Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

«Приобрести остров в Тихом океане»

О предложениях создать базу морского флота

Выход военно-морского флота России во второй половине XIX в. на просторы Тихого океана поставил вопрос о желательности создания промежуточных баз снабжения русских кораблей во время их долгих плаваний вокруг Африки и Азии к берегам Дальнего Востока и обратно. Одним из первых [43] авторов проектов такого рода стал выдающийся ученый и путешественник Н. Н. Миклухо-Маклай (1846-1888), отдавший много лет жизни изучению островов Тихого океана. Публикуемая записка Н. Н. Миклухо-Маклая является одним из нескольких посланий, направленных им в 1883-1886 гг. императору Александру III и главе морского ведомства великому князю Алексею Александровичу, в которых он отстаивал мысль о возможности создания на одном из островов Тихого океана русской колонии и базы снабжения русского флота. Эта идея, несмотря на всю ее заманчивость, была отвергнута морским ведомством и правительством России, как связанная с риском внешнеполитических осложнений и чрезмерных финансовых затрат, а также из-за опасения, что столь отдаленный от России пункт не мог бы быть надежно защищен в случае войны с Англией. Некоторое оживление интереса к проблеме организации баз снабжения русского флота в Индийском и Тихом океанах произошло, как свидетельствуют документы, предлагаемые вниманию читателей, в последние годы XIX и первые годы XX в., в связи с просьбой султана северной части острова Суматра принять его владения под покровительство России. Однако и тогда такая идея не получила практического воплощения по причинам, близким к указанным выше, а русско-японская война 1904-1905 гг. вообще закрыла эту малоизвестную страницу русской военно-морской истории, тесно связанную с историей внешней политики России.

Публикация Алексея БОЧАРОВА  г. С.-Петербург


№ 1

Записка Н. Н. Миклухо-Маклая великому князю Алексею Александровичу

Конфиденциально.

 

ЗАПИСКА (Заголовок документа. — Ред.)

о предполагаемом занятии островов и основании Русской колонии в Тихом океане.

С. Пбург. 12авг. 1886 г.

Ваше Императорское Высочество 1,
Имея высочайшее соизволение 2 на поднятие русского флага на незанятых другими державами островах Тихого океана и получив уже более 1200 заявлений от лиц, желающих переселиться на эти острова, я надеюсь, что Морское министерство со своей стороны не откажет в содействии к осуществлению предположенного мною плана: так как занятые Россиею острова и основанная на них русская колония будут служить также удобною станцией для русских военных судов и выгодным местом снабжения их топливом, материалами и припасами.

Предположенный мною план занятия островов в Тихом океане и образование на них Русской колонии необходимо осуществить немедленно, так как при существующем в последнее время стремлении со стороны Европейских держав, особенно Германии и Англии, к захвату различных островов Тихого океана на долю России, в скором времени, не останется ни одного (Здесь и далее подчеркнуто автором. — Ред.) более или менее удобного пункта.

Соображая по карте Тихого океана, где бы, помимо берега Маклая в Новой Гвинее, захваченного два года тому назад Германиею, могла быть основана Русская колония, я останавливаюсь на некоторых еще незанятых островах, которые с большими или меньшими выгодами могут служить предположенной мною цели.

Прежде всего я имею в виду группу пока никем незанятых островов, название которой, в видах сохранения тайны, считаю более удобным сообщить Вашему Высочеству на словах. Эти острова (которые пока я назову — группою М.) 3 по своему положению и другим удобствам, ничем не уступают ос-вам Суворова, за которые г-н Хунт (Hunt) желает получить от Русского правительства 100.000 фунтов стерлингов. При этом считаю долгом присовокупить, что права г. Хунта на о-вах Суворова представляются весьма шаткими, т. к. на островах этих никогда не было постоянных жителей, от которых г. Хунт или кто-либо другой могли их приобрести, а поэтому права г. Хунта не были бы признаны законными никакою Европейскою державою. Мне кажется поэтому, что о-ва Суворова, открытые русским мореплавателем (Коцебу), могут быть заняты Русским правительством и без всякого вознаграждения г-на Хунта.

Острова М. хотя совершенно достаточные по величине, для морской станции и для колонии в небольших размерах, могущие со временем (при открытии [44] Панамского канала, например) получить для России большое значение (как станция, лежащая совершенно на пути к восточным портам Сибири), могут однако же оказаться недостаточными при большем развитии и увеличении колонии.

Незанятые пока еще ни одною державою о-ва Соломоновы, по своей величине, плодородию почвы и другим выгодам, представляются годными для колонии, но находятся слишком далеко от наших Тихоокеанских окраин и слишком близко от Австралии.

Остается однако еще один выход приобрести подходящий для Русской колонии остров в Тихом океане, а именно — весьма вероятно, что Голландское правительство согласилось бы (при некоторых условиях, которые могут быть установлены дипломатическим путем) уступить России один из многочисленных островов Тихого океана Малайского архипелага (я писал об этом Его [45] Высокопревосходительству министру иностранных дел, который считает «это делом, которое можно будет обдумать»). О-в Сумбава. например, с хорошим портом, вследствие гористой местности, благоприятным климатом, мог бы оказаться во многих отношениях для колонии — местностью подходящею, тем более что о-в Сумбава своим географическим положением, находясь «на пути» из Индийского океана в Китай и Японию и нашим Тихоокеанским портом, может вероятно со временем сделать ежегодные посещения русскими военными судами портов, как: Батавию, Сингапур и Гонгконг лишними.

Испанское правительство может быть согласится на какую-нибудь сделку (просто: куплю) и предоставит один из Каролинских о-вов для русской колонии. О-в Бонапе (или «Пуйнипет» на некоторых картах) в группе Сенявина, одной из групп Каролинского архипелага, мог бы оказаться очень удобным во многих отношениях.

Во всяком случае, если бы Русское правительство нашло более удобным приобрести острова свободные, никем пока незанятые, без всяких договоров и дипломатических отношений, даром или за ничтожное вознаграждение, от туземных жителей, полноправных владельцев, то следует, не теряя времени и немедленно, командировать для этой цели одно из военных судов, находящихся ныне в Тихом океане.

В виду важности дела, я готов, несмотря на значительные неудобства для меня лично, отправиться немедля в Тихий океан из Одессы на одном из пароходов Добровольного флота (пароход «Россия» отправляется на днях во Владивосток) или на другом каком пароходе и в Сингапуре пересесть на военное судно, которое получит командировку на о-ва Тихого океана.

Это судно могло бы зайти на о-в Сумбаву, осмотреть его порт, познакомиться с его ресурсами в разных отношениях важных для будущей или предполагаемой колонии, по пути к гр. М, заглянуть на берег Маклая (для того, чтобы формально установить границы моих участков земли в портах: Великий князь Константин и Великий князь Алексей, о чем я уже просил Министерство иностранных дел, которое обещало мне войти в сношение с Морским министерством по этому делу), затем осмотреть группу М. и поднять русский флаг на о-вах этой группы.

На возвратном пути военное судно могло бы осмотреть еще о-в Бонапе, установить формально границы моих участков земли на о-ве Бабельтоне в группе Пэлау и оставить меня в одном из портов (как: Манила, Сингапур или Гонгконг), имеющих пароходное сообщение с Австралией). Из Сиднея, я на пришедшей к тому времени из СПБурга туда шкуне, отправлюсь на занятые Россиею острова (группу М.), где оставлю несколько людей для сооружения необходимейших построек в ожидании прибытия других колонистов.

В виду обстоятельства, что мне необходимо будет вернуться снова в Россию для окончания работ по изданию моих путешествий (которыми я занимаюсь в настоящее время и которые мне придется на время прервать) и за неимением достаточных личных средств, я принужден поставить единственное условие: чтобы Русское правительство взяло бы на себя издержки на проезд мой из СПБурга, вышесообщенные о-ва, обратно в СПБург, что не составит, я полагаю, более чем каких-нибудь 300 фунтов стерлингов.

Во время пребывания моего в Ливадии в апреле месяце, Е. Пр. г-н управляющий Морским министерством 4 нашел возможным, для выполнения моих планов относительно основания Русской колонии в Тихом океане, предоставить мне одну из шкун взятых русскими военными судами как «призы» на берегах Камчатки. К сожалению, однако же, из полученной мною справки из Владивостока, оказывается: что «все сколько-нибудь годные (шкуны) проданы с аукциона, подходящего ничего нет». В виду этого, я желал бы знать, могу ли я надеяться, получить со временем одно из судов, которые наши крейсера вероятно не замедлят забрать как «призы» по русским прибрежьям Северного Тихого океана?

В виду обстоятельства, что при основании Русской колонии в Тихом океане необходимо будет иметь судно для поддержания почтового и пассажирского сообщения с ближайшим к колонии портом, находящимся в пароходном сообщении с Европою или Америкою, и неизвестности относительно судна, обещанного адмиралом Шестаковым (которое, если будет со временем дано, также — пригодится), я решил приобрести шкуну в России и приготовить ее к плаванию из Кронштадта в Тихий океан, а [46] затем для правильных рейсов из будущей русской колонии в ближайший порт с правильным почтовым сообщением. Шкуна, около 90 тонн, подыскана, но требует значительного ремонта (почти что полной, новой обшивки, нескольких парусов и т. п.). Могу ли я надеяться, что Морское министерство найдет возможность окончательно подготовить шкуну к экспедиции в Тихий океан? Затрата, сопряженная с этим, как мне сообщил компетентный человек, не будет превышать от 1000 до 1200 рубл. сер.

Прилагая при сем «копию» с моего письма г-ну министру иностранных дел о соображениях, которые будут иметься в виду при основании Русской колонии в Тихом океане, и смея надеяться, что Ваше Императорское Высочество не откажете помочь предприятию, имеющему прямую связь с увеличением значения России как Морской державы в Тихом океане.

Я имею честь быть с глубочайшим уважением и таковой же преданностью, Вашего Императорского Величества покорнейший слуга Н. Миклухо-Маклай

Санкт-Петербург,

12-го августа 1886 г.

РГАВМФ. Ф. 410. Оп. 2. Д. 4155. Л. 122-127. Подлинник. Автограф.

№ 2

Из строевого рапорта командира эскадренного броненосца «Наварин» капитана 1 ранга В. X. Иениша от 25 февраля 1898 г.

Во время стоянки в Пенанге 5 ко мне приехал малаец, уполномоченный султана северной части Суматры и подал письменную просьбу о принятии владений этого султана под протекторат России. На мое указание, что Суматра принадлежит голландцам, малаец отвечал, что во владениях его султана нет ни одного голландца и что война, которую те ведут на прибрежной полосе, истощает только обе стороны. Поступить же под протекторат России султан желает потому, что ему известно хорошее отношение русского царя к своим подданным мусульманам.

Конечно, я ничего не обещал этому малайцу. Письменное же его заявление при сем представляю 6.

РГАВМФ. Ф. 417. Оп. 1.Д. 1551. Л. 147. Подлинник.

№ 3

Письмо министра иностранных дел В. Н. Ламздорфа управляющему Морским министерством адмиралу Ф. К. Авелану от 1 апреля 1904 г.

Секретно

Милостивый Государь Федор Карлович,

Султан Атжехский обратился в Министерство иностранных дел с ходатайством о принятии его с владениями, государем императором под свое высокое покровительство.

Как небезызвестно Вашему Превосходительству Атжех или Атчин составляет северо-западную часть острова Суматра, который уже с XVII века признается Нидерландским правительством под своей верховной и неограниченной властью. С того же времени голландцы принимают все меры дабы парализовать притязания на какую-либо часть этого острова со стороны других держав.

Таким образом, само собою разумеется, что принятие каких-либо мер по поводу ходатайства Атжехского султана могло бы состояться не иначе как после предварительного уговора по этому вопросу с Нидерландским правительством. С другой стороны возбуждению подобных переговоров по предмету предложения Атжехского султана, должно, по мнению Министерства иностранных дел, предшествовать выяснение вопроса о том, насколько таковое предложение соответствует видам и интересам морского ведомства и намерениям его устроить на острове Суматра базу для русского флота.

Сообщая о вышеизложенном, имею честь покорнейше просить Ваше Превосходительство не отказать уведомить меня о заключении Вашем по настоящему вопросу, с возвращением прилагаемой у сего карты острова Суматры.

Примите, Милостивый Государь, уверение в совершенном моем почтении и таковой же преданности.

Ламздорф [47]

№ 4

Письмо Ф. К. Авелана В. Н. Ламздорфу от 5 апреля 1904 г.

Секретно

5 апреля 1904 года
№ 1453

Милостив. государь
граф Владимир Николаевич,

Вследствие секретн. письма Вашего сият., от 1-го с. апреля за No 614, поспешаю уведомить, что Морское мин. не имело намерения устроить базу для флота на острове Суматра, а потому предложение султана Атжехского не представляет особого интереса для морск. ведомства.

При сем имею честь возвратить приложенную к упомянутому письму Вашего сият. карту острова Суматра.

Прошу Ваше сият. принять уверение и проч.

Подписал:

Ф. Авелан

РГАВМФ. Ф. 417. Оп. 1. Д. 3021. Л. 37.


Комментарии

1. Записка адресована великому князю Алексею Александровичу (1850-1908). С 1882 г. глава морского ведомства, с 1893 г. генерал-адмирал.

2. Это соизволение получено Н. Н. Миклухо-Маклаем от императора Александра III.

3. Имеющиеся документы не позволяют сделать определенный вывод о том, какие острова имел в виду Н. Н. Миклухо-Маклай.

4. Вице-адмирал (в 1888 г. произведен в адмиралы) И. А. Шестаков (1820-1888).

5. «Наварин» находился в Пенанге с 10 по 15 февраля 1898 г.

6. Текст просьбы в РГАВМФ не обнаружен. Она была препровождена в Министерство иностранных дел.

Текст воспроизведен по изданию: В Тихом океане (Из кругосветного плавания "Боярина" ) // Источник. Документы русской истории, № 5 (24). 1996

Еще больше интересных материалов на нашем телеграм-канале ⏳Вперед в прошлое | Документы и факты⏳

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2024  All Rights Reserved.