|
НЕИЗВЕСТНЫЙ ДОКУМЕНТ О БОРЬБЕ Н. Н. МИКЛУХО-МАКЛАЯ С РАБОТОРГОВЛЕЙ И ПОДНЕВОЛЬНЫМ ТРУДОМ В АВСТРАЛИИ И ОКЕАНИИ Из истории борьбы Н. Н. Миклухо-Маклая в защиту островитян Южных морей Имя выдающегося русского ученого-гуманиста Н. Н. Миклухо-Маклая вписано золотыми буквами в историю Австралии и Океании. Наиболее известна его научная и общественная деятельность, связанная с Новой Гвинеей, где ученый провел в общей сложности более трех лет. Не ограничиваясь этнографическим и антропологическим изучением коренных жителей этого огромного острова, Миклухо-Маклай пытался предотвратить их колониальное порабощение европейскими державами и даже разработал утопический для того времени проект создания независимого государства в северо-восточной Новой Гвинее 1. Следует, однако, учитывать, что Миклухо-Маклай посещал и многие другие острова Океании. В 1871 г., плывя на «Витязе» к берегам Новой Гвинеи, он побывал на полинезийских островах Пасхи, Питкерн, Мангарева, Таити и Самоа. В 1876 г. на борту английской шхуны «Си бэрд» ученый совершил путешествие по Микронезии и Меланезии, посетив острова Палау и Яп, Адмиралтейства, Ниниго и Хермит. В 1879 г. Миклухо-Маклай снова отправился в дальний вояж. На сей раз на американской шхуне «Сэди Ф. Кэллер» он посетил Новую Каледонию, острова Лойялти, Новые Гебриды, Банкс, Санта-Крус, Дафф, Новая Ирландия, Тробрианские острова, архипелаг Луизиада, снова побывал на островах Адмиралтейства, Ниниго и Хермит. Повсюду, где представлялась хотя бы малейшая возможность, Миклухо-Маклай проводил этнографические и антропологические исследования, изучал положение коренного населения и действия колонизаторов. Путешествуя по Океании, ученый столкнулся с жуткой действительностью — захватом в рабство, спаиванием, ограблением и убийством островитян европейскими и американскими моряками, торговцами и плантаторами. Особенное негодование вызывала у него охота на «черных дроздов» (blackbirding). Так называли тогда колонизаторы захват островитян с целью использования их на плантациях Квинсленда, Фиджи, Новой Каледонии и Самоа, а также на морских промыслах в прибрежных водах многих островов. [229] С этой едва замаскированной разновидностью рабства Миклухо-Маклай впервые близко столкнулся во время плавания на «Си бэрд». Безнаказанно совершавшиеся злодеяния потрясли ученого-гуманиста. 15 июля 1876 г., когда шхуна находилась у острова Ниниго, он написал письмо вице-председателю Русского географического общества (РГО) П. П. Семенову «с проектом учреждения станций военных судов для интернационального покровительства туземцев островов Тихого океана». Как указывал сам Миклухо-Маклай, он выдвинул этот проект «в надежде, что дело слабых и притесненных найдет в Европе тем или другим путем отголосок и неожиданную помощь, что мое, может быть, непрактичное и неудобоисполнимое предложение не останется “гласом вопиющего в пустыне” и в другой форме все-таки достигнет цели и изменит сколько-нибудь к лучшему status praesens отношений белых к туземному населению» 2. «Злоупотребления и насильства, которые позволяют себе тредоры и шкиперы,— писал тогда же Миклухо-Маклай,— происходят главным образом вследствие недостатка гласности и полной безнаказанности...» 3 Поэтому еще во время плавания он решил при первой же возможности представить «краткое изложение тезе доходящих до преступления несправедливостей, которых мне пришлось быть невольным свидетелем» 4. Ученый выполнил свое намерение. В письмах-отчетах о плавании на «Си бэрд», посланных РГО и частично опубликованных в 1876-1879 гг., он сообщил об известных ему случаях похищения людей шкиперами торговых судов, о бесчеловечной эксплуатации захваченных силой или обманом островитян, об огромной смертности среди этих несчастных 5. А в 1877 г., во время второго пребывания на Берегу Маклая, он написал статью «Несколько слов о ловле трепанга на островах западной части Тихого океана», содержащую многочисленные разоблачения 6. К сожалению, эта статья была впервые напечатана лишь в 1939 г. Опасаясь, что охотники на «черных дроздов» могут появиться и у берегов Новой Гвинеи, ученый, покидая в ноябре 1877 г. Берег Маклая, предупредил жителей окрестных деревень о необходимости соблюдать величайшую осторожность, чтобы не стать жертвами работорговцев. «Я ожидал,— объяснял впоследствии Миклухо-Маклай,— что и на Новой Гвинее может случиться то же, что и на островах Меланезии (Соломоновых, Новогебридских и др.), где население стало уменьшаться значительно вследствие вывоза невольников» 7. Если плавание Миклухо-Маклая на «Си бэрд» преследовало научные цели, то в путешествие на «Сэди Ф. Кэллер» он отправился главным образом ради того, чтобы собрать побольше фактов о работорговле на Тихом океане; научные изыскания на сей раз отошли на второй план. Об этом свидетельствуют такие хорошо осведомленные лица, как его австралийский друг Э. Томассен, опубликовавший в 1882 г. «Очерк биографии H. Н. Миклухо-Маклая», основанный на сведениях, полученных от самого [230] исследователя, и французский историк и публицист Г. Моно — муж одной из дочерей А. И. Герцена, с семьей которого Миклухо-Маклай многие годы поддерживал дружеские отношения. «В 1879 г. он осуществил свое давнишнее намерение посетить острова Меланезии и присмотреться поближе к торговле черными невольниками,— писал в 1882 г. Моно.— Он избрал самое лучшее средство, а именно отправился путешествовать на судне, занимавшемся подобной торговлей под защитой американского флага» 8. Э, Томассен в упомянутом очерке указывает, что русский ученый выбрал шхуну «Сэди Ф. Кэллер» потому, что она «участвовала в этой торговле, постоянно имела к тому же на борту множество островитян южных морей, нанятых для добычи трепанга и раковин-жемчужниц, и собиралась совершить вояж, в ходе которого ей предстояло встретиться в нескольких гаванях тихоокеанских архипелагов с “рабочими” судами, пришедшими из Квинсленда, Фиджи и Новой Каледонии» 9. Миклухо-Маклай не обманулся в своих предположениях. Уже в Нумее — административном центре французской колонии Новая Каледония, куда «Сэди Ф. Кэллер» пришла прямо из Сиднея, он воочию столкнулся с ужасами работорговли. «Самые скандальные сцены пришлось видеть Маклаю в Нумее, где черные продавались буквально с молотка... — писал Моно,— Легко представить себе, к каким безнравственным поступкам приводит это восстановление торговли рабами, прикрытое покровом ханжества. Колонист, желающий иметь в услужении красивую девушку, должен только обратиться к капитану шунера (небольшое судно). Однажды, находясь на рейде Нумеи, Маклай посетил один из этих шунеров и увидел группу молодых туземцев от 10 до 15 лет. Он спросил капитана и государственного комиссара, каким образом можно брать в услужение таких малых детей. Оба ответили ему, что о вкусах не спорят» 10. Путешествуя на «Сэди Ф. Кэллер» по островам Меланезии, Миклухо-Маклай, как пишет Моно, «собирал печальные сведения о free labour trade (торговле свободным трудом). Он видел, какие хитрости и насилия употреблялись с целью похищения чёрных рабов, каково было отчаяние большей части этих “свободных работников” и какая торговля человеческим мясом установилась на всех колониях... Этих несчастных закабаляли на три года, и хозяева не видели никакой выгоды в том, чтобы обращаться с ними по-человечески. Подобное временное закрепощение было хуже всякого рабства» 11. Дневник, который Миклухо-Маклай вел во время плавания на «Сэди Ф. Кэллер», не сохранился или, во всяком случае, пока не разыскан. Лишь отрывки из этого дневника, рассказывающие о посещении Новой Каледонии, и основанный на дневниковых записях очерк о пребывании на островах Андра и Сорри (острова Адмиралтейства) были опубликованы соответственно в 1939 и 1887-1939 гг. 12 В двух письмах-отчетах об этом путешествии, напечатанных в 1880-1881 гг., сообщается о его маршруте, об [231] отдельных научных наблюдениях, о том, что шкипер шхуны взял на Новых Гебридах около 50 островитян и затем использовал их на заготовке трепанга, что Миклухо-Маклай во время якорных стоянок, которые продолжались иногда от пяти до десяти дней, старался проводить как можно больше времени на берегу и обычно жил в местных деревнях 13. Но во всех этих публикациях почти ничего не говорится об охоте на «черных дроздов». Подобное умолчание становится во многом понятным из примечания к одному из писем-отчетов, в котором имеются такие строки: «Самое поверхностное и беспристрастное наблюдение открывает вереницу злоупотреблений, сопровождающих вывоз туземцев Меланезии на плантации в Австралию, Новую Каледонию, Фиджи, Самоа. Это весьма редко без обмана обходящееся, а иногда, и с помощью насилия добывание темнокожих рабочих на плантации прикрывается в английских колониях эпитетам “free labour trade”, так как название “slave trade” (работорговля.— Д. Т.), хотя и более приближается к истине, не особенно благозвучно и должно быть избегнуто... Собранные факты по этому вопросу (которому я думаю посвятить со временем особую статью) я считаю долгом довести до сведения лиц, имеющих возможность, если захотят, облегчить участь пострадавших и отчасти, хотя бы в незначительной степени, предупредить повторение постоянно практикуемых злоупотреблений белых на островах Тихого океана» 14. В январе 1880 г. в архипелаге Луизиада Миклухо-Маклай покинул «Сэди Ф. Кэллер», на борту которой ему приходилось наблюдать самые отвратительные сцены и постоянно заступаться за нещадно эксплуатируемых островитян 15. На маленьком миссионерском судне ученый посетил многие селения на юго-восточном побережье Новой Гвинеи и острова Торресова пролива, откуда на попутном почтовом пароходе он в мае 1880 г. прибыл в Брисбен — главный город Квинсленда. Миклухо-Маклай задержался почти на восемь месяцев в этой английской колонии, расположенной на северо-востоке Австралии. Еще по пути в Брисбен он высаживался в нескольких прибрежных городах, а затем выезжал во внутренние районы Квинсленда 16. Очевидно, именно тогда он собрал большой фактический материал о печальной участи островитян, доставленных в колонию охотниками за «черными дроздами». Дело в том, что в 70-80-х годах XIX в. в Квинсленде, как грибы после дождя, вырастали крупные плантации сахарного тростника, основанные на использовании подневольного труда маланезийцев, главным образом жителей Соломоновых островов, Новых Гебрид и прилегающих к ним островных групп. В портовые города колонии один за другим прибывали парусники с живым грузом. Здесь островитян продавали плантаторам и надсмотрщики, вооруженные пистолетами и бичами, гнали их, словно скот, на плантации. Непосильный и непривычный труд, плохая нища, зачастую негодная для питья вода, жестокие истязания, [232] болезни, почти полное отсутствие медицинской помощи — все это вызывало огромную смертность в плантационных поселках. В 1876 г. инспектором по делам островитян в округах Маккай и Мэриборо был Р. Шеридан — один из немногих чиновников, сочувствовавших «канакам»; он писал в отчете, что плантаторы не очень-то заинтересованы в том, чтобы меланезиец оставался в живых до истечения срока трехлетнего контракта, ибо в таком случае приходится выплачивать ему заработанные за три года деньги (пусть незначительную сумму) и тратиться на его возвращение домой 17. Вскоре Р. Шеридан поплатился за это своей должностью. Что же касается властей Квинсленда, то они время от времени издавали законы и постановления, создававшие видимость регламентации труда «канаков». Но, как отмечает американский историк О. Парнаби, цель этих мер заключалась в том, чтобы путем минимального регулирования устранять наиболее вопиющие безобразия ради сохранения самой системы использования подневольного труда островитян южных морей 18. В 60—70-е годы в мировой (преимущественно австралийской) историографии появились работы, сравнительно объективно освещающие дела давно минувших дней — работорговлю на Тихом океане и обращение с островитянами на плантациях в Квинсленде 19, хотя и теперь встречаются «исследователи», которые пытаются оправдать эти позорные явления ссылками на отсталость и «расовые особенности» меланезийцев. Однако во времена Миклухо-Маклая все обстоятельства, связанные с охотой на «черных дроздов» и их эксплуатацией на квинслендских плантациях, как правило, замалчивались или бессовестно искажались. В уже цитированном примечании к письму-отчету, написанному во время пребывания в Квинсленде, Миклухо-Маклай писал: «... очень немногие желают видеть настоящее положение дел, которое для них самих или друзей их выгодно, почему всякий протест против этой бессовестной эксплуатации темнокожих встречает здесь положительную непопулярность. Большинство не хочет знать правды, что не помешает, однако же, этому большинству, когда будет уже слишком поздно, притворяясь, уверять, что никогда и не подозревало истинного положения дел, и негодовать против торга человеческим мясом и варварского насилия, которые прикрываются невинным названием “free labour trade”» 20. К этому можно добавить, что, по словам Томассена, Миклухо-Маклай, вернувшись в 1880 г. в Австралию, был поражен «весьма односторонними сообщениями о событиях на островах южных морей, публикуемыми в печати» и поставляемыми «капитанами судов, участвующих в торговле с островами, и другими лицами, от которых вследствие их занятий и интересов нельзя ожидать сколько-нибудь беспристрастных известий» 21. Эта лживая кампания в печати еще более укрепила решимость ученого выступить с протестом против совершающихся злодеяний. 8 апреля 1881 г. в «Аргусе» — одной из крупнейших австралийских газет, выходящей в Мельбурне (главный город колонии [233] Виктория) — появилось открытое письмо Миклухо-Маклая коммодору австралийской морской станции, командующему британскими военно-морскими силами в юго-западной части Тихого океана Дж. Уилсону. Оно было опубликовано под заголовком «Похищение людей и рабство на островах южных морей». «Что вывоз рабов (ибо только справедливо дать этой сделке ее собственное имя) в Новую Каледонию, Фиджи, Самоа, Квинсленд и другие места посредством похищения и увоза туземцев под прикрытием фальшивых утверждений и лживых обещаний все еще продолжается в значительных размерах,— писал ученый,— я готов заявить и подкрепить фактами. Поведение многих белых по отношению к аборигенам островов Океании никак не может быть оправдано, в справедливости чего я имею много доказательств в своем распоряжении, и поэтому не удивляюсь, что имеют место репрессии со стороны туземцев ... Несомненно, что, пока такие институты, как похищение людей, работорговля и убийство, будут терпимы или даже санкционированы правительством (под названием “свободной вербовки рабочих”) и будет продолжаться бесстыдный грабеж, производящийся на островах под названием “торговли”, результаты (убийства) будут постоянно повторяться. Самое меньшее из того, что черные имеют право требовать от цивилизованных народов, есть не жалость, не сочувствие, а справедливость, и я уверен, что это может быть им предоставлено… Было бы желательно, чтобы в скором времени было достигнуто международное соглашение по этому вопросу ... Буду считать большой честью предоставить мое знание положения вещей на островах Океании в ваше распоряжение» 22. Комментируя высказанную в письме готовность предоставить коммодору Уилсону фактические данные о работорговле на Тихом океане, составители собрания сочинений Миклухо-Маклая указывали, что ученый собирался посвятить этой проблеме специальную статью 23. Более определенные сведения содержатся в опубликованной в 1922 г. работе Д. Н. Анучина, где сообщается, что Миклухо-Маклай подготовил для Уилсона записку под названием «Похищение людей в рабство в пределах западного Тихого океана» 24. Однако ни составители собрания сочинений, ни Ф. Гриноп, который изучал бумаги Миклухо-Маклая, хранящиеся в Австралии, не обнаружили такого рода статьи или записки, а потому эта работа считалась утраченной. Ее удалось найти лишь недавно, в период пребывания автора этих строк в Брисбене. Во время научной командировки в Австралию в 1979 г. мне посчастливилось выявить в рукописных отделах библиотек Сиднея несколько неизвестных писем Миклухо-Маклая. А в Брисбене благодаря содействию сотрудницы департамента истории Университета Квинсленда д-ра К. Сондерс я получил в местном архиве фотокопию давно разыскиваемой работы ученого, которая, как оказалось, называется так: «Записка о похищении людей н рабстве в западной части Тихого океана» 25. Судя по ссылке [234] на квинслендскую газету от 17 сентября 1881 г., этот документ был составлен вскоре после возвращения из плавания к берегам Новой Гвинеи, которое Миклухо-Маклай совершил по приглашению коммодора Уилсона в мае — октябре того же года на корвете «Вулверин» 26. Коммодор приложил записку русского ученого к своему докладу «Торговля трудом в западной части Тихого океана», представленному в конце 1881 г. британским властям. Печатная копия этого доклада вместе с приложениями хранится в Архиве штата Квинсленд 27. Записка Миклухо-Маклая в переводе на русский язык предлагается вниманию читателей. Как и составленный тогда же (октябрь-ноябрь 1881 г.) «Проект развития Берега Маклая», она принадлежит к числу наиболее ярких и значительных общественно-политических документов, вышедших из-под пера великого русского ученого. Если в «Проекте» речь идет о создании независимого папуасского государства на Новой Гвинее, то в записке автор ополчается против системы работорговли и подневольного труда, процветавшей тогда в Австралии и Океании. Основываясь главным образом на собственных наблюдениях, приводя конкретные факты, ученый показывает подлинную сущность «торговли свободным трудом»: методы, применяемые при захвате островитян, в том числе детей и подростков, их жестокую эксплуатацию и убийства на борту торгово-промысловых судов, формы торговли «живым товаром», тяжкую участь большинства тех захваченных работорговцами океанийцев, которым удалось вернуться в родные места, отрицательное влияние этого торга на традиционные общества Меланезии и Микронезии и т. д. Один из разделов записки посвящен использованию островитян южных морей на квинслендских плантациях. Здесь Миклухо-Маклай опирается на отчеты должностных лиц и статистические материалы, показывая, что даже на основании этих данных можно сделать вывод о бедственном положении океанийцев в Квинсленде, о варварском обращении с ними местных плантаторов. Как подчеркивает ученый, еще хуже было положение невольников на Фиджи, Самоа и в Новой Каледонии. Миклухо-Маклай рекомендует принять неотложные меры, чтобы устранить или хотя бы смягчить наиболее бесчеловечные проявления системы подневольного труда, облегчить участь ее жертв. Что же касается ликвидации самой системы, то он, понимая, что для этого необходимы «всеобщее согласие и единообразная политика» держав, действующих в Австрало-Океанийском регионе, снова призывает заключить международное соглашение по данному вопросу 28. Несмотря на внешнюю бесстрастность, намеренно сухой, «протокольный» стиль изложения, записка Миклухо-Маклая несет в себе большой эмоциональный заряд, пригвождая к позорному столбу охотников на «черных дроздов», плантаторов, наживающихся на эксплуатации подневольного труда, и их покровителей. Не случайно коммодор Уилсон, завершая свой доклад, писал, что [235] приложенная к нему записка «известного русского путешественника в этих морях, джентльмена, обладающего огромными научными познаниями и опытом исследований ... не может не убедить даже самого большого скептика в том, что так называемая “торговля трудом”... по присущим ей злодеяниям не уступает работорговле» 29. Составив «Записку о похищении людей и рабстве в западной части Тихого океана», Миклухо-Маклай не прекратил борьбы с этими позорными явлениями. Так, в 1882 г. ученый помог Томассену написать заказанную Австралийским географическим обществом брошюру о своей жизни и деятельности, чтобы привлечь внимание общественности к судьбе островитян южных морей, и настоял на том, чтобы в брошюре был сделан упор на необходимость «покончить с работорговлей» 30. Этот же призыв снова прозвучал в июне 1883 г. в письме английскому министру колоний лорду Дерби 31. Как с горечью писал сам исследователь, ему не раз приходила мысль, что его призывы к сильным мира сего пощадить островитян во имя справедливости и гуманности «походят на просьбу, обращенную к акулам, не быть такими прожорливыми» 32. Миклухо-Маклай, разумеется, не мог остановить постыдного торга, хотя, по словам Моно, под влиянием его разоблачений английское и французское правительства дали указания ужесточить контроль за вербовкой рабочих на островах Океании 33. Ввоз «черных дроздов» в Квинсленд и Новую Каледонию продолжался и после смерти ученого, вплоть до 1904 г. Но Миклухо-Маклай сделал все, что было в его силах, чтобы защитить островитян южных морей. Остается сказать несколько слов о переводе записки. Выполняя его, я стремился не только точно передать содержание, но и по возможности сохранить стиль оригинала. Многочисленные примечания автора, обозначенные латинскими буквами, помещены после основного текста документа. За ними следуют комментарии переводчика, имеющие сквозную нумерацию. Публикуемая записка не может не привлечь внимания специалистов по истории Австралии и Океании, биографов Миклухо-Маклая и всех тех, кто интересуется жизнью и деятельностью замечательного русского ученого-гуманиста. Д. Д. Тумаркин Комментарии1. См.: Тумаркин Д. Д. Папуасский Союз: (Из истории борьбы Н. Н. Миклухо-Маклая за права папуасов Новой Гвинеи).— Расы и народы. М.: Наука, 1977, вып. 7, с. 103-127; Проект развития Берега Маклая,— Там же, с. 283-287. 2. Миклухо-Маклай Н. Н. Собр. соч.: В 5-ти т. М.; Л. 1950-1954, т. 3, ч. 1, с. 481-482. Письмо от 15 июля 1876 г., по-видимому, не сохранилось. 3. Там же, с. 481. 4. Миклухо-Маклай Н. Н. Собр. соч., 1950, т. 2, с. 249. 5. Там же, с. 252, 312, 314. 6. Миклухо-Маклай Н. Н. Собр. соч., т. 3, ч. 1, с. 474-482. 7. Миклухо-Маклай Н. Н. Собр. соч., т. 2, с. 643. 8. Моно Г. О Миклухе-Маклае, — Век, 1883, №3, с. 111. Эта публикация представляет собой перевод статьи: Monod G. La Nouvelle — Guinee. Les voyages de M. de Mikluho-Maclay.— La Nouvelle Revue, 1882, t. 19, N 2, p. 223-247. 9. Цит. no: Greenop F. S. Who Travels Alone. Sydney, 1944, p. 169. 10. Moнo Г. Указ. соч., с. 112. 11. Там же. 12. Миклухо-Маклай Н. Н. Собр. соч., т. 2, с. 449-458, 459-534. 13. Там же, с. 444-448, 559-570. 14. Миклухо-Маклай Н. Н. Собр. соч., т. 2, с. 569-570. 15. Там же, с. 562; т. 4, с. 187-189; Greenop F. S. Op. cit., p. 168-169. 16. Анучин Д. Н. Н. Н. Миклухо-Маклай. Его жизнь, путешествия и судьба его трудов,— Землеведение, 1922, кн. III-IV, с. 53-54. 17. Раrnаbу О. W. Britain and the Labour Trade in the Southwest Pacific. Durham, North Carolina, 1964, p. 142-143. 18. Ibid., p. 84. 19. См., например: Holthouse H. Cannibal Cargoes. Adelaide, 1969; Corns P. Passage, Port and Plantation. A History of Solomon Islands Labour Migration 1880-1914. Carlton, 1973; Evans R., Saunders K., Cronin K. Exclusion, Exploitation and Extermination. Race Relations in Colonial Queensland. Redfern, 1975. 20. Миклухо-Маклай H. H. Собр. соч., т. 2, с. 569-570. 21. Цит. по: Greenop F. S. Op. cit., p. 170. 22. Миклухо-Маклай H. H. Собр. соч., т. 4, с. 192-194. 23. Там же, с. 366. 24. Анучин Д. Н. Указ. соч. с., 51. 25. Небольшая цитата из этого документа без указания на его название приведена в кн.: Evans R., Saunders К., Cronin К. Op. cit., p. 168. 26. О плавании на «Вулверине» см.: Миклухо-Маклай H. Н. Собр. соч.. т. 2, с. 571-581, 662. 27. J. Wilson. The Labour Trado in the Western Pacific.— Queensland State Archives, Col. / A. 337, in-letter 2879 of 1882. 28. Еще в июне 1881 г., обдумывая содержание записки, впоследствии представленной коммодору Уилсону, Миклухо-Маклай обратился к известному юристу И. К. Блунчли с просьбой дать совет, как добиться международного соглашения об уважении прав народов Океании, в том числе о запрете «похищения людей обманом или силой» (Миклухо-Маклай H. Н. Собр. соч., т. 4, с. 200). Письмо вернулось обратно ввиду смерти адресата (там же, с. 367). 29. J. Wilson. Op. cit., p. 8. Поддержав основные выводы и рекомендации Миклухо-Маклая, Уилсон вместе с тем предложил в качестве радикального выхода из положения заменить на квинслендских сахарных плантациях невольников-океанийцев рабочими-кули, ввезенными из Индии и Китая, т. е. по существу, высказался за замену одной формы подневольного труда другой. 30. Greenop F. S. Op. cit., p. 245. 31. Миклухо-Маклай H. H. Собр. соч., т. 4, с. 249. Это письмо ученый написал совместно с английским миссионером Дж. Чалмерсом. 32. Миклухо-Маклай Н. Н. Собр. соч., т. 2, с. 443. 33. Моно Г. Указ. соч., с. 112-113. Текст воспроизведен по изданию: Неизвестный документ о борьбе Н. Н. Миклухо-Маклая с рабством и подневольным трудом в Австралии и Океании: Из истории борьбы Н. Н. Миклухо-Маклая в защиту островитян Южных морей // Расы и народы, Вып. 11. 1981 |
|