу Еустафью, на Турухане сын ево духовной Табанка Кулпин, что [77] зовет де ево Григорей Кокорев с собою на Большое окиянское море и дает де ему от того Григорей Кокорев деньги и платье и что ему надобно, а Мотька де Кирилов идет с ним же, Григорьем. И он де, государи, священник, запретил ему, Табанке, о том с великим запрещеньем, чтоб он на такое воровство не дерзал. И он де, Табанка, послушав ево, отца духовного, да к Григорью Кокореву и не пошол, остался в Мангазее. Да в нынешнем, государи, во 141-м году сказывал братишку моему Игнашку в Тобольску отец ево духовной березовской поп Василей, которой ево при смерти в Мангазее понавливал изсечена от Григорья Кокорева, что Григорей Кокорев в прошлом во 140-м году, как пошол из Мангазеи, и велел у собя на коче быть в корщикех своему воровскому назывателю Мотьке Кирилову. И ходил де он, Григорей, по Мангезейскому морю, а водил ево тот ево воровской называтель Мотька неугожею дорогою, перебежал на другую сторону Мангазейсково моря, ниже Зеленой реки был, и не пропустили де ево, Григорья, мели. И то, государи, знатно, что он, Григорей, по своему воровскому умыслу пробивался к Нярземскому морю и х Карской губе, и большой окиянской проливе, да не пропустили ево мели большие и не попустило ваше, государьское, крестное целованье, послепило ево воровского назывателя, что в такой безмерной широкой пучине не узнал своее воровские дороги. А другой, государи, морской знатец Табанка Кулпин, тот с ним не пошол по запрещенью отца своего духовного. А которым, государи, морским путем по Мангазейскому морю и за море к большому окияну ходил, и та, государи, дорога по вашему государьскому указу от давных лет в крепкой заповеди с смертною казнью належит, чтоб никакой человек тем заповедным путем ни з Большова моря окияна в Мангазейское море, ни из Мангазейсково моря в большой окиян нихто не ходил. И для, государи, тое заповеди по вашему, государскому, указу велено было на Карской губе город или острог поставить, чтоб отнюдь не дать немецким людем тово морсково пути ведать. И посылают, государи, ис Тобольска за море /л. 77/ на тое Зеленую реку по 50 человек служивых людей, пожалованых вашим, государским, жалованием для тово, чтоб однолично никаков человек теми месты отнюдь не проходил. И ваши, государевы, служивые тобольские люди за море до тое Зеленые реки мало и доходят, для великово дальнево разстояния и свирепости моря... [78] А как, государи, тот березовской поп Василей сказывал в Тобольску братишку моему Игнашку, что Григорей Кокорев был ниже Зеленые реки, и те, государи, ево речи слышал мангазейской стрелец Янка Гиря, и ныне, государи, тот Янка здесь на Москве. Милосердый государь, царь и великий князь Михайло Федорович всеа Руси и великий государь, святейший патриарх Филарет Никитич московский и всеа Руси, пожалуй, меня, безпомощнаго холопа своего, велите государи тово попа Еустафья про то роспросить, а тот, государи, поп Еустафей ныне здесь на Москве, и березовсково попа Василья взять ис Тобольска к Москве. А тово мангазейсково стрельца Янку Гирю велите, государи, про то здесь роспросить. А тот, государи, березовской поп Василей Григорьев жене Кокорева отец духовной. Государи, смилуйтеся, пожалуйте. На л. 76 об.: Помета: Государь и святейший государь, патриарх указали того попа Еустафья, сыскав, поставить перед собою, государем, святейшим патриархом, и про то допросит того попа сам государь, святейший патриарх. 141-го июня в 23 день. ф. Приказные дела старых лет, 1630-1634 гг., д. № 79, лл. 76-77. Комментарии1. Датируется на основании пометы на челобитной. 2. Из «дела» о мангазейском воеводе Кокореве публикуются два документа, имеющие отношение к теме сборника — один из них извет на Кокорева, намеревающегося будто бы бежать в Литву, и распросные речи об этом попа Арзамаса (д. № 11). 3. В тексте: «Руси». |
|