|
Черепа и носы туземцев Новой Гвинеи (Письмо к г. Вирхову, Батавия, 24 октября <1873 г.>) Прежде всего я хочу ответить на два предложенных вопроса: 1. При каких обстоятельствах офицерами императорского русского корвета «Витязь» были найдены два черепа (Речь идет о черепах, обсуждавшихся на заседании 15 марта (примечание ред. журц. «Zeitschrift fuer Ethnologie)» 1) в заливе Астролябия на Новой Гвинее? Вначале я должен сообщить об обычае обращения с мертвыми у папуасов Берега Маклая на Новой Гвинее. Тело в сидячем положении, с прижатыми к нему ногами, согнутыми в коленях (так что колени касаются подбородка или даже лица), с руками, охватывающими ноги, покрывается широкими влагалищами листьев саговой пальмы, плотно связывается лианами и затем некоторое время сохраняется в хижине умершего, а позднее хоронится в этой же хижине. Приблизительно по прошествии одного года ближайшие родственники выкапывают тело или во всяком случае голову, нижнюю челюсть отделяют от черепа, очищают и бережно хранят, а череп, напротив, бросают в кустарник в каком-нибудь закоулке деревни. Бережно хранится только нижняя челюсть, и даже значительные подарки редко склоняют родственников выдать это воспоминание об умершем. Череп же с радостью обменивается на пустые бутылки, на ситец и т. п. Таким образом, по прибытии «Витязя» в сентябре 1871 г. в деревнях или вблизи них нашлось много черепов, которые и были выменены у папуасов за всякие мелочи. Но так как выброшенные черепа подвергаются всяким случайностям и действию погоды, то в неповрежденном состоянии они остаются очень недолго. Во время моего 15-месячного пребывания я получил только дюжину черепов и только два с нижней челюстью; эти были выданы мне под секретом (чтобы не подвергаться нападкам других родственников), после долгих разговоров и подарков, с просьбой не показывать нижнюю челюсть другим папуасам. [30] 2. Определенные сообщения об обычае вдавливать носы у туземцев. Такого обычая не существует у папуасов Берега Маклая. Что новорожденных при мытье сильно трут и жмут, я это видел, искусственных же средств, чтобы уродовать череп или изменять лицо, я никогда не наблюдал. На 4-м или 5-м году рождения, когда просверливается носовая перегородка (шипом от Dioscorea), она часто оттягивается вниз; при этом одним пальцем нажимают на нос, но это — легкое давление, и у детей такого возраста оно не может деформировать нос. Очень благодарен за присланную статью 2; она меня очень заинтересовала, так как я нашел в ней раньше, чем думал, подтверждение моего предположения, что существует промежуточная форма между сильно брахицефальными негритосами и долихоцефальными папуасами. Череп II (стр. 20 вашей статьи) с широтным указателем 80,8 очень близок к черепам моего берега на Новой Гвинее, где указатель ширины колеблется между 73 и 79. Состояние моего здоровья, которое и сейчас не особенно хорошо, потребовало более продолжительного пребывания на Яве (т. е. в Бейтензорге), чем я предполагал прежде, но во всяком случае 15 ноября я отправлюсь на Молуккские острова и на Новую Гвинею. Здесь (в Батавии) мне представился удобный случай исследовать в госпитале мозг умерших заключенных, и поскольку мы так мало знаем о расовых различиях мозга, то я предпринял эту работу, несмотря на мою лихорадку и на жару в Батавии. Мне ясно, что последующие исследования в этом направлении приведут к важным результатам 3. КомментарииПечатается по: Schaedel und Nasen der Eingeborenen Neu-Guinea's // Verhl. BGAEU. 1873. Bd. 5. S. 188 — 189. Это сообщение Миклухо-Маклая было представлено Р. Вирховым на заседании Берлинского общества антропологии, этнологии и первобытной истории, состоявшемся 6 декабря 1873 г., и соответственно опубликовано в его протоколах. Впервые в переводе на русский язык: CG. Т. 3. Ч. 1. С. 47 — 49, с отдельными неточностями. Примечания подготовлены Д. Д. Тумаркиным. 1 . 15 марта 1873 г. на заседании Берлинского общества антропологии, этнологии и первобытной истории Р. Вирхов выступил с докладом «О черепах с Новой Гвинеи». В докладе речь шла о собрании черепов, привезенных немецким путешественником и исследователем А. Б. Мейером, в том числе о двух черепах, которые он получил у офицеров корвета «Витязь», доставившего Миклухо-Маклая на Новую Гвинею. В связи с этим Вирхов подчеркнул огромное значение антропологического изучения папуасов как расы, находящейся, по его мнению, на низшей ступени развития человечества и как бы представляющей начало этого процесса. Вирхов указал на существенные различия между папуасскими черепами и черепами негритосов Филиппин и Малакки (Verhl. BGAEU, 1873. Bd. 5. S. 65 — 73).2 . Миклухо-Маклай благодарит за присылку статьи Вирхова о филиппинских черепах, помещенной в кн.: Jagor F. Reisen in den Philippinen. Berlin, 1873.3 . При обсуждении сообщения Миклухо-Маклая выступили Р. Вирхов и А. Бастиан. Первый отметил, что при археологических раскопках часто находят нижнюю челюсть отделенной от черепа. По мнению Вирхова, обычай бережно хранить нижнюю часть черепа, возможно, связан с тем, что именно эта часть черепа способна наиболее долго сохраняться. Бастиан сообщил, что в «фетишистских религиях» жрецы используют нижнюю челюсть в качестве магического лечебного средства (Verhl. BGAEU. 1873. Bd. 5. S. 189 — 190). Как установили последующие исследователи, бережное сохранение папуасами нижней челюсти связано с культом предков и представлениями о том, что именно в ней сосредоточена таинственная сверхъестественная сила (мана). |
|