Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

МИКЛУХО-МАКЛАЙ, Н. Н.

ПУТЕШЕСТВИЯ ПО МАЛАККСКОМУ ПОЛУОСТРОВУ

В 1874-1875 гг.

Сиам

1726 февраля 1875 г. Я воспользовался поездкою сингапурского губернатора Sir Andrew Clarke в Бангкок и пробыл десять дней <в> столице Сиама.

Девять дней — слишком малое время для этого интересного города: хотя он сравнительно не принадлежит к древним городам Азии, но имеет свой cachet (Отпечаток (франц.)), свой характер, и, видев его, ich habe manches gelernt (Я кое-что познал (нем.)).

Несмотря на то, что массивные камни и статуи заменены в Бангкоке кирпичом и штукатуркою 1, но, подражая древним храмам в характере и мелочах, <строения> характерны и не лишены грандиозности, как, например, пирамиды Будды 2, развалины Ватсекет, фигура Будды в Ватпо 3. Также у устья хорошенький островок 4.

Население представляет большую смесь. Некоторые физиономии я нашел схожими с малайцами, некоторые имели более китайский тип, некоторые — ни тот, ни этот, как, например, у молодого принца с толстыми губами.

Женщины много работают, и костюм их, приспособленный к занятиям разного рода, помогает, что часто смешиваешь оба пола. При более внимательном взгляде более круглые формы (груди), особенно широкий зад, указывают на пол. У некоторых я нашел довольно симпатичные физиономии.

Из зданий замечательны 3 пагоды: Ватпо, Ватсекет и дворец, который, однако же, начинает терять свой примитивный характер <из-за короля>, который построил между старыми постройками часть дворца в европейском казарменном стиле 5. Вообще молодой король, который придерживается и некоторых старых обычаев, женившись на своих полусестрах 6, в остальном обезьяннически копирует европейцев: например, одел своих офицеров и отчасти солдат в неподходящий европейский костюм, надавал разным лакеям и молоденьким принцам кресты и т. д.

Я сам видел молодого короля только издали. Одни говорят, что он умен, и ожидают многое от него. Другие уверяют, что он совершенно потаскан, имел уже много жен уже несколько лет. Замечательно то, что он, как говорят, насильно употребляет одну из своих полусестер, которая почему-то не хотела своего братца в мужья 7. [68]

Костюм сиамских состоит из саронга, которого концы продеты между ногами и прикреплены спереди и сзади у пояса так, что он образует нечто вроде шаровар 8. Кроме того, довольно длинный кусок материи образует род шарфа, который особенно любят девушки, более из кокетства накидывают на груди. Костюм живописнее малайского и для климата удобен, представляет много прорех, две большие — на внутренней стороне ляжки. Костюм прост и удобен. [69]

Придворные дамы, жены-сестры короля придумали себе костюм — смесь французского с сиамским. Жидкие икры, обутые в не по мерке сделанные башмаки, не делают этот выбор более удачным. Зависит, однако же, многое от оригинала.

Общество европейцев в Бангкоке не малочисленное. Консулы разных наций (разумеется, русского не имеется) 9, довольно много купцов, особенно немцев. Есть даже один русский (от русского отца и матери парижанки), некто Демьянов, хороший малый, но очень недалекий. [70]

Сестра фотографа была хорошенькая девочка, которой рожица и стройный стан, хотя еще неразвитый, мог[ли] бы понравиться и европейцу. Едва-едва выходящая из детства, она уже держала себя как девушка относительно , и когда я рисовал ее, я невольно сделал замечание, что везде тоже 10.

В Бангкоке работают очень недурно золотые вещи. Вообще сиамцы имеют вкус, и я был даже удивлен при виде художественно исполненной — и сходством, верностью и естественностью — статуи из дерева покойного короля. Статуя в натуральную величину, одета в королевское платье. Голова и руки исполнены очень хорошо, хотя напоминают лепку восковой фигуры. Корона короля, шпили пагод украшением походят друг на друга 11.


Комментарии

Печатается по: АГО. Ф. 6. Оп. 1. No 47 (Тетр. 1874—1875). Л. 62—67. Описание этой рукописи см. на с. 450—451 наст. тома.

Впервые: СС. Т. 2. С. 212—215, с пропуском, неточностями и значительной стилистической правкой.

Как сообщил в РГО сам Миклухо-Маклай, он отправился в феврале 1875 г. в Сиам по приглашению губернатора Сингапура (точнее — колонии Стрейтс Сетлментс) сэра Эндрю Кларка, чтобы взглянуть на страну и ее жителей и попытаться избавиться от лихорадки (см. наст. том. с. 74). Однако была у ученого и другая цель: получить у сиамского короля разрешение на путешествие по принадлежавшей Сиаму части Малаккского полуострова. Миклухо-Маклай получил это разрешение (охранная грамота хранится в: АГО. Ф. 6. Оп. 4. No 10) и не замедлил им воспользоваться, совершая свое второе путешествие по Малакке в июне — октябре 1875 г.

О посещении Сиама см. также в тексте «На Малаккском полуострове», публикуемом в наст. томе.

Примечания 3 (част.), 6, 11 (част.) подготовлены Е. В. Ревуненковой, 7 (част.), 8 (част.), 10 — Д. Д. Тумаркиным. Остальные примечания сделаны Е. В. Ивановой.

1 Миклухо-Маклай отмечает, что в отличие от «древних храмов», сооружавшихся из «массивных камней», при строительстве буддистских культовых сооружений в Бангкоке используются в основном кирпич и штукатурка. Это правильное наблюдение нуждается в пояснениях. Создателями средневековых культовых комплексов из каменных блоков были кхмеры Камбоджи. Таковы, например, шедевры мировой архитектуры — храмы Ангкор-Ват (XII в.) и Байон (XII—XIII вв.). В XI—XIII вв. территория Сиама была завоевана кхмерами, став и в культурном отношении провинцией кхмерской империи. В частности, здесь строили такие же каменные храмы, как и в Камбодже, только не столь совершенные и грандиозные. После изгнания кхмеров и создания в середине XIII в. Тайского королевства местные зодчие, позаимствовав многое из культовой архитектуры кхмеров, отказались от камня как строительного материала и использовали почти исключительно кирпич, облицовывая его штукатуркой. Алебастр, входящий в состав штукатурки, шел и на архитектурный декор культовых сооружений.

2 Под «пирамидами Будды» Миклухо-Маклай, очевидно, имеет в виду занимающие очень важное место среди тайских культовых сооружений прачеди или прапранги — местные варианты ступы (хранилища буддийских реликвий).

3 Ват — сложившийся еще в XIII в. тайский архитектурный тип буддийского культового комплекса со святилищами, храмами и жилыми помещениями для монахов и послушников.

Ватсекет (Ватсакет) сооружен в XIX в. в период правления короля Рамы III. Сегодня этот храмовый комплекс называют «золотым», его посещают сотни тысяч верующих и множество иностранных туристов. По местным обычаям, раз в год каждый верующий приходит сюда взглянуть на останки Будды. Ватпо построен в 1793 г. при Раме I рядом с королевским дворцом на берегу реки Менам и значительно расширен при Раме II. Это самый большой культовый комплекс Бангкока. Здесь находится буддийская святыня Сиама — статуя лежащего (отдыхающего) Будды. Над этой огромной статуей (15 м высоты, 46 м длины) возведен специальный храм-«футляр».

4 На острове, упоминаемом Миклухо-Маклаем, находится храм со знаменитым прачеди, символически представляющим Будду, отгоняющего море. Здесь ежегодно проводится празднество, во время которого процессия лодок объезжает вокруг острова по направлению движения солнца, устраиваются лодочные гонки.

5 Миклухо-Маклай допускает неточность, называя пагодами сиамские ваты и тем более относя этот термин к королевскому дворцу. Главное здание королевского дворца было построено в стиле итальянского Ренессанса и имело лишь ряд сиамских деталей. Однако по приказу короля над уже построенным зданием была возведена сиамская крыша прасат. В результате получилось довольно удачное сочетание стилей западной и восточной архитектуры.

6 Фотография сиамского короля наклеена на л. 62 об. рукописи, а его двоюродных сестер — на л. 63 об. и 64 об.

7 Подтвердились предсказания тех наблюдателей, которые говорили Миклухо-Маклаю, что молодой король «умен и ожидают многое от него». С именем Рамы V (Чулалонгкорна), правившего Сиамом с 1868 по 1910 г. (в 1875 г. ему было 20 лет), связаны многочисленные реформы, имевшие целью укрепление центральной власти и развитие экономики страны (отмена долгового рабства, административная реформа, реорганизация армии, развитие коммуникаций, поощрение торговли и ремесел и т. д.). Эти реформы способствовали сокращению разрыва между Сиамом и европейскими державами и тем самым сохранению его государственной независимости.

Миклухо-Маклай отказался от предложенного ему посещения дворца под благовидным предлогом, а на самом деле потому, что «аудиенция молодого короля, который очень старается по возможности копировать европейцев, имела для меня очень небольшой интерес» (наст. том, с. 75). Однако король удовлетворил просьбы русского ученого, о которых ему стало известно: выдал охранную грамоту, обещал выделить молодого слона для анатомических исследований (там же).

8 Саронг (мал.) — одежда типа юбки из сшитого полотнища. Описываемая здесь традиционная тайская одежда панунг — своеобразные несшитые штаны. Это длинное (до 3 м), широкое (до 1 м) полотнище, оборачиваемое вокруг тела от пояса до колен; концы его пропускаются между ног навстречу друг другу и выводятся под ткань, опускаясь затем почти до нижнего края полотнища. Панунг носили и мужчины, и женщины.

9 В то время между Сиамом и Россией не было дипломатических отношений. Они были установлены в 1898 г. Этому предшествовало посещение в 1891 г. Бангкока наследником российского престола, а также визит в Россию короля Чулалонгкорна в 1897 г.

10 Портрет и фотографию Мейсой (сестры фотографа) см. на с. 69 наст. тома.

11 Деревянная статуя покойного короля (Рамы IV), исполненная в натуральную величину, одетая в королевское платье,— редкий для XIX в. образец «светской» скульптуры в Сиаме, где вплоть до нашего столетия господствовала культовая скульптура, главным образом бесчисленные изображения Будды. Желание правителей страны увековечить себя скульптурными портретами реализовалось иногда приданием лику Будды сходства с их лицами.

Миклухо-Маклай ошибочно предположил, что на голове статуи короля изображена корона. «Для тайского традиционного костюма характерны остроконечные головные уборы, украшенные позолотой, похожие на башенки пагод.— свидетельствует современный этнограф.— Ношение таких уборов, различавшихся украшениями и количеством золотых кружков, долгое время являлось привилегией королевского двора» (Зика Я. В стране белого слона. М., 1985. С. 109).

Еще больше интересных материалов на нашем телеграм-канале ⏳Вперед в прошлое | Документы и факты⏳

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2024  All Rights Reserved.