|
Еще о некоторых этнологически важных обычаях папуасов Берега Маклая в Новой Гвинее (из письма Н.Н. Миклухо-Маклая) Кроме употребления кеу (Растение кеу, как я убедился, положительно тождественно с полинезийскими Piper methysticum или растением кавы.), о котором я говорил в предыдущей заметке (См. Изв. Русского географ, общества. 1874. Т. 10. Отд. 2. С. 83 — 86 <см. с. 92 — 94 наст. тома>.), у папуасов Берега Маклая я нашел еще некоторые обычаи, которые встречаются у жителей островов Полинезии, но которые не были, насколько я знаю, известны у меланезийцев (За исключением жителей о-вов Фиджи, которые, находясь в близких сношениях с полинезийцами и даже смешиваясь с ними, могли, как предполагали, перенять многие обычаи у соседей. Академик К. М. фон Бэр 1 говорит, что жители Фиджи сохранили уменье приготовлять глиняную посуду, не встречающуюся у полинезийцев, а переняли у последних обычай обрезания, употребление кавы и обычай табу (Baer К. E. von. Ueber Papuas und Alfuren // Memoire de l'Academie Imperiale des Sciences de St. Petersbourg. 1859. T. 8. S. 91, или, вернее, 19, так как 91 — опечатка). Из моего сегодняшнего сообщения оказывается, что эти обычаи существуют у папуасов Новой Гвинеи, куда полинезийское влияние, разумеется, не достигло; это доказывает, что эти обычаи общи и папуасам и полинезийцам.). Сюда относится и обрезание. Над мальчиками лет 13 — 15 мои бывшие соседи совершают обрезание <с> помощью острого кремня (кремень разбивают и между осколками выбирают самый острый и хорошо режущий). Обрезание состоит в том, что острием кремня [108] делают один или несколько продольных надрезов верхней части praeputium'a (У малайцев Ост-Индского архипелага обрезание производят таким образом, что praeputium защемляют между двумя деревянными палочками и бамбуковым ножом отрезают выступающую за палочки часть. Обрезание совершают над мальчиками лет 12 или 13.). Надрезы не глубоки и оставляют по себе только несколько незначительных шрамов. Операцию обрезания совершают не в деревне, а в лесу. Оператор — обыкновенно отец или один из родственников. По совершению обрезания пациент, сопровождаемый родственниками, соседями и друзьями мужского пола, возвращается в деревню при криках, песнях, сопровождающих музыку. После обрезания молодой папуас вступает во все права, которые прежде ему были запрещены. Он может участвовать при пиршествах, пить кеу, для него строится новая хижина, отец наделяет его частью плантации, он может жениться, может иметь полное вооружение, заниматься музыкой (Иметь музыкальные инструменты и употребление их — исключительное право взрослых, обрезанных папуасов мужского пола.) и т. д. 2 Хотя почти все папуасы Берега Маклая имеют этот обычай, но жители некоторых горных деревень (например, жители деревень Теньгум-Мана, Энглам-Мана, Марагум-Мана) и островка Тиара (один из <островков> архипелага Довольных людей (См. краткое сообщение моего пребывания в Новой Гвинее <в> «Изв. Русского географ. общества» (1873. Т. 9. С. 206) <см. с. 262 в т. 1 наст. изд.>.)) ему не подчиняются. Я часто замечал, что мои соседи (обрезанные) поэтому относились презрительно, говоря об жителях названных мест. Обычай табу, распространенный в Полинезии и Микронезии (Табу, как уже замечено <прим.***** на с. 107), существует и на о-вах Фиджи. Юкс. (Jukes J. В. Narrative of the Surveying Voyage of H. M. S. «Fly». 1842 — 1846. London, 1847. Vol. 1. P. 258), встретил на одном из островов Торресова пролива, Эруббе, обычай, который он считает аналогичным табу и который называется там «галла». Также на о. Тиморе обычай «помали» имеет аналогичное значение с табу (см.: Wallace A. R. Der Malayische Archipel. Braunschweig, 1869, в главе об о. Тиморе).), состоит в запрещении, налагаемом на известные предметы, ограничивающем их общее употребление; <он> встречается также и в Новой Гвинее. Так, например, многие предметы совершенно запрещены женщинам, детям и юношам до обрезания. На известные пиры имеют доступ только взрослые мужеского пола; даже до кушаний, приготовленных на месте пира, юноши, женщины и дети не смеют, прикасаться; вид музыкальных инструментов, не только их употребление, запрещены им; все они должны убегать при звуках этих инструментов; употребление кеу также дозволено одним взрослым мужчинам; известные хижины, где собираются мужчины, известные сборные места в лесу, посвященные пиршествам, также недоступны женщинам и детям. Мужчины между собою также налагают запрет на разные предметы (разного рода украшения, кушания и т. п.). [109] Запрещения редко переступаются. Папуасы уверены, что если они это сделают, то заболеют или умрут. Я не мог добиться, имеют ли папуасы особенное общее название для обозначения этих запрещений, аналогичное табу полинезийцев; я предполагаю, что имеют; но оно ускользнуло от моего внимания, и мое знание папуасских наречий не оказалось достаточным, чтобы объяснить ясно, что я желал знать. Но дело не в названии, а в факте, который я ежедневно замечал. Обычай обмена имен, который известен на островах Микронезии (Waitz Th. Anthropologie der Naturvoelker. Th. 5. Abth. 2. Leipzig, 1870. S. 130.), встречается и у папуасов. Мне не раз предлагали переменить имя в разных деревнях, именно те из жителей, с которыми я ближе сходился, и были недовольны, когда я отказывал им их просьбу. Когда я в шлюбке подъезжал к одной из прибрежных деревень, то обыкновенно всё у берега столпившееся и ожидавшее меня мужское население (женщины прятались между деревьями) садилось на корточки и оставалось в этом положении до тех пор, пока я не сходил на берег. При этом старейшие папуасы вставали первые, затем другие и приходили поочередно пожимать мне руку. Подобное выражение почтения при приеме важного гостя встречается и в Микронезии (Там же. С. 129.). Священные камни находятся и в Новой Гвинее, как и в Полинезии. Я бы мог привести еще несколько обычаев, общих полинезийцам, микронезийцам и меланезийцам Новой Гвинеи, но отлагаю это, за недостатком времени, до подробного описания жителей Берега Маклая и их обычаев. Бюйтенцорг, КомментарииПечатается по: АГО. Ф. 6. Оп. 1. No 29. Л. 1 — 3. Рукопись на трех листах белой бумаги большого формата типа кальки, чернила порыжели. Впервые: Изв. РГО. 1874. Т. 10. No 4. Отд. 2. С. 147 — 149, с небольшой стилистической правкой. Отсюда: Изд. 1940 г., с небольшими пропусками и дополнительной правкой; СС. Т. 3. Ч. 1. С. 146 — 148, с устранением пропусков и части правки. Примечания подготовлены Д. Д. Тумаркиным. 1 . О Карле Максимовиче (Карле-Эрнесте) фон Бэре см. прим. 149 к «Первому пребыванию» в т. 1 наст. изд.2 . См. об этом так же в «Антропологических заметках о папуасах Берега Маклая на Новой Гвинее» (с. 24 наст. тома). |
|